Принцип светского государства как одна из основ конституционного строя Российской Федерациитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Принцип светского государства как одна из основ конституционного строя Российской Федерации»

На правах рукописи

Линкин Виктор Николаевич

ПРИНЦИП СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

специальность: 12.00.02- конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

005570^

г. Москва-2015г.

005570343

Диссертационное исследование выполнено и рекомендовано к защите на кафедре конституционного и муниципального права Южно-Российского института управления-филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный Акопов Леонид Владимирович,

руководитель: доктор юридических наук, профессор

Официальные Борисова Наталья Евгеньевна, доктор юридических оппоненты: наук, профессор; Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Юридический институт, кафедра государственно-правовых дисциплин

Ведущая организация:

Белявский Дмитрий Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Юридический институт, кафедра конституционного и международного права Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет»

Защита состоится 18 мая 2015г. 12.00 на заседании диссертационного Совета Д 504.001.10 по юридическим наукам в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606 г. Москва, проспект Вернадского, д. 84,

ауД.2312(корпус1).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте: http://ranepaxa/incoшing/aspirantura/the-thesis-foг-defence-2.html?id=155 Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автореферат диссертации разослан 2015г.

Учгкый секретарь диссертационного совета, доктор юридических наук, доцент

Е.Ю. Догадайло

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Конституция Российской Федерации 1993г. провозгласила в статье 14: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»1. К основным признакам светского государства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации были также отнесены свобода совести и вероисповедания.

Автор считает, что в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации принцип светского государства, необходим в силу многонациональное™ и многоконфессиональности страны. Это требует взвешенного подхода к решению вопроса отношений между государством и религиозными объединениями. На наш взгляд, только равенство и отделенность религиозных объединений от государства может обеспечить не только мирное сосуществование разных конфессий и культур, но и национальную безопасность, а также само существование России как федеративного государства, где все субъекты Российской Федерации равны, несмотря на их этнический состав.

В последнее время в Российской Федерации появились новые формы соприкосновения государства и религиозных объединений во многих сферах жизни общества: передача в собственность религиозным организациям объектов недвижимости и предметов культурного наследия, предоставление налоговых льгот, введение в школьную программу предметов религиозной направленности, создание института армейских священнослужителей, сопровождение мероприятий государственных и муниципальных органов религиозными обрядами и церемониями. Все эти

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

события отчасти способствуют разделению общества по критерию отношения к религии и принадлежности к какой-либо конфессии, что приводит к определенным конфликтам на религиозной почве.

Обращения ряда представителей гражданского общества, например, группы ученых к руководству страны: - «С нарастающим беспокойством мы наблюдаем за все возрастающей клерикализацией российского общества, за активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни. Конституция Российской Федерации провозглашает светский характер нашего государства и принцип отделения церкви от системы государственного образования. Мы обращаемся с этим письмом к Вам как к высшему должностному лицу нашей страны, являющемуся гарантом соблюдения основных положений Конституции»2 - свидетельствуют о том, что проблема сохранения светского характера Российского государства весьма злободневна, так как в настоящее время приобретает отчетливое проявление тенденция поэтапной клерикализации различных сторон социальной жизни. Как писал академик O.E. Кутафин: « За последние полтора десятилетия церковь наладила с государством тесные отношения... Государство чем дальше, тем больше отдалялось от принципа светскости, который зафиксирован в российской Конституции»3.

В сложившихся условиях глубокое и логически выверенное исследование вкупе с оптимальным научным обоснованием необходимости и гарантирования строгого соблюдения конституционного принципа светского государства в современной России, несомненно, очень важно и необходимо.

Степень научной разработанности темы. Исследование конституционного принципа светского государства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации невозможно без

2 Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны? (Открытое письмо президенту

Российской Федерации В.В. Путину) Опубл..: 23 июля 2007 года. Источник: Новая газета.

Приложение «Кентавр», № 3

3 Кутафин O.E. Российский конституционализм. - М.: Норма, 2008.С.415

s

тщательного конституционно-правового анализа процессов, происходящих в последнее время во взаимоотношениях Российского государства и религиозных объединений.

