Театральная реформа в России и трудовое право: вопросы теории и практикитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.05 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Театральная реформа в России и трудовое право: вопросы теории и практики»

АКАДЕМИЯ НАУК РОССИЛСКО* ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

На правах рукописи

ХУДЯКОВА СВЕТЛАНА СТАНИСЛАВОВНА

ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ И ТРУДОВОЕ ПРАВО: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Специальность 12.00.05 - Трудовое право;право социального обеспечения

Автореферат диссертации на соискание ученоП степени кандидата юридических наук

Москва - 1992

Работа .выполнена на кафедре трудового права и социального обеспечения Пермского государственного университета имени А.М.Горького

Научный руководитель - доктор юридических наук,доцент Л.Ю.Бугров

Официальные оппоненты

доктор юридические наук,профессор И.О.Снигирева кандидат юридических наук,доцент И.К.Дмитриева

Ведущая организация - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете Российской Федерации

на заседании Специализированного совета Д.002.09.02. при Институте государства и права Российской академии наук по адресу: 119841,ГСП,Москва - 19, ул.Знаменка,10.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института государства и права РАН.

Автореферат разослан "_" _1992г.

Защита состоится

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат юридических наук

С.А.Чернышева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. На протяжении практически всего периода существования в России нормативно-юридического массива, ругулирующего труд творческих работников театра, его исследований уделялось мало внимания. Основная причина этого видится, главным образом, в нивелировании особенностей труда указанных работников, что предопределялось, в частности, административно-командными методами управления культурой в целом, попиранием принципа свобода творчества в театральном искусстве и другими факторами.

В науке трудового права проблемы правового регулирования труда художественно-творческих работников изучались небольшой группой авторов ( И.И.Попов, В.Н.Смирнов, ЯЛ.Киселев, Э.Н.Ренов, А.Ю.Антонова, А.Г.Орлов, Ю.В.Леденев), главным образом, на осно -вании материалов, существовавших до начала театральной реформы в России (под этим условным термином в диссертации понимается внедрение в театральную практику на рубеже 60-х и 90-х гг. комплекса новых экономических, социальных, юридических мер, позитивные и негативные результаты которых характеризуют современное, т.е. на . конец 1992 г. состояние дел в театрах Российской Федерации). Сложившаяся на данный момент в Российской Федерации экономическая и социальная ситуация требует нового специального анализа проблем нормативно-юридического регулирования трудовых отношений творческих работников театров. Актуальность темы диссертации предопределяется, прежде всего, »кономическим фактором и Объективными социальными процессами. Условия рыночной экономики создают новые общественные отношения, в которые вступают и театры, поэтому их деятельность должна регулироваться уже с учетом условий рынка,в том числе и в отношении социальных связей по поводу творческого труда.

Объективные социальные факторы (и,прежде всего, процесс создания правового государства, предопределяющий использование воистину справедливых .демократических основ) детерминируют установление между государством,работодателем и творческим работником таких общественных отношений по поводу труда,которые базируются на принципе свободы творчества и договорных началах.

Приведенные выше факторы являются определяющими для разработки проблем отражения трудовым правом особенностей творческой деятель -ности работников театра. Из них вытекают и другие. Актуальность темы доказывается попыткой проведением правовой театральной реформы в России. В ходе реформы предполагается существенно изменить нормативно-юридическую регламентацию трудовых и смежных с ними отношений в театрах. Уже реализованные новеллы пока не изучались на научном уровне. Актульность темы видится также в том,что в док -трине трудового права не было предпринято даже попытки выявить проявляющиеся в социальном психологические особенности труда творческих работников театров. До сих пор такие особенности крайне незначительно учитываются в нормативно-юридических актах. Между тем психологические законы не допускают своего игнорирования,без их учета невозможна реальная защита личности творческого деятеля.Бели в российском государстве защита прав и свобод человека провозгла -шаются как один из главных устоев, то в науке трудового права надо изучать и то биологическое в труде человека,что в "снятом" виде проявляется в социальном,в том числе в праве. Актуальность темы нельзя не связывать с тем,что все ранее выполненные научные исследования о труде в театрах,в основном,имели сугубо прикладной характер. В этом были их и сильная сторона,и недостаток. Ведь любой практический вопрос может быть верно решен лишь на достаточно глубокой теоретической основе. В данной диссертации предпринята по-

пытка и теоретического и практического осмысления поставленных проблем.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление особенностей деятельности художественного персонала театров, изучение их отражения трудовым правом Российской Федерации во имя развития юридических гарантий для творческого процесса в театрах.

