АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах»
Московский государственный социальный университет
На правах рукописи
Ахильгова Эйза Салимовна
Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах
12,00.03 -Гражданское право; семейное право;
предпринимательское право; международное частное право.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва • 2003
Работа выполнена на кафедре международного права Московского государственного социального университета.
Научный руководитель -
Кандидат юридических наук, профессор Ильин Ю. Д.
Официальные оппоненты:
Доктор юридических наук, профессор Кузнецов М. Н.
РАГС при Президенте РФ
Кандидат юридических наук, доцент Бобылёв Г В
МГИМО-
Ведущая организация
Московский гуманитарный университет
Защита состоится 4 декабря 2003 г. в 15 ч. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 224.002.04. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук в Московском государственном социальном университете по адресу: 129256, Москва, ул. В. Пика, д. 4, корпус 2, конференц зал.
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Московского государственного социального университета.
Автореферат разослан «_»_2003г.
Учёный секретарь Диссертационного совета Доктор юридических наук, профессор Середа Е. В.
17 ¿ъ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы исследования. Тема «правовое положение женщины» - одна из основных тем не только в мусульманском праве, но и в международном праве вообще.
Вопрос о правах мусульманской женщины представляет собой большую сложность для объективного рассмотрения, что обусловлено, прежде всего, исторически сложившимся положением женщины в мусульманском обществе; различным положением мусульманских женщин в странах, где они проживают; отдаленностью населенных пунктов этих стран от местных административно-территориальных центров.
Вопросы семьи и положения мусульманской женщины в семье и обществе - это комплекс проблем, каждая из которых представляет сложное переплетение самых различных вопросов, таких, как многоженство, ранние браки, брачный дар и многое др.
Современная наука глубоко и всесторонне изучает проблемы брака и семьи. Семья, ее роль в жизни отдельного человека, общества в целом, в наше время находится в центре внимания многих исследований. Она рассматривается как основная ячейка, в которой формируются, реализуются репродуктивные установки граждан. Семья — необходимый элемент развития общества, обеспечивающий прирост населения, физическое и духовное воспитание молодого поколения, удовлетворения естественных потребностей человека в любви и общении. Замечено, что психофизическое состояние членов общества зависит главным образом от семьи. Семья большое благо и радость для человека. Образ жизни семьи в известной степени предопределяет семейный образ жизни ребенка в будущем.
Образ жизни мусульманина не менялся в течение веков. Естественно отношение к женщине, устанавливавшееся традициями в продолжение такого длительного срока, не может измениться с принятием каких-либо правовых актов. К тому же, учитывая сравнительно недавнее появление законодательных актов в области мусульманского семейного права (если сопоставить его по времени с возникновением обычаев в области семейных отношений, а также с принятием мусульманской веры), можно небезосновательно предположить, что такие акты не то что не могли быть усвоенными сознанием мусульманина, но он мог просто о них не слышать, а следовательно, не исполнять их, тем более, что система надзора за исполнением нормативных актов недостаточно развита.
Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, уделяет большое внимание регламентации семейно-брачных правоотношений, и правовому положению женщины, в частности. Вместе с тем, следует отметить, что в мусульманском обществе религия являлась, а в некоторых странах мусульманского мира поныне остается основой регулирования этих правоотношений.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
1. Культура арабских стран, в том числе семейно-брачных отношений, оставила глубокий след в мировой цивилизации.
2. Начиная со второй половины прошлого века исламизация общественной жизни переживает своеобразный ренессанс, наблюдаемый в ряде стран Среднего и Ближнего Востока.
3. Процесс исламизации накладывает свой отпечаток и на семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах, ставшее особенно актуальным в связи с вовлечением женщин-мусульманок в общественную жизнь и обеспечением их подлинного равноправия.
4. Интерес к сравнительно-правовым исследованиям семейно-правового положения женщины в различных странах не только не ослабевает, а усиливается, охватывая широкий круг ранее не изучаемых вопросов названной сферы.
5. Важный научный интерес представляет изучение идейных и социальных концепций и основ Ислама по семейно-правовому положению женщин. Для Российской Федерации такое изучение и научный анализ имеют практическое значение, так как семейные отношения у народов Татарстана, Башкартостана, Ингушетии, Дагестана и Чеченской Республики практически регулируются не только соответствующими нормами российского законодательства, но и нормами Исламского права.
Цель исследования - подробный теоретический анализ семейно-правового положения женщины в мусульманских странах.
Объектом исследования являются правоотношения, в которые вступает и участвует женщина-мусульманка и которые определяют её положение в семье и обществе.
Предметом исследования является правовое (на основе Исламского права) положение женщины в семье и обществе мусульманских стран.
Теоретическая основа исследования.
При подготовке диссертации автором были применены общие научные методы анализа и синтеза, историко-культурные, сравнительно-правовые и формально-юридические методы анализа.
В качестве теоретической и методологической основы исследования при написании работы послужили труды российских и зарубежных авторов. С учётом исследуемых в них вопросов эти работы целесообразно поделить на следующие группы.
1. Работы по вопросам международной защиты прав человека таких авторов как О. О. Миронов «Европейский суд по правам человека: порядок обращения», С. А. Глотов «Права человека и
их защита в Европейском суде», Е. А. Лукашёва «Права человека», С. А. Горшкова «Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство», В.А.Карташкин «Права человека в международном и внутригосударственном праве», Р. А. Мюллерсон «Права человека: идеи, нормы, реальность» и др.;
2. Широко использовались работы таких российских западных историков и правоведов как Н. Е. Торнау «Изложение начал мусульманского законоведения», Р. Шарль «Мусульманское право», А. Массэ «Ислам. Очерк истории», Л. Р.Сюкияйнен «Мусульманское право», М. И.Садагдар «Основы мусульманского права», Л. И.Шайдулина «Арабская женщина и современность», А. М.Нечаева «Семейное право России», Г. М.Керимов «Шариат и его социальная сущность», Вагабов М. В. «Ислам, женщина, семья», В. Порохова «Коран. Перевод смыслов и комментарии», Ш. Аляутдинов «Путь к вере и совершенству», Е. А.Беляев «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье», А. И.Ионова «Современный ислам: человек и общество», А.Крымский «Мусульманство и его общность», В. В.Бартольд «Ислам и культура мусульманства», и многих других;
3. Работы ведущих арабских првоведов, специалистов по семейному праву, в частности: Абу Зара Мухаммад «Аль-ахваль аш-шахсийа», Акла Мухаммад «Низам аль-усла фи аль-ислам», Ас-субаи Абд ар-Рахман «Шарх Канун аль-ахвал аш-шахсийа ас-сулий», Кадри-паши Мухаммад «Китаб ал-ахкам аш-шарийа фи апь-ахвали аш-шахсийа алла мадхай ал-имам Абу Ханифа» и многие др.;
Были использованы такие исторические источники мусульманского права как Коран, Сунна и комментарий мусульманского права - Хидайа.
Правовую основу диссертации составляют конституции и законодательные акта мусульманских государств, Декларация прав и свобод человека, Всеобщая исламская декларация прав человека.
Научная новизна исследования^
Данная диссертация является одним из первых трудов в семейном праве России, посвящённых исследованию семейно-правового положения женщины в мусульманских странах.
Впервые в диссертации предпринята попытка комплексного исследования семейно-правового положения женщины в мусульманских странах на основе анализа соответствующих положений Исламского права и изложены предложения по правовым методам урегулирования нерешённых вопросов.
Автор критически рассмотрела как существующие мнения отечественных и зарубежных учёных, так и складывающуюся практику по
урегулированию семейно-правового положения женщины в мусульманских странах, сформулировано собственное мнение по проблемным вопросам семейно-правового положения женщины в мусульманских странах. В диссертации сделаны теоретически обоснованные и практические предложения по совершенствованию действующего законодательства России с целью упорядочения правового регулирования положения женщины в семье и обществе субъектов Российской Федерации, население которых исповедует Ислам.
По результатам исследования на защиту выносятся следующие положения.
1 .Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах имеет свою специфику. Тот факт, что брак и развод в мусульманских странах находится под влиянием Ислама, положительно сказывается на прочности семейных уз, обеспечении женщины-матери и детей в случае прекращения брака. Данные нормы Исламского права не противоречат в главном и основном российскому законодательству и не вызывает конфликта закона.
2.Вопреки бытующему мнению о неравноправии женщины-мусульманки в семье, Шариат предоставляет женщине самые широкие права, связанные с положением в семье и воспитанием детей. То, что семейное законодательство мусульманских стран допускает полигамные браки, не ограничивает прав женщин. Судья может дать разрешение на второй и последующие браки, лишь с соблюдением определенных условий. Первым главным из них является согласие первой жены на последующие браки. В диссертации эта проблема освещается с учётом общих прав человека, конституционных прав граждан мусульманских стран.
