Права человека в различных правовых системах. Основные особенности и проблема универсальноститекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Права человека в различных правовых системах. Основные особенности и проблема универсальности»

На правах рукописи

Максименко Валерия Александровна

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛЬНОСТИ

Специальность 12 00 01 - теория и история права и юсударства, история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва - 2005

Диссертация выполнена в Московском государственном университете им М В Ломоносова (юридический факультет)

Научный руководитель - кандидат юридических наук доценг

Бережное Александр Геннадьевич

Официальные опнонешы - доктор юридических наук профессор

Витрук Николай Васильевич

кандидат юридических наук доцент Рожко Иван Николаевич

Ведущая организация - Российский университет дружбы народов

Защита диссертации состоится 22 сентября 2005 года в 15 час 15 мин на заседании диссертационного совета К 501 001 15 при Московском государственном университете им M В Ломоносова по адресу 119992, ГСП - 2, Москва, Ленинские горы, МГУ им MB Ломоносова, 1-й учебный корпус, Юридический факультет, зал заседаний Совета

С диссер[ацией можно ознакомиться в библиотеке МГУ им MB Ломоносова

ô

Автореферат разослан ¿г О ) О-— 2005 года

диссертационного совета

Ученый секретарь

Лысенко О Л

Ш[

£<60464

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Концепция прав человека занимает прочное место в мировой правовой культуре Зародившись в западных странах, найдя свое закрепление в конституциях или основных законах демократических государств Запада, идеи о правах человека распространились и в других странах Сегодня уже сложно найти страну, которая бы в том или ином виде не отразила представления о правах и свободах личности на законодательном уровне Нормы о правах человека стали своего рода измерением степени либерализма, развитости, прогрессивности государств и возможности международного сотрудничества с ними Отсутствие в конституции страны норм о правах человека вызывает недоумение мирового сообщества, еще больший резонанс вызывает публичное выражение нежелания признать права и свободы личности в основных законах государства.

Все чаще и настойчивее слышатся утверждения об универсальном характере концепции и представлений о правах человека Постулируется общечеловеческий и общеобязательный характер норм о правах и свободах личности Многие авторы предлагают избрать права человека за основу или стержень для устойчивого развития глобально изменяющегося мира «Ориентиром в сложных и противоречивых ситуациях современного мира должны быть права человека, которые выражают четко выверенные границы его свободы, положения в обществе, взаимодействие с государством и другими индивидами Права человека - неотъемлемое, неотчуждаемое досшжение человеческого рода»1

Однако, права человека - это достижение прежде всего западной цивилизации, и, как показывает практика, процесс рецепции идеи прав человека незападными культурами зачастую происходит не совсем естественным путем, либо вообще не происходит Свидетельством тому

1 Права человека Итоги века, тентенции перспективы /Пот peili

i библиотека 1 3

"1 1 »—mar* af

служат обострившиеся национальные конфликты, борьба за культурную самобытность пародов, и стремление развиваться своим цивилизационным путем

В этой связи представляется актуальным исследовать вопросы прав человека в различных правовых системах мира в контексте презюмирования универсальности концепции, идеи прав человека Позиционирование прав человека в качестве некой «абсолютной истины» должно иметь под собой определенную почву В связи с этим настоящая работа посвящена анализу идей о правах человека и исследованию представлений о правах и свободах личнос1и в рамках англосаксонской и романо - 1ерманской правовых систем, объединенных в контексте настоящего исследования в одну, так называемую «западную» правовую семью, а также рассмотрению концепции прав человека в мусульманском и иудейском праве

Выбор вышеперечисленных систем права обусловлен целью работы исследовать проблематику универсальности концепции прав человека в контексте сравнительного изучения концепции прав личности, а также культурно - правовыми различиями и особенностями «западного», мусульманского и иудейского права Мусульманское и иудейское право выбраны в связи с тем, что в этих правовых системах, как минимум в доктринальном плане, проблематика прав человека выглядит наиболее сложным образом, а выбор аттглосаксонской и романо - германской правовых семей обусловлен тем, что именно в этих государствах происходило формирование концепции прав человека Настоящая работа в основном не затрагивает особенности современного российского права, поскольку в ракурсе рассматриваемой проблемы его роль в доктринальном плане не столь значима Права человека в рамках указанных правовых систем рассматриваются не только в сугубо юридическом смысле, нормативно выраженные, но как концепция, которая находит свое отражение не только в различных отраслях права, но и тесно взаимосвязана с культурой государств различных правовых систем

Актуальность настоящей работы заключается также в том, что в ней анализируются положения о правах человека в отдельных правовых семьях, культурно - правовая основа их существования в тех или иных государствах с различными системами права, проводится сравнительное исследование представлений о правах и свободах личности в зависимости от правовой среды, в которой они существуют, а также рассматривается проблематика универсальности концепции прав человека.

Цели и задачи исследования.

Вышеизложенное предопределило цель диссертации, которая заключается в исследовании идей о правах человека, изучении источников происхождения и развития концепции прав человека, выявлении ее содержания и основных характеристик, рассмотрении представлений о правах человека в рамках различных правовых систем и сравнительное сопоставление этого явления в различных правовых культурах Кроме того, автором поставлена цель проанализировать международные акты о правах человека, а также внутригосударственную нормативную базу о правах человека в странах романо - германской, англосаксонской, иудейской и мусульманской правовых систем

Еще одна цель настоящей работы заключается в рассмотрении проблематики универсальности концепции прав человека Презюмирование прав и свобод личности в качестве универсалий в рамках западной традиции правопонимания предполагает необходимость установления того, является ли концепция прав человека универсальной, выступает ли признаваемый перечень так называемых основных прав и свобод человека общемировой ценностью, общечеловеческим достоянием и основой для единого общемирового развития в русле всеобщего блага и общецивилизационного процветания

Также целью работы является привлечение внимания ученых, специалистов, государственных деятелей, представителей общественности и

всех заинтересованных лиц к вышеуказанным вопросам, к проблеме универсальности идей о правах человека

Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи

- выявить и проанализировать источники происхождения и развития концепции прав человека, определить значение и место концепции прав человека в общемировой правовой культуре,

на основании имеющихся теоретических исследований сформулировать понятие и основное содержание феномена «права человека»,

- охарактеризовать международное право в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности, исследовать основные международно -правовые документы, на основании чею определить характерные особенности международного права в сфере прав человека, влияние рапичных правовых систем на развитие международного права в сфере обеспечения и реализации прав человека,

- выявить степень значения и влияния международных актов по правам человека на внутреннее законодательство государств различных правовых культур,

- рассмотреть и проанализировать основные законы, иные формы права государств представителей романо - германской, англосаксонской, мусульманской и иудейской правовых систем с целью определения перечня и возможной специфики закрепляемых основных прав и свобод в указанных правовых семьях,

- определить характерные особенности представлений о правах человека в различных культурно - правовых общностях, проследить общее и своеобразное в «понимании» и восприятии прав человека отдельными правовыми семьями,

- рассмотреть проблему универсальности применительно к концепции прав человека

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Объектом исследования настоящей работы является концепция прав человека, идеи и представления о правах человека в различных правовых системах современности как теоретическая концепция и как феномен социальной практики, включая и международно - правовые аспекты данной проблематики

Предметом исследования являются идеи, теории, нормы, представления о правах человека в государствах англосаксонской, романо -германской, иудейской и мусульманской правовых семей, а также международно - правовые документы в области прав и свобод человека Предметная направленность исследования определяется выделением и изучением в рамках заявленной темы историко - теоретического материала, нормативно - правовых источников (как утративших свою юридическую силу, так и действующих поныне), судебной практики, культурных и религиозных особенностей стран рассматриваемых правовых семей

Степень разработанности темы.

