Роль и место МВД дореволюционной России в механизме регулирования религиозных отношений, 1802-1917 гг.текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Лукьянов, Сергей Александрович, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ .С. 1 -

ГЛАВА I. Регулирование религиозных отношений до учреждения министерств в России (X в. - начало XIX в.).С. 16

§ 1. Основные тенденции развития отношений государства и Церкви с X в. до начала XIX в.С. 16

§ 2. Борьба государства и Церкви с религиозными правонарушениями в России (X в. - начало XIX в.).С. 48

ГЛАВА II. Роль МВД Российской империи в осуществлении религиозной политики самодержавной монархии в XIX - начале XX вв.С. 83

§ 1. Деятельность МВД Российской империи по регулированию внутри-конфессиональных и межконфессиональных отношений в 1802 - 1905 гг.

С. 83

§ 2. Роль МВД Российской империи в осуществлении государственной политики по отношению к старообрядчеству и сектантству, борьбе с религиозными преступлениями в 1802 - 1905 гг.С. 127

§ 3. Роль и место МВД Российской империи в осуществлении религиозной политики самодержавной монархии и в регулировании религиозных отношений в 1905 - 1917 гг.С. 160

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Роль и место МВД дореволюционной России в механизме регулирования религиозных отношений, 1802-1917 гг."

В современных условиях роль и влияние религиозного фактора становится все более заметным во внутренней жизни России. Без его учета неможет быть осуществлена и ни одна крупная внутри и внешнеполитическая акция. В России, стране многонациональной и многоконфессиональной, религиозный фактор тесно переплетается с этническим, а вместе - через обретение и оформление национального самосознания, - вторгается в политическую и правовую сферы, политика в области религиозных отношений приобретает принципиально новое значение.

Особенностью современной религиозной жизни России является резкое (с начала 90-х годов), увеличение количества религиозных организаций, как имеющих глубокие исторические корни в стране (т.н. традиционных), так и новых, образовавшихся в последние годы или появившихся в результате мощной религиозной экспансии из-за рубежа. По некоторым оценкам, в настоящее время в той или иной мере убежденными и последовательными приверженцами религии являются не менее половины взрослого населения страны На 1 января 1997 г. в России зарегистрировано 14688 религиозных объединений, в т.ч. 264 религиозных центра и управления, 13461 религиозная община, принадлежащая к 61 различным вероисповеданиям 2. Религиозная активность сейчас уже не ограничивается богослужебно-культовой практикой; развивается миссионерская, просветительская, благотворительная деятельность религиозных организаций. Возник ряд обще

1 Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М. 1996, С. 7

2 Иванов В.И., Государственно-церковные отношения и необходимость учета религиозной ситуации в управлении органами внутренних дел. Учебно-методические материалы. Академия управления МВД России. М., 1997, С.4. ственных движений и политических партий конфессиональной направленности, которые активно действуют во внутриполитической жизни России и на международной арене.

Формирование современной религиозной ситуации происходило в период, когда еще не наметилась четкая государственная политика в области вероисповеданий, а Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. недостаточно эффективно влиял на происходившие процессы и не отвечал интересам большинства конфессий. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. в большей степени отвечает характеру сложившихся государственно-церковных отношений, выступая, вместе с соответствующими статьями Конституции РФ, в качестве юридической базы этих отношений. Отказ государства от вмешательства в деятельность религиозных объединений не означает отказа от регулирования сложных и важных процессов, происходящих в религиозной и межконфессиональной жизни. Между различными конфессиями, существующими в России, имеют место острые противоречия, разрешение которых нередко возможно лишь при участии государства. В противном случае межконфессиональные противоречия могут приобрести характер длящихся религиозных конфликтов, что негативно скажется на состоянии общественного порядка и безопасности. Необходимо учитывать, что со стороны определенных политических кругов в последние годы наблюдались попытки провоцирования межконфессиональных и межрегиональных конфликтов путем распространения идей и учений религиозного экстремизма, например, ваххабизма. Отдельные идеи исламского фундаментализма используются в целях формирования негативного отношения к России как внутри страны, так и за ее пределами.

