АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Становление и развитие идеи светского государства в России»
На правах рукописи
ГУБИН МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
АСПЕКТ
Специальность: 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени кандидата юридических наук
1 5 ИДП 2014
Москва-2014
005549035
Работа выполнена в Московском государственном университете
имени М.В. Ломоносова (юридический факультет)
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент
Кукушкин Евгений Владимирович
Официальные оппоненты: Осавелгак Алексей Михайлович
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, административного и финансового права Европейский институт ШБТО
Шарнина Любовь Александровна
кандидат юридических наук, Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, советник
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА)»
Защита состоится «19» июня 2034 года в 16 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 501.001.74 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д.1, стр.13-14, (4 гуманитарный корпус), юридический факультет, аудитория 535а.
С диссертацией можно ознакомиться в отделе диссертаций научной библиотеки Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова по адресу: 119992, Москва, Ломоносовский проспект, 27, Фундаментальная библиотека, сектор А, 8 этаж, комн. 812, и на официальном сайте Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова: www.law.msu.ru
Автореферат разослан f 2014 года
Ученый секретарь
диссертационного совета Павел Львович Полянский
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Закрепление в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации светского характера государства отражает иной формат отношений между государством и религиозными объединениями. Длительный период истории России религиозные объединения были лишены возможности участвовать в решении государственных или общественных вопросов. Отношения между государством и религиозными объединениями определяла государственная идеология, исключающая религию из жизни общества и государства. До этого на территории России существовал союз Российского государства и Русской православной церкви, названый в исторической науке «симфонией властей». Термин «симфония» или «союз» был выработан в Византийском праве и означал сотрудничество между государством и церковью.
Два отличных друг от друга подхода к вопросу о положении и роли религии в обществе, два типа отношений между государством и религиозными объединениями, два государственных строя - все это отложило отпечаток на политические, правовые, государственные институты и правосознание современной России.
Для современного этапа развития государственно-церковных отношений характерна диалектическая взаимосвязь между политическим и религиозным сознанием. Она проявляется в существовании в мире многочисленных типов взаимодействия между государством и религиозными объединениями. Данная взаимосвязь, с одной стороны, затрагивает внутренние для каждого человека вопросы, которые вытекают из его мировоззрения, воли, совести. С другой, - она затрагивает качественные характеристики государства, например его организацию, политический курс, его способность обеспечить права и свободы своих граждан, исключив любое политическое и правовое насилие над убеждениями граждан или
использование религиозных объединений для достижения политических целей.
Без учета особенностей взаимосвязи политики и религии зачастую трудно понять подоплёку ряда социально-политических конфликтов.
В настоящее время в России существует явный перекос во взаимоотношениях между государством и религиозными объединениями. С одной стороны, светский характер государства предполагает разграничения сфер деятельности религиозных объединений и государства и их взаимную независимость друг от друга, с другой - светскость государства не исключает религиозную составляющую из жизни общества и государства, как это было в Советский период истории России. На практике отношения между государством и религиозными объединениями зачастую строятся на партнерской основе для достижения политических целей. Нередко государство прибегает к поддержке наиболее крупных религиозных объединений для освещения тех или иных политических событий с позиции верующей части населения. Религиозные объединения, в свою очередь, участвуют в решении политических вопросов.
Во многом на раскрытие содержания отношений между государством и религиозными объединениями в России влияют соответствующие научные и философские представления о положении религиозных объединений в государстве. В настоящее время в науке конституционного права и в сфере правоприменения руководящими идеями и представлениями выступают те, которые были выработаны в советские годы. Для полноценного и всестороннего осмысления указанного конституционно-правового принципа и правильного его применения недостаточно руководствоваться только лишь представлениями ученых о положении религиозных объединений в государстве, выработанных в советской науке. Кроме того, приходится констатировать, что существует явный пробел в вопросах, связанных с терминологической определенностью и правовыми дефинициями таких
понятий, как «свобода совести», «свобода вероисповедания», «светское государство», «традиционное религиозное объединение», «секта». Законодательство Российской Федерации не закрепляет определений указанных понятий. Следует согласиться с мнением A.B. Пчелинцева, что «без методологически грамотных определений основных терминов, используемых при правовом регулировании общественных отношений, любому закону заведомо уготована сложная судьба, связанная с выяснением смысла и значения заложенных в него понятий и терминов»1. Отсутствие единого понимания и применения в законодательстве, а также в правоприменительной и судебной практике основных понятий и терминов неизбежно приводит к нарушению прав верующих и угрозе дискриминации религиозных объединений.
Важной задачей является определение обязательных признаков светского государства. Выделение перечня признаков, которые были бы приемлемы для сегодняшнего этапа развития отношений между государством и религиозными объединениями в России - означает создать основу для наиболее подходящей дефиниции светского государства, которое станет универсальным, то есть приемлемым как для теории конституционного права, так и для практики применения норм Конституции.
Уместно привести мнение И.В. Понкина о том, что обеспечение светскости государства возможно только на основе детального и системного исследования признаков и особенностей этого понятия2.
В связи с этим важной задачей является формирование общего подхода к определению понятия «светскость государства». Неопределенность в подходах к определению и толкованию указанного принципа обусловливает сложность применения правовых норм о светском государстве. Без точного понимания того, что означает светскость государства и устоявшейся
' Пчелинцев A.B. Свобода вероисповедания и деятельность религиозных объединений в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. Дисс. ... докт.юрид.наук. M.,2012. С.49.
" Понкин И.В. Светскость государства. М.: Изд-во учебно-научного центра довузовского образования 2004 С.10.
практики реализации данного принципа, невозможно правильно применить соответствующие положение законодательства.
Другой задачей является определение тех вопросов общественной жизни, по которым государство и религиозные объединения могут взаимодействовать друг с другом. В настоящее время можно констатировать, что государство в лице своих органов и должностных лиц, с одной стороны, и религиозные объединения в лице своих представителей, с другой — активно взаимодействуют друг с другом не только по общественным, но и по политическим вопросам. В связи с этим возникает вопрос о тех границах, в которых государство и религиозные объединения могут взаимодействовать, не нарушая принципа светскости. Данный вопрос не раз был предметом рассмотрения в научной литературе, однако способов решения предложено не было.
К числу задач можно также отнести установление правовых норм, предусматривающих ответственность государственных органов, должностных лиц или религиозных объединений за нарушение принципа светского государства. Наличие ответственности выступает важным фактором соблюдения формата светских отношений между государством и религиозными объединениями.
Задачи, описанные выше, связанные с пониманием, толкованием и реализацией конституционно-правового принципа светскости государства, установленного в качестве одной из основ конституционного строя России, связаны с правовыми, политическими и нравственными процессами, которые происходят в обществе. По мнению A.A. Левиной, это вполне объяснимо, поскольку новой государственности должно соответствовать новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и
общественных институтов на основе норм национального и международного права3.
Исследование конституционно-правового содержания принципа светскости государства приобретает особое звучание в условиях повышения роли религиозных объединений в жизни общества, а также в контексте обеспечения национальной безопасности России.
Степень научной разработанности. Тема государственно-церковных отношений всегда вызывала интерес у правоведов, философов, историков. Идеи о светском государстве были рассмотрены в работах Фомы Аквинского, Мартина Лютера, Николо Макиавелли, Юстиниана.
Из русских правоведов данной темой занимались следующие ученые: К.К. Арсеньев, С.Н. Булгаков, П.В. Знаменский, И.А. Ильин, А.И. Иванцов-Платонов, В. Кипарисов, С. Мельгунов, Г. Новоторжский, М.А. Рейснер, Н.С. Тимашев, Д. Цветаев, В.А. Цыпин, А. Шмема'н, У. Штутц, Н.Я. Данилевский, В.Д. Катков, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, К.П. Победоносцев, Б.Н. Чичерин, B.C. Соловьев, В.В. Клочков.
Из российских авторов, проводивших исследования светского характера государства, можно назвать М.В. Баглая, Н.В. Володину, П.Н. Дозорцева, М.Н. Кузнецова, Г.М. Миньковского, Е.М. Мирошникову, E.H. Салыгина, A.M. Осавелюка, И.В. Понкина, A.B. Пчелинцева.