Анализ конституционно-правовых норм об основах консппуционнго строя, применявшийся для обоснования основных положений диссертации а также трудов по конституционному праву, отраслевым- юридическим дисциплинам, включая работы: CA. Авакьяна, ГГ. Арупоняна, MJS. Баглая, Н£. Борисовой, РМ. Дзидзоева, Ю.Д. Казанчева, СЛ. Комарова, ОЕ.Кугафина, ЛШ. Лозовского, AB. Малыш, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, С.И. Носова, AB. Орлова, БА. Райзберга, В .А. Туманова и других, позволили сформулировать принципиальные тезисы исследования.

Исторические аспекты правового регулирования отношений государства и религиозных объединений в России нашли отражение в работах: С.А. Венгерова, П.Н. Дозорцева, В.Г. Игнатова, О.Э. Лейста, Д.С. Лихачева, A.B. Мень, Н.М. Никольского, И.К. Смолича, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, В.А. Цыпина, Б.Н. Чичерина,

Е.С. Элбакяна и других.

Общие принципы, характеризующие светское государство, его теоретические основы, механизмы государственно-конфессиональных отношений исследованы: П.Д. Баренбоймом, Д.С. Белявским, С.Э. Деникаевой, П.Н. Дозорцевым, А.И. Кудрявцевым, O.E. Кутафиным, Г.П. Лупаревым, А.Ф. Мещеряковой, С.А. Мозговым, P.M. Мухаметзяновым, И.В. Понкиным, O.A. Шмаковой.

Свобода совести и вероисповедания как основополагающий принцип светского государства и как конституционно-правовая категория исследована в работах: С.А. Бурьянова, Г.Н. Комковой, O.E. Кутафина, И.В. Понкина, НА. Придворова, A.B. Пчелинцева, A.A. Со.

Разнообразные аспекты реализации принципа светского государства, а также обеспечения свободы совести рассмотрены в трудах таких иностранных авторов, как: Ж. Баберо, Г. Берман, Г. Еллинек, Р. Иеринг,

Н. Лернер, Г. Роббере, С. Феррари, А. Шайо к других.

При существовании множества работ, посвященных характеристике теоретической природы светского государства и проблемам реализации свободы совести и вероисповедания, конституционно-правовое обоснование обязательности светского характера государства и государственной службы для Российской Федерации остается практически ^сформировавшимся с позиций научной методологии и на основе развития науки конституционного права.

Объектом диссертационного исследования выступают правовые отношения, складывающиеся при взаимодействии органов государства и религиозных объединений, ' возникающие при реализации конституционного принципа светского государства в Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования составляют нормы конституционного права, регулирующие взаимодействие органов государства и религиозных объединений, а так же практика применения законодательства о свободе совести и религиозных объединениях; нормы права, закрепленные в законодательных актах субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения и реализации принципа свободы совести и вероисповедания.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является анализ проблем реализации принципа светского государства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации и выявление противоречий, возникающих при взаимодействии государства и религиозных объединений, и определение путей их решения.

В соответствии с данной целью постулируются основные задачи исследования:

- проанализировать понятие «светское государство» и его основные характеристики;

- рассмотреть эволюцию - взаимоотношений государства и

религиозных организаций в различные периоды российской истории;

- провести анализ конституционных норм в зарубежных странах, закрепляющих реализацию права граждан на свободу совести и регулирующих взаимоотношения государства и религиозных объединений;

- проанализировать состояние отечественного законодательства в сфере взаимоотношений государства, религиозных объединений и общества, внести конкретные предложения по их совершенствованию и дальнейшему развитию;

- выявить и проанализировать системную взаимосвязь принципа светского государства с другими основами конституционного строя Российской Федерации;

-проанализировать противоречия, возникающие в ходе реализации принципа светскости государственной службы, определить проблемные точки и выработать определенные критерии допустимости взаимоотношений государственных служащих и религиозных конфессий.

- рассмотреть законодательства отдельных субьектов Федерации в области реализации принципа светского характера государства; разработать правовой механизм обеспечения действия принципа светского государства на уровне субъектов Российской Федерации.

Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации 1993 г.; федеральные законы (в том числе, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. от 22.10.2014 № 316-ФЗ), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЭ (в ред. 21.07.2014 № 262-ФЗ), Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. 02. 04.2014 № 53-Ф3), Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25. 07. 2002. № 114-ФЗ (в ред. 21. 07.2014 № 23 -ФЗ)), указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, конституции и

уставы субъектов Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Карачаево - Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Республика Калмыкия, Ставропольский край, Краснодарский край, Астраханская область, Ростовская область, Волгоградская область).

Были изучены международные нормативные акты и документы, в том числе, Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25.11.1981 г. и другие.

В исследовании были проанализированы конституционные и иные нормативные правовые акты зарубежных стран (Австралийский Союз, Австрийская Республика, Аргентинская Республика, Королевство Бельгия, Босния и Герцеговина, Федеративная Республика Бразилия, Боливарианская Республика Венесуэла, Федеративная Республика Германия, Республика Индия, Республика Ирак, Канада, Малайзия, Мексиканские Соединённые Штаты, Республика Союз Мьянма, Объединённые Арабские Эмираты, Исламская Республика Пакистан, Соединённые Штаты Америки, Сомали).

Автором изучены материалы судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации по вопросам реализации принципа светского государства, соотношения правовых норм государства с международными правовыми актами. Проведен анализ постановлений Европейского Суда по правам человека в отношении Российской Федерации.

Методологическую основу диссертации составляет комплекс теоретических и эмпирических научных методов исследования.

Применялся системный анализ для установления последовательности и структурных связей событий и явлений; формально-юридический метод использован для определения признаков, проведения классификации и толкования различных правовых предписаний; исторический метод позволяет выявить различные этапы в развитии изучаемого объекта, произошедшие изменения, позволяет спрогнозировать тенденции данного явления; метод сравнительно-правового исследования применялся в форме сопоставления, либо в форме противопоставления изучаемых явлений, процессов, по отношению к реализации принципа светского государства в различных эпохах или в других государствах.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней, на основе конституционно-правового исследования теоретического и прикладного значения принципа светского государства как основы конституционного строя Российской Федерации, обоснованы пути совершенствования современного российского законодательства в сфере обеспечения и функционирования принципа светского государства.

Автором раскрыты и проанализированы признаки светского государства, характеризующие его как одну из основ конституционного строя. Проведено системное исследование конституционных норм свободы совести и вероисповедания в качестве имманентных признаков соблюдения принципа светского государства.

Итоги проведённого исследования позволили автору разработать предложения и рекомендации по усовершенствованию конституционно-правового регулирования в сфере светскости деятельности государства и его органов; обеспечения светского характера государственной службы; светскости публичной образовательной сферы.

На защиту выносятся следующие положения, обладающие элементами научной новизны:

1. Автор, на основании анализа основ конституционного строя Российской Федерации и конституционно-правовых актов,

устанавливающих светский характер Российской Федерации выявил, что сущность светскости российского государства определяется обоюдным невмешательством и сотрудничеством государства и религиозных объединений при гарантировании свободы совести и вероисповедания. Автор понимает под «светским государством» такую организацию государства, которая обуславливает такой его режим, при котором религиозные объединения не являются частью механизма осуществления государственной власти, религиозные нормы не включены в правовую систему, государственные органы взаимодействуют с религиозными объединениями только в установленных законодательством сферах при условия правового равенства всех конфессий.

2. Диссертантом на основании проведенного историко-правового анализа взаимоотношений государства и религиозных организаций, установлено, что характер этих отношений качественно менялся по таким этапам, как:

• I этап (X-XII в.в.) - характеризуется использованием религиозных норм и религиозных организаций для консолидации общества и формирования механизма государства;

• II этап (XIII-XV в.в.) - христианство становится основообразующим элементом Русской государственности;

• III этап (XV-XVII в.в.) - на фоне усиления церковной централизация, государство берет на себя функции охраны «правой веры» и борьбы с еретическими учениями и вольномыслием, при этом подчиняет христианскую православную церковь своим интересам и целям;

• IV этап (начало XVIII-середина XVIII в.в.) - преодолен конфессиональный изоляционизм России, но созданная Петром I государственная система существенно ограничивала религиозную свободу самой Православной церкви, лишала другие вероисповедания прав, ставила религиозную оппозицию вне закона;

• V этап (середина XVIII - нач. XX в.в.) - усиливается роль

Православной церкви в государственном механизме, правовое регулирование получают другие конфессии, в обществе формируются различные мировоззренческие взгляды, связанные с определенной ролью церкви для общества и взаимоотношений ее с государством.