Озабоченность российского общества и государственной власти по поводу продолжающейся религиозной экспансии из-за рубежа была отмечена и в «Программе действий Президента Российской Федерации на 1996

2000 г.», где указывалось, в частности, что существует необходимость обеспечения защиты граждан от духовной агрессии

Среди новых религиозных организаций имеются такие, вероисповедное учение которых носит откровенно антигосударственный, антиобщественный и античеловеческий характер. Деятельность т.н. «деструктивных религиозных организаций» («тоталитарных сект», «деструктивных культов»), создает серьезную политическую, социальную и криминальную напряженность в обществе. В последние годы имели место многочисленные обращения общественных организаций и групп граждан в правоохранительные органы по поводу противоправной деятельности религиозных организаций «Великое Белое Братство», «Богородичный Центр», Центр «Юнивер», «АУМ Синрике», «Свидетели Иеговы» и т.д 2. Некоторые зарубежные религиозные организации, свободно функционирующие в России, запрещены в ряде стран, а их руководители подвергались судебному и полицейскому преследованию в связи с совершением конкретных правонарушений 3. Криминальная деятельность «тоталитарных культов» носит, как правило, скрытый, латентный характер, причиняя значительный ущерб государственным и общественным интересам, правам и свободам граждан, их их жизни и здоровью. Продолжается скрытая деятельность «АУМ Синрике» и «Великого Белого Братства», официально не зарегистрированных в России 4. Действия, представляющие общественную опасность в сфере религиозных отношений, нашли свое отражение в новом уголовном законодательстве России: статья 239 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за организацию

1 «Российские вести», специальный выпуск, 1 июля 1996 г., № 102\1022.

2 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород, 1997 г., С. 6-8.

3 там же, С. 255-256.

4 Иванов В.И. Указ. раб., С. 5. религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с различными посягательствами на личность и права граждан. Общественная опасность «тоталитарных культов» отмечалась и в документах соглашений между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Русской Православной Церковью: Совместном заявлении министра внутренних дел РФ и Патриарха Московского и всея Руси от 6 сентября 1994г., Соглашении о сотрудничестве, подписанном министром внутренних дел РФ и Патриархом от 30 августа 1996 г. Эти документы послужили основой активного сотрудничества органов внутренних дел с религиозными организациями в пенитенциарной и гуманитарной областях деятельности, в сфере профилактики правонарушений.

Необходимо отметить, что у правоохранительных органов России еще не сложился опыт практической деятельности в области предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в религиозной среде и на религиозной почве. Опыт аналогичной деятельности органов внутренних дел советского периода неприменим в силу наличия принципиально новых подходов в государственно-церковных отношениях и в религиозной политике государства. В то же время в данной области деятельности правоохранительных органов дореволюционной России, когда на протяжении длительного времени главную роль в механизме государственно правового регулирования религиозных отношений играло Министерство внутренних дел Российской империи накоплен богатейший опыт. Особую ценность имеет практика деятельности МВД в период после 1905 года, когда указом «Об укреплении начал веротерпимости» и другими законодательными актами была фактически провозглашена «свобода совести» и в России сложилась в сфере религиозных и межконфессиональных отношений ситуация, во многом аналогичная современной.

Изучение механизма государственно-правового регулирования религиозных отношений в России дореволюционного периода, роли и места Министерства внутренних дел в этом механизме имеют как научное, так и практическое значение. До настоящего времени деятельность МВД дореволюционной России в сфере религиозных отношений в литературе в достаточной степени не освещалась. Результаты исследования могут быть использованы в работе по совершенствованию правовой основы деятельности правоохранительных органов России в области предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, совершаемых в религиозной среде и на религиозной почве, при разработке практических рекомендаций в системе профессиональной и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Степень разработанности проблемы. Деятельность Министерства внутренних дел Российской империи в сфере религиозных отношений частично освещена в работе С.А. Адрианова «Министерство внутренних дел. Исторический очерк (1802-1901)», вышедшей к 100-летию со дня учреждения МВД. Раскрывая содержание отдельных мероприятий МВД в осуществлении государственной религиозной и национальной политики, Адрианов сосредотачивает внимание на деятельности Департамента духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) МВД. При этом структура, формы и методы деятельности Департамента не раскрываются. Роли полиции и ее сыскных подразделений в работе Адрианова вообще отводится мало места а о деятельности полицейских органов и учреждений в сфере борьбы с религиозными правонарушениями упоминается лишь эпизодически.

