Роль массовых идеологий в государственно-политических процессахтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Роль массовых идеологий в государственно-политических процессах»

-а

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ДАВЛЕТЬЯРОВ БАХЫТЖАН МАХАСОВИЧ

РОЛЬ МАССОВЫХ ИДЕОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

специальность — 12.00.01

теория и история государства и права; история государственных и правовых учений; политико-правовая история Казахстана.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Ал маты 1995

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

на правах рукописи

ДАВЛЕТЬЯРОВ БАХЫТЖАН МАХАСОВИЧ

РОЛЬ МАССОВЫХ ИДЕОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

специальность — 12. 00. 01

теория и история государства и права; история государственных и правовых учений; политико-правовая история Казахстана.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Алматы 1995

Диссертация выполнена в Институте государства и права Национальной Академии Наук Республики Казакстан.

Научный руководитель — кандидат юридических наук Е. К. Нурпеисов

Официальные оппоненты

Сабикенов С. Н. — доктор юридических наук, профессор Лмантаев Б. А.— доктор философских наук, член-корреспондент Национальной Академии Наук Республики Казахстан, заслуженный деятель науки Республики Казахстан

Ведущая организация — Институт государства и права Национальной Академии Наук Республики Кыргызстан

Защита состоится « »_. 1995 г. в 10.00 час. на заседании Специализированного Совета Д 53.32.01. по защите диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук при Институте государства и права Национальной Академии Наук Республики Казахстан по адресу: 480008, Алматы, пр. Абая, 50-а 7-этаж.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Национальной Академии Наук Республики Казахстан (480021, ул. Шевченко, 28).

Автореферат разослан « » _ 1995 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета

кандидат юридических наук Булгакова Д. А.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Проводимые в Республике Казахстан социально-экономические реформы требуют существенного изменения психологии людей, их менталитета и мировозрения. Принятая Конституция, законы и экономические программы дают пищу для ума и цели для специалистов и лишь в относительно узкой области. Широкие массы населения остаются без руля и без ветрил в их сознании и фактически предоставлены сами себе. В такой ситуации идеологическое управление массами казахстанцев осуществляется российскими СМИ в интересах России как отдельного государства. Отсутствие целостного мировоззрения и вытекающих отсюда целостных моральных императивов влечет за собой в условиях кризиса развитие религиозного сознания и соответствующий раскол республики по цивплизационному признаку. Концепция идеологической работы, предложенная Президентом, носит поверхностный характер и не способна противостоять внешнеполитическим идеологическим диверсиям и религиозному экстремизму. Любая идеологическая атака в российских СМИ может вызвать в стране непредсказуемые последствия. Утрата системы общественных целей и идеалов, которую повлек полный и безоговорочный отказ от коммунистических ценностей лишил общество единства и стремления к развитию. Обнажились межрелигиозные и межнациональные противоречия, которые будут углубляться по мере развития кризиса. При этом надо иметь в виду, что возможный экономический подъем снимет далеко не все проблемы, а некоторые лишь обострит. Отсутствие единой духовной опоры и соответствующей унификации массового сознания делают Казахстан легкой добычей внешних сил и внутренних противоречий. Кризис в СНГ — это кризис массового сознания в первую очередь. До настоящего времени в связи с идеологической зашо-ренностью нашего общества трудов советских исследователей, представляющих интерес, почти нет. Поэтому по-

ложения и выводы данной диссертации основаны на изучении и критическом осмыслении трудов К. Маркса, 3. Фрейда, М. Вебера, Т. Шардена, В. Вернадского, Н. Моисеева и других. Многие положения, изложенные в их работах, потеряли свое былое значение, однако суть их учений остается незыблемой и по сей день и была взята за основу при написании данной работы.

В настоящее время исследований, в которых дельно и комплексно рассматриваются проблемы массовых идеологий также почти не проводится. Ранее такие исследования на материале СНГ не проводились.

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в том, чтобы на основе критического изучения действующих идеологических систем — традиционных религий, анализа практики их управленческого воздействия на массы, а также изучения проблем массовой психологии, выяснить и обосновать основное направление естественно-исторического процесса, раскрыть особенности механизма массовой психологии, порядка его функционирования с целью частичной разрядки социальной напряженности и активизации творческих сил населения Республики.

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие теоретические и практические задачи:

— проанализировать традиционные религии с точки зрения их управления массами;

— рассмотреть роль массовых идеологий в государ-ствообразующих процессах на историческом материале Запада и СНГ;

— раскрыть основные параметры коммунистической и националистической идеологий;

— критически проанализировать идеологическую работу в СНГ последних нескольких лет;

— разработать проект массовой идеологии в Казахстане.

При написании работы применялись научные методы исследования: логико-теоретический, исторический, сравнительный, структурно-системного анализа.

Научная новизна диссертации заключается в теоретическом обосновании и практическом решении комплекса вопросов, связанных с идеологическим обеспечением реформ в республике в условиях затяжного социально-экономического кризиса. При этом необходимо учитывать, что существуют отличия чисто научной работы от работы идеологической. Последняя вправе опира-

ться не только на научно-доказанные закономерности (научные факты), но и на научно не опровергаемые явления и эмпирические понятия. Поскольку данная диссертация помимо научного анализа существующих идеологий содержит и проект новой идеологии, то следует иметь это в виду. Автором выдвинуты следующие основные положения, выносимые на защиту:

— либидо (половое влечение) рассматривается здесь как социальная энергия, пронизывающая всю деятельность человека и общества и управляющая ими;

— одна из основных задач религии и национализма — вывод избыточной энергии из общества посредством сублимации на базовые мифы;

— человечество движется к созданию информационного общества, при котором вся избыточная энергия будет сублимироваться в творчестве, и создании новой информации, образующей ноосферу;

— рассмотрен механизм переключения либидо на основные каналы разрядки — социальные институты и виды деятельности;

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования на практике ряда ее теоретических положений и выводов, касающихся системы идеологической работы в республике. Идеи, содержащиеся в работе, могут быть использованы в идеологических организациях и частными лицами, в законотворчестве, в правоприменительной деятельности, в дальнейших научных исследованиях проблем массовой идеологии, при изучении соответствующих разделов теории и истории государства и права.

