Правосознание немецкого бюргерства XIII-XVII веков (на материалах памятников Магдебургского городского права и связанных с ними источников)текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Правосознание немецкого бюргерства XIII-XVII веков (на материалах памятников Магдебургского городского права и связанных с ними источников)»

У < :

^jtKT-nKTt'?ï5'Tr>;!ut-I iе'■■'•'Л/JОТРм-гдаП yM!i"T;T-r:(rní'V

I4- .'Г* . . Ц =

iia »раках руючпои РОГЕТСЬСКГЛ /ЛГЛССОСПр ЛЫХ'ВН»!

йгапоа.тяпаник пейэдкоя) штбрстла ХШ ~ ХУ'П веков (на материалах яашвжов ьш'дебургскоп) городского права и OBJIGAilHiíX с НИНИ жяо'яяжор.)

П|!сч'д15ДЬНосй'Ь 12ДЗО-ОГ - Тзорчч изгорит го<:у1чра*«-»!? и чопяо, история ъо.'1чт»«чбскчх и прчптнл угчг'пч

А:гтерефоу.Э'г пис-jс рт п цп :: н?| лоясаодж.' ученой огеиени ?.ai;.i'>:uö'Cfi юрндпчесьлх наук

Улику- Петербург 1904

Дисоерташш г.;-ч«»--'1потг на кгимиро теории и истории государства п «»лота !.:рдцичоского Факультета Огшкт-Летороургокохч) гооудауотшниоги утширачтоха

Поучим': 1У'1"01о.;1л,'1о;1ь - доктор вдддичос;сй.с"Науд. иро.ееоор

дл.лукоьасля

0;«пя.члы1:-'0 опкошити: доктор юридических паук,

профессор Л ..С.к1А!'.'!УТ,

доктор нрпдмчоси'.нх лнук,

профессор И^иБЛОхЫ] ."

1>одущрл оргаимагчцш - Ошшт-Петербургская шомоя ш;ола

..:•<,"! :

со.д-онтоя " с\л^\ЛМХ ■ ¿^ г. е часов

на япое'Д!"т:1 Опорамзировшшого совета Ji.UG3.liv .04 но падит</. днс^'зртаьлЛ на соискгшио" учено!' степапи

ч *

%

доктора р>ин'Шчео:с,.х наук при Санку-Шчероургох-.-'.'.ч государственной ушшорсптете по ал расу: 0sjijcr-lier.pij.ypr, ^аоильот'слсий острог., 23-я д.У

С .циосерт 'име'; шши -ознакомиться и библиотека

т,:.;■!.Гор;.--юго лрк Оаш:.т-11атерс>.ургскок госуаарс^г.'гшюм

уинпорстОТО

Автореферат разослан " 0 ). " .лиХй»^, г,

■ /ч'-ш)'"' спкрзгйй£

:<!Го ооьета

ЛОКТОр 1? •["'ячуо.т.'я. ппук, поттоит Л.Б.Тиупопа

Нс-стся'-ея д:юсерт£п:?; представляет собой первуп е нкрсго!1 пегорлко-праЕезоз': лкгзрагуре пст:т::у енсгеяеигебскв рс.оокот-рать вакеткзкп ..¿гдебургскогс городского пр^ва СЕ£3£КШ.'е с источники 2 ньсркд1Я.7.онкоц аспекте - как г^атерхглы по ксгорвз средневекового правосознания.

• Исследование Еыбранной телщ представляется актуальные. Изучение "идеологической состаЕляэдей" среднегекоЕюс прелоЕЫх. палУ1ТНйКОЕ ведет'ко взаимному обогаценшэ историк права и история политических и правоЕнх ученик. 3то способствует уяскекни правосознания некецкях горояан, позволяет глубже попяуе Енутреннта логику I! кдеу.ную подоплеку средневековых прееоенх записей. В силу сЕоей спеця'ргЕа тема имеет кекцисщ'.плшгарнЕЯ. характер, поэтому ее изучение еносктвклад также в разработку истории.средневекового.города и городской культуры.

Степень изученности проблемы.- Систематических. исследований о•памятниках Магдебургского права как источниках по истории правосознания кет. В литературе -г,как отечественной (стат;-.ц . историка В.К.Рскнна, опубликованные е. конце 1980-х гг.),.так и зарубежной (работы Ю.лойделяу Г.Киаа, Ф.Эбёля); -. заграгива-лней'отдельные аспекты.проблему..Однако в целой указанная проблематика.изучена-весьма фрагментарно.. .. . .: '. ,.. .-.

""¡¡§ДЬ настоящего ■. диссертационного, исследования - анализ , лолптяко-яравовых взглядов немецких, горожан,', запечатлевшихся б памятниках Матдебургского городского, права и связанных с ними'источниках. Зтот анализ проЕодится с учетам обдего контекста средневековой культуры.

Реализация -цела исследования обусловила„постановку а ре-

шёниэ ллецущих зачач:

- определить освоеные идеи и категории бюргерского правосознания и установить их происхождение;

- проследить эволюцию бюргерских правовых езглядое;

-установить, как относились горожане к городскому

праву и городским органам Еласти;

.-выявить значение памятников Ыагдебургского права и сея-занных с ними источников для изучения средневекового правосознания. -

. Методологическую основу исследования составили общефшо-' сотские и конкретно-научнк^ принципы изучения соци-

альных явлений, рассматриваемых е их историческом развитии. Особое значение для настоящего исследования имеют: принцип сеязи исторического и логического, метод синхронного и диа-хронного сравнительного анализа, анализ терминологии, встречающейся в источниках.

