АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Проблемы создания и функционирования организаций по коллективному управлению авторскими правами»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
АБРАМОВА НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА
ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО КОЛЛЕКТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ
Специальность 12.00.03. -гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2005
Работа выполнена на кафедре гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель: доктор юридических наук,
профессор Александр Петрович Сергеев
Официальные оппоненты: доктор юридических наук,
профессор Олег Александрович Городов
t,
кандидат юридических наук, Мария Алексеевна Мирошникова
{
Ведущая организация: Российский государственный институт
интеллектуальной собственности (РГИИС)
Защита состоится «30» июня 2005 года в /У часов ЗО минут на заседании диссертационного совета Д 212 232.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199026, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 22-ая линия, д. 7, зал заседаний Ученого Совета.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. A.M. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская наб., д. 7/9)
Автореферат разослан « &» ___г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Я^Г/рт
Общая характеристика работы
Актуальное! ы емы исследования. Вопросы коллективного
управления авторскими и смежными правами в последние десятилетия приобрели особую актуальность в связи с бурным развитием новых технологий, расширяющих возможности массового использования произведений и обч.ектов смежных прав. В этих условиях реализация исключительных имущественных авторских (смежных) прав в индивидуальном порядке становится все более затруднительной. Институт коллективного управления такими правами создает возможность решения этой проблемы. По этой причине важность развития данного инстигута неоднократно подчеркивалась Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Основные положения о коллективном управлении правами закреплены в международных договорах, директивах Европейского сообщества, национальном законодательстве. 1 (ормотворчество применительно к данной сфере общественных отношений в настоящее время переживает новый этап своего развития как на национальном, так и на международном уровне.
являющийся новым для Российской Федерации, существует в мире уже несколько десятков лет. Организации по коллективному управлению авторскими правами за рубежом возникли намного раньше организаций по коллекгивному управлению смежными правами. Ими накоплен большой опыт, который достоин серьезного изучения. В РФ появление таких организаций связано с принятием Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» N 5351-1 от 09.07.1993г. (далее - Закон), раздел IV которого впервые в нашей стране регламентирует вопросы коллективного
Правовой институт коллективного управления правами.
крапления анюрскими и смежными нравами1 Н России организации по коллективному управчению авторскими правами находятся на стадии формирования Некоторые из них (например, Общественная организация «Российское авторское общество») уже прочно встали на ноги и накопили значительный огплт работы в этой сфере. Однако в настоящее время еще вряд ли во ¡можно говорит!, о наличии полноценной системы коллективного управления авторскими правами в пашей стране. В значительной степени слабость организаций по коллективному управлению правами в России связана с наличием ошибок и пробелов в действующем законодательстве, регламентирующем порядок их создания и деятельности. К сожалению, многие положения раздела IV Закона создавались без учета экономических и социальных предпосылок формирования таких организаций в нашей стране Ие был также учтен в полной мере богатый законодательный и правоприменительный опыт по вопросу о коллективном управлении авторскими правами других, прежде всего, европейских стран, где возникли первые в мире общества по коллективному управлению правами
Актуальность темы диссертации предопределена наличием многочисленных пробелов в действующем российском законодательстве, посвященном вопросам коллективного управления правами, а также отсутствием серьезных теоретических исследований этого нового для нашей страны понятия, что вызывает появление в правоприменительной практике серьезных проблем и осложняет процесс правового регулирования общественных отношений в этой сфере Непонимание сути данного правового явления не позволяет обозначить перспективы его развития и реализации иа практике.
I Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1993 N 32 С г 1242, СЗ Ст жЦсЗ РФ 2004 N 30
. «ТТО1»* ;
• I
».« чГ *«' *
Представляется актуальным анализ правовых норм, посвященных институту коллективного управления авторскими правами в РФ, а также опыта работы аналогичных организаций в России и за рубежом, поскольку основные выводы и предложения по совершенствованию действующего в Российской Федерации законодательства о коллективном управлении правами, изложенные в диссертации, могут быть использованы при подготовке проекта изменений в действующее законодательство по данному вопросу.
Целью данной работы является теоретическое обобщение практики работы организаций по коллективному управлению авторскими правами в РФ, сравнительное правовое исследование института коллективного управления авторскими правами в России и за рубежом, совершенствование российского законодательства в сфере коллективного управления правами.
Предметом Настоящей диссертационной работы
являются:
- порядок создания организаций по коллективному управлению авторскими правами,
- основные задачи и функции организаций по коллективному управлению авторскими правами,
- роль государства в сфере деятельности таких
организаций,
- правовые основы взаимоотношений этих организаций с правообладателями и лицами, использующими произведения.
Методологической основой данного исследования является общенаучный метод диалектического материализма, а также частные методы научного познания, в том числе, исторический, сравнительно-правовой.
Теоретическую основу днссертаниониого исследования
составляют работы советских и российских ученых-цивилистов Агаркова М.М., Близнеца И А., Братуся С Н., Вильиянского С И., Гаврилова Э.П., Городова О А., Иоффе ОС, Красаичикова О А., Макагоновой Н.В, Невзгодиной Е.Л., Пергамент А.И., Райхера В.К., Рясенцева В.А., Сергеева А П., Туркина А В. а также иностранных ученых, занимающихся исследованием вопросов коллективного управления правами - Д Липцик, П Шепенс, Л. Бентли, Б Шермана, ЭП. Рочичиолли и других специалистов в данной сфере; материалы и рекомендации Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Международной конфедерации авторских и композиторских обществ (СИЗАК) и т.д.
Диссертационное исследование выполнено на основе действующего законолатечьства Российской Федерации, ряда международно-правовых актов в области авторского права, а также правоприменительной российской и зарубежной судебной практики.
Научная новизна исследования заключается в обосновании целесообразности внесения изменений в действующее законодательство по вопросам коллективного управления авторскими и смежными правами без принятия специального закона, посвященного данному вопросу; сравнительном анализе правового положения организаций по коллективному управлению авторскими правами в РФ и за рубежом; исследовании способов контроля за деятельностью организаций по коллективному управлению правами; изучении роли государства в сфере создания и деятельности организаций по коллективному управлению правами; комплексном анализе деятельности российских организаций по коллективному управлению
авторскими правами.
