СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Калятин, Виталий Олегович, кандидата юридических наук
Введение.
Глава 1. Использование произведения по авторскому праву.
§1 Право на произведение и теории авторского права.
§ 2 Понятие использования произведения.
§ 3 Право использования произведения как авторско-правовое правомочие.
§ 4 Право использования произведения как имущественная ценность.
Глава 2. Содержание права использования произведения.
§ 1 Право предоставления произведения через его вещественные носители.
§ 2 Право предоставления произведения для непосредственного восприятия.
§ 3 Право предоставления произведения через его невещественные носители.
§ 4 Права на иные способы использования произведения.
§ 5 Ограничения авторских прав.
Глава 3. Распоряжение правом использования произведения.
§ I Передача права использования произведения. Договор о передаче прав.
§ 2 Авторский лицензионный договор.
§ 3 Право использования произведения, созданного по трудовому договору или договору заказа.
§ 4 Наследование права использования произведения.
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Право использования произведения"
Одним из центральных вопросов авторского права является право использования произведения. Право использования произведения находится в точке пересечения различных интересов (экономических, культурных и т.п.) автора, общества, правообладателей. От того, насколько удачно определен режим использования, в наибольшей степени зависит эффективность всего авторско-правового регулирования. Характеристика этого права является определяющей для установления места всего авторского права в системе гражданского права.
Право использования произведения в системе имущественных прав занимает особое место. Оно обладает имущественной ценностью, это его свойство проявляется при полноценном участии произведения в экономическом обороте и становится особо актуальным в условиях формирования рыночной экономической системы.
Исследование права использования произведения в условиях современных общественных отношений заслуживает внимания и по другим причинам, важность которых возросла в последние годы. В первую очередь сюда следует отнести необходимость приспособления авторского права к условиям технического прогресса и глобализации использования произведения в обществе.
Его влияние выражается, в частности, как в появлении новых объектов авторского права, так и новых способов использования (при этом ранее существовавшие способы серьезно изменили свой характер). Наблюдается стирание границ между режимами различных видов объектов. Преобразование произведения в цифровую форму позволяет без особых различий использовать любые произведения. Необходимость обеспечения возможности авторскому праву реагировать на изменение технических средств использования требует изменения не только содержания авторских правомочий, но всей системы права использования произведения, ибо неэффективность пообъектного регулирования авторского права становится очевидной.
Существенной современной особенностью использования произведения в обществе является его глобализация. Современные способы использования позволяют обеспечить восприятие произведения населением целых континентов и даже всего мира. Происходит и качественное изменение использования произведения - появляются такие формы доведения произведения до общества, которые не могут быть удачно охвачены существующими авторскими правомочиями (например, использование произведений в глобальной компьютерной сети Интернет).
Для России создание современного авторско-правового механизма связано с дополнительными сложностями, поскольку трактовка имущественных правомочий кардинально изменилась. Право использования произведения нашло свое закрепление только в Основах гражданского законодательства 1991 года, а существовавшие до этого момента научные исследования имущественных правомочий автора по понятным причинам в значительной мере утратили свое значение. В то же время специфика российских условий не позволяет механически воспроизводить положения, выработанные в зарубежной доктрине.
Таким образом, актуальность диссертационной темы очевидна.
Цель исследования: рассмотреть основные черты содержания права использования произведения в современных общественных условиях и определить перспективы его развития.
Задачами исследования были:
1. Рассмотреть сущность права использования произведения как объекта, имеющего значительную экономическую ценность.
2. Определить содержание права использования произведения в современных общественных условиях.
3. Выявить особенности реализации права использования произведения, обусловленные спецификой рыночных экономических отношений и современным уровнем технического развития общества.
4. Изучить особенности распоряжения правом использования произведения.
Метод исследования базируется на сравнительном, историческом и системном подходе к анализу юридических явлений, включая возникновение авторских прав и условия их реализации. Использование этих методов позволило выявить закономерности развития авторского законодательства, а также объективно целесообразные элементы механизма регулирования использования произведения, определяя одновременно элементы, существование которых было вызвано особенностями конкретной правовой системы или историческими обстоятельствами.