• VI этап (нач. XX- 90 г. XX в.в.) - период полного отказа от участия религиозных институтов в государственном и политическом механизме (de facto существование СССР как атеистического государства при правовом закреплении принципа светского государства в Конституциях СССР 1936 и 1977 годов);

• VII этап (с 90 г. XX в.в.) - характеризуется закреплением принципа светского государства на конституционном уровне и развитием его в отраслевом законодательстве как условие сосуществования различных этносов в пределах федеративного государства.

3. Автором, на основе сравнительно-правового анализа конституционных актов в сфере закрепления принципа светского характера государства зарубежных стран с федеративным государственным устройством, выявлено, что федеративные государства не являются однородными и сходными по способу и методам правового регулирования в данной сфере. Закрепление и реализация отношений государства и религиозных объединений в конституциях происходит в следующих формах:

• конституционное закрепление принципа светского государства (Индия);

• закрепление прав и свобод в области религиозных отношений государства и религиозных объединений (Австрия, ФРГ, США, Швейцария, Бельгия, Мексика, Бразилия, Австралия, Непал, Босния и Герцеговина);

• закрепление в конституции государственной религии (Малайзия, Пакистан, ОАЭ, Ирак, Сомали, Аргентина);

• отсутствие закрепления в конституции принципа светского государства и его элементов (Мьянма).

Автор выявил, что способы и методы закрепления в конституциях зарубежных стран светского характера государства достаточно многообразны. Государства устанавливают различные правовые механизмы реализации принципа светского государства исходя из различных факторов: история, национальный состав, количество конфессий. Автор считает, что простое заимствование механизма реализации принципа светского государства не принесет должных результатов, необходимо самостоятельное решение каждой отдельной проблемы, возникающей при реализации указанного принципа.

4. Правоотношения в области реализации религиозных прав и свобод основываются на нормах различных отраслей права, в которых конкретизируются норма Конституции Российской Федерации. К числу обязательных элементов существования светского государства автор исследования относит:

• - идеологическое многообразие (ст. 13.1 Конституция Российской Федерации);

• - светский характер российского государства (ст. 14.1);

• - отсутствие государственной или обязательной религии (ст.

14.1);

• - отделение религиозных объединений от государства (ст. 14.2);

• - равенство религиозных объединений перед законом (ст. 14.2);

• - гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии (ст. 19.2);

• - запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст. 19.2);

• - гарантии свободы совести, свободы вероисповедания (ст. 28);

• - запрет на пропаганду или агитацию, возбуждающую религиозную ненависть и вражду, а также запрещается пропаганда религиозного превосходства (ст. 29.2);

• - отсутствие принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 29.3).

По мнению автора только реализация всех элементов в совокупности, как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов, будет обеспечивать надлежащую реализацию принципа светского характера государства.

5. По мнению автора, для реализации принципа светскости государственной службы, как системообразующего принципа функционирования светского государства в многоконфессиональном государстве необходимо формирования таких условий, как:

• - обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдение законодательства в сфере свободы совести и вероисповедания;

• - недопустимость существования в системе государственной службы общеобязательной религии;

• - запрет на установление, каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от их убеждений или отношения к религии, при поступлении и прохождении государственной службы;

• - запрет на использование своего служебного положения в интересах религиозных объединений и демонстрирования своего отношения к ним;

• - запрет на выполнение религиозными объединениями отдельных функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, а также на участие религиозных объединений в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоупр авления;

• - недопустимость дискриминации и нарушения государственными служащими в их деятельности принципа равноправия граждан независимо от их убеждений или отношения к религии;

• • - недопустимость сопровождения публичными религиозными обрядами и церемониями деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

• • - светскость профессиональной этики государственных служащих;

. • - отказ от практики признания выходными днями отдельных религиозных праздников;

• - отсутствие в государственных и муниципальных символах власти (герб, гимн, флаг) элементов религиозной тематики.

