Право человека на свободу совести в условиях формирования гражданского общества в Российской Федерациитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Право человека на свободу совести в условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации»

ИВД РОССИИ Санкт-Петербургский гсридичвский институт

ОД

На правах рукописи ЧЕРЕМШ ГЕННАДИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ПРАВО ЧЕЛОВЕК ИЛ СВОБОДУ СОВЕСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Специальность 12.00.02 - конституционное право, государственное управление. адшашстратшшое право, цушцнпальнов право.

АВТОРЕФЕРАТ доссертащш на соискание учёной степени авнлэдата врэдических наук.

Сашт-Пвтербург 1926

РГб

Работа выполнена на кафедре конституционного и адазошстра-тавного права Санкт-Петербургского юридического института МВД России.

Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор

Дмитриев Ю.А.

Официальные оппоненты - доктор юридических наук, профессор

Овсепян 2.И.

кандидат вридических наук, доцент . Лагуткин A.B.

Ведущая организация - Министерство петиции Российской

Федерации

Занята состоится 28 июня 1936 г. в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д.052.10.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук в Санкт-Петербургской юридическом институте ПВД России (198075. Санкт-Петербург. ул. Лётчика Пилютова. д. 1).

С диссертацией иоето ознакомиться в библиотеке Сгшкт-Пе- '

тербургского юридического института МВД России (198075. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилитова. д. 1).

Автореферат разослан 24 мая 1996 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат вридических наук, доцент

В.В Бородин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Процесс преобразования социально-политических отношений в России не мог не затронуть взаимоотношений государства и церкви. Принятый более 5 лет назад Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" безнадежно устарел как в содержательном, так и в формально-правовом отношении. Принятый еще во время существования Союза ССР, он не мог учесть демократических преобразования, связанных со становлением и развитием новой государственности з России. К тому не с принятием в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации, Закон оказался в Формальном противоречии с закрепленными ею нормами о свободе совести.

За время действия рассматриваемого нормативно-правового акта накопился определенный (как положительный, так и отрицательный) опыт правового регулирования государственно-церковных и мезконфессиональных отнопекий. Россия постепенно превратилась в открытое общество и испытызает на себе пристальное внимание со стороны зарубежных конфессий и деноминаций. В то ге время в ней лродолзапт сохраняться традиции, характерные как для советского, так и дореволюционного периодов развития рассматриваемых отновений.

Все перечисленные обстоятельства настоятельно требует обращения к анализу современного состояния общественных отнозений в сфере реализации конституционного права граздан на свободу совести, к процессу формирования гражданского общества в России

и религиозных и атеистических как одного из важнейших его субъектов субъектов. .

Степень разработанности теш и круг источникоо. Вопрос со-дергания и реализации права на свободу совести периодически попадал в центр внимания как отечественных (русских и совестких), так и зарубежных учСных-юристов. философов, политологов, специалистов иных общественных наук, представители церкви. Проблемой мировоззренческой свободы и правового регулирования государс-твенного-конфессиональных отношений занимались Баглай Ы. В., Барменков Л.И.. Бердяев H.A., Богат Е., Иоанн Богослов, Бражник И. И., Гуревич В., Габричидзе Б. Н., Дмитриев D. А., Зуев Ю. П., Казанчев Ю. Д., Калинин В. Н.. Калинин Г.М.. Кириченко Ы. Г.. Клочков В. В., Козлова Е. И., Кудрина Т. А., Куроедов В. А., Курц П., Кутафин 0.Е., Локк Дг., Лопаткин Р.А.. Лупарев Г. П., Лялина Г.С.. Мельгунов С.П., Мень А.. Милтс A.A., Митрохин Л.Н.. Михайлов Г.А., Одинцов М.И , Окунев И.. Персиц М.Ы., Поздныаез C.B.. Покровский В.В. , Портнов А.В., Редькина 0. Ю., Рейснер H.A., Розенбаум D.A., Рудинский Ф.Ы., Савельев В.Н., Стрекозов В.Г., Титлинов Б.В.. Тихомиров Ю.А.. Уманский Я. Н.. Фурман Д.Е., ХоменокФ. А., Чернышева 0.В.. Шапиро Ы.А.. Ярославский Е.Ы., Fürstenau, Vinct А. и др.