Указанная цель достигается путем решения следующих задач. 8 диссертации:

- раскрывается содержание феномена творчество на основе его многоаспектное™; определяется художественное творчество и выделяется круг работников театра,относящихся к категории творческих;

- выясняются требующие своего учета в праве психологические особенности личности творческого работника в театре;

- раскрываются основания для дифференциации регулирования трудовых и смежных с ними социальных отношений творческих работников театра с современных позиций;

- исследуется генезис регулирования отдельных социальных отношений творческих работников театров,существующих в рамках трудовых отношений;

- оценивается с трудоправовых начал суть театральной реформы в России;

- с современных экономико-правовых позиций изучается сущность трудовых и художественных коллективов театров;

- анализируются пути совершенствования законодательства, регулирующего порядок формирования творческого состава театров в условиях складывающегося рынка труда.

Методологическая основа исследования. В качестве общей методологии выступает материализм,главным образом,выводы, связанные

с природой и характером труда и творчества. Использован также традиционный для правовых наук формально-логический метод. В исследовании применялись и другие специальные методы: функциональный анализ правовых явлений, системно-структурный подход,исторический и сравнительно-правовой анализ,конкретно-социологический метод.

Информационной базой для написания данного диссертационного исследования явились,во-первых,российский нормативно-юридический и общественно-нормативный массив,регламентирующий социальные отношения по поводу труда,в том числе и творческих работников те -атра (в историческом,а отчасти в практическом,плане использованы и акты бывшего СССР);во-вторых,норыативно-юридаческие акты ино -странных государств и международноправовые соглашения;в-третьих, литературные источники по философии,психологии,искусствоведению, теории государства и права,трудовоцу праву и смежным юридическим наукам;в-четвертых,справочные издания;в-пятых,данные прессы.

Научная новизна определяется тем, что диссертационная работа является первым комплексным исследованием проблем регулирования трудовых отношений творческих работников театров в условиях современной театральной реформы в Российской Федерации. В диссертации выдвигаются следующие основные новые положения,выносимые на защиту:

I. Художественное творчество - есть целенаправленная человеческая деятельность.представляющая собой единство духовно-интеллектуальной и материально-практической стороны,в результате которой создаются произведения искусства,отличающиеся новизной по отношению к исходному материалу действительности и предшествую -щим достижениям человеческой культуры,способствующие духовному прогрессу человека и общества,при восприятии которых у восприни-

мающего субъекта возникают эстетические чувства и переживания.Художественное творчество,будучи крайне сложным феноменом,должно изучаться в разных аспектах:философском,психологическом,искусст -воведческом,цивилистическом,трудоправовом и других.

2. В круг работников театра,относящихся к категории творчес -ких.надо включать деятелей,которые в ходе своей целенаправленной деятельности создают произведения искусства,выражающие их эстетический идеал,отличающиеся новизной по отношению к исходному материалу действительности и предшествующим достижениям человеческой культуры.способствующие духовноцу прогрессу человека и общества,и состоят в трудовых отношениях с театрами,а именно:режиссер,постановщик, художники всех групп.дирижер,хормейстер,концертмейстер,балетмейстер, артисты всех категорий.

3. Специальные нормы,регулирующие трудовые отношения творческих работников театра.являются результатом действия как субъектно-отраслевой дифференциации,так и дифференциации по объективным факторам. Рост значения субъектного начала в дифференциации видится в возможно полном учете общих психологических особенностей личности творца при нормативно-юридическом регулировании его труда. Фундаментальных границ между основаниями дифференциации по объективным факторам не существует,основанием дифференциации этого вида следует считать совокупность взаимозависимых факторов (особенности отрасли,особенности условий труда.характер трудовой связи работ -ника с предприятием).обусловленные отраслью народного хозяйства или производства,формой собственности и особенностями,вытекающими из территориального расположения предприятия.

4. Трудоправовая сущность театральной реформы в Российской Федерации заключается в I)обеспечении возможно более полной свободы творчества и закреплении принципа этой свободы нормативно-

юридическими средствами,включая установки о развитии коллективно-демократических начал при регулировании творческой деятельности в театре, 2)попытке улучшения экономического положения театров и материального положения творческих работников театров, 3)нормативно-юридическом закреплении многообразия форм театра и порядка их деятельности, 4)совершенствовании нормативно-юридического регулирования социальных связей по поводе труда творческих работников театров.

5. В зависимости от форм собственности и способа финансирова -ния основной деятельности театры следует подразделять на театры« учреждения .театры-организации, театры-предприятия,что и должно,в первую очередь,предопределять объем и содержание прав и обязанностей трудовых коллективов театров.

6. Природа трудового коллектива театров характеризуется слож -ностью.На основе отношения работников театра к творческоцу процессу в рамках трудового коллектива театра следует выделять производственный коллективеобъединяющий работников прямо или опосредство -ванно обслуживающих население с целью удовлетворения и форлирова -ния его деховных потребностей и ье относимых к категории творческих) и художественный коллективе объединяющий служащих театра, непосредственно занимающихся художественным творчеством). Юридический статус указанных коллективов должен быть разным. Художественный коллектив при решении вопросов,касающихся творческого процесса, необходимо считать сугубо самостоятельным объектом управления внутри театра.

