СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Камкия, Фатима Гурамовна, кандидата юридических наук
Введение.
Глава 1. Субъекты обычного права Абхазии и особенности их правового статуса
1. Понятие, особенности и разновидности правового статуса субъектов обычного права Абхазии.
2. Правовой статус субъектов обычного права в сословно-дифференцированном абхазском обществе.
Глава II. Правовой статус субъектов обычного права в отдельных видах обычно-правовых отношений
1. Правовой статус субъектов в гражданских правоотношениях.
2. Правовой статус субъектов в семейных правоотношениях.
3. Правовой статус субъектов в уголовных правоотношениях.
4. Правовой статус субъектов в процессуальных правоотношениях.
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Правовой статус субъектов обычного права Абхазии в первой половине XIX века"
Актуальность темы. Начавшееся освобождение человека и гражданина от всевластия тоталитарного государства требует сломать саму логику традиционного юридического мышления, для которого право есть эманация государства, а человек является объектом правового воздействия государства.
Процесс реформирования на территории бывшего СССР актуализировал проблему соотношения обычного права и современного права, все очевидней необходимость большей гибкости права и создания законодательства, более чувствительного к образу жизни конкретного народа и его историческим особенностям. Не случайны в контексте сказанного наблюдения абхазского исследователя: "Абхазское общество» отличающееся своей традиционностью, в своем общественном и семейном быту и сегодня продолжает придерживаться норм обычного права. Неудовлетворенность официальным законодательством в сообществе создают условия жизнестойкости института посредничества ("Примирительная комиссия", "Совет старейшин"), которые уже более ста лет выполняют функцию буфера между народом и законом"1.
Разработка теории обычного права, интенсивно возрождаемая в последние годы в России, призвана сыграть важнейшую роль в разработке современной концепции правовой реформы. Необходимо иметь в виду, что обычное право -не просто атавизм из прошлого, а неотъемлемый компонент естественного правового развития общества, народа2.
Большое значение историко-правовых исследований определяется тесной взаимосвязью истории и современности, необходимостью поиска путей и форм широкого и эффективного использования исторического опыта и выводов историко-юридических разработок в процессе анализа актуальных современных проблем науки и практики. Несомненно, они способствуют
1 Барцыц М. Выход из конфликта в традиционном правосознании абхазов.- Мат.грузино-абхазской конференции "Роль неофициальной дипломатии в миротворческом процессе"( Сочи. Март. 1999 г.). Ирвайн. 1999. С.28.
2 Шапсугов Д.Ю. Теоретические основы концепции правовой реформы в субъектах РФ.- Мат.научно-практической конференции (28-30 сентября 1998 года, г.Нальчик). Ростов\Д. 1999, С.17. определению перспектив и поиску конкретных путей реформирования правовой системы, формированию правовой культуры в борьбе с правовым нигилизмом и преступностью.
Сегодня, как никогда ранее для действующего права, а также и для истории права, основополагающее значение имеет исследование источников права. Как известно, использование опубликованных материалов обычного права в исторической науке значительно ограничивается отсутствием системных исследований их юридических институтов и норм.
Современный процесс трансформации правовой системы Абхазии актуализирует один из источников права - обычное право, поставив проблему преемственности правового развития Абхазии и одновременно ее адаптации к международно-признанным правовым нормам. Это подтверждает необходимость изучения своего правового наследия. События конца XX в., война, эпоха послевоенных испытаний и достижений показали, что обычноправовые нормы все еще дочольно устойчивы и играют значительную роль в регулировании отношений между людьми, следовательно Абхазии предстоит пройти "«сложный плюрастический процесс юридической аккультурации, в ходе которого почти во всех развивающихся странах встает вопрос о взаимодействии обычного права и импортированных европейских моделей права"3.
На этот процесс оказывают сегодня влияние ряд существенных обстоятельств.
Во-первых, нынешняя Абхазия находится в состоянии борьбы за обретение независимости, отягченной ее геополитическим положением, следствием чего стала ее изоляция от внешнего мира и затянувшийся процесс политического признания Республики Абхазия, что сдерживает развитие всех сторон жизнедеятельности обществ.
3 Карбонье Ж. Юридическая социология. М. 1986. С.56.
Во-вторых, исторически Абхазия пребывала в составе различных государственных образований античности, средневековья, нового и новейшего времени. Поэтому установление приоритета официального права метрополий над традиционным обусловили сложность органичного становления национальной (государственной) системы права в Абхазии. Следствием частых изменений геополитического расклада сил в регионе становилась периодическая смена социокультурных ориентаций, что не позволяло собственному государственному механизму, соотвественно правовой системе абхазов последовательно развиваться, осуществлять синтез, трансформацию. Часть территории Абхазии - прибрежная полоса активных контактов с другими культурами, как правило, «стиралась» в результате смены очередной геополитической парадигмы. Поэтому обычное право Абхазии оставалось в течение долгого времени основным регулятивом общественных отношений. Это обстоятельство заставляло само обычное право совершенствоваться, вбирать новое. В силу этого обычное право Абхазии является относительно более развитой системой правил поведения, содержащей в себе все способы правового регулирования.
В-третьих, все еще сохраняется советская традиция считать обычное право отжившим свой век архаичным рудиментом, отсутствует опыт использования норм обычного права в современном законодательстве. Пока законодательство РА не обозначило своего отношения к обычному праву, но, однако, очевидно уже, что курс взят на формирование универсальной правовой системы посредством заимствования современных норм и институтов права. И это само по себе не может быть оценено как негативное явление, но вряд ли нужно пренебрегать опытом других молодых стран, вставших в недалеком прошлом на путь независимости. Даже практика бывших советских республик свидетельствует о том, что их законодательство грешит идеализмом, который выражается в принятии норм, забегающих далеко вперед, в форсировании процесса построения правового государства. Это вновь и вновь доказывает истинность известного положения о том, что право не может быть выше экономического строя и обусловленного им культурного развития общества.
Исходя из тезиса о том, что права и обязанности субъектов права есть квинтэссенция правовых систем, предполагается, что исследование правового статуса субъектов обычного права Абхазии поможет глубже изучить характер обычноправовых норм Абхазии, их природу, откроет перспективы и возможности создания органичной, цельной современной национальной правовой системы Республики Абхазии.
Выбор исследуемого периода не был случайным для автора. История сохранила мало данных об интересующем нас вопросе, и только этот период дает нам возможность относительно детального изучения свидетельств и документов, позволяющих реконструировать то, как регулировались отношения людей во времена, когда эту землю населяли преимущественно абхазы и жили они, руководствуясь своими представлениями и убеждениями о справедливости, порядке и истине.