3.В диссертации доказывается, что правило о махре (брачном даре невесте) не может квалифицироваться как пережиток, нарушающий права мужчин. Махр, сумма которого варьируется от одного до тридцати тысяч долларов, представляет собой определённую гарантию материального обеспечения женщины в случае ухудшения имущественного положения мужа или прекращения брака, а также приводятся доводы в пользу вывода, что обязанность мужа содержать жену (нафакэ) есть позитив мусульманского семейного права.
4.В исследовании обосновывается вывод о важности и практической значимости института обручения в семейном праве и предлагается продлить месячный срок, предусмотренный СК РФ, по истечении которого брак может быть заключён, до трёх месяцев.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут стать основой для последующих научных исследований в области брачно-семейных отношений, использоваться в преподавании курса «Семейное право», «Международное частное право», при разработке, основанных на данной учебной дисциплине спецкурсов по семейному праву мусульманских стран. Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности
субъектов РФ.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Результаты исследования нашли отражение: в докладе на международной конференции «Социальная роль права: история и перспективы развития» (Москва, 27-29 сентября 2002 год), в лекциях и семинарских занятиях по семейному праву в Московском государственном социальном университете (МГСУ). Обсуждение диссертации проходило как на кафедре международного права, так и на кафедре семейного права юридического факультета МГСУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ.
Во введении обоснован выбор темы диссертационного исследования, показаны её актуальность и степень научной разработанности, предмет, цель, общеметодологические и теоретические основы, научная новизна диссертации и выносимы на защиту положения, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, а также показаны формы апробации результатов исследования.
Первая глава «Женщина и международное право» посвящена основополагающим вопросам теории защиты прав человека как комплексного института. Она состоит из трёх параграфов.
В первом параграфе, «Права человека: понятие, содержание»,
обращается внимание на то, что всестороннее уяснение сущности прав человека является обязательной научно-теоретической предпосылкой исследования всего института прав человека. Права человека являются универсальными и индивидуальными, т.е. они действуют в отношении всех людей, независимо от национальности, расы, пола и т.д., и принадлежат каждому человеку, независимо на его происхождения или социального положения. Права человека имеют внутригосударственную природу: они могут декларироваться или позитивироваться государством, т.е. закрепляются им в действующем праве, но они не порождаются и не создаются государством. В этом смысле они являются прирожденными правами, которыми обладает личность как таковая, вне зависимости от государства и нередко вопреки ему1. Признание прав человека предполагает, в первую очередь, принципиальный отказ государства от вмешательства в сферу индивидуальной свободы и предполагает поэтому обязательные гарантии против вторжения государства. Как элемент правопорядка права человека ограничивают политическую или социальную власть, ставя правовые условия и устанавливая границы, в рамках которых использование этой власти не является допустимым. Если же это происходит, то такая власть нарушает права человека. Одновременно права и свободы определяют и правовые
1 Данная точка зрения свойственна западным авторам и во многом разделяется российскими международниками. См. Lauterpaht Н. International Law and Human Rights. L, 1950, Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право М, 1996 295 с.
условия, при которых государственная власть может быть использована против индивида. Соблюдение этих требований обосновывает правомерность регулирующей и контролирующей деятельности государства. В этом состоит легитимирующая функция прав человека. Наконец, права человека обуславливают природу государственной власти как гаранта закрепленных ценностей. Обеспечивая аппарат обеспечения прав человека и санкций для причинения любых действий против прав человека и наказания за их нарушение и попрание, государство одновременно несет ответственность по своим обязательствам согласно международным договорам по правам человека. Кроме того, индивид может апеллировать к международным инстанциям в случае нарушения его, тем самым, привлекая внимание к несоблюдению таковых в конкретном государстве.
Во втором параграфе «Международная защита прав женщин как институт международного права и его юридическое содержание» рассмотрены задачи института защиты прав женщин, основной из которых, как и всех других форм международного сотрудничества в области прав человека, - способствовать обеспечению прав женщин, в различных государствах, в том числе и мусульманских. Вместе с тем институту присуща и специфическая задача - содействовать осуществлению обязательств, закрепленных в соглашениях о правах женщин, что, в соответствии с соглашениями, распространяется как на законодательную, так и на правоприменительную деятельность.
На выполнение главной задачи института направлены его основные функции, наиболее важной из которых является функция предоставления рекомендаций. В данном случае под рекомендацией понимаются не только рекомендации в собственном смысле слова, но и замечания, общие и частные, предложения и другие виды сообщений, которые могут быть адресованы государствам или международным организациям. Особое значение имеет функция мобилизации мирового общественного мнения, поскольку это первая стадия решения проблем на международном уровне. Ее выполнению служат открытые обсуждения в международных органах вопросов защиты прав женщин, обсуждение работы этих органов на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, публикация брошюр, популяризирующих международные соглашения. Кроме того, Европейское сообщество наделило индивида (в том числе и женщин) правом обращения в суд.
Функции института международной защиты прав женщин опосредуются через различные организационные формы (механизмы), в частности через международные органы, созданные в соответствии с соглашениями о правах человека и правах женщин. Они представляют собой самостоятельные органы, функционирующие на основе международных соглашений, в состав которых входят эксперты в личном качестве (самостоятельность указанных органов не означает их автономности от ООН, все структуры работают под эгидой ООН).
Подводя итог, можно утверждать, что: права женщин являются неотъемлемой частью прав человека; в современном международном праве
сложился институт международной защиты прав женщин; международная защита прав женщин - это совокупность договорных норм международного права, регулирующих сотрудничество государств с целью всеобщего уважения и соблюдения, а также обеспечения и защиты прав женщин во всех сферах жизни; специальными принципами института являются: принцип равноправия мужчин и женщин; принцип международно-правовой ответственности; принцип социального развития;
-институт международной защиты прав женщин имеет задачу способствовать обеспечению прав женщин в различных государствах, содействовать осуществлению обязательств, закрепленных в соглашениях о правах женщин; в международной практике созданы механизмы защиты прав женщин: универсальные, региональные и внутригосударственные; международная защита прав женщин обеспечивается следующими методами: -рассмотрение докладов и другой информации государственных структур и индивидов;
-международно-правовая ответственность (в т. ч. ответственность индивидов);
-обращение индивидов в международные органы;
-мониторинг международных организаций положения женщин в отдельных государствах;
-финансовая помощь международных организаций по обеспечению прав женщин различными государствами;
-сотрудничество международных организаций с женскими неправительственными организациями по вопросам изменения положения женщин в обществе.
Третий параграф «Основные правовые акты и социальные права человека в мусульманском праве». Особый интерес, на наш взгляд, как источник прав человека в мусульманском праве представляет Всеобщая исламская декларация прав человека, которая была подготовлена Исламским советом для Европы и подписана 19 сентября 1981 г. в Париже2.
Как отмечал генеральный секретарь Исламского совета Салем Аззам: «Всемирная исламская декларация прав человека основывается на Коране и Сунне и разработана видными мусульманскими юристами, а также представителями исламских движений и течений мысли»3. Во Введении Всеобщей исламской декларации подчеркивается, что «Аллах и только Аллах является Творцом Закона (Шариата) и Источником всех прав человека. Ввиду их божественного происхождения никакой руководитель или правительство, никакая ассамблея или власть не могут ограничить, отменить или нарушить
2 Исламский совет не является межгосударственной организацией, но признан в движении «исламской солидарности».
3 Жданов Н В. Исламская концепция миропорядка М • Междунар отношения, 1991. С. 193.
каким-либо образом права человека, данные Аллахом. Так же как никто не может поступиться ими»4.
Проведенный нами анализ структуры и статей Всеобщей исламской декларации убеждает в том, что ее авторы обязуются уважать неприкосновенные и неотъемлемые права человека, рассматривая их как предписанные Аллахом. Всеобщая исламская декларация состоит из Введения, Преамбулы и Правовой части, причем последняя входит в Преамбулу, но, несмотря на это, мы выделяем ее как самостоятельную лишь условно. Статьи с I по XXIII Всеобщей исламской декларации свидетельствуют о большей степени их сходства со статьями Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и других документов. Сходство статей по содержанию не устраняет их различий по источникам и формам.
Тот факт, что и во Всеобщей исламской декларации провозглашены права, связанные с защитой личной свободы человека, а также гарантирование права на жизнь, признание всех людей равными вне зависимости от пола, социального происхождения, цвета кожи языка, признание равенства перед законом и судом, права на социальное обеспечение, права на труд, права на образование, ставит этот документ в один ряд со многими международными документами по правам человека и по защите прав женщин.
