Теоретические проблемы правовой идеологии в Республике Узбекистантекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Теоретические проблемы правовой идеологии в Республике Узбекистан»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН АКАДЕМИЯ

На правах рукописи

ВАХАБОВ НИГМАТ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Специальность 12.00.01 - теория и история государства и права; история политических и правовых учений

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Ташкент -1997

ЕЙ-

Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права Академии МВД Республики Узбекистан.

Защита состоится "■ЗО" мая 1997 г. в тчЯрчасов на заседани! Специализированного совета Д 021.10.01. по защите диссератций нг соискание ученой степени доктора юридических наук в Академии МВ£ Республики Узбекистан (700197, Ташкент, ул.Интизор, 68).

С диссертацией можно ознакомиться в общей библиотеке Академш МВД Республики Узбекистан (700197, Ташкент, ул.Интизор, 68).

Научный руководитель: доктор юридических наук,

профессор У.Таджиханов.

Официальные оппоненты: доктор юридических наук,

профессор Бабаев Х.Б.

кандидат юридических наук, профессор Каюмов Р.К.

Ведущая организация: Институт СНБ РУз.

Автореферат разослан

апреля 1997г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат юридических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Обретение Республикой ачественно нового политико-правового и международного статуса -езависимого суверенного государства - знаменует качественно новую траницу в многовековой истории Узбекистана.

Узбекистан избрал собственный путь обновления и прогресса, в том исле в государственно-правовой и духовно-идеологической сферах. "Самая ажная для нас проблема, - говорил Президент Республики Узбекистан I.A.Каримов, - это создание национальной независимой идеологии и рактическое применение её в жизни. Национальная независимая деология, основываясь на национальном духе, языке, обычаях, древних радициях нашего народа, в дальнейшем должна вселить в паше сознание еру, милосердие, человечность, терпимость, справедливость, высокую <ажду "познания"1.

"Независимость раскрыла перед нами огромные горизонты, дала сключительный исторический шанс строить своё будущее собственными |уками, определить свою судьбу, обустроить свою жизнь и наш общий дом ак, чтобы это отвечало нашим национальным интересам и ценностям, бщепризнанным демократическим нормам"^.

Очень важно сегодня, исходя из объективной научной оценки ,остнгнутого, исследовать основные направления демократических реформ в Узбекистане, рассмотреть возможные пути решения наиболее актуальных

Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, деология. Т.1. -Т.: Узбекистан, 1996. -С. 194.

■ Каримов И.А. Важнейшие задачи углубления демократических реформ в Узбекистане Т.: Узбекистан. 1996. -С. 78.

проблем правовой идеологии.

Активная работа по формированию идеологии национальной независимости, проводимая в Республике Узбекистан, обусловливает особую актуальность разработки теоретических основ правовой идеологии, отражающей особенности становления и развития политической и правовой систем суверенного Узбекистана.

Однако в настоящее время проблема правовой идеологии исследована явно недостаточно. В общей теории государства и права, как и во всей юридической науке, имеются лишь отдельные попытки в этом направлении. Вместе с тем, отсутствует комплексная монографическая разработка различных аспектов правовой идеологии. Актуальность, практическая злободневность и неразработанность проблемы предопределили выбор настоящей темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. В настоящее время проблема идеологии национальной независимости завоевала внимание и получила адекватный отклик в общественной и научной мысли Узбекистана, стала предметом дискуссий и дебатов на различных уровнях, объектом исследований. Это способствует формированию правовой идеологии независимого Узбекистана как фундамента построения демократического правового государства и справедливого гражданского общества.

Различным аспектам идеологии национальной независимости посвятил! свои работы такие учёные, философы и политологи, как Э.Ю.Юсупов Ж.Т.Туленов, Х.П.Пулатов, М.М.Джалалов, М.Кушчанов, С.А.Жураев Р.З.Жумаев, А.А.ТаксановЗ и другие.