Степень научной разработанности. Долгое время правовая наука обходила вниманием «безгосударственные» общества, считая их невосприимчивыми к правовым ценностям. Идея западного юридического этноцентризма, в частности, основывавшаяся на постулате идентификации права с государством, приводила к подмене права нормами позитивного закона. Другой стороной устоявшейся правовой модели была концепция техницизма права, сведения его к самодовлеющему своду норм, отличавшемуся убедительностью формально-логических конструкций и совершенной юридической техникой. В результате традиционные общества со своей «предлогической» ментальностью объявлялись неспособными к созданию права как свода определенно выраженных юридических правил.
В XIX в. получает признание новое направление правовой мысли -юридическая этнология, которая сделала возможным выход за пределы западной системы ценностей.
В XX в. происходит окончательная смена парадигмы: исследования обычного права стали носить не только описательный, но и теоретический характер. Наметился единый подход к трактовке понятия обычая. Обычай характеризуется повторяемостью, спонтанностью происхождения и обязательностью соблюдения. Подчеркивается его тесная связь с мифологическими представлениями и религиозными ритуалами. Многие западные исследователи объединяют все поведенческие нормы традиционных обществ под названием обычного (традиционного) права (customari law, folk law). Отличие традиционного права от современного можно видеть в специфическом понимании источников права и установленной между ними иерархии: обычай играет здесь основную роль. Источниками права в традиционных обществах считаются также «мифические законы» (юридические правила, порожденные мифом) и архаичные судебные прецеденты4.
В российской правовой школе термин "обычное право" начал утверждаться с середины XIX века, и приоритет введения в научный оборот принадлежит основателям школы естественного права в России профессорам М.Ковалевскому, П.Новгородцеву, С.Гессену, С.Пахману и др. В их трудах впервые дано теоретическое обоснование феномену, при котором "огромное большинство населения России руководствовалось не писаным правом - не законами, а "правилами", складывавшимися путем обычая и во многом не согласными с началами законодательства"5. Последовательные сторонники школы считали правовые обычаи частью системы права и призывали дать судам Российской империи возможность разрешать уголовные и гражданские дела, основываясь не только на официальном Законе, но и на обычном праве.
Размах демократического движения в самодержавной России давал серьезную поддержку необычайно широкому распространению в научной среде идей естественного права и компаративистики. Не только юристы, но и
4 См.: Рулан Н. Юридическая антропология \ Пер. с фр. под ред. Ковлера А.И. М. 1999. С. 58.
5 Пахман С.В. Обычное гражданское право в России. Спб. 1877. T.l. С.5. историки, этнографы, экономисты занимались исследованием особенностей обычного права в разных уголках обширной империи. Только за два десятилетия в России по данным Якушкина Е.И. в общей сложности вышло в самых разных изданиях около семи тысяч публикаций по обычному праву6. Все это создавало эмпирическую научную базу для серьезных теоретических выводов о природе и социальном назначении обычного права, его назначении в формировании правовой культуры и Российской государственности в трудах М.М.Ковалевского, С.А.Муромцева, Е.И.Якушкина, Ф.И.Леонтовича, А.Г.Мартенсона, Е.И.Кельмана, И.Г.Оршанского, К.Кочаровского и др.7 Противники этой школы, указывая на неопределенность и партикуляризм обычного права, выступали с резкой критикой Ковалевского М.М. и его сторонников, считая их идеи оторванными от жизненных реалий и противоречащими основным задачам государства. Их теоретическое обоснование сводилось к признанию обычного права источником права в широком смысле слова, социальным явлением, формирующим правосознание, через которое, подчиняясь логике официального правотворчества, оно становится Законом, единственным руководством для судов8.
Естественный ход дискуссии был прерван событиями первой четверти XX столетия и в дальнейшем на долгие годы в российском правоведении утвердилась марксистская теория государства и права. В рамках этой научной доктрины понятию "обычное право" было придано несколько иное, чем в дореволюционной науке содержание. Под обычным правом следовало понимать особое соционормативное образование, характерное для общества, находящегося на стадии исторического перехода от потестарного общества к классовому, и представлявшее собой совокупность правил, регулирующих
6 Якушкин Е.И. Обычное право. Материалы для библиографии. Ярославль. 1875-1909.
7 Ковалевский М.М. Современный обычай и Древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. Т. 1,2. M.I886; Муромцев С.А. Образование права по учениям немецкой юриспруденции. Изд. 2-е, исправл. и доп. Тип.Мамонтова А.И. и Ко. 1886.; Якушкин Е.И. Обычное право. Материалы для библиографии. Ярославль. 1909.; Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. 11. Одесса. 1885; Мартенсон А.Г. Что такое так называемое право и наука о нем: правоведение или юриспруденция. М. 1890; Кельман Е.И, Проблемы "свободного права". Киев. 1915; Оршанский И Г, Народный суд и обычное право. Спб. 1879; Кочаровский К. Народное право. М. 1906. имущественные и другие отношения, и получившее санкцию зарождающегося государственного образования9.
В силу этих представлений обычное право многих народов Советского Союза и других стран изучалось, как правило, в ретроспективном плане. Значение этих правовых обычаев не выходило за рамки теории, рассматривающей их как источники феодальных и патриархальных пережитков в сознании и правовом поведении индивидов в сфере правового регулирования.
Современное российское правоведение находится на пути к преодолению одностороннего понимания феномена обычного права. И это тесно связано с процессами изменения правопонимания. Уже начиная с конца 50-х годов в исследованиях советских ученых С.С.Алексеева, С.Л.Зивса, В.П.Казимирчука, Д.А.Керимова, С.Ф. Кечекъяна, Е.А.Лукашевой, Г.В.Мальцева, А.В.Мальцева,
A.В.Мицкевича, В.С.Нерсесянца. А.С.Пиголкина, С.В.Полениной, М.С.Самощенко, В.О.Халфиной, А.Ф.Щебанова, Л.С.Явича10 и других все чаще ф стали высказываться взгляды о социально сложной и многомерной природе права.
С одной стороны, это связано с процессами изменения правопонимания, а с другой, превращением обычного права в специальный предмет исследования и формированием на этой основе российской школы обычного права
В трудах В.В. Безбаха, В.Н.Денисовой, Н.А.Крашенинниковой, М.И.Кулагина, И.Д.Козочкина, Н.Ф.Куфаковой, В.А.Лихачева, Э.С.Онана, 0
8 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.1985.
