Учение С. Л. Франка о государстве и праветекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Черноков, Алексей Эдуардович, кандидата юридических наук

Введение.3

Глава I. Формирование и эволюция политико-правовых взглядов C.JI. Франка.9

Глава И. Духовные основы общества (методологический аспект).36

1. Онтологичие овы общвенни36

2. Общво и индивид49

3. Сущнь общва61

4. Право и нравеннь. 72 5. Соотношение «закон*» /и «благодати».—77

6. Церковь и "мир89

7. Иерархизм и равево97

8. Корватизм и творчво107

Глава III. Государство и право в структуре идеального общва 121

1. Идеальное общво и революционные преобразования121

2. Концепция государства и цели граждаого общва 148

3. От служебной роли права к венному праву 170

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Учение С. Л. Франка о государстве и праве"

Актуальность диссертационного исследования обусловлена, прежде всего, тем, что вопросы, затрагиваемые представителями отечественной политико-правовой мысли начала XX века и первых десятилетий эмиграции, остаются актуальными и в наше время. Изучение существовавших концепций должно помочь при определении направления развития страны, перед которой открыто несколько путей: либерализм (освобожденный от крайностей), консерватизм (сохраняющий возможность продвижения к правовому обществу) или возвращение к тоталитарной системе.

Достаточно значимое место среди различных политико-правовых направлений отечественной мысли занимает то, которое можно обозначить как религиозно-правовое. К нему принадлежали такие разные мыслители, как B.C. Соловьев, К.П. Победоносцев, JI.A. Тихомиров, C.JI. Франк, Н.А. Бердяев. Подходы к насущным проблемам общественного развития, предложенные этими исследователями, конечно, отличались друг от друга, но общим у них было то, что они признавали существование Божественной воли, стоящей над человеком. Они разработали оригинальные концепции права и государства, в корне отличные от популярного с начала столетия в России либерализма.

Творчество мыслителей религиозно-правового направления можно разделить на несколько последовательных этапов. В начале своего интеллектуального пути фактически все они прошли через увлеченность марксизмом (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, C.JI. Франк) и либерализмом (К.П. Победоносцев, B.C. Соловьев, C.JI. Франк). Однако, размышляя над происходившими на их глазах событиями, практически все они кардинально изменили свои мировоззренческие позиции. Происходило это, несомненно, под влиянием увиденного и пережитого. Приняв в молодости участие в революционных событиях, большая часть представителей религиозно-правового направления пришла к выводу о пагубности революционного переустройства общества. Результатом революционных потрясений было уничтожение всего старого уклада жизни и гибель дореволюционной культуры вместе с ее носителями, последствия чего ощущаются в России до сих пор.

Степень изученности темы

C.JI. Франк относится к наименее изученным представителям отечественной общественной мысли. Его вклад в политико-правовую теорию практически не исследован. Имеется только несколько статей (А.В. Полякова, B.C. Семенова) и отдельные параграфы монографических работ (В.М. Быченков, А.Ф. Заком-листов, И.Д. Осипов), посвященные в большинстве своем социальной философии C.JI. Франка, а не его правовым воззрениям (исключение составляют статьи А.В. Полякова). Исследованию социальной философии мыслителя была посвящена и диссертация В.В. Сухорукова, однако, с учетом того, что она готовилась в 1985 - 1987 гг., ее идеологические составляющие перевесили фактические выводы автора.

В рамках учебников по истории политической и правовой мысли о воззрениях C.JI. Франка писал только Н.М. Азаркин (и то лишь в обзорном параграфе).

Цель и задачи диссертации

Цель диссертации заключается в том, чтобы показать эволюцию политико-правовых воззрений C.JI. Франка, ее причины, а также выявить те актуальные положения его концепции, которые могут быть использованы в настоящее время. Задачи работы формулируются в соответствии с ее целью и могут быть сведены к следующим:

- выявить пути формирования и эволюции политико-правовых идей C.JI. Франка;

- обосновать предлагаемую периодизацию его политико-правовых воззрений;

- показать значимость и место C.JI. Франка в истории политико-правовой мысли России;

- на основе изученного материала определить типологическую принадлежность воззрений C.JI. Франка;

- определить актуальность политико-правовой теории мыслителя и возможность ее использования в современной общественной деятельности.

