СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Тетерятников, Николай Юрьевич, кандидата юридических наук
Введение.
Глава 1. Общее понятие свободы совести (аспектный подход).
1.1. Многоаспектность свободы совести.
1.2. Разнообразие подходов к пониманию свободы совести
1.3. Проблема плюрализма в определении свободы совести
Глава 2. Вопросы юридического понимания свободы совести.
2.1. Генезис юридических представлений о свободе совести: основные этапы и их черты.
2.2. Особенности правового института свободы совести в современной России
Глава 3. Свобода совести как правовая основа свободы личности в современном обществе.
3.1. Содержание и сущность свободы совести: взаимосвязь со свободой личности в государстве.
3.2. Характеристика свободы совести как субъективного права, ее соотношение со свободой вероисповедания.
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Теоретико-правовые аспекты свободы совести"
Актуальность темы исследования. Активные преобразования в России начала 1990-х годов привели к коренному пересмотру места и роли личности в обществе и государстве. Это нашло отражение и на уровне Конституции: человек, его права и свободы были объявлены высшей ценностью. Соответственно и проблема свободы человека вышла на первый план.
Вместе с тем правовое закрепление широко распространенного на сегодняшний день мнения о том, что каждый человек свободен в своих помыслах и до определенной степени - поступках, можно найти лишь в законодательной формулировке свободы совести, претерпевшей за последнее десятилетие наибольшие изменения по сравнению с другими правами и свободами. Согласно юридически зафиксированной интерпретации данная свобода, включая право свободно выбирать и менять, иметь и распространять убеждения и действовать в соответствии с ними, гарантируется каждому.
Такое распространительное толкование свободы совести, сводимое к свободе индивида в мировоззренческой и поведенческой сферах, наиболее адекватно выражает современные тенденции демократизации и либерализации российского общества. Однако в силу ряда причин, из которых первое место занимает научная неразработанность свободы совести1, реализация данной свободы на настоящий момент в значительной степени затруднена.
Подтверждением этому служит опрос общественного мнения, проведенный в мае 1999 г. в Ростове-на-Дону. По его результатам "около 22% опрошенных затруднились определить понятие "свобода совести", а 70% уверены в том, что это свобода выбора конфессии; и только оставшийся небольшой процент опрошенных имеет представление о том, что же заложено Конституцией в это понятие"2.
1 На это, в частности, указывают сопредседатели руководящего органа Института свободы совести - Совета С.А. Бурьянов и С.А. Мозговой (см.: Институт Свободы Совести. Об Институте // www.atheism.ru/lci/about).
2 А. Фролова Свобода совести в современных условиях // www.relga.rsu.ru/nl7/socl7.htm
Вместе с тем доля респондентов, оценивающих свободу совести как "важное" и "очень важное" право человека, в 1996 г. была такова, что по Москве и Московской области составила 62,4%, по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - 73,3%, по Свердловской области - 53,3% (по сравнению с 62,4% в 1994 г.)1.
На особую значимость свободы совести указывает и тот факт, что 18 марта 2002 г. официально зарегистрирован Институт свободы совести - негосударственная некоммерческая научно-исследовательская организация, осуществляющая еще с 2001 г. мониторинг тенденций трансформации законодательства Российской Федерации в области свободы совести. Одной из приоритетных задач Института выступает "формирование в обществе представления о необходимости реализации свободы совести как глобальной проблемы, системообразующем праве, являющимся основой построения открытого гражданского общества, правового демократического государства"2.
Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы диссертационного исследования, которая позволяет не только определить подходы к постижению феномена свободы совести, но и систематизировать накопленные о нем знания и практический опыт, сформировать на основе обобщения собранного материала понятийный аппарат, с помощью которого возможна выработка механизмов реализации данной свободы в наибольшем ее объеме.
Степень научной разработанности проблемы. Понятие свободы совести широко используется в юридической теории и практике; однако в научной литературе его содержание до настоящего времени в значительной степени не определено. Термин "свобода совести" зачастую употребляется в качестве синонима "свободы вероисповедания", что в реалиях современности представля-' ется неверным. Соответственно остается не изученным и вопрос разграничения этих двух свобод.
1 См.: И.Б. Михайловская, Е.Ф. Кузьминский, Ю.Н. Мазаев Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России. - Проектная группа по правам человека. М., 1997. 80 с. - С. 55 (Таблица №19. Динамика ответов, оценивающих свободу совести как "важное" и "очень важное" право человека).
2 С.А. Бурьянов, С.А. Мозговой Институт Свободы Совести. Об Институте // www.atheism.ru/lci/about
Вместе с тем отдельные стороны проблемы свободы совести неоднократно исследовались в науке. Так, общетеоретические вопросы свободы совести разрабатывали ученые-правоведы: С.А. Авакьян, А.И. Барменков, В.Д. Бонч-Бруевич, С.А. Бурьянов, Г.В. Воронцов, Ю.А. Дмитриев, П.Н. Дозорцев, М.Г. Кириченко, А.И. Кудрявцев, A.C. Ловинюков, Г.П. Лупарев, М.П. Мчедлов, A.B. Пчелинцев, Ю.А. Розенбаум, Ф.М. Рудинский, С.Ю. Симорот, Е. Тарнов-ский, Я.В. Усатов, Г.Г. Черемных. Определенные аспекты юридической свободы совести рассматривали в своих работах: Л.Л. Батуева, В. Бессарабов, В.Л. Ефимовских, А.Н. Кокотов, Г.Н. Королев, E.H. Салыгин, Д.М. Усманова, Е.М. Шевкопляс, Н.Х. Юскаев. Историческое освещение проблем свободы совести принадлежит Д.Э. Вуду, В.В. Клочкову, В.К. Пинкевичу. Также весьма значим вклад в развитие идей свободы совести философов и религиоведов: B.C. Библе-ра, В.И. Гаранджы, П.И. Костюковича, М.А. Новикова, A.A. Радугина, В.Н. Савельева, В.Д. Тимофеева и других.