Несмотря на то, что в последнее время о правах человека говорится много, однако, вопросы сравнительно - правового анализа проблематики прав человека не в достаточттой степени разработаны и освещены По вопросу универсальности концепции прав человека высказаны различные мнения, однако проблема универсальности прав человека в теоретически правовом аспекте остается в полной мере не изученной Общетеоретические и исторические аспекты концепции прав человека разработали такие ученые - правоведы, как М И Абдуллаев, А К Бергер, А Г Бережное, В Ю Богдасаров, Л Богораз, В А Карташкин, Е А Лукашева, Ф Люшер, Р А Мюллерсон, Б Назаров, В С Нерсесянц, А Тергел, В Е Чиркин Весомый вклад в исследование прав человека в различных правовых системах внесли такие авторы как Г Дж Берман, В П Воробьев, М Д Грубарг, Рене Давид,

И Л Зевелев Г М Керимов, МII Марченко, В Новик, Л Р Сюкияйпен, Л Н ТПестаков, X С Хомушев, Менахем Элон и другие Научная новизна.

Научная новизна настоящей работы состоит в том, что она представляет собой первое в российской правовой диссертационной литературе сравнительно правовое исследование доктриналытого понимания, своеобразия и восприятия идеи прав человека, теорстико правовых обоснований прав и свобод личности в различных правовых системах В этом же контексте анализируется перечень конкретных, отдельных прав человека и факторы культурной, социальной жизни, традиции, а также иные особенности сообщества, которые влияют на обеспечение и реализацию определенного комплекса прав и свобод в странах романо германской, англосаксонской, иудейской, мусульманской правовых семей

Научной новизной обладает также осуществленный автором анализ проблемы универсальности концепции прав и свобод человека, общемировой ценности и значимости доктрины Впервые в отечественной юридической науке в рамках диссертационного исследования универсальность, ценность и значимость концепции рассмотрены в ракурсе практического обеспечения прав человека в государствах различных правовых культур Методологическая основа исследования.

В ходе решения поставленных задач и в свете достижения вышеука5анных целей применялись современные методы познания сравнительно - правовой, логический, системный, структурно функциональный, исторический, абстрагирования и друше методы исследования В ходе исследования была использована литература отечественных и зарубежных авторов, обширный нормативный материал

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические положения и выводы, выносимые на защиту:

концепция прав человека - это продукт западной философской и правовой мысли, христианской религии, западных традиций и культуры, западных моральных и этических представлений, международное право в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности - это отражение так называемой «западной концепции прав человека», практически не учитывающее национальные и культурные особенности многих «незападных» народов и цивилизаций,

концепция прав человека в том виде, в котором она существует на современном этапе, наиболее полно и последовательно находит свое выражение в романо - германской и англосаксонской правовых сисгсмах,

незападные правовые культуры (мусульманская и иудейская семьи) содержат собственные представления о правах человека, отличные от идей о правах и свободах, берущих свое начало со взглядов мыслителей эпохи Просвещения в европейских странах;

отличительной чертой мусульманского права, в отличие от западных представлений, является доктринальный приоритет общего блага над благом индивидуальным, перечень прав человека в странах мусульманской правовой системы прежде всего ориентирован на достижение общественного благополучия,

характерной особенностью проблематики прав человека в иудейском праве выступает доктринальный приоритет обязанностей членов общества по отношению к правам и свободам Права человека в иудейской правовой системе находят свое преимущественное выражение через установление соответствующих запретов и обязываний,

свобода совести в странах религиозно - правовых систем и по настоящее время остается наиболее проблемным правом человека, как с точки зрения доктрины, так и в плане практической реализации, оно либо существенно ограничивается, либо логически, по сути и по факту как таковое может просто отсутствовать,

в качестве объективного факта следует признать, что на современном этапе развития человечества все - таки не существует действительно всеобщей, общепризнанной, универсальной и одинаковой для всех стран и народов концепции или доктрины прав человека Научная и практическая значимость исследования. Научная и практическая значимость исследования состоят в том, что содержащиеся в нем анализ и выводы могут быть использованы как в общетеоретических исследованиях и разработках в сфере прав человека, так и в учебном процессе при преподавании общих и специальных курсов для юристов в высших учебных заведениях

Имеющиеся в настоящей работе предложения могут быть также учтены при дальнейшем развитии концепции прав человека, применении и обеспечении прав и свобод в различных правовых системах мира, а также в сфере международного права прав человека Апробация.

Положения и выводы данной работы были практически апробированы в ряде опубликованных статей, в выступлениях на научных конференциях, в обсуждении проблем прав человека на заседаниях кафедры теории государева и нрава и политологии Московского Государственного Университета им М В Ломоносова Структура диссертации.

С1рук1ура настоящей работы обусловлена целями и задачами диссертации и состоит из трех глав Первая глава посвящена общим

вопросам и положениям концепции прав человека, включает в себя два параграфа, посвященных рассмотрению и анализу концепции прав и свобод человека как таковой, ее содержанию, сущности Второй параграф посвящен анализу прав человека в международном праве

Во второй главе рассматриваются права и свободы человека в рамках романо - германской, англосаксонской, иудейской и мусульманской правовых систем, проблемные вопросы реализации и обеспечения прав и свобод в различных культурно - правовых сообществах

В третьей главе рассматривается проблематика универсальности концепции прав человека

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность исследования, характеризуется степень научной разработанности проблемы, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, его методологическая основа Обозначена научная новизна работы, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту

Первая глава - «Концепция прав человека Основное содержание и международно - правовые аспекты» - посвящена анализу многоаспектное™ феномена прав человека, а также исследованию концепции прав человека в рамках международного права

Первый параграф первой главы - «Понятие, источники возникновения и содержания концепции прав человека» - это анализ разнообразных сторон феномена прав человека, исследование источников возникновения и формирования концепции прав человека Концепция прав человека зародилась на Европейском континенте, идеи и представления о правах и свободах личности развивались и формировались в философских воззрениях стран Европы и Северной Америки, и первые юридические акты в сфере обеспечения прав и свобод человека также были приняты в

указанных ш,тше странах Концепция является порождением западттой культуры и философии

Концепция прав человека весьма многоплановое явление Понятие прав и свобод человека не исчерпывается только правом Концепция прав человека сформировалась под влиянием многих факторов жизни общества Касаясь самого человека, существенных условий его бытия, затрагивая основные ценности человеческой личности, концепция прав человека, как феномен права, возникла и сформировалась под влиянием многих не правовых явлений, таких как религия, философия, мораль, культура в целом

Христиансхво привнесло в идею нрав человека концепцию личности Христианское представление о человеке как универсальной и неповторимой личности, наделенной абсолютными и неотъемлемыми достоинствами, созданной по образу и подобию высшего, универсального, трансцендентного существа - Бога созвучно с естественно - правовой концепцией прав и свобод человека, которая постулирует существование неотъемлемых, неотчуждаемых прав и свобод человека, присущих личности по факту рождения Основополагающим принципом концепции прав и свобод личности является достоинство человека, что также присуще и христианским догмам

Христианская религия явилась основой для формирования многих принципов и представлений о правах человека При этом взаимодействие этих двух феноменов не всегда было однозначным Сегодня позиции религии в общественной жизни не такие могущественные, как ранее Возможно, это явилось причиной того, что права человека претендуют на позицию универсальной ценносш, причем, если религии различаются в различных с фанах мира, ю концепция прав человека в своем неизменном виде имеет целью объединить весь мир и стать абсолютной идеей Таким образом, права человека претендуют на еще большее, по крайней мере, в пространственном выражении, господство, чем религиозные течения Примечательно, что процесс утверждения и признания концепции прав человека стал идти

особенно активно в тот момент, когда церковь отделили от государства Таким образом, права человека в какой - то степени заняли место религии в обеспечении миропорядка, трансформировались в «современную религию»