Узбекские учёные-юристы У.Т.Таджиханов, А.Х.Саидов, Ж.Ташкулси подготовили на узбекском языке учебное пособие "Независимость 1

3- Перечень работ этих и других учёных приводится е списке использование» литературы в диссертации.

авовая идеология" (Ташкент, 1995). Следует также назвать гырёхтомное монографическое исследование: "Правовое государство -:ависимость нации, экономики, политики" (Ташкент, 1994).

По инициативе профессора У.Т.Таджиханова в Академии МВД :публики Узбекистан введён в учебный курс "Основы правовой ■ологш! в Узбекистане"4.

Методы исследования. При разработке проблем правовой идеологии юльзованы исторический, логический, сравнительный, системный методы ледования.

В работе использованы фактические материалы почерпнутые из /чных работ, периодической печати, а также научно-теоретических 1ференций.

Методологической основой исследования послужили современные щептуалыю-теоретические достижения в области теории государства и ава, связанные с анализом государственно-правовых отношений в швиях формирования и становления независимой национальной :ударственности в Узбекистане.

Методологическое значение для исследования вопросов правовой :ологии имеют труды Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, /бликованные в 4-х-томном сборнике его произведенийз, пять принципов шизации идеи независимости, сформулированные Президентом.

Законодательную основу исследования - составляют Конституция ;публики Узбекистан, законы и Указы Президента.

Таджиханов У.Т. Основы правовой идеологии в Узбекистане. Программа,- Ташкент: здемия МВД, 1994. - 16 с.

См.: Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, ология. Т. 1'. -Т.: Узбекистан, 1996. -349 е.; Каримов И.А. Наша цель", свободная и щветающая Родина. Т. 2. - Т.: Узбекистан, 1996. -380 е.; Каримов И.А. Родина щена для каждого. Т. 3. -Т.: Узбекистон, 1996. -348 е.; Каримов И.А. По пути идания. Т. 4. -Т.: Узбекистон. 1996. -348 е..

5

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексный анализ актуальных проблем правовой идеологии независимого'Узбекистана в условиях утверждения его государственного суверенитета, формирования национальной правовой системы и интеграции, в мировое сообщество.

Для реализации этой цели в диссертации ставятся и решаются следующие конкретные задачи:

- рассмотреть теоретические и концептуальные основы идеологии в общем, правовой идеологии, в частности;

- показать роль И.А.Каримова в создании идеологии национальной независимости;

- исследовать значение правовой идеологии в становлении новой политической системы суверенного Узбекистана;

- проследить процессы правового обеспечения становления рыночных отношений в Узбекистане.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

диссертация является первой попыткой монографического исследования актуальных теоретических проблем правовой идеологии. Она опирается на обобщение сложившихся тенденций развития политической и правовой системы, законодательства Республики Узбекистан. В ней обобщен опыт государственно-правового развития Узбекистана в годы независимости: слом советской командно-административной системы, ориентация на общечеловеческие ценности, возрождение идеи прирождённых и неотъемлемых прав человека, концепции разделения властей и правового государства;

- центральное место в работе уделено методологическим проблемам, ибо правильные методологические представления о правовой идеологии -

обходимое и крайне важное условие формирования демократического авового государства;

- обоснован вывод о том, что И.А.Каримов является инициатором »рмироваиия и основоположником идеологии национальной независимости бекистана;

- показаны роль и значение правовой идеологии в формировании и шовлении новой политической системы и социально ориентированной ночной экономики в Узбекистане.

На защиту выносятся следующие выводы:

1. Любая социальная проблема имеет идеологический аспект и дество должно развиваться с учётом этого аспекта. Усиление внимания к гологии национальной независимости - объективное явление, еологические проблемы, как и стратегия развития государства и права, 1жны стать предметом постоянных систематических исследований в едой отраслевой юридической науке, что даст возможность выделить очевые проблемы и сосредоточить на них внимание.