Гипотеза исследования основана на актуальности затронутых проблем и заключается в предположении, что юридическая свобода совести выступает правовой основой свободы личности в современном обществе и государстве.
Цель и задачи диссертационного исследования определяются его гипотезой и вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает комплексное теоретико-правовое исследование свободы совести, проведенное по следующим направлениям:
- анализ многосторонности феномена свободы совести;
- рассмотрение разнообразия подходов к пониманию свободы совести и их сравнительное сопоставление;
- изучение плюрализма мнений в определении свободы совести и трудностей, возникающих в этой связи (анализ проблем дефиниции свободы совести);
- исследование историко-правового генезиса свободы совести;
- характеристика правового института свободы совести в отдельно взятой правовой системе (на примере современной России);
- выявление содержания и сущности свободы совести;
- систематизация признаков свободы совести, ее соотношение с другими субъективными правами и в первую очередь - со свободой вероисповедания. В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи исследования.
Во-первых, учитывая разнородность восприятия свободы совести в различных отраслях общественного знания, выделить наиболее существенные аспекты (стороны) этого явления и систематизировать их.
Во-вторых, рассмотреть наиболее значимые с юридической точки зрения подходы к пониманию свободы совести, а также вытекающие из них интерпретации. Дать сопоставительный анализ этих подходов и постараться устранить возникающие между ними противоречия.
В-третьих, предложить собственное наиболее обобщенное, универсальное определение свободы совести.
В-четвертых, проследить историко-правовую эволюцию представлений о юридической свободе совести, вычленив основные этапы и охарактеризовав их.
В-пятых, охарактеризовать правовой институт свободы совести в отношении Российской Федерации, выявив основные его недостатки и предложив пути совершенствования.
В-шестых, уточнить содержание свободы совести (как структурно, так и качественно), а также определить социальную сущность этого феномена.
В-седьмых, обосновать особый статус свободы совести по отношению к другим субъективным правам, а также разграничить данную свободу со свободой вероисповедания.
Объект и предмет диссертационного исследования определяется тематикой работы, ее целью и задачами.
Объектом научного анализа настоящего исследования является свобода совести как теоретическая категория и как феномен социальной действительности. При этом в диссертации рассматривается свобода совести в максимально широкой современной ее интерпретации, характерной как для международного, так и отечественного законодательства, действующего в соответствующей сфере правового регулирования. Не исследуется в работе устаревшее понимание свободы совести в качестве свободы вероисповедания, поскольку это не охватывается ни целью, ни задачами исследования.
Предметом исследования выступают теоретико-правовые аспекты свободы совести, рассматриваемые в системном единстве, непротиворечивости и взаимодополняемости, посредством которых и формируется наиболее полное представление о юридическом характере данной свободы. Предметная направленность исследования определяется выделением и изучением в рамках заявленной темы историко-теоретического материала, нормативно-правовых источников (как утративших свою юридическую силу, так и действующих поныне), судебной практики, а также результатов социологических опросов.
Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались общие методы познания, обще- и частнонаучные, а также специальные.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, экстраполяции и интерполяции, наблюдения и сравнения. Общенаучные методы, с помощью которых проводилось исследование, это метод структурного анализа, системный и исторический методы. Частнонаучными методами выступили конкретно-социологический и статистический. К специальным методам изучения предмета исследования следует отнести формально-юридический метод, методы сравнительного правоведения и правового моделирования, различные приемы толкования права, а также историко-правовой метод.
Эти методы позволяют наиболее последовательно и полно рассмотреть как теоретические, так и юридические аспекты феномена свободы совести, выявить закономерности его развития и существования, а также определить пути совершенствования правового закрепления данной свободы и ее реализации в общественных отношениях.
Теоретическую основу исследования составили работы юристов: ученых-теоретиков, историков государства и права, конституционалистов, а также: философов, религиоведов и теологов, определивших подходы к изучению вопросов прав и свобод в целом и свободы совести в частности. Помимо ранее названных, это исследования С.С. Алексеева, С.А. Горшковой, С.Н. Егорова, Н.С. Колесовой, Н.В. Колотовой, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, В.В. Невинского, И.Л. Петрухина, В.М. Савицкого, А.Х. Саидова, Ю.И. Степцовского, В. Ципина и других.
Эмпирическая база диссертационного исследования построена на нормативном материале, судебной практике, а также на статистических данных, отражающих количественные и качественные характеристики социальной оценки и представлений, касающихся свободы совести. Кроме того, использовались материалы научно-практических конференций, посвященных данной проблематике.
Нормативную основу исследования составили: отечественное законодательство всех уровней в сфере отношений по поводу свободы совести, включая документы фондов архивных хранилищ — Российского государственного исторического архива (РГИА) и Отдела периодической печати Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (РНБ) в Санкт-Петербурге; международно-правовые акты о правах человека; иностранные конституции и законы, регулирующие свободу совести и смежные с ней права (свободу выражения мнений, свободу мысли, слова, вероисповедания и т.п.). Судебная практика представлена: решениями органов судебной системы Российской Федерации во главе с Конституционным и Верховным судами; решениями международных судов по правам человека, а также решениями высших органов судебной власти иностранных государств по делам, затрагивающим свободу совести.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из первых попыток комплексного теоретикоправового анализа аспектов свободы совести вне ее связей со свободой вероисповедания исходя из рассмотрения данной свободы в качестве правовой основы свободы личности в обществе и государстве. Конкретное же проявление научной новизны исследования состоит в следующих результатах предложенного в настоящей работе понимания свободы совести: а) разработка универсальной дефиниции свободы совести с учетом плюрализма мнений в отношении этого феномена, а также разнообразия подходов к его восприятию и пониманию; б) построение теоретической модели правового генезиса свободы совести на основе результатов изучения исторических материалов по рассматриваемой проблематике; в) выявление недостатков юридического характера в наличествующем правовом институте свободы совести в России и указание возможных путей совершенствования отечественного законодательства о свободе совести; г) определение структуры свободы совести на формальном, содержательном и субстанциональном (сущностном) уровнях; д) установление связи свободы совести со свободой личности в современном демократическом государстве; е) обоснование свободы совести в качестве условия самореализации личности в обществе; ж) обнаружение зависимости между юридическим обеспечением свободы совести и социальной активностью, в том числе в правовой сфере; з) устранение на теоретическом уровне противоречий в соотношении таких субъективных прав, как свобода совести и свобода вероисповедания.