Мораль, также как и религия, привнесла в концепцию прав личности один из основополагающих принципов, а именно идею справедливости Справедливость является оценочным критерием как для норм права в сфере защиты и обеспечения прав и свобод человека, так и норм морали Права человека очень близко соприкасаются, сопряжены с моральными и культурными достижениями человечества Концепция прав личности воплощает идеалы человечества, такие как свобода, равенство, справедливость, милосердие, гуманизм Нравственность является одним из аспектов, с помощью которого можно охарактеризовать права и свободы человека, в нормах о правах и свободах личности отражаются нравственные представления общества

Содержание концепции на современном этапе, а также классификация прав и свобод личности многими авторами, занимающимися проблематикой прав человека, достаточно широко освещены Существует большое количество литературы на данную тематику Однако, как представляется, для разрешения вопроса об универсальности прав и свобод личности немаловажную, если не первостепенную роль, играет проблематика возникновения и источники формирования концепции прав человека В этом аспекте существуют пробелы и нет однозначной интерпретации и общепризнанной теории В связи с чем, первый параграф первой главы работы посвящен источникам возникновения и формирования концепции прав человека и основному ее содержанию

Важным вопросом при рассмотрении концепции прав человека является проблема соотношения концепции прав человека и норм права в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности Зачастую эти явления не разграничиваются, хотя одно из другого и вытекает, все же это различные явления Концепция прав человека - это система взглядов о правах и

свободах личности, этически (морально, нравственно) обоснованных и социально необходимых, принадлежащих человеку в силу природы его происхождения, уходящая своими корнями в религию, культуру, мировоззрение данного сообщества Нормы права о правах человека - это определенный набор прав, свобод и обязанностей человека, которые обеспечиваются и охраняются государством в целях создания универсальной в рамках данпот о общества и на определенном этапе исторического развития среды для всестороннего развития человека Нормы права о правах человека являются порождением концепции, но в то же время они сугубо юридическое явление и претерпевают на себе сильное влияние объективных условий и интересов лоббирующих эти нормы социальных субъектов Концепция прав человека охватывает собой более фундаментальные представления человека о своем месте в общественном процессе, включая не только юридические явления, но также и влияние философии, религии, культуры и другие факторы

В работе наибольшее внимание уделяется именно концепции прав человека, так как в целях сравнительного исследования прав человека в различных правовых системах и рассмотрения проблематики универсальности представлений о правах человека, концептуальный подход наиболее целесообразен

В работе также затрагиваются естественно - правовая теория и позитивистское направление в правопопимаиии Примечательно, что в последнее время в вопросах прав человека наблюдается тенденция примирения и интегрирования тгих двух направлений в правопонимании в целях повышения эффективности механизма реализации и обеспечения прав и свобод личности Естественно - правовая доктрина постулирует существование неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека, которые присущи личности по факту ее рождения, и никакое государство, никакая власть не может отнять либо ограничить эти права Вместе с тем, не найдя закрепления в позитивном праве представления о правах человека остаются

абстрактными идеями Правотворческая деятельность государств все чаще бывает направлена ira активное содействие реализации прав, свобод и способностей человека Личность нуждается не только в пассивном предоставлении права осуществлять свои права в рамках очерченных государством и закрепленных правом Необходимо также создание условий, направленных па реализацию закрепленных в нормах прав Таким образом, так называемые естественные права для своего осуществления все более нуждаются в регламентации и обеспечении условий для их осуществления каждым индивидом

Во втором параграфе первой 1лавы - «Международно - правовые аспекты проблематики прав человека» - анализируется международное право в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека

Несмотря на то, что отдельные положения по вопросу статуса личности были затронуты в международных документах ХТХ - начала XX веков и ранее, началом формирования международного права прав человека стало принятие Устава ООН и деятельность Организации Объединенных Наций

Сама разработка документов по правам человека вплоть до конца XX века шла главным образом под влиянием противостоявших друг другу США и СССР Основополагающие документы по правам человека Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, а также о гражданских и политических правах, п своем содержании наиболее ярко отразили влияние именно указанных супердержав Во многом именно по этой причине многие положения международного права по вопросам прав человека приобрели достаючно абстракшый размытый характер, для нахождения компромисса в принципиально различных взглядах пришлось отказаться ог более конкретных формулировок

Международное право в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности на современном этапе созвучно западной концепции прав человека Нормы о правах человека, закрепленные в международно - правовых актах

носят по большому счету декларативный характер, представляют собой некий идеал, к которому должны стремиться все члены международного сообщества Этот идеал был создан лишь несколькими государствами -создателями таких основных деклараций и пактов, как Всеобщая декларация прав человека, Пакты об экономических, социальных, культурных правах, гражданских и политических правах, и следовательно органично отвечает целям и идеям именно этих государств - создателей В этом в основном и состоит важнейшая причина в значительной степени декларативного характера международного права в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности

Среди международных механизмов реализации прав человека в последнее время все более важную роль занимают региональные механизмы обеспечения прав человека Принимаются региональные документы в сфере реализации и защиты прав и свобод личности, создаются региональные правозащитные организации Среди региональных систем защиты прав человека выделяют европейскую, межамериканскую, африканскую, азиатскую и арабскую системы

Одним из самых ярких представителей региональной системы защиты прав человека является европейская система В Европе несколько региональных организаций, занимающихся проблемами прав человека Это, прежде всего, Совет Европы, и созданный на его основе согласно Европейской Конвенции 1950 года о защите прав и свобод человека Европейский суд по правам человека

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, несмотря на го, что не имеет такого контролирующею механизма как Европейский суд по правам человека, является самой крупной региональной организацией и в своей работе также нацелена на сохранение и ¡ашиту прав и свобод личности

Европейские организации обладают механизмами, позволяющими реально влиять на национальное законодательство и степень обеспечения

прав личности в отдельном государстве Даже комитеты ООН в сравнении с Советом Европы и ОБСЕ, обладают меньшей властью и их функциональная деятельность менее эффективна Остальные системы, перечисленные выше, еще менее эффективны в обеспечении прав человека Подобная ситуация вполне логично вытекает из источников формирования концепции прав и свобод личности Идеи и представления о правах человека - это результат европейской культуры Нормы о правах личности являются средством решения назревших в западном обществе социальных проблем, поэтому европейская регионпьная система защиты и обеспечения прав и свобод человека является на насюящем этапе самой действенной и эффективной

Во второй главе - «Права человека в различных правовых системах» рассматриваются представления о правах человека в сгранах романо германской, англосаксонской, мусульманской и иудейской правовых систем

В первом параграфе второй главы - «Права человека в странах англосаксонской и романо - германской правовых систем» - объединяются романо - германская и англосаксонская правовые семьи в одну, так называемую «западную» правовую систему, что обусловлено методологической целесообразностью сравнительного исследования В основе такого объединения лежит общая западно - европейская культура, объединяемая общими либерально - демократическими политическими ценностями, общим пониманием справедливости, правопониманием, правоприменительной деятельностью

На основе анализа представлений о правах человека в странах ан1 лосаксонской и романо - !ерманской правовых систем, становиться очевидным что существующие представления о правах и свободах личности - представления, сформулированные западной политико - правовой мыслью В западных государствах, как показывает исследование состояния прав человека в романо- германской и англосаксонской системах права права и свободы человека неоднозначны в закреплении и реализации Так, социально

- экономическим правам в законодательстве романо германской и англосаксонской правовых системах уделяется меньше внимания, чем, к примеру, личным и гражданским правам человека Это позволяет констатировать различия в перечне закрепляемых прав и свобод человека не только в рамках различных правовых культур, но также и в различных странах западной правовой системы

Второй параграф второй главы - «Права человека в мусульманской правовой семье» - посвящен исследованию представлений о правах личности в странах мусульманской правовой системы В исламских государствах отсутствует четкий правовой, юридический механизм защиты и гарантий прав и свобод человека Причина кроется в том, что исламские государства убеждены, что принципы исламской концепции - шариат - это единственное, на что следует ориентироваться в вопросе определения прав человека