9 Алексеев С.С. Общая теория права. М. 1982.
10 Там же; Зивс Л.С. Право в независимых странах Африки. (Становление и развитие) М.,1969; Казимирчук
B.П. Право и социология. М,,1973; Керимов Д.А. Общая теория права. Л.,1961; Кечекъян С.Ф. История политических учений (Учебник для юридических инс-тов и факультетов) М.,1960; Лукашева Е.А. Ленинское учение о социалистической законности. М.1969; Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М.,1977; Мицкевич А.В. Юридичяеская природа актов право.ворчества высших органов государственной власти и управления СССР. Автореф.уч.степ.д.юр.наук. М.,1967; Пиголкин А.С. Право и законность в современном обществе. М.,1971; Поленина С.В. Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. М.,1974; Самощенко И.С. В кн.: Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1977;
Халфина P.O. Общее учение о правоотношении., 1974; Шебанов А.Ф Формы советского права., 1968; Явич Л.С.
Общая теория права. Л., 1976.
И.Е.Синицыной, С.А.Сосны, М.А.Супатаева, Л.Р.Сюкияйнена11 были сделаны важнейшие выводы о правовой природе обычного права, особенностях правового положения индивида в обычном праве, его интегрированности в национальную систему права, а также о способности регулировать разнообразные общественные отношения.
Одной из последних была опубликована статья Г.В.Мальцева «Очерк теории обычного права», в которой предпринята попытка изложения основ
10 теории обычного права .
К числу народов постсоветского пространства, чье правовое своеобразие не подвергалось еще научному анализу, относится и абхазский народ. Обычное право Абхазии до сих пор не стало предметом комплексного юридического изучения, отсутствуют работы, позволяющие восстановить реальную практику общественных отношений в обществе, исходя из представлений о правах и обязанностях живущего в нем человека. Вместе с тем отдельные аспекты проблематики рассматривались в работах историков, этнографов, которые и послужили для автора основными источниками.
Среди них существенное значение имеют материалы Сухумской сословно-поземельной комиссии13, разбросанные в различных архивах страны и Безбах В.В Правовое регулирование отношений собственности на землю в развивающихся странах разной социально-экономической ориентации: на опыте Кении и Танзании: Автореф. дис. на соиск. уч. ст.к.ю.н. М.,1978; Денисов В.Н. Системы права развивающихся стран: Становление и развитие национальной системы права стран Африки, освободившихся от британского колониализма. Киев, 1978; Жидков О.А. История буржуазного права (до периода общего кризиса капитализма) Учебное пособие. M.1971; Кулагин М.И. Правовое регулирование иностранных капиталовложений в развивающихся странах. М.1991; Козочкин И.Д. Проблема развития трудового законодательства стран Восточной Африки (Кения, Танзания, Уганда): Автореф.дис. на соиск.уч.ст.к.ю.н. М.,1974; Куфакова Н.А. Финансовое право развивающихся стран (учебное пособие). М.,1988; Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах: сравнительное исследование .ИМ., 1988; Онан Э.С. Конституционное право развивающихся стран: Основы организации государственности. М.,1992; Сосна С.А. Источники права: Сборник статей. (Отв.ред. Сосна С.А,) М.,1985;Крашенинникова Н,А. Обычай в праве развивающихся стран (на примере Индии). МГУ. 1984; Муромцев Г,И. Источники права в Африке. М.,1990; СиницынаИ.Е. Обычай и обычное право в молодых африканских странах. M., 1992; Сосна С.А., Супатаев М.А. Обычное право в молодых государствах Восточной Африки. М.,1976; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М.,1984.
12 Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права \\Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов\Д. 1999;
13 Сухумская сословно-поземельная комиссия была утверждена 16 мая 1867 года, а в 1869 году комиссия представила свод данных о сословно-поземельных правах населения Абхазии, а также свои соображения по поводу прекращения личной зависимости крестьян от помещиков и т.д. Сухумская сословно-поземельная комиссия проделала большую работу по сбору материалов о нормах, регулировавших общественную и семейную жизнь абхазов. частично опубликованные как в дореволюционное, так и в советское время. Объем этих материалов очень обширен, а по своему характеру они весьма разнообразны. Ценность их заключается в том, что в них содержится большое количество фактических данных.
Сведения о обычном праве Абхазии содержатся в работах Ф.Торнау, И.Аверкиева, А.Н.Введенского, Ф.Завадского, К.Чернышева, П.Краевича, Н. Дубровина, Л.Я.Люлье, К.Ф.Сталя, Н.С.Джанашия, К.Д.Мачавариани, С.Т.Званба14, С.Ашхацаа, С.П.Басария, И.А.Аджинджал, Ц.Н.Бжания, Д.И.Гулия, Г.А.Дзидзария, Ш.Д.Инал-ипа15 и др.
На современном этапе обычное право абхазов исследуют Р.Гожба, М.Барцыц16. В опубликованных ими работах анализируются традиционные для Абхазии формы выхода из конфликта, то как осуществлялось правосудие, а также особенности проявления кровной мести в абхазском обществе. А также Кавшбая Л.Л., которая изучает семейное, уголовное, гражданское обычное право абхазов, суд и порядок судопроизводства в период с конца XYIII - XIX вв.17
Вопросы о субъектах обычного права Абхазии и их статусе впервые стали предметом специального исследования.
Объектом исследования в широком смысле является социальная, правовая, историческая действительность Абхазии в первой половине XIX в. В узком смысле объектом исследования выступает обычное право Абхазии названного периода.
Предметом диссертационного исследования является состав субъектов обычного права Абхазии и их статус.
14 Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера. \\Адыги. 1991г. №1.; Аверкиев Ив.С северо-восточного прибрежья Черного моря. "Кавказ". 1866. № 74; Введенский А.Н. Абхазцы (азега). ССКГ.1872. В.6; Завадский Ф. Абхазия и Цебельда. "Кавказа". 1867. № 61; Чернышев К. Об Абхазии. "Кавказа". 1854. № 83;
Ашхацава С. Внутреннее управление древней Абхазии. Газ. "Сухумский листок". 1912. № № 196, 197; Басария С. Абхазия в географическом, этнографическом и экономическом отношении. Сухум-кале. 1923; Аджинджал И.А. Из этнографии Абхазии, Сухум. 1969и др.;
16 Гожба Р. К изучению обычного права и ораторского искусства у абхазов. - В сб. "Мосты". Сухум. 1998; Барцыц М. Выход из конфликта в традиционном правосознании абхазов. - Мат. грузино-абхазской конференции "Роль неофициальной дипломатии в миротворческом процессе" (Март, 1999г.Сочи). Ирвайн. 1999 и др.