Для обеспечения данных условий, автором предлагается:

® - внести изменение в Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации», дополнив перечень основных принципов организации и функционирования системы государственной службы (ст. 3) принципом светскости государственной службы;

• - внести дополнение в статью 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. 02. 04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», установив запрет на наличие на рабочем месте государственного служащего предметов, указывающих вероисповедание соответствующего служащего (иконы, религиозные символы: крест, полумесяц, Звезда Давида, символ буддизма -Дхармачакра или колесо закона и другие, календарей с изображением религиозных деятелей разных эпох) и других предметов (за исключением нательных знаков), несущих в себе религиозный смысл;

• - упразднить в Вооруженных Силах Российской Федерации должность помощника командира части по работе с верующими военнослужащими, нарушающую, на наш взгляд, Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О статусе военнослужащих» ' (статья 8 пункт 4) «государство не несет обязанности по удовлетворению

потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов»;

• - в соответствии с принципом светского.государства и связанным с ним принципом светского характера государственной службы, существование выходного нерабочего дня по поводу религиозного праздника «Рождество Христово», на наш взгляд, не вполне оправдано. Поэтому, предлагается исключить данный религиозный праздник из Трудового Кодекса Российской Федерации, как противоречащий конституционному принципц светского государства. Следует также исключить из Федерального закона от 26.09.1997 № ,125-ФЗ (в ред. от 22.10.2014) «О свободе совести и о религиозных объединениях» пункт 7 статьи 4, в котором предоставляется возможность соответствующим органам государственной власти в Российской Федерации объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями в соответствующих регионах по просьбам религиозных организаций;

• - отменить Федеральной закон от 30.11. 2010 г. N 327-ФЭ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», поскольку данный закон противоречит Конституции Российской Федерации, так как часть 2 статьи 3 данного закона предусматривает, что государственное или муниципальное имущество религиозного назначения отчуждается из государственной иди муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций. По мнению автора, это положение закона не соответствует ряду норм Конституции Российской Федерации, а именно части 2 статьи 8, части 2 статьи 14, части 2 статьи 19 и статьи 35 в их системной взаимосвязи.

6. Поскольку, по мнению автора диссертации, принцип светского государства является одной из основ конституционного строя, то он существует в системной взаимосвязи с другими основами (федерализм, суверенитет, республиканская форма правления, разделение властей,

правовое государство, права и свободы человека и гражданина как высшая ценность и т.д.). Автор рассматривая синергию принципа светского государства с другими основами конституционного строя, считает что:

• Федерализм - принцип светского государства непременное условие мирного сосуществования народов, различных этносов и конфессий в пределах федерации, где субъекты равноправны независимо от национального и конфессионального состава.

• Суверенитет - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах, реализовывается также в области отделения и обоюдного невмешательства государства и религиозных объединений дела в друг друга. Автор выделяет внешний суверенитет (независимость от иностранных религиозных объединений) и внутренний (независимость от религиозных объединений, действующих на территории России).

• Разделение властей - отделение законодательной, исполнительной, судебной власти от религиозных объединений.

• Правовое государство - в светском правовом государстве все религиозные объединения, граждане, граждане иностранных государств равны перед законом и судом, независимо от их вероисповедания либо его отсутствия.

• Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность — в области духовных основ конституционного строя, свобода совести является системообразующим условием уважительного отношения государства к гражданину независимо от мировоззрения. Гарантии права свободы совести является залогом толерантного и уважительного отношения к людям различных религиозных конфессий и мировоззрений в поликонфессиональном государстве.

7. По мнению, автора, в современном демократическом федеративном правовом государстве, где высшей ценностью признаются права и свободы человека и гражданина, принцип светского государства является

системообразующей основой конституционного строя, устанавливая единый механизм поведения государства, религиозных объединений, граждан независимо от их религиозных взглядов. Принцип светского государства тесно связан с другими основами конституционного строя, органично дополняет и раскрывает содержание. Следовательно, светское государство нельзя рассматривать как вторичный признак российского государства.