Советская историография по данному вопросу достаточно обширна. В качестве примера можно привести работы А. Валентинова, Е.Ф. Грекулова, Ю.И. Гирмана, В.Ф. Зыбковца, Л.И. Емельяха, А.И. Клибанова, М.Г. Кириченко, М.М. Персица, Р.Ю. Плаксина, Ю.А. Розенбаума, Ф.М. Рудинского, Г.И. Эрзина, в которых были исследованы проблемы отношений между государством и церковью.
3 См. Левина A.A. Институт свободы совести и вероисповедания: историко-правовой опыт России Автореферат диссертации. Автореф. дисс. ...канд.юрид.наук. Нижний Новгород. 2003. Сайт. http://webl.law.edu.ru/
Стоит отметить, что в работах советских авторов по проблемам государственно-церковных отношений не рассматривается
дореволюционный опыт. По мнению A.A. Левиной, работы советских авторов требуют нового осмысления и интерпретации4.
Философско-правовые вопросы светскости рассмотрены в работах С.А. Авакьяна, Ю.И. Лейбо, В.О. Лучина, B.C. Нерсесянца, А.И. Кудрявцева.
Типы взаимоотношений государства и религиозных объединений в работах П.Н. Дозорцева, У.К. Дурэма, Г.М. Моран, Е.М. Мирошниковой, И.В. Понкина, A.B. Щипкова, С. Феррари.
Целью исследования является на базе научного, историко-правового материала и действующег о законодательства анализ процесса становления и развития государственно-церковных отношений в России, раскрытие их специфики в конкретный исторический период и определение теоретической и нормативной конструкции отношений между государством и религиозными объединениями, которая складывается в Российской Федерации в настоящее время.
Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:
• выявление набора признаков светского государства в Российской Федерации;
• формирование определения исследуемого конституционного принципа;
• анализ института свободы совести и вероисповедания в соотношении с принципом светскости государства;
• обобщение опыта становления и развития идей о положении религиозных объединений в государстве в странах Западной Европы и Америки;
4 Левина A.A. Указ. соч. Сайт, http://webl.law.edu.ru/
• анализ отношений государства и церкви в исторические периоды вРоссии;
• установление критериев отнесения религиозной организации к традиционной по законодательству Российской Федерации;
• рассмотрение конституционно-правовых моделей светского государства в современном мире;
• анализ практики реализации принципа светского государства в России.
Предмет исследования в работе определен как становление отношений между государством и религиозными объединениями в России на основе принципа светскости.
Объемом исследования являются особенности государственно-церковных отношений в конкретный период истории России.
Объект и предмет исследования определены желанием изучить вопрос взаимоотношений государства и религиозных объединений в истории России в динамике.
Методологическую базу составляют научные методы познания общественных явлений и процессов. Также в работе использованы общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, классификация, восхождение от абстрактного к конкретному) и специальные (правового моделирования, сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический, эмпирическо-теоретический) методы исследования.
Метод правового регулирования использован для описания внутренней структуры такого комплексного правового явления, как построение отношений между государством и религиозными объединениями на основе принципа светскости с помощью выявления его признаков.
С помощью сравнительно-правового метода сопоставляются теоретические и законодательные положения, касающиеся принципа
светскости государства. Реформирование и совершенствование правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов или явлений.
Использование исторического метода исследования позволяет выявить закономерности в развитии отношений между государством и религиозными объединениями.
Формально юридический метод использован для анализа нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между государством и религиозными объединениями в России.
Исследование становление и развития идеи о светском государстве, обобщение опыта государственно-церковных отношений, изучение противоречивости и особенностей развития этих отношений в Российской Федерации - представляет собой одну из главных задач, решение которой необходимо для обеспечения основ конституционного строя России, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»5, иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты, регулирующие реализацию принципа светскости государства. Кроме того, нормативную основу следования составляют нормативные акты зарубежных стран, регулирующих рассматриваемые конституционные правоотношения.
Эмпирическую основу исследования образует судебная практика Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, а также судов общей юрисдикции различных инстанций по спорам, связанным с применением норм Конституции 1993 года и Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года.
5 Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
Научная новизна, исследования определяется состоянием научной разработанности темы и заключается в том, что предметом диссертационного исследования стали актуальные вопросы законодательного регулирования правового механизма построения отношений государства и религиозных объединений, место и роль последних, в обществе, их влияние на общественно-политические процессы в государстве.
Научная новизна исследования нашла свое отражение в положениях, выносимых на защиту.
Положения и выводы, выносимые на защиту.
1. Светскость6 представляет собой принцип, на основе которого строятся отношения между государством и религиозными объединениями, отражающий нерелигиозный характер государства и взаимную их независимость, а также обязанность государства обеспечить равенство прав всех граждан независимо от их отношения к религии.
2. Светским государством является государство, задачи и деятельность которого не поставлены на службу каким-либо религиозным объединениям либо обусловлены их догматами и учениями. В светском государстве религиозные объединения отделены от него, равны между: собой, не выполняют функции государственных органов, не участвуют в политике, могут получать государственное финансирование для решения общесоциальных задач, в решении которых принимает участие религиозное объединение; государственное образование, военная и гражданская служба не включают в себя религиозный компонент; деятельность государственных органов не сопровождается религиозными обрядами и/или церемониями, нормативно-правовые акты государства не содержат ссылок на религиозные предписания.
6 Термин выработан в Западной доктрине права. В настоящее время встречается в практике Европейского суда по правам человека и означает нейтралитет государства в вопросах, связанных с реализацией свободы совести и вероисповедания, а также вероисповедной деятельности религиозных объединений.
3. В процессе развития идей о современном принципе светского государства в течение XX века возникало множество теоретических дополнений и подходов к определению положения церкви в государстве, но базисом законодательства как для Европы, так и для Советского союза оставались те формулы, которые были выработаны в начале столетия по вопросу государственно-церковных отношений.
4. Для современного этапа развития государственно-церковных отношений в России обязательными признаками светского государства, кроме отмеченных в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года, по мнению автора, должны быть следующие:
а) Наличие государственного органа, осуществляющего контроль и надзор над деятельностью религиозных объединений;
б) Наличие в государстве церковных судов;
в) Наличие в государстве религиозных праздников.
5. Культурной традицией России является взаимодействие государства и религиозных объединений. Нередко имеет место переплетение их сфер деятельности, а также появление общих сфер, где государство и религиозные объединения должны решать вопросы с учетом позиций друг друга.
Исторической традицией России является контроль и надзор со стороны государства за деятельностью религиозных объединений и их вероучениями. В настоящее время контроль и надзор должен осуществляться с позиции соответствия вероучений религиозных объединений Конституции Российской Федерации и законам.
6. Государство и религиозные объединения должны взаимодействовать друг с другом на основе договора для решения задач в области культуры (реставрация храмов-памятников историко-культурного наследия; охрана предметов культа, памятников истории России и т.д.), в области образования (на основе договоров с государственной или муниципальной
образовательной организацией: посещение монастырей и храмов, которым придан статус музеев; организация факультативных занятий по преподаванию религии); в области военной службы (организация капелланства в войсках), в области здравоохранения (организация религиозной деятельности для серьезно больных граждан), в области исполнения наказания (деятельность священников в исправительных учреждениях).
Для указанных целей Правительством Российской Федерации должно быть принято Постановление, в котором будут установлены сферы и порядок взаимодействия государства и религиозных объединений для решения важных общесоциальных задач.
7. Существует множество конституционно-правовых моделей построения отношений между государством и религиозными объединениями. Признаки светского государства и особенности отношений между государством и религиозными объединениями, которые характерны для Российской Федерации, позволяют сделать вывод, что в России установлен такой формат отношений между государством и религиозными объединениями, который условно можно отнести к «идентификационной» модели светского государства7.
8. Национальный и религиозный состав населения Российской Федерации указывает, что Россия является мононациональным государством с традиционной религией, представленной Русской православной церковью8.
В Российской Федерации возможно выделение «традиционного» религиозного объединения и закрепление соответствующей формулировки в Конституции. В этом находит отражение культурно-историческая традиция России.