7. Систецу комплектования творческих коллективов театров еле -дует базировать на принципе многообразия способов подбора художественно-творческих кадров.Она может одновременно включать элементы конкурса и выборов,обычный способ приема и увольнения,предусмотрен-

ный общими нормами трудового законодательства,включая контракты, что должно быть проявлением действительной самостоятельности театров.

О. Индивидуально-договорный способ регулирования труда наиболее целесообразен применительно к регулированию трудовых отношений творческих работников театра,так как он позволяет достаточно полно учитывать психологические особенности личности творческих работ -ников,особенности театрального "производства".специфику творчес -кого процесса.Формой,опосредствующей такой способ регулирования трудовых отношений может выступать письменный трудовой договор (контракт).который должен заключаться между собственником имущества театра и художественным руководителем,а потом - между художе -ственным руководителем Скак представителем работодателя) и другими творческими работниками театра.

Теоретическое значение настоящего исследования состоит в том, что в диссертации на основе изучения далных философии,психологии, искусствоведения и права предложены новые решения таких теоретических проблем и вопросов,как понятие художественного творчества; круг работников театров,относящихся к творческим деятелям;специ -фика дифференциации регулирования их трудовых отношений;правовой статус трудового и художественного коллективов театров, а также других.

Практическое значение заключается в разработке некоторых вы -водов по совершенствованию трудового законодательства России (применительно к творческим работникам театров)и прикладной стороны театральной реформы в Российской Федерации.Выводы,изложенные в диссертации,и применяемые для их доказательства аргументы могут быть использованы в качестве рекомендаций для развития существующих и разработки новых норм трудового права,регулирующих трудо-

- о -

вые и смежные с ними отношения творческих работников театров, в процессе как централизованного нормотворчества,так и локального. Некоторые вывода,полученные в результате научного анализа,могут быть восприняты и при индивидуально-договорном порядке установления условий труда.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права и социального обеспечения Пермского государственного университета им.A.M.Горького.Основные положения исследования доказывались автором на научных конференциях¡межвузовской научной конференции молодых ученых "Перестройка и актуальные проблемы общественных и психолого-педагогических наук"(Пермь,1968);республиканской научной конфе -ренции молодых ученых юристов(Казань,19В9);межвуэовской научной конференции молодых ученых "Человек¡перспективы исследования" (11ермь, 1990); отчетных ндучных конференциях юридического факультета 11ГУ им.А.М.Горького (Пермь 1Ус9,1990,1991,1992). Положения,из -ложенные в рукописи,наши отражение в опубликованных тезисах и статьях.Выводы,полученные в результате научного анализа,испольэу-югсл л процессе преподавательской работы со студентами в ¡ЯУ им.А.М.Горького,в пропаганде трудового законодательства в художественных коллективах Западного Урала,экспертизе локальных норма -тивных актов в театрах уральского региона России,консультировании театральных работников по вопросам трудового права.

Объем и содержание работы.Содеркание диссертации изложено на 174 страницах машинописного текста и состоит из введения,четырех глав,объединяющих 10 параграфов.К диссертации приложен список использованных источников.

СОДсРжАНИй РАБОТЫ Глава первая "Философский,психологический,искусствоведческий

аспекты творчества:соотношение с юридическими взглядами на твот>-чество" имеет методологический характер.Принимая во внимание сложность сути феномена творчества,исследование трудоправовых вопросов творческой деятельности предполагает возможно более широкий науч -ный подход и обращение к смежным с юридическими гуманитарным нау -нам.Ьеэ такого обращения юридическое осмысление творчества может быть чревато ошибками,спровоцированными неверной методологией.

В §1 "Творчество как общественно-научная проблема"соответству-ющее явление рассматривается с точки зрения его многоаспектном/, в частности,понятие творчества.

Философия определяет творчество как целенаправленную деятельность человека,в результате которой развивается он сам,происходит рост его сознательности,обогащение знаний,опыта,создаются материальные и духовные ценности,достигается общественный прогресс(И.И. Чангли).Такой подход к смыслу понятия "творчество" в философской литературе принято называть широким, в нем отождествляются понятия "творчество" и "труд" вообще.Творчество в узком смысле слова философами понимается как деятельность,целенаправленно создающая новые материальные и духовные ценности,при которых новизна результатов является таковой по отношению к исходным стадиям процесса творчества и изменяет сущность принятых взглядовСА.В.Брушлинский). Именно такое определение творчества наиболее приемлемо с точки зрения трудового права в качестве отправного начала для нормативно-юридического регулирования общественных отношений по поводу творческого труда.