На защкгу выносятся следующие выводы и положения диссертационного исследования:
I. Организации по коллективному управлению правами, обладающие специальной правоспособностью, должны иметь право осуществлять коммерческую деятельность в случаях, когда такая деятельность служит целям, ради которых они созданы; ' 2 В раздел IV Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах» следует включить следующую правовую норму: «Не допускается * создание нескольких организаций по коллективному управлению
авторскими (смежными) правами, которые осуществляют управление одинаковыми видами авторских (смежных) прав в отношении одних и тех же категорий правообладателей, а также организаций, одновременно управляющих авторскими и смежными правами»:
3. Необходимо точно и последовательно закрепить в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» модель «расширенного» коллективного управления правами. При этом, сбор вознаграждения без выдачи лицензий (разрешений) от имени неопределенного круга правообладателей, имеющих право на получение такого вознаграждения, ' должно осуществляться только в предусмотренных законом случаях
(например, п. 2 ст. 26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных ► правах»);
4. Вместо порядка «одобрения» необходимо ввести особый порядок государственной регистрации (ликвидации) организаций по коллективному управлению правами, предусматривающий согласование с государственным органом, осуществляющим контроль в сфере интеллектуальной собствсшгости;
5. Предлагается установить в законе критерии, которым должна отвечать такая организация как на стадии ее государственной
регистрации, так и но истечеиии определенного промежутка времени с момента своего создания (в частности, организация должна располагать достаточной материально-технической базой для осуществления деятельности по сбору и распределению вознаграждения; действовать на территории всей страны; число лиц, которые поручили организации коллективное управление их правами, должно быть значительным и др.);
6 Отношения представительства, складывающиеся между организацией по коллективному управлению авторскими правами и правообладателями при «расширенном» коллективном управлении авторскими правами носят частно-публичный характер;
7. Лицензия организации но коллективному управлению авторскими правами является гражданско-правовой сделкой, в которой такая организация выступает в качестве представителя правообладателей;
8. Необходимо исключить из Постановлений Правительства РФ правовые нормы, определяющие категории лиц, несущих ответственность за использование произведений и выплату авторского вознаграждения, и закрепить ограниченный перечень таких лиц в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах»;
9. При отсутствии особых предпосылок для создания специального закона, посвященного вопросам коллективного управления правами, предлагается внести ряд изменений в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (включая принятие новой редакции раздела IV этого Закона, проект которого разработан автором диссертационного исследования). Излишняя правовая регламентация в данной сфере способна оказать отрицательное воздействие на развитие института коллективного управления правами.
Практическое значение даппой работы заключается том, что содержащийся в нем анализ положений действующего российского и
зарубежного законодательства, практики его применения, теоретические положения и вывод могут быть использованы при формировании государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, при разработке изменений в законодательство об авторском праве и смежных правах, при разработке подзаконных нормативных правовых актов, связанных с вопросами коллективного управления авторскими и смежными правами, в учебном процессе, в учебной и научной литературе по гражданскому праву.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, где проведено ее рецензирование и обсуждение
Многие положения и выводы диссертации опубликованы автором в статьях, посвященных вопросам деятельности организаций по коллективному управлению авторскими правами
Структура диссертационной работы.
Настоящее диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, объединяющих четырнадцать параграфов, заключения, перечня использованных нормативных правовых актов, списка использованной литературы и проекта изменений в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», посвященных вопросам коллективного управления авторскими и смежными правами.
Содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, цели и предмет исследования, его методологическая и теоретическая основа, научная новизна и практическая
значимость работы, апробация полученных результатов исследования, а также основные положения, выносимые на защиту
Первая глава «Институт коллективного управления авторскими правами» состоит из двух параграфов
В первом параграфе («История формирования и причины возникновения организаций по коллективному управлению авторскими правами») на основе анализа российского дореволюционного, советского и современного российского тконодательства, а также существовавших исторических, экономических, социальных предпосылок и тенденций формирования организаций по коллективному управлению авторскими правами в России излагается история и причины возникновения таких организаций в нашей стране Проводится сравнительный анализ особенностей создания подобных организаций в России и других странах мира. Формулируются следующие выводы о причинах возникновения таких организаций' 1) столкновение интересов общества, желающего иметь доступ к культурным ценностям, и правообладателей в условиях появления новых технологий, способствующих массовому и трансграничному использованию произведений; 2) наличие сильных профессиональных объединений авторов, что предполагает высокий уровень корпоративного мышления в обществе Обращается также внимание на то, что намного раньше остальных возникли организации по коллективному управлению в сфере публичного исполнения драматических и музыкально-драматических произведений. Анализируя историю создания подобных организаций в России и за рубежом, автор приходит к выводу о том, что сама природа исключительных авторских прав предполагает невозможность создания и деятельности организации по коллективному управлению авторскими правами по инициативе государства и под жестким патронажем с его стороны В го же время государство должно обеспечивать поддержку в
работе этих организаций, а также создавать условия, которые обеспечат «прозрачность» их деятельности.
Во втором параграфе («Вилы коллективного управления авторскими правами») проводится систематизация видов коллективного управления авторскими правами Классификационными критериями в данном случае являются: 1) характер прав, которые находятся в коллективном управлении; 2) круг лиц, в отношении которых осуществляется коллективное управление авторскими правами; 3) возможность выбора между индивидуальным и коллективным способами к реализации авторских прав, существующая у правообладателя
Вторая глава «Организации по коллективному управлению авторскими правами в России и за рубежом. Сравнительный анализ» посвящена исследованию основных задач и функций организаций по коллективному управлению авторскими правами, особенностям их правового статуса, вопросу о формах государственного надзора в сфере деятельности таких организаций, а также порядку координации их деятельности на международном уровне. Глава состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе («Основные задачи и функции организаций») обосновывается, что помимо основных задач и функций, перечень которых не является исчерпывающим, организации по коллективному управлению авторскими правами вправе заниматься иными видами деятельности, которые тесно соприкасаются с их основной работой (организация конкурсов, создание общероссийской базы данных произведений и т.д.), что подтверждается практикой работы аналогичных организаций за рубежом и рекомендациями Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Отмечается, что императивный характер положений п 1 ст. 45 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», запрещающий организациям по коллективному управлению
авторскими правами заниматься любыми вилами коммерческой деятельности, является существенным недостатком действующего законодательства В то же время деятельность по коллективному управлению авторскими правами нельзя трактовать слишком узко. В частности, к коллективному управлению авторскими правами следует отнести юридические услуги, предоставляемые правообладателям, а также просветительскую деятельность в сфере авторского права
Во втором параграфе («Особенности правового статуса организаций по коллективному управлению авторскими правами») на основе положений зарубежного законодательства, указаний 4
Международной конфедерации авторских и композиторских обществ (СИЗАК) дастся краткое обобщение организационно-правовых форм организаций по коллективному управлению авторскими правами в различных государствах мира. Анализируются вопросы о количестве таких организаций в одной стране и о количестве учредителей подобных организаций
Сопоставляя зарубежный опыт и правовую ситуацию, которая
сложилась в России, автор приходит к выводу о том, что в силу
положений действующего законодательства в настоящее время в нашей
стране организации по коллективному управлению авторскими правами
должны представлять собой некоммерческие организации, основанные на
членстве и созданные непосредственно обладателями авторских прав, а
которые преследуют цели защиты прав и законных интересов обладателей авторских прав. Учредителями и членами таких организаций могут быть как физические, так и юридические лица. Такое положение вещей в полной мере соответствует зарубежному опыту создания подобных организаций Вопрос о минимальном количестве учредителей подобных организаций, об особом порядке их создания, также как и вопрос о количестве организаций по коллективному управлению авторскими правами в
Российской Федерации четко законодательно не регламентирован, что является существенным недостатком Нельзя также говорить в настоящее время о наличии новой организационно-правовой формы некоммерческих организаций - организации по коллективному управлению авторскими правами, поскольку действующее законодательство (раздел IV Закона) не определяет ее правовой статус, делая акцент на общей правовой регламентации такого вида общественно полезной деятельности, как коллективное управление правами Основываясь на практике работы российских организаций по коллективному управлению авторскими правами, а также зарубежном опыте, автор приходит к выводу о необходимости законодательного закрепления в нашей стране монополии одной организации в определенной сфере использования произведений в отношении одной категории правообладателей.