Методологические и теоретические основы диссертации включают в себя комплексность исследований. Методами, используемыми в работе, являются исторический, логический и сравнительно-правовой, позволяющие раскрыть особенности воззрений C.JI. Франка на государство и право.

При написании диссертации были использованы труды по основным проблемам теории государства и права, истории политических правовых учений. Среди них следует назвать работы: Н.М. Азаркина, С.С. Алексеева, Д.А. Керимова, Ю.А. Баскина, В.Г. Графского, Ю.И. Гревцова, И.А. Исаева, С.Ф. Кечекьяна,

И.Ю. Козлихина, Э.В. Кузнецова, Д.И. Луковской, JI.C. Мамута,

B.C. Нерсесянца, И.Ф. Покровского, А.В. Полякова, Е.И. Скрипи-лева, Л.И. Спиридонова, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, И.Л. Че-стнова, Л.С. Явича и др.

Существенное значение имели также труды дореволюционных теоретиков права и ученых русского зарубежья первой половины XX века. Среди них нужно выделить работы: Н.Н. Алексеева, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, Н.О. Лосского, П.И. Новго-родцева, Л.И. Петражицкого, И.А. Покровского, B.C. Соловьева, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича, А.С. Ященко и др.

Большую роль в написании работы играли труды крупнейших мыслителей от античности до первой половины XX века. Среди них следует указать: Аристотеля, Платона, Николая Кузанского, И. Канта, Гегеля, Э. Гуссерля, О. Шпенглера и др.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой первое комплексное, монографическое, логически завершенное историко-теоретическое исследование политико-правовых воззрений С.Л. Франка в контексте развития общественной мысли России первой половины XX века. В работе изложено целостное представление о политико-правовых взглядах

C.Л. Франка и осуществлена их систематизация. На основе анализа трудов С.Л. Франка и его современников дана периодизация собственно политико-правовых воззрений мыслителя. Комплексное изучение эволюции воззрений С.Л. Франка позволило показать место философа в истории политико-правовой мысли России.

Основные положения, выносимые на защиту:

- На процесс формирования политико-правовых взглядов C.JI. Франка существенное влияние оказал либерализм в его классическом варианте, что выражалось в приверженности мыслителя теории естественного права и концепции разделения властей. Это влияние обусловлено непосредственной вовлеченностью мыслителя в события первой русской революции;

- отход C.JI. Франка от либерального мировоззрения связан с углубленным изучением им сущности власти в человеческом обществе и наблюдением за революционными событиями, разрушающими государственность и правопорядок; а

- онтологическая теория общества, права и государства, разработанная C.JI. Франком, представляет собой один из вариантов правового консерватизма, при сохранении отдельных либеральных черт (либеральный консерватизм); предложенная мыслителем система регуляторов общественной жизни, основанная на приоритете веры и нравственности, свидетельствует о попытке обосновать интегральную концепцию правопонимания, в которой праву отводится важная, но вспомогательная роль ограничителя анархических порывов несовершенного по своей природе человека. Задачи государства при этом несводимы только к функциям арбитра и предусматривают активное участие в социальной жизни, направленное на поддержание ее онтологических устоев. Пытаясь найти баланс соотношения интересов личности и государства,

C.JI. Франк фактически отдает приоритет правовому консерватизму;

- C.JI. Франк выступает сторонником религиозного понимания естественного права. В его трактовке оно представляет собой «естественный закон» бытия, которому подчиняются все люди. Позиция мыслителя по отношению к естественному праву претерпела кардинальные изменения, эволюционировав от классической идеи прав человека через отрицание их первичности и значимости к новой их трактовке под влиянием событий второй мировой войны.