Теоретическую основу диссертации составили положения и ч еыеоды, сйоркулироЕаннкё е последние десятилетия в науке политических и пре^Е^^'.чений и истории средних векоЕ. 8а-последние 30-40 лет разработаны новые приемы исследования уже известных ранее источников и ¿ведены в оборот многочисленные источники "второго эаелона", давдие. ноеык материал для изучения средневекового менталитета. Создала совершенно' новая картина средневековой культуры и средневекового сознания, существенной частью которого были и правовые езгляцы; Особую важность е этой.сеязи имеют работы М.М.Бахтина, А.Я.Гуреьича, В.П.ДяркеЕича, V.1.1.Сапрыкина, А.Л.Ястребицкой, а из работ зарубежных ученых - труды Ж.Ле Гоотеа, Ы.&уко,

о

Р.ипреяцбля, Б.Збеля.

В источниковедческую базу исследования входя? несколько групп источников: I) зглкси обычного права; 2) акта, принимавшиеся органами городского самоуправления (статуты, вилькюры); 3) материалы судебной практики; 4) ученые обработки обычного права и комментарии к нему; 5) некоторые другие источники, дополняющие материал четырех групп (акты князей, описания юридических ритуалоЕ, богословские сочинения, политические трактаты и др.).

При определении хронологических рамок исследования была принята ео ^бн22«зг^онцешгйя "долгого с^е^нэь^коеья" , 'разработанная Е.Ле Гостом, Согласно ей, весьма жиьучйе средневековые социально-психологические стереотипы и наьыки ддашгения-Ео мно-

V' г

гом'сохрадяются е Новое время. Поэтому в качестве^ременных границ езяты ЙЗ-ХТП ев.

Нови зна и с еле до вания обусловлена саг/,ой постановкой проблемы. Диссертантом привлечены многочисленные оригинальные источники на немецком и латинском языках. Ряд из них (в- том числе стихот£05*5йЪзпер£ы& переведен автором на русский язык.

V

Часть использеванных источников не опубликована и вводится в научный оборот впервые, что способствует развитию историко-правоЕой науки.

Основные положения, выносимые ня'защиту; ; •

I. Бюргерстому правосознанию, ■ отразившемуся в рассмотренных источниках, был присущ синкретизм. Представления бюргеров о праве и власти, суде и правосудии еыглядят как сложное переплетение религиозных, этических и правовых езглядор, историческое происхождение которых было весьма различно. При этом

если одни положения (енскезке&няя , огас&нвя рвтуслоЕ и т.п.) говорят о гзгляч&х а прецстеьяениях широких бпргерсккх ¡¿£сс, то другие исходя? от ладе'!' более• образованное к. несут кг-, себэ отпечаток знакомства с богословскими я праЕОЕШИ учениям того рремени. Ко эти последние положения еще не приобрели черт завершенной доктрины.

Указанная черта связана кех. с •сослоенну. полосением немецкого бюргерства, так и с культурной" , религиозной, идеологической и психологической обстановкой "долгого средкеЕековья".

•2. К наиболее архаичным предст.м-яениш горожан относились идеи о "добром -отгуШ"п&авв", о Есёобйёк" "йк^"..,,¿отаноЕденьом--п свше, о круге членов правового сообщества, на которое распространяется этот "мир". Важную рол£ в правосознании еплоть до конца средних веков играет древний институт присяги.

3. О этими архаичными воззрениями переплетались езгляды

более позднего происхождения, связанные с'христианством.• В ре-.1 ^ ->-лигиозных-категориях осучслвейлвсЬ все; явления'прггоЕой действительности. Христианская вера наложила сбой отпечаток на -

• г

Еоспрвятие привод'« пое^СГ (как воли Ббга) .-ас^одсйих- органов X

т . ! ■ " -Г'---'

власти (как наместни:.01; -Бога' на зеюш) и института присяги. Идея о деойной природе вины (против Бога-и человека)прово-диЕ-лаяся в источниках, оказала влияние на концепцию наказания. . В качестве идеала справедливости источники указывают на образ ¿севидящего Бога-Судии.

4. Источники говорят о тесной.сеязи бюргероЕ в рамках клятвенного ■ союза, а городского соЕета и суда - в рамках раг-манской и шейренской корпораций. Такая связь порождала особый психологический климат е городе и по-сгоему Елияла на восприя-

тио праЕОЕОй действительности.

5. Ваяное место а правовых взглядах горожан зяншела идея "общего биага", которое, е цухе античных традиций, противопоставлялось "своекорыстию". Идея "общего блага" Ендвпгалась

как своеобразная Формула общественно-политического компромисса. Прогрессивное значение имел лозунг общего и рагного для всех права. Этот идеал способствовал постепенному формированию единого бюргерского сословия и вел к отрицанию личной, зависимости людей. Городское право, охранявшее .интересы горожан, бюргеры осознавали как полноценную часть прага в целок.

6. Правосознанию горожан был присущ значительнн#..з,.дз,Е»?з1-онализм, ибо сам город был порождением традиционного общества

и сохранял многие существенные его чертн. Тем не менее правовые взгляды бюргеров претерпевают значительные перемены^под влиянием различных факторов (складывание централизованных;территориальных княиесгЕ с их законодательными системами, разработка концепции "общего саксонского права", Еозникнозение критического отнол-зния к правовым источникам, рецепция римскогЬ и канонического права, восприятие отдельных положений из правб^ых учений античности - в частности, Аристотеля). Отдельные а^^ентк бюргерских правовых воззрений ложатся'впоследствии в основу западноевропейских политико-юридических учений Нового Времени. Мысль о равенстве горожан и идея об их клятвенном союзе оказываются созвучными учению об общественном договоре.