В третьем параграфе («Государственный надзор в сфере деятельности организаций по коллективном)' управлению авторскими правами») исследуются формы государственного контроля в сфере коллективного управления авторскими правами, существующие в других странах мира (например, в Германии и во Франции). Основными формами такого контроля являются- 1) законодательное закрепление особого порядка создания (ликвидации) организаций по коллективному управлению авторскими правами, 2) контроль за ключевыми моментами деятельности организаций со стороны государства (внесение изменений в Устав, формирование тарифов и т.д) Помимо этого в странах Европейского Союза применяются положения антимонопольного законодательства Европейского Союза по отношению к деятельности организаций по коллективному управлению авторскими правами В своих рекомендациях ВОИС подчеркивает необходимость существования подобного контроля со стороны государства за деятельностью таких организаций
В ходе исследования данного вопроса автор приходит к выводу о необходимости законодательного закрепления аналогичных форм кош роля за созданием (ликвидацией) и деятельностью организаций по коллективному управлению авторскими правами со стороны государства в РФ, что позволит приостановить хаотичный процесс возникновения многочисленных организации - «фантомов» но коллективном управлению авторскими правами, а также обеспечит прозрачность их деятельности. Предлагается также определить те требования, которым должна отвечать оршнизация по коллективному управлению авторскими правами как на стадии своего создания, гак и в последующий периоды своей деятельности. Делается вывод о том, что наиболее разумной формой контроля со стороны государства является не введение особой процедуры лицензирования (выдачи разрешений) па осуществления деятельности в сфере коллективного управления авторскими правам, а установление в законе перечня требований к порядку создания и деятельности таких организаций, решетрациях которых должна осуществляться централизованно -Министерством юстиции РФ но согласованию со специально уполномоченным органом государства, курирующим вопросы интеллектуальной собственности (контролирующий орган). Отот орган должен также осуществляв контроль за текущей деятельностью организаций по коллективному управлению авторскими правами. Такой порядок позволит в значительной степени избежать искусственных бюрократических препон в работе таких организаций и обеспечит максимальную прозрачность их деятельности.
В четвертом параграфе («Координация деятельности организаций по коллективному управлению авторскими правами на международном уровне») излагаются основные формы международного сотрудничества таких организаций в мире в рамках Международной конфедерации авторских и композиторских обществ (СИЗАК) и
Международного бюро обществ, управляющих правами записи и механического воспроизведения (В1ЕМ), а также структура лих международных организаций. Обосновывается вывод о том, что национальные организации по коллективному управлению авторскими нравами представляют собой элементы четко оглаженной международной системы коллективного управления авторскими правами
Третья глава «Правовая природа отношений между организацией и правообладателем» освещает особенности правовой природы полномочий организации по коллективному управлению авторскими правами как с точки зрения материального, так и с позиции процессуального права, а также содержит правовую характеристику договора между правообладателем и организацией на основе анализа положений действующего российского законодательства. Глава состоит in двух параграфов.
В первом параграфе («Полномочия организации по коллективному управлению авторскими правами' основания возникновения, проблемы реализации») исследуется вопрос о правовой природе полномочий организации в сфере «расширенного» коллективного управления правами, предполагающей выдачу лицензий (разрешений) на использование произведений как от имени членов организации, гак и от имени иных обладателей авторских прав. Рассматривая представительство как особое организационно-правовое гражданское правоотношение, автор приходит к выводу о том, что в данном случае имеет место гражданское правоотношение представительства, обладающее своей спецификой. Это связано, прежде всего, с преобладанием публично-правовой мотивации, которая, в свою очередь, определяет особенности направленности правовых норм, существующих в сфере коллективного управления имущественными правами. Гражданское правоотношение представительства п этой области общественных отношений основано и на законе («расширенное»
коллективное управление правами), и на договоре с правообладателем В первом случае правоотношение представительства носит частно-публичный характер и имеет необычную для гражданского права, основывающегося на принципе диспозитивностп, конструкцию с точки зрения особенностей реализации и субъектного состава. Во втором случае речь идет о добровольном правоотношении представительства, в основе которого лежит договор с правообладателем (иностранной организацией, управляющей аналогичными правами на коллективной основе) Обосновывается положение, согласно которому организация по коллективному управлению авторскими правами должна осуществлять коллективное управление авторскими правами от имени всех правообладателей, управление правами которых отнесено к уставной деятельности организации, вне зависимости от наличия либо отсутствия соответствующих договоров между ними (иностранной организацией, управляющей аналогичными правами) и организацией.
Во втором параграфе («Договор между организацией и правообладателем: правовая природа, элементы и форма договора») изучается правовой характер договора между организацией и правообладателем, его особенности с точки зрения субъектного состава, содержания, формы и порядка заключения, а также анализируются особенности процессуального статуса организаций по коллективному управлению авторскими правами. Исследуются особенности представительства в сфере коллективного управления авторскими правами в других странах мира (например, Испания, Франция, Германия).
Обосновывается, что договор между организацией и правообладателем следует отнести к числу договоров агентского типа, который приобретает свою специфику в сфере коллективного управления правами. Эта специфика свяшна с особенностями института коллективного управления правами, который создан для защиты обладателей авторских
прав, а не для получения коммерческой выгоды лицами, осуществляющими этот вид деятельности. Делает ся вывод о том, что отношения между организацией по коллективному управлению авторскими правами и правообладателями, интересы которых она представляет, в гражданском праве и гражданско-процессуальном праве обличаются Если с точки зрения материального права такая организация выступает в качестве представителя правообладателей (в соответствии с законом либо по договору), то в гражданском процессе в судах общей юрисдикции эта организация наделяется в силу положений ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 5 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» самостоятельным правовым статусом, позволяющим ей от своего имени обращаться в суд с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией. Действующий Арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит процессуальных норм, аналогичных тем, которые изложены в ст. 46 ГПК РФ. Таким образом, единообразие но данному вопросу в действующем процессуальном законодательстве отсутствует
Глава 4 «Соглашения между организацией и лицами, использующими объекты авторского правя» посвящена правовой характеристике соглашений между организацией и лицами, использующими объекты авторского права, их классификации, особенностям правовой природы таких соглашений, а также исследованию элементов соглашений (предмет, стороны, содержание) Автор изучает вопросы разработки унифицированных форм соглашений, а также порядка разрешения споров относительно условий соглашений мевду организациями и пользователями. Исследуются также правовые основания, определяющие возможность понуждения к подписанию таких соглашений. Обосновывается тезис о том, что имущественные авторские права, находящиеся в сфере коллективного управления, не теряют свою
исключительную природу, несмотря на некоторые ограничения авторских прав, которые допускаются в данном случае. Глава содержит четыре параграфа.