С точки зрения основных положений концепции прав человека, шариатская система вызывает возражения не только потому, что она ограничивай свободу и для мусульман и для не мусульман, но также из-за ее концепции гражданских и политических прав, основанной на религиозном признаке Сам факт того, что главным преступлением здесь считается вероотступничество, является не только нарушением свободы совести и права свободного вероисповедания и изменения своих убеждений, но и может быть использован для наказания тех мусульман, которые выражают неортодоксальные взгляды

Набор основных прав человека различается в зависимости от конкретных условий, в которых эти права гарантируются и обеспечиваются Учитывая приверженность мусульман исконным и незыблемым законам ислама, нормы которого нередко вступают в противоречие с общепринятыми стандартами по правам человека, не существует объективной возможности применения государствами мусульманской правовой системы западных «универсальных» стандартов по правам человека Невозможно исповедующим ислам отказаться от принципов и идей, которые веками жили

в умах мусульман, на которых воспитывались поколения Включение прав и свобод человека в мусульманское право может быть осуществлено в рамках и при поддержке мусульманской религии, а также учитывая национально -культурные особенности Востока Здесь актуальна разработка представлений о правах человека в мусульманской правовой системе с учетом стандартов западной концепции прав человека и при детальном исследовании исламской доктрины права, а не простое приложение западных представлений о естественных правах и свободах человека к мусульманскому праву

В мусульманских странах общес1венное благо превалируе! над благом индивидуальным «Проблемными» с позиции западных представлений о правах и свободах личносш являются такие права и свободы как свобода слова, вероисповедания, равенство полов

В третьем параграфе второй главы - «Права человека в иудейском праве» - анализируются идеи и представления о правах личности в иудейской правовой системе Иудейское право, так же как и мусульманское, является одной из древнейших правовых систем современного мира Иудейское право является самобытным и независимым, культура еврейского народа и его религия, а также различные учения, такие как каббала, находят приверженцев в различных странах мира и остаются значимыми с древнейших времен до настоящего времени

Характерная черта иудейского права, и это можно сказать о любой другой религиозной правовой системе, состоит в том, что право регулирует жизнь каждого еврея с того момента, как он просыпается утром, в течение всею дня и всей жизни Иудейское право формирует основные принципы жизни нации, регулирует взаимоотношения внутри обшин и ошошения евреев с другими народами

Приверженность евреев иудейской религии (а верующее население и религиозные конфессии оказывают большое влияние на развитие Израиля) не способствует принятию в государстве высшего единого закона -

конституции п силу того, что подобные таги могли бы окончательно разделить государство и религию, а в этом вопросе власть сохраняет так называемый «статус кво» Израильская государственность опирается на нормы права, берущие свое начало в религиозно - этических предписаниях Свобода совести в иудейском праве, также как и в иных религиозных системах права, остается одним из наиболее проблематичных прав человека

Имея ярко выраженный религиозный характер, иудейское право является в то же время сугубо национальным, и его развитие связано исключительно с творчеством еврейского народа Этим иудейское право ошичаегся ог других религиозных сис1ем, таких, например, как католическое и мусульманское право, которые создавались и развивались не представителями одного народа, а каюликами и мусульманами разных наций

Иудейское право четкий акцент делает именно на евреев, а не на граждан Израиля - израильтян Даже основные законы в сфере прав человека в Израиле подчеркивают приверженность ценностям еврейского государства Такой четкий акцент на национальную принадлежность очевидно противоречит «общепринятым» положениям концепции прав человека, однако национальная нить вообще присуща иудейскому праву и праву государства Израиль

Иудейское право есть право предписывающее, регламентирующее жизнь иудейского народа Исследуемая правовая система есть система не прав, а скорее система обязанностей Общественное благо в иудейском праве превалирует над благом индивидуальным В этом оно кардинальным образом отличается от западной концепции прав человека Иудейский закон изобилуе! обязанностями, выполнение которых требуется от каждого отдельного человека Большинство из них носит официальный юридический характер, то есть отказ их выполнять влечет за собой принудительные меры

Третья глава диссертации - «Проблема универсальности концепции прав человека» - посвящена исследованию проблематики универсального

характера представлений о правах человека и основывается на выводах, сделанных в предыдущих главах, являясь итогом и содержащей основные выводы работы, полученные в результате анализа представлений о правах и свободах личности и их проявлений в различных правовых системах

Различия в представлениях о правах человека на Западе и на Востоке затрагивают основные аспекты концепции прав личности То, что неприемлемо для одной культуры (например, кровная месть для западной цивилизации), считается священным для другой, и наоборот, бытовые явления западной цивилизации (например, развод) для Востока становятся страшным 1рехом, порицаемым всем обществом Эти различия культур есть нормальное состояние всего человечества Возможно, культурная непохожесть и является движущей силой эволюционного пути Признание одной культуры и распространение ее в качестве абсолютной истины для всех народов - это не что иное, как игнорирование и подавление цивилизационного многообразия

Права человека всегда зависят от объективных условий Характер и объем прав зависят от политической и экономической ситуации в том или ином сообществе Права человека - это не абсолют, ничем не обусловленный, или обусловленный только лишь биологической природой человека, это не универсальное явление, которое существует независимо от общественного устройства Права и свободы человека это отражение характера и статуса личности в обществе, так как вне общества пет ни прав, ни свобод

Концепция прав человека тесно связана с такими явлениями как мораль, нравственность, религия Моральные ценности в мире схожи, но при эюм существуют и различия в зависимости ох культурных и цивилизационных особенностей того или иного общества Всюду есть мораль, по не всюду она одна и та же

Религиозные представления о мироустройстве также значительно различаются В каждом обществе существуют свои ценности и свои

приоритеты Идеалы, проповедуемые христиаттством, исламом, иудаизмом, буддизмом, не совпадают, а дифференцируются

Западная концепция прав человека в ее полном виде не приживается в других правовых системах, и при этом существуют права и свободы, которые в том или ином виде признаются лишь незападиыми цивилизациями Представители различных стран, различных правовых систем, не являющихся западными, как правило, высказываются против признания универсального характера за концепцией прав человека, порой даже выступают против соблюдения прав и свобод, которые в западной доктрине представляются как неошуждаемые, ес1ественные, основные, неотъемлемые В каждом обществе существуют свои ценности, свои парадигмы развития, коюрыс вырабашвались веками и органично отвечают целям развития конкретного общества В западном мире - это концепция прав человека, христианские ценности, в мусульманских странах - религия ислам и стремление к общему благу, в Индии - сословные касты и дхарма Во многих различных политико - правовых системах мира роль права вообще не такая значительная как в западных странах, не говоря уже о концепции прав человека

Нормы о правах человека, стандарты в сфере защиты и обеспечения прав личности, перечень так называемых неотчуждаемых, неотъемлемых, естественных, основных прав человека - это средства для решения возникающих социальных вопросов в западном обществе В иных общественных формациях такие средства могут быть бесполезны, также как и социально назревающие вопросы могут быть иными Ни концепция прав человека, ни нормы права в области обеспечения, защиты и реализации прав и свобод личности, не могут быть признаны универсально применимыми для всех социо - культурных образований

Объединение мирового сообщества пе может происходить на основании ценностей, предложенных одной культурой бе 5 учета «ожиданий» и особенностей других Здесь происходит уже не диалог двух (или более)

равных сторон, а принуждение и давление При такой постановке вопроса, как мы наблюдаем в наши дни, консенсус достигнут быть не может Происходит нарастание напряжения и как следствие возникают конфликты ira этнических, национальных, религиозных и иных основаниях

Идея прав человека как концепция, отражающая место и положение человека в сообществе, зависит от ценностей конкретного общества, от понимания сущности личности и ее отношений с другими людьми и обществом в целом Подобные вопросы должны решаться государствами исходя из целесообразности, культурных оснований, ценностных ориентиров общества

Заключение диссертации содержит обобщенные итоги исследования, основные выводы, а также намечаются дальнейшие направления и перспективы анализа проблематики универсальности прав человека и концепции прав и свобод личности в различных правовых системах

Список лшературы включает в себя перечень использованных в работе официальных документов и нормативных материалов в сфере обеспечения и защиты прав человека, здесь же перечислены монографии, учебные и научные издания, публикации, которые составили теоретическую основу диссертационного исследования

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы Права человека в мусульманской правовой семье // ВМУ Серия 11 -право 2004 №2 С 85-94 (0,5 п л )

Проблема универсальности доктрины прав человека // Вопросы гуманитарных наук 2005 №1(16) С 174-183 (0,7 п л )

Заказ К» 1521 Подписано с печать 07 07 05 Тираж 100 ж Ус ] п 1 0,88

ООО "Цифроничок", те I (095) 797-75-76 -уу с(г ги , е-тси1 ги

РНБ Русский фонд

2006-4 9891

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Максименко, Валерия Александровна, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНО - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ.