7 В основе определения места и роли религиозных объединений в государстве лежит исторический и национально-культурный критерий при обладании последнего. Этот вопрос подробно рассмотрен в параграфе 2.3. главы 2 исследования.
8 Критерии выделения «традиционного» религиозного объединения и соответствующие доводы представлены в параграфе 2.3. главы 2 исследования.
9. В Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» должны быть внесены следующие изменения:
- установление дефиниции, что такое «светское государство», отражающей характерные черты и признаки конституционного признака светскости;
- применение термина «традиционное религиозное объединение» к православию;
- введение термина «секта» по отношению к религиозным объединениям, причиняющим вред жизни и здоровью своим последователям, что установлено вступившим в силу решением суда;
- введение термина «тоталитарная секта» по отношению к религиозному объединению, совершающему преступления на религиозной почве, что установлено вступившим в силу решением суда;
- увеличение количества членов местной религиозной организации с 10 до 100 человек. Это позволит говорить о серьезном восприятии идеи и объединении на её основе достаточного числа людей;
- увеличения срока для возможности регистрации местной религиозной организации с 15 до 50 лет. Это необходимо для того, чтобы учение прошло этап формирования и укоренения на территории России;
- увеличение срока существования на территории России религиозной организации с 50 до 100 лет для возможности употребления в своем наименовании слов "Россия", "российский";
установление обязательности проведения религиоведческой экспертизы при первоначальной регистрации местной или централизованной религиозной организации. Это позволит дать ответ на вопрос о религиозном характере учения религиозной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы настоящего исследования могут явиться основой для дальнейшей научной разработки проблем, не нашедших
отражения и разрешения в исследованиях, проведенных на сегодняшний день, а также могут быть использованы в учебном процессе для преподавательской деятельности по курсу конституционного права России, при разработке пособий и методических рекомендаций для государственных органов, должностных лиц, а также студентов и аспирантов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов диссертационного исследования для совершенствования законодательства Российской Федерации, регламентирующего светский характер государства.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
И. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертационного исследования и ее новизна, характеризуется степень ее разработанности, определяются цели и задачи, осуществляется выбор предмета и объекта исследования, определяются методологические основания исследования, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
Первая глава диссертации «Развитие государственно-церковных отношений в России и конституционный принцип светского государства» посвящена исследованию вопроса о становлении и развитии концепции отношений между государством и религиозными объединениями в зарубежных государствах и России. Исследован вопрос о зарождении и развитии идей о светском государстве. На основе анализа выявлены общие черты и особенности построения отношений между государством и религиозными объединениями в России и Европе.
Первый параграф главы 1 исследования «Становление и развитие концепций государственно-церковных отношений в России и зарубежных странах» посвящен анализу развития идеи о светском государстве и закрепления представлений о соотношении власти государственной и власти церковной в законодательстве государств Древнего мира, Европы и России.
Древнейшие памятники законодательства, содержащие в себе резолютивные положения политико-правовой мысли, отражают взгляды на соотношение власти божественной и власти правителя.
Особенностью законодательства первых государств является то, что власть в государстве рассматривается как состоящая из воли верховного божества и земного правителя. Божественное начало власти служит оправданием и доказательством правоты действий земного правителя.
Государственная власть еще не рассматривается как сугубо светская, мирская. Представление о ней тесно связано с религиозной идеологий древних обществ.
В средневековой Европе взгляды на отношения между государством и церковью формировались на основе философско-теологических взглядов и идей Римско-католической церкви.
Согласно так называемой теории «двух мечей», для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, передала монарху светский меч9.
В основе теории двух мечей лежало учение папы Римского Геласия I о
- ю
двух властях - священной власти духовенства и мирскои власти государей .
Теория двух мечей, по сути, представляла собой теоретико-философское обоснование тезиса о верховенстве власти папы Римского над
4 См. подробнее: Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 5, С. 40-44; Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993, гл. 11, параграф 3. С. 22-30.
10 См. подробнее: Мейендорф Иоанн, История церкви и восточно-христианская мистика. М.: ДИ-ДИК Богосл. ин-т, 2000 С. 123-126.
светскими государями. Согласно папскому воззрению на природу власти, папа устанавливает монархов чрез коронование и низлагает чрез отлучение, т.е. является верховным сувереном над государственной властью. Подобные взгляды, к слову, никогда не имели места в православии.
Взгляды на отношения между государством и церковью в средневековой Европе формировались на основе философско-теологических взглядов и идей Римско-католической церкви.
Иной взгляд на взаимоотношения государства и церкви был выработан Восточной Православной церковью. Свое развитие он получил на территории Древней Руси.
Вопрос утверждения христианства на территории Древней Руси имеет особое звучание в контексте данного исследования. Дело в том, что культура любого цивилизованного народа тесно переплетена с религией этого народа. Появление первых философских, а впоследствии, и первых научных учинений имеет религиозное начало.
Отличие России от Запада и от Востока выражается в том, что на территории России, начиная с X века, сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия. Русское православие возникло не в • один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы в соответствии с духовными потребностями русского народа.
С течением времени, особенно со времени монголо-татарского нашествия, само православие стало связываться в народном сознании с идеей национальной независимости, поскольку оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками, доказывало, что русский народ, сохранив свою религию, не канет в Лету истории, а сохранит себя и свою культуру. «Ведь православный русский народ противостоял одновременно и единому католическому Западу, и единому мусульманскому Востоку»".
11 Перевезенцев С. Россия. Великая судьба, М.: Белый город. 2005.С.10-11.
В древнерусском государстве церковь не подчинялась целиком власти князя (как у византийских императоров), но и не соперничала с нею (как у римских пап). Она находилась по отношению к государству в положении духовного вассала и духовника одновременно12.
Таким образом, идеи о различии в природе, функциях и сферах действия между властью государя как представителя светского начала и властью церкви как носительницы духовного получили свое отражение уже в первых памятниках философской и юридической мысли государств Древнего мира, Западной Европы и России.
Папская власть, используя контекстные фразы священного писания, пыталась обосновать свои притязания на возможность стать единственно возможной силой, управляющей делами государства. В результате возникала ситуация, при которой церковь нередко противопоставлялась самому государству в лице короля. Подобное соперничество привело в итоге к резкому осуждению католической церкви со стороны общества. Церковь в результате стремлений подчинить себе если не все, то многие сферы общества, утрачивает постепенно духовный авторитет у общества.
Православное же понимание соотношения сил и сфер влияния духовной и светской власти, заимствованное большей частью из Византии, привело к формированию идеи о естественном союзе государства и церкви, представляющего собой единую власть от Бога, действующую в разных сферах жизни общества. Государь занимается вопросами светской, мирской жизни, церковь же - вопросами духовной жизни. Однако, стоит отметить, что к началу XVII столетия в России церковь оказалась в зависимом положении от светской власти, в последствии став одним из органов государственной власти.
12 Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1999. С.27.
Историческое соперничество между светской властью и папством привело к резкому отрицанию роли церкви в обществе стран Европы. Для обозначения не церковного, мирского был сформулирован тезис «светский».
Впервые термин «светский» употреблен в работе М. Лютера «О светской власти»13, опубликованной в 1523 году, в контексте призыва церкви к возвращению к христианским ценностям с помощью повиновения власти светской.
Под влиянием общественно-политических идей14 начиная с XVII и XVIII вв. быть светским человеком в странах Европы означало быть антиклерикальным человеком, т.е. противостоять церкви и духовенству. Но, как известно, светскость не исчерпывается антиклерикальной борьбой, она связана и с формированием соответствующей морали, развитием идей, знаний и их распространением в таких важных социальных институтах, как, например, школа.
Указанные выше обстоятельства послужили идеологической основой для реформы государственно-церковных отношений в странах центральной Европы. Отто фон Бисмарк, выступая в палате господ Прусского ландтага в 1873 году, метко определил суть поставленного перед многими европейскими государствами вопроса о государственно-церковных отношениях: «....это, по существу, политический вопрос; речь идет не о борьбе, как это изображают наши сограждане-католики, евангелической династии против Католической церкви, речь идет не о борьбе между верой и безверием, речь идет о древней, как человеческая история, борьбе за господство между королевской властью и духовенством...борьбе, которая заполняет нашу средневековую историю вплоть до крушения Германии, борьбе, известной под именем борьбы между Папами и императорами,
13 См. подробнее: Лютер М. Избранные произведения. «Фонд Лютеранского Наследия», «Андреев и согласие», Санкт-Петербург, 1994. Сайт, http://missioners.narod.ru/.