Указанные и другие элементы новизны исследования позволяют сделать вывод о том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории прав и свобод человека и ее конкретного направления - свободы совести.
Положения, выносимые на защиту, вытекают из материалов диссертационного исследования и заключаются в следующем:
1. В самом общем виде свобода совести на современном этапе ее развития определяется как личная свобода каждого в определении своих убеждений и осуществлении на их основе поведения, которое не противоречит действующему в обществе праву (либо иной общеобязательной нормативной системе) и согласуется со свободой других лиц. Такое определение свободы совести является универсальным и может использоваться во всех сферах общественного знания, касающегося вопросов данной свободы, независимо от их специфики; в первую очередь это относится к сферам философского, этического, религиозного (в частности - теологического), религиоведческого, социологического, политологического и, конечно же, правового (юридического) знания.
2. Историко-правовой генезис свободы совести состоит из трех основных этапов развития данной свободы в качестве категории юриспруденции. Первый этап характеризуется отождествлением свободы совести со свободой выбора вероисповедания (без права на отказ от вероисповедания как такового); второй - с пониманием под свободой совести собственно свободы вероисповедания (включая юридически зафиксированную возможность придерживаться атеистических убеждений); третий - тем, что свобода совести соотносится со свободой религиозных и иных убеждений индивида и его непротивоправного поведения, основанного на этих убеждениях.
В отношении России этапы развития свободы совести хронологически выглядят следующим образом: первый этап - с конца X в. н.э. (с момента т.н. "крещения" Руси, когда была введена единая общеобязательная религиозная идеология) по Февральскую революцию 1917 г.; второй - с 14 июля 1917 г. (принятие Постановления Временного Правительства О свободе совести, допускающее вневероисповедное положение граждан) по 15 декабря 1990 г. (внесение изменений в ст. 50 Конституции РСФСР, согласно которым гражданам республики была гарантирована свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законодательства); третий этап и в развитии юридической свободы совести продолжается по настоящий момент.
3. Основными юридически закрепленными формами дискриминации верующего населения России с 1918 по 1990 гг. являлись следующие: а) запрет религиозным объединениям на владение собственностью и лишение их прав юридического лица; б) отсутствие возможности религиозного обучения детей и взрослых в специализированных учебных заведениях; в) неразрешение религиозной пропаганды (при разрешении атеистической); г) ограничение в правах священнослужителей и духовенства.
4. Для международно-правового регулирования свободы совести характерны следующие черты: а) рассмотрение свободы совести не обособленно, а в составе сложных конструкций субъективных прав (например, такой конструкции как "свобода мысли, совести, религии и убеждений", используемой в Итоговом документе Венской встречи государств-участников СБСЕ от 15 января 1989 г.); б) разграничение свободы совести и права "на свободу убеждений и на свободное выражение их", а также свободы совести и права "на свободу выражения своего мнения"; в) выделение в рамках свободы совести права "на отказ от военной службы по мотивам совести"; г) понимание под термином веры в содержании свободы совести не столько религиозного вероучения, сколько набора мировоззренческих убеждений личности как связанных, так и не связанных с религией.
5. Правовой институт свободы совести в современной России складывается: а) из норм Конституции Российской Федерации, фиксирующих основные положения свободы совести; б) исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих свободу совести во всевозможных ее интерпретациях; в) из положений международных договоров Российской Федерации, относящихся к обеспечению свободы совести; г) из норм федерального законодательства, регулирующих защиту и ограничение свободы совести в России; д) из положений договоров между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов, затрагивающих свободу совести; е) из норм конституций (уставов), а также иных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на дополнительное регламентирование свободы совести в целях ее защиты в соответствующем субъекте; ж) из решений органов местного самоуправления, касающихся свободы совести; з) исходя из судебной практики всех уровней (судебные решения по вопросам свободы совести как международных судов по правам человека в отношении России, так и органов судебной системы Российской Федерации).
В Российской Федерации за нарушение свободы совести установлены следующие виды юридической ответственности: непосредственно - а) конституционная', б) гражданско-правовая; в) административная; г) уголовная и косвенным образом - д) дисциплинарная.
Ограничения в отношении виновного лица, нарушившего законодательство о свободе совести или свободу совести как субъективное право другого лица, могут носить имущественный, организационный или личный характер.
6. В связи с возникшей правовой коллизией между Конституцией России и Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ по поводу ограничения в условиях чрезвычайного положения свободы совести, необходимо в ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации внести изменения, допускающие ограничение свободы совести в части права свободно распространять убеждения и действовать (воздерживаться от действия) в соответствии с ними.
Конституция Российской Федерации с одной стороны объявляет права и свободы человека (включая свободу совести) высшей ценностью, а с другой допускает возможность их пересмотра в сторону уменьшения (как количественно, так и качественно) вплоть до полной ликвидации путем вынесения нового проекта Конституции на всенародное голосование либо принятие его Конституционным Собранием. В целях устранения этого противоречия, а также с тем, чтобы подкрепить норму ч. 2 ст. 17 Конституции о неотчуждаемости и естественности прав и свобод человека, в главу 9 Конституции ("Конституционные поправки и пересмотр Конституции") целесообразно внести положение о преемственности главы 2 ("Права и свободы человека и гражданина") в части основных прав и свобод человека (ст. 17-31) при разработке и принятии проекта новой Конституции России.