Интересный фактический материал по проблеме представляет «История Министерства Внутренних Дел» Н. Варадинова, изданная в Санкт

1 Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996, С.6.

Петербурге в 1858-1863 годах. Однако, Варадинов не дает каких-либо обобщений или анализа деятельности МВД в сфере религиозных отношений. Кроме того, на момент издания исследования Варадинова, структура ДДДИИ в окончательном виде еще не сложилась и деятельность этого подразделения МВД не проявилась в полной мере.

В современных изданиях, посвященных истории полиции дореволюционной России, имеются указания на то, что органами полиции МВД, а также III отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии осуществлялось наблюдение за религиозными организациями, велась борьба с сектантством и «ересями» Результаты этой деятельности, ее формы и методы не раскрываются, фактический материал отсутствует. Лишь в книге «Органы и войска МВД России» имеется указание на деятельность Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД, чему посвящен один абзац 2. В работе «История полиции России» говорится о задачах III Отделения СЕИВК по контролю за сектами и «расколами» и деятельности ДДДИИ по надзору за неправославными конфессиями 3. В монографии М.И. Одинцова «Государство и церковь в России» функциям ДДДИИ МВД посвящается несколько строк4.

Немного большее внимание интересующей нас проблеме уделяется в книге В.В Клочкова «Закон и религия», в которой частично раскрывается структура Департамента, отдельные формы и методы его деятельности по управлению духовными делами некоторых конфессий 5. В этой же работе

1 Полиция и милиция России (очерк истории). М., 1993, С. 19, 24, 35; Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995, С. 18, 24, 36.

2 Органы и войска МВД России., С. 24-25.

3 История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы. М., 1998, С. 26-27.

4 Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994, С.6.

5 Клочков В.В Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М„ 1982, С.23-25. имеется глава, посвященная деятельности органов полиции по борьбе с сектантством, старообрядчеством и религиозными преступлениями. При этом дается исключительно негативная оценка деятельности полиции, носившей, репрессивный и жестокий характер и осуществлявшейся лишь в целях защиты самодержавной монархии и интересов государственной Церкви. Такая точка зрения присутствует практически во всех исследованиях советского периода. Борьба с сектантством и старообрядчеством представляется авторами лишь как борьба с инакомыслием, роль полиции преподносится с позиции официальной атеистической пропаганды. В работах Грекулова Е.Ф, Миловидова В.Ф., Клочкова В.В., Никольского Н.М., Третьяковой В.В. и других не раскрываются такие негативные стороны религиозного сектантства и старообрядчества, как крайнее изуверство, антигосударственная, антиобщественная, античеловеческая сущность многих неофициальных религиозных учений в России. По сути, авторы замалчивают и даже оправдывают деятельность, например, «скопцов» и «хлыстов», которая носила криминальный характер, представляя угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью, нравственности населения.

Более объективными в данном вопросе были дореволюционные исследователи «раскола», например, A.B. Попов, В.В.Есипов, Н.И. Надеж-дин, П.И. Мельников (Печерский). В их работах содержится огромный фактический материал как по истории религиозных преступлений, сектантства и старообрядчества, так и по истории борьбы правоохранительных органов дореволюционной России с этими видами правонарушений. Необходимо отдельно упомянуть также работы В.И. Даля, который, как и П.И. Мельников, являлся чиновником МВД Российской империи и имел непосредственное отношение к формированию государственной политики в сфере борьбы с религиозными преступлениями.

До настоящего времени в литературе совершенно не был отражен вопрос о деятельности охранных отделений Департамента полиции МВД по наблюдению за религиозными организациями, т.е. деятельности оперативно-розыскной.