Апробация результатов исследования. Некоторые положения и результаты данной диссертации публиковались в журнале «Мысль» (№ 8, № 9 за 1993 г., № 3, № 4 за 1994 г.) и газете «Азия» (№ 45 1993 г.). Структура диссертации подчинена цели исследования и состоит из введения, пяти глав и заключения. Последняя глава включает в себя шесть параграфов.

Содержание работы

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цели и задачи исследования, характеризуется научная новизна исследования и использован-

пая литература, показывается теоретическая и практическая значимость работы.

В главе первой — «Истоки массовых идеологий» — раскрывается понятие массовой идеологии, ее возникновение и развитие, в основном на примере западных государств, влияние массовых идеологий на государство-образующие процессы. В диссертации ключевыми структурами массовых идеологий являются те или иные религии, легшие в основу соответствующих цивилизаций. Религия, рассматриваемая здесь как набор аксиоматических положений, формирует определенный тип массового сознания и соответствующую ему культуру (при этом иные факторы выводятся за скобки).

Истоками массовых идеологий была система табу первобытного племени — табу па инцест, табу на убийство сородича и табу па оставление сородича в опасности. Эти запреты легли в основу человеческой морали. С ростом производительности '¡руда и уровня жизни выделяются владельцы избыточной энергии. Общество усложняется — усложняется система табу, превращаясь в религию. Последняя основана па аксиоматических точках опоры и призвана помимо вссго прочего выводить избыточную энергию из общества посредством сублимации на свои базовые мифы. Этот вывод в зависимости от религии либо тормозит общество, (буддизм), либо не сказывается па его движении (конфуцианство), либо толкает его вперед (христианство). В христианских конфессиях заложен приоритет любви к богу перед любовью к миру, общине, что усиливает ее управленческое воздействие на массы. Другой функцией религии является идеологическое уравнивание людей.

Христианство зародилось как реакция на разложение общества в Римской империи, когда избыточная энергия, полученная в результате завоевательных войн, разрушала управление и гражданский оборот, разъедая элиту. Последняя, предаваясь чувственным наслаждениям, индивидуализируется и утрачивает общественные ценности из своего сознания, переставая таким образом решать свои задачи по общественному управлению. Падение нравственности в Римской империи повлекло за собой упадок экономических связей, ибо экономика в буквальном смысле держится на честном слове — умении держать слово. Рост производства прекратился, экономика Рима разбилась на ряд относительно замкнутых

рынков. Межэтническая разобщенность получила экономическое основание. В пестрой и многоязычной империи не нашлось идеи равенства, которая объединила бы и рабов и господ перед единым идолом, олицетворяющим общество — и Рим рухнул под натиском варваров. Но Византия просуществовала еще 1000 лет благодаря христианству. Христианство победило благодаря единобожию и единообразному культу, более высокой культуре и технической проработанности Библии. Равенство, предлагаемое христианством, — это равенство во грехе. Момент общей вины перед богом-отцом еще более развит в мусульманстве, поэтому управленческое воздействие его на массы еще более велико. Здесь страх перед богом-отцом не уравновешивается, как в христианстве, любовью к богу-сыну из-за отсутствия такового.

Сексуальная разрядка в исламском обществе также ограничивается из-за жесткой регламентации семейных отношений и полигамии. Запертое либидо разряжается в войнах. В христианстве либидо сублимируется на образ бога-сына как богочеловека, служащего защитой от гнева бога-отца и дающее большее пространство для действий верующего христианина. Третьим элементом святой троицы является бог-дух святой — проявление иррационализма — основы любой религии.

Причины раскола христианской церкви — цесарепа-пизм православия и относительная независимость католичества, закрепленная священным преданием, признание того, что дух святой происходит только из бога-отца в православии. Католический тезис о происхождении святого духа дает католику большую личную свободу, поскольку верующий отождествляет себя с Христом, полная в частности, карт-бланш на быстрый разрыв патерналистских связей в реальной семье. Безусловный приоритет культа Христа, как отражение культа собственной личности католика, но в сочетании с культом Мадонны, что образует семейную связку сын-мать, где бог-отец отодвинут на задний план. Поэтому католичество образует общество более свободное, а православие — коллективистское, что вытекает из культа бога-отца и соответствующего авторитаризма в управлении.

Установив в средние века теократический режим в Европе, церковь загнала общество в прокрустово ложе фистианской морали и развитие прекратилось, ибо лю-эой прогресс возможен лишь при постоянном пересмотре

и развитии морального кодекса. Заблокированное либидо выплескивалось время от времени в религиозных войнах, празднествах, церемониях, ересях и т. д. Наконец, после вброса в Европу золота из колоний, это либидо нашло себе относительно легитимный канал духовного удовлетворения в виде протестанства. Протестанты получили возможность самим толковать священное писание, что дало им большую идеологическую свободу и гибкость морали при одновременном жестком соблюдении базовых императивов. Догмат о предопределении лишил верующих проблемы нравственного выбора, способствовал их социальной активности вкупе с упрощением культа и пропаганды творческого труда. Протестан-ство—религия капитала, католичество—религия наемного труда.