7. Индивидуальные убеждения лишь качественно определяют свободу совести конкретного лица; структурно содержание юридической свободы совести составляют те операции с убеждениями, которые возможны независимо от личности обладателя этого субъективного права, а именно: право формировать, выбирать, иметь, менять, отстаивать и распространять убеждения, право придерживаться убеждений и право отказываться от них, а также право действовать {воздерживаться от действий) в соответствии с убеждениями при условии непротивоправности объективно выраженного поведения.
Свобода совести, как субъективное право каждого человека по отношению ко всем другим лицам, необходимо предполагает своей сущностью поведенческую терпимость индивида к любым убеждениям окружающих, а также к их поведению, основанному на этих убеждениях, если такое поведение не умаляет чьих-либо законных интересов, прав и свобод; в практическом плане это выражается в ненарушении установленных в государстве правовых запретов.
8. Свобода совести - это фундаментальное сложносоставное естественное субъективное право первого поколения, принадлежащее каждому человеку в силу рождения и представленное в виде личной свободы индивида в сфере его мировоззрения, а также поведения, основанного на этом мировоззрении, которому имплицитно коррелирует обязанность поведенчески терпимого отношения к допустимой правом свободе всех других лиц. При этом свобода совести — индивидуальная свобода конкретного физического лица, не могущая принадлежать ни коллективному субъекту (каким-либо социальным группам), ни юридическим лицам.
9. Различия между свободой совести и свободой вероисповедания заключаются в наличии в последней позитивно-правовых элементов (права религиозных объединений, институт тайны исповеди и другие), тогда как первая таковых не содержит: позитивное закрепление свободы совести в официальных источниках - это лишь ее признак как юридической свободы, но не элемент. Естественно-правовые элементы свободы вероисповедания (индивидуальная свобода вероисповедания с составляющими ее правами следовать религиозным убеждениям, выполнять вытекающие из этих убеждений обряды и ритуалы и другими) представляют собой содержательную часть свободы совести, относящуюся к религиозным убеждениям и поведению ими обусловленному.
Теоретическая и практическая значимость исследования обуславливается возможностью использования содержащихся в диссертации положений, выводов и предложений в решении проблем теоретического и прикладного характера, касающихся правового обеспечения и реализации свободы совести.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов теории государства и права и в первую очередь - раздел, посвященный теории прав и свобод человека. Использование новых и обобщение известных материалов теоретического, историко-правового и юридического характера расширяет сферу научного знания в области теоретико-правовых дисциплин. Исследуемые в диссертации аспекты свободы совести определяют ряд важных проблем современной науки теории государства и права. Отдельные материалы исследования также могут заинтересовать и специалистов в области конституционного права, истории государства и права.
Практическая значимость исследования предопределяется тем, что выработанные при изучении теоретико-правовых аспектов свободы совести выводы и предложения могут быть использованы в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства в области свободы совести, а собранный и теоретически обобщенный фактологический материал - в дальнейшей исследовательской работе представителей историко-теоретических и отраслевых наук по затронутой проблематике. Кроме того, данные диссертационного исследования можно применять: в преподавании теории и истории государства и права, конституционного права, а также учебного курса "права человека"; в подготовке учебной и учебно-методической литературы. Многие материалы исследования имеют также познавательный, научно-популярный характер, расширяя кругозор и эрудицию как на теоретико-правовом, так и общетеоретическом уровнях.
Обоснованность и достоверность полученных результатов основываются на использовании научной логики и обширной информационной базы исследования, в том числе теоретических положений, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных ученых, анализа источников, исторических материалов, законодательных и международно-правовых актов, а также судебной практики.
Апробация результатов диссертационного исследования заключается в его рецензировании и обсуждении на кафедре теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России, в научных докладах и сообщениях автора на научных и научно-практических конференциях и семинарах, в научных публикациях диссертанта. Материалы исследования также использовались автором в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по теории и отечественной истории государства и права в Уральском юридическом институте МВД России
Структура диссертации обусловлена целью и задачами работы, спецификой рассматриваемого явления, а также методологией и гипотезой исследования. Состоит она из введения, трех глав (семи параграфов), на протяжении которых осуществляется раскрытие темы - от определения свободы совести (глава 1) через анализ ее формально-юридического выражения (глава 2) к содержанию и сущности (глава 3), - заключения, библиографического списка и четырех приложений.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Тетерятников, Николай Юрьевич, Екатеринбург
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная работа в рамках диссертационного исследования позволяет сформулировать выводы, предложения и прогнозы, которые сводятся к следующему.
I. Изучение разнообразия подходов к пониманию свободы совести путем сравнительного их сопоставления показывает, что свобода совести как явление нематериального (духовного) порядка выступает необходимым условием самоопределения индивида в мировоззренческой и поведенческой сферах. В прикладном плане это затрагивает такие области общественного бытия как мораль (включая религиозную этику) и право, на пересечении которых свобода совести и проявляет себя как самостоятельный феномен социальной действительности.
Разрабатываемая первоначально в сфере этики в качестве моральной свободы свобода совести лишь впоследствии была перенесена в область позитивного права путем закрепления в виде одной из основных свобод наряду с другими естественными правами человека. В связи с этим современная тенденция в отношении свободы совести такова, что на первый план выступают вопросы юридической защиты и правового ограничения данной свободы.
Роль права в отношении свободы совести, таким образом, определяется юридическим обеспечением беспрепятственной реализации этой свободы в обществе и государстве. Как отмечает Б.В. Марков: "Пресекая наиболее опасные формы зла, право оставляет маневр для неморального и вместе с тем необходимого для жизни поведения. Тем самым оно является заслоном не только против насилия, но и против принудительного давления со стороны традиций и моральных норм"1.