Подходы к проблеме понятия творчества в психологии неоднозначны, однако наиболее распространено мнение о сути творчества как о процессе появления психических новообразований (И.П.Калошина). Отечественная психологическая наука в операционный состав твор -

ческой деятельности включает: I)подготовку на сознательном уров-неСнакопление знаний,навыков,поиск дополнительной информации); 2)созревание идеи -бессознательную работу над проблемой;3)вдохновение -появление в сфере сознания идеи решения в виде принципа, замысла;4)сознательное развитие идеи,ее окончательное оформление; й)проверку.Юридически можно регулировать только сознательную деятельность человека.Но при нормативно-юридическом регулировании нельзя не учитывать и бессознательную сторону творчества.В сфере регулирования трудовых отношений она,например.может предопреде -лять специфику режима рабочего времени,в частности,необходимость установления сокращенного рабочего времени для творческих работников, целесообразность некоторого "послабления" в требованиях внутреннего трудового распорядка и т.п.В диссертации особо анализируется механизм эмпатииСспособность формировать воображаемое "Я"),важный для театральной практики,а также и для нормативно-юридического регулирования трудовых отношений творческих работников театра в связи с возможностью определения некоторых обязанностей работодателя по установлению условий труда,способствующих творчеству.Огромное значение для нормативно-юридического регулирования творческой деятельности имеет установленная психологами зависи -мость творческого процесса от комплекса психологических свойств личности субъекта творчества (высокой спонтанности,импульсивности,неприятия внешних ограничений,низкого уровня психологической защиты,отрешенности,повышенного стремления к самоутверждению).По убеждению диссертанта,эти психологические особенности должны быть одной из детерминант дифференциации нормативно-юридического регулирования труда соответствующих работников.На данный момент законодатель либо эти особенности вообще игнорирует,либо учитывает их неполно.

Применительно к общему исследованию существующих юридических взглядов на творчество констатируется,что творчество правоведами традиционно определяется как процесс создания нового.Вопрос о понятии новизны при этом остается открытым.Автор исходит из того, что новизна должна определяться в зависимости от отношения к исходному материалу действительности и предшествующим достижениям человеческой культуры.

При анализе проблемы видов творчества особо выделяется художественное творчество.Понятие "художественное творчество" раскрывается на основе указанных вьше взглядов на творчество и на базе искусствоведческого толкования смысла категории "художественное". Предлагается считать таковым целенаправленную человеческую дея -тельность,представляющую единство духовно-интеллектуальной и материально-практической сторон,в результате которой создаются произведения искусства,отличающиеся новизной по отношению к исходному материалу действительности и предшествующим достижениям чело -веческой культуры,способствующие духовному прогрессу человека и общества,при восприятии которых, у воспринимающего субъекта возникают эстетические чувства и переживания.При этом произведения различных видов искусств имеют свои особенные существенные элементы, которые могут быть носителями новизны.Творчество отдельных категорий работников театров в диссертации расценивается в качестве подвида художественного творчества.

В §2 "Творчество художественного персонала театров как трудо-правовая проблема" подтверждается высказанная ранее точка зрения о возможности и необходимости регулирования творческой деятель -ности нормами трудового права.Далее определяется круг лиц,относящихся к категории творческих.В определенной полемике с актами международного права (Рекомендациями о положении творческих работни-

ков,ШЬСКОДУоОг.Доказывается логичность терминов "творческий де-ятель"(как более широкого)и "творческий работник"(как более узкого) .Творческим деятелем называется лицо,которое создает произведения искусства,отличающиеся новизной по отношению к исходному материалу действительности и предшествующим достижениям человеческой культуры,независимо от того,связано это лицо или нет какими бы то ни было юридическими отношениями с другими лицами,является оно или нет членом какой-либо творческой ассоциации.Творческим же работником предлагается считать только тех творческих деятелей,которые состоят в индивидуальных трудовых правоотношениях,в частности, в театрах¡режиссеры,постановщики,художники, дирижеры,хормейстеры, концертмейстеры.балетмейстеры,артисты.

В завершении главы рассматриваются специфические особенности, присущие процессу художественного творчества в театре в целом,и то отдельное,что характеризует этот процесс у центральных фигур в театре - режиссера и актеров.

Глава вторая "Нормативно-юридическое регулирование трудовых отношений в театральных коллективах (вопросы теории и истории трудового права)направлена на раскрытие концептуальной основы диссертационного сочинения.