8. Поскольку Южный и Северо-Кавказский федеральные округа являются многонациональными и многоконфессиональными регионами Российской Федерации, то проведенный диссертантом конституционно-правовой анализ законодательства ЮФО и СКФО показал, что закрепление принципа светского государства реализуется следующими способами:

• Закрепление в конституции (уставе) и в специальном законе, регулирующим реализацию принципа свободы совести и вероисповедания (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Волгоградская область);

• Закрепление принципа светского государства только в Конституции (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика);

• Отсутствие законодательного закрепления в нормативных актов субъекта Российской Федерации принципа светского государства (Республика Калмыкия, Ставропольский край, Астраханская область, Ростовская область, Краснодарский край).

Автором, в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, предлагается разработать конституционно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в области охраны свободы совести и вероисповедания на уровне субъектов Российской Федерации, закрепив административную ответственность государственных служащих в случае нарушения принципа светского характера государственной службы.

Автором предлагается установить сферы сотрудничества государства

и религиозных объединений на уровне субъектов: поддержки социально незащищенных слоев общества, благотворительности, реализации культурных программ, помощи в реализации религиозных потребностей и необходимости отправления религиозных обрядов для граждан, не имеющих возможности удовлетворить потребность самостоятельно (по состоянию здоровья, нахождение в исправительном учреждении).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно раскрывает принцип светского характера государства как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, выявляет взаимосвязь данной основы с другими основами конституционного строя (федерализм, правовое государство, социальное государства, права и свободы человека и гражданина как высшая ценность и другие). В исследовании сформулировано авторское понятие светского государства, разработаны необходимые элементы реализации принципа светскости государственной службы, выработаны научно-обоснованные положения, содержащие конституционно-правовые признаки светского государства, а также требования к принимаемым законодательным и подзаконным актам.

Материалы исследования, сформулированные в нем положения, тезисы и выводы могут быть применены в процессе дальнейшего совершенствования российского законодательства, при реализации и функционирования принципа светского государства, а также в дальнейшей научно-исследовательской работе и в учебном процессе по курсу «Конституционное право Российской Федерации», «Конституционное право зарубежных стран».

Достоверность и апробация результатов исследования. Положения диссертационного исследования, его отдельные аспекты прошли апробацию на заседаниях кафедры конституционного и муниципального права Южно-Российского института управления-филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного

хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Основные положения исследования, а также его выводы отражены в научных публикациях автора, в том числе в изданиях из перечня Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации.

Ряд положений исследования апробирован в научных сообщениях на международных и общероссийских научно-практических конференциях: Международная научно — практическая конференция «Эффективность самоуправления муниципальными образованиями, городскими и сельскими поселениями (опыт России и Германии)» (Ростов-на-Дону, 2011г.), Международная научно-практическая конференция "Аспирант 2.0" (Ростов-на-Дону, 2012 г.), Международная конференция "Становление государства и права на разных этапах истории" (Санкт-Петербург, 2013г.), II Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее» (Ростов-на-Дону, 2014г.).

Структура диссертации обусловлена сформулированной автором целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, характеризуется степень ее научной разработанности, определяется объект и предмет, цели и задачи диссертационного исследования, представлена характеристика теоретической, методологической и нормативной правовой основы, обосновывается научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, обоснована теоретическая и практическая значимость исследования, представляются сведения об апробации его результатов и структуре работы.

В первой главе диссертационного исследования «Сущность принципа светского государства в Российской Федерации»

рассматриваются понятие светского государства в конституционном праве России (§1.1), анализируются основные этапы во взаимоотношениях государства, права и религии в истории России (Х-ХХ вв.) (§1.2), проведено сравнительное исследование опыта зарубежных стран в процессе формирования и функционировании принципа светского государства (§1.3), проанализировано состояние законодательства о свободе совести и религиозных организациях в России в XXI века (§1.4).