В первом параграфе («Классификация соглашений между организациями и лицами, использующими объекты авторского права») изучаются основные принципы взаимоотношений организаций и пользователей, дается классификация соглашений (лицензии (разрешения) и соглашения о сборе авторского вознаграждения), а также лицензий. В качестве классификационных критериев при разделении лицензий на виды выступают: 1) объем произведений, на который выдаются лицензии (бланкетные лицензии и лицензии «на программу»), 2) способы использования (виды прав), на которые выдается лицензия, 3) порядок выдачи лицензий (принудительные лицензии и лицензии по закону). Особо изучается вопрос о гарантиях, которые предоставляются пользователям организациями по коллективному управлению авторскими правами и действующим законодательством при использовании бланкетных лицензий. Отмечается необходимость четкого законодательного решения вопроса относительно возможности выдачи бланкетных лицензий, что позволит окончательно закрепить в действующем законодательстве систему «расширенного» коллективного управления права, поскольку именно эта система в настоящее время олицетворяет собой суть коллективного управления авторскими правам.
Во втором параграфе («Правовая природа лицензионных соглашений: лицензия (разрешение) или договор») рассматривается вопрос о том, можно ли отнести лицензию (разрешение) организации по коллективному управлению авторскими правами на использование произведений к числу гражданско-правовых сделок либо лицензия представляет собой административный акт. Автор обосновывает вывод о
том, что лицензия (разрешение) такой организации представляет собой гражданско-правовую сделку, а именно - соглашение между организацией по коллективному управлению правами и пользователем.
В третьем параграфе («Элементы соглашений: предмет, стороны, содержание. Проблемы разработки унифицированных форм и финансовых условий соглашений») автор обосновывает вывод о том, что лицензия представляет собой разновидность авторского договора, предметом которой выступают неисключительные авторские имущественные права на определенные способы использования произведений Перечень таких способов использования и, соответственно, видов имущественных авторских прав, которые могут находиться в сфере коллективного управления, сформулирован в ст. 44 Закона и не является исчерпывающим. Делается вывод о нецелесообразности создания закрытого перечня имущественных авторских прав в данном случае.
Изучение субъектного состава лицензионного соглашения приводит автора к выводу о том. что сторонами соглашения в данном случае выступают пользователь, с одной стороны, и правообладатели, с другой стороны, в лице их представителя - организации по коллективному управлению авторскими правами.
Исследование правовой природы лицензионного соглашения приводит также к выводу о том, что лицензия представляет собой договор присоединения (ст. 428 ГК РФ).
Анализ правовых норм Постановлений Правительства N 218 от 21 03.1994г и N524 от 29 05.1998г. позволяет сделать вывод о наличии существенных недостатков в правовой регламентации вопросов, связанных с определением круга лиц, несущих ответственность за бездоговорное
(безлицензионное) произведений и выплату авторского вознаграждения.2 В этой связи предлагаются пути совершенствования действующего законодательства.
В четвертом параграфе («Пути разрешения споров между организациями и пользователями об условиях соглашений. Понуждение к подписанию лицензионного соглашения) изучаются формы злоупотреблений, которые допускают организации по коллективному управлению авторскими правами при выдаче лицензий либо подписании соглашений о сборе авторского вознаграждения, а также формы контроля, которые существуют в мире с целью исключить подобные злоупотребления.
В России применяется только такая форма контроля, как обращение в суд, что наиболее полно соответствует исключительной природе авторских прав. Российское законодательство также предоставляет пользователям ряд гарантий, связанных с выдачей лицензий.
В данном параграфе обосновывается необходимость монополии авторской организации, поскольку такая монополия является необходимой и полезной как для правообладателей, так и для пользователей.
Обосновывается необходимость внесения изменений в действующее законодательство позволяющих понудить пользователя через суд к оформлению лицензионного соглашения на использование предусмотренным в нем способом охраняемых авторским правом произведений, входящих в репертуар организации по коллективному управлению авторскими правами.
Глава 5 «Сбор и распределение авторского вознаграждения в Россия и других страпах мира» посвящена изучению основных подходов в определении тарифов организаций по коллективному управлению
2 Собрание актов Президента и Правительства РФ N 13 28 03 1994; СЗ РФ. N 22. 1998
авторскими правами формам государственного контроля в тгой сфере, порядку распределения авторского вознаграждения в России и за рубежом, а также уст анов тения размера вычетов на административные и иные расходы организации по коллективному управлению правами Глава состоит из двух параг рафов.
В первом параграфе («Принципы определения размера авторского вознаграждения в организациях по коллективному управлению авторскими правами РФ и других стран») автор приходит к выводу о том, что во всем мире существует общий принцип определения размера авторского вознаграждения - определенный процент от дохода за использование произведений Однако из чтого правила естъ ряд исключений, связанных со спецификой использования произведения либо особенностями самого произведения В целях зашиты интересов правообладателя предлагается закрепить для него в законодательстве ряд гарантий в случае определения финансовых условий использования произведений не в форме процента от дохода за его использование Обосновывает отсутствие практической целесообразности в создании специальных тарифных комиссий по установлению тарифов организаций по коллективному управлению авторскими правами, которые наделялись бы власпгыми полномочиями.
Во втором параграфе («Порядок распределения авторского вознаграждения в РФ и за рубежом. Сравнительный анализ») изучаются основные системы распределения авторского вознаграждения, которые используются в организациях по коллективному управлению авторскими правами мира. Исследуются рекомендации СИЗАК, ВОИС, а также положения российского законодательства о вычетах организаций из собранного вознаграждения на административные и иные расходы
fio теме диссертации опубликованы следующие работы:
1) Некоторые правовые аспекты коллективного управления имущественными правами// Интеллектуальная собствен!юсть. Авторское право и смежные права. 2001 N I. С 60-68
2) Механизм правового регулирования отношений между организацией, управляющей имущественными авторскими правами па коллективной основе, и правообладателем// Интеллектуальная собственность Авторское право и смежные права. 2002 N7 С. 13-17
3) Лицензии организаций по коллективному управлению авторскими правами в российском законодательстве// Интеллектуальная собственность Авторское право и смежные права 2004 N8 С. 12-19
4) Процессуальный статус организаций по коллективному управлению авторскими правами// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные нрава. 2004 N11 С 21-24
Подписано в печать 24.03.05. Формат 60x84/16. Бумага офсетная Печать офсетная Усл. печ. л. 1,16. Тираж 100 экз. Заказ № 30.
Типография Издательства СПбГУ. 199061, С-Петербург, Средний пр., 41.