II. Свобода совести как достижение морали гарантированное правом проявляет себя посредством существующего в государстве соответствующего правового института, который складывается из юридических источников, опре
1 Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. — СПб.: Издательство «Лань», 1997. 384 с. - С. 346. деляющих общественные отношения в области убеждений и поведения, основанного на этих убеждениях. Анализ историко-правового генезиса свободы совести демонстрирует видоизменения правового института этой свободы на протяжении исторического развития государства. На примере России это выразилось в эволюции свободы совести от первоначальной ее формы (свободы выбора вероисповедания в дореволюционном отечестве) до конечной (свободы убеждений и действий в соответствии с ними в "постперестроечной" Российской Федерации).
Правовой институт свободы совести в современной России, несмотря на его в целом прогрессивный характер, не лишен недостатков. К числу последних необходимо отнести: слабое и зачастую непоследовательное1 разграничение собственно свободы совести и других основных свобод и в первую очередь -свободы вероисповедания; отсутствие детальной регламентации содержания свободы совести, что выражается в неопределенном характере конструкций
2 3 включая право." , "в том числе право." ; невключение в законодательные формулировки свободы совести отдельных элементов этой свободы; правовая коллизия относительно возможности законного ограничения свободы совести; и другие.
Исходя из характера выявленных недостатков, можно сформулировать предложения по совершенствованию правового института свободы совести в Российской Федерации. К основным предложениям относятся: внесение соответствующих изменений в действующее законодательство о свободе совести с целью устранения противоречий относительно правовой регламентации данной свободы и ее юридического отграничения от иных прав и свобод в нормативно-правовых актах всех уровней с согласованием их содержания и юридической силы; детальная регламентация свободы совести в соответствующем Федераль
1 Так норма ч. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации, по существу относящаяся к свободе совести, находится не в статье, специально посвященной этой свободе, а в следующей, по преимуществу регламентирующей свободу мысли и слова.
2 См., например, ст. 28 Конституции Российской Федерации.
3 См. ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ. ном законе с включением в позитивно закрепленное содержание этой свободы элементов, не нашедших своего юридического отражения.
III. Ретроспективное исследование основных закономерностей существования феномена свободы совести позволяет спрогнозировать дальнейшие направления в его развитии. Представляется, что в ближайшей перспективе будет продолжена преимущественно юридическая разработка содержания свободы совести, касающаяся в первую очередь формирования правового механизма обеспечения как можно более полной реализации данной свободы для каждого человека в современном демократическом правовом государстве, определившим в качестве своей цели построение открытого гражданского общества. Это, в свою очередь, "с учетом глобальных процессов современности требует коренной ревизии и реформы основополагающих принципов и понятийного аппарата в данной сфере"1. То есть другим направлением в развитии свободы совести будет, по-видимому, законодательное уточнение понятия и содержания этой свободы в сторону расширения ее смысла и объема.
Все это в конечном итоге должно способствовать установлению в обществе терпимости, воплощающей сущность рассматриваемой свободы, при которой только и возможна максимальная самореализация каждого. Обусловлено подобное тем, что свобода совести является не только основой свободы индивида, но и основой демократии в целом в современном ее понимании, которое включает в себя в качестве неотъемлемой части принципы и идеи либерализма как одной из наиболее прогрессивных форм общественной мысли.
1 С.А. Бурьянов, С. А. Мозговой Институт Свободы Совести. Об Институте // www.atheism.ru/lci/about
Как далее отмечают авторы: "Для сокращения и преодоления разрыва между властью и обществом властные группы должны лишиться юридических механизмов контроля и использования мировоззренческой сферы, основанных на некорректных при применении в юриспруденции принципах и терминах". (Там же.)
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Теоретико-правовые аспекты свободы совести»
1. Официальные документы и нормативные материалы
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. - 25 декабря.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (III) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. // Там же. — С. 44 52.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. // Там же. С. 53 - 68.
5. Воззвание Тегеранской Конференции. Принято 13 мая 1968 г. Международной конференцией по правам человека в Тегеране. // Там же. С. 77 - 79.
6. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений. Провозглашена резолюцией 36 / 55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 г. // Там же. С. 132 - 134.
7. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Там же. С. 539 - 551.
8. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Париж, 20 марта 1952 г. // Там же. С. 551 - 552.
9. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 1 августа 1975 г. // Там же. С. 641 - 645.
10. Итоговый документ Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Вена, 15 января 1989 г. // Там же.-С. 648-653.
11. Документ Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ. Копенгаген, 29 июня 1990 г. // Там же. С. 653 - 664.
12. Парижская хартия для новой Европы (Итоговый документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Париже). Париж, 21 ноября 1990 г. // Там же. С. 664 - 666.
13. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Минск, 26 мая 1995 г. // Там же. С. 711 - 719.
14. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. - № 23. - Ст. 2277.
15. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - № 39. - Ст. 4465.
16. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - № 32. - Ст. 3301.
17. Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. -№25. -Ст. 2954.
18. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. -№ 2. - Ст. 198.
19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 1 (ч. 1) - Ст. 1.
20. Закон Союза Советских Социалистических Республик от 24 июня 1981 г. № 5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» // Ведомости ВС СССР.- 1981.- № 26. Ст. 836.
21. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ 1993.-№ 19 - Ст. 685.
22. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997.
23. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№ 13.-Ст. 1475.
24. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе» // Российская газета. 2002. - 27 июля.
25. Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 г. № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий».
26. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" международно-правовым обязательствам Российской Федерации» // Российская газета. 1999. — 22 апреля.
27. Конституция Республики Адыгея. Принята на XVI сессии Законодательного Собрания (Хасэ) Парламента Республики Адыгея 10 марта 1995 г. // Конституции республик - субъектов Российской Федерации. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000. - 672 с. - С. 5 - 37.
28. Конституция Республики Алтай (Основной Закон). Принята на XXI сессии Государственного Собрания Эл Курултай Республики Алтай 7 июня 1997 г. // Там же. - С. 38 - 76.
29. Конституция Республики Башкортостан. Принята 3 ноября 2000 г. // Советская Башкирия Известия Башкортостана. - 2000. - 4 ноября.