Во Всеобщей исламской декларации представлены права "личного статута" Право на создание семьи (ст. XIX) значительно отличается от регулирования данной сферы отношений Шариатом. Перечислим основные отличия: отсутствие положения о многоженстве (это объясняется тем, что во многих мусульманских странах наблюдается тенденция к сочетанию основополагающих принципов традиционного мусульманского права с новыми правилами поведения, вызываемыми к жизни происходящими социально-политическими и экономическими переменами); в п. 2 ст. XIX подчеркивается, что супруги имеют право на уважение и почитание, что уже является шагом на пути к равноправию между мужчиной и женщиной; в п. 9 той же статьи говорится, что никто не может вступить в брак против своей воли и тем более утратить свое юридическое лицо вследствие вступления в брак. Ст. XX отдельно регламентирует права замужней женщины на определенный уровень жизни, расторжение брака, наследование. В конечном счёте, равноправие замужней женщины не отрицается публично. Мусульманское право исходит из признания равенства мужчины и женщины перед Аллахом. Основные их различия заключены в гражданском и административном праве. В области гражданских прав каждый из них имеет свои преимущества. Так, после обручения («никах») женщина получает право на владение своим имуществом. Муж может пользоваться имуществом своей жены только с ее разрешения. После свадьбы
4 Там же
жена сохраняет свою девичью фамилию, чтобы не утратить свое юридическое лицо.
Итак, Всеобщая исламская декларация прав человека, как и Всеобщая декларация прав человека не носит обязательного юридического характера в силу того, что она была принята неправительственной организацией. Всеобщая исламская декларация исходит из основных принципов и положений универсальных международно-правовых норм и не ставит перед государствами задачу предоставить определенные гарантии и имплементировать ее положения в национальное законодательство. Права, закрепленные во Всеобщей исламской декларации прав человека, регламентируются Шариатом, т.е. совокупностью предписаний Корана, являющегося источником применения исламской юриспруденции.
Вторая глава «Женщина и мусульманское право».
Первый параграф «Источники мусульманского права» посвящён исследованию таких источников мусульманского права, как Коран, Сунна, Шариат, адат.
Коран - главная священная книга мусульман. Самые ранние сохранившиеся списки Корана относятся к рубежу 7-8 веков5.
Коран определяет основные принципы ислама в отношении женщины, имеющими силу правовой нормы. В Коране рассматриваются такие важнейшие проблемы семейных основ, как брак и его необходимость, согласие лиц, вступающих в брак, брачный дар (махр), многоженство, развод, взаимоотношения родителей и детей, наказание за супружескую неверность, имущественные отношения семьи и другие моральные, правовые нормы семейной жизни.
Вопросы эти рассматриваются во многих сурах Корана: «Женщина», «Свет», «Препирательство», «Развод», «Запрещение» и другие.
Права и обязанности женщины раскрываются и в других источниках мусульманского права и прежде всего в Сунне, которой мусульмане руководствуются при решении религиозных, государственных, общественных и правовых вопросов.
На арабском языке Сунна означает обычай или традиция. По мусульманскому праву Сунна содержит высказывания, решения и действия Мухаммада, а также высказывания и решения его сподвижников, одобренные им. В Сунне содержатся основные правовые нормы мусульманского права. Наряду с Кораном большинство мусульман признаёт Сунну как наиболее авторитетное произведение религиозной литературы, дополняющее, разъясняющее и отчасти заменяющее Коран.
«Сунна, представляющая сборник хадисов (предписаний Мухаммада), явилась источником массы практических уложений, которыми руководствовались судьи в течение первых веков ислама до кодификации исламского права. И по сегодняшний день она остается основным источником правовых положений во многих странах (напр., Саудовская Аравия, где к
5 Советский энциклопедический словарь М.: «Советская энциклопедия», 1988. С. 629.
Сунне обращаются при решении любого спорного вопроса - авт.), которые используют полностью, либо частично шариат или священный закон ислама»6.
Сунна включает в себя те обычаи, которые были связаны с деяниями, поступками Пророка Мухаммада. Содержание Сунны облечено в форму коротких рассказов - хадисов. Хадисы являются одним из важнейших источников понимания отношения ислама к женщине. Они в значительной степени разъясняют айаты (стихи Корана), не ясные по смыслу. Отмечая эту особенность Сунны, французский исламовед А. Массэ писал: «...если сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без сунны»7. В Сунне получают более точное выражение некоторые предписания Корана относительно женщины, в частности о брачном даре (махре), хиджабе8.
На специфику Сунны, как на одного из самых авторитетных после Корана источников, следует обратить внимание при изучении семейных правоотношений в мусульманском мире. Но, конечно, и она не стала всеобъемлющим источником для решения всех проблем сложной социальной действительности в Арабском халифате.
Важнейшим источником мусульманского права, содержащим целый ряд предписаний, относящихся к правовому положению женщины, запретов и ритуалов, является также Шариат.
По утвердившемуся в исламской литературе мнению, Шариат определяется как совокупность обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка9. Возникает, однако, вопрос: какие конкретно предписания подразумеваются под шариатом? Идет ли речь исключительно о религиозной сфере или же шариат нечто большее? При ответе на этот вопрос необходимо исходить из характера ислама в целом, по поводу которого В. В. Бартольд в свое время точно подметил: «Христианин, чтобы исполнить требования своей веры, должен забыть себя ради бога и ближнего, от мусульманина его закон требует, чтобы он среди своих дел не забывал ни бога, совершал в положенное время молитвенный обряд и отдавал часть своего имущества в пользу бедных»10. «Если в этом высказывании слова «среди своих дел» выделить особо, а «закон» заменить на «шариат», то получится довольно емкая характеристика последнего»".
Шариат - это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные предписания и запреты, призванные урегулировать отношения мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности.
6 Курьер ЮНЕСКО, 1981 , сентябрь - октябрь. С. 9.
7 А. Массэ Ислам. Очерк истории. М, 1982. С. 72.
! Хиджаб - одежда мусульманской женщины.
9 Л Р. Сюкияйнен. Шариат и мусульманско-правовая культура М. 1997. С 4.
10 Бартольт В. В. Мусульманский мир. Сочинения. Т. 6. работы по истории ислама и арабского халифата
11 Сюкияйнен Л Р.Указсоч
Шариат никогда не исчерпывался догматическими и культовыми вопросами, предопределяющими внутренний мир мусульманина, его религиозную совесть. Не меньшее, а, возможно, даже большее значение в нем уделяется проблемам повседневной жизни, поведению мусульман в их отношениях между собой, с властью, с иноверцами.
Шариат позволяет интерпретировать и применять его нормы, изначальные ориентиры и принципы с учетом условий жизни мусульман, их обычаев и интересов, находить такие конкретные решения, которые идут в ногу со временем. В этом проявляется еще одна приметная черта Шариата -его гибкость и открытость, готовность сосуществовать с иными традициями, правовыми системами и даже заимствовать у них. Кто полагает, что в мусульманских странах всегда применялись и продолжают действовать лишь нормы, взятые непосредственно из шариата (Корана и Сунны), а все остальное безусловно отвергается, тот глубоко заблуждается. На самом деле Шариат и основанное на нем мусульманское право никогда не были здесь единственным законом. В исламском мире всегда сосуществовали самые различные традиции и обычаи.
В этой связи немаловажное значение приобретает вопрос о соотношении шариата и адата.
Под адатом (от арабского «ада», мн. ч. «адат» — обычай, привычка) принято понимать обычаи, правила поведения, принятые той или иной группой мусульман, утвердившиеся и действующие в определенном регионе распространения ислама. В качестве специального термина, употребляемого в научном исламоведении, адат означает обычаи и традиции, регулирующие образ жизни мусульман наряду с Шариатом. Обычаи играют заметную роль в регулировании брачно-семейных отношений мусульман, например, при установлении брачного дара. В целом мусульманско-правовая наука допускает использование адата лишь при условии его непротиворечия Шариату.
Итак, подводя итог данного параграфа, можно утверждать, что мусульманское семейное право берет свое начало из Корана и в дальнейшем формировалось муджтахидами.
Второй параграф «Мусульманское семейное законодательство».
В современных условиях в мусульманском мире нет ни одной страны, где действовали бы только нормы мусульманского права, но также нет ни единой страны, где они не оказывали бы своего влияния на образ жизни и действующее законодательство.
В зависимости от роли мусульманского права в системе действующего законодательства исламские государства можно условно разделить на следующие группы:
страны, где стержнем правовой системы является мусульманское право (Саудовская Аравия, Судан, Страны Персидского залива), и любой акт
приобретает юридическую силу лишь в случае непротиворечия нормам Шариата;
страны, где мусульманское право имеет приоритетное значение лишь в области личного статуса, уголовного права и гражданского оборота (Кувейт, Ливия, Иордания, Марокко). В остальных областях законодательства действует светское право;
государства, где мусульманское право в целом сохранило свои позиции лишь в области личного статуса и вакуфного12 имущества (Египет, Сирия, Ирак). В других отраслях действует законодательство, основой которого является законодательство европейских стран, с отдельными включениями норм Шариата;
в правовой науке принято выделять Тунис, как государство с самой либеральной и прогрессивной правовой системой, где влияние мусульманского права сведено к минимуму. Даже в такой приоритетной для мусульманского права области как личный статус нормы Шариата используются для того, чтобы оправдать нововведения, часто противоречащие традиционным взглядам.