Помимо теоретических исследований источниками настоящей работы стали многочисленные документы, действующе и утратившие силу нормативно-правовые акты Российской Федерации, ее субъек-тоо, Сур;его СССР, некоторые зарубежные источники, а такве практика деятельности государства и отдельных религиозный орга-

низаций. Не остались без внимания и некоторые проекты нормативных актов в сфере свобода совести.

Предмет, цель и задачи исследования. Предметом диссертационного исследования является рассмотрения проблем нормативно-правового регулирования конституционного права человека на свободу совести на современной этапе развития Российской Федерации - этапе становления в ней развитого гражданского общества. и вытекаэдих из этого права государственно-церковных отношений.

Содержанием предмета исследования определены его цели и задачи. Основная цель работы состоит в той. чтобы на осмосе анализа теоретических полозений, действующего и утративпего силу отечественного и зарубежного законодательства, а такде сло-пивпихся в напей стране исторических традиций и правовой практики выявить объем и содержание конституционного права человека на. свободу совести, его соотнопение с иными правами и свобода-пи, механизм его реализации, правовые гарантии и формы нормативно-правового закрепления этого права.

Эта цель достигается репением следующих задач: -путем выявления содераания права человека на свободу совести как одного из элементов мировоззренческой свободы определить формы и методы еб реализации;

-опираясь на положения действующей Конституции, законодательства о свободе совести и исторические традиции России росить вопрос об адекватности нормативно-правового закрепления этого права потребностям современного этапа ей обцсствонного

развития;

-исследовать процесс формирования государственно-конфессиональных отнопенкй в России в его прошлой, настоящей и будущем;

-определить оптимальную модель реализации права на свободу вероисповеданий и атеистическое мирсвоозрение;

-дать оценку действующего законодательства о свобода совести и внести конкретные предпогения по его совершенствованию.

Методологическая база исследования. Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие, из него частнонаучные метода; систси-но-структурный, конкретно-социологический технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения. Их применение позволило диссертанту исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимости, их целостности и всесторонности.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она в ходит в число первых правовых исследований, посвященных проблеме реализации конституционного права человека на свободу совести в суверенной демократической России. В диссертации дан сравнительный анализ конституционных новелл в этой области, пути развития рассматриваемой свободы и её взаимосвязей с иными институтами конституционного праза.

С учетом современного уровня конституционно-правового ре-гулнрооания дана характеристика содержания права человека на интеллектуальную (мировоззренческую) свободу, а также сформулирована конституционная норма, призванная закрепить эти отношения. "

Анализ проделан с учетом исторического провлого страны, современного этапа ОС государственно-политического развития, особенностей еб экономики. Федеративных отношений, уровня развития демократии и права.

В диссертационном исследовании сформулированы и обоснованы новые теоретические полозения. практические выводы, предложения и рекомендации, которые и выносятся на защиту:

1. Вывод о том. что в объем правового регулирования понятия "свобода совести" на различных этапах развития российской правовой систеш вкладывалось разное значение. Объйы его унялся кардинально в зависимости от степени развития демократии п стране и конкретной расстановки классовых или иных тральных сил в обществе.

2. Вывод о ток, что содеркадиеся в действус^их Конституции Российской Федерации н Законе РСФСР "О свободе вероисповеданий", а такзе иных нормативно-правовых актах федерального н регионального уровней подходы к определенна содержания свободы совести и механизму ей реализации не могут быть признаку оптимальными, к тому ге закрепленные в этих актах нормы противоречат друг другу и исторически слогивиейся з стране традиции.

3. Предложение рассматривать свободу лнтертатурного, худо-зественного, научного и других видов творчества, преподавания как один из способов реализации гражданами и их объеднненияии свободы совести в нироком смысле слова, которая в сочетании со свободой совести в узком смысле слова образует аонсттудаси-по-правовой ¡шетитут лнгелгоятуальноЯ (к:фошзтрснчосасй) сш>-

боды.