Фактической основой выполненного исследования послужили анализ законодательства СССР и Российской Федерации в их историческом развитии, практики его применения, международные конвенции об авторском праве и законодательство об авторском праве ряда стран, включая новейшее законодательство стран - участников СНГ, использованы материалы судебной практики (СССР, России, Великобритании, США, Франции и др.), а также научные работы, опубликованные на русском и английском языках. Особое внимание уделено отечественному научному наследию, созданному как в советский период, так и ранее. Использованы работы J1.M. Азова, Б.С.Антимонова, М.М. Богуславского, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, E.JT. Вакмана, А.И. Ваксберга,
A.В. Бенедиктова, В.В. Витрянского, Э.П. Гаврилова, Л.Б. Гальперина, ДМ. Генкина, М.В. Гордона, К.А. Граве , И.А. Грингольца, С П. Гришаева, В.А. Дозорцева, И.А. Зенина, В.Я. Ионаса, О С. Иоффе, В.А. Кабатова, Е.И. Каминской, В.Г. Камышева, Я.А. Канторовича, М. Кириллова, H.JI. Клык, В.И. Корецкого, В. Костюка, О.А. Красавчикова, М.Н. Кузнецова, Б.С. Мартынова, Ю Г. Матвеева, J1.A. Михайловой,
B.П. Мозолина, B.JI. Мусияки, М.И. Никитиной, В.Ю. Одинцовой, А. Пиленко, Н.А. Райгородского, И В. Савельевой, А.П. Сергеева, В.И. Серебровского, В. Спасовича, И Г. Табашникова, Ю.К. Толстого, Е.А. Флейшиц, С. А. Чернышевой, B.JI. Черткова, В.П. Шатрова, Г.Ф. Шершеневича., А.К. Юрченко , К.К. Яичкова, А.И.Яфаева и многих других, среди иностранных исследователей особо следует упомянуть В.Веинке , Р. Дюма, А. Керевера, В. Корниша, Д. Кроуна, К. Мазуйе, М. Роузаи др.
Научная новизна диссертационной работы состоит в подходе автора к содержанию права использования произведения с учетом его динамики в современных условиях; по-новому рассмотрена юридическая природа данного права; выявлены его особенности как экономической ценности; предложены новые принципы формирования системы авторских правомочий по использованию произведения, выявлены принципы и условия ограничения указанного права.
Практическая ценность работы определяется общей значимостью исследуемой проблемы в повышении эффективности всего авторско-правового механизма, а также решением конкретных задач, исходя из анализа содержания права использования. Даны предложения по изменению законодательства, в частности в отношении преобразования самого права использования произведения. Обосновано выделение в рамках рассматриваемого права ряда новых правомочий, освещены проблемы, возникающие при различных формах реализации произведения.
Основные защищаемые в работе положения сводятся к следующему:
1. Делается вывод о неприменимости к результатам интеллектуальной деятельности конструкции права собственности.
2. Предлагается использовать в качестве ведущего критерия для выделения авторских правомочий способ доступа к произведению.
3. Предлагается новый вариант системы авторских правомочий.
4. Обосновывается выделение ряда новых авторских правомочий (право на воспроизведение в цифровой форме, право на открытие доступа к произведению через компьютерную сеть, право на преобразование произведения).
5. Высказывается мнение о недостаточности существующего механизма передачи права, обосновывается необходимость обеспечения возможности полноценной уступки авторского права.
Апробация работы
1. Доклад на тему «Международные конвенции об авторском праве и российское законодательство» на конференции «Соотношение национального и международного права», 20 мая 1996 г., Москва.
2. Работа и выступление на конференции по проблемам интеллектуальной собственности, 19-21 марта 1997 г., Лондон.
3. Доклад на тему «Проблемы авторского права в системе российского законодательства» на конференции «Проблемы развития системы российского законодательства», 19 мая 1997 г., Москва.
4. Работа и выступление на конференции по проблемам интеллектуальной собственности, 20-22 февраля 1998 г., Париж.