Лютеранство развилось в Скандинавии, где его антицерковный характер пришелся впору местной общине. Кальвинизм с его догматом об абсолютном предопределении сформировал США, англиканство, сохранившее епископат — Англию.

Во второй главе рассматривается развитие массовой идеологии в России, начиная с принятия христианства на Руси до 1917 г. Православие завоевало Русь постепенно, в течение веков иконы стояли вместе с языческими идолами. Главной причиной тому был фактор гипертерриториальности страны. К этому добавилась раздробленность церкви по княжеским уделам. И хотя церковь периодически взывала к умиротворению, свою объединительную задачу она смогла решить лишь в союзе с монголами. Проордынская политика церкви, призывы к покорности, к язычникам получили идеологическое обоснование в теории божьего батога, за что монголы всегдс поддерживали церковь, что способствовало ее относительной независимости от князей и ее объединению. Не после ликвидации монгольского ига подлинного объединения страны не произошло. Власть местных князей I епархий была по прежнему велика и вновь повлекла зс собой междуусобицы. В правление Ивана III сформиро вались три основных религиозных течения: иосифляж (выступавшие за статус-кво в церкви), нестяжател! (против церковных богатств) и жидовствующие (право славие протестантского толка). Царь поддержал иосиф лян, разгромив два других течения. Этот выбор привел ] дальнейшему загниванию церкви и через нее — страт

в целом. Статус царя как наместника бога на земле стал принимать четкие очертания при Иване IV. Догмат о покорности к богу, т. е. царю выступил на первый план, оттеснив остальные. Монофизитство фактически стало основой православия, что и подтвердил Стоглавый Собор, созванный Иваном Грозным, который закрепил антитринитаристские тенденции в русском православии — процессы прямо обратные тем, что шли в Европе. Причиной тому был характер объединения страны — насильственный. Таким образом, в России были заложены основы деспотии восточного типа, получившие классическую завершенность при Петре I. Монголы создали предпосылки для обожествления власти, русские цари использовали эту систему, сделав исторической традицией. В садо-мазохистской структуре управления восточной деспотии низы обычно лишены какого-либо избытка энергии. Но с развитием уровня жизни массы получают дополнительную энергию, уже не разряжаемую в существующей системе отношений. Эта энергия выводится верхами в войне, чем и объясняется милитаризация режимов подобных этому. И если нет войны внешней, начинается война гражданская. Выброс в мировой рынок золота и других богатств, добытых в результате Великих географических открытий докатился и до России, вызвав оживление всех форм социальной активности, которым уже не соответствовали застывшие догматы православия. Разложение общества началось с его верхушки, ибо там концентрировалась избыточная энергия. Бояре начали борьбу за власть. Иван Грозный своей опричниной на какое-то время заморозил общественную активность, но в дальнейшем это послужило одной из причин масштабности и глубины социального кризиса периода Смуты. В результате последней, уровень общественного богатства резко снизился, причины, вызвавшие необходимость переустройства власти и общества отпали и государство было восстановлено на прежних принципах. Залечив раны, бояре снова ринулись в атаку, но царем к этому времени был Петр I, кто и превратил страну в армию. Примерно к тому времени относятся реформы Никона в церкви, возвращавшие русское православие к греческим канонам и восстановившие святую троицу в ее первозданном виде. Возвысив роль Христа, церковь отреагировала на потребность общества в большей свободе, но и одновременно ослабила воздействие официального культа на

души масс. Это было компенсировано установлением самодержавной диктатуры и тесным сращиванием государства и церкви. Жесткая связка между духовной и светской властью вынуждала первую без конца оправдывать последнюю, подрывая управленческое воздействие конфессии на массы. Появился при этом новый идол — царь всея Руси. Место католической Мадонны занял образ Родины — матери, чем были достигнуты первоначальная эффективность сложившегося идеологического комплекса. Здесь царь-отец безраздельно господствует над верующим и над Родиной матерью — патриархальная семья, где традиционная ревность сына к матери заглушается страхом перед авторитетом и силой отца. Соответственно, православная церковь занималась обожествлением самодержца, промыванием мозгов и преследованием инакомыслия. В качестве духовной опоры для масс была провозглашена идеологическая триада — самодержавие, православие, народность. При этом православный бог был оттеснен на второй план более живым и оперативным царем. Однако этот механический культ древнеегипетского типа мало устраивал интеллигентов. И они нашли разрядку в литературе, алкоголе и сексуальных отношениях. Сходные моменты наблюдаются во Франции. Таким образом, православие не могло решать проблемы объединения людей в одиночку и могло быть эффективным лишь в паре с самодержавной идеей и народностью — зачаточной формой национализма.

Вместе с тем с ростом капитализма рос энергетический потенциал российского общества, который искал выхода, расшатывая прогнивший строй. Царизм попытался вывести его традиционным средством — войной с Японией, но проиграл и лишь спровоцировал социальный взрыв первой русской революции. Стабилизация 1907—1914 гг. была достигнута на основе развития русского национализма.

В третьей главе — «Коммунизм и национализм» — рассматривается становление и развитие националистических и коммунистических идеологий в Европе, истоки их происхождения, механизм функционирования и взаимодействия.