Цель и задачи. Цель настоящего исследования состоит в выявлении основных тенденций развития обычного права Абхазии в рассматриваемый период и изменений, происходящих в отдельных правовых институтах обычного права Абхазии, определяющих социально-юридическое положение его субъектов в первой половине XIX века.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить состав субъектов обычного права Абхазии в рассматриваемый период;
- определить основные элементы правового статуса субъектов обычного права и особенности его проявления в отношениях властвования, гражданских, семейных, уголовных и процессуальных отношениях.
Методологической основой диссертации являются воззрения представителей исторической школы в вопросе определения понятия права: Г.Гуго, Г.Пухты, Ф.Савиньи, а также социологической школы: Э.Дюркгейма, Ж.Карбонье, М.Глукмэна и др, в соответствии с которыми право каждого народа рассматривается как «продукт народного духа, народного правового убеждения», создаваемый обычаем, и оно не лишено рациональных начал, а в основе своей имеет «ту же самую интеллектуальную природу, что и современное право»18.
Автор опирался на работы российских теоретиков и историков права, в которых конкретизируются и развиваются общие положения, основанные на признании плюрализма права.
Методами диссертационного исследования являются системный, сравнительно-правовой, исторический и социологический, формально-юридический методы.
17 Кавшбая Л.Л. Обычное право абхазов в конце XYIII-XIX вв. - Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд.юрид.наук, г.Н.Новгород. 1999.
18 Gluckman М. Politics, Law and Ritual in tribal Society. L. 1968.
Эмпирическую базу работы составили конкретные историко-правовые материалы и документы, а также полевые исследования.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в работе впервые дается анализ особенностей правового статуса субъектов обычного права Абхазии в первой половине XIX в. и выражается в следующих положениях, выносимых на защиту.
1. Обычное право Абхазии в рассматриваемый период характеризуется дифференциацией его на объективное и субъективное право. Наряду с общеобязательными запретительно-дозволительными нормами начинают приобретать относительно самостоятельное значение отдельные элементы, составляющие субъективное право. Различение в обычном праве Абхазии первой половины XIX столетия объективного и субъективного права просматривается в основных видах обычноправовых отношений: гражданских, семейных, уголовных, процессуальных.
2. Общественный строй Абхазии в первой половине XIX века характеризовался социальной иерархией со значительным числом ступеней, и обычное право в рассматриваемый период включало в себя четко определенную регламентацию иерархических сословных отношений, выражающуюся в правовом статусе субъектов, к которым относились: сословные группы (тавады, аамста, ашнакума, анхаю, азаты, ахоую, агруа, амацуразку, ахашвала), субъекты - коллективы (акыта, абипара), субъекты -носители власти (Апсны ажуалар, владетельный князь, тавады, аамста), субъекты - индивиды как персонализированные представители сословной группы, общины, рода. Особенностью правового статуса субъектов обычного права являлось то, что соотношение объема их прав и обязанностей находилось в зависимости от степени служения индивида коллективным интересам и целям.
3. Обычное право Абхазии позволяет провести различие между общим и специальным статусами его субъектов. Одно и то же конкретное лицо являлось носителем одновременно нескольких соподчиненных разновидностей общего статуса: статуса народа Абхазии - Апсны ажуалар, статуса общины - акыта, статуса рода - абипара. Общий статус дополнялся и конкретизировался в специальных статусах. В частности, в статусе владетельного князя; статусе старейшины; статусе судьи; статусе индивида, который предоставлял возможность преодолевать ограничивающие свободу предписания. Статусы "афырхаца" (герой), "ахацара зуыз" (проявивший мужество), «хатырзкуы» (заслуживающий почитания), «ажулар ртуы зхуо» (кто имеет право говорить о народе), "ацей" (познающий) и др. позволяли восстановить равновесие социальных и правовых отношений в абхазском обществе. Иными словами, нормы обычного права Абхазии в рассматриваемый период, в целом ориентирующие индивида на коллективные ценности и действия, на взаимные обязательства членов общины, дозволяли проявлять самостоятельность действия.
4. Возникновение и изменение правосубъектности зависело не от возраста человека, а от определенных достижений, либо переломных моментов его жизни. Индивид обретал право - и дееспособность по обычному праву Абхазии на основании строгого учета характера выполнения ими социальных ролей, закрепленных за каждой возрастной группой: ахуычы, ачкуын, адзгаб, атыпха, арпыс, апхуызба, абырг, атахмада, атакуажв.
Теоретическое и практическое значение диссертации: материалы настоящей диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по истории государства и права Абхазии, всеобщей истории государства и права, а также других учебных дисциплин, помогут создать учебное пособие по истории обычного права Абхазии; диссертация содержит эмпирический материал для научных разработок в области теории обычного права, вопросам правового статуса субъектов обычного права.
Введение в научный оборот результатов юридического исследования истории обычного права Абхазии будет позитивно с точки зрения демократических перспектив реформирования Республики Абхазии. Результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе при анализе актуальных вопросов государствоведения, при исследовании механизма соотношения традиционных институтов власти с государственными структурами; в деятельности государственных органов по урегулированию конфликтов, возникающих в обществе; в законотворческой деятельности; в правоприменительной практике государственных органов Республики Абхазия; в разработке новых подходов решения проблем, стоящих на современном этапе перед абхазским обществом.
Апробация результатов исследования. Данное исследование подготовлено на кафедре теории и истории права и государства РЮИ СКАГС, где проводилось ее обсуждение и рецензирование. Некоторые идеи работы получили апробацию на научно-практических конференциях: «Проблемы региональной экономики и совершенствования национально-государственных отношений» (г. Сухуми, 14 ~ 16 октября 1991г.); XIII научной сессии профессорско-преподавательского состава Абхазского госуниверситета (г.Сухуми, 15-17 апреля 1992г.); "Долгосрочные интересы и приоритеты Абхазии в геополитической структуре Кавказа: региональный и глобальный аспекты" (Гагра, 16-18 апреля 1998г.), «Обычное право и его роль в формировании современной правовой культуры» (г.Майкоп, 19-20 апреля 1999 г.); «Экологические проблемы Черноморского региона в образовательном пространстве России XXI века» (г.Сочи, 16-17 июня 2000г.); а также на аспирантском семинаре кафедры.
По теме диссертации автором опубликовано 5 работ.
Структура диссертации и ее объем.