Автор раскрывает понятие принципа светского характера, с помощью анализа определний данных другими исследователями( П.Н. Дозорцев, O.E. Кутафин, В.А. Туманов, И.В. Понкин, М.В, Баглай и другие). В исследования выделяется в самостоятельное понятие «светскость государства», которое имеет незначительное, но существенное отличие. Светскость — это характеристика непосредственно процесса отношений возникающих между государством и религиозными организациями, в процессе взаимодействия данных элементов между собой. Выявлено, что ключевым признаком светского государства является признак изоляции религиозных объединений от государства, выражающийся, непосредственно в невмешательстве в дела друг друга.

Проанализирована эволюция взаимоотношений государства и религиозных организации в России в период с Х-ХХ вв., обозначены основные этапы, которые характеризуются различными изменениями статуса церкви в государственном устройстве. Рассмотрены такие учения о взаимоотношениях государства и церкви как «Слово о законе и благодати» Илариона, доктрина Филофея Псковского «Москва - третий Рим», мировозренческий конфликт славянофилов и западников.

Особый интерс для исследования, представляет эпоха цартсвования Петра 1, к которую церковь была удалена от управления государством, для подчинения церкви государству был создан в 1721 Святейший

Правительствующий Синод- верховный орган по управлению Церковью. Не смотря на то, что в первой четверти XVII века был преодолен конфессиональный изоляционизм России, созданная Петром I государственная система существенно ограничивала религиозную свободу самой Православной церкви, лишала прав другие вероисповедания, ставила религиозную оппозицию вне закона.

Существующие в сегодняшнем мире национальные конституционные модели отражают развитие исторических традиций, политических компромиссов и зачастую подходят к отношениям между религиозными организациями и государством с диаметрально противоположных точек зрения, которые отражены в конституциях этих государств.

Автором, на основе сравнительно-правового анализа конституционных актов зарубежных стран, с федеративным государственным устройством, в сфере закрепления принципа светского характера государства, выявлено, что федеративные государства не являются однородными и сходными по способу и методам правового регулирования в данном вопросе. Рассмотрены конституции соответствующих зарубежных стран (Австралийский Союз, Австрийская Республика, Аргентинская Республика, Королевство Бельгия, Босния и Герцеговина, Федеративная Республика Бразилия, Боливарианская Республика Венесуэла, Федеративная Республика Германия, Республика Индия, Республика Ирак, Канада, Малайзия, Мексиканские Соединённые Штаты, Республика Союз Мьянма, Объединённые Арабские Эмираты, Исламская Республика Пакистан, Соединённые Штаты Америки, Сомали).

Как представляется, конституционно определяемые светские системы государственного устройства и системы, придерживающиеся с политики отделения церкви от государства, и это не означает враждебность по отношению к религии, это в первую очередь нейтральность ко всем присутствующим религиям на территории государства. Но если в мире

количество многоконфессиональных стран достаточно мало (хотя при существующих процессах миграции населения, все больше стран становятся многоконфессиональными), Российская Федерация должна отстаивать свои конституционные основы светского характера государства и не допускать любого проявления предоставления какой-либо религиозной организации более широкого спектра прав, чем всем остальным. И именно закрепление светского характера государства в Конституции Российской Федерации является необходимым условием существования России в современных территориальных границах.

Автором рассмотрено законодательство в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций. Проанализирован не только Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», но и многие федеральные законы и иные нормативных правовых актов, которые в том или в ином аспекте регулируют реализацию свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений.

Анализ конституционно-правовых норм, которые регулируют взаимоотношения государства и религиозных организаций, показывает, что данные взаимоотношения определяются также нормами и других отраслей права. Автором выявляются проблемные точки при взаимоотношениях государства, религиозных объединений и общества, в связи реализацией нормативно-правовых актов в сфере свободы совести и вероисповедания. На основе исследования нормативных актов, автором предлагаются решения проблемы закрепления принципа светского в различных сферах взаимоотношений государства и общества.

Во второй главе диссертации «Проблемы реализации принципа светского государства в современной России» рассмотрена взаимосвязь принципа светского государства с основами конституционного строя Российской Федерации (§ 2.1), выявляются проблемы соблюдения принципа светского государства в деятельности федеральных

государственный органов (§ 2.2), анализируется обеспечение действия принципа светского государства на уровне Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа (§ 2.3).