4. Тезис о том. что одним из атрибутивных элементов светского государства является научно-атеистическая пропаганда, которая в демократическом обществе должна осуществляться негосударственными субъектами гражданского общества - научными и научно-просветительскими учреждениями, но в том числе - и за государственный счет (в виде госзаказа).

5. Вывод о том. что на сегодняшний день взаимоотношения ыезду Российским государством и церковью не полностью соответствуют критериям современного цивилизованного государства.

6. Тезис о том. что право на свободу совести является "пограничным" правом, сочетающим в себе как публично-правовой, так и частно-правовой характер. Причем в последнем качестве это право до сих пор не получило в навей стране серьезного теоретического обоснования и практического правового воплощения.

7. Предложение отнести религиозные объединения к категории общественных объединений, а систему нормативно-правового регулирования к* деятельности включить в общий пакет законодательства. регламентирующего деятельности этого рода добровольных формирований граждан.

Практическое значение диссертации и апробация результатов исследования. Материалы диссертации могут послужить основой для последующих научных исследований в данной области. Практические предложения, сформулированные в ней могут быть использованы при разработке федеральных и региональных нормативно-правовых актов. регулирующих отношения в сфере свободы совести. ''

Отдельные идеи, изложенные в диссертации, реализованы автором в период его работы в качестве заместителя министра петиции, курирующего данное направление работы, в работе над проектом Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях (организациях)". Основные полевения исследования нашли отражение в публикациях, подготовленных диссертантом.

Структура диссертации определена содержанием темы. Первая глава включает теоретический анализ содержания права человека на свободу совести, процесса его исторического развития в России и места, занимаемого им в системе правовых институтов гражданского общества. Вторая глава - практическая, посвящена рассмотрению правового обеспечения механизма реализации права человека на свободу совести в современной России.

Основные выводы и предложения представлены в диссертации по параграфам и в заключении.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЗАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дано обоснование актуальности темы, определяются предмет, цель и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость, охарактеризована степень изученности рассматриваемых проблем в научной литературе. Раскрывается методика проведения исследования н основные практические его выводы и результаты, да&тся обзор источников, которыми пользовался диссертант, включая научную литературу по теае исследования.

Первая глава носит теоретический характер и посвядека ана-

лизу конституционно-правового института права человека на свободу совести и основных форы реализации данного правомочия. В первом параграфе историко-методологические основы свободы совести и их правового регулирования на различных этапах развития Российского общества. Проведя краткий экскурс в историю развития государственно-церковных отношений. диссертант приходит к выводу, что как в дореволюционный, так и в послереволюционный периода содержание института свободы совести носило узко классовый, ограниченный характер, обусловленный потребностями тех социальных сил. которые в конкретный исторический момент находились у власти. Однако, если Российская .империя была клерикальным государством, отношения в котором строились не на основе свободы совести, а на относительной веротерпимости, то Советская Россия в соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. веб ко пыталась сохранять светский характер государства, установив баланс между верой и неверием, пропагандой религиозных и атеистических взглядов. Однако позае при последующей редакции положений Конституции РСФСР 1925 г. этот баланс был нарушен в пользу "воинствующего" атеизма. В современных условиях этот баланс также оказывается нарушен, только теперь в пользу религиозной пропаганды.

Второй параграф первой главы полностью посвящен анализу (.»¿.мия права человека на свободу совести и его соотношению с и* ваш субъективными правами и свободами. В нйм прежде всего анализируется содержание понятия "совесть" с философских позиций и как основной нравственной категории гражданского ^бщест-

- и -

в а. В итоге диссертант приходит к выводу, что совесть - это возможность нравственной оценки сознанием человека содержания и последствий собственных и чужих поступков, осуществляемая им на основе его собственных и коллективных убеждений.

Исторически свобода совести формировалось как одно из естественных прав человека, что тем не менее не мешает ей иметь двойственное значение, заключающееся в частно-публичном характере ей реализации. Этот тезис позволяет диссертанту выделить несколько уровней реализации рассматриваемой свободы, предполагающих различные методы правового регулирования возникающих при этом отношений.