Объем работы составляет 188 страниц, включая 4 таблицы, 2 рисунка и список литературы (148 наименований) на 18 стр Работа состоит из введения, 3 глав и заключения. Главы разбиты на 13 параграфов.
Благодарности. Автор считает своим приятным долгом поблагодарить всех, кто в какой-либо мере содействовал выполнению данной работы. Особо автор обязан своему научному руководителю доктору юридических наук, профессору Виктору Абрамовичу Дозорцеву за его постоянное вдохновляющее внимание и помощь при исследовании проблем авторского права при подготовке работы. Автор признателен сотрудникам Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации за их ценные конструктивные советы и доброжелательность, глубоко благодарен своим коллегам за высказанные замечания, а также администрации юридической фирмы «Фрешфилдс» (Лондон) за предоставленные архивные материалы и документы и обеспечение творческой обстановки д.ля работы над диссертацией.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право", Калятин, Виталий Олегович, Москва
Основные выводы следующие:
1. Своеобразие авторских прав не позволяет в полной мере использовать для их построения конструкции права собственности или иных ранее существовавших институтов гражданского права. Авторские права призваны выполнять ту же функцию, что и право собственности, но в отношении качественно своеобразных объектов (произведений науки, литературы, искусства). Полноценно урегулировать отношения по использованию такого рода объектов возможно только на основе специального института гражданского права.
2. Исторически сложилось, что развитие существующих систем авторских правомочий происходило в процессе приспособления к изменениям в технике. В результате отсутствия единых принципов построения, системы авторских правомочий оказались трудно приспосабливаемыми к изменяющимся общественным условиям. Предлагается использовать в качестве ведущего критерия для выделения авторских правомочий наличие доступа к произведению, что позволит вывести на первый план собственно назначение права использования произведения, а не меняющиеся технические особенности того или иного вида использования.
3. Предлагается новый вариант системы авторских правомочий. В зависимости от особенностей доступа к произведению правомочия по использованию произведения могут быть сведены к трем основным: праву предоставления произведения для непосредственного восприятия (показ, исполнение) и двум правам, охватывающим расширение такого доступа - праву предоставления произведения через вещественные носители произведения и праву предоставить произведение через невещественные носители (путем передачи в эфир или по кабелю). Это позволит защитить интересы автора и иных правообладателей от нарушений не только в известных формах, но и потенциально возможных.
4. Обосновывается выделение ряда новых авторских правомочий. Выделение права на воспроизведение в цифровой форме и права на открытие доступа к произведению через компьютерную сеть позволит урегулировать использование произведения, связанное с его предоставлением через невещественные носители, поскольку существующие правомочия (право на передачу в эфир и право на передачу по кабелю) не охватывают значительные области использования. Создание единого права на преобразование произведения определит место действий по переработке произведения и его переводу в системе авторских правомочий.
5. Анализ существующего механизма передачи права использования произведения показывает его недостаточность в рамках системы рыночных отношений. Представляется необходимым обеспечить возможность полноценной уступки авторского права.
Современное российское законодательство об авторском праве отвечает самым строгим требованиям международных конвенций об авторском праве. Но жизнь не стоит на месте. Перед авторским правом всех стран стоят схожие проблемы и удачное решение той или иной из них в рамках российского законодательства может оказать значительное влияние на оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности в глобальном масштабе.
Заключение
В итоге проведенных исследований рассмотрены особенности содержания права использования произведения в аспекте его современных особенностей, проанализированы существующие тенденции развития авторского права, выявлены актуальные проблемы развития правового регулирования отношений по экономическому использованию произведения, предложены пути их решения.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Право использования произведения»
1. Christie A. Reconceptualising Copyright in the Digital Era//European 1.tellectual Property Review, 1995, № 11, p.p.522-530.
2. Cook W.J. Why Internet service providers should be copyright guardians//Copyright World, Issue 60, May 1996, p.p. 18-21.
3. Copyright in Cyberspace: Ownership, Infringement and Fair Use. The U.S. Perspective, Monte-Carlo, 1996, p.p. 1173-1176.