7. Записи Магдебургского городского права и связанные

с ними источники яеляются ценными памятниками средневековой' ■ политико-юридической мысли. Наиболее богатый материал для изучения бюргерского правосознания дают юридические памятники Х£У - первой полоеины ХУ1 вв.

Дпняжчеоюя значимость ьсслеяования. ¡¿лернаш и еыеоды, содержащееся г. диссерталцт, могут быть есеользое&нк ъ преподавании курооЕ истории политических и праЕОЕКх учэни" и истории государства и нрава зарубежных стран, а также е' научнга исследованиях по истории Германии.

Апообапкя исследования. Диссертация подготовлена на каоедре теории и истории государства в права юридического (¿акул] тета Санкт-Петербургского университета, где проведено ее рецензирование и обсуздение. Основные положения диссертации опубликованы автором (статья в курначе "НраЕоведешю"' 1989 г. 1.5 6 бита удостоена II прекии на конкурсе на луч:лую публикацию под рубрикой "Трибуна молодого юриста"). Избранная методология 1 концепция исследования изложены автором в докладе в Институте основ права и сменных проблем Свободного университета Западною Берлина (ноябрь 1990 г.).

Структура диосертапии обусловлена спецификой исследуемого предмета.. Изучаемые памятники имеют преимущественно правовой характер а несут прежде всего информацию об отдаленна бюргеров к городскому праву и городским органаи власти. Именно по этим признака!/, оказалось целесообразным сгруппировать высказывания источников.

; В соответствии с логикой исследования, диссертация состоит из предисловия, ЕЕедения, трех глаЕ, заключения, четырех приложений и списка источников и литературы.

' Основное содержание работы 3 предисловии обоснованы гадость и актуальность темы. Бо1 ееедекии дана постановка проблемы е общем контексте современной историко-правоЕок и исторической науки, проанализирована

степень разработанности нсднлто" теьа:, определены цели, задачи, новизна двссерталзонкого кссл&доеййея к его практическая значимость.

Глава первая "История ¿иагдооургского городского права н источники исследования" состоит из двух параграфов.

В § I "Очерк истории Магдебургского права" содержится общая характеристика магдебургского права-как особо" разковвд-носта средневекового городского права. Оно зароздается в Магдебурге в конце X в. и активно развивается на протяжении Есего средневековья. Магдебургское право представляло собою довольно спорный конглошрат аорк, имевших различное прсас&ОЗйвйае: обычаи, привилегии, полученные городом от,императора и архиепископов ¡Лагдебургских, постановления сб.ЭЕННого схода и городских ьластеЁ. До конца ХУ в. .'.¡агдебургское право почти не испытывало влияния римского права а юридической наука.

В ЯЯ-ХУП ев. ¡.¡агдебургское право пироко распространяется

I

в городах Восточной Зсроды - на востоке йи щённой Римской' империи, а так/.е в Пруссии, Венгрии и владениях Речи Посполиток. Связано это было с немецкой колонизацией е Восточной Ве&пе и с восприятием передовых для того времен.? институтов городского права. Организация новых общин по образцу более старых Еела к появлению "дочерних", "Енучатых", и даче "правнучатых" городов. Для многих из них Иагдебургский суд был врсдей судебной инстанцией я толкователем права.

Расцвет ¡Лагдебургского прага припелся на Х1У-ХУ вв. - период большого развития городской автономии. С ХУ в. в Германии активно сформируются территориальные княжества, а с Ш1 в. идет становление княжеского абсолютизма. Княжеское законодательство Есе более актйЕНО влияет на городское управление и краЕО.

О Ш е. е восточнее ненещозх кн^бстЕех качЕкагтся рецепция Рекокого к канонического нрава, дргьо постепенно родсангзЕру-ется, роль обычая е праве заметно уг/.еньиается, а роль статутных норм постоянно растет. О ХУ1 в. падает значение ¡.¡агдебург-окого суда как хранителя традиций городского права, ибо государи централизованных монархий (особенно национальных)' стали воспринимать обращения подвластных ш' городов в шагдебург как посягательство на свой суверенитет. Полный. разрыЕ таких связей произошел после разрушения ¿Магдебурга и повара его архива в 1631 г., во Ереш Тридцатилетней еойны. Политическая реакция, насту¿азлая после ее окончания, подавление городской автономии, прекращение прёкней деятельности Ь^агдебургсгого суда, романизация права - все это вело к постеленному откиранго Ыагдебург-ского права. Часть норм, разработанных в его рамках, еыходит из употребления; другая часть, подверглись романизации (особенно в области частного и процессуального права), включается в со-, став партикулярных законодательных систем. Зтоку способствовали й земские улояения, издававшиеся в ХШ-ХУЫ ее. е различных ' некецквх землях.

§ 2 "Источники исследования" посвящен обзору основных памятников, которые подвергаются анализу в дальнейшем изложении.