2. Правовая идеология, будучи комплексным понятием, включает дующие элементы:

во-первых, определение долгосрочных задач развития правотворчества, вовой системы и законодательства;

во-вторых, тщательный анализ исходит из ситуации (современного гояния законодательства) и определения объективных тенденций развития вовой системы;

в-третьих, определение приоритетных средств решения перспективных [ч;

в-четвёртых, определение эффективности различных вариантов вовой системы.

3. Актуальными проблемами правовой идеологии выступают следующие вопросы:

- теоретические идеи о сущности, содержании и формах проявления государства и права как важнейших социальных регуляторов;

- теоретические допущения и конструкция аксиом, законов, имеющих такой сложный объект, как государство и право, правовые отношения, правовая культура, законопослушание;

- развитие эмпирической основы о государстве и праве, которая включает в себя большое число эмпирических понятий, опытных данных, наблюдаемых фактов, требующих теоретического обоснования в объяснения;

- развитие понятийного и категориального аспекта как составной частс общей теории государства и права.

4. Правовая идеология опирается на глубокий анализ проблем юридической науки. Юридическая наука будет развиваться на общем фоне общественных наук. Сейчас важно преодолеть идеологические догмы которые не только устарели, но и принесли немало вреда (учения с классовой борьбе, о диктатуре пролетариата и др.). Общество, стремящеес: радикально изменить фундаментальные социально-экономически' отношения, должно прежде всего обеспечить условия для практическое достижения общего согласия.

5. Весьма важной является деидеологизация юридической науки. Таки понятия, как и "социалистическое государство", "социалистическа демократия", оказались лишёнными серьёзного научного содержания Многие положения, которые ранее воспринимались как аксиомы, тепер должны быть пересмотрены и подвергнуты юридической оценке (наприме| положение о советском праве как высшем историческом типе права

Однако это вовсе не означает, что юридическая наука и правовая система не должны опираться на определённую идеологию. Право должно исходить из общечеловеческих ценностей, таких, как права и свобода личности, демократизация, правовое государство, верховенство закона, гражданское общество, социально ориентированная рыночная экономика и др.

Практическая значимость исследования. В диссертационной работе содержатся выводы и рекомендации по совершенствованию законодательства.

Выводы и предложения, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при составлении учебников, учебных пособии, курсов по теории государства и права, преподавании курса "Основы правовой идеологии в Узбекистане".

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения, практические выводы и рекомендации изложены автором в трёх опубляковашшх брошюрах.

Основные результаты исследования используются при проведении занятий на факультетах очного и заочного обучения, подготовке, переподготовке и повышения квалификации Академии МВД Республики Узбекистан.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории государства и права и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе - "Идеология национальной независимости -теоретическая основа государственного суверенитета" рассмотрены объективные условия формирования идеологии национальной независимости

и её значение в политической системе общества.

Общество не может существовать без идеологии. Каждое обществе так или иначе придерживается той или иной идеологии. Исходя из этого, независимый Узбекистан также приступил к формированию идеологии национальной независимости Узбекистана, отметил историческую необходимость её возникновения в сознании нашего народа, определив её как веление времени, как фактор прогресса.

Смена ценностей в обществе, в котором долгие десятилетия жили по одним канонам, трудный, противоречивый процесс. При всех возможных видах дефицита в нашем обществе одно обстоятельство сейчас несомненно: существует многообразие духовных проявлений, широкое самовыражение личностей, социальных групп, наций, пестрота мнений, взглядов и суждений людей. Далеко не все продукты интеллекта, воли и эмоций носят позитивный заряд. Но нельзя не признать, что, во-первых, такое многообразие имеется и продолжает расти и, во-вторых, в целом эте хорошо, потому что свидетельствует о раскрепощеиии нравственных сил общества, обретении им духовной свободы.