14 См, например, Дени Дидро. Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусства и ремесел (1751-1780) / Длугач Т. Б. Дени Дидро. М.: Мысль, 1975; Вольтер (Аруэ Франсуа Мари) Философский словарь (17641764) / Кузнецов В. H. Вольтер и философия франц. просвещения XVIII в. М., 1965; Георг Вильгельм Фридрих Гегель Философии религии / Нерсесянц В. С. Гегель. M.: Юридическая литература, 1979; Мануйлова Д. Е. Церковь как социальный институт. M., 1978.
которая в средние века закончилась тем, что последний представитель светлейшей швабской династии (Гогенштауфенов) погиб на эшафоте под топором палача французского завоевателя, а этот французский завоеватель находился в союзе с тогдашним Папой...» и далее: «...речь идет о том, чтобы определить границы господства духовенства и власти короля, и это разграничение должно быть проведено таким образом, чтобы государство могло существовать самостоятельно. Ибо в этом мире оно должно иметь власть и преобладание»15.
В России результате петровской реформы в первой четверти XVIII века от византийской модели симфонии государства и церкви был сделан шаг в сторону системы государственной церковности по аналогии с немецкими княжествами эпохи абсолютизма. Хотя идея о симфонии оставалась на тот момент высшим идеалом, но в законодательной реализации и политической практике этот идеал подвергся радикальной деформации.
К началу XX века в Российской империи сложился такой тип государственно-церковных отношений, ири котором государство не соперничает с церковью. Между ними нет борьбы за власть. Церковь становится одним из многочисленных государственных органов и рассматривается как одна из основ государственного строя. Разделение или отделения церкви от государства не происходит.
Коренной перелом государственно-церковных отношений в России произошел в первой четверти XX века. Идеи о свободной природе личности, взгляды российских просветителей, стагнация в сфере конституционного развития подготовили обширную почву для государственных реформ и преобразований.
15 Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870-1914. Учеб. пособие/ Сост.: П.И. Остриков, П.П. Вандель. М.,: Высш. шк., 1989. С. 45. Цит.по: Понкин И.В. Столетие французского закона о разделении церквей и государства. М.: Изд-во Учебно-научного центра довузовского образования, 2005. С.4.
Союз государства и церкви в России был окончен полным отделением церкви от вопросов государственной и общественной жизни. Новая власть четко и ясно дала понять свои атеистические взгляды и.цели.
Подобное отношение к церкви явилось наследием. для современной России. В настоящее время концепция государственно-церковных отношений в России должна быть существенно пересмотрена. На первый план необходимо вынести вопросы обеспечения светского характера государства. Отделение религиозных объединений от государства не должно изолировать религию от общества. :
Второй параграф первой главы 1 «Правовое регулирование отношений между государством и церковью в истории России» посвящен анализу становления и развития государственно-церковных отношений в России. В исследовании рассмотрены характерные особенности положения церкви в государстве в различные периоды истории России. В работе определена условная периодизация развития государственно-церковных отношений:
1. Допетровский период, который состоит из:
а) период становления отношений между государством и церковью до монгольского нашествия;
б) период развития отношений государства и церкви после свержения ордынского ига и становления Московского княжества.
2. Петровский период, который состоит из;
а) развитие отношений между государством; и церковью до XX века;
б) период развития государственно-церковных отношений в начале XX века; , ...
3. Советский период истории развития отношений между государством и церковью.
Объективное рассмотрение вопроса о государственно-церковных отношениях в России невозможно без учета исторического материала,
который выработан до первых конституционных проектов начала XIX века, поскольку он содержит в себе не только правовое наследие для современных исследований, но и отражает возможные варианты определения места и роли церкви в государстве.
Вопрос о развитии государственно-церковных отношений в России представляет собой важное наследие, которое играет далеко не последнюю роль в реализации конституционного принципа светскости государства.
В параграфе рассмотрены законодательные акты, отражающие характерные особенности положение церкви в различные периоды истории России.
Вопросу истории взаимоотношений государства и церкви в России не случайно посвящен отдельный параграф исследования. Это тот исторический фундамент, который должен служить отправной точкой при ответе на вопрос о построении светского государства в современной России.
На основе анализа законодательных актов в параграфе отражено, что церковь, являясь весьма ощутимой силой, которая может стать соперником государству, зачастую занимала положение его слуги. Иными словами, церковь практически на протяжении всей истории России была включена в государственный аппарат, являясь одним из его органов. О союзе государства и церкви можно говорить в отношении периода истории до Петра I и учреждения Святейшего правительствующего Синода. В дальнейшем вопрос о союзе государства и церкви не может быть поставлен.
В Советское время оформляется такой тип отношений государства и церкви, при котором последняя становится обычной общественной организацией без привилегий и преимуществ. Церковь не участвует в решении политических вопросов и рассматривается как временный институт, поскольку религию заменяет идеология.
На современном этапе развития Российской Федерации и построения светского государства опыт как дореволюционного, так и советского периода
истории весьма важен. Во-первых, как бы ни были спорны те или , иные исторические события, государство и церковь представляют. собой две опоры: материальную и духовную. Исключить церковь от участия в общественной жизни государства практически невозможно, но и не нужно. Крупный институт общества, церковь может активно участвовать в событиях, происходящих в нём, представлять интересы верующих трупп граждан, выражать мнение по острым вопросам, содействовать достижению компромисса между противоборствующими сторонами. Во-вторых, государство и церковь не могут и не должны соперничать друг с другом. Церковь должка всегда оставаться духовным институтов, общества. В противном случае, возникает борьба между государством и церковью. Как результат может возникнуть духовный кризис общества и государства в целом. В-третьих, государство не должно использовать церковь в качестве средства влияния на сознание людей. Другими словами церковь не может быть проводником политической воли.
Глава вторая исследования «Свобода совести и светское государство: теоретические основы и конституционное закрепление» посвящена анализу теоретических подходов к определению понятий «свобода совести и «свобода вероисповедания» и их закрепления в законодательстве Российской Федерации.
В первом параграфе главы 2 «Понятие свободы совести и вероисповедания: значение для конституционного регулирования отношений между государством и церковью» рассмотрены вопросы содержания понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания», их современное понимание в Российской Федерации, закрепление на законодательном уровне и соотношение с конституционным принципом светского государства.
По мнению A.B. Пчелинцева, понятие свобода совести состоит из двух составляющих: «свобода» и «совесть», которые обладают самостоятельным
смыслом. Однако содержание свободы совести не является механически объединенной суммой указанных понятий, а имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение16.
Как указывает С.А. Бурьянов, свобода совести является юридическим измерением свободы мировоззренческого выбора и служит важнейшим средством защиты прав человека и общества от господства идеологии17.
Осуществляя данное право, человек самоидентифицируется и определяет свое место в жизни. От осуществления этого права зависят способность индивида реализовываться как личность, а также возможность сгладить противоречия между природой человека и цивилизацией. В современных условиях наличие свободы совести является весомым фактором национальной и глобальной безопасности18.
Соответственно, свобода вероисповедания - один из элементов свободы совести, включающий в себя: право совершать религиозные обряды, право пропаганды религии, а также равенство всех граждан независимо от религиозной принадлежности. Следуя логике о мировоззренческой направленности свободы совести, можно с уверенностью сказать, что свобода вероисповедания представляет собой свободу внешнего выражения своей жизненной позиции, выбранной модели поведения. Другими словами, это выражение своего мировоззрения внешне, но в рамках законодательства, нравственности и культурных традиций.