Социализм и социалистические теории существуют двух видов — основанные на христианстве (исламе) и основанные на коммунистической идее. Оба родились в

начале XIX века во Франции. Победа буржуазного порядка вместе с социальным динамизмом вызвала к жизни и обострила социальные противоречия и с ними — социалистические теории, основанные на христианских заповедях. Французская революция создала новый миф, который объединил массы. Лнбидонозные связи в последних поддерживались вначале революционными идеями, затем обожествлением вожака — Наполеона. Затем Бонапарт был вынужден пойти на компромисс с церковью. И, наконец, после победы Священного Союза церковь начала безраздельное идеологическое правление. Тогда же возник и национализм. С тех пор коммунизм и национализм развивались параллельно.

Основой нации является единая культура и единое экономическое пространство, основанные на общих и единых правилах игры. Общность исторических судеб в сочетании с единым языком и складом мышления — вот что формирует нацию. Стремительный рывок экономики в середине XIX века разорвал путы христианской идеологии, объединявшей Европу н последняя погрузилась в мутный поток войн и конфликтов. Стабилизация происходила путем установления диктатур. По мере их перерастания в буржуазные демократии диктаторы идеализировались как отцы-основатели. При этом сакрализация распространялась па все крупные исторические личности нации. Так началось развитие национализма, который стал второй массовой идеологией. Христианство с этих пор оказалось в состоянии держать умы под контролем лп;нь в упряжке с национализмом. В последнем, базовым мифом служит образ общего предка нации, отца-основателя, как правило, давно мертвого. Таким образом, накануне мировых войн бог умер в массовом сознании — толпа убила его, превратив в мертвого общего предка. Следовательно, национальная идея является по своей сути антихристианской и находится с ней в резком противоречии, что сна и подтвердила, приведя к распаду единого цивилизованного поля в Европе в начале века. В России на ее пути встала новая религия — коммунизм.

Базовым мифом в коммунизме служит земной рай, который можно построить руками самих людей. Предтечей этой утопии был анабаптизм, зародившийся в эпоху Реформации. Соответственно, коммунизм — это анабаптизм XIX—XX веков на базе иного «священного писания» — марксизма. Темы равенства и справедливости,

присущие любой религии, в коммунизм хорошо развиты. Обязательный момент любой конфессии — эсхатология в коммунизме также присутствует. И, наконец, одно из ключевых положений любой мировой религии — интернационализм. На протяжении 70 лет национализм полностью контролировался властями в первую очередь благодаря идеологическому подавлению со стороны коммунизма. Схожие процессы наблюдались в XVII веке в Европе, когда протестантство вкупе с золотом Америки сгладило межнациональные противоречия. В XIX веке рост экономики шел по другому пути — в рамках национальных границ, что привело к обострению межгосударственной конкуренции и соответствующему росту национализма. Бог умер, чтобы нации могли поклоняться его трупу в облатке национальной идеи. Это было вызвано попытками освободиться от диктата родителя, основанными на бурном росте экономики. Поэтому хотя первую мировую войну начали империалистические интересы, но продолжил ее национализм. В конце концов он подорвал свои силы в войне и, катализировав защитные силы общества, породил свой аптиподмассовое коммунистическое движение. После Октября Москва наконец стала третьим Римом и красная церковь стала претендовать на светскую власть во всем мире. Однако тогда коммунизм остался в границах России, христианство отвоевало свои позиции в странах Антанты, национализм воцарился в странах австро-германского блока.

Сохранение страны и нации при ликвидации национальной идеи невозможно. Общество либо гибнет, либо защищается. Накануне первой мировой войны в России развивался русский национализм. Но кроме такого шовинизма существовала российская национальная идея — общеимперская, на основе равенства псех этносов. Если нет равенства социально-экономического, то производится равенство идеологическое, т. с. посредством религии. Православие разложилось к тому времени и па его место заступил коммунизм. В Россию пришла Реформация. Но коммунистическое учение как религия находилось в зачаточном состоянии и не решало многих задач по объединению общества. Поэтому российское общество вернулось к прежней идеологической структуре, по в новом обличье. Православие, самодержавие, народность предстали в виде коммунизма, КПСС и великого Советского Союза. Место царя занял генсек, догмат о не-

погрешимости православной церкви сменился непогрешимостью партии. Но новая церковь сразу объединила в своих руках светскую и духовную власть. В России после 1928 г. установился теократический режим. Урбанизированные массы люмпенов жадно впитывали новый катехизис, который всюду искал врагов. Злоба масс была переиацелена бюрократией па интеллигенцию, которая была уничтожена в ходе репрессий. Так общество загнало себя в прокрустово ложе марксистской этики— этики трудовых армий. В этом плане коммунизм имеет много общего с католицизмом как религией исполнителей. Унификация толкования священного писания и свобода воли, характерные для обеих конфессий, необходимы для крупных социальных систем с большим количеством однотипных элементов. Однако коренное отличие христианства от коммунизма в отношении к сущности человека. Для христианства человек изначально греховен, для коммунизма — от природы чист. Коммунизм не отвечает перед богом-отцом, потому что сам бог (для простых масс эту роль выполнял генсек). Этот догмат в России привел с одной стороны к всплеску творческих сил народа, а с другой — к моральной анархии и насилию. Установление диктатуры было единственно возможным способом наведения порядка и восстановления этических начал в обществе. Но при этом происходило уничтожение сил, разбуженных революцией. Достигалась стабильность режима, но одновременно лишалась его способность к развитию. При этом страна постепенно возвращалась к прежним ценностям — возродились пропагандистские образы Родины — матери и царя-батюшки (генсека). Другая особенность коммунизма — монолитность базового мифа в отличие от расщепленного на святую троицу христианского бога, что формировало безусловный приоритет общественных интересов над личными.