1. Понятие, источники возникновения и содержание концепции прав человека.

2. Международно - правовые аспекты проблематики прав человека.

ГЛАВА II. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ.

1. Права человека в странах англосаксонской и романо — германской правовых систем.

2. Права человека в мусульманской правовой семье.

3. Права человека в иудейском праве.

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Права человека в различных правовых системах. Основные особенности и проблема универсальности"

Концепция прав человека занимает прочное место в мировой правовой культуре. Зародившись в западных странах, найдя свое закрепление в конституциях или основных законах демократических государств Запада, идеи о правах человека распространились и в других странах. Сегодня уже сложно найти страну, которая бы в том или ином виде не отразила представления о правах и свободах личности на законодательном уровне. Нормы о правах человека стали своего рода измерением степени либерализма, развитости, прогрессивности государств и возможности международного сотрудничества с ними. Отсутствие в конституции страны норм о правах человека вызывает недоумение мирового сообщества, еще больший резонанс вызывает публичное выражение нежелания признать права и свободы личности в основных законах государства.

Все чаще и настойчивее слышатся утверждения об универсальном характере концепции и представлений о правах человека. Постулируется общечеловеческий и общеобязательный характер норм о правах и свободах личности. Многие авторы предлагают избрать права человека за основу или стержень для устойчивого развития глобально изменяющегося мира. «Ориентиром в сложных и противоречивых ситуациях современного мира должны быть права человека, которые выражают четко выверенные границы его свободы, положения в обществе, взаимодействие с государством и другими индивидами. Права человека - неотъемлемое, неотчуждаемое достижение человеческого рода»1.

Однако, права человека — это достижение прежде всего западной цивилизации, и, как показывает практика, процесс рецепции идеи^драв человека незападными культурами зачастую происходит не" совсем естественным путем, либо вообще не происходит. Свидетельством тому служат обострившиеся национальные конфликты, борьба за культурную

1 Права человека. Итоги века, тенденции, перспективыЛТод ред. Е.А. Лукашевой. М.,2002. С.УН. самобытность народов, и стремление развиваться своим цивилизационным путем.

В этой связи представляется актуальным исследовать вопросы прав человека в различных правовых системах мира в контексте презюмирования универсальности концепции, идеи прав человека. Позиционирование прав человека в качестве некой «абсолютной истины» должно иметь под собой определенную почву. В связи с этим настоящая работа посвящена анализу идей о правах человека и исследованию представлений о правах и свободах личности в рамках англосаксонской и романо - германской правовых систем, объединенных в контексте настоящего исследования в одну, так называемую «западную» правовую семью, а также рассмотрению концепции прав человека в мусульманском и иудейском праве.

Выбор вышеперечисленных систем права обусловлен целью работы исследовать проблематику универсальности доктрины прав человека в контексте сравнительного изучения доктрины прав личности, а также культурно - правовыми различиями и особенностями «западного», мусульманского и иудейского права. Мусульманское и иудейское право выбраны в связи с тем, что в этих правовых системах проблематика прав человека стоит наиболее остро, а выбор англосаксонской и романо -германской правовых семей обусловлен тем, что именно в этих государствах происходило формирование концепции прав человека. Настоящая работа в основном не затрагивает особенности современного российского права, поскольку в ракурсе рассматриваемой проблемы его роль в доктринальном' плане не столь значима. Права человека в рамках указанных правовых систем рассматриваются не только в сугубо юридическом смысле, нормативно выраженные, но как концепция, которая находит свое отражение не только в различных отраслях права, но и тесно взаимосвязана с культурой государств различных правовых систем.

Актуальность настоящей работы заключается также в том, что в ней анализируются положения о правах человека в отдельных правовых семьях, культурно - правовая основа их существования в тех или иных государствах с различными системами права, проводится сравнительное исследование представлений о правах и свободах личности в зависимости от правовой среды, в которой они существуют, а также рассматривается проблематика универсальности концепции о правах человека.

Цели и задачи исследования.

Вышеизложенное предопределило цель диссертации, которая заключается в исследовании идей о правах человека, изучении источников происхождения и развития концепции прав человека, выявлении ее содержания и основных характеристик, рассмотрении представлений о правах человека в рамках различных правовых систем и сравнительное сопоставление этого явления в различных правовых культурах. Кроме того, автором поставлена цель проанализировать международные акты о правах человека, а также внутригосударственную нормативную базу о правах человека в странах романо - германской, англосаксонской, иудейской и мусульманской правовых систем.

Еще одна цель настоящей работы заключается в рассмотрении проблематики универсальности концепции прав человека. Презюмирование прав и свобод личности в качестве универсалий в рамках западной традиции правопонимания предполагает необходимость установления того, является ли концепция прав человека универсальной; выступает ли признаваемый перечень так называемых основных прав и свобод человека общемировой ценностью, общечеловеческим достоянием и основой для единого общемирового развития в русле всеобщего блага и общецивилизационного процветания.

Также целью работы является привлечение внимания ученых, специалистов, государственных деятелей, представителей общественности и всех заинтересованных лиц к вышеуказанным вопросам, к проблеме универсальности идей о правах человека.

Для достижения указанных целей были поставлены следующие,задачи:

- выявить и проанализировать источники происхождения и развития концепции прав человека, определить значение и место концепции прав человека в общемировой правовой культуре; на основании имеющихся теоретических исследований сформулировать понятие и основное содержание феномена «права человека»;

- охарактеризовать международное право в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности, исследовать основные международно -правовые документы, на основании чего определить характерные особенности международного права в сфере прав человека, влияние различных правовых систем на развитие международного права в сфере обеспечения и реализации прав человека;

- выявить степень значения и влияния международных актов по правам человека на внутреннее законодательство государств различных правовых культур;

- рассмотреть и проанализировать основные законы, иные формы права государств — представителей романо - германской, англосаксонской, мусульманской и иудейской правовых систем с целью определения перечня и возможной специфики закрепляемых основных прав и свобод в указанных правовых семьях;

- определить характерные особенности представлений о правах человека в различных культурно — правовых общностях, проследить общее и своеобразное в «понимании» и восприятии прав человека отдельными правовыми семьями;

- рассмотреть проблему универсальности применительно к концепции прав человека.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Объектом исследования настоящей работы является концепция прав человека, идеи и представления о правах человека в различных правовых системах современности как теоретическая концепция и как феномен социальной практики, включая и международно — правовые аспекты данной проблематики.

Предметом исследования являются идеи, теории, нормы, представления о правах человека в государствах англосаксонской, романо — германской, иудейской и мусульманской правовых семей, а также международно - правовые документы в области прав и свобод человека. Предметная направленность исследования определяется выделением и изучением в рамках заявленной темы историко - теоретического материала, нормативно - правовых источников (как утративших свою юридическую силу, так и действующих поныне), судебной практики, культурных и религиозных особенностей стран рассматриваемых правовых семей.

Степень разработанности темы.