Однако является ли светский характер государства действительно одной из гарантий свободы совести и вероисповедания? Понятие «светскость» главным образом применяется в вопросе создания, деятельности и прекращения таковой религиозного объединения, в вопросе отправления функций как государственных органов, так и религиозных объединений, в вопросе содержания нормативно-правовых актов
16 См. подробнее: Пчелинцев A.B. Свобода религии и права верующих в современной России. М.: ИД «Юриспруденция», 2007. С.14.
См. Бурьянов С.А. Свобода совести как фактор обеспечения национальной и глобальной безопасности // Политика и общество. 2004. № 1. С.5.
" Там же. С.6
государства. Широкое толкование светского характера государства позволяет говорить о возможности установления государственной религии или идеологии без ущерба конституционно закрепленной свободе совести и вероисповедания. Другими словами, само установление государственной религии или идеологии не означает общеобязательного характера и не может рассматриваться как нарушение свободы совести и вероисповедания. Уместно привести мнение М.А. Краснова, отмечающего, что «глубокое заблуждение полагать, будто именно отделение церкви от государства обеспечивает свободу совести, а не отделение препятствует этой свободе .... свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, может обеспечиваться государством любой системы; государство может совершенно по-разному строить свои отношения с разными религиозными объединениями при соблюдении главного условия: эти отношения не должны отразиться на равноправии граждан и на праве на религиозную свободу каждого»19.
Анализ международно-правовых документов, касающихся свободы совести, позволяет сделать вывод о том, что критерии границ свободы совести в этих документах зачастую определены в самом общем виде. Дальнейшая конкретизация предусматривается на уровне национального законодательства с учетом природы конкретных прав'0.
Так, например, в статье 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года21 установлено, что каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения
" Краснов М.А. Государство светское или секулярное? // Нескучный сад. Журнал оправославной жизни. 2011. 7 октября. См. http://www.nsad.ru.
20 Бурьянов С.А. Свобода убеждений, совести и религии в современной России. / Сост. и общ. ред. С.А.Бурьянов, Н.В.Костенко. М.: Московская Хельсинская группа. 2007. С.8.
21 Собрание законодательства РФ. 8 января 2001 г. N 2. Ст. 163.
подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Европейский Суд по правам человека в своей практике неоднократно обращал внимание на соотношение указанной нормы Конвенции 1950 года с национальным законодательством22. Так, например, в Постановлении по делу «Догру против Франции» от 4 декабря 2008 года23 Европейский Суд по правам человека рассматривал спор о нарушении статьи 9 Конвенции в связи с исключением из школы за отказ снимать религиозный платок на уроках физической культуры. В рамках спора Европейский Суд анализировал часть 2 статьи 9 Конвенции в части применения ее к национальному законодательству Франции.
Таким образом, свобода совести и вероисповедания и светский характер государства представляют собой связанные между собой правовые категории. Связь эта выражается не в их зависимости друг от друга, а в сфере общественных отношений, в которых они действуют. В связи с этим в литературе зачастую происходит смешение проблем, связанных с вопросом реализации свободы совести, с проблемами, касающимися конституционного принципа светскости.
Светский характер государства в соотношении его с правом на свободу совести и вероисповедания предполагает выработанную концепцию и четкие критерии реализации последнего. Светское государство должно законодательно регламентировать внешнее выражение мировоззренческих взглядов граждан.
Как отмечал И.А. Ильин: «Люди могут вести совместную мирную жизнь лишь в том случае, если каждый осуществляет свои притязания и
См. Постановление Европейского Суда по делу «Лейла Сахин против Турции» от ¡0.10.2005; Постановление Европейского Суда по делу «Сула и другие против Франции» от 10.07,2008.
С использованием СПС «КонсультантПлюс».
преследует свои интересы только до известных пределов. Эти пределы, разграничивающие сферу деятельности каждого, могли бы, конечно, отыскиваться и устанавливаться каждым для себя и без всяких правил, если бы люди были добры и совершенны. Но так как этого на самом деле нет, то правила поведения являются необходимыми»24.
Второй параграф главы 2 «Признаки светского государства и их отражение в конституционном праве Российской Федерации» посвящен рассмотрению вопроса о выявлении наиболее универсального набора признаков светского государства для Российской Федерации на современном этапе построения государственно-церковных отношений.
Светский характер государства, прежде всего, предполагает отделение религиозных объединений от государства. Русский философ и правовед И.А. Ильин отмечал, что «церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу и достоинству, но цели и способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению.. ,»25.
Рассматривая содержание отделения религиозных объединений от государства, ученые выделяют различные составные элементы. Подобная ситуация обусловлена тем, что в разных странах реализуются различные типы отношений между государством и религиозными объединениями. Поэтому возникает проблема отсутствия единого мнения по вопросу, в чем именно выражается отделение церкви от государства.
Как отмечает П.Н. Дозорцев: «Современное светское государство может обладать определенным набором признаков. Их состав не поддается какому-либо стандарту и зависит от многих факторов и обстоятельств. Для
24 Ильин И. Общее учение о праве и государстве. М.: АСТ; Хранитель, 2006. С. 76. Цит. по: Шарнина Л.Л. Виды усмотрения в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 15. С использованием СПС «КонсультантПлюс».
35 Ильин И.А. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции. М. 1993. С. 326.
каждого конкретного 'государства, декларирующего себя как светское, присущ свой, во многом уникальный набор этих признаков»26.
В Российской Федерации историческая и культурная традиция построения государственно-церковных отношений оказали влияние на характерные черты модели светского государства, закрепленного в законодательстве. Так, например, одним из признаков светского государства в России является наличие государственных органов, осуществляющих контроль и надзор не только за деятельностью религиозных объединений, но и за порядком их создания. Другим примером, может являться существование в настоящее время такого органа церковного управления, как церковные суды.
В третьем параграфе главы 2 «Типология государств по критерию их взаимоотношения с религиозными объединениями и место Российской Федерации в ней» рассмотрены различные типы отношений между государством и церковью.
В современном мире большинство государств являются светскими. Реализуемые в них типы отношений между государством и религиозными объединениями могут кардинально различаться.
В литературе рассмотрение типов построения отношений между государством и религиозными объединениями осуществляется по различным критериям. Так, в учебнике «Государственное право Российской Федерации» под редакцией O.E. Кутафина27 выделены три типа государства по критерию светскости:
1. светское государство;
2. теократическое государство. Государственная власть принадлежит церковной иерархии;
3. клерикальное государство.
** Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность: СПб. 1998. С. 138
Государственное право Российской Федерации: учебник / под ред. Козловой Е.И, Кутафина О Е М.: Юрид. лит. 1996. С. 158-160.
Глория М. Моран выделяет два типа регулирования отношений между
28
государством и религ иозными ооъединениями :
1. сепарационный (США);
2. кооперационный (ФРГ, Испания).
В работе «Общее государственное право» Б.Н. Чичерин выделял
«29
четыре системы государственно-церковных отношении :
1. теократия;
2. господствующая церковь;
3. церкви терпимые;
4. признанные церкви.
В современном мире получил распространение такой тип государственно-церковных отношений, при котором религиозные объединения отделены от государства, на них не возлагается обязанность осуществлять функции государства, установлено равенство религиозных организаций, но государство в праве взаимодействовать с религиозными объединениями по установленным законодательством вопросам или оказывать им материальную помощь. Тип такого государства получил наименование светское.
Исследованием светского государства занимался И.В. Понкин. В работе «Правовые основы светскости государства и образования» автор представил типологию государств по критерию светскости30, указав на существование так называемых правовых моделей светского государства. В указанном исследовании не дана подробная аргументация, что представляет собой правовая модель.
В научной литературе нет единого мнения о категории «правовая модель». Вопросом о сущности «правовой модель» в Советское время
28 С испанской точки зрения: Беседа с профессором Глорией Моран // Религия и права человека: На пути к
свободе совести. Вып. III / Сост. Л.М. Воронцова, A.B. Пчелинцев, С Б. Филатов. M.: Наука, 1996. С 9]. 14 Чичерин Б.Н. «Общее государственное право». М., Зерцало. 2006. С. 305-312.
30 См. об этом Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. M.: Про-Пресс, 2003 С.176.