Коммунизм уравнял всех подданных Российской империи перед своим основным мифом, независимо от наций, сгладив межнациональные противоречия. Однако после репрессий и войны генофонд империи был уничтожен. В стране стал господствовать скудоумный догматизм. Коммунизм тихо хирел, уступая место русскому шовинизму, советская общепмперская идея приобрела классический облик русского империализма. Возросший уровень жизни в сочетании с лживой пропагандой привели к промискуитету и разложению во внешне пуритан-

ском обществе, в первую очередь среди элиты. В обществе нарастало скрытое насилие, которое попытались вывести войной в Афганистане. Но последний обнажил всю гниль и неэффективность режима. Необходимость в реформах казалась очевидной. Но массовой идеологии, способной обеспечить управляемость обществом на период реформ создано не было. Коммунизм умер как идеология бюрократии, общеимпсрская идея дышала на ладан. Единственной боеспособной массовой идеологией к началу перестройки был национализм, который и хлынул на общество.

В четвертой главе — «Свобода и демократия в России» — рассматривается идеологический курс правящей партии в России за последние несколько лет.

После «открытия» окружающего мира и разоблачения преступлений сталинского режима началась атака СМИ на основные идеологические постулаты коммунизма. Параллельно внедрялась идеология либерализма, сопровождавшаяся пропагандой секса и насилия как основных факторов отчуждения личности от общества. Идея свободы личности, возведенная в абсолют, способна уничтожить любое общество. Поэтому последнее нуждается в идее — противовесе — религии и национализме — идеологиях равенства. Баланс между свободой и равенством обеспечивает эффективное и устойчивое развитие социума. Свобода и равенство существуют как реальные (комплекс социально-экономических и политических прав и обязанностей индивида), так и идеальные (базовые элементы идеологии). Общества с повышенным уровнем реального равенства более прочны, что позволяет им быть более свободным духовно (Европа), нежели странам более свободным (США). У каждой страны своя религия и национальная идея и идея свободы и прав человека должна быть своя, а не американская. В противном случае общество будет взорвано, а затем восстановлено — в новом виде, но па прежних началах. >В этом плане замена коммунизма либерализмом представляла собой подрывную акцию Запада против СССР, успешно реализованную российскими демократами. На разрыхленную почву хлынул национализм, который и разнес супердержаву на куски.

Империи существовали двух видов: на основе равенства этносов, достигаемого общей религией и на основе господства одной нации над другими. СССР выродился из первой в последнюю, что стимулировало развитие как

русского так и других нашюналнзмов. Крах этой империи не замедлил себя ждать, когда стали разрушать коммунистическую идеологию. Вместо нее предлагалось православие, по фактически была расчищена площадка для национализма. В результате резко ухудшились отношения Москвы с автономиями. Ситуацию дестабилизировала полная аморальность позой политической элиты. Ео время кризиса наступает слог: многих социальных структур, г, том числе и этических. Поэтому массы будут объединяться вокруг лидеров с четким и попятным моральным кодексом — харпзматнкоз. Восстановление общества начинается с распространения типовых семейных отношений на весь социум в голом. Поэтому Ельцин уступил свою харизму Жириновскому, а как православие, так и русский национализм перешли в руки политических противников российски:; демократов и правящая партия утратила основные идеологические инструменты для управления массами. Оощенмпсрская пде.т находится в зачаточном состоянии и практически не разработана. Диктатура не будет иметь широкой опоры в обществе. Поэтому демократам придется пойти па компромисс либо с коммунист?ми, либо с националистами. Учитывая антикоммунистически о взгляды демократов, догматизм коммунистов и шовинистические настроения в ВПК, можно предположить образование идеологического блока демократов и русских кацпоиалпстзз год лозунгом Великой России.

У России два пути—условно говоря, французский и латиноамериканский. Пером:": путь — развитие Франции после реставрации Б'-'рбонов — гипертрофированный рост финансового кяпгтала и торгового капитала з ущерб промышленному, продажная элита, мощная и неповоротливая бюрократия. Зто сильное государство, подчиненное слабому гражданскому обществу. Латиноамериканский путь — дефицит госб:од;кг га, ироническая инфляция, коррупция, безвольная элита, военные диктатуры. Это слабое государство, пзрлзнтнзу:ок:,ес па шее более слабого гражданского общества. Общественное либидо дробится до уровня общчш: и сем::!!. Периодическое сужение рынка и падение плате,к'спо:обкого спроса ведут к переводу либидо на укрепление родственных связей и укрепление патриархальных родом :.ч отношении, неформальных связен. Особое значение разного рода празднества. Есть также другие эффективные связки государство — общество. Это Англия, где сильное гражданское

общество подчиненно сильному государству: это США — сильное государство, подчиненное сильному гражданскому обществу; это Германия — сильное государство, управляющее более слабым гражданским обществом — пример, близкий российскому и в чем-то достойный подражания.

Территориальная уязвимость Казахстана с 65% зависимостью экономики от России наличия «русской карты» ставят под угрозу национальный суверенитет и соответствующее развитие республики. Политическая власть в руках казахов, экономическая — в руках русских, что обеспечивает известную стабильность в обществе из-за баланса сил и единства казахов, что особенно ценно для чиновничества.

В пятой главе: «Массовая идеология в Казахстане» — изложен проект новой массовой идеологии с учетом стоящих перед республикой задач.