»119 6 3
РНБ Русский фонд
2006-4 8271
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Абрамова, Наталья Константиновна, кандидата юридических наук
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ИНСТИТУТ КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ.
1.1. История формирования и причины возникновения организаций по коллективному управлению авторскими правами.
1.2. Виды коллективного управления авторскими правами.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИИ ПО КОЛЛЕКТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.
2.1. Основные задачи и функции организаций.
2.2. Особенности правового статуса организаций по коллективному управлению авторскими правами.
2.3. Государственный надзор в сфере деятельности организаций по коллективному управлению авторским правами.
2.4. Координация деятельности организаций по коллективному управлению авторскими правами на международном уровне.
Глава 3. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРАВООБЛАДАТЕЛЕМ.
3.1. Полномочия организации по коллективному управлению авторскими правами: основания возникновения, проблемы реализации.
3.2. Договор между организацией и правообладателем: правовая природа, элементы и форма договора.
Глава 4. СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И
ЛИЦАМИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО
ПРАВА.
4.1. Классификация соглашений между организацией и лицами, использующими объекты авторского права.
4.2. Правовая природа лицензионных соглашений: лицензия (разрешение) или договор.
4.3. Элементы соглашений: предмет, стороны, содержание. Проблемы разработки унифицированных форм и финансовых условий соглашений.!
4.4. Пути разрешения споров между организациями и пользователями об условиях соглашений. Понуждение к подписанию лицензионного соглашения.
Глава 5. СБОР И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АВТОРСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ МИРА.
5.1. Принципы определения размера авторского вознаграждения в организациях по коллективному управлению авторскими правами
РФ и других стран.
5.2. Порядок распределения авторского вознаграждения в РФ и за рубежом. Сравнительный анализ.
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Проблемы создания и функционирования организаций по коллективному управлению авторскими правами"
Вопросы коллективного управления авторскими и смежными правами в последние десятилетия приобрели особую актуальность в связи с бурным развитием новых технологий, расширяющих возможности массового использования произведений и объектов смежных прав. В этих условиях реализация исключительных имущественных авторских (смежных) прав в индивидуальном порядке становится все более затруднительной. Институт коллективного управления такими правами создает возможность решения этой проблемы. По этой причине важность развития данного института неоднократно подчеркивалась Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Основные положения о коллективном управлении правами закреплены в международных договорах, директивах Европейского сообщества, национальном законодательстве. Нормотворчество применительно к данной сфере общественных отношений в настоящее время переживает новый этап своего развития как на национальном, так и на международном уровне.
Степень разработанности проблемы.
Правовой институт коллективного управления правами, являющийся новым для Российской Федерации, существует в мире уже несколько десятков лет. Организации по коллективному управлению авторскими правами за рубежом возникли намного раньше организаций по коллективному управлению смежными правами. Ими накоплен большой опыт, который достоин серьезного изучения. В РФ появление таких организаций связано с принятием Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» N 5351-1 от 09.06.1993 г.1, раздел IV которого впервые в
1. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1993. N 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2866; СЗ РФ. 2004. N 30. нашей стране регламентирует вопросы коллективного управления авторскими и смежными правами. В России организации по коллективному управлению авторскими правами еще только формируются. Однако за более чем 11-летний период существования Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» ими уже накоплен определенный опыт работы в этой области.
Многочисленные пробелы в действующем российском законодательстве, посвященном вопросам коллективного управления правами, а также отсутствие серьезных теоретических исследований этого нового для нашей страны понятия вызывает серьезные проблемы на практике, осложняя процесс правового регулирования общественных отношений в этой сфере. Непонимание сути данного правового явления не позволяет обозначить перспективы его развития и реализации на практике.
Для разрешения имеющихся противоречий в действующем российском законодательстве по вопросу коллективного управления правами необходимо проанализировать суть этого правового института, используя системный подход его изучения, исторический правовой и сравнительный методы анализа российского и зарубежного законодательства, а также правоприменительной практики и норм международного права. В основу такого исследования через призму деятельности российских организаций по коллективному управлению авторскими правами положены труды российских ученых-цивилистов - Агаркова М.М., Близнеца И.А., Братуся С.Н., Вильнянского С.И., Гаврилова Э.П., Городова О.А., Иоффе О.С., Красавчикова О.А., Невзгодиной E.JL, Пергамент А.И., Райхера В.К., Рясенцева В.А., Сергеева А.П., Туркина А.В., Толстого Ю.К., Макагоновой Н.В., а также иностранных ученых, занимающихся исследованием вопросов коллективного управления правами - Д. Липцик, П. Шепенс, JI. Бентли, Б. Шермана, Э.П. Рочичиолли и других специалистов в данной сфере; материалы и рекомендации Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Международной конфедерации авторских и композиторских обществ (СИЗАК) и т.д.
Цели диссертационного исследования.
1. Теоретическое обобщение практики работы организаций по коллективному управлению авторскими правами в РФ.
2. Сравнительное правовое исследование института коллективного управления авторскими правами в России и за рубежом.
3. Совершенствование законодательства в сфере коллективного управления правами.
Задачи диссертационного исследования.
- исследование истории возникновения и развития организаций по коллективному управлению авторскими правами в РФ и за рубежом;
- изучение правовых, экономических и социальных особенностей российской системы коллективного управления правами;
- сравнительный анализ законодательства по коллективному управлению правами в России и за рубежом;
- рассмотрение вопросов международного сотрудничества организаций в сфере коллективного управления авторскими правами; разработка предложений по совершенствованию законодательства о коллективном управлении правами.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере создания и деятельности организаций по коллективному управлению авторскими правами.
Предметом исследования является порядок создания организаций по коллективному управлению авторскими правами, их основные задачи и функции, роль государства в сфере деятельности таких организаций, правовые основы взаимоотношений этих организаций с правообладателями и лицами, использующими произведения.
Источники правового исследования.
- российское законодательство и иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с реализацией авторских прав;
- международные договоры в сфере авторского права;
- российская и зарубежная правоприменительная практика;
- рекомендации ВОИС и СИЗАК.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы российских и зарубежных ученых. В диссертационной работе используются исторический, эмпирический, формально-юридический и сравнительный методы исследования.
Научная новизна настоящего исследования заключается в:
1) обосновании целесообразности внесения изменений в действующее законодательство по вопросам коллективного управления авторскими и смежными правами без принятия специального закона, посвященного данному вопросу,
2) сравнительном анализе правового положения организаций по коллективному управлению авторскими правами в РФ и за рубежом,
3) исследовании способов контроля за деятельностью организаций по коллективному управлению правами,
4) изучении роли государства в сфере создания и деятельности организаций по коллективному управлению правами,
5) комплексном анализе деятельности российских организаций по коллективному управлению авторскими правами.