30. Конституция Республики Бурятия. Принята Верховным Советом РБ 22 февраля 1994 г. // Бурятия. 1994. - 9 марта.
31. Конституция Республики Дагестан. Принята Конституционным Собранием 26 июля 1994 г. // Дагестанская правда. 1994. - 3 августа.
32. Конституция Республики Ингушетия. Принята 27 февраля 1994 г. // Конституции республик субъектов Российской Федерации. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000. - 672 с. - С. 184 - 203.
33. Конституция Кабардино-Балкарской Республики. Принята Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 1 сентября 1997 г. // Там же. С. 204 -246.
34. Конституция Карачаево-Черкесской Республики. Принята на V сессии Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики 5 марта 1996 г. // Там же. С. 257 - 289.
35. Конституция (Основной Закон) Республики Карелия. Закон введен в действие с 20.01.94. // Там же. С. 290 - 314.
36. Конституция Республики Коми. Принята на внеочередной 18-й сессии Верховного Совета Республики Коми 12-го созыва 17 февраля 1994 года. // Красное знамя. 1994. - 10 марта.
37. Конституция Республики Марий Эл. Принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 г. // Конституции республиксубъектов Российской Федерации. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000. - 672 с.-С. 342-367.
38. Конституция Республики Мордовия. Принята Конституционным Соб-^ ранием Республики Мордовия 21 сентября 1995 г. // Там же. С. 368 - 402.
39. Конституция Республики Северная Осетия Алания // Северная Осетия. - 1994. - 7 декабря.
40. Конституция Удмурдской Республики. Принята Верховным Советом Удмурдской Республики 7 декабря 1994 г. // Конституции республик субъектов Российской Федерации. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000. - 672 с. - С. 539-567.
41. Конституция Чеченской Республики. Принята 12 марта 1992 г. // Там же.-С. 603-624.
42. Конституция (Основной Закон) Чувашской Республики (в ред. 24 но-« ября 1993 г.) // Там же. С. 626 - 667.
43. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 10 «О рассмотрении жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1994. -№3.
44. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995.
45. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. - № 1.
46. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1998 года. Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 1998 г.
47. Конституция и законы Союза ССР. М.: Известия народных депутатов СССР, 1983.
48. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России (в редакции 10 декабря 1992 г.). -М.: Советская Россия, 1993.
49. Конституция (Основной закон) Российской социалистической федеративной советской республики. Принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1918. -№ 51. - Ст. 582.
50. Закон Союза Советских Социалистических Республик «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. М., 1990. - № 12.
51. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -1990. -№21. -Ст. 240.
52. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. - № 29. - Ст. 395.
53. Постановление Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий»» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. - № 21. - Ст. 241.
54. Постановление ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г. «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. IV. - М., 1970. - С. 397.
55. Декрет СНК от 20 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. -1918. № 18.- Ст. 263.
56. Постановление Народного Комиссариата юстиции от 24 августа 1918 г. «О порядке проведения в жизнь Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (Инструкция)» // Собрание узаконений РСФСР. -1918.— № 62. Ст. 685.
57. Обращение к гражданам // Вестник Временного Правительства. — 1917.-7 марта.
58. Постановление Временного Правительства. О свободе совести // Вестник Временного Правительства. - 1917. - Четверг, 20-го июля (2-го августа). -№ 109(155).
59. Постановление Временного Правительства. — Об отмене вероисповедных и национальных ограничений // Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемых при Правительствующем Сенате. 1917. - № 70. -Ст. 400.
60. Свод основных государственных законов // Свод законов Российской Империи. Т. 1. - Ч. 1. - Ст. 66.
61. Свод учреждений и уставов управления духовных дел иностранных исповеданий христианских и иноверных // Свод законов Российской Империи. -Т. 11.-Ч. 1. Ст. 3, 5.
62. Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений // Свод законов Российской Империи. Т. 14. - Ст. 38.
63. Конституция США. М.: ТОО "Иван", 1993.
64. Конституция Бельгии (в ред. 14 июля 1993 г.) / Пер. с франц. П.И. Савицкого. Екатеринбург, 1998.
65. Проект Конституции Уральской Республики (третья редакция). Екатеринбург, 1993.
66. Монографии, учебные и научные издания, публикации
67. Авакъян С. А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник МГУ. Серия 11. (Право). - 1999. - № 1. - С. 3 - 32.
68. Алебастрова И.А. Основы американского конституционализма. М.: Юриспруденция, 2001. - 160 с.
69. Александров Ю.А. Декрет о свободе совести. М.: «Советская Россия», 1963.
70. Алексеев С.С. Право: азбука теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. - 712 с.
71. Алексеев С. С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М.: Издательство НОРМА, 1998. -416 с.
72. Бабий М.Е. Проблема свободы совести в современной идеологической борьбе. Киев: Вища школа, 1986. - 166 с.
73. Баймурадов Н. Ленинский принцип свободы совести и его осуществление в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 1980. - 100 с.
74. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М.: Мысль, 1986. - 224 с.
75. Бессарабов В. Реализация права на свободу совести в ИТУ // Законность.-М., 1998.-№9.-С. 40-45.
76. В.Д. Бонч-Бруевич Свобода совести в СССР // Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения. М.: Мысль, 1973. - 343 с.
77. С.А. Бурьянов Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право. 2001. - № 2. - С. 21 - 26.
78. С. А. Бурьянов Характер и пределы регулирования в сфере свободы совести в демократическом государстве // Право и политика (международный научный журнал). 2000. - № 5.
79. С. Бурьянов, С. Мозговой Государственная поддержка религии волк в овечьей шкуре // Религия и жизнь. - 2002. - № 6.
80. Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания: Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.02. -М., 2000. 162 с.
81. Воронцов Г.В. Конституция СССР о свободе совести. Л.: Общество «Знание» РСФСР, 1979. - 96 с.
82. Воронцов Г.В. Ленинские принципы свободы совести. Л.: Лениздат, 1980.-70 с.