Ыагдебургское право складывалось преимущественно как обычное» Основной его сеод - так называемая Вульгата, относящаяся к рубежу Ж-ХУ1 вв. В Х1У-Х7 ев. профессиональные юристы составили глоссы к Вульгате, Записанные под влиянием.практика Ыагде-бургского шемйенского суда, а такк;е "Саксонского зерцала" -у-глосс к нему. Глоссы к Бульгате снабжены ссылкьма на римское в каноническое право и на труды ряда античных авторов. Другой

Ee:xH¡:" cnc;; ..¿гдебургсксго nptxs. - тик г&зхвгва-Я мейсзнский прагево:- сбсрнкк (составлен i/.c- ^j loo? к loo? гг.).

¿кт*: ;-х!гер::?л дли изучения бпргзрогих npszcEH-c взглядов содорнгт катераедш су;збко£ прыязва НУ - начелг ЗЛ! в. Часть уз них была обобщена eye в средние века. Наиболее ва.~.ен сборник "Гдагдебургские. вопросы" (мегду I3G6 и 1400 гг.), содержздй нркгсьорн ¡Лагдэбургского суда. Большое количество тсклх пркго-Еоров сохранилось такдз в разрозненной, виде. .многие из них до скх пор ке опубликованы• В диссертации рассматривается также кат-эриа.—' судебной практики других городов, в частности ЛзЕшрга (ХУ-ХУ1 ее.) и Бращсенбурга (ХУ1 - начало ХУЛ . - • Cygocs-зешс« значение для понимания бюргерской идеологии имеют локальные ¡латериклы (статуты, ввлькпры, отделыше акти). С этой целью.диссертантом привлечены' документы и правовые акты восточных:земель Священной Римской империи (Бранденбург, Тюрингия, Саксонвя,- (Залезая,- Померания), а тахяе Пруссии и некоторых крупкнх центров, немецкой диаспоры (е Польше и Венгрия). Среди локальных сборников городского права по cEóeuy объему и богат.- . " стеу материала выделяются три:.так назЕЕйешЙ "Сборник Ксган-■нзеа Дургольдта", соотенленнай эйзёнахскщ городским секрета- , рем Иоганнесом Роте ..(ок.138? г.), городе? ая книга Берлина (конец 117 е.) и право г.Ооена (Буды) в Венгрии (ХУ в.).

Особат .группа-правовых источников. - сочинения, ученых тори с-. тов, яздяххцвесд переработками, основных. всточникся»' Магдебургско-го права и местных обычаев. Презде всего это глоссн к -Вульгате и "Саксонскому зерцалу". К Xi7 - началу IT в. относятся работы профессионального пркста, знатока рикского права Киколауса Бурка (ум.после I4GI г.). Бурм - яркий представитель школы

так называемых комментаторов (постглоссатороЕ). Из его работ использованы три: "¿¡агдебургски!» цветок" (ок.1350 г.) -переработка ¿.кгдебургсксго права с учетом норм, римского права, "Ндеток Саксонского зерцала"- (1357 г.) - сходная переработка земского и отчасти городского права Саксонка и, наконец, сборник Лкгннцкого городского права (начат в I3S9 г.). Из работ более позднего периода рассмотрена книга прусского юриста ХУ1 е. Альберта Пёльмана "Текущие приговоры" - яркий образец немецкой научно-практической литературы . эпохи рецепции.

Другие использованные в диссертации источники - это материалы кеюридического характера, дополнящпе праЕОЕые памятника: стихотворные наставления члейак городских советов (ратманам) -трк называемые "ратманскке стихи"; историко-правсЕке сочинения Х^Л в. о Магдебургском праге; старинные описания городов Еос-точной Германии, нередко содержащие сведения о юридических ритуалах, некоторые иконографические.материалы и др. ;

Глава вторая "Взгляды бюргерства на городское ripaEo"4 состоит иг трех параграфон.<

В § I "Представления бюргерства о происхождении,сущности и положении городского права в системе средневекового права" отмечается сильнейшая религиозная окрашенность средневекового мировоззрения, в том числе и правосознания горожан. В источниках Х1У-ХУ ее. проводится мысль .о том, что право возникает "по воле Еечного Бога", a csi/.o городское rtpaEO именуется "святым". В ряде п&ултщдаов .указывается, что всякое преступление посягает одновременно на право конкретного человека и волю Бога. Таким образом, объективное в сегодняшнем понимании право сс№сл1шается преимущественно как божественная воля.

Ко пр£ЕО - это езде и составная часть божественного етро-псрядка, сеоэго рода ээлемент ккроеой гармонии. О танок взгляде на право свидетельствует стремление представить право е виде дельного, законченного по (горке сЕода, связанное такке с сакра-лизоЕанным отношением к тексту в средние Еека. Возможность совместить более или менее строгую логическую схему с подобным . секрадизоЕзннш отношением к тексту давала символика.

В анализируемых источниках символика выступает как символика, образа (право представляется в гиде цветка), слова ((Фантастические этимологии правовых терминов и включение стихов в сборники, ибо поэзия воспринималась как "бокестаенннй язык"), числа (способ разбдвкн правовых сводов на разделы, -книги и главы, а поэтических предисловий и заключений к ним -на строфы п стихи, связанный с использованием "священных" чисел), буквы (использование алиавитного порядка при составлений ряда сборников, ибо в алфавите Еиделн таинственный инструмент, с помощью которого Издана огромная книга Вселенной). Подобные" . символы, присутствующие в правовых памятниках, не яелялись Достой?;-зек одних только ут&рых лэде£, составлявших записи • городского права. Многие образы и символические истолкования были .известны и более иирокик слоям горожан - через церковную проповедь и Еключаемые в нее притчи, а теьгаа через убраястЕО христианского храма. . " '• '

Подчеркивая связь городского права с бокестЕенными силами, авторы юридических сборников не упускают из виду и '.его земной . сущности, в том числе и связи с другими со слоеными отраслями феодального права. Отличие городского права от канонического и ленного они осознают достаточно четко (Вульгата, Сборник

Иоганнеса Пургольдта). Но зато земское право подчас даче отождествляется с правом городским (глоссы к Вульгате, "Саксонскому зерцалу" и др.). Как показывают исследования Х).Бей*еля, разграничение здесь проводилось не по содержанию правовых норм (они зачастую были сходны), а по тому, какой суд (городской или земский) применял их. Это свидетельствует о важной роли суда в средневековом правосознании.