занимались В.Д. Рудашевский31, В.А. Леванский32. В настоящее время в юридической науке отсутствуют полноценные - исследования правовой указанной категории. Исключения составляют отдельные публикации в периодических изданиях33.
По мнению диссертанта, правовая модель светского государства представляет собой созданную в результате идеализации форму отражения правовой действительности, которая представлена в конкретном государстве, находящаяся в отношении соответствия с исследуемым объектом (права и обязанности религиозных объединений), служащая средством выражения правового явления (государственно-церковные отношения).
Использование такой категории, как правовая модель, для осуществления типологии государств, объявивших себя светскими, является весьма удачным методом исследования.
Выделение моделей светского государства носит условный характер. Каждое государство, устанавливая принцип светскости, может внести те или иные корректировки, обусловленные историческими, традиционными, культурными особенностями данного государства.
Законодательство Российской Федерации закрепляет такой формат отношений между государством и религиозными объединениями, который условно можно отнести к идентификационной модели светского государства. В основе определения места и роли религиозных объединений в государстве лежит исторический и национально-культурный критерий при обладании последнего.
Учитывая национальный и религиозный состав населения Российской Федерации логично утверждать, что Россия является мононациональным государством с традиционной религией, представленной Русской православной церковью.
31 Рудашевский В. Д. Право и моделирование // Методологические проблемы советской юридической науки М„ 1980.
32 Леванский В. А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. М., 1986.
См., напр.: Скурко Е. В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества// Государство и право. 2003. № 1. С. 103-106.
Глава 3 исследования «Конституционный принцип светского государства в законодательстве и правоприменительной практике Российской Федерации» посвящена исследованию современного понимания конституционного принципа светскости государства и его закрепление в законодательстве Российской Федерации.
В первом параграфе главы 3 «Законодательное закрепление отношений государства и церкви в Российской Федерации» рассмотрен вопрос о законодательном закреплении конституционного принципа светскости государства в Российской Федерации и особенности его толкования.
В настоящее время конституционный принцип светского государства рассматривается в науке как одна из основ построения и функционирования государства. Понимание принципа светского государства представляет собой систему взглядов и представлений о содержании светскости государства, обусловленную особенностями государства, его правовой системы, национальными и культурными традициями, религиозной идентичностью общества.
Термин «светскость» является наиболее употребляемым в спорах по вопросам отношений государства и религиозных объединений. Идеи светскости государства, зародившись многие столетия назад и получив свое развитие, легли в основу большинства известных типов отношений между государством и религиозными объединениями.
Светскость представляет собой систему правоотношений в обществе и государстве, при которой религия не превалирует в основных вопросах государственной жизни. Стоит согласится с мнением И.В.Понкина, отмечающего, что светскость - это сбалансированная система требований, обеспечивающая независимость и суверенность государства и религиозных объединений в сферах их компетенции34.
Понкин И.В. Светскость государства. М. 2004, С.22.
Светский характер государства, закрепленный в ст. 14 Конституции Российской Федерации' 1993 года, не означает и не предполагает полного безразличия государства к деятельности религиозных организаций. Указанная конституционно-правовая норма, как уже отмечалось, не может служить основанием, которое препятствует диалогу государства и религиозных объединений.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года основан на концепции государственного регулирования деятельности религиозных объединений.
Основной целью Закона, по мнению диссертанта, явилось стремление государственной власти в лице правоохранительных органов к предотвращению возможной противоправной деятельности «тоталитарных», «десгруктивных» религиозных организаций.
В законодательстве субъектов РФ закрепление конституционного принципа светского государства происходит напрямую в нормах Конституций и Уставов, но встречается и в преамбулах.
Так, преамбула Устава Московской области Российской Федерации от 11 декабря 1996 года №55/96-0335 закрепляет следующую формулировку: «Московская областная Дума, основываясь на Конституции Российской Федерации, от имени граждан Российской Федерации... стремясь к упрочнению принципов федерализма, демократии, созданию гражданского общества и правового социального, светского государства, принимает настоящий Устав - Основной Закон Московской области».
Устав Рязанской области Российской Федерации от 2 ноября 2005 года36 в п. 2 ст. 1 закрепляет, что «статус Рязанской области основывается на конституционных принципах: народовластия; разделения властей; свободы экономической деятельности и многообразия ее форм; социального, светского и правового государства; уважения прав и свобод человека и
35
Вестник Московской областной Думы, N 1, январь, 1997. С использованием СПС «Консультантплюс».
36 См. http://www.ryazanreg.ru/.
гражданина; идеологического многообразия и самостоятельности местного самоуправления».
Конституции РФ 1993 года в ч. 4 ст. 15 устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Полагаю, необходимо рассмотреть нормы международного права, оказывающие влияние на систему национального права России.
Ведущую роль в формировании практики применения принципа светского государства играют акты Организации Объединенных Наций (ООН) и Совета Европы, а также решения Европейского Суда по правам человека.
В статье 18 Всеобщей декларацию прав человека37 устанавливается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, включая свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, гак и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».
Всеобщая декларация явилась первым комплексным универсальным актом по защите прав человека, и в настоящее время ее положения стали
38
частью международного права .
В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года39 речь идет о гарантиях религиозной свободы с некоторыми важными дополнениями, например, устанавливается, что родители обеспечивают религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями (ч. 4 ст. 18).
" Российская газета. 5 апреля 1995. С использованием СПС «Консультантплюс».
38 Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: учеб. пособ. 2-е изд. лерераб. М., 2009. С.20."
39 Ведомости ВС СССР. 3 октября 1973 г. N 40. Ст. 564. С использованием СПС «Консультантплюс».
Европейский Суд по правам человека применяет широкое толкования прав и свобод человека. Светский характер государства рассматривается им как нейтралитет. Государства, по логике Европейского суда, должно устанавливать факт- нарушения законодательства, совершенного религиозным объединениям в период его деятельности, но не вмешиваться в его вероисповедную практику.
Светскость представляет собой формат отношений между государством и религиозными объединениями, в котором религиозные объединения не выполняют функции государственных органов, религия не может быть установлена в качестве общеобязательной, религиозные объединения равны между собой. Это признак отношений между государством и религиозными объединениями, отражающий нерелигиозный характер государства и взаимную их независимость.
Учитывая ст. 2 Конституции Российской Федерации 1993 года, можно утверждать, что светский характер государства предполагает его обязанность обеспечить равенство прав всех граждан независимо от их отношения к религии.
Светским государством является государство, задачи и деятельность которого не поставлены на службу каким-либо религиозным объединениям либо обусловлены их догмами и учениями. В светском государстве религиозные объединения отделены от него, равны между собой, не выполняют функции государственных органов, не участвуют в политике, могут получать государственное финансирование для решения общесоциальных задач, в решении которых принимает участие религиозное объединение; государственное образование, военная и гражданская служба не включают в себя религиозный компонент; деятельность государственных органов не сопровождается религиозными обрядами и/или церемониями, нормативно-правовые акты государства не содержат ссылок на религиозные предписания.
Второй параграф главы 3 «Особенности реализации прииципа светского государства в России» посвящен анализу практики реализации конституционного принципа светскости государства в Российской Федерации.
Реализация положений Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года в вопросе о регистрации и перерегистрации религиозных объединений вызвала ряд проблем, связанных с правильным пониманием норм законодательства. Например, вопрос о времени деятельности и перерегистрации религиозного объединения стал предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. В Определении от 07.02.2002 N 7-0 «По жалобе религиозного объединения «Московское отделение Армии Спасения» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»40 и Постановлении от 23.11.1999 N 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления»4'.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения, закрепленные в статье 27 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года, касающиеся срока существования религиозного объединения на территории Российской Федерации, применяются к религиозным объединениям, зарегистрированным после вступления в силу отмеченного Закона. К сожалению, сам срок существования религиозного объединения для последующей регистрации так и не стал предметом рассмотрения в Конституционном Суде России.
" Собрание законодательства РФ, 04.03.2002, № 9, ст. 963.
41 Собрание законодательства РФ", 20.12.1999, №51, ст. 6363.