Несмотря на то, что в последнее время о правах человека говорится много, однако, вопросы сравнительно - правового анализа проблематики прав человека не в достаточной степени разработаны и освещены. По вопросу универсальности концепции прав человека высказаны различные мнения, однако проблема универсальности прав человека в теоретически — правовом аспекте остается в полной мере не изученной. Общетеоретические и исторические аспекты концепции прав человека разработали такие ученые - правоведы, как М.И. Абдуллаев, А.К. Бергер, А.Г. Бережное, В.Ю. Богдасаров, Л. Богораз, В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева, Ф.Люшер, P.A. ч.

Мюллерсон, Б. Назаров, B.C. Нерсесянц, А.Тергел, В.Е. Чиркин. Весомый вклад в исследование прав человека в различных правовых системах внесли такие авторы как Г. Дж. Берман, В.П. Воробьев, М.Д. Грубарг, Рене Давид, И.А. Зевелев, Г.М. Керимов, М.Н. Марченко, В.Новик, Л.Р. Сюкияйнен, Л.Н. Шестаков, Х.С. Хомушев, Менахем Элон и другие.

Научная новизна

Научная новизна настоящей работы состоит в том, что она представляет собой первое в российской правовой диссертационной литературе сравнительно - правовое исследование доктринального понимания, своеобразия и восприятия идеи прав человека, теоретико -правовых обоснований прав и свобод личности в различных правовых системах. В этом же контексте анализируется перечень конкретных, отдельных прав человека и факторы культурной, социальной жизни, традиции, а также иные особенности сообщества, которые влияют на обеспечение и реализацию определенного комплекса прав и свобод в странах романо - германской, англосаксонской, иудейской, мусульманской правовых семей.

Научной новизной обладает также осуществленный автором анализ проблемы универсальности доктрины прав и свобод человека, общемировой ценности и значимости доктрины. Впервые в отечественной юридической науке в рамках диссертационного исследования, универсальность, ценность и значимость доктрины рассмотрены в ракурсе практического обеспечения прав человека в государствах различных правовых культур. Методологическая основа исследования.

В ходе решения поставленных задач и в свете достижения вышеуказанных целей применялись современные методы познания: сравнительно - правовой, логический, системный, структурно -функциональный, исторический, абстрагирования и другие методы исследования. В ходе исследования была использована литература отечественных и зарубежных авторов, обширный нормативный материал. Положения, выносимые на защиту: концепция прав человека - это продукт западной философской и правовой мысли, христианской религии, западных традиций и культуры, западных моральных и этических представлений; международное право в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности - это выражение так называемой «западной доктрины прав человека», практически не учитывающей национальные и культурные особенности многих «незападных» народов и цивилизаций; концепция прав человека в том виде, в котором она существует на современном этапе, наиболее полно и последовательно находит свое выражение в романо - германской и англосаксонской правовых системах; незападные правовые культуры (мусульманская и иудейская семьи) содержат собственные представления о правах человека, отличные от идей о правах и свободах, берущих свое начало со взглядов мыслителей эпохи Просвещения в европейских странах; отличительной чертой мусульманского права, в отличие от западных представлений, является доктринальный приоритет общего блага над благом индивидуальным; перечень прав человека в странах мусульманской правовой системы прежде всего ориентирован на достижение общественного благополучия; характерной особенностью проблематики прав человека в иудейском праве выступает доктринальный приоритет обязанностей членов общества по отношению к правам и свободам. Права человека в иудейской правовой системе находят свое преимущественное выражение через установление соответствующих запретов и обязываний; свобода совести в странах религиозно — правовых систем и по настоящее время остается наиболее проблемным правом человека, как с точки зрения доктрины, так и в плане практической реализации; оно либо существенно ограничивается, либо логически, по сути и по факту как таковое может просто отсутствовать; в качестве объективного факта следует признать, что на современном этапе развития человечества все - таки не существует действительно всеобщей, общепризнанной, универсальной и одинаковой для всех стран и народов концепции или доктрины прав человека.

Научная и практическая значимость исследования.

Научная и практическая значимость исследования состоят в том, что содержащиеся в нем анализ и выводы могут быть использованы как в общетеоретических исследованиях и разработках в сфере прав человека, так и в учебном процессе при преподавании общих и специальных курсов для юристов в высших учебных заведениях.

Имеющиеся в настоящей работе предложения могут быть также учтены при дальнейшем развитии концепции прав человека, применении и обеспечении прав и свобод в различных правовых системах мира, а также в сфере международного права прав человека.

Апробация.

Положения и выводы данной работы были практически апробированы в ряде опубликованных статей, в выступлениях на научных конференциях, в обсуждении проблем прав человека на заседаниях кафедры теории государства и права и политологии Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова.

Структура диссертации.

Структура настоящей работы обусловлена целями и задачами диссертации и состоит из трех глав. Первая глава посвящена общим вопросам и положениям концепции прав человека, включает в себя два параграфа, посвященных рассмотрению и анализу концепции прав и свобод человека как таковой, ее содержанию, сущности. Второй параграф посвящен анализу прав человека в международном праве.

Во второй главе рассматриваются права и свободы человека в рамках романо - германской, англосаксонской, иудейской и мусульманской правовых систем, проблемные вопросы реализации и обеспечения прав и свобод в различных культурно - правовых сообществах.

Третья глава рассматривает проблематику универсальности концепции прав человека. и

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Максименко, Валерия Александровна, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Происходящие в современном мире события и общественные процессы привлекают все большее внимание к проблематике прав человека. Особенный упор делается на идее универсального характера концепции прав и свобод личности, на применимости положений о правах человека, выработанных западной — правовой мыслью, ко всем национальным системам права. На основе рассмотренных в настоящем исследовании правовых систем можно сделать следующие выводы:

Концепция о правах человека своими корнями уходит в учения древнегреческих, древнеримских философов, представления которых развивались на протяжении столетий западной политико — правовой мыслью. Представления о правах человека в виде концепции сформировались в эпоху Просвещения и отражают существовавшие на тот момент проблемные вопросы в сфере политической и социальной жизни западного общества.

Второй основополагающей ступенью в развитии концепции следом за веком Просвещения стал период после Второй мировой войны, результатом чего явилось формирование Организации Объединенных Наций, принятие Всеобщей Декларации прав и свобод человека, а также иных Международных актов в сфере прав человека.

Представления о том, что права человека естественны, неотчуждаемы и принадлежат ему по праву рождения в настоящий момент могут быть подвергнуты серьезной критике с позиции позитивного права, иных направлений правовой мысли. Такие видные авторы в сфере прав человека как, например, Е.А. Лукашева в последних своих работах отмечают то, что признание за правами человека только естественно - правового характера не способствует обеспечению и защите прав и свобод личности. Необходимо синтезировать естественно — правовую теорию и теорию позитивизма в целях наиболее эффективного обеспечения прав человека.

Концепция прав человека - феномен многоплановый, сущность которого состоит не только в установлении соответствующих юридических норм и их реализации, но также и в том, что она включает в себя философские, религиозные, моральные, идеологические и иные культурные аспекты.

Что касается религии, то на формирование представлений о правах и свободах личности значительное влияние оказала религия западного общества - христианство. Многие ключевые понятия концепции, такие как достоинство человека, ценность отдельной личности, собственно индивидуализм, пришли из догм христианской религии.

Нормы этики и морали являются еще одним составляющим элементом норм о правах и свободах личности. Понятие справедливости служит мерилом не только праву вообще, но особенно ярко это понятие звучит в нормах права о правах человека. Источником прав человека позиционируется именно идея справедливости и всеобщего блага. Права человека в данном аспекте призваны стать той благодатной почвой, на которой мировое . сообщество достигнет общемировой гармонии.

Условно говоря, концепцию прав человека можно считать некоей «новой мировой религией», претендующей на общемировое (по крайней мере в пространственном отношении) значение и господство. Такой вывод следует из презюмирования западным обществом универсального характера идей о правах личности.