4. Cornish W.R. Cases and Materials on Intellectual Property, London, Dublin, HongKong, 1996.
5. Cornish W.R. Copyright across the Quarter-Century//International Review of Industrial Property and Copyright Law, 1995, vol. 26, № 6, p.p. 801-811.
6. Cornish W.R. Intellectual property, Sweet and Maxwell, London, 1996.
7. Crown G. Copyright and Internet//Computer Law and Practice, 1995, vol. 11, № 6, p.p. 169-172.
8. Cushman Darby & Cushman, Supreme Court Summarily Affirms no Copyright Protection For Software Menu//Special Report (Cushman Darby & Cushman), 1996, № I.
9. Ganz-Brown C. Copyright Aspects of the Internet, статья помещена в Интернете по адресу:http://magma.mines.edu/fshome/jsneed/courses/liss493/resources/iprop2/index.shtml.
10. Gary L. Software Protection Trends in the 1990s//Entertainment Law Review, 1995, № 7, p.p. 276-282.
11. Green Paper. Copyright and Related Rights in the Information Society, Brussels, 1995.
12. Grewal M. Copyright protection of Computer Software//European Intellectual Property Review, 1996, № 8, p.p. 454-458.
13. Kitagawa Z. Copyright usage tracking technologies, статья помещена в Интернете по адресу: http://www.klc.or.jp/ifrro.htm.
14. Lea G. Software Protection Trends in the 1990s//Entertaiment Law Review, 1995, № 7, p.p. 276-282.
15. Litsey C.L. Copyright and the Free Flow of Information, произведение помещено в Интернете по адресу http:/www.faegre.com/areaip25.html.
16. Longman Dictionary of Contemporary English, Moscow, 1992.
17. Olswang S., Accessright: An Evolutionary Path for Copyright into the Digital Era?//Europenean Intellectual Property Review, 1995, vol. 17, issue 5, p.p. 215-218.
18. Princ C. Computer Program Protection in the USSR. A new Era for Socialist Copyright Law, Deventer, 1991.
19. Rice R. A Question of Ownership//Financial Times, 8 February 1994, p. 3.
20. Rose M. Authors and Owners. The Invention of Copyright, London, 1994.
21. Vaver D. Translation and Copyright: a Canadian Focus//European Intellectual Property Review, 1994, №4, p.p. 159-165.
22. Авторское право и издатели в условиях рыночной экономики. Материалы международного семинара «Восток встречается с Западом»(Гамбург, 13-15 марта 1991 года), Киев, 1991.
23. Азбука авторского права, М., 1982.
24. Азов JI.M. Правовые вопросы литературного перевода//Советское государство и право, 1954, №8, с. 97-101.
25. Антимонов Б.С., Граве К.А. Советское наследственное право, М., 1955.
26. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право, М., 1957.
27. Белянин М. Пиратская статистика//Компьютерра, 1997 ,№ 4, с. 32-33.
28. Богуславский М.М. Авторское право в условиях международного культурного и научного сотрудничества, в Сб.: Проблемы советского авторского права, М., 1979, с. 1819.
29. Богуславский М.М. Международное частное право, М., 1993.
30. Богш К. Всемирная конвенция об авторском праве, подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г. Комментарий, М., 1982.
31. Брагинский М.И., Витрянский В В. Договорное право, М., 1997.
32. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права, М ., 1950.
33. Брэдли К. Роль ГАТТ в сфере интеллектуальной собственности//Бюллетень по авторскому праву, 1992, т. XXV, № 2/3, с. 24-29.
34. БуйдаЮ. Книжники-разбойники//Известия, 7 августа 1998, с. 1, 6.
35. Вакман E.JI., Грингольц И,А., Авторские права художников, М., 1962.
36. Ваксберг А.И. Основные черты издательского договора по советскому гражданскому праву//Ученые записки ВИЮН, вып. 3., М., 1955.
37. Ваксберг А.И. Некоторые вопросы советского авторского права//Советское государство и право, 1954, № 8, с. 34-42.
38. Ваксберг В.А. Издательство и автор, М., 1957.