Цели, основные задачи, поставленные в диссертационном исследовании, определили структуру и логику работы, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка литературы. Объем диссертации соответствует требованиям ВАК.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Камкия, Фатима Гурамовна, Ростов-на-Дону
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ различных общественных отношений, урегулированных обычным правом, позволяет нам сформулировать вывод, имеющий важное значение для дальнейшего более глубокого изучения правовой системы традиционных обществ, заключающийся в том, что между правом современного общества и правом традиционных обществ, несмотря на достаточно глубокие различия, существует взаимосвязь, преемственность. В каждой из рассмотренных нами сфер - договорных, родственных, уголовных и др. - выявляются элементы, характерные одновременно и для современного права. Семья, основанная на брачном союзе, существует в любом обществе. Наложение табу на кровосмешение является практически всеобщим. Сложные системы брачных обменов существуют как в современных, так и в традиционных обществах. Деяния, угрожающие жизни, нарушающие целостность общества, также неотвратимо наказуемы и в традиционном обществе. Наличие договорных отношений показывает, что они не являются ни привилегией, ни изобретением современных обществ. Поэтому обычное право Абхазии рассматриваемого периода нельзя считать примитивным.
Тем не менее, нельзя утверждать, что обычное право и современное право идентичны. Несмотря на то, что они содержат ряд одинаковых элементов, они образуют различные системы, обусловленные значением, которое обычное право и современное право придают этим элементам. Критерием является не диахрония, а особая идея, лежащая в основе каждого общества. Выбор диктуется исторической эволюцией. Используя методологию Рулана Н., который выделяет три модели общества: общинную, коллективистскую и индивидуалистскую, можно сделать вывод о применимости общинной модели к характеру общественных отношений в Абхазии в обозначенный исторический период. Общинная модель ставит на первое место плюрализм и
Л стремится к взаимодополняемости как между сообществами, так и между труппами и индивидуумами. В отличие от индивидуалистской и коллективисткой модели, общинная модель стремится к установлению сбалансированных отношений между индивидуумом и группой: группа должна быть организована таким образом, чтобы дать возможность индивидуумам раскрыть через нее свои способности.
Данная историческая идея основывается на стремлении к гармонизации индивидуального и общественного. Воплощение этой идеи мы находим в h новом (точнее, возрожденном) Гербе Республики Абхазия, на котором изображен образ национального абхазского героя Нарта Сосрыкуа, летящего на коне и сбивающего стрелой звезду с целью «прометеева освещения» пути своего народа. Героический образ нарта - символ свободы, реализуемый в индивидуальном бесконечном самосовершенствовании, проявлении творчества и инициативы, что дает ему право служения коллективному (публичному). Совершенствованию индивидуальных физических и духовных качеств, I обретаемых, достигнутых нартом - героем, сопутствует соответствующее право служения общественному. Специфичность абхазского образа мышления выражается и в другом символе - открытой ладони, запечатленной на Государственном флаге Республики Абхазия. Он выражает принцип открытости в отношении к другим, компенсирующий общинную замкнутость, регулирующий правила поведения по отношению к другим, иными словами к внешнему миру. Из этого символа следуют определенные юридические 4 последствия: неприкосновенность гостя и соответствующие права и обязанности гостя и хозяина.
Специфичность абхазского образа мышления оказывает свое влияние на абхазское право. Прибегнуть к праву отнюдь не означает сослаться на комплекс нормативных актов, принятых заранее и носящий общий и абсолютный характер. Это означает, скорее, истолковать в каждом конкретном случае поведение человека и определить границу между устремлениями отдельных людей и потребностями жизни общества, то есть через призму баланса интересов индивидуального и коллективного.
В ходе изучения материалов по обычному праву Абхазии были выявлены те случаи, когда обычное право предоставляло возможность преодолеть замкнутость сословной организации, которая была строго иерархизированной. В частности, речь идет о существовании отдельной сословной категории -азатах, которые отличались своим правовым положением от других крестьян. Кроме того, внутри каждой сословной категории выделялись дополнительные статусы: в зависимости от индивидуальных качеств, достижений субъекта различались достойные, менее достойные и недостойные представители той или иной сословной категории.
Значительна роль в социальном регулировании в Абхазии существования специальных статусов, основанных на достижениях, позволяющих восстанавливать равновесие социальных и правовых отношений в абхазском обществе. Эти статусы придавали социальному организму необходимую динамику развитию, в них реализовывались максимальные права и свободы (дозволения), предоставляемые обычным правом.
В условиях создания новой национальной правовой системы Абхазии представляется целесообразным сохранение механизмов этой динамики, обеспечение преемственности в правовом развитии общества, основывающемся на общенациональной идее, являющейся важным фактором сохранения целостности и выживания нации. При этом обычное право Абхазии и ее современная правовая система должны рассматриваться как две взаимосвязанные разновидности реализации единой общенациональной идеи.
В этом случае современное законодательство может стать гарантом реальности права, придать ему столь необходимые стабильность и динамизм. Законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению. Его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права. С этой точки зрения механизм формирования и реализации норм обычного права позволяет создавать законодательство, адекватное данному обществу.
Опыт мировой этнологии права заключается в том, что законодательство не должно игнорировать специфику народа. Известно, что в одних случаях достаточно прибегнуть к посредничеству старейшин, к народному сходу, а в иных, особо криминальных - задействовать универсальное законодательство.
Очевидна истинность вывода о том, что полиюридизм будет свойственен Кавказу еще долгое время310 Поэтому вряд ли можно считать обоснованным тенденцию формирования новой национальной правовой системы Республики Абхазии только засчет заимствованных универсальных правовых норм и институтов. Тем более, что в современных условиях все более усложняющаяся система современного позитивного права провоцирует поиск более ясных и простых процедур решения общественных конфликтов, обращение к истокам правового порядка, когда право было сведено к необходимым мерам и было больше нацелено на отношения этики, чем на обязывающие фиксированные нормы.
И, наконец, тенденция к универсализации современного права вовсе не означает его униформизацию. Достаточно привести в качестве примера так называемое «коммунитарное право», то есть право Европейского Союза, в котором, например, в области семейного права Ирландия сохраняет свой особый правовой режим.
В дальнейшем потребуется более углубленное изучение процесса внедрения современного права в традиционную для Абхазии правовую систему, и особенно важно при этом исследование проблемы восприятия человеком новых норм.