В конце 80-х годов термин "идеология" стал восприниматься б обществе отрицательно, ассоциируясь с однобоким, предвзятым отображением действительности, а то и с выдуманными конструкциями пропагандистов. Не случайно крах идеологической системы социализма совпал с кризисом в общественных науках, который проявился как в теоретическом, так и в кадровом отношении.

Если представить себе идеологию как совокупность когнитивных и ценностных элементов - знаний, отношения к действительности, идеалов и даже, по-видимому, веры, то можно сказать, что все они были подвергнуты критике и отрицанию. Возникли и укрепились представления о

1еобходимости полной деидеологизации различных сфер жизни, включая общественные науки. Некоторые полагали, что надо ограничиться так ¡азываемым "позитивным правом", т.е. действующими законами, а все рассуждения о целях права, его "духе", об идеальном построении осударства и его правовой системы ни к чему.

Историческое время диктует приоритеты в системе знаний и (енностных ориентации, определяет главное и второстепенное. В этих словиях каждое идеологическое направление просто обязано провозгласить вой принципы, отстаивать их, бороться за разделяемые ценности. Но рсжде их следует чётко сформулировать, обнажить, аргументировать. Если сходить из позиций гуманного, демократического общества, то можно аметить по крайней мере четыре приоритетных области, в которых тстаивание определённых идеологических принципов имело бы не только еоретическое, но и практическое значение*5.

Прежде всего - та область знаний и представлений, которую можно азвать политической идеологией. Центральный здесь вопрос -тношение к власти.

Государственная независимость резко сместила акценты. Идеология риказа, команды, административного произвола стремительно уходит в рошлое. На смену ей приходит идеология национальной независимости, ага к демократизму и практика плюрализма.

Политическая идеология включает отношение к партиям и другим эщественным организациям и массовым движениям. Она охватывает и еждународные проблемы, центральным идеологическим узлом которых ¡ляется независимая внешняя политика.

Второе - зкопомическая идеология, подвергшаяся теперь

Саидов А., Таджиханов У., Тошкулов Ж. Мустакиллик ва хукукий мафкура. -Т.: ИИВ кадемияси, 1995. - 9-6.

наибольшим изменениям. Здесь также есть правовой аспект. Происходит переход к рынку, но его идеологические последствия далеко не осознаны, пока больше вопросов, чем ответов.

Экономическая идеология гуманного демократического общества не может сводиться к простому призыву двигаться к регулируемой рыночной экономике. Она включает чёткое решение следующих вопросов: отношение к частному предпринимательству, свободе торговли и другим институтам рынка; определение феномена эксплуатации человека человеком и отношение к нему; оценка противоречивых интересов города и села, продавца и покупателя, предпринимателя и рабочего, выявление идеологических позиций каждого из них.

Третье направление - гуманитарная идеология. Речь идёт об отношении к человеку, о его месте в современном обществе. Гражданское общество потому мы и называем гуманным, что в его основе лежит уважение к человеку, приоритетность его интересов. Но в полной мере это положение ешё не осознано и, главное, не воплощено в- жизнь.

Научные разработки гуманитарной идеологии находятся в самом начале. Если о правах человека сказано уже довольно много, то права народов, наций определены весьма приблизительным образом. Границы свободы личности, группы, общественного объединения не имеют чётких очертаний7.

Остро стоит проблема ответственности человека. Долгие годы она ассоциировалась у нас только с наказанием со стороны государства. Но ведь есть ответственность перед обществом, перед социальной группой, наконец, перед самим собой (проблема совести).

Четвёртое - идеология в области культуры - это не только практическая, но и идеологическая задача, предполагающая активную

7- Таджиханов У. Хукукий мафкура ва конунга итоатгуйлих. -Т.: ИИВ Академияси, 1995. - 48-6.