39. Варывдин М., Кондратьев А., Тополь С. Пиратов заставляют бороться за выживание/ТКоммерсант-Daily, 12 сентября 1996 г., с.10.
40. Веинке В, Авторское право. Регламентация, основы, будущее, М., 1979.
41. Венгеров А. Б. Правовой узел современности/Юбщественные науки и современность, 1992, № 4, с. 23-33.
42. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность, М. — J1., 1948.
43. Виталиев Г.В. Авторский (лицензионный) договор, статья помещена в Интернете по адресу: http://www.relcom.ru/Internet/ComputerLaw/contract.htm.
44. Гаврилов Э. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар, М., 1988.
45. Гаврилов Э.П. Авторское право России на современном этапе//Бюллетень по авторскому праву, 1995, т. XXVIII, №. 2, с. 42-52.
46. Гаврилов Э. Комментарий Закона «Об авторском праве и смежных правах», М., 1996.
47. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития., М., Наука, 1984.
48. Гальперин Л.Б., Михайлова Л.А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа, в Сб.: Право промышленной и интеллектуальной собственности, Новосибирск, 1992, с. 7-37.
49. Гао Линань, Некоторые аспекты авторского права КНР//Советская юстиция, 1993, №4, с. 13-14.
50. Гегель Г. Философия права, М., 1990.
51. Генкин Д.М. Право собственности в СССР, М., 1961.
52. Гордон М.В. Советское авторское право, М., Госюрлитиздат, 1955.
53. Грингольц И.А. О теории авторского вознаграждения за произведения литературы, науки и искусства//Ученые записки ВНИИСЗ, вып. 14, М., 1968, с. 140-155,
54. Гришаев С П. Законодательство об авторском праве в Великобритании//Советская юстиция, 1993, № 12, с. 13-14.
55. Гришаев С.П. Основные положения авторского права США; автореф. дис.степ. канд. юр. наук, М., 1984.
56. Дилленц В. Авторское право: прошлое и настоящее. Что дальше?, М., 1988.
57. Дозорцев В.А. Авторские дела в суде. Научно-практический комментарий, М., ВААП, 1985.
58. Дозорцев В. А. Авторские правомочия//Проблемы современного авторского права. Межвузовский сборник научных трудов, Свердловск, УрГУ, 1980 , с. 124-143.
59. Дозорцев В.А. Авторское право на новый уровень, в Сб.: Проблемы совершенствования советского законодательства, М., ВНИИСЗ, 1984, с. 162-183.
60. Дозорцев В.А. Авторский договор и его типы//Советское государство и право, 1977, №2, с. 43-50.
61. Дозорцев В.А. Исключительные права и их развитие, в Сб.: Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права, М , 1994, с. 11-70.
62. Дозорцев В.А. Законодательство в научно-технической сфере в Российской Федерации и в странах Организации экономического содействия и развития//Париж, 1996, с. 68-88.
63. Дозорцев В, А. Международная охрана авторских и патентных прав//Дело и право, 1994, № 9, с. 20-37; № 10, с. 21-25.
64. Дозорцев В.А. О мерах по развитию рынка интеллектуальных продуктов//Законодательство и экономика, 1998, № 7, с. 4-17.
65. Долгов К.М. От Киркегора до Камю, М., 1990.
66. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции, М., 1993.
67. Жосселен М. Понятие договора об использовании прав автора//Бюллетень по авторскому праву, 1993, т. XXVI, № 4, с. 6-20.
68. Зенин И.А. О концепции права интеллектуальной собственности в СССР, в Сб.: Право промышленной и интеллектуальной собственности. Сборник научных трудов, Новосибирск, 1992, с. 37-59.
69. Золя Э. Открытое письмо Эмиля Золя к русской печати//Новое время, 15 декабря 1893, с. 2.
70. Зубарев Л.В. Интеллектуальная собственность и свободное движение товаров//Государство и право, 1998, № 1, с. 66-78,
71. Илларионова Т.И. Система охранительных мер в советском авторском праве, в Сб.: Проблемы советского авторского права, М., 1979, с. 175-180.
72. Интеллектуальная собственность. Основные материалы, Новосибирск, 1993.
73. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве, М., 1972.
74. Иоффе О С. Правоотношение по советскому гражданскому праву, JL, 1949.
75. Иоффе О С. Обязательственное право, М., 1975.
76. Иоффе О.С. Советское гражданское право (курс лекций), Л., 1965.
77. Кабатов В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства, автореф. дис. степ. канд. юр. наук, М., 1954.
78. Каминская Е.И. Проблемы авторского права Швейцарии//Материалы по иностранному законодательству и международному частному праву, М., ИЗСП, т. 54, 1993, с. 78-94.
79. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений, М., 1972.
80. Катков В. Договоры авторов с издателями и другими предпринимателями//Журнал юридического общества при Императорском С.-Петербургском Университете, 1898, № 1, с. 83-112.
81. Каур В. Некоторые аспекты авторского права и смежных прав (neighbouring rights) в Эстонии, в Сб.: Intellectual Property in the Ex-Soviet Union Republics, Tallinn, 1993.
82. Керевер А. Нужен ли пересмотр Римской конвенции и нужен ли он сегодня?//Бюллетень по авторскому праву, 1992, т. XXV, № 4, с. 5-17.
83. Кириллов М. Развитие советского авторского права, Свердловск, 1982.
84. Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору, Красноярск, 1987.
85. Козлова Н. Интеллект в розлив и навынос//Российская газета, 20 апреля 1996 г., с.
86. Комаров А.С. Отвественность в коммерческом обороте, М., 1991.
87. Корецкий В.И. Авторские правоотношения в СССР, Сталинабад, 1959.
88. Костюк В. О вопросах защиты авторских и смежных прав//Хозяйство и право, 1995, №6, с. 101-117.
89. Красавчиков О.А. Единство и дифференциация правовых форм творческих отношений, в Сб.: Проблемы советского авторского права, М., 1979, с. 49-56.
90. Кузнецов М.Н. Охрана результатов творческой деятельности в международном частном праве, М., 1988.
91. Лазаренс Р.А. Актуальные проблемы советского и американского права интеллектуальной собственности, в Сб.: Право промышленной и интеллектуальной собственности. Сборник научных трудов, Новосибирск, 1992, с.72-82.
92. Локк Д. Два трактата о правлении, в Локк Д. Сочинения в трех томах, М., 1988, т. 3.
93. Лубы Ш. Охрана прав авторов в Чехословацкой Социалистической Республике/УБюллетень Чехословацкого права, 1966, № 3. с. 175-189.
94. Мазуйе К. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Комментарий, М, 1982.
95. Мамут Л.С. Век просвещения: взгляд на собственность, в Сб.: Собственность: право и свобода, М., Институт государства и права РАН, 1992, с. 13-29.
96. Мартынов Б.С. Право авторства в СССР//Ученые труды ВИЮН, вып. IX, 1947, с. 132-177.
97. Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав, М., 1987.
98. Мацуда М. Проблемы и спорные случаи в юридических вопросах, касающихся электронного издания//Бюллетень по авторскому праву, 1997, т. XXX, № 3, с. 18-26.
99. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике, М., 1992.
100. Мусияка B.JI. Авторские договоры, Киев, 1988.
101. Наследование в авторском и изобретательском праве, М., 1963.
102. Никитина М.И. Издательский договор на литературное произведение в советском авторском праве, автореф. дис. степ. канд. юр. наук, М., 1954.
103. Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве, М., 1950.
104. Нордерманн В. Договор между автором и издателем, в Сб.: Авторское право и издатели в условиях рыночной экономики. Материалы международного семинара "Восток встречается с Западом" (Гамбург, 13-15 марта 1991 г.), Киев, 1991, с. 46-49.
105. Одинцова В. Ю. Охрана авторских прав на программное обеспечение ЭВМ, в Сб.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Материалы по иностранному законодательству и международному частному праву, М., 1993, с. 62-78.
106. Оуэн Л. Справочник по вопросам передачи авторских прав между Великобританией и СССР, М., «Юридическая литература», 1985.