Теоретическая и практическая значимость диссертации

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы: 1) в дальнейших научных исследованиях отечественной теории и философии права; 2) при чтении курса по истории политических и правовых учений, специального курса по истории правовой мысли России, в рамках спецкурса по философии права, при создании научных трудов по истории отечественного правоведения первой половины XX века.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Черноков, Алексей Эдуардович, Санкт-Петербург

Заключение

Подведем определенные итоги нашего рассмотрения политико-правовых воззрений С.Л.Франка. С большей долей уверенности его взгляды могут быть названы консервативными. Либеральный компонент в них занимает весьма скромное место (за исключением раннего периода творчества). Эволюция позиции мыслителя от либерализма к консерватизму носила закономерный характер. Этот путь проделали многие представители отечественной общественной мысли (П.Б.Струве, П.И.Новгородцев).

С.Л.Франк, предложивший свое видение общественного развития и разработавший в этих целях онтологическую теорию, во многом оказался в плену утопических представлений, с которыми сам боролся длительное время. Для адекватного восприятия его концепции, о чем говорилось во второй и третьей главах, необходимо наличие целого сообщества высокодуховных личностей, осознающих свою ответственность за судьбу страны и ставящих на первое место служение Богу и Правде. Следовательно, духовная составляющая должна господствовать над материальной. Вполне справедливым представляется суждение О.А.Меня: «Франк показывал, что здоровым общество может быть только тогда, когда оно имеет духовный субстрат. Общество людей - это не просто явление материального мира, но одновременно и явление мира духовного» \ Отметим, однако, тот факт, что реально большинство людей не стремится к служению высшим цешюстям, а всецело погружено в земные дела.

Идея С.Л.Франка о необходимости для любого общества здорового консерватизма, направленного на поддержание бережного отношения к традициям и культуре, заслуживает полного признания и одобрения, хотя среди современных ученых сторонников подобного направления не так уж и много. К ним можно относить, прежде всего, православных мыслителей. Характер

1 Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. М., 1995. С.556. ным представляется высказывание В.С.Полосина - религиозного философа и политолога — о том, что «главным условием недопущения деградации политического самосознания нации, о том, что ее опыт хранит всю историю и не может быть легко изменен по прихоти ныне живущего поколения людей. Речь тем самым идет о концепции политического консерватизма» 2. Необходимо, однако, соблюдение одного условия: консерватизм должен сочетаться с реформизмом (разумеется, эволюционным) и ни в коем случае не тормозить поступательного развития общества. Вовремя осуществленные реформы могут оградить социум от революционных потрясений.

Отметим еще несколько актуальных моментов в политико-правовой теории С.Л.Франка. На наш взгляд, определенное воздействие на мыслителя оказала историческая школа права, призывавшая видеть в национальном праве «дух народа», который мудрый законодатель должен положить в основу своей деятельности. Право только тогда может принести пользу обществу и отдельной личности, когда оно понятно и органически вписывается в повседневную жизнь людей. Если же правовая традиция насильствешю прерывается, то результаты не заставят себя долго ждать: новое правопонимание будет отвергнуто, что, в свою очередь, породит только беззаконие. Еще в XIX веке виднейший представитель исторической школы права Савиньи исходил из того, что «если вследствие изменения нравов, воззрений и потребностей, является необходимость в реформе существующего права или возникает потребность в совершенно новых институтах, то в этом случае влияние законодательства может быть чрезвычайно полезным и даже неизбежным» 3.

Собствешюе правопонимание С.Л.Франка основывается на том, что право есть необходимая форма социального регулирования общественных отношений, применяемая наряду с иными социальными регуляторами, обладающими большей значимостью (нравственность). Право необходимо для

2 Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. М., 1999. С.250.

3 Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб, 1999. С.79. выполнения в основном отрицательной функции — недопущения совершения грешными людьми правонарушений. Право - лишь первая ступень в восхождении человека к познанию Абсолюта и слиянию с ним.

Лишь в последние годы жизни и творчества после долгих размышлений, философ пришел к признанию определенной значимости естественного права, которое, по его мнению, должно выступать в качестве основы взаимоотношений людей друг с другом, воплощаясь при этом в позитивные нормы и обычаи. Кроме того, естественное право непосредственно является порождением Бога и, следовательно, тесно связано с верой.