310 Смирнова Я.С., Тайсаева C.K. Полиюридизм на Северном Кавказе (вторая половина XIX-XX вв.) \\ Обычное право и правовой плюрализм (Мат-лы X1 Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму, август, 1997г., Москва). М.1999. С.210.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
- АИЯЛИ - Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д.И.Гулиа;
- АКАК - Акты, собранные Кавказскою архиографической комиссией;
- ЗКОРГО - Записки Кавказского отдела Русского географического общества;
- ИКОРГО - Известия Кавказского отдела Русского географического общества;
- СМОМПК - Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа;
- ССК - Сборник сведений о Кавказе;
- ССГК - Сборник сведений о кавказских горцах;
- ЦГАА - Центральный государственный архив Абхазской АССР;
- ЦГИА - Центральный государственный исторический архив;
- ЦГИАГ - Центральный государственный исторический архив Грузии. 4
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Правовой статус субъектов обычного права Абхазии в первой половине XIX века»
1. Авалиани C.JL Крестьянский вопрос в Закавказье. Одесса. 1912. Т.И;
2. Аджинджал И.А. Из этнографии Абхазии. Сухуми. 1969;
3. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. 1974;
4. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н.Марченко. М., 1998;
5. Алексеев С.С. Общая теория права. М.1982;
6. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М.1999;
7. Альбов Н.М. Этнографические наблюдения в Абхазии;
8. Антелава И.Г. Очерки по истории Абхазии XYII XYIII веков. Сухуми. 1949;
9. Анчабадзе Ю.Д. "Остракизм" на Кавказе \\ СЭ. 1979. № 5;
10. Анчабадзе Ю.Д. "Прекрасный обычай гостеприимства." \\ СЭ. 1985.4;
11. Ашхацаа С.М. Внутреннее управление древней Абхазии. "Сухумский листок". 1912. № 195;
12. Бабич И.Л. Юридические институты адыгов: прошлое и настоящее \\ Северокавказский юридический вестник. № 2. Ростов-на-Дону. 1984;
13. Баратов С.Г. Сведения об отношениях в абживском округе подвластых крестьян к своим помещикам. Труды Сухумского госпединститута им. А.М.Горького. 1965. T.XV. С.157-161;
14. Барцыц М. Выход из конфликта в традиционном правосознании абхазов Мат. грузино-абхазской конференции "Роль неофициальной дипломатии в миротворческом процессе". (Март. 1999г. Сочи). Ирвайн. 1999. С.28-40;
15. Басария С. Абхазия в географическом, этнографическом и экономическом отношении. Сухум-Кале. 1923;
16. Басария С. Рыцари без страха и упрека. "Отклики Кавказа''. 1916. №
17. Бахиа С.И. Абхазская "абипара" патронимия. Тбилиси. 1986;
18. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик. 1976;
19. Безбах В.В. Правовое регулирование отношений собственности на землю в развивающихся странах разной социально-экономической ориентации: на опыте Кении и Танзании: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н. М.1978;
20. Белл Дж. Ст. Письма о пребывании в Черкесии в течение 1837, 1838,1839 гг. Лондон. 1840. Письмо XXXI. Перевод с английского А. Ашуба.-"Юридическая газета". Сухум. 1997. № 4. С.6-7;
21. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. 1. М. 1923. С.318-352;
22. Векуа А. Из жизни и обычаев абхазцев. "Закавказье". 1912. №№ 134, 136. 1913. № 150;
23. Введенский А.Н. Абхазцы (азега). По поводу сочинения г.Дубровина "Очерк Кавказа и народов его населяющих ".- ССКГ. 1872. В.6;
24. Венгеров А.Б., Куббель Л.Е., Першиц А.И. Этнография и науки о государстве и праве. Вестник Академии наук СССР. 1984. № Ю;
25. Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социолистическом обществе. М. 1979;
26. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М. 1997;
27. Гарданов В.К. Материалы по обычному праву кабардинцев. Нальчик. 1956;
28. Гарданов В.К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII- начале XIX в. \\ СЭ. 1960. №5;
29. Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов (черкесов) в XVIII XIX вв. \\ СЭ. 1960. № 5;
30. Гарданов В.К. Система композиций в обычном праве адыгов (черкесов) в XVIII первой половине XIX в. М. 1964;
31. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. XVIII- первой половине XIX в. М. 1967;
32. Гожба Р. К изучению обычного права и ораторского искусства у абхазов.- В сб.: "Мосты". Сухум. 1998. С.51-66;
33. Государство и право на Древнем Востоке. Материалы Круглого стола //Нар. Азии и Африки. 1984. № № 2, 3;
34. Гулия Д.И. История Абхазии. T.I. Тбилиси. 1925;
35. Данилова Е.Н. Земельные отношения в абазинской сельской общине в предреформенный период \\ Вестник Моск. университета. Серия 8. История. 1973. №3;
36. Данилова Е.Н. Семья и патронимия в системе сельской общины абазин во второй половине XIX в. \\ СЭ. 1973. № 5;
37. Денисов В.Н. Системы права развивающихся стран: Становление и развитие национальной системы права стран Африки, освободившихся от британского колониализма. Киев. 1978;
38. Державин Н.С. Абхазия в этнографическом отношении. СМОМПК. XXXVII. 1907. Отд.1. С.1-38;
39. Дзидзария Г.А. Народное хозяйство и социальные отношения в Абхазии в XIX веке (до крестьянской реформы 1870). Сухуми. 1958;
40. Дзидзария Г.А. Ф.Ф.Торнау и его кавказские материалы XIX века. М. 1976;
41. Дзидзария Г.А. Классовая структура феодальной Абхазии. В кн.: Дзидзария Г.А. Труды. В 3-х т. Т.1. Сухуми. 1988г.;
42. Джанашвили М.Г. Абхазия и абхазцы.- ЗКОРГО. Кн. XVI. 1894;
43. Джанашия С.Н. Статьи по этнографии Абхазии. Сухум. 1960;
44. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1. Очерк Кавказа и народов его населяющих. Закавказье. Спб, 1871, С. 1-82;
45. Дюги Jl. Общество, личность, государство. СПб. 1909;
46. Дъячков-Тарасов А.Н. Абхазия и Сухум в XIX столетии. ЗКОРГО. Т.ХХ. 1909-1910. №2;
47. Дъячков-Тарасов А.Н. Бзыпская Абхазия. ИКОРГО. T.XVIII. 1905;
48. Егиазарянц С. Брак у кавказских горцев \\ Юридический вестник. № 6. 1878. С.843-863; № 7. 1878. С.959-980;
49. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М. 1982;
50. Завадский Ф. Абхазия и Цебельда. Газета «Кавказ». 1867. № № 59, 60,61.