Семейное право во многих мусульманских странах закреплено в законах о «личном статуте». Основное направление эволюции форм и содержания «права личного статуса» было связано с начавшимся во второй половине XIX столетия процессом кодификации норм мусульманского права. Первым шагом на этом пути явилось принятие в 1869-1877 гг. Маджаллы, действие которой распространялось на большинство мусульманских стран, входивших в состав Османской империи (за исключением Египта). В то же время в Египте была предпринята серьезная попытка кодифицировать «право личного статуса». Крупному ученому и государственному деятелю Мухаммаду Кадри-паше (1821-1888гг.) власти поручили составить проект закона, регулирующего данную область общественных отношений. Подготовленный им доктринальный вариант кодекса представлял собой вид положений ханифитского толка мусульманского права. Он включал 647 статей и носил название «Нормы шариата по личному статусу»13.
В настоящее время семейное право большинства мусульманских стран представлено, как правило, специальными законодательством.
В Афганистане, например, при Кодификации _ нормативных актов в 1976г. семейные нормы были систематизированы вместе с гражданскими и получили название гражданско-семейного законодательства. В нём регулированию семейных отношений посвящена вторая глава.
Во многих мусульманских странах, семейное законодательство содержит особые правила, регулирующие брачно-семейные отношения отдельных групп населения в зависимости от исповедуемой религии. Так, ст. 306 сирийского закона «О статусе» гласит, что правила этого закона
12 Вакуфное имущество - имущество, изъятое из оборота и предназначенное на благотворительные цели, как правило, в пользу бедных мусульман.
13 Мухаммад Кадри-паша Китаб ал-ахкам аш-шарийа фи ал-ахвал аш-шахсийа алла Мазхаб ал-имам Абу Ханифа. Каир, 1928.
распространяются на всех сирийских граждан. Но для друзов14, христианских и еврейских сект предусмотрены некоторые исключения. В частности, когда речь идет о друзах, то не допускается полигамия, развод может иметь место только по решению суда и не допускается возврата мужу разведенной жены. К гражданам христианских и еврейских сект применяются правила, соответствующие их религиозным принципам, касающимся обручения, условий вступления в брак и его заключения, следования жены за мужем, супружеского содержания, недействительности брака и его прекращения и права жены на воспитание детей в случае развода.
Итак, мусульманское семейное законодательство ориентировано на закрепление норм и принципов мусульманского права. Мусульманское право придает большое значение семье, где женщине предоставлены самые широкие права, связанные с воспитанием детей.
Третья глава «Женщина как субъект семейно-брачных отношений в мусульманском семейном праве».
Первый параграф «Особенности заключения мусульманского брака». По словам известного учёного Р. Шарля: «В мусульманском обществе брак, сопровождающийся рождением детей, является религиозной обязанностью, а безбрачие — прискорбным состоянием»15.
По мусульманскому праву брак (неках) может быть постоянным (даем) и временным (монкатэ). Временный брак заключается по желанию сторон сроком от 1 дня до 99 лет16. Для того чтобы временный брачный контракт был действительным, необходимо соблюдение следующих дух условий: четкое установление периода временного брака; обязательное определение приданного. Если второе условие не будет оговорено, брачный контракт будет признан недействительным, а если первое - контракт приобретает силу постоянного брачного контракта17. Особенностью такого вида брака является отсутствие права развода, который осуществляется автоматически по истечении срока контракта. Превращение временного брака в постоянный допускается только по обоюдному согласию состоящих во временном браке18. Хотя временный брак не содержит прав наследования между супругами, однако дети, зачатые во время существования брака (естественно, от этого брака), являются законными наследниками обоих родителей. Временный брак - самый архаичный из семейно-брачных договоров Шариата. В настоящее время временный брак постепенно уходит из практики и сохраняется главным образом среди пожилых людей в отдаленных местностях Ирана, Ирака и в других местах, где проживают последователи шиизма имамитского толка.
14 Друзы - арабы-приверженцы одной из мусульманских шиитских сект, основанной в начале II в. Живут главным образом в Ливане и Сирии (Советский Энциклопедический словарь, М : «Советская энциклопедия», 1988. С 414)
15 Р.Шарль Мусульманское право М : Изд-во Иностр. Лит., 1959. С. 48
"И. П Петрушевский. Ислам в Иране в ХП-ХУ вв. Ленинград, 1966. С. 272.
" Торнау. Н. Указ. соч. С. 160-161.
18 См. также Г. М. Керимов Указ. соч. С. 96
Обязательным условием при вступлении в брак является заключение брачного договора. Брачный договор (контракт) должен быть подписан супругами в специальных государственных учреждениях в присутствии необходимого числа компетентных свидетелей, которыми, как правило, в мусульманском мире являются двое взрослых мужчин. Некоторые школы суннитского толка допускают в качестве свидетелей двух женщин, но при непременном участии одного мужчины. Основными целями заключения брачного контракта является установление брачного равенства, включающего в себя имущественные и личные условия. Наиболее важный момент в составлении брачного контракта для немусульман, вступающих в брак с мусульманами, - это внесение оговорок, содержащих положения о правах и обязанностях супругов, о свободе вероисповедания немусульманина, о свободе выбора вероисповедания детьми и т. д. Брачный договор, как и всякий договор, должен отвечать определенным требованиям, чтобы создать те юридические последствия, на которые он направлен. Эти требования или условия арабские юристы сводят к четырем группам в зависимости от того, какой юридический эффект создаёт выполнение того или иного условия19:
а) условия, которые должны быть соблюдены, чтобы был заключен брачный договор. К ним относятся: взаимное согласие вступающих в брак, выражение его надлежащим образом, достижение ими определенного возраста;
б) условия, которые должны быть соблюдены, чтобы договор считался действительным. К ним относятся: свидетельство о брачном договоре и отсутствие препятствий к заключению брака (постоянных и временных);
в) условия, которые должны быть соблюдены, чтобы договор стал исполнимым. Это условие о брачном равенстве - «Кафаат»;
г) условия, исполнение которых порождает юридические обязанности по договору. К ним относятся: ограниченная полигамия.
В число условий, соблюдение которых необходимо для действительности брачного договора, не входит условие о моногамности брака. Полигамию следует рассматривать в рамках социальных проблем, с которыми столкнулась мусульманская община по причине бесконечных войн, которые велись арабами в эпоху исламизации с иноверцами и язычниками, в результате чего погибла большая часть мужского населения. Появилось много сирот, вдов и незамужних девушек. Остро встал вопрос о социальной и материальной защищенности женщин. Вдовы и сироты нуждались в покровительстве. В этих условиях официальная легализация полигамии, была единственной возможностью обеспечить абсолютное большинство женщин нравственным правом иметь семью и детей. Это говорит о том, что самое многоженство явилось результатом высокой сознательности.
Второй параграф «Правовые последствия заключения брака». Главными понятиями мусульманского брачно-семейного права в сфере
19 Гражданское и семейное право развивающихся стран: Изд-во ун-та Дружбы народов, 1989. С. 184
имущественных отношений супругов являются брачный дар (махр) и расходы на содержание (нафакэ).
При заключении брачного контракта муж обязан выплатить махр. Это свадебный подарок жениха невесте, который выплачивается при заключении брачного контракта или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время. Махр не является обязательным условием, т. к. брачный договор может быть заключен и без его выплаты. Так было решено мусульманскими законоведами, дабы не было сомнений в том, что махр не является платой за невесту20.
Махр является исключительной собственностью жены и сохраняется за ней в случае развода по инициативе мужа или его смерти. Махр может составлять любая ценность или движимое и недвижимое имущество (деньги, золото, драгоценности, дом, автомобиль и т. д.), имеющее определенную стоимость и передаваемые мужчиной в собственность женщине, с которой он вступает в брак.
Закон не ограничивает пределы максимального размера брачного дара, однако он должен быть достаточно серьёзен.
Важно подчеркнуть, что махр не является платой за жену, так же, как и брачный договор не является договором купли-продажи. Во-первых, собственником махра может стать только жена, а не ее родственники, даже если брак заключается через посредство последних. Родственники невесты, как следует из закона, вправе получить подарки, но не махр.
Во-вторых, брачный дар представляет собой определенную гарантию защиты материальных интересов женщины на случай возможного ухудшения имущественного положения мужа или прекращения брака. Таким образом, институт махра существует, прежде всего, для обеспечения интересов самой женщины.
В постоянном браке муж обязан нести расходы по содержанию жены (нафакэ). На языке закона термин «нафакэ» означает все те предметы, которые необходимы для поддержания жизни, как то: пища, одежда и жилище21. Жена имеет право на содержание в следующих случаях: если она находится под действием действительного брачного контракта; если она ставит или предлагает так поставить себя под власть мужа, чтобы разрешить ему свободный доступ к ней; если она подчиняется всем законным требованиям для продолжения брака.
Согласно нормам функционирующего сегодня в большинстве арабских стран норм семейного права муж не должен содержать жену в случаях:
если брачный контракт недействителен или незаконен; если содержание признается не согласно брачному договору, а посредством свободного доступа к ней, и не по воле жены возникают причины, делающие невозможным свободный доступ к ней, например, в случае тюремного
20 См.: Ас-сабуни, Абд ар-рахман. Штарф Канун аль-ахвап аш-шахсийа ас-сурий фи аз-завадж фи ат-тальакк ат-иабаа аль-Хамисса. Дамаск. 1978,1979. С. 264
21 Хилая. Комментарий мусульманского права. Ташкент. 1893 Т. 1.