Конституционные формулировки закрепили светскость нашего государства. Однако на практике произошло смешение деятельности государства и религиозных объединений. Провозгласив идею о свободе совести, которая представляет собой свободу мировоззренческого выбора, законодатель стремился полностью решить проблему насаждения государственной идеологии коммунизма прошлых лет обществу. Устранение одной идеи не повлекло к формированию чего-то нового. Россия начала 90-х годов XX века представляла собой руины двух некогда мощных государств. Российской империи в начале и Советского Союза после. К сожалению, приходится признать, что реальный механизм реализации положений Конституции отсутствует.
В параграфе рассмотрены наиболее распространенные ситуации, которые вызывают вопросы, касающиеся соблюдения конституционного принципа светского государства. Например, совместные выступления должностных и духовных лиц государства, активное взаимодействие государства в лице органов государственной власти и религиозных объединений по государственным и общественным вопросам, закрепление религиозного контекста в законодательных актах государства, осуществление надзора и контроля деятельности религиозных объединений со стороны государства.
Религиозное объединение, церковь участвует в формировании культуры, традиций и устоев народа. Оно же является и хранительницей духовного наследия. Целью религиозного объединения является выработка высокой этики, которая важна государству. Свою задачу религиозное объединение выполняет в полной мере только тогда, когда действует в своей сфере согласно своему духу. В противном случае церковь утрачивает свою главную цель служения государству, и необходимость в ней со стороны государства теряется.
Приходится констатировать, что спустя 20 лет Российская Федерация так и не реализовала тот потенциал, который был заложен в нормы Основного закона. Вопрос о светском характере государства находится в непосредственной близости с вопросом о духовном здоровье нации. В настоящее время в России наблюдается упадок культурных традиций. У большинства населения можно констатировать отсутствие национального самосознания42, отсутствие единой пронизывающей все слои общества объединяющей идеи. Это приводит все более к нарастающим волнениям в обществе на почве религиозных и национальных конфликтов.
В этой связи государство обязано переосмыслить свои отношения с религиозными объединениями, внести соответствующие поправки в Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года, предусматривающие новый механизм общения государства и религиозных объединений на основе договоров в социально-значимых сферах.
В Заключении подведены основные итоги исследования, сделаны выводы и обобщения.
По теме диссертации автором опубликованы следующие научные работы:
1. Губин М.Ю. Проблемы России как светского государства // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 22. С. 37-40.
2. Губнн М.Ю. Незаконные и традиционные религиозные объединения по законодательства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 71-78.
3. Губин М.Ю. Мусульманский платок в России: конституционно-правовой взгляд // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 11. С. 29-34
42 «Народ, не имеющий национального самосознания - есть назоз, на котором произрастают другие народы» П.Столыпин.
Отпечатано в копицентре « СТ ПРИНТ » Москва, Ленинские горы, МГУ, 1 Гуманитарный корпус, e-mail: globus9393338@yandex.ru тел.: 8 (495) 939-33-38 Тираж 100 экз. Подписано в печать 10.04.2014 г.
ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ «Становление и развитие идеи светского государства в России»
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рукописи
04201458181
Губин Михаил Юрьевич
Становление и развитие идеи светского государства в России: конституционно-правовой аспект.
Специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Научный руководитель: Кандидат юридических наук,
доцент Кукушкин Е.В.
Москва 2014
Оглавление
Введение.......................................................................... 3
Глава I. Развитие государственно-церковных отношений в России
и конституционный принцип светского государства........................... 17
§ 1.1. Становление и развитие концепций государственно-
церковных отношений в России и зарубежных странах....................... 17
§ 1.2. Правовое регулирование отношений между государством и
церковью в истории России.......................................................... 39
Глава II. Свобода совести и светское государство: теоретические
основы и конституционное закрепление.......................................... 106
§ 2.1. Понятие свободы совести и вероисповедания: значение для конституционного регулирования отношений между государством и
церковью................................................................................. 106
§ 2.2. Признаки светского государства и их отражение в
конституционном праве Российской Федерации................................ 124
§ 2.3. Типология государств по критерию их взаимоотношения с религиозными объединениями и место Российской Федерации в
ней......................................................................................... 146
Глава III. Конституционный принцип светского государства в законодательстве и правоприменительной практике Российской
Федерации............................................................................... 162
§ 3.1. Законодательное закрепление отношений государства и
церкви в Российской Федерации................................................... 162
§ 3.2. Особенности реализации принципа светского государства в
России.................................................................................... 182
Заключение...................................................................... 201
Библиография................................................................... 208
ВВЕДЕНИЕ.
В статье 14 Конституции Российской Федерации 1993 года1 установлено, что Российская Федерация является светским государством. Согласно формулировке Основного закона России, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Указанная характеристика позволяет говорить о нерелигиозном характере России.
Светский характер государства предполагает, что решение вопросов государственной жизни, осуществление функций государственных органов, должностных лиц, государственных образовательных организаций происходит на основе светского закона и светского мировоззрения.
Кроме того, принцип светскости отражает определенный тип
'у
взаимоотношений между государством и религиозными объединениями , определяет место и роль религиозных объединений в государстве.
Закреплению в Основном законе государства того или иного формата отношений с религиозными объединениями предшествует формирование, становление, развитие политической и культурной традиции. Другими словами, перед тем, как установить отношения между государством и религиозными объединениями, законодатель анализирует исторические предпосылки, культурные особенности, укоренившиеся традиции и обычаи общества, решившего принять Конституцию. Так, например, статья 1 Конституции Ватикана от 26 ноября 2000 года3 закрепляет за Верховным Понтификом всю полноту законодательной, исполнительной и судебной
1 Собрание законодательства РФ 26.01.2009. №4, ст. 445. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). С использованием СПС «Консультантплюс».
2 В исследовании термины «религиозные объединения» и «церковь» применяются как равнозначные. В историческом аспекте термин «церковь» применяется к наиболее крупному религиозному объединению, действующему в государстве, например Римско-католическая церковь или Русская православная церковь.
3 http://www.vaticanstate.va.
власти. В статье 5 Конституции Исламской республики Иран от 3 декабря 1979 года4 установлено, что государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. В статье 1 Конституции Греческой республики от 11 июня 1975 года5 установлено, что господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Конституция Французской республики от 3 июня 1958 года6 в статье 1, напротив, закрепляет, что Франция является светским государством.
Таким образом, государство в зависимости от многочисленных факторов, обусловленных и национальными традициями, и устоявшимися обычаями жизни в обществе, и историческими событиями, и культурными устоями, и, конечно, политическим курсом, устанавливает формат отношений с религиозными объединениями.
Актуальность темы исследования. Установление в Конституции Российской Федерации 1993 года светского характера государства отражает новый формат отношений между государством и религиозными объединениями. Длительный период истории России религиозные объединения были лишены возможности участвовать в решении государственных или общественных вопросов. Отношения между государством и религиозными объединениями определяла государственная идеология, исключающая религию из жизни общества и государства. До этого на территории России существовал союз Российского государства и Русской православной церкви, названый в исторической науке «симфонией властей». Термин «симфония» или «союз» был выработан в Византийском праве и означал сотрудничество между государством и церковью.
4 http://constitutions.ru.
5 Там же.
6 http://worldconstitutions.ru.
Два отличных друг от друга подхода к вопросу о положении и роли религии в обществе, два типа отношений между государством и религиозными объединениями, два государственных строя - все это отложило отпечаток на политические, правовые, государственные институты и правосознание современной России.
В настоящее время в России существует явный перекос во взаимоотношениях между государством и религиозными объединениями. С одной стороны, светский характер государства предполагает разграничения сфер деятельности религиозных объединений и государства и их взаимную независимость друг от друга, с другой - светскость государства не исключает религиозную составляющую из жизни общества и государства, как это было в Советский период истории России. На практике отношения между государством и религиозными объединениями зачастую строятся на партнерской основе для достижения политических целей. Нередко государство прибегает к поддержке наиболее крупных религиозных объединений для освещения тех или иных политических событий с позиции верующей части населения. Религиозные объединения, в свою очередь, участвуют в решении политических вопросов.