дальнейшая эволюция бюргерских представлений о жягдебург-ском праве связана с законодательной и доктринальной' разработкой концепция "общего саксонского права", начавшейся в ХУ1 в. Так назывались кормы обычного и законодательного происхождения, повсеместно применявшиеся в. землях Средней Германии. Уннйикаци! право способствовала такке рецепция римского и канонического' праза. Все это Бело к постепенному преодолению представления об особом Магдебургском праве. Часть норм, разработанных в его рамках, вкщяа из употребления; другая часть, подвергшаяся сильной романизации (в области гражданского права, процесса), Еойг е состав законодательных систем отдельных княжеств.

' § 2 "Взгляды бюргеров на обычаи" отмечается, что правосознание горожан было тесно связано.с психологическим климатом в городе. Относительно замкнутая небольшая городская община'с ее корпоративным устройством выступала как хранительница старинных обычаев и традиций. Ей была свойственна консервативности жизненного уклада, сохранившаяся во многих городах даке в ХУШ в. Это обстоятельство наломило сильный отпечаток и на восприятие городских обычаев.

Господство обычаев перещло в средневековье еще из бесписьменного ЕарЕарского общества. Устный характер их распространен]

сохранялся ео много:/. це-.'-е е ПУ-ХУ ее.

В источниках содержатся таг требования к обычаю - быть "старнг.{" и "добрым". В сознннля горожан старена - нэоть^/лемгл черта обычаи. Нр вопрос о то-/, какова должна быть давность обычая, источники отвечают различно. Ь них упоиш-готся сроки е 60, 40 лет, 31 год и I день. Но это чаде всего касается обы-чаеЕ, определяющих тз или иные конкретные нормы городского права. Что же касается легдебургского права е цэлск как совокупности городских обычаев, прав я свобод, то его появление возводилось к незапамятным временам. Глоссаторы Вульгаты полагали, что городское право возникло еще в библейские Еремена, а Вульгату считали привилегией, которую будто бы покалоЕал Магдебургу император От тон I Велики"? (933-973 гг.), утвердивший ее своей грамотой. Текст это-: грамоты помещали во Есех старопечатных изданиях.Вульгаты. Однако в действительности упомянутая грамота является подложной и составлена около 1490 г. Перед нами, таким образом, пример характерного для средних векоЕ "благочестивого обмана.'-'. Появление грамоты отчасти связано и со стремлением горожан отстоять старинные права и вольности' (е прот-'ЕОрес княжескому законодательству), опираясь на авторитет знаменитого императора. • . .

Представления о незапамятной древности Магдебургского права постепенно преодолевались, прежде всего среди просвещенной части горожан. Предпосылки'для этого были'-, созданы ренес-сансной культурой, е особенности книгопечатанием и зарождением науки в современном смысле слова. Подлог лсевдо-оттоновской грамоты был разоблачен в ХУЛ в.(труды И.Грифиандера, Г.Конрин-га, А.Б.КарпцоЕа). В параграфе проанализированы также рукописные

материалы ХУЛ е. - зачетки некоего м.*.1&мша?оа, оделенные икс на полях старопечатного издания Вульгаты к посЕяденнне подложной грамоте (экземпляр хранится е библиотеке им.¡д.Горького при (ПбГУ). Л.иУ.Цюлзш.ус так\;е выражает сомнение в подлинности документа, что свидетельствует о более критическом отношении горожан ХУЛ в. к обычая.« про алого.

Другое требование к обычаи, помимо давности - быть "добры?, т.е. справедливым. В качестве критерия справедливости обычая в источниках выдвигается соответствие его "общему благу". В политико-правовом аспекте "общее благо" рассматривалось преимущественно как надлежащий порядок е- оборине, искшочащий серьезные конфликты среди сограццен. В нравственном аспекте "общее благо" было важным критерием поведения отдельных индивидов и противопоставлялось "своекорыстию". Последнее усматривали прежде всего в различных нарушениях устоявзегося хозяйстЕенного порядка. "Об'дее благо" (понимаемое к тоет/ ;;-е достаточно узко -как благо конкретной об-дины, противопсстсЕЛяемое частному интересу) казалось горояашшу своего рода формулой общественно-по-.литического компромисса. Идеал "общего блага" обосновывается б источниках ссылками на авторитет Платона. В ряде случаев эточ идеал имел и определенное влияние на практику, способствуя отмене тех или иных обычаег. При этом подчеркивалось, что право, отвечающее критерию "обдего блага", должно быть и общим для Есе

Таким образом, воззрения горолан на обычаи развивались своеобразно. Требование древности обычая ушло в про алое, оставив после себя, однако, об;дее уважительное отношение к праву. Религиозная окрашенность правосознания постепенно ослабевает. Но лозунг общего и равного для всех права сохраняет свое значен

Б v 3 "Ьзглядк бпргзроЕ к1 е:;.тькппк" рассг.х-.трккается место екльиэрое (м.зог.:ни>: копг/рэтекых актов) е правосознании горожан. Вплькпрк иг'влл особенно ев: тез знс.чвниэ ?. .гя. г.а-зс

Л!?ртлкуллрпзка отдельных местностей о "¡.-¿с ро.тл в лрехо у:гень2Г-ется по иере становления закснодатвльнкх састзк централизованных княжеств.