В §1 "Дифференциация и унификация при нормативно-юридическом регулировании трудовых отношений работников театров" на основе анализа российского законодательства и его реализации в театрах, изучения трудов правоведов (С.А.Иванов,Р.З.Лившиц,Ю.П.Орловский, И.О.Снигирева и др.)диссертант пришел к следующим основным выводам.Виды дифференциации,всегда четко разделяемые в науке трудового права,в реальных правоотношениях не всегда столь же четко отделены друг от друга,отдельные виды дифференциации могут соеди -няться в сложные образования,пример чему -специальные нормы о

труде творческих работников театров,являющиеся результатом действия своего рода субъектно-отраслевой дифференциации.Субъектная дифференциация должна основываться не только на различиях трудящихся по признакам пола,возраста и состояния здоровья,но и на не-паталогических психологических особенностях личности,предопреде -ляемых,в определенной мере,видом трудовой деятельности.По идее, должен происходить стык субъектной и отраслевой дифференциации, однако реально существующие специальные нормы,регулирующие трудовые отношения творческих работников театра,являются на настоящий момент.главным образом,результатом сугубо отраслевой дифференциации.

Причиной отраслевой дифференциации является совокупность взаимосвязанных факторов (технико-экономических особенностей отрасли, особенностей производства,особенностей характера основных видов работ,особенностей условий труда).которые обусловлены видом отрасли народного хозяйства,в частности,театральным хозяйством.При этом под условиями труда следует понимать обстоятельства,определяющие возможность производительного использования работника: 1)организационные формы функционирования рабочей силы;2)социально-психологические условия проявления и развития личности;3)техническую оснащенность труда;4)санитарно-гигиенические условия внешней трудовой среды;5)эстетическое состояние процесса труда.

С позиций защите трудовых прав театральных деятелей весьма важен и процесс унификации,причем,как по сравнению со всеми работникам^ например, в части компенсационных выплат при команда -ровках,продолжительности еженедельного отдыха),так и при сравнении статуса разных групп трудящихся в театрах(например,по нормированию, оплате труда,продолжительности времени отдыха в академических и других театрах).

В §2 "Основные направления развития советского законодательства о труде работников театров в предверии театральной реформы" отмечается,что,не взирая на своего рода обилие специальных правил о труде работников театров,далеко не все группы соответствующих социальных связей ранее регулировались равным образом.В ходе изучения специальных нормативных актов делается вывод,что основными направлениями в нормативно-юридическом регулировании трудовых отно -шений творческих работников театров в указанный период являлись : во-первых«установление специфических трудовых обязанностей Спока -зательно -именно обязанностей,а не прав) для творческих работников театров¡во-вторых,определение правил об установлении квалификации творческих работников;в-третьих«указание на своеобразие порядка формирования творческого состава театров;в-четвертых,установление порядка образования и деятельности художественного совета театров; в-пятых.наличие специфики нормирования труда творческих работников. Отраслевое регулирование касалось и некоторых других вопросов, но достаточного развития при этом не получило л1еречисленные направления изучены в диссертации,показаны как достоинства,так и недочеты изученного нормативного массива.

Выявлению сути театральной реформы в России и определению ее оценки с позиций трудоправовых начал посвящен §3 "Этапы и сущность театральной реформы (трудоправовой аспект)".В начале этого фрагмента автором исследуются причины,вызвавшие кризис в сфере театра и ставшие,по существу,предпосылками театральной реформы.

В результате действия данных причин во второй половине сЗО-х гг в России началась так называемая театральная реформа 1см. с.1). В ходе реформы четко выделяются два этапа: комплексный эксперимент (19бб-ЬУгг.)и собственно реформа (19с39-91гг.).Юридические новеллы последнего этапа театральной реформы сохраняют свою силу по сей день,это дает основания рассуждать о позитивном и негативном в

театральной реформе в Российской Федерации в настоящем времени.В результате театрального комплексного эксперимента,во-первых, было доказано,что театры не могут нормально существовать только за счет стабильной государственной дотации,было принято решение о необходимости разработки "стимулирующей" дотации -нормативного финансирования из государственного бюджета,которое реально могло бы устранить произвол в субсидировании театрального искусства.учитывать конкретные условия деятельности и результаты работы каждого конкретного театра;во-вторых,была подтверждена необходимость отказа от монополии стационарных театров,перехода к многообразию организационных форм театральных коллективов;в-третьих,было показано на целесообразность совершенствования системы соуправления и прежде всего путем создания различных коллегиальных органов (художественный совет,режиссерская коллегия,правление театра,совет учредителей и т.п.)«учитывающих индивидуальность театрального коллектива;в-четвертых,была высказана насущная потребность в со -вэршенствовании нормативно-юридического регулирования трудовых отношений всех творческих работников театров путем внедрения гуманной системы письменных трудовых договоров (контрактов).Следующий этап с позиций юриспруденции являет собой процесс,во-первых,распространения основного массива экспериментальных норм на все театры, и, во-вторых .совершенствования нормативно-юридического регулирования общественных отношений в сфере театра с учетом выводов, полученных в ходе комплексного эксперимента.Основными направлениями собственно театральной реформы следует признать: 1)стрем-ление к улучшению экономического положения театров;2)обеспечение возможно более полной свободы творчества и закрепление принципа этой свободы нормативно-юридическими средствами,включая установки о деятельности коллективно-демократических органов,порядка за-

мещения должностей руководителей театров и т.п.;3)соэдание многообразных форм театров,как полностью профессиональных,так и соче -тающих в своей деятельности профессиональные и любительские начала С например,театры-студии).нормативно-юридическое закрепление порядка их образования и деятелъности;4)совершенствование нормативно-юридического регулирования имущественных и неимущественных прав деятелей театрального искусства,имея в виду в первую очередь право на труд для соответствующей категории работниковсожалению,на практике многое из задуманного пока так и осталось только благими намерениями.