В разделе «Эсхатология» рассматривается существующее положение дел в современной цивилизации и ее дальнейшее развитие. Запад — это свобода, Восток —■ это равенство; оба существуют лишь благодаря друг другу. Запад подошел к опасной черте — свобода превратилась в самоцель, общественные ценности соблюдаются лишь из страха перед карательной машиной государства. Обмен либидо производится в основном посредством СКВ. Христианство не может дать удовлетворительного объяснения современному миру и значит, не может обеспечить соблюдение лохмотьев существующей морали. Признаками надвигающегося конца служат промискуитет, наркомания, окультизм и падение рождаемости, охватившее почти всю западную цивилизацию. Промискуитет — свидетельство избытка энергии в обществе, не реализуемого в творческом труде из-за ограниченности массового сознания в первую очередь. Наркомания — попытка продления детства, эмоционального удовлетворения либидо, время которого стремительно сокращается, что подрывает потенции общества к развитию. Падение рождаемости — наиболее отчетливое проявление эгоцентризма западного индивида.

После развала СССР Запад рано или поздно начнет грабить страны третьего мира и СНГ, пользуясь правом сильного. Стабильность мировой цивилизации опрокинута. Все противоречия усугубятся. Развитие технологий приведет к ядерному терроризму — как со стороны го-

сударств, так и одиночек. Разрушительный потенциал человечества на несколько порядков превысил его созидательные возможности. Восток же как всегда варится в собственном соку и с крахом Запада погрузится наконец, в долгожданную нирвану. У Востока нет внутренних потенций к развитию. Только внешняя угроза способна стимулировать его к действию. Восток предельно устойчив, но и косен; Запад активен, но без вещей — ущербен. Пробудить полноценно человеческое в человеке оказались не в состоянии ни Восток, ни Запад, ни христианство, ни ислам.

В разделе «Космологический комплекс» рассматривается общее направление развития человеческой цивилизации.

Возможно ли общество, в котором разрешено лроти-воречение между свободой и равенством?

Сейчас наблюдается несоответствие эффективности управления обществом тем энергетическим запасам, которые ныне приобретены цивилизацией. Необходим новый тип общества, основанный на более высокой, чем теперь, культуре, способный на качественно ином уровне проводить усвоение и переработку информации.

Необходимо создание общества, ориентированного не только на материальное, но и интеллектуальное потребление. Речь идет о создании информационного общества. В нем главной ценностью, стимулом к развитию и целыо индивидов является информация. В настоящее время творцами выступают очень немногие, абсолютное большинство людей — исполнители, занятые на нетворческих работах. Современное общество не может обеспечить высокий КПД использования творческих ресурсов его членов. С ростом НТП растет армия безработных. Со временем последние составят обсолютное большинство населения, либо будущее энергетическое изобилие разорвет систему, основанную на индустриальных принципах. Социум должен быть готов к вытеснению людей из сферы производства и услуг. Энергию этих «вытесненных» нужно направить на то, чем и должен заниматься человек — на творчество. В информационном обществе все люди заняты творчеством — наука, техника, искусство, предпринимательство — и главной их потребностью явится получение, анализ и переработка информации. Либидо удовлетворяется посредством сублимации в творчестве, создании новых идей. Так снимается противоречие между общественными и частными интересами. Техно-

2-15

17

логические предпосылки создания такого общества уже существуют. Но главная трудность в том, что для современного человека потребление — это самоцель. Человечество и так до краев заряжено заимствованной у природы энергией. Она пока выводится сублимацией на национальные и религиозные идолы, а в последнее время — в сексуальной революции, па деле может кончиться войной. Необходима перестройка массового сознания, позволяющего сублимировать избыточную энергию в творчестве.

Социум развиваете;!, растет, куда-то движется, нередко вопреки воле отдельных индивидов. Общество — это живой организм, наделенный своим разумом и волей, нужды н потребности отдельных индивидов складываются в совокупные потребности и волю самого социума, познать которые но способен никто, кроме самого социума. Самосознание, с которого начинается становление личности, необходимо п обществу. Принципы свободы информации в этом плане — главное условие как общественного единства, так и общественного развития.

Информационное общество — предтеча коллективного разума. Последний потребует объединения всего мира в единое общество, где обмен деловой, научной и технической информацией сделает бессмысленными границы и условными понятии нации.

Человек расширяет свою свободу от мертвой матери, функционируя как клетка социального организма. Но он также стремится к свободе и от общества, чтобы без помех удовлетворить свои половой инстинкт. Только соблюдение правил общественной морали позволяет перенацелить либидо каждого гражданина па общественные потребности. Либидо — энергия жизни и разума — это энергия Солнца, которая питает аптиэнтропийные процессы жизни. Последняя же стремится ко все большей организованности материи. В человеке это стремление выступает в виде тяги к красоте и гармонии. Солнечная энергия, проходя через людей, преобразуется в материальную и духовную культуру, а также людей нового поколения. Качественный генотип дает человеку высокий потенциал либидо, качественные и глубокие знания позволяют полноценно реализовать этот потенциал в творческой и деловой активности по преобразованию природы и общества. Так развивается общество на пути к коллективному разуму. Развивается и человек — если не

физичсскп, то интеллектуально. В качестве примера можно сослаться на евреев, чья двухтысячелетия мобилизация всех сил в борьбе за выживание создала соответствующий генотип. В генах — атомах жизни — записана вся информация миллионов поколений биологических единиц, приведших к данному индивиду и записывается вся без исключения информация, полученная им в течении его жизни. Человек, таким образом, представляет собой нечто вроде матрешки, в которую вложены одна в другую души его предков. Обычно мозг задействован па 4%, остальные 96% — это склад информации, накопленной предками. Этот склад вступает в действие в экстремальных ситуациях либо в актах творчества, активизируя в той или иной форме память предков. Долг каждого человека — собирать, анализировать и перерабатывать информацию, чтобы через своих детей передать будущим поколениям.