заключения или похищения, даже если жена не виновата, и причина такого заключения проистекает не из фактов, связанных с ее действиями; если она работает без разрешения мужа. (Более прогрессивные мусульманские юристы считают, что жена не теряет права на содержание, если уезжает на законную работу без разрешения мужа, но теряет такое право, если муж запретил ей туда ездить); если она уезжает путешествовать с родней запрещенной степени родства (за исключением паломничества); в случае измены в течение периода «идда»; по решению суда.
В качестве подтверждения перечисленных правовых положений можно привести конкретные нормы законодательства, а именно: жена лишается права на содержание:
если покидает жилище без разрешения или без обоснованных целей; если не соблюдает супружеские обязанности; если препятствует перемещению в жилище мужа22.
Также необходимо отметить, что жене полагается содержание со стороны мужа в случае отказа идти в дом мужа после вступившего в силу брачного контракта, но причинами этого могут быть не отвечающее материальным возможностям мужа жилище или другие названные выше причины.
Оценка количества средств на содержание была оставлена юристам, которые определяют его в соответствии с социальным положением, стилем жизни и другими особенностями супругов.
Таким образом, содержание жены является позитивным моментом в мусульманском семейном праве, который, на наш взгляд, следовало бы отразить в семейном законодательстве Российской Федерации.
Третий параграф «Специфика расторжения брака и юридические последствия». В мусульманском праве, в соответствии с нормами шариата, а также большинством законодательств мусульманских стран23 существует четыре вида развода:
а) Талак - развод по инициативе мужа.
б) Фасех - расторжение брака по взаимному согласию.
в) Хул' или мубара'ах - развод путем судебного решения об отделении мужа от жены.
г) Ли'ан - развод в случае изменны.
Каково же положение женщины при каждом виде развода?
Развод по инициативе мужа (талак) определяется следующим образом: «расторжение законного брака мужем, его представителями или женой, которой муж поручил сделать это, используя слово талак, его производные или синонимы» . Это определение принято большинством мусульманских стран. Расторжение брака не признается действительным в случаях: если развод дается несовершеннолетним, независимо от выполнения других
22 ГК РА, ст. 122, ст. 73-75 Сирийского закона
23 См, например, Закон «О личном статусе» САР, Гражданский Кодекс РА
24 Jamal J. Nasir. P. 102.
условий; если развод дается сумасшедшим или умственно отсталым; если развод дается человеком; находящимся в состоянии алкогольного опьянения; если развод дается под давлением; если развод дается человеком, находящимся в состоянии ярости или потери контроля над собой; если развод дается человеком в тусклом сознании или спящим.
Законодатель большинства мусульманских стран устанавливает определенную формулу, которая должна быть произнесена, чтобы развод был действительным. Таких формул существует большое количество, но наиболее полный их перечень, содержится в известном комментарии мусульманского права «Хидая».
Расторжение брака по взаимному согласию (хул' или мубара 'ах). Хул' происходит по инициативе жены. Считается, что название этого развода происходит от арабского слова «хул'» - искренняя любовь, привязанность, дружба. Этим термином обозначалось соглашение между супругами о расторжении брачного договора25.
Данный вид развода предусмотрен Кораном и представляет собой одну из форм развода, когда инициатором может выступать женщина. Она предлагает своему мужу, чтобы тот развел ее в обмен на приобретение каких-либо благ. Формулировка будет выглядеть примерно следующим образом: «Я развожусь с тобой за энную сумму денег».
Современные законодательства достаточно подробно и детально разработали правовые нормы, касающихся хул'.
Осуществление развода по решению суда (фасех). Такая форма развода начинает играть все более важную роль в современном обществе, хотя до сих пор к нему прибегают нечасто. В таких странах, как Ирак и Алжир, брак считается заключенным с момента официальной регистрации его в суде и подтверждается соответствующим документом, без которого получение развода в суде будет невозможным26.
Существует следующие общие основания для обращения в суд за разводом: разногласия между супругами; наличие каких-то недостатков или дефектов у мужа; невозможность выплаты содержания; отсутствие мужа без приемлемых оправданий; заключение мужа в тюрьму; изменение религии одним из супругов.
Ли 'ан - данный способ развода применяется тогда, когда муж обвиняет жену в супружеской неверности (измене). По мусульманскому семейному законодательству для подтверждения акта супружеской измены необходимы показания четырёх беспристрастных свидетелей, которые должны чётко подтвердить, что конкретный мужчина или женщина действительно совершили супружескую измену. Если муж не может доказать, что такая измена имела место, он должен четыре раза поклясться в том, что говорит правду. Жена должна или признать вину, или поклясться в своей
25 Хидая Т.1.С.347.
26 В. В. Цмай, В. М. Боер, А. А. Гинц Указ. соч С. 94.
невиновности. Если же никаких доказательств вины или невиновности получить невозможно, брак считается непримиримым и расторгается.
Вопрос о несовершеннолетних детях в случае развода родителей в соответствии с Семейным кодексом РФ решается в судебном порядке. Иначе обстоит дело в мусульманском праве.
В случае окончательного развода малолетние дети остаются под опекой матери в том случае, если она сможет дать им надлежащее воспитание. Отец должен обеспечить детям полное содержание и выплачивать компенсацию матери27. Дети обычно остаются под опекой матери, пока она не вступит в новый брак, а если дети достаточно взрослые, они могут высказать своё желание, которое также подлежит принять во внимание. Интересы детей играют ключевую роль: им надлежит жить с тем из родителей, который сможет лучше позаботиться о них и воспитать в духе Ислама.
После смерти мужа или развода женщина, согласно нормам мусульманского права, в течение определенного периода времени находится в состоянии, когда она не может заключать новый брак с другим человеком. Этот период носит название «идда», которое произошло от «асИа», что обозначает «счет»; в данном случае подразумевается счет дней и месяцев. Согласно определению, идда - это период, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права вновь выходить замуж. Следует отметить, что источником, на основе которого были сформулированы эти формы, являются соответствующие суры Корана и Сунна, составляющие содержание и источник Шариата, который в свою очередь является основой доктрины, играющей роль ведущего источника мусульманского права.
Продолжительность периода идда бывает различной. Идда вдовы составляет четыре месяца и десять дней. Срок идда для беременной женщины оканчивается при её разрешении от бремени. Согласно суннитскому толку идда соблюдается до момента рождения ребенка, даже если он появился в результате незаконного брака.
В период идда муж должен материально обеспечивать жену.
Российское семейное законодательство, как известно, не предусматривает каких-либо сроков, в течение которых вдова умершего или женщина после развода не вправе вступать в новый брак. Не ставится этот вопрос и в юридической литературе. Мы полагаем, что это не исключает обсуждения вопроса о сроке, аналогичном сроку «идда», который имеет, на наш взгляд, определённое значение.
Во-первых, вступление женщины в брак по истечении короткого времени со дня расторжения брака или смерти мужа может породить спор об отцовстве рожденного ребенка. Во-вторых, в течение срока «идда», супруги, расторгнувшие брак, могут ещё раз осмыслить происшедшее и вновь вступить в брак. Вступление в новый брак является серьёзным препятствием к возвращению супругов к прежнему положению. Наконец, в-третьих, с точки
27 AôflajiaTH, XaMMyna. The Family Structure in Islam American Trust Publications, 1977. P.246.
зрения морали и нравственности, срок идда желателен. Его наличие подчёркивает социальную ценность брака и семейной жизни.
На сегодняшний день вышеуказанные постановления Шариата относительно идда в целом приняты законодательствами Сирии, Ирана, Ирака, Саудовской Аравии и др. и, на наш взгляд, данный институт было бы весьма желательно ввести в семейное законодательство России, так как подобные институты являются показателем морально-нравственного уровня общества.
В заключении автором подводятся основные итоги диссертационного исследования.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
Статус женщины по мусульманскому семейному праву. // Социальные проблемы права. Выпуск №2. М.: изд-во «Союз», 2001г. С. 289-299; объём -0,75 л.
Особенности мусульманского семейного права. //Социальные проблемы права. Выпуск №3. М.: изд-во МГСУ, 2002г. С. 102-124; объём - 1 л.
Печатно-множительное производство МПС Новая Басманная ул., д.б Зак. 266 тир. Ш экз. 2003 г.
1
\
I
1
J
(
i
I
\-JJfO
Ш 17 390
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Ахильгова, Эйза Салимовна, кандидата юридических наук
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА 1. Международное право о положении женщины в обществе.
1.1. Права человека: понятие, функции. 10
1.2. Международная защита прав женщин как институт международного права и его юридическое содержание. 20
1.3. Основные правовые акты и социальные права человека в мусульманском праве. 37
ГЛАВА 2. Женщина и мусульманское право.