В главе третьей "Юридические проблемы управления в театральных коллективах"исследуются способы реализации базовых (с позиций трудового права)направлений театральной реформы в России.

Утверждением о том,что объем прав и обязанностей трудовых коллективов зависит от формы собственности на средства производства и от организационной формы хозяйствующего субъекта,начинается §1 "Экономико-юридический статус театров как основа для реше -ния проблем управления в них".В нем констатировано следующее: учреждениями следует считать театры,финансируемые за счет государственного или цуниципального бюджетов.Могут существовать театры,которые полностью отвечают признакам предприятий,оказывающих услуги, и осуществляющие свою деятельность за счет собственных средств, в первую очередь -прибыли.Театры,которые создаются негосударствен -ными и немуниципальными органами и финансируются за счет средств учредителя Снапример,общественной организации,акционерного общества,частного лица и т.п.).должны иметь статус организации в узком смысле слова.Ьесмотря на то,что театры,в основном,нельзя отнести к предприятиям,некоторые стороны их деятельности могут ретироваться в порядке,сходном с предусмотренным действующим законода-

тельством о предприятиях.Объем распространения этого законодательства должен быть определен не механически,а с учетом специфики театрального "производства",в том числе -по вопросам управления и так называемого самоуправления.

В §2 "особенности трудового и художественного коллективов в театрах" дается анализ категорий.вынесенных в заголовок.Изучив российский нормативный массив и работы ученых (А.М.Куренной,С.Л. Маврин,. .;■., «".-и; :: .В.Д.Шахов и др.) .применив их выводы к театральной практике.диссертант пришел к заключению о том,что трудовой коллектив театра составляет совокупность всех работников,находящихся в трудовых отношениях с театром как самостоятельной хозяйственной единицей.функционирующей в сфере культуры.Принимая за основу отношение к творческому процессу,в рамках трудового коллектива театров можно выделить два коллектива:производственный (объединяющий работников театра,основной деятельностью которых явля-с'н:я обслуживание населения с целью удовлетворения и формирования его духовных потребностей,и не относимых к категории творческих) и художественный (основной деятельностью которого,в первую оче -редь.является создание произведений сценического искусства работниками театра,относящимися к категории творческих).Для театров-учреждений и театров-предприятий,основанных на государственной или муниципальной формах собственности.характерна система государственно-общественного соуправления трудом.В таких театрах администрация представляет государственное начало и осуществляет определенные полномочия собственника имущества,а органы управления и соуправления определяются собственником имущества театра и его трудовым коллективом на основе действующего законодательства о предприятиях с детализацией в уставах театра вопросов,отражающих специфику "производственногс"процесса.Аналогичная система

- 1а -

соуправления целесообразна в индивидуальных частных театрах и в театрах,основанных на совместной форме собственности,если государству или местной администрации принадлежит более 50% изящества .театра .Система управления трудом должна перерастать в дейст -вительное самоуправление трудового коллектива,если театр учрежден в форме какого-либо товарищества негосударственными и немуници -пальными собственниками.Трудовой коллектив в этом случае избирает (утверждает и т.п.)орган управления -администрацию,определяет пределы ее компетенции,а также принципы самоуправления,органы его осуществляющие и их полномочия,закрепляемые в уставе театра.В централизованных и отраслевых нормативно-юридических актах в отношении вопросов управления в таких театрах должны содержаться только рекомендации.На базе этих выводов в диссертации предлагаются примерные формулировки желательных основных полномочий трудовых коллективов театров.

Что касается художественного коллектива театра,то он определяется в диссертации как объединение всех служащих в театре,непосредственно занимающихся художественным творчеством.Опираясь на исследованные в первой главе особенности процесса художественного творчества,в диссертации констатируется невозможность управления трудом членов художественного коллектива театра извне и предлагается считать художественный коллектив сугубо самостоятельным объектом управления внутри театра при решении спектра вопросов, касающегося творческого процесса.Далее выделяются основные полномочия художественного коллектива театра.Автором высказывается , предложение о нормативном закреплении основ деятельности собрания (конференции) художественного коллектива.Детально анализи -руется природа художественного совета театра,а также нормативно-юридический акт,регулирующий деятельность этого органа на насто-

ящем этапе театральной реформы.В результате диссертант приходит к убеждение о желательных коррективах в регламентации деятельности художественного совета: I)признание нежелательности назначения художественного совета органом культуры по подчиненности;2)зак-репление преимущественное™ выборного порядка образования этого органа самоуправления^) предоставление художественному руководителю права выдвижения в состав художественного совета кандидатов, могущих иметь и решающий и совещательный голоса;4)установление компетенции этого органа и ее пределов художественным коллекти-вом;5)указание случаев.когда художественный советСсовещательный по природе орган) имеет право решать какой-либо вопрос.