Истоки взлькора лежат е клятЕвннон со'озе горожан, спло-тпвгшхея в борьбе с гТеодалеьа за самоуправление и хозяйственную независимость. Зтот союз оформлял общину как корпорацию юридически раиных сограждан. Еильквры принимались -.бг-ино на общинном, сходе и подкреплялись присягой ссблюдать их. Будучи правок не традиционным, а установленным, взлькэр шел договорную природу.

В исследуемых источниках довольно развернуто изложены требования, предъявляющиеся к вилькэру. Он должен был быть утверзден обдикой под присягой. Что же касается содержания Еилькюра, то он не мог ущемлять интересы местного Феодала, противоречить Вульгате и другим основном источникам, предусиатри- ' ... вать санкции, обретенные на личность нарушителя (в том числе тюремное заключение), я также регулировать подлежа-

щие ведению церковных властей . Вилыаор должен был издаваться "для пользы и блага города", быть справедливым.и общепонятным, полезным для всех горожан без кекдпчения. Валысюрк наиболее старых и значительных -городов могли быть предметом 'заимствования, сближаясь таким образом с обычаями.

Особенности восприятия вилькюров в правосознании горожан отразилась в преамбулах к Еилькюрам. В параграфе проанализиро- ' вено несколько таких преамбул ХУ-ХУ1 вв., среди которых привле-

кает особое внимание обп&рное рдГ моренное введение к ьияъкиру г.Бнльснала (..589 г.). Око ц-иахс?' переводзно •глсоэргакто" со

старокене^гс языка. нем я г прег>.;<:б:;лах затронут до-

вольно пкрояп!' круг вопросов. Лестнгк правовым акта?/, прягшск- . веется сил?, преобравуш&н к луч-оду жизнь и обдзстЕенкые нргвы Подчеркивается зависимость Еплькзров от если л::щей, евоеобрс зпо трактованная гак свобода нравственного гкбора человека. В ряде случаев, с ясгюльзоЕаннэк отдеяьннх конструкций римско-право-еоъ доктрины, говорится о необходимости применять еплькюр осмотрительно я не догс/екать злоупотребления правок.

В перестает ¿""г^^о^еннек городско?

л — —

автономии. Под влиянием церкви уходит "'е прошен и очегоднея присяга, подкрзллящая вилыоор. Ьилызорн позднего времени, .содержащие? обычно славословия по адресу местных <1еодалоЕ, пре-врацаются е обычные полицейские акты и уке не содержат материала о правосознании горожан. .

Глава, ттотья "Взгляды боргесов на природу и назначение

городских органов власти" состоит из -даух параграфов.

1

В § 1 ''ъзг^й? бюргеров на городСлч^^^гт1'' подчаркива-ется определяющая роль - городского соьета в системе городской автономии начинал' с Ш в. Шргокачажьяо • в нем заседала енходщь из богатей лих семей, но с начала Ж в. городские ремесленники, объединившись в цехи, получают доступ е совет. С усилением имущественного расслоения е ремесленнической среде происходит отрыв цеховой верхушки от касон рядоеых рэмесленникоЕ и сращивание ее со старым городским патрициатом.

Городской совет состоял из соеотнзков (ратманов) а еоз-глаЕЛялсяодним-двумя бюргермейстераки. Он бкподнял Еакнейаве

хозяйственные и политические функции, осуществлял текущее управление городом, но судебной властью, как правило, не 'обладал.

Отношение бюргеров к власти городского совета в делом . соответствовало средневековой доктрине - эта.Еласть также считалась полученной от Бога, хотя члены городского совета обычно избирались самой общиной. В анализируемых источниках проводится параллель медду священником, который руководит верующими, и бвргермейстером, который руководит городской общиной. Б качестве субъекта общинной власти совет мог восприниматься как ничто антропоморфное, ибо средневековые предо-лвленпя-об установленном праве'были тесно связаны с представления:^ о судьбе правителя, который смертен. Идея о вечности и, преемственности государства, не 'связанных сЧтичксстью правитель', распространяется в доктрине светского права в эпоху постглсссаторов под влиянием итальянских юристов. 1

Религиозная окреаенность правосознания накладывала свой отпечаток на восприятие выборов совета. Огромную роль в этом событии играл ритуал, О'ссбе.ннс встречная присяга ратманов и горожан. Во-первых, присяга была актом сафа£$5ы>. Произнося уста- ■ новлэнную формулу, человек как бы вступал в связь с небесными силами. Нарушение присяги веодило его в гяшсий грех клятвопреступления. Во-вторых, ока имела важнее общественное и психологическое значзллз. Паружаж попежгу, член совета тем сакё« ставил себя вне корпорации городских слу.^адзх и оказывался психологической изеляцвз. Наконец, в третьих, присяга имела юрп-двчзское значение, поэтому оз ларулоюе означало несоблюдение вз-лтых на себя о.;лз&тадьзт2 и гтакло ^здх1язску.о ответственность.