тропаганду усилии, направленных на сбережение культурного наследия, развитие многонационального искусства, литературы, языка. Некоторые фавовые принципы отношения к культурным ценностям должны быть, по-шдимому, закреплены как определённые устои, отправные точки гуманного демократического общества. Например, свобода творчества и ¡амовыражения в сфере культуры; свобода информации и право каждого на юльзование достижениями культуры; забота о сохранении памятников :ультуры во всём мире; свобода образования, его плюралистичность и ■уманизм.

Необходимо решение свободы творчества, признания полноправия всех ¡аправлений и оттенков в сфере культуры, абсолютного их равенства, а с 1ругой - ограждения духовной жизни общества, его ценностей от дешёвых I вредных подделок, от нравственного разложения под маской культурного щюрализма.

Вторая глава называется "И.А.Каримов и становление независимой осударственности в Узбекистане".

Президент Республики Узбекистан, разъясняя цель и значение 1ациональной независимости, отметил историческую необходимость её юзникновения в сознании нашего народа, определив её как веление ремени, как фактор обновления и прогресса. Не будем забывать, что щеология национальной независимости, основываясь на вековых традициях, >бычаях, языке и духе нашего народа, должна служить тому, чтобы донести ,о сердца и разума людей веру в будущее, воспитывать любовь к Родине, [еловеколюбие, добросовестность, мужество и терпеливость, чувство праведливости, стремление к знаниям и просвещению3.

• См.: Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, деология. -Т.: Узбекистан, 1996. -С. 194.

Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов выдвинул и обосновал пять основных принципов в условиях перехода к новым общественным отношениям, суть которых заключается в следующем:

1. Приоритет экономики над политикой;

2. Регулирующая роль государства как инициатора экономических реформ и главного проводника их в жизнь;

3. Верховенство Закона во всех сферах общественной жизни;

4. Проведение сильной и адресной социальной политики;

5. Поэтапность перехода к рынкуЯ

В последнее время пять принципов Президента И.Каримова стали предметом исследований учёных-юристов и поэтому мы сосредоточим свое внимание только на тех аспектах, которые имеют особое отношение к теме нашей работыЮ.

Наше общество всецело поддерживает принцип: государство - главный реформатор, гарант необходимости преобразований. Идеология государственно-правовых реформ не означает государственной идеологии!!. Статья 12 Конституции указывает: "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной". Идеология правовых реформ это:

- обоснование целей и путей построения в Узбекистане правового, гражданского общества;

9- См.: Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т.1. -Т.:Узбекистон, 1996. -С. 236-237; 286-287.

1 См.: Уразаев Ш.З. Конституция независимого Узбекистана. -Т.: Адолат, 1993. -С. 41-46; Саидов А. Узбекистонда адолатли демократик хукукий давлатнинг беш асосий тамойшш II Узбекистан Республикаси - мустакил давлат. -Т.: Адолат, 1995. - 3-10-6.; Тожихонов У. Узбекистонда мустакил давлатчиликнинг хукукий-маънавий муаммолари. -Т.: ИИВ Академияси, 1996. - 16-26-6.

11- Каримов И.А. Правовая гарантия нашего великого будущего. -Т.: Шарк, 1993. -С.

г!

- создание системы и структуры органов государственной власти и управления, отвечающих традициям народа и потребностям коренных реформ;

- развитие политической многопартийности, как механизма учета и сочетания интерсов различных слоев и групп общества;

- воспитание новых, квалифицированных государственных деятелей и кадров;

- укрепление гражданственности, политической культуры наших людей как движущей силы обновления государства^.

Третья глава - "Правовая идеология и развитие законодательства" -посвящена роли и значению правовой идеологии в формировании политической системы и рыночной экономики в Узбекистане.