В заключении этого фрагмента диссертационного сочинения разбираются некоторые особенности разрешения коллективных трудовых споров в театрах,рассматриваемых в качестве своеобразной формы участия трудовых и низовых коллективов в решении управленческих задач.

В четвертой главе "Особенности формирования художественного коллектива театра" автор исследует специфику подбора художественно-творческих кадров в театрах.

В §1 "Конкурсный порядок:прошлое и настоящее" дается,в основном анализ исторического ракурса нормативно-юридического регулирования данного порядка подбора кадров.Несмотря на исследование учеными -юристами проблем конкурсной системы подбора творческих кадров (А.А.Абрамова,В.Л.Гейхман,И.К.Дмитриева,Р.З.Лившиц и др.), вопросы конкурса у художественно-творческих работников театра изучены недостаточно.Анализ нормативно-юридического массива,регулирующего конкурсный порядок формирования творческих коллективов в театре на различных этапах развития театрального дела в России, позволил автору определить отрицательные черты этой системы.Тем

-гоне менее«учитывая позитивное в конкурсах,в диссертации сделан вывод о преждевременности полного отказа от их проведения в театрах. Конкурсная процедура видится следующей: I)художественный руководитель театра принимает решение о проведении конкурса и создает подготовительную конкурсную комиссию;2)подготовительная комиссия осуществляет мероприятия по организации конкурса;3)художественный совет осуществляет непосредственную работу по проведению конкурса и по его результатам принимает решение -рекомендацию в отношении нескольких претендентов;4)основываясь на рекомендации художественного совета,художественный руководитель из предложенных кандидатов выбирает одного и заключает с ним индивидуальное соглашение о труде.

В §2 "Способы подбора художественно-творческих кадров в условиях многообразия форм привлечения к труду",разделяя высказанную в литературе идею о множественности индивидуальных соглашений рабочих и служащих о труде (А.С.11ашков,С.П.Маврин,Ь.В.Хохлов), автор приходит к выводу о том.что порядок подбора художественно« творческих кадров в театрах России в том виде,в каком он существует сейчас,вряд ли перспективен.При разработке новой системы комплектования творческих коллективов театров одним из основополагающих принципов должен стать принцип многообразия способов подбора творческих кадров,как следствие самостоятельности театров и их дифференциации в зависимости от формы собственности.Необходимо нормативно-юридическое закрепление плюрализма форм привлечения к труду.каковыми могут быть трудовой договор,договор трудового найма и договор,основанный на членстве работника в хозяйствующей единице корпоративного типа.Перечисленные основные инди -видуальные соглашения о труде при подборе художественно-творческих кадров в театрах могут сочетаться с разнообразными правообус-

ловливающими юридическими фактами,например,избранием по конкурсу , выборами на должность.назначением на должность.Целесообразным представляется использование и смешанного способа подбора кадров -соединение конкурсной процедуры с процедурой непосредственных выборов Лучше такую систему формирования творческого состава использовать в театрах,имеющих форму хозяйственного товарищества,если трудовые отношения базируются на членстве творческого работника в этом товариществе.

Детально рассмотрен в этом параграфе диссертационного исследования вопрос о подборе административно-руководящих и художественно-руководящих кадров в театре.Диссертант исходит из необходимости отказа от двуумвирата в управлении театрами (директор -главный режиссер).полагая,что руководителем театра должно быть лицо,которое непосредственно руководит творческим процессом в театре -художественный руководитель.В театрах,имеющих исполнительские коллективы разных жанров,вместо должности художественного руководителя предлагается ввести должности содиректоров и предусмотреть специальный коллегиальный орган управления - совет содиректоров. Замещение должности художественного руководителя (содиректора) может осуществляться либо путем назначения на должность, либо путем конкурсного избрания,либо через непосредственные выборы, причем право выбора конкретного способа подбора художественного руководителя должно принадлежать собственнику имущества театра.

Ь §3 "Контрактная система трудовых соглашений с творческими работниками театра" рассматриваются крайне актуальные вопросы театральной практики.В начале раздела сделан вывод о том,что индивидуально-договорный способ регулирования труда наиболее целесообразен применительно к регулированию трудовых отношений творческих работников театра,так как он позволяет наиболее полно

учитывать психологические особенности личности творческих работников, особенности театрального "производства", специфику творческого процесса.Формой опосредствующей такой способ регулирования трудо -вых отношений,может выступать письменный трудовой договорСконтракт).