51. Званба С.Т. Абхазские этнографические этюды. Сухуми. 1982;
52. Зибарев В.А. Юстиция у малых народов Севера. Томск. 1990;
53. Зивс Л.С. Право в независимых странах Африки. (Становление и развыитие). М. 1969;
54. Иванов В.В., Топоров В.Н. Древнеславянское право -Формирование раннеславянских народностей. М. 1981;
55. Инал-ипа Ш.Д. Очерки по истории семьи и брака у абхазов. Сухуми. 1954;
56. Инал-ипа Ш.Д. Некоторые черты абхазского патриархального общества \\ КСИЭ. Вып. 14. 1959;
57. Инал-ипа Ш.Д. Абхазы. Историко-этнографические очерки. Сухуми. 1960;
58. Инал-ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми. 1984;
59. Инал-ипа Ш.Д. Социальная сущность аталычества в Абхазии в XIX -начале XX в. \\ Инал-ипа Ш.Д. Труды. Сухуми. 1988;
60. Инал-ипа Ш.Д. Воспитание ребенка по обычаю аталычества \\ Инал-ипа Ш.Д. Труды. Сухуми. 1988;
61. Йорданский В.Б. Хаос и гармония. М. 1992;
62. Кавшбая J1.JI. Обычное право абхазов в конце XYIII XIX вв. (историко-юридический аспект): Авореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ю.н. Н.Новгород. Декабрь, 1999;
63. Казимирчук В.П. Право и социология. М. 1973;
64. Кажаров В.Х. Адыгская хаса. Нальчик. 1992;
65. Каракетов М.Д. Нормы обычного права и обычай. \\ Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах. М. 1997;
66. Карбонье Ж. Юридическая социология. Перевод В.А.Туманова. М.1986;
67. Карганов М.И. Сведения о взаимных отношениях цебельдинскогс населения. ЦГИАГ. Ф. 545. Оп.1. Д.181. ЛЛ.168-173;
68. Карпов Ю.Ю. Военная организация и социальное развитие союзов сельских общин Северного Кавказа \\ Этнографические аспекты традиционной военной организации народов Кавказа и Средней Азии. Вып. 1. М.1990;
69. Кельман Е.И. Проблемы "свободного права". Киев. 1915;
70. Керимов Д.А. Общая теория права. Л. 1961;
71. Кечекьян С.Ф. История политических учений (Учебник для юридических инс-тов и факультетов). М. 1960;
72. Кистяковсчкий А. Собрание и разработка материалов обычного права. Универс.изв. Киев. 1876;
73. Клочков В.В. Религия, государство, право. М. 1978;
74. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М. 1890. Т. 1-2. Владикавказ. 1995;
75. Ковалевский М. Первобытное право. Вып.1. М. 1886;
76. Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей \ Пер. с фр. \\ Политические исследования. 1993. № 2;
77. Косвен М.О. Аталычество \\ СЭ. 1935. № 2;
78. Косвен М.О. Пережитки матриархата у народов Кавказа \\ СЭ. 1936. №
79. Краевич П.Д. Очерк устройства общественно-политического быта Абхазии и Самурзакани.- ССКГ. B.III. 1870. С. 1-25;
80. Краевич П.Д. Несколько слов о применении народных обычаев к судопроизводству в Абхазии.- ССКГ. B.IV. 1870. С.27-44;
81. Краткие заметки о сословных и взаимных отношениях жителей Бзыпского округа Абхазии А.П.Черепова \\ Антелава И.Г., Дзидзария Г.А., Олонецкий А.А. Из истории крестьянской реформы в Абхазии \\ИА.Т.5. 1950;
82. Крашенинникова Н.А. Обычай в праве развивающихся стран (на примере Индии). МГУ. 1984;
83. Кудрявцев К. Материалы по истории Абхазии. Сухум. 1926;
84. Куправа А.Э. Из истории абхазской традиционной культуры. Народные сходы. Кн. 1. М. 1998;
85. Лавров Л.И. Абазины.- Кавказский этнографический сборник. I. М. 1955;
86. Ладыженский A.M. К вопросу об исследовании обычного права народов Северного Кавказа \\ Бюллетень Северо-Кавказского бюро краеведения. №3-4. Ростов-на-Дону. 1926;
87. Ладыженский A.M. "Адыге хасе" \\ Информационный бюллетень всесоюзного общества культурных связей с заграницей. № 47. Ростов-на-Дону. 1927;
88. Ладыженский A.M. Семейные адаты черкесов \\ Бюллетень СевероКавказского горского института краеведения. Т.Т. 2-4. Ростов-на-Дону. 1927;
89. Лакербай М. Новеллы. Сухуми. 1982;
90. Лакоба С.З. Очерки политической истории Абхазии. Сухум. 1990;
91. Лаптева Л.Е. Исследования обычного права народов Российской империи в XIX в. \\Государство и право. 1997. № 8. С. 101-108;
92. Леви-Стросс К. Первобытно? мышление. М. Республика. 1994;
93. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса. 1882;
94. Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах: сравнительное исследование. М. 1988;
95. Лихачев В.А. Обычное уголовное право Ганы.- Труды Университета дружбы народов им. П.Лумумбы. Т. 18. М.1966;
96. Люлье Л.Я. Черкесия (историко-этнографические статьи). Краснодар. 1927;
97. Малиновский Б. Функциональный анализ \\ Антология исследований культуры. С-П. 1997;
98. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М. 1977;
99. Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права \\Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов\Д. 1999;
100. Материалы Сухумской сосливно-поземельной комиссии (работавшей по подготовке и проведению крестьянской реформы в Абхазии), опубликованные в различных изданиях;
101. Мачавариани К. Некоторые черты из жизни абхазцев. Положение женщины в Абхазии. СМОМПК. Вып. IV. Тифлис. 1884;
102. Мачавариани К.Д. Описательный путеводитель по городу Сухум и Сухумскому округу. Сухум. 1913;
103. Миллер А. Из поездки в Абхазию в 1907. Материалы по этнографии России. Т. 1. 1910;
104. Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М. 1962;
105. Мицкевич А.В. Учение о субъектах права: его источники и развитие в юридической литературе \\ Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. Т. 29. М. 1984;
106. Мужев И.Ф. К вопросу об общественных отношениях в Кабарде в первой половине XIX в. \\ Уч. зап. Кабардино-Балкарского НИИ. Вып. 13. Нальчик. 1957;
107. Муромцев Г.И. Источники права в Африке. М. 1990;
108. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб. 1999;
109. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. Нальчик. 1982;
110. Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону. Изд. СКАГС. 1999;