Рассмотрение проблемы деятельности МВД Российской империи в сфере религиозных отношений невозможно без изучения истории государственно-церковных отношений в России. В литературе широко освещены политические, экономические, идеологические и философские аспекты взаимоотношений государства и Православной Церкви. Эти вопросы изучались в разное время разными авторами, которых можно разделить на три основные группы. Первую составляют официальные историки Церкви. В работах митрополита Макария, архиепископа Никанора, архиепископа Филарета (Гумилевского), Николая (Ярушевича) прослеживается четкая конфессиональная позиция в оценке роли Церкви в становлении российской государственности и развитии законодательства, месте Церкви в общественной жизни страны. Другая группа авторов представлена дореволюционными историками, правоведами, философами и мыслителями: Голубинский Е.Е., Павлов A.C., Гальковский Н.М., Тихомиров A.B., Мережковский Д.С., Милюков П.Н., Карташев A.B. и др. В их работах дается объемный анализ государственно-церковных отношений, и несмотря на различия в позициях, содержится критика государственной политики в отношении Церкви. К третьей группе авторов можно отнести ученых-религиоведов и историков советского периода. В работах Н.М.Никольского, Е.Ф.Грекулова, Н.С.Гордиенко, А.В.Белова, В.В. Клоч-кова и других, отмечается явная антицерковная позиция, выражающаяся в оценке роли и места Русской Православной Церкви в истории России, ее значения в государственной и общественной жизни до 1917 года.

Большой аналитический материал предоставляют издания последних лет по рассматриваемой проблеме. В уже упоминавшейся монографии

М.И.Одинцова дается насыщенный и объективный анализ взаимоотношений государства и Церкви в XX веке, особенно в той части, что касается вопросов эволюции правового регулирования и деятельности государственных органов дореволюционной России, осуществлявших церковную и религиозную политику.

Несмотря на наличие огромного по объему теоретического и фактического материала по проблемам государственно-церковных отношений в дореволюционной России, изучению собственно механизма государственно-правового регулирования отношений в сфере религии не уделялось должного внимания. Вопросы государственной политики по отношению к неправославным конфессиям в литературе отражены недостаточно, т.к. исследователи неминуемо вынуждены были бы заняться изучением роли и места ДДДИИ МВД в осуществлении этой политики, а этого, к сожалению, не произошло.

Отсутствие специальных исследований, посвященных проблеме деятельности МВД дореволюционной России в осуществлении государственной религиозной политики и обусловили выбор темы диссертации, ее основные цели и задачи.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в изучении и анализе историко-правовой литературы, законодательства России X - начала XX веков, архивных и иных документальных материалов с тем, чтобы проследить процессы развития государственно-религиозных отношений в России начиная с момента принятия христианства и на основе полученных сведений максимально полнее раскрыть и осветить роль и место МВД дореволюционной России в осуществлении религиозной государственной политики, в механизме регулирования отношений в сфере религии.

В соответствии с названной целью автор предпринимает попытку решить следующие задачи:

- рассмотреть историю развития государственно-церковных отношений в России с момента принятия христианства до учреждения министерств, при этом выделить роль Православной Церкви в формировании российской государственности и права, осуществлении государственной религиозной политики;

- изучить историю борьбы государства и Церкви с религиозными правонарушениями, установить характер и особенности участия Церкви и государственных правоохранительных органов в выявлении, предупреждении и пресечении старообрядчества и сектантства;

- изучить историю формирования государственной религиозной политики в XIX - начале XX веков, роль и место Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД в ее осуществлении, историю формирования самого Департамента, его структуры и функциональных задач, форм и методов деятельности, взаимодействия с другими органами и учреждениями;

- определить роль и место полиции дореволюционной России, а также сыскных полицейских учреждений в борьбе с религиозными правонарушениями в XIX - начале XX веков, изучить формы и методы полицейской деятельности в данном направлении;

- проанализировать деятельность ДДДИИ и Департамента полиции МВД в осуществлении религиозной политики в период после провозглашения «свободы совести» и до крушения российской монархии;

- сформулировать на основе изучения исторического опыта некоторые предложения по участию органов внутренних дел в регулировании отношений в сфере религии в современных условиях.