Переход к контрактной системе трудовых соглашений с творческими работниками театров не может быть одномоментным и обязательным в силу того,что на данном этапе развития российского государства не созданы ни экономические,ни социальные,ни юридические механизмы такого перехода.Наиболее ярким проявлением отсутствия этих механизмов выступает неурегулированность вопросов, связанных с обеспечением занятости творческих работников театров и их защитой

I

от безработицы.Решать эти проблемы,по идее,кроме общих органов занятости,должна Театральная бирка,которая находится еще только в стадии создания.В диссертации высказано предложение о принятии специального нормативного акта на уровне постановления Правительства России "Об особенностях применения Закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР" к работникам театров". Необходимость этого автор доказывает прежде всего,исходя из специфики творческой профессии и особенностей организации работы театров.

Трудовые договоры (контракты) в театрах должны заключаться между собственником и»<ущества театра и художественным руководителем,а потом между художественным руководителем (как представите -лем работодателя) и другими творческими работниками.

Договор с художественным руководителем театра собственник имущества может заключать либо единолично,либо совместно с художественным коллективом театра.При участии художественного кол -лектива (в лице его общего собрания) должен заключаться трудовой договор чконтракт) с художественным руководителем только государственного или муниципального театров,а также театров, в имуществе

которых вклад государства или местной администрации составляет более £>0^.Исключением из этого правила должен быть случай,когда государственный или муниципальный театр создается вновь,а его художественный коллектив еще не сформирован.Тогда собственник имущества театра должен быть вправе самостоятельно заключать договор с художественным руководителем.Помимо условий,рекомендуемых для включения в контракт с руководителем предприятия,в трудовой договор (контракт) с художественным руководителем театра должны включаться такие условия: обязательство обеспечить залолняемость зрительного зала до определенного уровня;гарантированное число спектаклей в месяц,подлежащих прокату в той местности,где расположено стационарное здание театра и т.д.

Условия договора с актером в первую очередь должны предопределяться его трудовой функцией.Они могут определять: 1)амплуа, в котором будет использоваться актер,2)конкретные роли (партии) и особенности их исполнения,3)характер ролей (партий),4)степень сложности роли (партии).Другие условия контракта с актером должны учитывать специфику театрального "производства".особенности творческого процесса и психологические особенности личности творческого работника.В основе трудового договора (контракта) с режиссером должны лежать те же особенности,что и в основе договоров с актерами,но с учетом специфики.Например,трудовая функция режиссера должна предопределять такие условия договора (контракта), как постановка конкретного спектакля или право выбора любого репертуара, а также право выбора тех творческих работников,с которыми режиссер будет осуществлять эту постановку.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы.

1еатральный комплексный эксперимент и вопросы трудового права//Перестройка и актуальные проблемы общественных и психоло-

го-педагогических наук.Тез.докл. на межвуз.конф. молодых ученых. Пермь,I9bd.0,1 п.л.

Правовое положение должностных лиц театральных учреждений в условиях театрального комплексного эксперимента//Цемократизация государственного управления и борьба с должностными правонарушениями.Тез. докл. на науч. -практ.конф.Пермь,19с!в. 0,1 п.л.

О понятии и видах творчества//Человек: перспективы исследова-ния.Тез.докл.Пермь,I9d9.0,1 п.л.

(Б соавторстве с Бугровым Л.Ю.) Гуманистическое обновление общественной жизни в СССР и развитие конституционных норм о тру-де//Современная правоприменительная практика как осуществление правовой политики перестройки в СССР.îleрмь,19в9.0,6 п.л.

Правовые вопросы демократии и трудовые коллективы театральных учреждений//Человек: перспективы исследования.Тез.докл.lieрмь, 1990.0,1 п.л.

Демократизация управления театральными коллективами.Тез.докл. на межвуз.конф.молодах ученых.Казань, 1990.ОД п.л.

(В соавторстве с Бугровым Л.Ю. .Головановой Ь.А. и др.,)Совет-ское трудовое право и право социального обеспечения.Схемы для . изучения курса студентами юридического факультета.Пермь,1990. 1,9 п.л.

ф соавторстве с Варламовой Ю.В.) Творчество как общественно-научная проблема//Опыт социального подхода к решению теоретических вопросов трудового права и права социального обеспечения.Деп. в ИНИОН АН СССР 7 мая 1991г. № 44522. 0,о п.л.

Творчество художественного персонала театров как трудоправо-вая проблема.Деп. в ИЬИОЬ АН СССР ? мая 1991г. № 44522. 0,7 п.л.

{В соавторстве с Бугровым Л.Ю.)О законопроекте об отпусках. Деп. в ИНИОН АН СССР 7 мая 1991г. » 44522. 0,3 п.л.

2015 © LawTheses.com