111. Общая теория прав человека. Отв.ред. Е.А.Лукашева. М.1996;
112. Онан Э.С. Конституционное право развивающихся стран: Основы организации государственности. М. 1992;
113. Оршанский И.Г. Народный суд и обычное право. Спб. 1879;
114. Павленко А.П. Некоторые особенности брачного круг абахзов (на примере селения Джгерда Очамчирского района) \\ Полевые исследования Института этнографии. М. 1986;
115. Панеш Э.Х. Традиции в политической культуре народов СевероЗападного Кавказа.- В сб.: "Этнические аспекты власти". С.-П. 1995. С. 13-34;
116. Пахомов А.В. Абхазия в сельскохозяйственном отношении. -ЗКОРГО. Ms 1-2. 1868;
117. Пахомов А. Записка об имениях князя Г.Шервашидзе. Исторический вестник. Тбилиси. 1953. T.YII;
118. Пахман С.В. Обычное гражданское право в России. Спб. T.I. 1877;
119. Пейсонель М. Исследование торговли на Черкесско-Абхазском берегу Черного моря в 1750-1862 годах. Краснодар. 1927;
120. Першиц А.И. История первобытного общества. История классообразования. М. 1988;
121. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Положение кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату \\ Государство и право. 1997. № 9;
122. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа \\ Общественные науки и современность . 1998. № 1;
123. Пиголкин А.С. Право и законность в современном обществе. М. 1971;
124. Радклиф-Браун А. Р. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами \\ Антология исследований культуры. С-П. 1997;
125. Рыбинский Г.А. Сухумский округ. Абхазия в сельскохозяйственном и бытовом отношении. Тифлис. 1894;
126. Рене Давид. Основные правовые системы современности. М. 1988;
127. Рулан Н. Юридическая антропология \Пер. с фр. Отв. ред. В.С.Нерсесянц. М. 1999;
128. Свечникова Л.Г. Особенности уголовно правовых отношений адыгов, карачаевцев и балкарцев в XX веке \\ Северо-Кавказский юридический вестник. 1998. № 4. С. 162-175;
129. Семенов Ю.И. Обычное право в доклассовом обществе: возникновение, сущность и эволюция.- В кн.: Обычное право народов Сибири. М. 1997. С.9-46;
130. Синицына И.Е. Обычай и обычное право в молодых африканских странах. М. 1992;
131. Смирнова Я.С. Аталычество и усыновление у абхазов в XIX XX вв. \\СЭ. 1951. №2;
132. Смирнова С.Я. Об обычае умыкания у абхазов \\ КСИЭ. Вып. 15. 1952;
133. Смирнова Я.С. Семейный быт и общественное положение абхазской женщины (Х1Х-ХХ вв.) \\ КЭС. Вып. 1. Тр. ИЭ. Т.26. М.1955;
134. Смирнова Я.С. К типологии обычаев умыкания (по материалам Северного и Западного Кавказа) \\ Проблемы типологии в этнографии. М. 1979;
135. Смирнова Я.С. Формы семьи у народов Северного Кавказа в XIX-начале XX в. \\ СЭ. 1981. № 1;
136. Смирнова Я.С. Роли и статусы старших в абхазской семье (к проблеме геронтофильных факторов долгожительства) \\ СЭ. 1982. № 6;
137. Смирнова Я.С. Искусственное родство у народов Северного Кавказа: формы и эволюция \\ КЭС. Вып. 9 т. Тр. ИЭ. Т. 115. М. 1989;
138. Смирнова Я.С., Тайсаева С.К. Полиюридизм на Кавказе в XIX XX веках \\ Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах. М. 1997;
139. Сталь К. Этнографический очерк черкесского народа \\ Каквазский сборник. Т. 21. Тифлис. 1900;
140. Супатаев М.А. Обычное право в молодых государствах Восточной Африки. М. 1976;
141. Супатаев М. Культурология и право (На материале стран Тропической Африки). М. 1998;
142. Сюкияйенен J1.P. Мусульманское право. М. 1984;
143. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера \\ Адыги. Нальчик. 1991. №№ 1,2;
144. Трикоз Е.Н. Обычное уголовное право аборигенов Австралии (теоретические проблемы исследования) \\ Право и политика. 2000. № 4;
145. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М. 1917;
146. Уварова П.С. Кавказ. Абхазия, Аджария, Шавшетия, Псховский участок. Путевые заметки. Ч. II. М.1891;
147. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. Абхазский язык. Тифлис. 1887;
148. Фадеев А.В. Абхазия в первой четверти XIX века. Труды Одесского государственного университета. История. T.I. 1939;
149. Фадеев А.В. Вопрос о социальном строе кавказских горцев XVIII-XIX вв. в новых работах советских историков \\ Вопросы истории . 1958. № 5;
150. Фон-Дервиз Н.В. Сухумский округ (Заметки бывшего лесничего)-ЗКОРГО. 1906. Кн. XXV;
151. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик.1978;
152. Чанба Р.К. Община и земельные отношения в XIX в. в Абхазии \\ Социальная история народов Азии. М. 1975;
153. Черепов А.П. Краткие заметки о сословных и взаимных отношениях Бзыпского округа Абхазии. \\ Исторический архив. М. 1950. Т.5. С.400-414;
154. Чернышев К. Еще об Абхазии. Кавказ. 1856. № 82;
155. Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми. 1956;
156. Шапсугов Д.Ю. Теоретические основы концепции правовой реформы в субъектах Российской Федерации \ Мат.конференции "Правовая реформа в субъектах РФ на Северном Кавказе" (28-30 сентября 1998 года, г. Нальчик). Ростов\Д. 1999;
157. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М. 1985;
158. Элькин А. Коренное население Австралии \ Пер. с англ. М. 1952;
159. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М. 1983;
160. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис. 1907;
161. Явич JI.C. Общая теория права. JI. 1976;
162. Якушкин Б.И. Обычное право. Материалы для библиографии обычного права. Вып.1. М. 1910;
163. Gluckman М. Politics, Law and Ritual in tribal Society. New Haven, L. 1968;
164. Lapinski Th. Die Bergvolker des Kaukasus und ihr Freiheitskamf gegen die Russen. Bd.I. Hamburg. 1863;
165. Radcliff-Brown A.R. Social Anthropology. London. Yenley. Boston. 1977;
166. Malinowski B. Crime and Custom in Savaqe Societu. New Jerseu. 1959;