Объект исследования. - государственно-правовой статус МВД дореволюционной России в сфере регулировании религиозных отношений. Предмет исследования составляют правовые и организационные основы деятельности МВД по управлению духовными делами неправославных конфессий, борьбы с религиозными правонарушениями, наблюдения за религиозными организациями со стороны подразделений МВД.

Хронологические рамки исследования. В целях обеспечения объективного подхода к рассмотрению проблемы государственно-церковных отношений в России, понимая закономерность развития этих отношений и их особенностей, максимально полного освещения роли и места МВД Российской империи в осуществлении государственной религиозной политики, в рамках первой главы исследования включены два основных блока: об основных тенденциях развития отношений государства и Церкви в X - начале XIX века, борьба государства и церкви с религиозными правонарушениями в X - XVIII веках. Хронологические рамки второй главы охватывают деятельность МВД империи в период с 1802 по 1905 годы, т.е. с момента учреждения МВД до издания указа «Об укреплении начал веротерпимости», а затем и до 1917 года. Период с 1905 по 1917 год выделен как период формирования новой религиозной политики государства, поиска новых форм и методов деятельности подразделений МВД по осуществлению религиозной политики.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод, в рамках которого применялись частнонаучные методы конкретно-исторического, формально-логического и системного анализа.

Исследование проблемы велось с позиций принципа историзма, выражающегося в освещении событий в их последовательности и взаимообусловленности, в соответствии с реальной исторической обстановкой.

Источниковую базу диссертации составляют документы из фондов Департамента духовных дел иностранных исповеданий, Департамента полиции МВД Российской империи, Министерства полиции, некоторых личных фондов, хранящихся в Центральном государственном архиве России и в Центральном государственном историческом архиве, а также фонды

Ульяновского областного архива, в частности фонд Уголовной Палаты Симбирского окружного суда.

Норматиивно-правовой материал почерпнут из Полного собрания законов Российской империи, Свода законов Российской империи, сборников уголовного законодательства дореволюционной России, сборников нормативных актов по борьбе с «расколом», других нормативных актов, ведомственных документов МВД Российской империи. При написании диссертации широко использовалась научная и специальная литература по вопросам религиоведения и правоведения, в т.ч. и дореволюционные издания.

Научная новизна диссертации заключается в том, что это первое исто-рико-правовое исследование, в котором регулирование отношений в сфере религии рассматривается как самостоятельное направление в деятельности Министерства внутренних дел.

В диссертации рассматривается понятие религиозного преступления, прослеживается эволюция этого понятия, вычленяются признаки и виды различных религиозных преступлений, виды и степень ответственности за их совершение.

Элемент новизны состоит в том, что в научный оборот вводятся многочисленные архивные материалы и документы, а также данные из редко встречающихся литературных источников.

Вопросы темы диссертации освещались с учетом последних научных исследований в данной области, новой историко-правовой литературы и современного законодательства.

Основные положения, выносимые на защиту. Изучение роли и места МВД дореволюционной России в механизме регулирования отношений в сфере религии, позволило вынести на защиту следующие положения: - до учреждения МВД государство и Русская Православная Церковь осуществляли совместную политику в сфере религиозных отношений, причем

Церковь, обладая значительной юрисдикцией в данной сфере, играла главную роль в борьбе с религиозными преступлениями, вмешиваясь во все вопросы религиозных отношений. В процессе подчинения государству Церковь утрачивала функции регулирования отношений в сфере религии, эти функции переходили к светским органам власти, в том числе и к органам полиции;

- с учреждением МВД функция борьбы с религиозными преступлениями переходит окончательно к органам полиции, а Церковь становится лишь вспомогательной силой, выполняющей консультативные и иные второстепенные задачи;