Мораль, этика, представления о том, что справедливо, что несправедливо в разных обществах, культурах, национально — этнических группах различны. С этой стороны нормы о правах человека, отражающие представления о добре, справедливости, благе - отражают точку зрения всего лишь западного общества, как родоначальника концепции прав человека. В незападных обществах, безусловно, имеются свои нормы морали и этики, которые существовали на протяжении веков и органично отвечают целям и задачам развития данных сообществ. В связи с этим, претензия концепции прав человека на универсальный характер необоснованна; не существует веских причин, почему Восток и Юг должны принять западный вариант концепции прав человека, отказавшись от своих национальных, культурных ценностей и представлений о лучшем варианте мироздания.

Концепция прав человека является мощной идеологической поддержкой процессам глобализации. И при этом существует опасность того, что идеи и представления о правах и свободах личности (в том виде, в котором они существуют на современном этапе) могут нанести ущерб культурному, национальному, традиционному многообразию.

Права человека - это продукт социально - экономического и политического развития определенного общества на определенном этапе. Кроме того, на определенном историческом этапе концепция явилась способом разрешения социальных противоречий. Таким образом, права человека являются своего рода механизмом регулирования общественной жизни.

Несмотря на наличие проблем в реализации прав человека западное общество, а именно страны англосаксонской и романо - германской* правовых систем, представляют собой образец наиболее полного и всестороннего обеспечения, гарантирования и предоставления прав и свобод личности в нормативном выражении. На практике же реализации прав человека здесь все же существуют проблемы, нарушения и ущемление прав и свобод.

Европейское сообщество является на сегодняшний день наиболее эффективным в сфере не только межрегионального, но и международного обеспечения прав человека. Механизмы, созданные в рамках Европейского сообщества (такие, как, к примеру, Европейский Суд по правам человека) обладают возможностью реального обеспечения и защиты прав и свобод. Решения Европейского суда по правам человека имеют не только практическое, но и теоретическое значение, так как судебная практика формирует и развивает представления о правах и свободах личности, вносит вклад в развитие концепции.

Несмотря на то, что и англосаксонская и романо — германская традиции права послужили источниками возникновения и становления концепции прав человека, имели определяющее влияние на развитие представлений о правах и свободах личности, практика закрепления во внутригосударственных актах норм о правах личности и их реализация в современном западном мире далеко не однозначна в различных национальных правовых системах. Более того, для многих стран Запада характерно то, что такие права человека, как социально — экономические, вообще слабо сформулированы и отражены в нормах национального законодательства.

Характерной особенностью иудейского права является приоритет не прав и свобод, а обязанностей членов общества. Наивысшей ценностью считается не благо отдельного индивидуума, как это предстает в западном варианте, а общественное благо, в связи с чем постулируется, что отдельный человек во имя общего блага должен отказываться от своих личных интересов, что в свою очередь, в конечном результате принесет благо и отдельно взятому человеку.

Жизнь иудея весьма строго регламентируется религиозными нормами, за проступки предусматривается очень жестокая небесная кара. Подобного рода явление служит предупреждающим механизмом в целях обеспечения правопорядка в общественной жизни.

Право в иудейской правовой семье имеет несоизмеримо большее значение в сравнении с государством. Это объясняется тем, что евреи весьма продолжительное время не имели своей собственной государственности, тогда как традиция исполнения еврейского права сохранялась и очень строго соблюдалась на протяжении столетий.

На современном этапе государство Израиль формально является светским государством, где основные права человека обеспечиваются и законодательно гарантируются. Однако, еврейское право, воспринимая иные правовые традиции и культуру, синтезирует их таким образом, что они предстают в совершенно ином виде. Иудаизм накладывает свой отпечаток, преобразуя представления, идеи и принципы сообразно собственным традициям. В Израиле по - прежнему сильны религиозное право и этические предписания. Даже в ходе судебного заседания судам, в случае пробела в законодательстве по спорному вопросу, необходимо руководствоваться принципами справедливости, этики и иудейского религиозного права.

Как и в любой иной системе религиозного права в иудейском праве, пожалуй, самым острым вопросом остается проблематика свободы совести. Так как иудаизм в еврейском обществе признается единственно верной религией, а евреи — избранным народом, трепетное отношение к сохранению еврейской национальности, общности, религии и традиций порой идет в разрез с правами и свободами личности в сфере религии.

Исламская концепция прав человека также имеет существенные отличия от общепринятых традиционных западных представлений о правах человека. В мусульманском праве не существует отдельной юридической науки, но право является лишь одной из сторон религии ислама.

Религиозное влияние в мусульманских государствах очень велико и на современном этапе. Во многих основных законах имеются прямые указания на то, что ислам является основополагающим источником права и правовые нормы не могут идти в разрез с религией, противоречить ей. Этот принцип мусульманской правовой системы является основным в данной правовой семье.

В силу абсолютной уверенности в том, что предписания религии — это универсальные установления, данные Богом, мусульманское право не нуждается в модернизации. Священные писания древних времен и по настоящий момент являются действующим правом.

Также как и в иудейской правовой системе, в мусульманских странах общественное благо превалирует над благом индивидуальным.

Проблемными» с позиции западных представлений о правах и свободах личности являются такие права и свободы как свобода слова, совести, вероисповедания, равенство полов.

В государствах мусульманской правовой системы идеи и представления о правах личности зачастую закрепляются формально, либо вообще не находят отражения во внутренних нормативных актах. Все действия мусульман должны быть в интересах ислама, а, следовательно, игнорирование традиционных, национальных и религиозных составляющих здесь недопустимы.

В странах мусульманской правовой семьи отсутствует как таковой механизм реализации и обеспечения прав и свобод человека. Даже несмотря на то, что государства ислама закрепляют в национальных правовых системах, межрегиональных образованиях положения о правах человека, по большому счету такое закрепление остается только формализмом.

Нельзя не признать, что международное право прав человека имеет большое значение в области обеспечения прав и свобод человека. Однако международное право прав человека остается по большому счету декларативным правом, нежели правом прикладным: Нормы, закрепленные в международных документах, представляют собой образцы и стандарты, на которые все государства должны равняться в деле защиты и охранения прав и свобод личности. В международном праве отсутствует эффективный механизм реализации прав и свобод личности.

При этом, международное право прав человека является отражением западной концепции, нормы и представления которого не учитывают культурное многообразие и национальную самобытность незападных обществ.

Концепция прав человека — это продукт западной правовой системы. Концепцию прав человека нельзя признать универсальной в силу того, что -западные представления о правах и свободах личности не могут быть применены к различным правовым системам. Противоречия возникают уже на этапе определения терминологии.

Права человека - это сложное многоплановое явление, характеризующееся сочетанием элементов морали, этики, культуры, религии, являющееся механизмом для разрешения назревших социально — политических проблем. Культурное многообразие сообществ, ценностные ориентиры, различные пути развития предполагают различные правовые системы, способы решения возникающих проблем, представления в сфере обеспечения прав и свобод личности.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Права человека в различных правовых системах. Основные особенности и проблема универсальности»

1. Американская конвенция о правах человека 1969 г.

2. Билль о правах к Конституции США 1789 г.

3. Великая Зеленая Декларация Прав человека в Эпоху Масс 1988 г.

4. Великая хартия вольностей 1215 г.

5. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

6. Всеобщая исламская декларация прав человека 1980 г.

7. Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни 1989 г.

8. Декларация независимости Израиля 1948 г.

9. Декларация независимости США 1776 г.

10. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12.08.1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г.

11. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12.08.1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г.

12. Европейская социальная хартия 1961 г.

13. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.

14. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

15. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

16. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.117. Конституция РФ 1993.118. Конституция США 1787 г.

17. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.

18. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.

19. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.122. Устав ООН 1945 г.

20. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.

21. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г.

22. Монографическая, учебная и специализированная литература.

23. Абдалла И.А.Х.Ю. Юридическая природа универсальных актов по правам человека. М.,1999.

24. Абдулаев М.И. Права человека. Историко — сравнительный анализ. С-Пб., 1998.