Автор анализирует взаимодействие принципа светского государства с основами конституционного строя (права и свободы человека и гражданина как высшая ценность, идеологическое многообразие, федерализм, правовое государство, разделение властей, социальное государство) указывается включенность названного принципа в духовные основы конституционного строя современной России. Рассматриваются ключевые направления реализации принципа светского государства на современном этапе, отображены проблемы исполнения принципа светского характера государства, предложены пути решения.

Рассматривая взаимосвязь основ конституционного строя, автор приходит к выводу, что полноценная реализация принципа светскости государства возможна только при реализации всех остальных основ конституционного строя, так как все они взаимосвязаны между собой. Отношения между государством и религиозными организациями должны строиться на законодательных актах, соглашениях учитывающих интересы обеих сторон.

В исследовании автор раскрываются вопросы соблюдения принципа светского государства в деятельности федеральных государственных органов. Показаны противоречивые моменты и предложены пути их преодоления, приведены факты несоблюдения государственными служащими принципа светскости, а также формулируются ряд условий гарантирования принципа светскости государственной службы.

Северный Кавказ является многонациональной территорией, где население исповедует разные религии, что нередко приводит к конфликтам на почве данных различий, автор проводит анализ законодательства отдельных субъектов Федерации (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия,

Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Республика Калмыкия, Ставропольский край, Краснодарский край, Астраханская область, Ростовская область, Волгоградская область), где особый интерес представляют собой нормативные акты национальных республик.

Автром выявлены коллизионные нормы федерального и регионального законодательства, классифицированы региональные нормы и способы их закрепления в законодательстве. Приведены примеры нарушения принципа светского государства в проблемных, с точки зрения реализации права свободы совести и вероисповедания субъектах Российской Федерации (Республика Дагестан, Чеченская Республика).

В Заключении автор подводит итоги диссертационного исследования, отражает основные положения и обобщённые результаты работы.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие научные работы:

I Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации научных результатов диссертационных исследований:

1. Линкин В.Н. Обеспечение действия принципа светского государства на уровне субъектов Юга России// Пробелы в Российском законодательстве.-Москва 2012. - №4.-С. 17-21.-0,5 п.л.

2. Линкин В.Н. Светскость государственной службы как одна из составляющих реализации принципа светского государства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление.-Ростов н/Д 2013. - №11. —С. 9-15.-0,6п.л.

3. Линкин В.Н. Принцип светского государства: философско-

правовой анализ понятия // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - Ростов н/Д 2014. - №5.- С. 52-56.-0,3 п.л.

II. Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

1. Линкин В.Н. Взаимодействие религиозных объединений и органов местного самоуправления // Сборник Международной научно-практической конференции «Эффективность самоуправления муниципальными образованиями, городскими и сельскими поселениями (опыт России и Германии)» - Ростов н/д: Изд-во Южно-Российского института - филиала РАНХиГС, 2011. - С.81-83. - 0,3п.л.

2. Линкин В.Н. Проблемы баланса свободы слова и свободы совести в современной России // Материалы I международной научно-практической конференции «Аспирант 2.0». - Ростов н/д: Изд-во Южно-Российского института - филиала РАНХиГС, 2012. - С.97-102. - 0,5 п.л.

3. Линкин В.Н. Взаимоотношения государства и религиозных организаций на протяжении Российской истории // Сборник III Международной конференции «Становление государства и права на разных этапах истории». - Санкт-Петербург: Изд-во «Фонд развития юридической науки», 2013. - С. 56-58. - 0,3 п.л.

4. Линкин В.Н. Проблемы реализации принципа светскости образовательных учреждений // Материалы II Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее». - Ростов н/д: Изд-во «КИБИ МЕДИА ЦЕНТР», 2014. — С93-98. - 0,4 п.л.

Линкин Виктор Николаевич Принцип светского государства как одна из основ конституционного строя

Российской Федерации Формат 60x90/16 Тираж 100 экз. Подписано в печать 13.03.2015 Заказ № 252 Типография ООО «Генезис» 8 (495) 434-83-55 , 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 86

2015 © LawTheses.com