83. ВудД.Э. Право человека на свободу религии в исторической и международной перспективе // Религия и право. М., 1999. - № 1. - С. 24 - 25.
84. Гаранджа В.И. Социология религии: Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Аспект пресс, 1996. - 239 с.
85. Глотов С.А., Петренко Е.Г. Права человека и их защита в Европейском Суде. Краснодар: Издательский дом «Юг», 2000. - 142 с.
86. Гольдберг М.Н. Свободомыслие и атеизм в США (XVIII XIX вв.). -М.-Л., 1965.
87. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человекам и российское законодательство. Монография. М.: НИМП, 2001. - 352 с.
88. Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. Вводный курс. Учебное пособие. М.: Юрист, 2000. - 256 с.
89. Дозорцев П.H., Дмитриев Ю.А. Свобода совести на новом этапе правового обеспечения // Юрист. М., 1998. - № 8. - С. 29 - 32.
90. Егоров С.Н. Аксиоматические основы права. СПб.: Издательство «Лексикон», 2001. - 272 с.
91. Ерофеев К. Б. Сборник нормативно-правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях. СПб: Издательство: «Мирт», 1999.
92. Иванов A.M. Социализм и свобода совести. М.: Знание, 1972. - 56 с.
93. Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. М.: Юрид. лит., 1985.200 с.
94. Клочков В.В. Закон и религия: (От государственной религии в России к свободе совести в СССР). М.: Политиздат, 1982. - 160 с.
95. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М.: Городец, 2000. - 192 с.
96. Королев Г.Н. Правовое регулирование реализации права военнослужащих на свободу вероисповедания: Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 1994.- 185 с.
97. Ж.-П. Коста Свобода выражения мнения // Конституционное Право: Восточноевропейское Обозрение. 2001. - №3 (36). - С. 99 - 104.
98. Костюкович П.И. Религиоведение: Учеб. пособие / П.И. Костюко-вич. Мн.: Новое знание, 2001. - 192 с.
99. Кочеров С.Н. Генезис моральной свободы: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.05. Утв. 25.11.87. - М., 1986.
100. Красиков А. Свобода совести в России // Конституционное Право: Восточноевропейское Обозрение. М.: Чикаго, 1998. - № 4 / 1999. - № 1. - С. 70 - 77.
101. Круглое A.A. Свобода совести. Мн.: Беларусь, 1986.
102. Кудрявцев А.И. Правовые основы свободы совести и вероисповеданий в РФ // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1997. - № 9/10. - С. 3 -13.
103. Кудрявцев А.И. Государство не может быть нейтральным (о новом Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях») // Бюллетень Министерства юстиции РФ. М., 1998. - № 7. - С. 61 - 70.
104. Кузнецов A.A., Андрианов И.П. Социалистическая демократия и свобода совести. JL: Знание, 1990. - 32 с.
105. O.A. Лапинь Реформа советской политической системы и права граждан // Права человека: проблемы и перспективы. М.: Институт государства и права АН СССР, 1990. (Отв. ред. Лукашева Е.А.) - 156 с.
106. Левин Л. Права человека: вопросы и ответы. М.: «Изд. БИНОМ»,1997.
107. Левинсон Л. Региональное законодательство и религиозная свобода // Религия и право. М., 1997. - № 4. - С. 4 - 6.
108. Ю.И. Лейбо, Г.П. Толстопятенко, К. А. Экштайн Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина". Под ред. К.А. Экштайна М.: «Издательство ЭКОМ», 2000. - 448 с.
109. Ловинюков A.C. Административно-правовая охрана свободы совести: Дис. . д-ра юрид.наук: 12.00.02. М., 1994.-485 с.
110. Лозбинев B.B. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации (теория, законодательство, практика). М., 2001.
111. Лупарев Г.П. Новое советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях. М., 1991. - 154 с.
112. Люшер Ф. Конституционные гарантии прав и свобод. М., 1993.
113. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие осуществление и защита. 2-е изд., испр. и доп. - М.: МЗ Пресс, 2001. - 244 с.
114. Малиновский A.A. Злоупотребление правом. М.: МЗ-Пресс, 2002.128 с.
115. Маритен Ж. Человек и государство. Пер. с англ. Т. Лифинцевой. -М.: Идея-Пресс, 2000 196 с.
116. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Издательство Саратовского Университета, 1972.
117. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Издательство Саратовского Университета, 1987.
118. КБ. Михайловская, Е.Ф. Кузьминский, Ю.Н. Мазаев Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России. Проектная группа по правам человека. М., 1997. - 80 с.
119. М.П. Мчедлов Основа гражданского согласия // Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994.
120. Новик В. Права человека и религия. М., 2001.
121. Носков Ю.Г. Принцип свободы совести и национальная безопасность России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1997. - № 2.-С. 31 -33.
122. Омарова M. M. Осуществление свободы совести в Дагестане: Этапы и противоречия: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.06. Махачкала, 1995. - 165 с.
123. Петрухин И.Л. Человек и власть (в сфере борьбы с преступностью). М.: Юристъ, 1999. - 392 с.
124. C.B. Потанина Некоторые аспекты взаимоотношений государства и религии за рубежом // Журнал российского права. 2001. - № 4. - С. 105-113.
125. C.B. Пчелинцев Об ограничении прав и свобод граждан в условиях военногоположения: теоретические аспекты // Журнал российского права. — 2002.-№2.-С. 96-105.
126. Радугин A.A. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М.: Центр, 2000. - 240 с.
127. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. Учебное пособие. СПб.: Лексикон, 2001.
128. Рекка Ю.М. Свобода совести в СССР. Пермь: Книжное издательство, 1958.
129. Рождественский Ю.В. Теория Риторики. М.: «Добросвет», 1997.
130. Рудинский Ф.М. Институт свободы совести по советскому государственному праву: Дис. . канд. юрид. наук. Новосибирск, 1963.
131. Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР. М.: Госюриздат, 1961.
132. Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР: конституционно-правовой аспект // Вопросы научного атеизма. М., 1981. - Вып. 27.
133. Ф. Рудинский Права человека в современном мире (марксистская оценка) // Право и жизнь. Право и жизнь. - 2000. - №. 25.
134. Ружелите О. Об отрицании свободы совести в капиталистических странах. М., 1968.
135. Савельев А. Вопросы свободы совести в региональных нормативных актах // Российская юстиция. М., 1999. - № 10. - С. 49 - 50.
136. Савельев В.Н. Свобода совести в истории общественной мысли: Дис. . д-ра филос. наук: 09.00.06. М., 1995. - 256 с.
137. Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория: Моногр. М.: Высш. шк., 1991.-144 с.
138. П.И. Савицкий Некоторые аспекты конституционного регулирования положения личности в Бельгии // Личность и государство на рубеже веков: Сборник научных статей / Под ред. В.В. Невинского. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2000. - 277 с.
139. А.Х. Саидов Международное право прав человека. Учебное пособие / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Академический правовой университет, 2002. -198 с.
140. СакнеА. Свобода совести. Алма-Ата, 1972.
141. E.H. Салыгин Теократическое государство. М., 1999 - 128 с. (Московский общественный научный фонд).
142. Симорот С.Ю. Правовое регулирование свободы совести в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.02. Хабаровск, 2000. - 215 с.
143. Смыслова Е.А. Практика Европейского суда по правам человека и свобода вероисповеданий // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1999. - № 3. - С. 62 - 69.
144. Степцовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкасновенность: Нормы и действительность. М.: Дело, 2000. - 720 с.
145. Тагиева Т.Ю. Российское законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях: перспективы развития и реализации // Российский юридический журнал. Екатеринбург, 1999. - № 1. - С. 28 - 38.
146. Тарновский Е. Четыре свободы / Под ред. И.И. Иванюкова. СПб.: Брокгаузъ - Ефронъ, 1906. - 78 с.
147. Тимофеев В.Д. Марксистско-ленинское учение о свободе совести. — М.: Знание, 1983.-64 с.
148. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000. - 328 с.
149. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1999.
150. Б.Н. Топорнин Декларация прав человека: новые подходы // Права человека: проблемы и перспективы. М.: Институт государства и права АН СССР, 1990. (Отв. ред. Лукашева Е.А.) - 156 с.
151. Усатое Я.В. Юридическое содержание свободы совести и свободы вероисповедания // Российский юридический журнал. Екатеринбург, 1999. -№2.-С. 143- 146.
152. Фабер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. -Саратов, 1974.
153. Фурман Д.Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе совести.-М., 1989.
154. Фуров В.Т. Буржуазные конституции и свобода совести. М.: Политиздат, 1983. -95 с.
155. Черемных A.A. Свобода совести в Российской Федерации / Под ред. Дмитриева Ю.А. М.: Манускрипт, 1996. - 184 с.
156. Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма): Пер. с венг. М.: Юристъ, 2001.- 292 с.
157. Шевкопляс Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. Омск, 1999. - 194 с.
158. Юскаев Н.Х. Проблемы свободы совести в вооруженных силах Российской Федерации: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.06. -М., 1999 133 с.
159. Атеизм в СССР: становление и развитие / Ред. кол.: Окулов А.Ф. и др. М.: Мысль, 1986. - 238 с.
160. Возрождение свободы совести и ее защита: Руководство по защите прав человека. М.: Московская Хельсинская Группа, 1999. - 47 с.
161. Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999.
162. Закон Божий: В 2 т. Т.2: Книги 4, 5 о православной вере. М.: ТЕРРА, 1997.
163. История и теория атеизма: Учебное пособие / Ред. кол.: М.П. Новиков (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1982. - 430 с.
164. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б.С. Эбзеев: В 2 т. М.: Юристъ, 2001. - Т. 2: Защита прав и свобод граждан. - 974 с.
165. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Городец, 1999.
166. Конституционное право России: Учебник. Екатеринбург: Издательство УрГЮА, 2001. - 548 с.
167. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Издательство НОРМА, 2000.
168. Конституционное право: Словарь / Отв. Ред. В.В. Маклаков. М.: Юристъ, 2001.
169. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин и др. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, Юристъ, 1997.
170. Конституция Российской Федерации: Научно-практ. комментарий. -Ростов н/Д.: Изд. центр "МарТ", 2001.
171. О свободе совести / Сост. И.А. Малахова. М.: «Советская Россия», 1987.-88 с.
172. Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор -член-корр. РАН, доктор юридических наук Е.А. Лукашева. М. : Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2001. - 573 с.
173. Проблемы науки конституционного права: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
174. Религиоведение: Хрестоматия: Учеб. пособие / авт.-сост. П.И. Кос-тюкович. Минск: Новое знание, 2000. - 480 с.
175. Религиозные объединения Московской области: Справочник / Авт. Колл.: Аверичев Е.П. и др. М.: Славянскй диалог, 1998. - 431 с.
176. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. к.ю.н. A.B. Пчелинцев, В.В. Ря-ховский. М.: Юриспруденция, 2001. - 448 с.
177. Русская Православная Церковь и право: комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. М.: Издательство БЕК, 1999.
178. Свобода совести и возрождение гуманизма («круглый стол») // Коммунист. 1990. -№ 3. - С. 69 - 80.
179. Свобода совести в СССР и ее гарантии. Л.: Общество «Знание» РСФСР, 1978. - 19 с.
180. Свобода совести в социалистическом обществе. M.: АОН, 1979. —151 с.
181. Справочник красноармеца-безбожника / Под ред. Ф. Родионова. -М.: Акц. изд. о-во «Безбожник», 1929. 292 с.
182. Хартия Европейского Союза об основных правах: Комментарий / Под ред. д.ю.н., проф. С.Ю. Кашкина. М.: Юриспруденция, 2001. - 208 с.