Во многом на раскрытие содержания отношений между государством и религиозными объединениями в России влияют соответствующие научные и философские представления о положении религиозных объединений в государстве. В настоящее время в науке конституционного права и в сфере правоприменения руководящими идеями и представлениями выступают те, которые были выработаны в советские годы. Для полноценного и всестороннего осмысления указанного конституционно-правового принципа и правильного его применения недостаточно руководствоваться только лишь представлениями ученых о положении религиозных объединений в государстве, выработанных в советской науке. Кроме того, приходится
констатировать, что существует явный пробел в вопросах, связанных с терминологической определенностью и правовыми дефинициями таких понятий, как «свобода совести», «свобода вероисповедания», «светское государство», «традиционное религиозное объединение», «секта». Законодательство Российской Федерации не закрепляет определений указанных понятий. Следует согласиться с мнением A.B. Пчелинцева, что «без методологически грамотных определений основных терминов, используемых при правовом регулировании общественных отношений, любому закону заведомо уготована сложная судьба, связанная с выяснением смысла и значения заложенных в него понятий и терминов»7. Отсутствие единого понимания, применения в законодательстве и судебной практике основных понятий и терминов влечет нарушение прав верующих и религиозных объединений.
Важной задачей является определение обязательных признаков светского государства. Выделение перечня признаков, которые были бы приемлемы для сегодняшнего этапа развития отношений между государством и религиозными объединениями в России - означает создать основу для наиболее подходящей дефиниции светского государства, которое станет универсальным, то есть приемлемым как для теории конституционного права, так и для практики применения норм Конституции. Уместно привести мнение И.В. Понкина о том, что «обеспечение
светскости государства возможно только на основе детального и системного
g
исследования признаков и особенностей этого понятия» .
В связи с этим важной задачей является формирование общего подхода к определению понятия «светскость государства». Неопределенность в
7 Пчелинцев A.B. Свобода вероисповедания и деятельность религиозных объединений в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. Дисс. ... докт.юрид.наук. Москва., 2012. С.49.
8 Понкин И.В. Светскость государства. М.: Изд-во учебно-научного центра довузовского образования, 2004. С.10.
подходах к определению и толкованию указанного принципа вызывает сложность применения правовых норм о светском государстве. Без точного понимания того, что означает светскость государства и устоявшейся практики реализации данного принципа, невозможно правильно применить соответствующие положение законодательства.
Другой задачей является определение тех вопросов общественной жизни, по которым государство и религиозные объединения могут взаимодействовать друг с другом. В настоящее время можно констатировать, что государство в лице своих органов и должностных лиц, с одной стороны, и религиозные объединения в лице своих представителей, с другой - активно взаимодействуют друг с другом не только по общественным, но и по политическим вопросам. В связи с этим возникает вопрос о тех границах, в которых государство и религиозные объединения могут взаимодействовать, не нарушая принципа светскости. Данный вопрос не раз был предметом рассмотрения в научной литературе, однако способов решения предложено не было.
К числу задач можно также отнести установление правовых норм, предусматривающих ответственность государственных органов, должностных лиц или религиозных объединений за нарушение принципа светского государства. Наличие ответственности выступает важным фактором соблюдения формата светских отношений между государством и религиозными объединениями.
Задачи, описанные выше, связанные с пониманием, толкованием и реализацией конституционно-правового принципа светскости государства, установленного в качестве одной из основ конституционного строя России, связаны с правовыми, политическими и нравственными процессами, которые происходят в обществе. По мнению A.A. Левиной, это вполне объяснимо, поскольку новой государственности должно соответствовать новое право,
обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм национального и международного права9.
Исследование конституционно-правового содержания принципа светскости государства приобретает особое звучание в условиях повышения роли религиозных объединений в жизни общества, а также в контексте обеспечения национальной безопасности России.
Степень научной разработанности. Тема государственно-церковных отношений всегда вызывала интерес у правоведов, философов, историков. Идеи о светском государстве были рассмотрены в работах Фомы Аквинского, Мартина Лютера, Николо Макиавелли, Юстиниана.
Из русских правоведов данной темой занимались следующие ученые: К.К. Арсеньев, С.Н. Булгаков, П.В. Знаменский, И.А. Ильин, А.И. Иванцов-Платонов, В. Кипарисов, С. Мельгунов, Г. Новоторжский, М.А. Рейснер, Н.С. Тимашев, Д. Цветаев, В.А. Цыпин, А. Шмеман, У. Штутц, Н.Я. Данилевский, В.Д. Катков, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, К.П. Победоносцев, Б.Н. Чичерин, B.C. Соловьев, В.В. Клочков.
Из российских авторов, проводивших исследования светского характера государства, можно назвать М.В. Баглая, Н.В. Володину, П.Н. Дозорцева, М.Н. Кузнецова, Г.М. Миньковского, Е.М. Мирошникову, E.H. Салыгина, A.M. Осавелюка, И.В. Понкина, A.B. Пчелинцева.
Советская историография по данному вопросу достаточно обширна. В качестве примера можно привести работы А. Валентинова, Е.Ф. Грекулова, Ю.И. Гирмана, В.Ф. Зыбковца, Л.И. Емельяха, А.И. Клибанова, М.Г. Кириченко, М.М. Персица, Р.Ю. Плаксина, Ю.А. Розенбаума,
9 См. Левина A.A. Институт свободы совести и вероисповедания: историко-правовой опыт России Автореферат диссертации. Автореф. дисс. ... канд.юрид.наук. Нижний Новгород. 2003. Сайт. http://webl .law.edu. ru/matlist.asp?themRub=20&docType=0.
Ф.М. Рудинского, Г.И. Эрзина, в которых были исследованы проблемы отношений между государством и церковью.
Стоит отметить, что в работах советских авторов по проблемам государственно-церковных отношений не рассматривается дореволюционный опыт. По мнению А.А.Левиной, работы советских авторов требуют нового осмысления и интерпретации10.
Философско-правовые вопросы светскости рассмотрены в работах С.А. Авакьяна, Ю.И. Лейбо, В.О. Лучина, B.C. Нерсесянца, А.И. Кудрявцева.
Типы взаимоотношений государства и религиозных объединений в работах П.Н. Дозорцева, У.К. Дурэма, Г.М. Моран, Е.М. Мирошниковой, И.В. Понкина, A.B. Щипкова, С. Феррари.
Предмет исследования в работе определен как становление отношений между государством и религиозными объединениями в России на основе принципа светскости.
Объектом исследования являются особенности государственно-церковных отношений в конкретный период истории России.
Целью исследования является на базе научного, историко-правового материала и действующего законодательства провести анализ процесса становления и развития государственно-церковных отношений в России, раскрытие их специфики в конкретный исторический период и определение теоретической и нормативной конструкции отношений между государством и религиозными объединениями, которая складывается в Российской Федерации в настоящее время.
Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:
• выявление набора признаков светского государства в Российской Федерации;
10 Левина A.A. Указ. соч. Сайт. http://webl .Iaw.edu.ru/matlist.asp?themRub=20&docType=0.
• формирование определения исследуемого конституционного принципа;
• анализ института свободы совести и вероисповедания в соотношении с принципом светскости государства;
• обобщение опыта становления и развития идей о положении религиозных объединений в государстве в странах Западной Европы и Америки;
• анализ отношений государства и церкви в исторические периоды в России;
• установление критериев отнесения религиозной организации к традиционной по законодательству Российской Федерации;
• рассмотрение конституционно-правовых моделей светского государства в современном мире;
• анализ практики реализации принципа светского государства в России.
Методологическую базу составляют научные методы познания общественных явлений и процессов. Также в работе использованы общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, классификация) и специальные (правового моделирования, сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический, эмпирический, теоретический) методы исследования.
Метод правового регулирования использован для описания внутренней структуры такого комплексного правового явления, как построение отношений между государством и религиозными объединениями на основе принципа светскости с помощью выявления его признаков.
С помощью сравнительно-правового метода сопоставляются теоретические и законодательные положения, касающиеся принципа
светскости государства. Реформирование и совершенствование правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов или явлений.
Использование исторического метода исследования позволяет выявить закономерности в развитии отношений между государством и религиозными объединениями.
Формально юридический метод использован для анализа нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между государством и религиозными объединениями в России.
Ис