^ ./¿р^сшс, ^онс^хь-ис 11с'.011 п."чьс ' пр-^о^л1 с 1соь

двойственная природа бюргерского правосознания. С одной стороны, это черты, присущие средневековому стали, мшиеняя (призыв к Богу и присяга праву как благу, данному свыао) к партикуляризм б правовых представлениях (упоминание'' о городской тайне отражало'противопоставленность обданы и' ее Еластей Есему окружающему миру).»другой стороны, это. положения, сошедшие позднее составной частью е идеал законности Нового времени (точное и неподкупное исполнение должностными лицами своих • обязанностей и бескорыстное' служение "общему благу"). В качестве примера для пси задания нтез^Здчд обоаз царя Соломоне

■ ч - • •

других библейских царей и пророков.

Взаимная обязанность совета и общины соблюдать присягу порождала два ваьшах следствия, тесно съязаиних друг с другом. Во-перзых, городские власти долхкк были в случае необходимости док&знеять законность своих действий-. Во-вторых, бюргеры имели прело законного сопротивления неправомерным действиям властей. Такое сопротивление осуществляюсь толькс. через суд (вероятно, отчасти по этой- причине во соЗЛгцаися принцип

разделения функций совета и суда). В параграфе приводятся конкретнее примеры действия обоих указанных следствий из источников Х1У-Х7 вв.

Наконец, в еводиззрузкнх вд&шгавах содержатся положения, касающиеся критериев ¡'{срмирования горо.дского совета. Под ш-янием идей Аристотеля (иногда с прямыми ссылкаг/а на него) рекомендовалось избирать е совет людей среднего достатка, яела-тйльнэ из ремесленников, что было созвучно стремлзнш бгорге-Рое устиювить стабильный порядок з городе. Разу^еится, поде Окне построения мало соответствуют пс_глпнным нде^хм греческого ;.ило-

софа, который презрительно относился к ремесленникам и разви-Еал концепции "золотой середины", предусматривавшую весьма элитарны", личностный образец "величавого". Ссылки на древних авторов, являвдиеся поздней шим осмыслением античного наследия, выражают езгляды и настроения преимущественно средних, отчасти еысяих слоеЕ горожан. Представления об идеальном городском согете были выражением озабоченности, которую испытывали представители относительно благополучных, средних слоег перед лицом растущей внутригородской социальной борьбы.

С ХУ1 в. доктринальнаэ положения о формирован., а город за: го совета в анализируемых источниках уже не встречается. Ьто связано отчасти с общеполитической обстановкой в немецких зежяях ХУ1-ХУ11 в«., отчасти с тем, что' ь это Ерем политический трактат активно Формируется как самостоятельный литературный жанр. Городские советы в это врзг/л превращаются в придаток общегосударственного аппарата.

В § 2 "Взгляды бюргеров на суд-абнне органы в правосудие" констатируется чрезвычайно важная роль суда в городской ;шзап. Будучи унаследован городом еще от сельской обданы, суд щеффенов первоначально выполнял роль органа месп.сю самоуправления. Позднее ащлнгастративккэ полномочия в большинстве об-дин пепз-■¿л"л к городской? совету, а за ше.гфеижл остались судебная Еласть и отчасти функции удостоверения сделок. Ше'Гфенскнй суд традиционно оставался оплотом ropo дежой ве рхужи.

Представления горожан о суде правосудии были неразрывно СЕязанж с дсхряета&яспу; по свозжу ¡хрсасгсо-хдегап.} идеей о всеобще;; "жирэ", уотановла;£Щс..; сныле. . лс вопрощазт осбг/.о господство Кйлару^аэмого права. преступник, псс.'гнувпн': да. чу,.не

права, яелялся одновременно нарушителем мира п ставал себя как бы вне его. Наиболее суровое наказание полагалось за нарушение особого мира, установленного в ряде случаев обычаем или законом» '

Единственным законным способом заярты нарушенных прав и мира в целом горойайе признавали- судебное разбирательство, отвергая частную войну (файду) и кровную месть, пункция суда -"дать право", т.е. защитить его. Считалось, что суд действует не от своего имени, а от имени Бога. Он сообщает заранее установленные Богом правовые кормы и дает рекомендации лс их применению. В Христе видели верховного и последнего Судию и одновременно - безусловный образец земного правосудия.

Б правосознании горожан весьма своеобразно решался вопрос о соотношении суровости л милости суда. Деятельность городского суда казалась своеобразной борьбой за дулу преступника; здесь проводилась аналогия со Страшным судом, который вер.аатся над дулою человека. Возмещение, присуздавлееся потерпевшему, должно было удовлетворить человека, а штраф судье - Бога (в лице судьи). Земная кара избавляла от божественного суда и вечного проклятия, и в этом усматривалось истинное милосердие, Пз этого -аз выводился принцип неотвратимости наказания.

Учение о двойственной природе преступления и вины (см.9 I гл.Д) не устраняло белее дрзБНю: взглядов на преступление как нарулекие всеобщего ара, а своеобразно переплеталось с ними. 'Проявлялось это главным образом пра назначении наказаний за нару азние особого .•-щра.