В разделе «Этика» рассматриваются пути достижения каждым членом общества психической стабилизации путем вывода энергии по различным каналам.

Существуют три вида эротики — гепитальиый, оральный и анальный. Неудовлетворение либидо по первому пути может переключить личность на два других и привести к обжорству либо педерастии. Но главный вид — генитальный. При половом акте создастся гамета — информационная микрокоппя индивида, но в соматическую клетку входит лишь половина хромосом каждого партнера — происходит генетический компромисс. В духовном общении наиболее оптимальный вид контакта основан на этом же принципе. Между тем в семье процветают стремления к господству и насилию. Отчуждение и разрушение взаимных отношений, происходящие при этом, еще более блокируют выход либидо, лишение возможности сублимации в эмоциональном контакте. Здесь это обмен духовными гаметами, в деловом общении — обмен товарами и услугами. В последнем случае, получая прибыль со сделки, каждая из сторон направляет ее па расширенное воспроизводство, либо на личное потребление, т. с. чувственное, что выводит либидо из сферы общественных связей и соответствующего ослабления системного эффекта в социуме.

Результаты освоения Вселенной создают материальную и духовную культуру. Духовная культура окутывает материальное тело цивилизации защитным коконом.

Создавая обе ветви культуры, человек оставляет во Вселенной свой след, духовную гамету, повышая таким образом организацию матери и духа в социуме и достигая удовлетворения своего либидо. Но эта схема касается творцов. Исполнители зачастую вынуждены ограничиваться переносом чужих гамет и большая часть либидо остается неудовлетворенной. Этот остаток может быть сублимирован на идолы фирмы и поддержание корпоративного духа, а также неформальные горизонтальные связи между членами фирмы для эмоциональной разрядки. Следует подумать о дизайне производительных сил и товара, обучении персонала и т. д. Неиспользованная часть либидо выходит в сексуальной активности. Но и тут действует потребность в новой информации, что в конечном итоге сводится к поиску все новых партнеров или половым извращениям. Поэтому необходима определенная блокировка сексуальной активности масс в виде обрезания крайней плоти.

Последним основным каналом разрядки либидо служит его сублимация на национальные и религиозные идолы. Национализм опирается на миф о золотом веке в прошлом, религия — на такой же миф в будущей загробной жизни, т. е. это метаморфозы человеческой мечты. Не реализованная в основных формах разрядки энергия может выходить в виде смеха (плача), а также посредством алкоголя. Часть либидо, не нашедшая своего выхода ни в одном из вышеперечисленных каналов, направляется внутрь личности и разрушив ее психологические и нравственные структуры, выходит наружу в виде психологического и физического насилия. На этих принципах строится административно-командное управление армейского типа.

В разделе «Межнациональные отношения» — рассматривается вопрос развития межнациональных отно шений в Казахстане.

Типичная нация определяется единым типом матери альпой и духовной культур и единым генофондом. Тиг материальной культуры определяется культурой духов ной. В основе последней лежит исповедуемая в данног, социуме религия, задающая тип массового сознания.

В средние века Европой правила католическая цер ковь. С развитием производительных сил росла энергия ] обществе, требовавшая выхода. С одной стороны, он; выплескивалась в насилии — в многочисленных война: того времени, а с другой — в проведении Реформации

Протестанты создали культ богатства и творчества труда, расчистив таким образом дорогу в умах для торгового обмена, лежащего в основе капиталистической экономики. Так началось формирование единого экономического, затем культурного пространства. И, наконец, вслед за культурным обменом состоялся обмен генетический, что в конечном итоге привело к созданию крупных моноэтнических наций Европы. Время слияния субэтносов зависит от ряда факторов, в частности, от степени экзо-гамности в культуре того или иного этноса. Эндогамность этноса влечет за собой генетическое вырождение и снижение темпов его развития. Вслед за отказом от роста диетической информативности следует блокировка доступа к «чуждой» культуре, затем экономике. Закупорка зсех каналов притока новой информации влечет за собой деградацию и гибель мозга. Т. е. фашизм и крайний национализм — формы инстинкта смерти этноса, проявление суицидного комплекса. Между тем человеческий род этличается от обезьяннего именно принципом экзогам-яоети. Стремление к новой информации, тяга к красоте и гармонии — вот что тянет людей к расширению своего ^енофонда. Соответственно, большой привлекательно-:тью друг для друга обладают представители различных этносов как носители различной генетической информации. Но межнациональный генетический обмен осуществляется в основном внутри тех или иных цивилизаций. Этнос защищает свой генофонд посредством внедрения габу на выход из него женщин как основных носителей этого генофонда. Иначе более отсталые этносы теряют :вой генетический потенциал и вырождаются. Соответст-¡ующие процессы идут и в Казахстане. Генетическое от-1уждение между двумя ведущими этносами — начало тредстоящего отчуждения культурного и экономическо-'0. Межцивилизационный раскол может «сшить» только )бщая вера и основанные на ней общий склад мышления ; правила игры. Но выдвижение безликих абстракций ¡роде «лаборатории дружбы народов» лишь сделают Ка-¡ахстан послушной марионеткой внешних сил. Общека-:ахстанская идея должна быть четко обрисованной и сонкретной. Кроме нее, нужно создание общего культур-юго и экономического фундамента на базе выравнива-п!я наций —■ в экономическом и культурно-языковом от-юшениях. Необходимо также преодолеть национальную :егментацию экономики с целью предотвращения прямо-о воздействия тех или иных экономических секторов на

политические процессы. Что касается культурного единства, то его показателем служит подавление табу на выход из этноса в рамках внутриказахстанских этносов.