Результатом настоящего исследования являются следующие положения, которые выносятся автором на защиту:
1. Организации по коллективному управлению правами, обладающие специальной правоспособностью, должны иметь право осуществлять коммерческую деятельность в случаях, когда такая деятельность служит целям, ради которых они созданы;
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право", Абрамова, Наталья Константиновна, Санкт-Петербург
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существующая в мире система коллективного управления авторскими правами на сегодняшний день представляет собой эффективную правовую конструкцию, которая позволяет в условиях массового использования произведений сохранить исключительную природу авторских прав и обеспечить для правообладателя возможность получать справедливое вознаграждение за использование произведений. Общество же приобретает реальную возможность для доступа практически ко всему международному репертуару произведений. Думается, что в настоящее время отсутствует иной альтернативный вариант реализации авторских прав в тех сферах, где. количество фактов использования произведений велико.
Коллективное управление авторскими правами является новым для Российской Федерации правовым институтом. Вероятно, именно это обстоятельство послужило причиной того, что правовые нормы раздела IV Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее Закона), регулирующие вопросы коллективного управления авторскими правами, оказались неприспособленными для полноценной правовой регламентации этого вида общественных отношений. «Первый блин», как известно, «всегда комом». К сожалению, в данном случае не был учтен в полной мере опыт работы подобных организаций за рубежом и рекомендации ВОИС.
Практика работы организаций по коллективному управлению авторскими правами в РФ выявила ряд существенных недостатков действующего законодательства в этой сфере, которые могут быть исправлены путем внесения соответствующих поправок в раздел IV Закона (проект новой редакции раздела IV Закона прилагается).
Эти поправки должны решить вопросы четкого и недвусмысленного законодательного закрепления модели.«расширенного» коллективного управления авторскими правами, установления определенных требований к порядку создания и деятельности подобных организаций в РФ. Также необходимо определить формы государственного контроля в этой сфере, которые обеспечат упорядоченность и прозрачность деятельности организаций по коллективному управлению правами. Необходимо учесть международный опыт и рекомендации ВОИС по этому вопросу. При этом следует исключить возможность прямого вмешательства государства в работу этих организаций, установив определенные рамки государственного контроля в данной сфере, поскольку, в конечном итоге, только правообладатель вправе определить порядок реализации своих исключительных авторских прав.
Свое законодательное закрепление должен получить ответ на вопрос о том, какое количество организаций коллективного управления авторскими правами может работать в одной сфере использования произведений определенного жанра. Этот вопрос стоит достаточно остро уже несколько лет. От его решения во многом будет зависеть существование системы коллективного управления авторскими правами у нас в стране. Такие организации в силу специфики своей деятельности должны обладать монополией в отдельных сферах использования произведений определенной категории правообладателей. Эта монополия является необходимой и общественно полезной, что подтверждает опыт работы зарубежных авторских обществ. Практика создания организаций по коллективному управлению авторскими правами, дублирующих сферы деятельности друг друга, в РФ также подтверждает необходимость такой монополии.
Соответствующие изменения действующего законодательства, насущная необходимость которых в нашей стране присутствует уже несколько лет, позволят упрочить правовой статус организаций по коллективному управлению авторскими правами и укрепят созданную в нашей стране систему коллективного управления правами. В итоге авторские права как российских, так и зарубежных правообладателей в условиях развития новых технологий в нашей стране получат достойную правовую защиту.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ a. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993. N 197. b. Конституция РСФСР 1978г. (с изменениями на 10.12.1993 г.)// Вестник СНД РФ и ВС РФ.1992.Ы 17; Российская газета. 29.12.1992. N 278.; 12.01 Л993. N 6.
3.Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Подписана в Стокгольме 14.07.1967 г.// сайт в Интернете: www.wipo.int
4. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в редакции, подписанной в Париже 24.07.1971 г.)// Силонов И.А. Авторское право в шоу-бизнесе: нормативные акты и комментарии. М., 2001.
5. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г., пересмотренная в Париже 24.07.1971 г.// Силонов И.А. Авторское право в шоу-бизнесе: нормативные акты и комментарии. М., 2001.
6. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом от 24.06.1994 Г.//СЗ РФ. 1998. N 16.
7. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (Соглашение ТРИПС), принятое 15.04.1994 г. в Марракеше (неофициальный текст)// Судариков С.А. Авторское право и смежные права: законы, конвенции, договоры и соглашения. - Минск, 1998.
8. Договор ВОИС по авторскому праву (Женева, 20.12.1996 г.)// Силонов И.А. Авторское право в шоу-бизнесе: нормативные акты и комментарии. М., 2001.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации// СЗ РФ. 1994 N 32; СЗ РФ. 1996 N 9; СЗ РФ. 1996. N 34; Российская газета 14.07.1999. N 134; 28.04.2001. N 84; 31.05.2001. N 103; 26.03.2002. N 53; 03.12.2002. N 229;
29.11.2002. N227; 15.01.2003. N 5; 27.12.2003. N 261; 01.07.2004. N 138; СЗ РФ. 2004. N 31; СЗ РФ.1996. N5; Российская газета 8.10.1997. N 209; 21.12Л999. N 253; 14.01.2003. N 4; 29.03.2003. N 59; Парламентская газета
15.11.2003. N 212; Российская газета 28.11.2001. N 233. Ю.Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. (с изменениями на
26.11.2001г.)// Ведомости Верховного Совета РСФСР 1964. N24. ст. 407; 1966. N 32; 1966. N 48; 1969.N23; 1970.N26; 1972.N33; 1973. N51;. 1974.N 10; 1974. N 51; 1976. N 42; 1977. N 6; 1977. N 24; Ведомости СНД РФ и ВС РФ 1985. N9; Ведомости Верховного Совета РСФСР 1986. N 23; 1987.N 9; 1988. N 1; 1988. N 16; 1990. N3; Российская газета от 26.01.1993; СЗ РФ. 1994. N 32; 1996. N 5; Российская газета 17.05.2001". N 93; 28.11.2001. N 233.
11. Гражданский процессуальный кодекс РФ (с изменениями на 28.07.2004 г.)// СЗ РФ. 2002. N26.; Российская газета 01.07.2003. N 126;
09.06.2004. N 120; 31.07.2004. N 162.
12. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (с изменениями на 28 июля 2004 г.)// СЗ РФ. 2002. N 30.; Российская газета 31.07.2004. N 162.
13. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. N26. ст. 733
14. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 14.07.1992 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы»// Российский страховой бюллетень. 1993. N1.
15. Закон Российской Федерации N 5351-1 от 09.07.1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями на 20.07.2004 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ 1993. N 32; Российская газета. 26.07.1995 N 143; 28.07.2004. N159.
16. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.1993 г. N 5352-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями на 20.07.2004 г.) // Российская газета. 03.08.1993. N 147; 28.07.2004. N 159.
17. Постановление Президиума Верховного Совета РФ N 2275-1 от 03.02.1992 г. «О Всероссийском агентстве по авторским правам» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 7.
18. Постановление Президиума Верховного Совета РФ N2726-1 от 23.04.1992 г. «О признании утратившим силу Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О Всероссийском агентстве по авторским правам» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 18.