- с учреждением Главного Управления духовных дел иностранных исповеданий, а затем - Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД, государственная Церковь перестает играть какую-либо роль в управлении духовными делами других конфессий, все вопросы регулирования отношений в сфере религии полностью переходят в руки светской власти;

- Министерство внутренних дел Российской империи играло главную роль в регулировании религиозных отношений, контролируя внутреннюю конфессиональную жизнь не только «иностранных исповеданий», но и Российской Православной Церкви;

- МВД, являясь исполнителем государственной религиозной политики, одновременно и формировало эту политику осуществляя собственную нормотворческую деятельность;

- деятельность МВД в сфере регулирования религиозных отношений осуществлялась в интересах государства, а не в узких интересах Российской Православной Церкви. Она была направлена на разрешение (сглаживание) не только межконфессиональных, но и межнациональных и социальных конфликтов, способствовала принятию взвешенных решений в международных отношениях, играла существенную роль в предупреждении различного рода правонарушений;

- после 1905 г. Министерство внутренних дел утрачивает большую часть своих полномочий в решении вопросов религиозной жизни в стране, в результате чего эффективность деятельности МВД в этой сфере понизилась.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что собранный и обобщенный материал дает возможность проследить и оценить процессы развития государственно-церковных отношений в России в период с момента принятия христианства до 1917 года, выявить характер и направленность государственной религиозной политики, роли и места в ее осуществлении Министерства внутренних дел. Материал, представленный в диссертации, может быть использован в дальнейших исследованиях по проблемам государственно-церковных отношений, при рассмотрении вопросов деятельности подразделений МВД и других министерств Российской империи в сфере религиозных отношений. Материал диссертации может быть использован при подготовке предложений по совершенствованию взаимодействия органов внутренних дел с религиозными организациями, деятельности ОВД по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в религиозной среде и на религиозной почве, а также при подготовке предложений по профессиональной и гуманитарной подготовке сотрудников в системе учебных заведений МВД РФ.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации отражены в ряде публикаций, в том числе: в издании Московской патриархии «Альфа и Омега» № 2 за 1994 г., в журнале «Социум» № 4 (47) за 1995 год (статья «История одной кавалерийской атаки»), в брошюре «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (раздел «Ис-торико правовой обзор государственно церковных отношений в России»), издательство Свято-Владимирского братства, Москва, 1996 г., в справочнике «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера», издательство Миссионерского Отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви, Белгород, 1997 г., в лекционных материалах в системе гуманитарной подготовки сотрудников УВД Ульяновской области. Материалы исследования использовались МВД РФ при подготовке встречи министра внутренних дел РФ A.C. Куликова с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 30 августа, при подготовке Академией Управления МВД России Рождественских чтений в январе 1999 г. Выводы и обобщения диссертационного исследования использовались автором в выступлениях на международной христианской конференции «Тоталитарные секты в России», проходившей в Москве в мае 1994 года., а также на православной конференции в г.Клин Московской области в марте 1996 г.

Цели и задачи, предмет исследования определили содержание и структуру диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и других источников.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Лукьянов, Сергей Александрович, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственно-церковные отношения в России до 1917 г. прошли ряд этапов, соответствовавших основным периодам в развитии российского государства и права. Российская Православная Церковь сыграла огромную роль в формировании государственности и российского законодательства. В результате огосударствления Церкви государство получило особый орган, осуществлявший ряд функций в сфере идеологии, образования, пра-воохранения. В период существования МВД Российской империи государственно-церковные отношения имели особую специфику, так как на МВД были возложены обязанности по регулированию религиозных отношений в стране, осуществлению контроля за неправославными религиозными организациями.