В данном параграфе диссертант присоединяется к позиции, высказанной Ю.А. Дмитриевым, о возможности выделения комплексного института интеллектуальной (мировоззренческой) свободы и вносит конкретные предложения, направленные на конституционное воплощение на практике этого понятия.

Одним из дефектов современного периода развития российского гражданского общества является, по мнению диссертанта, практически полное отсутствие в нем атеистических общественных объединений, недостаток активности которых мог бы быть в известной мере восполнен государством.

Третий параграф первой главы "Современные принципы взаимоотношений государства и церкви в сфере обеспечения права человека на свободу совести" завершает изложение теоретической проблемы, исследуемой диссертантом. В нем рассматривается пределы и формы государственного вмешательства в дола религиозных

объединений. Как известно, в России ещй со времен иыеприи существует историческая традиция "подчинения" церкови государству. К сожалению, элементы этой традиции сохранились в государственно-церковных отношениях и в наши дни.

Диссертант подвергает критике идею подчинения церкви влиянию государства, полагая, что из всех существующих государственных органов, занимающихся делами церкви следует сохранить только два: органы юстиции для осуществления государственной регистрации религиозных объединений и соответствующие комитеты Государственной Думы ФСРФ и представительных (законодательных) органов субъектов Федерации в целях совершенствования законодательства о свободе совести и сохранения многоконфессионального характера связей государства и церкви. Все остальные органы при Президенте РФ, Правительстве РФ и т.д. предлагается ликвидировать, как не соответствующие современным потребностям правового регулирования в соответствующей сфере.

Вторая глава диссертации несйт практическую цель и посвящена проблемам совершенствования правового механизма реализации права человека на свободу совести. Первый параграф посвящОн одной из наименее исследованных проблем в сфере реализации свободы совести - реализации данного правомочия в индивидуальном порядке и правовым гарантиям этого права.

Диссертант выделяет несколько уровней формирования отношения у человека к вере и богу:

-первичное религиозное или антирелигиозное воспитание, получаемое человеком в семье;

-формирование у реббнка индивидуального отношения к вопросу веры;

-процесс перевоспитания и даже самовоспитания; -реализация имеющихся у него представлений на практике; -распространение им собственных взглядов на веру, каждый из этапов формирования у человека религиозных или антирелигиозных представлений требует отдельных, самостоятельных методов правового регулирования и конкретного механизма гарантий прав человека в широком смысле этого слова.

В итоге диссертант приходит к выводу, что реализация человеком в индивидуальном порядке права на свободу совести является одним из важнейших составляющих конституционного права на свободу убеждений. ПричСц в отдельных случаях: при нахождении физического лица в воинской части, следственном изоляторе и иных местах лишения свободы, детских домах, лечебных учреждениях. интернатах и т.п. - реализация этого права в индивидуальной форме оказывается даже более важной, чем в форме коллективной.

Юридическое закрепление этого права настоятельно требует внесения изменений не только в Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" но и в Семейный кодекс Российской Федерации и некоторые другие нормативно-правовые акты.

Во втором параграфе этой главы рассматривается вопрос о правовом регулировании создания, деятельности и прекращения религиозных объединений. Диссертант подвергает критике сложившееся деление на общественные и религиозные объединения граждан, доказывая несовремснность и нецелесообразность сохранения по-

добного деления. С его точки зрения, под религиозным объединением следует понимать добровольное общественное объединение граждан, создаваемое ими в целях реализации свобода вероисповедания в коллективных формах.

При этом предлагается разделить правовое регулирование рассматриваемых вопрос на два норматино-правовых акта: закон о свободе совести и закон о религиозных объединениях. При этом задача первого детализировать содержание конституционного права граждан на свободу совести и установить гарантии реализации этого права в индивидуальной форме. А второго - урегулировать публично-правовую форму реализации этого права в форме создания общественного объединения особого рода.