2.1. Источники мусульманского права. 61
2.2. Мусульманское семейное законодательство. 79
ГЛАВА 3. Женщина как субъект семейно-брачных отношений в мусульманском семейном праве.
3.1. Особенности положения женщины при заключении брака. 85
3.2. Правовые последствия заключения брака. 116
3.3. Специфика расторжения мусульманского брака и юридические последствия. 125
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах"
Актуальность темы исследования. Тема «правовое положение женщины» - одна из основных тем не только в мусульманском праве, но и в международном праве вообще.
Вопрос о правах мусульманской женщины представляет собой большую сложность для объективного рассмотрения, что обусловлено, прежде всего, исторически сложившимся положением женщины в мусульманском обществе; различным положением мусульманских женщин в странах, где они проживают; отдаленностью населенных пунктов этих стран от местных административно-территориальных центров.
Вопросы семьи и положения мусульманской женщины в семье и обществе - это комплекс проблем, каждая из которых представляет сложное переплетение самых различных вопросов, таких, как многоженство, ранние браки, брачный дар и многое др.
Современная наука глубоко и всесторонне изучает проблемы брака и семьи. Семья, ее роль в жизни отдельного человека, общества в целом, в наше время находится в центре внимания многих исследований. Она рассматривается как основная ячейка, в которой формируются, реализуются репродуктивные установки граждан. Семья - необходимый элемент развития общества, обеспечивающий прирост населения, физическое и духовное воспитание молодого поколения, удовлетворения естественных потребностей человека в любви и общении. Замечено, что психофизическое состояние членов общества зависит главным образом от семьи. Семья большое благо и радость для человека. Образ жизни семьи в известной степени предопределяет семейный образ жизни ребенка в будущем.
Образ жизни мусульманина не менялся в течение веков. Естественно отношение к женщине, устанавливавшееся традициями в продолжение такого длительного срока, не может измениться с принятием каких-либо правовых актов. К тому же, учитывая сравнительно недавнее появление законодательных актов в области мусульманского семейного права (если сопоставить его по времени с возникновением обычаев в области семейных отношений, а также с принятием мусульманской веры), можно небезосновательно предположить, что такие акты не то что не могли быть усвоенными сознанием мусульманина, но он мог просто о них не слышать, а следовательно, не исполнять их, тем более, что система надзора за исполнением нормативных актов недостаточно развита.
Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, уделяет большое внимание регламентации семейно-брачных правоотношений, и правовому положению женщины, в частности. Вместе с тем, следует отметить, что в мусульманском обществе религия являлась, а в некоторых странах мусульманского мира поныне остается основой регулирования этих правоотношений.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
1. Культура арабских стран, в том числе семейно-брачных отношений, оставила глубокий след в мировой цивилизации.
2. Начиная со второй половины прошлого века исламизация общественной жизни переживает своеобразный ренессанс, наблюдаемый в ряде стран Среднего и Ближнего Востока.
3. Процесс исламизации накладывает свой отпечаток и на семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах, ставшее особенно актуальным в связи с вовлечением женщин-мусульманок в общественную жизнь и обеспечением их подлинного равноправия.
4. Интерес к сравнительно-правовым исследованиям семейно-правового положения женщины в различных странах не только не ослабевает, а усиливается, охватывая широкий круг ранее не изучаемых вопросов названной сферы.
5. Важный научный интерес представляет изучение идейных и социальных концепций и основ Ислама по семейно-правовому положению женщин. Для Российской Федерации такое изучение и научный анализ имеют практическое значение, так как семейные отношения у народов Татарстана, Башкартостана, Ингушетии, Дагестана и Чеченской Республики практически регулируются не только соответствующими нормами российского законодательства, но и нормами Исламского права.
Цель исследования - подробный теоретический анализ семейно-правового положения женщины в мусульманских странах.
Объектом исследования являются правоотношения, в которые вступает и участвует женщина-мусульманка и которые определяют её положение в семье и обществе.
Предметом исследования является правовое (на основе Исламского права) положение женщины в семье и обществе мусульманских стран.
Теоретическая основа исследования.
При подготовке диссертации автором были применены общие научные методы анализа и синтеза, историко-культурные, сравнительно-правовые и формально-юридические методы анализа.
В качестве теоретической и методологической основы исследования при написании работы послужили труды российских и зарубежных авторов. С учётом исследуемых в них вопросов эти работы целесообразно поделить на следующие группы.
1. Работы по вопросам международной защиты прав человека таких авторов как О. О. Миронов «Европейский суд по правам человека: порядок обращения», С. А. Глотов «Права человека и их защита в Европейском суде», Е. А. Лукашёва «Права человека», С. А. Горшкова «Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство»,
В.А.Карташкин «Права человека в международном и внутригосударственном праве», Р. А. Мюллерсон «Права человека: идеи, нормы, реальность» и др.;
2. Широко использовались работы таких российских западных историков и правоведов как Н. Е. Торнау «Изложение начал мусульманского законоведения», Р. Шарль «Мусульманское право», А. Массэ «Ислам. Очерк истории», JI. Р.Сюкияйнен «Мусульманское право», М. И.Садагдар «Основы мусульманского права», JI. И.Шайдулина «Арабская женщина и современность», А. М.Нечаева «Семейное право России», Г. М.Керимов «Шариат и его социальная сущность», Вагабов М. В. «Ислам, женщина, семья», В. Порохова «Коран. Перевод смыслов и комментарии», Ш. Аляутдинов «Путь к вере и совершенству», Е. А.Беляев «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье», А. И.Ионова «Современный ислам: человек и общество», А.Крымский «Мусульманство и его общность», В. В.Бартольд «Ислам и культура мусульманства», и многих других;
3. Работы ведущих арабских првоведов, специалистов по семейному праву, в частности: Абу Зара Мухаммад «Аль-ахваль аш-шахсийа», Акла Мухаммад «Низам аль-усла фи аль-ислам», Ас-субаи Абд ар-Рахман «Шарх Канун аль-ахвал аш-шахсийа ас-сулий», Кадри-паши Мухаммад «Китаб ал-ахкам аш-шарийа фи аль-ахвали аш-шахсийа алла мадхай ал-имам Абу Ханифа» и многие др.;
Были использованы такие исторические источники мусульманского права как Коран, Сунна и комментарий мусульманского права - Хидайа.
Правовую основу диссертации составляют конституции и законодательные акта мусульманских государств, Декларация прав и свобод человека, Всеобщая исламская декларация прав человека.
Научная новизна исследования.
Данная диссертация является одним из первых трудов в семейном праве России, посвященных исследованию семейно-правового положения женщины в мусульманских странах.
Впервые в диссертации предпринята попытка комплексного исследования семейно-правового положения женщины в мусульманских странах на основе анализа соответствующих положений Исламского права и изложены предложения по правовым методам урегулирования нерешённых вопросов.
Автор критически рассмотрела как существующие мнения отечественных и зарубежных учёных, так и складывающуюся практику по урегулированию семейно-правового положения женщины в мусульманских странах, сформулировано собственное мнение по' проблемным вопросам семейно-правового положения женщины в мусульманских странах. В диссертации сделаны теоретически обоснованные и практические предложения по совершенствованию действующего законодательства России с целью упорядочения правового регулирования положения женщины в семье и обществе субъектов Российской Федерации, население которых исповедует Ислам.
По результатам исследования на защиту выносятся следующие положения.
1 .Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах имеет свою специфику. Тот факт, что брак и развод в мусульманских странах находится под влиянием Ислама, положительно сказывается на прочности семейных уз, обеспечении женщины-матери и детей в случае прекращения брака. Данные нормы Исламского права не противоречат в главном и основном российскому законодательству и не вызывает конфликта закона.
2.Вопреки бытующему мнению о том, что женщины-мусульманки бесправны в семье, Шариат предоставляет женщине самые широкие права, связанные с положением в семье и воспитанием детей. То, что семейное законодательство мусульманских стран допускает полигамные браки, не ограничивает прав женщин. Судья может дать разрешение на второй и последующие браки, лишь с соблюдением определенных условий. Первым главным из них является согласие первой жены на последующие браки. В диссертации эта проблема освещается с учётом общих прав человека, конституционных прав граждан мусульманских стран.
3.В диссертации доказывается, что правило о махре (брачном даре невесте) не может квалифицироваться как пережиток, нарушающий права мужчин. Махр, сумма которого варьируется от одного до тридцати тысяч долларов, представляет собой определённую гарантию материального обеспечения женщины в случае ухудшения имущественного положения мужа или прекращения брака, а также приводятся доводы в пользу вывода, что обязанность мужа содержать жену (нафакэ) есть позитив мусульманского семейного права.