С 1832 г. и до 1917 г. Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД выполнял функцию управления внутриконфессиональной и межконфессиональной жизнью неправославных конфессий. ДДДИИ не только являлся органом управления, но и был субъектом нормотворчества в сфере религиозного законодательства, непосредственно влияя на государственно-церковные отношения. Основной задачей ДДДИИ, как и основной задачей Министерства внутренних дел империи, являлось обеспечение «тишины и спокойствия» в многонациональной и многоконфессиональной стране. Департамент с выполнением этой задачи в целом справился: до 1917 г. в Российской империи не имели места такие явления, как религиозные войны, крупные общественные катаклизмы на национальной и религиозной почве, религиозная экспансия извне. Возникавшие в разное время локальные конфликты, связанные с теми или иными противоречиями в национальной и религиозной политике самодержавной монархии, попытки религиозной экспансии из-за рубежа своевременно предотвращались или пресекались силой государственного аппарата принуждения или гасились своевременными уступками. Это происходило потому, что все «иностранные» конфессии находились в полном подчинении государства, действовали в его интересах. В создании и контроле за функционированием данной системы государственно-церковных отношений основная роль принадлежала ДДДИИ МВД.

Вместе с тем, государственная религиозная политика самодержавия основывалась не на принципах свободы вероисповеданий, а на принципах религиозной терпимости, границы которой время от времени менялись. В конце XIX в. сложившиеся в России государственно-церковные отношения, отношения государства с РПЦ и другими конфессиями, охватил глубокий кризис. Попытка государства разрешить назревшие противоречия в религиозной жизни путем реформ не привела к положительным результатам. Половинчатость и непоследовательность реформ 1905-1912 гг. в сфере религиозных отношений привела лишь к обострению противоречий в межконфессиональных и межнациональных отношениях. Усугубленные общеполитическим кризисом 1916 г., эти противоречия сыграли немалую роль в крушении самодержавной монархии в России.

Необходимо отметить, что МВД пыталось изменить ход событий, стремясь так или иначе воздействовать на складывавшуюся ситуацию. Это заметно проявлялось и в деятельности ДДДИИ, его попытках путем законодательной инициативы в 1905-1913 гг. реформировать сложившиеся в сфере религии отношения.

В механизме регулирования религиозных отношений значительную роль играли органы полиции МВД империи. Их деятельность, направленная на борьбу с религиозными правонарушениями, носила характер не только защиты интересов государственной Церкви и религии, но и защиты государственной и общественной безопасности от преступных посягательств со стороны религиозного подполья, представленного многочисленными религиозными общинами русского старообрядчества и сектантства. Борьба полиции с религиозными правонарушениями носила не только репрессивно-карательный характер, органы полиции постоянно осуществляли комплекс предупредительно-профилактических мер, не имевших характера уголовно-правовой репрессии. В 70-е годы XIX в. российская полиция разработала и осуществляла на практике особую систему контроля за деятельностью старообрядчества и сектантства. При этом полиция не вмешивалась в вероисповедные вопросы, преследуя исключительно цели обеспечения общественного порядка и безопасности населения. Такие религиозные организации и группы, как «хлысты» и «скопцы», постоянно допускали действия криминальной направленности, наносили прямой ущерб общественной нравственности, создавая угрозу жизни и здоровью населения. Часть религиозных сект угрожала интересам государственной безопасности в силу политической «неблагонадежности», наличия устойчивых тайных связей с зарубежными центрами. Поэтому политическая полиция империи в лице Отдельного корпуса жандармов и охранных отделений осуществляла постоянное негласное наблюдение за данными религиозными организациями. До 1917 г. всякое «иноверие» среди русского православного населения расценивалось как проявление чуждого национальному менталитету влияния. Таким образом, именно органы полиции МВД Российской империи выполняли функцию обеспечения религиозной безопасности населения и принципов веротерпимости, а МВД империи в целом до 1917 г. выполняло одну из важнейших тогда функций государства - функцию осуществления государственной религиозной политики, являясь основным государственным органом, обеспечивавшим регулирование религиозных отношений. Святейший Синод, осуществлявший управление духовными делами русского православного населения, являлся лишь ведомством православного исповедания, т.е. государственным органом, руководившим деятельностью Российской Православной Церкви.

В связи с этим, утверждения о том, что государство при посредстве полицейских органов и учреждений защищало исключительно узкие интересы Православной Церкви, представляется необоснованным. Как показано выше, МВД империи, в ходе осуществления контроля за всеми конфессиями, осуществляло и защиту вероисповедных интересов каждой из них.