25. Антология мировой политической мысли. В пяти томах. М.,1997.

26. Антология мировой философии. М., 1961.

27. Антология мировой философии. В четырех томах. М.,1970.

28. Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976.

29. Багдасаров В.Ю. Права человека в Российской империи. Ставрополь, 1996.

30. Бекназар Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. М., 1996.

31. Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М.,1996.

32. Бережнов А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. М.,1991.

33. Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М.,1999.

34. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.,1994.

35. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М.,1991.

36. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.,1997.

37. Воробьев В.П. Правовые основы возникновения государства Израиль. М.,2000.

38. Воробьев В.П. Правовой статус личности в государстве Израиль: его основы, особенности и специфика. М.,2001.

39. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

40. Гассер Х.П. Международное гуманитарное право. Введение. М.,1995.

41. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире: социально -философские основы и государственно — правовое регулирование. М., 2003.

42. Гоббс Т. Левифан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.,2001.

43. Годяев В.В. Права человека в культурных традициях стран мира./ Права человека в современном мире. Правовой, политологический, социологический и философский аспекты: Всероссийская студенческая научная конференция (тезисы докладов). Казань, 1999.

44. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М.,2001.

45. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. СПб.,2002.

46. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М.,1956.

47. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М.,1967.

48. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,1988.

49. Давид Р., Жоффре — Спинози К. Основные правовые системы современности. М.,1996.

50. Дженис М., Брэдли Р.К.Э. Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии. М.,1997.

51. Дудкин В.Я. Права человека в современной религиозной мысли Запада: научно аналитический обзор. М.,1992.

52. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.Д991.

53. Журавский A.B. Христианство и ислам. М.,1990.

54. Зевелев И.А. Современная Азия: социально политическое развитие и права человека. М.,1999.

55. История, философия, принципы и методы правозащитной деятельности. Сборник материалов семинара Московской Хельсинской группы. Под ред. J1. Богораз.

56. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.

57. Керимов Г.М. Шариат. Законы жизни мусульман. М.,1999.

58. Конституционное право зарубежных стран. Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.,2003.

59. Коран в переводе И.Ю. Крачковского. М.,1990.

60. Крывелев И.А. Библия: историко критический анализ. М., 1985.

61. Лейст О.Э. Сущность права. М.,2002.

62. Лукашева Е.А. Права человека. М.,1999.

63. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.,1993.

64. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.1.

65. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М.,2002.

66. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.,2001.

67. Материалисты Древней Греции. М., 1995.

68. Между прошлым и будущим: Декларация независимости Израиля. Тель-Авив, 1991.

69. Международные акты о правах человека. Сборник документов. Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М.,2002.

70. Мендушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. М., 2002.

71. Молдаванова И.В. Концепция прав и свобод человека: история и преемственность. М.,1992.

72. Мюллерсон P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность. М.1991.

73. Назаров Б. Права человека. История, теория и практика. М.,1995.

74. Нерсесянц B.C. Философия права. М.,2003.

75. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998.

76. Общая теория прав человека. Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996.

77. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,2003.

78. Платон. Собрание сочинений в 4 томах. М., 1990.

79. Права человека и религия. Сост. В.Новик. М.,2001.

80. Права человека и международные отношения. Под ред. Е.А. Лукашевой. М.,1994.

81. Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы. Под ред. Е.А. Лукашевой. М.,2002.

82. Права человека в буржуазной доктрине и практике (статус, законодательство, механизм защиты). Под ред. В.М. Чхиквадзе. М.,1991.

83. Права человека в массовом сознании. Проектная группа по правам человека. Под ред. И.Б. Михайловской. М.,1995.

84. Права человека в современной религиозной мысли Запада. Отв. ред. В.И. Гараджа. М.,1992.

85. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. Под ред. Е.А. Лукашевой. М.,2000.

86. Права человека. Под ред. А.Д.Гусева, Я.С. Яскевича. Минск,2002.

87. Права человека накануне XXI века. Российско — американский диалог. Отв. ред. Б. Гросс, П. Джувинер, Е. Лукашева, В. Каратшкин. М.,1994.

88. Роде Ф. Роль христианства в Европейской цивилизации./ Европейский альманах: История. Традиции. Культура. М.,1993.

89. Рулан Н. Юридическая антропология. М.,1999.

90. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.,1998.

91. Саидов А.Х. Международное право прав человека. М.,2002.

92. Свобода. Равенство. Права человека. Сост. Л. Богораз. М., 1997.

93. Синха С.П. Юриспруденция. Философия права. М.,1996.

94. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.,2000.

95. Смоленский М.Б. Право и личность. Теоретико — правовые вопросы. Ростов на - Дону, 1999.

96. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. Под ред. O.A. Жидкова. М.,1993.

97. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Сост. Б.С. Ерасов. М.,1998.

98. Сравнительное конституционное право. Отв. ред. В.Е. Чиркин. М.,2002.

99. США. Конституция и права граждан. Отв. ред. И.А. Геевский. М.,1987.

100. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М.,1986.

101. Теория государства и права. Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.,2001.

102. Теория права и государства. Под ред. Г.Н. Манова. М.,1996.

103. Тетчер М. Искусство управления государством. М.,2003.

104. Форд Г. Международное иудейство. Книга 1. Краснодар, 2002.

105. Хомушов Х.С. Ислам и международное право. Анализ исламской доктрины международного права. М.,2000.

106. Хрестоматия по истории Древнего Востока в 2-х частях. Под ред. М.А. Кростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М., 1980.

107. Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. В 2-х томах. М.,1998.

108. Цмай В.В., Боер В.М., Гинц А.А. Мусульманское семейное право. С Пб.,1998.

109. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2001.

110. Элон М. Еврейское право. Иерусалим, 1989.

111. Энгельс Ф. Анти Дюринг. М., 1957.

112. Bauckham R. The Bible in politics74 How to read the Bible politically.1989.

113. Hart L.A. The Concept of Law. 1961.

114. Human Rights and Worlds Religions. Ed. By L.S. Rouner. 1988.

115. Lauterpacht H.I.C.J. Reports and publications. 1995.

116. Philosophical foundation of human rights. UNESCO. 1986.

117. Philosophy of Human Rights. Morton E. Winston (Editor). Belmont, California. 1989.

118. Tergel A. Human right in cultural and religious traditions. Uppsala.1998.3. Периодические издания

119. Абащидзе A.X., Абдалла И.А. Арабская хартия прав человека./ Правоведение. 2000. №1.

120. Арон Р. Эссе о свободах./ Полис. 1996. №2.

121. Афанасьев А. 10 заповедей, разрушающих дремучие идеологемы XVIII века, которые мы искренне считаем суперсовременными./ Российская газета. 2000. 26 февраля.

122. Гордон Л.А. Социально — экономические права человека: своеобразие, особенности, значение для России./ Общественные науки и современность. 1997. №3.

123. Грубарг М.Д. Основные элементы учения иудаизма о государстве и праве./ Государство и право. 2002. №5.

124. Зубов А. Индивид и общество в «серединном регионе»./ Российский бюллетень по правам человека. Выпуск 14. М.,2001.

125. Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско — правовом измерении: к постановке проблемы./ Государство и право. 2000. №10.

126. Лукьянцев Г.Е. К вопросу о современных традициях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека./ Московский журнал международного права. 2004. №2/54.

127. Малевич Ю. Проблемы общности прав человека в мировой политике./ http:www.cenust.bsu.by/journal/2001 ^/таЬукЬ.зИНп/

128. Рогожин С.Л. Об основных итогах 60- й сессии ООН по правам человека./ Московский журнал международного права. 2004. №3/55.

129. Родионова О.В. Юридическая сущность права на достойное человеческое существование. / Правоведение. 2004. №2.

130. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство./ Государство и право. 2002. №2.

131. Шестаков Л.Н. Ислам и права человека./ ВМУ. Серия 11 — право. 1997. №5.

2015 © LawTheses.com