4.В исследовании обосновывается вывод о важности и практической значимости института обручения в семейном праве и предлагается продлить месячный срок, предусмотренный СК РФ, по истечении которого брак может быть заключён, до трёх месяцев.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут стать основой для последующих научных исследований в области брачно-семейных отношений, использоваться в преподавании курса «Семейное право», «Международное частное право», при разработке, основанных на данной учебной дисциплине спецкурсов по семейному праву мусульманских стран. Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности субъектов РФ.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Результаты исследования нашли отражение: в докладе на международной конференции «Социальная роль права: история и перспективы развития» (Москва, 27-29 сентября 2002 год), в лекциях и семинарских занятиях по семейному праву в Московском государственном социальном университете (МГСУ). Обсуждение диссертации проходило как на кафедре международного права, так и на кафедре семейного права юридического факультета МГСУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право", Ахильгова, Эйза Салимовна, Москва
Заключение.
В 70-годы была предпринята попытка унификации мусульманского семейного права. Практической реализации этой идеи был посвящен один из ежегодных съездов мусульманских юристов, о котором говорится в работе. В качестве результата работы съезда был подготовлен проект закона «Личного статуса» для мусульманских стран, который до сих пор еще не стал составной частью внутригосударственных законодательств. Почему? Исчерпывающий ответ дать трудно, так как, по мнению автора, здесь существует целый комплекс причин социального, экономического, политического, культурного, религиозного и т. д. характера, выходящих за рамки права. Вот некоторые из них.
В ходе исследования автор пришел к следующим выводам.
Мусульманский мир исторически неоднороден: из нескольких этнически близких племен Мекки и Медины в VII веке он превратился со временем в суперэтнос, объединявший различные этносы и народы азиатского, африканского и европейского континентов с многочисленными особенностями, в том числе и культурно-правовыми; различия в уровне социально-экономического развития, определяющие в том числе уровень и характер развития права; многие арабские страны в силу целого ряда причин (например, колонизации) подверглись влиянию стран не арабо-мусульманской цивилизации.
Это в полной мере касается и правовой системы: поиск наиболее эффективных путей дальнейшего социального-экономического развития также стал причиной заимствований иностранных правовых моделей, несколько «деформировавших» традиционное мусульманское семейное право.
Наряду с перечисленными тенденциями развития мусульманского права вообще, и семейного в частности, существуют и другие. Как показывает практика реальной жизни, в ряде мусульманских стран существуют тенденции возврата к фундаментальным ценностям времен пророка Мухаммада и праведных халифов.
Не случайно в ряде стран был взят курс на возрождение конкретных норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве. Примером могут служить Иран, Йемен, Ливия, Пакистан, Судан. Подобная практика развития правовых систем ряда стран вносит известные коррективы и в структуру действующего мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствовавшим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике. Но и эта тенденция также была поколеблена. Так, в Иране после исламской революции 1979 года были восстановлены многие предписания шариата, давно утратившие силу: ношение чадры, запрет женского труда на государственных предприятиях и так далее.
Необходимо отметить ещё одну особенность развития мусульманского семейного права. Она касается вопроса, связанного с источниками мусульманского права. Существует две точки зрения на данную проблему. Согласно первой основополагающими источниками являются Коран и Сунна, а иджма (согласованное мнение мусульманской общины наиболее известных муджтахидов) и кияс (суждения по аналогии) - вспомогательными.
Вторая точка зрения, признавая Коран, Сунну, иджму и кияс в качестве основного источника мусульманского права в VII - XIII веках, утверждает, что, начиная с IX - X веков эта роль перешла к доктрине, созданной основными правовыми школами мусульманского права.
Таким образом, следуя последней точке зрения, которой придерживается и автор, можно утверждать, что мусульманское семейное право берёт свое начало из Корана и в дальнейшем формировалось муджтахидами, труды которых получили силу обязательных источников, демонстрируя замечательный пример «права юристов».
При описании статуса женщины в настоящей работе автор ссылается на нормативную основу Ислама, базируясь на которую можно судить о степени веры мусульман. Так же является фактом, что на этапе ослабления Исламской Цивилизации этих взглядов строго придерживались не все, кто считал себя мусульманином. Такие отклонения несправедливо преувеличивались некоторыми писателями и, более того, учения Ислама представлялись ими поверхностно. Даже при наличии таких отклонений три момента заслуживают упоминания:
1. История мусульман богата фактами, когда женщины имели большие
271 достижения во всех областях жизни еще в седьмом веке .
2. Никто не может утверждать о недостойном обращении с женщиной, будто бы навязанном декретами и положениями мусульманского права; также никто не вправе отменять или урезать законные права женщин, предоставленные им мусульманской религией.
3. Во всей истории репутация, воздержанность и материнская роль мусульманских женщин были объектом восхищения для беспристрастных наблюдателей.
Имеет также смысл отметить, что статус, которого добились женщины в течение нашей эры, достигнут не благодаря доброте мужчин или благодаря естественному прогрессу. Это скорее было достигнуто благодаря длительной борьбе и самопожертвованию женской части общества и только тогда, когда общество нуждалось в ее вкладе и работе, более всего и особенно во время двух мировых войн, и благодаря эскалации технологических достижений.
Что касается вклада Ислама в статус женщины, то он был сделан не потому, что это было отражением реальной окружающей обстановки седьмого века, не под угрозой и давлением женщин и их организаций, а скорее потому, что духу Ислама (как и Христианства) вообще присуща справедливость.
В целом автор придерживаются той точки зрения, что, несмотря на сдерживающий характер предписаний Корана и Сунны в развитии современного мусульманского семейного права, оно будет идти в прогрессивном русле социально-экономического и политического развития мусульманских стран, находя способы обоснования новых правовых норм, опосредующих возникающие общественные отношения.
271 См., напр., Надви А. Сулайман. «Героические дела женщин-мусульманок».Изд. Л. Т. Д., Лахор. Пакистан, а также Сиддики, «Женщины в Исламе».Институт Исламской Культуры, Лахор. Пакистан, 1959г.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах»
1. Международно-правовые акты
2. Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М.:ТОО «ИВАН», 1993г.
3. Всеобщая исламская декларация прав человека // Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 1991г.
4. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957г. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990г.
5. Конвенция о политических правах женщин 1952г. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990г.
6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979г. Международная защита прав человека. Сб. документов. М., 1990г.
7. Внутригосударственные акты
8. Гражданский Кодекс Республики Афганистан. Кабул: Офиц. гос. издательство Респ. Афганистан, 1976г. Т. 1. (на яз. дари).
9. Закон № 59 от 17.09. 1953 г. «О личном статусе» (с изменениями, внесенными Законом № 34 от 1975 г.) Сирийской Арабской Республики.
10. Закон «О личном статусе» Республики Ирак.
11. Закон «О личном статусе» Иорданской Республики.
12. М.Конституция Арабской Республики Египет, 1975 г.
13. Конституция республики Йемен. Сана, 1994г.
14. Материалы Международного конгресса, посвященного столетию Имама Хамейни. М., 2000г.
15. Семейный закон Арабской Республики Йемен 1974 года.
16. Кодекс о личном статусе Туниса.
17. I. Специальная литература На русском языке.
18. Агаева Ахмед-Бек. Женщина по исламу и в исламе. Тифлис, 1901г. Ю.Абу Аля Аль-Маудуди. Образ жизни в исламе. М.: Сантлада, 1993г. 21 .Асадов А. И. Семейное право. Баку: Изд-во АГУ, 1959г.
19. Альхалаф Мухаммад ибн Исса. Заключение и расторжение брака по законодательству СССр и САР. (сравнительный анализ). Диссертация на соискание учёной степени к. юр. наук. Минск, 1990г.
20. Амирьянц И. А., Самир ат-Тайяр. Иракский этикет//Этикет у народов Передней Азии: Сборник статей. М., 1988г.
21. Ахматханова Т. М. Как относится Ислам к женщине. Грозный, 1964г. 2Ь.Аширов Н. Современный ислам и молодежь. М.: Знание, 1972г.
22. Баранов X. К. Арабо-русский словарь. Издание шестое, стереотипное. М.: Русский язык, 1995г.
23. Баскин Ю. Я. Фельдман Д. И. История международного права. М. «Международные отношения», 1990г.
24. Баскин Ю. Я. Библия и международное право // Правоведение. 1991 г, №5
25. БикбаевР. имеющий сына не умирает?//Азия Африка сегодня, 1997г. №3. •
26. Британская Энциклопедия, 1911г. 11 издание. Т. 28.
27. БартольдВ. В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992г.
28. Бартольд В. В. Сочинения. М., 1996г. Т. 6.
29. ЗЗ.Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М., 1996г.
30. ЪА.Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965г.
31. Брак и супружество в исламе. /Пер. с араб. 3. Арухова, Р. Гаджиева // Наш Дагестан. 1992г. № 162.
32. Васильева Е. И., Рашад Сабри Рашид. Об особенностях курдского этикета//Этикет у народов Передней Азии: Сборник статей. М., 1988г.
33. Вагабов М. В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980г.
34. ЪЪ.ВамбериГ. Очерки жизни и нравов Востока. СПб., 1877г.
35. Ворончанжа Н. И. Борьба за женскую эмансипацию в Тунисе в начале XX в. (20—30-е годы)//Арабские страны, Турция, Иран, Афганистан. История, экономика. М.: Наука, 1973 г.