Важное место в идеологии национальной независимости занимает правовая идеология. Понятие "правовая идеология" может выступать в зазличных аспектах действующего права. Любое право является зыразителем определённых идей и, более того, определённого мировоззрения и в этом качестве идеологически воздействует как на общественное сознание в целом, так и на сознание отдельных граждан. Эсобым идеологическим влиянием обладает законодательство революционных эпох, переломных этапов в развитии общества. Любая шциональная правовая система в целом также несёт значительную теологическую нагрузку. Крупные законодательные акты вроде английская великая хартия вольностей 1225 года, Декларация прав человека и раждашша Франции 1789 года, гражданский кодекс Наполеона 1804 года, Сонституция США 1787 года, вполне могут быть названы своеобразными теологическими памятниками своей эпохи. Весьма значима идеологическая

2- Саидов А., Таджихаяов У., Тошкулов Ж. Мустакиллик ва хукукий мафкура. -Т.: НТВ Академияси, 1995. - 45-6.

роль конституции.

Вопрос об идеологической роли npaBá не освещен в развёрнутом плане в юридической литературе, хотя и затрагивается при рассмотрении ряда проблем общей теории государства и права. Уяснение механизма идеологического воздействия права, основных сфер и направлений этого воздействия представляется весьма интересным и практически важным.

В своём втором значении понятие "правовая идеология" выступает как совокупность выработанных человечеством теорий и концепций о существовании права, его роли в жизни общества, соотношении с государством и т.д. Речь идёт об учениях о праве, входящих в сферу общей теории и философии права.

Правовая идеология многослойна. Часть её относится к идеологии первого порядка, ближе всего стоящей к материально-экономической основе общества.

Говоря о правовой идеологии как отражении в общественном сознании такого важного и слржного компонента жизни государственно-организованного общества, каким является право, эту идеологию можно прежде всего трактовать как теоретическое сознание, которое рассматривает право в качестве первоосновы жизни общества и позволяет осмысливать социальную реальность сквозь призму правовых представленш (подобно, например, тому, как религиозная идеология рассматривает социальную реальность сквозь призму религиозных представлений). I данном случае правовая идеология выступает как синоним юридическогс мировоззрения.

Однако понятие "правовая идеология" чаще употребляется в другом егс значении, имея в виду любые теоретические представления о праве. Этс понимание в определённом смысле более широкое, ибо оно охватывает н<

только такие взгляды на право, которые видят в нём первооснову общественной жизни, но и иные возможные взгляды на право и его роль в кнзни общества. Когда речь идёт о правовой идеологии как о .шровоззрении, она отграничивается от других идеологий по содержанию например, правовая идеология в отличие от религиозной идеологии). Когда зечь идёт о втором значении этого понятия, основанием для отграничения ¡ыступает различие форм социальной деятельности людей и '.оответствующих социальных институтов (например, взгляды на право в )тличие от взглядов на религии).

Отмеченные два значения понятия "правовая идеология" в ¡начительной мере перекрещиваются.

Правовая идеология включает в себя концептуально оформленные идеи ! понятия о необходимости и роли нрава, о его обеспечении, :овершенствовании, методах и формах проведения в жизнь. Ведущими в [равовой идеологии являются идеи:

- "неотъемлемых прав и свобод человека;

- закона как акта высшей юридической силы;

- законности и законопослушания;

- охрана права государством и связанность самого государства правом.

Правовая идеология опирается на следующие закономерности развития

юлитической системы: развитие политических систем имеет свою ритмику, которая определяется социальными, политическими и экономическими (иклами; в процессе развития политической системы происходит смена юлитических когорт и поколений лидеров; в политических процессах уществует феномен политической социализации усвоения обществом з (елом и его отдельными группами норм политической культуры; юлитические процессы более подвижны и менее инертны, чем процессы

экономические; массовое политическое поведение различных социальных слоев и групп в экстремальных политических ситуациях (типа острых политических конфликтов, межнациональных столкновений, войн, и т.д.) имеет свои особенности, которые, однако, плохо изучены; в механизме развития политической системы происходят борьба и взаимодействие различных политических сил (партий, движений, груцп, государств и др.); развитию политической системы присущи случайности, неожиданные повороты, многовариантность и альтернативность возникающих ситуаций.