В настоящее время, учитывая продолжающуюся религиозную экспансию в Россию из-за рубежа, ряд негативных явлений в религиозной жизни страны, существует необходимость организации определенного контроля за обстановкой, складывающейся в религиозной среде и со стороны МВД РФ. Данный контроль может выражаться, например, в своевременном получении информации о негативных процессах и явлениях, имеющих место в межконфессиональных отношениях и незамедлительном реагировании на эту информацию. Поэтому возникает вопрос о наличии в структуре МВД специализированного информационно-аналитического подразделения, в функции которого входит указанное направление работы '. При условии неукоснительного соблюдения принципа свободы совести в оперативно-служебной деятельности по обеспечению религиозной безопасности граждан, деятельность вышеуказанного подразделения может способствовать снятию напряженности и болезненных явлений в сфере религиозной жизни, что поможет ей стать фактором духовного оздоровления и стабильности общества.

1 УРОС везет тяжелый воз . Журнал «Милиция». М., № 8, август, 1999, с. 7-9.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Роль и место МВД дореволюционной России в механизме регулирования религиозных отношений, 1802-1917 гг.»

1. Оп. 1885; ДД.: 59 ч 27, 59 ч 31, 59 ч 32, 575. Оп. 1891; ДД.: 44 ч 27, 44 ч 28, 44 ч 29. Оп. 1892; Д. 339.

2. Оп. 1894; Д. 152 ч 44. Оп. 1897; Д. 350. Оп. 1898; Д. 14 ч 3. Оп. 1901; Д. 1 ч53. Оп. 1903; Д. 1 ч7. Оп. 1906; Д.9 ч 1 А. Оп. 1912; ДД.: 132,263. Оп. 1913; Д.132. Оп. 1914; Д. 74 ч 74. Оп. 1915; Д. 132.

3. Ф. 109 (Фонд Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. 1826 -1880 гг.). Оп. 3; ДД.: 1379, 1385, 1411, 1416. Оп. 6; Д. 72. Оп. 1832; ДД.: 494, 496. Оп. 1836; Д. 235.

4. Ф. 564 ( Личный архив А.Ф. Кони ). Оп. 1; ДД.: 71,331, 336.

5. Ф. 730 ( Фонд Департамента общих дел МВД Российской империи ). Оп. 1; Д. 360.

6. Ф. 1165 (Фонд Министерства полиции Российской империи. 1811-1819 гг.). Оп. 1; ДД.: 33, 69.106.. ЦГИАР (Центральный государственный исторический архив России).

7. Ф. 821 (Фонд Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи).

8. Оп. 3; Наспер Г.Н. Предисловие к описи; ДД. 1-943.

9. Оп. 4; Артемьева А.Н., Мельниченко H.A. Предисловие к описи; ДД.: 36,56, 93, 1509, 1510, 1521, 1523, 1526, 1528, 1531, 1536.

10. Оп. 5; ДД.: 183, 184, 186, 189, 190, 191, 194, 202.

11. Оп.7; ДД.: 1, 10, 15, 253, 254, 288, 323, 325.

12. Оп. 10; ДД.: 13, 41, 57, 178-180, 183, 270, 279, 290, 589, 596-598, 989, 997, 1273.1. Оп. И; ДД.: 1,89,91.

13. Оп. 12; ДД.: 13,148, 150, 207, 227, 262, 405.

14. Оп. 15; Наспер Г.Н. Справка о материалах по истории народов СССР. 1996.

15. Оп. 138; ДД.: 7, 18, 71, 76, 142, 147, 149, 154-156, 159, 161. Оп. 150; Д. 476.

16. Ф. 822 ( Фонд Римско-католической духовной коллегии. 1797-1917 гг.). Оп. 1797; ДД.: 6, 7.107.. УГАКО (Ульяновский государственный архив Куйбышевской области).

17. Ф. 1 (Фонд Уголовной Палаты Симбирского окружного суда). Оп. 76; ДД.: 9-14.

2015 © LawTheses.com