107. Пантюхина А. Интеллектуальная собственность как объект гражданского законодательства//Бухгалтерский учет, 1995, № 5, с, 37-38.
108. Пиленко А. Право изобретателя. Привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве. Историко-догматическое исследование, С.-Пет., 1903.
109. Право промышленной и интеллектуальной собственности. Сборник научных трудов. Новосибирск, Наука, 1992.
110. Проблемы советского авторского права, М., 1979.
111. Проблемы современного авторского права. Межвузовский сборник научных трудов, Свердловск, 1980.
112. Райгородский Н.А. Авторское право на кинематографическое произведение, Л., 1958.
113. Райгородский Н.А, Изобретательское право в СССР, М., 1949.
114. Ришер К. Авторское право и новые технологии: что ждет книгоиздателей?//Бюллетень по авторскому праву, 1994, т. XXVII, с. 4-19.
115. Родриго Э. Авторское право и права издателей в электронных изданиях//Бюллетень по авторскому праву, 1997, т. XXX, № 3, с. 10.
116. Савельева И.В. Авторский лицензионный договор., автореф. дис. степ. канд. юр. наук., М., 1980.
117. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества, М., 1986.
118. Сергеев А. П. Авторское право России, С.-Пет., 1994.
119. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации, М„ 1996.
120. Серебровский В.И. Вопросы авторского права, М., 1956.
121. Серебровский В.И. Некоторые правовые вопросы, возникающие в связи с принятием наследником наследства, в Сб.: В.И. Серебровский. Избранные труды по наследственному и страховому праву, М., 1997, с. 251-259.
122. Серебровский В.И. Очерки советского наследственного права, в Сб.: В.И. Серебровский. Избранные труды по наследственному и страховому праву М., 1997, с. 32-249.
123. Симкин Л. Из практики рассмотрения дел о правовой охране программ для ЭВМ//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1997, № 8, с. 74-79.
124. Словарь русского языка//Ожегов С.И.(сост.), М., 1953.
125. Соловьев Э.Ю. Феномен Локка, в Сб.: Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и литературы, М., 1991, с. 146-166.
126. Спасович В. Права авторские и контрафакция, С.-Пет., 1865.
127. Тарбеев А. Пираты на борту!//Компьютерра, 1994, № 47 (78), с. 19.
128. Толстой В. Принятие наследства и отказ от его принятия//Советская юстиция, 1966, № 13, с. 20-22.
129. Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР, Л., 1955.
130. Фрейтас Д. Пиратство в сфере интеллектуальной собственности и меры борьбы с ним//Бюллетень по авторскому праву, 1993, т. XXVI, № 3, с. 7-23.
131. Хаметов Р. Нарушения авторских прав библиотеками и архивами//Российская юстиция, 1998, № 6, с. 53-54.
132. Цукала А. Реформа греческого законодательства об интеллектуальной собственности и авторское право//Бюллетень по авторскому праву, 1995, т. XXVIII, № 4, с.46-53.
133. Чепига Т. Способы принятия наследства//Советская юстиция, 1968, № 16, с. 1415.
134. Чернышева С.А. Правовое регулирование авторских отношений в кинематографии и телевидении, М., 1984.
135. Чертков В.Л. Авторское право в периодической печати, М., 1989.
136. Шатров В.П. Некоторые размышления о новом российском Законе об авторском праве и смежных правах//Бюллетень по авторскому праву, 1995, т. XXVIII, № 3, с. 39-45.
137. Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения, Казань, 1891.
138. Шершеневич Г.Ф, Учебник русского гражданского права, М., 1995.
139. Шершеневич Г.Ф. Экономическое обоснование авторского права, Казань, 1890.
140. Юрченко А.К. Издательский договор, Л., 1988.
141. Юрченко А.К. О природе авторского права, в Сб.: Проблемы гражданского права, Л., 1987, с. 178-189.
142. Яичков К.К. Изобретение и его правовая охрана в СССР, М., 1961,
143. Яни П. С пиратством боролись во все времена//Экономика и жизнь, 1997, №51, с. 33.
144. Яфаев А.И. Авторское право капиталистических стран, М., 1983.