Демократическое правовое развитие опирается на следующие фундаментальные принципы: полное отрицание тоталитаризма; широкое признание и внедрение в политическую практику демократических принципов организаций, политических партий, всей государственности; ориентация на формирование демократического правового государства; четкое разграничение гражданского общества и государства; признание и активная поддержка социально ориентированной рыночной экономики и адресной социальной политики.

В Заключении излагаются основные выводы и предложения диссертационного исследования.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:

1. Правовая идеология и развитие законодательства. - Ташкент: Академия МВД, 1996. - 16 с.

2. Правовая идеология и развитие рьшочной экономики в Узбекистане. - Ташкент: Академия МВД, 1997. - 19 с.

3. Идеология национальной независимости в правовом государстве. -Ташкент: Академия МВД, 1997. - 19 с.

"Узбекпстопда хукукпй мяфкураиинг назарий муаммолари" мавзуядагп диссертацияга

К,ИСК,АЧА МАЗМУНИ

Мавзунинг долзарблиги. Демократах хуку к, и й давлат ва адолатли ^аролпк жамияти к,уриш даврпда ,\укукий мафкура муаммолари алоздада зарий-амалии ахдмият касб этади.

Диссертация кириш, уч боб ва хулосадан иборат.

Муаллиф х,ириш кнсмида тад^икот мацсадларини, вазифаларини, лубий асосларини, шункнг илмий жихатдан янгилигини, хнмояга тавсия иладиган хулосаларни, плмий ишнинг амалий ахамиятини ва тадк,нк,от тижаларини амалда татбщ этилганлпгини ва диссертациянинг тузилинш грисида к,иск,ача баён килади.

Биринчп бобда миллпй истицлол мафкураси давлат мустак,иллигининг зарин асослари сифатида тадкик килинган. Истик,лол туфайли янги фкуравий му.\нт вужудга келди.

Иккинчи бобда миллпй истиклол мафкурасини яратишда Узбекистан спубликаси Президент И.А.Каримовнинг роли ва назарий гоялари рофлича баён кдлинади. Академик И.А.Каримов миллий истицлол фкураси хакикий ташаббускорн ва ижодкоридир.

Учинчи бобда хук,ук,ий мафкуранинг сиёсий тизим, к,онунчшшк ва зор иктисодиётига утиш давридаги аздмияти курилган. Хуку кий мафкура-ллин истикдол мафкурасининг узвий ва таркибий кнсмидир.

Диссертация сунгида хулоса ва фойдаланилган адабнётлар руйхатн энлади.

THE PROBLEMS OF THE LAWS IDEOLOGY IN THE UZBEKISTAN

RESUME

Actuality of the research. In the period of the construction of the legal state and just sitizen society in the Republic of Uzbekistan the problems of the laws ideology have been spesific theoretical and practical meaning.

This thesis consist of next path: introduse, three chapters and conclusion.

Introduse begins with scientific-theoretical actuality this thesis. Explorer to indicate on the foundations of actuality this thesis, object and point of this recearsh, metodological basis, the methods of the recearch, basic springs, scientific novelty, to the pass ideas for the defence of this thesis and describe about approbation of the results this researsh.

Chapter 1 devoted of the national independence ideology, theoretical basic of this doctrine. Thanks this theory was have a new ideological atmosphere.

Chapter 2 begins with describe about role of the President I.A.Karimov of the creation of the national independence ideology and analysis his theoretical doctrins. Declared that doctrins of the President I.A.Karimov opening a new life for Uzbekistan, people.

Chapter 3 devoted about political system of the laws ideology and consideration his meaning in the period transformation to the market economy. Laws ideology - element of the of the national independence ideology.

In the final of this thesis explorer gived results and recomendations for this research and list of literature.

2015 © LawTheses.com