При достижении этой цели можно говорить о создании единой казахстанской нации. Для этого нужно создать единую культуру республики, что является длительным и сложным процессом. Что касается подавления табу на современном этапе, то следует осторожно пропагандировать смешанные браки, не затрагивая при этом подсознания масс. Для этого есть социальная база — свыше 20% населения не русские и не казахи, часто метисы. Эта прослойка могла бы стать первоочередной на получение национальности «казахстанец».

Заявка на казахскую империю представляется малоудачной, хотя и вынужденной из-за идеологического вакуума в СНГ. Необходимо развиваться по пути США —■ приоритет прав человека в сочетании с общей верой — религии и общенациональных символов. Все вопросы защиты своего этноса граждане должны решать сами, на общественной основе.

В разделе «СНГ» рассматриваются проблемы дальнейшего развития сотрудничества.

Главный фактор, препятствующий объединению страт Евразии, — страх перед имперскими амбициями Россиг и ее нестабильностью. Развитие многонациональной страны по фашистскому либо националистическому пути е конце концов приведет к ее распаду на национальные I региональные сегменты. Россия слишком велика, чтобь хорошо управляться. Слабые экономические, транспорт ные и информационные связи между регионами с поли тическими и хозяйствующими субъектами влекут отсут ствне обратной связи, сепаратизм и как результат — деспотию. Единственная возможность объединить СНГ — создать ЕвроАзиатскую конфедерацию, основанную н; объединении национальных государств вокруг единоп интернационального центра — Москвы и Московско] области. Костяком конфедерации послужат пять рус ских национальных республик — Малороссийская Северо-Западная, Уральская, Сибирская и Дальневосточ пая. При этом все национальные автономии будут выхо дить напрямую в Москву. Центр должен сосредотачи вать в своих руках единые финансовую, пропагандист скую и оборонную системы. Постепенно к ЕАК присоедк нятся все страны СНГ, включая Украину (напомнк что примерно так шел процесс образования США).

Таким образом, комплекс идеологических целей состоит из следующих постулатов:

— построение информационного общества;

— образование единой казахстанской нации;

— создание ЕвроЛзнатской конфедерации.

В разделе «Текущие мероприятия» рассматриваются неотложные идеологические задачи и пути их решения.

Для казахов необходима опора на исторические корни нации и соответствующий культ кочевого образа жизни, внедрение пропагандистского образа кочевника и его «боевой подруги». Все это требует адекватной пропагандистской работы, в частности, создания специальной киностудии — казахской «фабрики грез»; отражения «кочевых» элементов в системе школьного обучения и т. д. Для русских следует проводить паралелли освоения Казахстана с основанием США, воспитывая в них чувство превосходства перед русскими россиянами. Для обоих этносов следует пропагандировать концепцию Казахстана <ак места, где впервые опробуется равноправный союз Запада и Востока.

Также необходима полноценная защита базовых та-5у. Табу на инцест необходимо криминализировать, на-<азание за убийство предельно ужесточить, также необ-(одимо ввести наказание за оставление в опасности. Следует построить крематории во всех городах с целыо мак-:имальной унификации погребальных культов обоих ггносов.

В заключении диссертации содержатся краткие выво-;ы, предложения и рекомендации, сделанные в ходе ис-■ледования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Единство страны — в общей вере — «Мысль» Л"? 3, 1093, 1 и.л.

2. Роль информации в государственном управлении — «Мысль», № 8, 1993, 0,5 п. л.

3. Идеология и уголовное право — «Мысль» № 3, 1994, 0,6 п. л.

4. Истоки массовых идеологий Запада — «Мысль» № 4, 1994, 1 п. л.

The thesis studies the problems of functioning and developing o! mass ideolgy, its influence upon the stateforming processes anc mechanism of affecting on the mass cosciousness from the poin view of state and political managing by masses. The Christiar confessions are thorougly analyzed as managerial systems, the basic elements of mass ideology of socium. In the thesis are examined the main types of mass ideology of the XX centure — the communist anc nationalist and is suggested the project of new mass ideology ir Kazakhstan.

Бул жумыс бухаралык идеологиянын, даму жэне кызмет аткар} моселелерш, онын, мемлекет кураушы процестерге, бухаралык, санаг; эсер ету механизмшщ ыкпалын бухараны мемлекеттж — саяси бас кару кезкарасынан зерттейди Христиандык конфессияларга баскар} жуйеа — когамныц бухаралык идеологиясынын. 1ргел! элементтер рет1нде талдау жасалды. XX гасырдыц neri3ri бухаралык идеология лары — коммунисток жэне улттык идеологиялар карастырылды. К,а захстандагы букаралык идеологиянын, жаца жобасы усынылды.

Сдано в набор 11.01,95 г. Подписано в печать 16.01.95 г. Формат 60X84'/i6. Объем 1 п. л. Бумага типографская. Заказ 15. Тираж 100.

Картпредприятне МСХ. Баишсва, 23.

2015 © LawTheses.com