Что касается правовой регламентации рассматриваемых вопросов, то, с точки зрения автора, представляется излишним детально регламентировать в законе о религиозных объединениях порядок государственной этого рода объединений, поскольку этот вопрос в современных условиях успешно решен Гражданским кодексом.

Отдельно в данном разделе работы рассмотрен вопрос об участниках (членах) религиозного объединения. Действующий закон лииает несовершеннолетних граждан права на участие в учреждении религиозного объединения. Со справедливостью подобного решения нельзя не согласиться. Однако данное обстоятельство не должно служить препятствием для участия несовершеннолетних в деятельности подобных образований. Просто они не должны учитываться в число минимального количества членов, необходимого для регистрации 0бъед10!сния. Сам вопрос о регистрации религиозных объеди-

нений, по 'мнению диссертанта, долген быть решен единым Законом о государственной регистрации юридических лиц.

Нелшно напомнить, что регистрация юридического лица - это право, но не обязанность участников добровольных формирований граадан. Вместе с тем, учитывая, что в отношении не прошедших регистрации объединений государственный контроль в значительной степени затруднен, государство долано создавать максимальные условия для беспрепятственной их регистрации в случаях, предусмотренных Законом.

Третий параграф второй главы посвящён анализу правовых основ религиозной и антирелигиозной пропаганды. Эта деятельность религиозных и атеистических объединений, безусловно, относится к числу наиболее ъззаш и эффективных форм. Поэтому представляется. что регламентация правоотношений в данной области, учитывая многоконессиональный характер нашей страны, попытки использования религиозных различий в качестве катализатора национальных конфликтов, имеет принципиальное значение для современной России.

Причем участие государства в регламентации этих отношений долгно осуществляться по-разному. Что касается религиозной пропаганды. то государство долзно соблюдать в этом вопросе насколько это возможно нейтральную позиции. За исклячением случаев установления ответственности и наказания лиц, виновных в разжигании религиозной розни.

А вот в отношении атеизма нейтралитет, по мнению диссертанта, невозможен, поскольку именно пропаганда этого рода явля-

ется основой светского государства. Однако на практике получается наоборот: российские государственные учреждения и должностные лица активно стремятся вовлечь Церковь, особенно Русс-кул Православную, в политическую жизнь общества и проявляют поразительное равнодушие к развитие атеистического мировоззрения. В известной степени этому способствует несовершенство действующего законодательства о свободе совести.

Заверпающий - четвёртый параграф второй главы посвящен вопросам нормативно-правового регулирования права человека на свободу совести в современных условиях в России. В нем диссертант подвергает разностороннему анализу как федеральное, так и региональное законодательство о свободе совести и высказывает ряд конкретных предложений, направленных на его совершенствование. Причем это касается различных сфер рассматриваемых отношений: соотношения Конституции РФ действующего Федерального закона, взаимоотношений центра и субъектов Федерации в вопросах регулирования прав человека, защиты отдельных правомочий граждан в рамках общего института: альтернативной (гражданской) службы, ответственности государственных органов и должностных лиц за нарушение законодательства о свободе совести и т.д. В итоге диссертант приходит к общему выводу о несовершенстве действующего законодательстве и назревшей потребности по его переработке.

В заключении подведены основные итоги исследования, суммированы важнейшие выводы диссертации, дана общая оценка правового механизма реализации права граждан на свободу совести, его

соответствия современного потребностям правового регулирования.

Диссертация завершается списком использованной диссертантом литературы, нормативных актов и документов.

Основные положения диссертации наши отраяение в следующих публикациях автора:

1. Защита права человека на свободу совести//Конституция и проблемы управления и прокурорского надзора. М., 1996. 0,5 п. л.

2. Общественные объединения: регулирование деятельности/ /Российская юстиция. 1996, N4. 0,5 п. л.

3. Ещй один шаг в движении России к светскому государс-тву//Право и аизнь. 1996, N 8. 1 п.л. (в соавторстве).

Подписано в печать и свет 15.05.1996 Печать офсетная

Формат 60x84 1/16 Объём 1 п.л. Тирад 100 экз.

Отпечатано в Санкт-Петербургском юридическом институте МВД России.

2015 © LawTheses.com