36. Глотов С. А. Права человека и защита в европейском суде. М., 2000 г.
37. Горшкова С.А. Стандарты Европы по правам человека и российской законодательство. М.: Изд-во «НИМП», 2001 г.
38. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Часть 2. М.: Международные отношения, 1984г.
39. Гражданское и семейное право развивающихся стран.: Издательство ун-та Дружбы народов, 1989г.
40. Грюнебаум Г. Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981г.
41. АЪДериз М. Г. Основы мусульманского права. Кабул, 1978г.4в.Джафарова А. А. Проблемы общего и профессионального женского образования в Иране//Арабские страны, Турция, Иран, Афганистан. История и экономика. М.: Наука, 1973г.
42. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988г.48Давид Р. Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999г.
43. Еремеев Е.Д. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990г.
44. Жданов Н. В., Игнатенко А. А., Ислам национального государственного законодательства. С помощью на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989г.
45. Жехак Л, Грюнберг А. Л. Некоторые черты традиционного мировоззрения пуштунов//Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии: Сборник статей. М., 1992г.
46. Иванов Ю. М. Восток методологические этюды. М.: ТЕИС, 1998г.
47. Имам Мухйи-Д-Дин Абу Закарийа Бин Шараф Ан-Навави. «Сады праведных». Сборник хадисов Пророка Мухаммада. Перевод Владимира (Абдуллы) Михайловича Нирша.
48. Ислам и женщина: Метод, пособие для проведения бесед и лекций. М.: Знание,1964г.
49. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991г.
50. Иранская революция 1978-1979гг. Причины и уроки. М.: Наука, 1989г.
51. Ионова А. И., Султангалиева А. К, Юсупов П. С. Современный ислам: человек и общество. М.: Знание, 1991г.
52. ЬЪ.Кергшов Г. М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Знание, 1982г.
53. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978г.
54. Королёв Ю. А. Супруги, родители, дети. М.: Юридическая литература, 1985г.61 .Кулагина Е. В., Кулагин М. И. Семейный кодекс Алжира. Вестник Московского университета. № 2.
55. Ы.Курьер ЮНЕСКО, 1981г., сентябрь октябрь.
56. Крачковский И. Ю. Коран / Перевод и комментарии. Баку, 1990г.
57. Крымский А. Мусульманство и его будущность. М.: Изд-во маг. «Книжное дело», 1899г.
58. Лукашёва Е.А. Права человека. Учебник для ВУЗов.
59. Любимов М. П. Филосовские основы прав человека // Международное сотрудничество и права человека. Реферативный сборник. М., 1989г.
60. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982г.
61. Малушков В. «Варенки» вместо хиджаба?// Эхо планеты. 1990г. № 3.
62. Мелкунян Е. Факторы развития//Азия Африка сегодня, 1997г. № 2.
63. Мец А. Мусульманский ренессанс. М.: «В и М», 1996г.71 .Мейс, Давид и Вера. «Брак на Востоке и на Западе».
64. Миронов О. О. Европейский суд по правам человека: порядок обращения. М.: Памятник исторической мысли, 1999 г.
65. Московский журнал международного права. № 4, 1999г.74.«Мухаммад. изречения Мухаммада». Новосибирск, 1995г.
66. Надви А. Сулайман. Героические дела женщин-мусульманок. Изд. Л. Т. Д., Лахор. Пакистан, 1959г.
67. Нечаева А. М. Семейное право. Курс лекций. М., 1998г.
68. Новая Россия: Информационно-статистический альманах. М., 1994г.
69. Население России: Ежегодный демографический доклад /Под ред. А. Г. Вишневского и С. В. Захарова. М.: Центр демографии и экологии человека, 1993 г.
70. Панова В. Ф., Бахтин Ю. П. Жизнь Мухаммада. М.: Политиздат, 1990г.
71. ЪЪ.Пелевин М. С. Семейно-брачное и наследственное право Исламской Республики Иран. СПб., 1998г.
72. Персидский словарь Амида. Тегеран: Изд. предпр. Амир Кабира, 1995. Т. 1-2. (на яз. фарси).
73. Першиц А. И; Смирнова Я. С. Положение кавказкой женщины по ада-там, христианским канонам и шариату//Тосударство и право., 1997г. №9.
74. ЪЪ.Петрушевский И. П. Ислам в Иране в XII XVbb. Ленинград, 1966г.
75. ЪА.Порохова В. Коран. Перевод смыслов и комментарии. Каир, 1997г.
76. Руднев М. Н. Церковное судопроизводство по делам о расторжении брака по причине супружеской неверности. // Христианские чтения. — 1901-1902гг.
77. Садагдар М. И. Основы мусульманского права. М., 1968г.
78. Сана Мохаммад. Ислам и право: проблема взаимоотношения в афганском обществе. Дис. . на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук/ СпбЮИ МВД РФ. СПб., 1995г.
79. Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку, 1992г.
80. Саидов А. X. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993г.
81. Советское семейное право. Под ред. Чигира В. Ф. Минск, 1989г.
82. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1988г.
83. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. М.: Изд-во «Наука», 1986г.
84. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока // Мусульманское право. М., 1984г.
85. Торнау Н. Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850г.
86. Торнау Н. Е. Особенности мусульманского права. Дрезден, 1880г.
87. Фан Ден Берг Л. В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб., 1882г.
88. Фердоуси М. Ислам и секс. Казань, 1993г.
89. Хайдарова М. С. Основные направления и школы мусульманского права// Мусульманское право / ИГПАН. М., 1984г.
90. Цмай В. В., Боер В. М., Гинц А. А. Мусульманское семейное право. СПб., 1998г.
91. Шайдулина Л. Арабская женщина и современность. М., 1978г.
92. Шарль Р. Мусульманское право. М.: Изд-во иностр. лит., 1959г.
93. ШтайнЛ. В черных шатрах бедуинов. М.: Наука, 1981г.
94. Юркевич Н. заключение брака по советскому праву. Минск, 1965г. На английском языке
95. AminiH. J. J. Principles of merriage. Family ethics. Teheran: Islamic propogation organisation, 1988.
96. Becker С. H. Christianity & Islam. London & N. Y.: Harper & Brothers. 1909.
97. Bernard L. Islam & The West. N. Y.: Oxford Univ. Press, 1993.
98. Islam & The West: Proceedings of the Harvard Summer School Conference on the Middle East, edited by R. N. Frye, Mouton & CO's-Gravenhage, 1957.
99. Jamal J. Nasir. Tlie Islamic Law of Personal Status. Graham & Trofman, Gr. Br., Oxford, 1986.
100. Nesta Ramazani. Women in Iran: The Revolutionary Ebb and Flow/'/The Middle East Journal. 1993. № 3.
101. Norman D. Islam & The West. The making Of an Image. Edinburgh University Press, 1966.
102. Положение женщины в исламе: Woman in Islam (In Russian). Islamabad, U. K., Islam International Publications Ltd., 1990.
103. Revolution and Rebellions in Afghanistan. V. Series: Research series (University of California Berkeley. Institut of International Studios). 1984.
104. Tetreault M. A. Civil Society in Kuwait: Protected Spaces & Women's Rights//The Middle East Journal. 1993. № 2.
105. The muslim family. Teheran: A1 — Balagh foundation, 1988.1. На арабском языке.
106. Абу Захра, Мухаммад. Аль-Ахваль аш-Шахсийа. Каир, 1950г.116. Аль-Инссаф. Каир, 1957г.
107. Аль-имам аль-Канунийа маджала Фаслийа тасдор ан аль- мутамар аль-миханий аль-амли аль-мусташарин аль-Кунанийа ас-Сана аль-ула аль-адад аль-аул. Насер. Триполи, 1987г.
108. Аль-мухмла ли ибн Хазем. Каир, 1352г. по хиджре (1974). Т. 10.
109. Акла, Мухаммад. Низам аль-усра фи аль-ислам. 1983г. Т. 1.
110. Ас-Сабуни, Абд ар-рахман Шарх Канун аль-Ахваль аш-Шахсийа ас-сурий фи аз-завадж фи ат-тальакк ат-иабаа аль-Хамисса. Дамаск, 1978, 1979г. Т. 2
111. Ас-Сиббаи, Мустафа. За-завадж ва инхиладий. Дамаск, 1962г.
112. Бейзави, анвар-ат-Танзиль (Советы Корана). Каир, 1909г.Т. 1 ,С. 156
113. Маджалет аль-Канун, 1983 г. № 9-10.
114. Мухаммад Кадри-паша. Китаб аль-Шарийа фи аль-ахвал аш-шахсийа алла Мазхаб аль-имам Абу Ханифа. Каир, 1928г.
115. Тамум, Мухаммад. Хаки аз-зифаф фи аш-Шарийа аль исламиййа. Каир, аль-мактаба аль-махмудиййа ат-тиджариййа. 1984г.
116. Эль-Кули, Аль-Бахи «Мин Усус Каднят Аль-мар'ах, «Аль-Ваап Аль-Ислам». Министерство Вакуфов, Кувейт, 1967г. № 27.