Нзс,-;стря на. ирззивы к суду оыть непременным, сг/чзстеоеьйо у 63;.-Чдёнл3, что суд пн^ет достаточно "¿озМл/-.и:оств'>.' арс^хлв-

ния милооти, ибо до Х7Х е. сохранялся часгньй характер обвинения, а суд был органом правового спора сторон. Начиная с ХУ1 е. е источниках наблюдается постепенное смещение акцентоЕ е трактовке Еопроса о назначении суда и о соотношении суровости .и милости. На перЕый план выступают у;,:е не интересы частных лиц, а объективно существующие нормы, которые суд обязан защищать, хотя и без чрезмерного ригоризма.

Вашое место в анализируемых памятниках занимают положения, направление на воплощение божественного идеала в правосудии. Ярз.лде всего это требования ¡с кандидатам е судьи и аеу-(уены (закояное рождение, личная сЕобода, полноправие, возрастной ценз, а тагсхе интеллектуальные и нравственные качества -доброта,' сила духа и др.). Другая группа положения касается формирования суда. В его состав не могли входить члены городского сонета (см.§ I гл.Ы). ШедйеноЕ рекомендовалось избирать на /дательный срок, чтобы обеспечить непрерывность правовой традиции. В этом проявлялась роль суда как собрания знатоков обычного права. Наконец, е третью группу положений входа® требования, касающиеся самого процесса отправления правосудия. Они содержались преимущественно в формулах судейских и аейфзнских присяг. Злоупотребления, допускаемые судом, воспринимались лрэмде всего как нарушения присяги, что влекло за собою юридическую ответственность. Наиболее сурово каралась злоупотребления судей (иногда да.че с применением символической о.ормы талиона - вырезание языка, провозгласиЕлвго заведомо противозаконный приговор), вотские меры обосновывались ссылками на боме-сТЕённое прало.

Но ответственность членов суда зависела тзк..:е от воли лица,

не удовлетворенного приговорок. Перед таким лицом открывались две возможности. Первая из них - устроить тяжбу непосредственно с судьей. Тяно'а выглядела как обмен присягами с привлечением соприсяжников. Другая возможность - обвинить суд е обходе закона и перенести дело в Еышестоящий суд. Современного представления об инстгшцжЭнности е ту эпоху не было, и приговор, определяющий судьбу дела, бил не государственным актом, а лиаь свидетельством, "отысканного" права, существующего независимо от воли людей. Поэтому ответственность членов суда, выносящих 'неверный пркгово^^-й'ьс^пала по '¿.«рдальнкл: о скован:^ ;;.■:: доста-

■ точно было самого Факта ёго отмены, а действовал ли суд умыд-

v

лешо пли по заблуждению, роли-нэ играло. Наказание, однако,

V - г

наступало лишь при прямом обвинении в обходе закона, в противном случае приговор мог быть отменен без последствий для нияе-стоящего суда. Такое доло.хёние соответствовало средневековому воззрению на суд, который нз руководил сторонами, а был частью •, круга равноправных членоЕ правового сообщества. Идея о том, чта' суду г.:о;:шо "отомстить"-, еще ¡¿ала далее в 1УД е.

В поздний период (вторая половина ХУГ- ХШ вв.) городские суды, как и советы, превращаются в составную часть государственного аппарата централизованных княкесТЕ. Доктринальние положения, касающиеся взглвдсв' зфрокон на суд и правосудие, е анализируемых источникам: этого периода почти нз встречаются.

2 закл?гченпн ¿•орздлкруютея общие биеодн данного исследования, на^эчйются тенденции дйльне'дей разработки проблемы.

Диссертация содержит т;пс.;е четыре приложения. Лерноз '• прилсхелпе отчасти носит исследовательский характзр п поссж;здс рукои.;он;щ/; источникам л!У-л7ш вв., использованным в работе.

Всего использовано восемь таких источников, хранздихся в библи отеках Санкт-Петербурга, Гданьска и Кракова. В приложении уделено особое внимание неисследованным рукописям, дана их общая характеристик, осуществлена впервые или уточнена их датировка. Остальные три приложения носят вспомогательный характер: стихотворный перевод и оригинальный текст рифмованного ' введения к статутам г.Вильснака 1509 г., анализируемого.'в § 3 гл.11; современные официальные наименования и местонахождение упоминаемых е работе городов; список сокращений.

Завершается диссертация списком источников и литературы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. О взглядах немецкого бюргерства Н1У-ХУ ее. на природу и назначение городских органов власти // Правоведение. 1989

iè 6. С. 46-52 - 0,8 п.л.

2. К эеолодии взглядов немецкого бюргерства ХШ-ХУП ее. на происхождение Йагдебургского городского права // Вестник Ленинградского университета. Серия 6. 1989. Вып. 4 (ii 27). С. 88-91 - 0,4 п.л.

3. К Еопросу о концепции городского права в памят;:::::зх Ыагдебургского права 2Ш-ХУ eokoe // Средневековый город. Выя.10. Саратов, 199I. 0. 4I-4S - 0,6 п.л.

■ 4. Рецензия на кн.: Средневековое городское право ХП-лш векоЕ: Сборник текстов. Саратов. Пзд-ео Саратовского университета, 1389. 7/ Правоведение. IS3I, Л 8. C.1I5-II7 - 0,4 п.:

" к

о. Übersicht über das sowjetische Scàrifttua der 1970er ui: 1930er Jahre sur Geschichte des Iia£;debu?jor Stadti-echts //2oit-sciiriit aer Savignv-Stiftung fur lîechtsyeschichte. C-emanisti-ache Abteilung. Bd.109 (122). V/eiaar, 1992.3.390-599. -1,1 п.;

2015 © LawTheses.com