19. Закон РСФСР N 949-1 от 22.03.1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями на 09.10.2002 г.) //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. N 16. ст. 499; Российская газета. 20.08.1992. N 186; СЗ РФ. 1995. N 51. ст. 4974; СЗ РФ. 1995. N 22. ст. 1977; Российская газета. 12.05.1998 .N 89; 05.01.2000. N 1-3; 31.12.2001. N 256; 26.03.2002. N 53; 12.10.2002. N 194.
20. Закона РСФСР N 1599-1 от 12.07.1991 г. «О Конституционном суде РСФСР» (в редакции от 25.02.1993 г.)// Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. N 30; 1993. N 12.
21. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. (с изменениями на 23.12.2003 г.) // СЗ РФ. 1996. N3. ст. 145; Российская газета. 02.12.1998.N 229; 14.07.1999. N 134; 26.03.2002. N53; 04.01.2003. N 1.; 27.12.2003. N 261.
22. Федеральный закон «Об общественных объединениях» N 82-ФЗ от 19.05.1995 г. (с изменениями на 29.06.2004 г.) // СЗ РФ. 1995. N 21. ст. 1930; Российская газета. N 98. 21.05.1997; N 139. 24.07.1998; N 46. 15.03.2002; N 53. 26.03.2002; N 138-139. 30.07.2002; N 252. 16.12.2003; N 138. 01.07.2004.
23. Федеральный закон N 85-ФЗ от 04.07.1996 г. «Об участии в международном информационном обмене» (с изменениями на 29.06.2004 г.) // СЗ РФ. 1996. N 28; Российская газета. N 126. 01.07.2003; N 138. 01.07.2004.
24. Федеральный закон N 24-ФЗ от 20.02.1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями на 10.01.2003 г.) // СЗ РФ. N 1995. N 8; Российская газета. N 5. 15.01.2003.
25. Указ Президента Российской Федерации «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» N 1607 от
07.10.1993 г.// Российская газета. 14.10.1993.
26. Указ Президента Российской Федерации N 1471 от 05.12.1998 г. «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»// СЗ РФ. 1998. N49.
27. Указ Президента Российской Федерации N 184 от 24.02.1992 г. «О Российском агентстве интеллектуальной собственности при Президенте Российской Федерации (РАИС)» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 10.
28. Распоряжение Президента Российской Федерации от 15.07.1992 г. N 367-рп «Вопросы Российского агентства интеллектуальной собственности при Президенте Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N29.
29. Постановление Правительства Российской Федерации N 524 от 29.05.1998 г. «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (сьемка) которых осуществлено до 3 августа 1992г.» // Российская газета. N 112. 16.06.1998.
30. Постановление Правительства Российской Федерации N 218 от
21.03.1994 г. «О минимальных ставках авторского . вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 13.
31. Постановление Правительства Российской Федерации N 1224 от 03.11.1994 г. «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным протоколам 1 и 2, конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм»// Российская газета. N 232. 30.11.1994
32. Постановление Правительства Российской Федерации N 413 от 12.04.1999 г. «О совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав»// Российская газета. N76. 21.04.1999.
33. Постановление Правительства Российской Федерации N 381 от 04.06.2002 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей» (с изменениями на 12.07.2003г.) // СЗ РФ. 2002. N23; Российская газета. N 196. 16.10.2002; N 142. 17.07.2003.
34. Постановление Правительства Российской Федерации N 1359 от 07.12.1994 г. «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» (с изменениями на 03.10.2002 г.) // СЗ РФ. 1994. N 34. ст. 3604; Российская газета. N 196. 16.10.2002. .
35. Постановление Совета Министров СССР N 588 от 16 августа 1973г.//Сборник руководящих материалов по телевидению и радиовещанию. Книга 5. М., 1983.
36. Постановление Кабинета Министров СССР N 242 от 14 мая 1991 г. «О Государственном агентстве СССР по авторским и смежным правам»// Собрание Постановлений Правительства СССР (отдел 1). 1991. N 11.
37. Письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 01-15/2519 от 30 января 1999 г. «О мерах, направленных на реализацию указа Президента Российской Федерации N 1471 05.12.1998 г.» (с изменениями на 08.07.2002 г.)//Таможенный вестник. 2002. N 15.
38. Постановление Конституционного суда Российской Федерации
N 4-П от 28.04.1992 г. «По делу о проверке конституционности Постановления Верховного Совета РСФСР от 03 февраля 1992 г. N 2275-1 «О Всероссийском агентстве по авторским правам»// Вестник Конституционного суда РФ. 1993. N 1.
39. Постановление Пленума Верховного Суда СССР N 8 от 18.04.1986 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений»// Сборник Постановлений Пленума Верховного суда СССР 1924-1986. М., 1987.
40. Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N С-13/OC3-317 от 19.10.1993 г. «В связи с принятием Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»// Хозяйство и право. 1994. N2.
41. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 47 от 28.10.1999 г. «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»// Российская газета (ведомственное приложение). N 44. 06.11.1999.
42. Договор об учреждении Европейского сообщества (ЕС) в редакции Ниццкого договора от 24.12.2002 г. // сайт в Интернете: www.evlaw.edu.ru
43. Директива ЕС N 92/100/ЕЕС 19 ноября 1992 года о праве на прокат и праве на предоставление в безвозмездное временное пользование и некоторых прав, относящихся к авторскому праву в области интеллектуальной собственности// Законодательство Европейского сообщества об авторском праве и смежных правах. ФИПС. М., 2002.
44. Директива ЕС N 93/83/ЕЕС от 27 сентября 1993 года о согласовании некоторых норм авторского права и прав, относящихся к авторскому праву, применимых к эфирному вещанию через спутник и к ретрансляции по кабелю// Законодательство Европейского сообщества об авторском праве и смежных правах. ФИПС. М., 2002.
45. Директива ЕС N 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 года о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе// Законодательство Европейского сообщества об авторском праве и смежным правам. ФИПС. М., 2002.
46. Закон Германии N 1294 от 09.09.1965 г. «Об управлении авторским правом и смежными правами» (с последующими изменениями и дополнениями) // Законодательство зарубежных стран по авторскому праву и смежным правам. ФИПС. М., 2002. .
47. Закон Соединенного королевства от 15.11.1988 г. «Об авторском праве, промышленных образцах и патентах» (с последующими изменениями и дополнениями) // Законодательство зарубежных стран по авторскому праву и смежным правам. ФИПС. М., 2002.
48. Устав Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) // сайт в Интернете: www.cisac.com
49. Устав Общественной организации «Российское авторское общество» (РАО)// сайт в Интернете: www.rao.ru
51. Устав Некоммерческого партнерства «Российское общества по мультимедиа и цифровым сетям» (РОМС)// сайт в Интернете: www.roms.ru
52. Устав Некоммерческого партнерства «Общество авторов и иных правообладателей по коллективному управлению их правами РОАП»// сайт в Интернете: www.roap.ru
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Проблемы создания и функционирования организаций по коллективному управлению авторскими правами»
1. Агарков М.М. Ценность частного права // «Правоведение». 1992. N 1.
2. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности. Авторское право. СПб., 2004.
3. Близнец. И.А. Антонова А. Тарифы на авторское вознаграждение кто их должен устанавливать? //Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. N 4.
4. Близнец И.А. Взаимодействие Европейского сообщества с правоохранительными органами и органами исполнительной власти России //Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N9.
5. Близнец И.А. Коллективное управление авторскими правами// В кн.: Труды по интеллектуальной собственности. Том III. Проблемы охраны интеллектуальной собственности в России и Западной Европе. — М., 2001.
6. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. «Роль государства в области авторского права и смежных прав»// Российская юстиция. 1999. N11.
7. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 2-е изд.-М., 1994.
8. Богш А. Бернская конвенция 1886 года в России (История авторского права в России)// Международная жизнь. 1995. N 10.
9. Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1975.
10. Введение в интеллектуальную собственность// WIPO PUBLICATION N478 (R). 1998.
11. ЬВильнянский С.И. Лекции по советскому и гражданскому праву. 4.1. -изд. Харьковского университета, 1958.
12. Воронкова М.А., Гаврилов Э.П. Охрана авторских прав в СССР.- М., 1974.
13. Городов О.А. Интеллектуальная собственность:-, правовые аспекты коммерческого использования. СПб., 1999.
14. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». М., 1996.
15. Глоссарий терминов по авторскому праву и смежным правам. ВОИС. -Женева. 1981.
16. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. — М., 1996.
17. Дитц А. Место закона об интеллектуальной собственности в правовой системы (Почему он не является просто разделом Гражданского кодекса)//Юридический консультант. 1997. N 5-6.
18. Дозорцев В.А. О проекте раздела V ГК РФ «Исключительные права»// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2000. N 1.
19. Дикарева Н.Ф. Особенности участия в гражданском процессе организаций, управляющих имущественными правами авторов // «Законодательство». 2001. N 12.
20. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. М., 1993.
21. Законодательство зарубежных стран по авторскому праву и смежным правам. ФИПС. М., 2002.
22. Иванов Н. Исключительные права и коллективное управление по российскому законодательству // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. N 5.
23. Иоффе О.С. Советское гражданское право. ЛГУ, 1967.
24. Коллективное управление авторским правом и смежными правами. ВОИС. Женева. 1990.
25. Концепция государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности. Проект Министерства юстиции Российской Федерации// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 1997. N 11-12.
26. Корчагин А.Д. Государственная политика в сфере интеллектуальной собственности// Патенты и лицензии. 2000. N11.
27. Кравец Л. Вторжение музыки в киберпространство: новые возможности и проблемы// Интеллектуальная собственностью. Авторское право и смежные права. 2000. N 5-6.
28. Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения. Антология уральской цивилистики. 1925-1989: сборник статей. М., 2001.
29. Леонтьев К.Б. Проблемы реализации авторских и смежных прав в условиях технологического развития. Коллективное управление авторскими и смежными правами в Интернете // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 2.
30. Лунц Л.А. Курс международного частного права. Особенная часть. -М., 1975.
31. Липцик Д. Авторское право и смежные права. ЮНЕСКО. -М., 2002.
32. Макдональд Б.А., Барщевский М. Как защищают интеллектуальную собственность в США// Закон. 1994. N 1.
33. Макаганова Н.В. Авторское право: учебное пособие/ под.ред. Э.П. Гаврилова. М., 1999.
34. Макагонова Н.В. Некоторые проблемы гражданско-правовой охраны авторских прав в России. М., 1996.
35. Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1978
36. Моргунова Е. Теоретические основы коллективного управления имущественными правами обладателей авторских и смежных прав// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002. N3.
37. Моргунова Е. Природа авторского права// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 12.
38. Моргу нова Е. Управление правами авторов на коллективной основе// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 1997. N5-6.
39. Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ// под ред. М.С. Шакарян. М., 2001.
40. Невзгодина Е.Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980.
41. Пергамент А.И. Советское гражданское право.Т.1, ВЮЗИ. М., 1975.
42. Подшибихин Л.И., Леонтьев К.Б., Бузова Н.В. Европейский опыт совершенствования законодательства об авторском праве в эпоху становления «информационного общества»// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N11.
43. Райхер В.К. Абсолютные и относительные права: К проблеме деления хозяйственных прав. Известия экономического факультета Ленинградского политехнического института, вып. 1 (XXV). Л., 1928.
44. Рочичиолли Э.П. Коллективное управление правами интеллектуальной собственности// В кн.: Труды по интеллектуальной собственности. Том III. Проблемы охраны интеллектуальной собственности в России и Западной Европе. М., 2001.
45. Рясенцев В.А. Понятие и юридическая природа полномочий представителя в гражданском праве. М., 1958.
46. Савельева И., Завидов Б. Авторское право в советское время// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2000. N 5-6.
47. Сергеев А.П. О проекте раздела V «Право интеллектуальной собственности» («Исключительные права»)// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2000. N 1.
48. Сергеев А.П. Проект третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации: мнения и сомнения// Юридический консультант. 1998. N 1.
49. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ М.,2001.
50. Силонов И.А. Авторское право в шоу-бизнесе: нормативные акты и комментарии. М., 2001.
51. Советское гражданское право. Т. 1. /отв. ред. В.А. Рясенцев. М., 1965.
52. Советское гражданское право. Т. 1. /под ред. О.А. Красавчикова М., 1972.
53. Сравнительный анализ юриспруденции в сфере авторского права в Германии, Франции, Испании и Великобритании. Международное исследование. Сорбонна. 2001.
54. Судариков С.А. Гармонизация национального законодательства в области авторского права и смежных прав с новыми международными нормами// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 9.
55. Судариков С.А. Технические меры защиты авторского права и смежных прав в Интернете// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 8.
56. Толстой Ю.К. К теории правоотношения// Л., 1959.
57. Туркин А.В., Максимова Л.Г. Разрешите не согласиться// Интеллектуальная собственность. Авторское право й смежные права. 2000. N 1.
58. Туркин А.В., Подшибихин Л.И., Леонтьев К.Б. Лицензирование деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 4.
59. Ульяничев С. Под международной защитой: интеллектуальная собственность в международном праве// Общественные науки и современность. 1992. N 4.
60. Шепенс П. Руководство по коллективному управлению авторскими правами. ЮНЕСКО М., 2001.
61. Abada S. La gestion collective des droits d auteur dans les pays en voie de developpement // Le droit d auteur. Geneve: OMPI, 1985.
62. Carmet O. Statut de la SACEM/ Revue internationale du droit d auear/Paris. 1989. Avril.N 140.
63. Uchtenhagen U. La creation des societes d auteurs// Le droit d auteur. Geneve: OMPI, 1991. n. 8,9.
64. Zavin BMI. Le complete report of the first international music industry conference. 1969.