В последнее десятилетие попытки увязать веру и право возродились не только в России, но и на Западе. Например, известный юрист Г.Берман считает: «Во всех обществах право поощряет веру в свою собственную святость. Оно выдвигает требование послушания, пользуясь способами, которые апеллируют как к материальным, безличным, конечным и рациональным интересам людей, так и к вере их в истину и справедливость, превосходящие общественному пользу, - то есть способами, не соответствующими секулярно-материалистической картине, представленной господствующей теорией» 4. Право, естественно, должно получить как можно более глубокое обоснование собственной ценности, в противном же случае его будет сложно использовать в процессе социального регулирования общественных отношений.

Как было показано выше, С.Л.Франк разграничивает сферу деятельности государства и церкви, во избежание вмешательства в дела друг друга.

Его современник, исследователь истории церкви А.В.Карташев констатировал тот факт, что «государство в ряде революций XIX века утвердило свою природу как абсолютно светскую, внерелигиозную, ибо дух времени признал единым бесспорным идеалом общечеловеческой солидарной деятельности только одну верховную ценность светской цивилизации и культу

4 Берман Г. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999. С. 19. ры. Государство - орган слуха этой ценности» 5. Следовательно, в настоящее время сложно говорить и тем более реализовывать на практике идеальные построения начала XX века, когда «соборность» для подавляющего большинства людей уже ничего не значила.

Все большую актуальность приобретает убеждение С.Л.Франка о значительной роли государства в современной действительности. Оно (государство) во многих странах давно перестало быть «ночным сторожем» и активно участвует в создании и реализации планов по руководству людьми и огромными ресурсами. Важно при этом то, чтобы власть не переходила определенных границ и не бралась за осуществление того, что может выполнить гражданское общество. России необходимо создать развитую систему самоуправления и развивать творческую активность населения. В противном случае государство действительно будет вынуждено брать на себя непосильное бремя, под тяжестью которого оно может рухнуть, ввергнув в хаос всех и вся.

5 Карташев A.B. Церковь. История. Россия. М., 1996. С.232.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Учение С. Л. Франка о государстве и праве»

1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России. Курс лекций. М.: Юридическая литература, 1999, 528 с.

2. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб.: Юридический институт,1998, 216 с.

3. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998, 640 с.

4. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М.: Статут,1999, 712 с.

5. Алексеев С.С. Теория права. Харьков,: Бек, 1994, 224 с.

6. Антонович И.И. Социодинамика идеологий. Минск,: Наука и техника, 1995, 373 с.

7. Аристотель. Политика//Сочинения. Т.4. М.: Мысль, 1983, 830 с.

8. Вельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск,: Изд-во СГУ, 1995, 144 с.

9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990, 224 с.

10. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон, 1999, 464 с.

11. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993, 383 с.

12. Бердяев Н.А. Философия неравенства//Русское зарубежье. JL: Лениздат, 1991, 440 с.

13. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994, 480 с.

14. Берман Г. Вера и закон: примирение права и религии. М.: Ad Marginem, 1999, 432 с.

15. Бруннер Э. О христологическом обосновании государства//Социально-политическое измерение христианства. М.: Наука, 1994, 406 с.

16. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии в 2-х томах. М.: Наука, 1997.

17. Бурдукова И.И. Становление и развитие конституционных идей в России. СПб.: Турусел, 1999, 255 с.

18. Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма. М.: Политиздат, 1989, 512 с.

19. Быченков В.М. Институты. М.: Российская академия социальных наук, 1996, 976 с.

20. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990, 808 с.

21. Вебер М. Социология религии//Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994, 704 с.

22. Вебер М. Харизматическое господство//Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. Т.1-2. Самара,: Бахрах, 1999, Т.2, 576 с.

23. Величко A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых структур. СПб.: Юридический институт, 1999, 232 с.

24. Величко A.M. Христианство и социальный идеал. М.-СПб.: Университет, 2000, 544 с.

25. Власть и реформы. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996, 801 с.

26. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры//Сочинения. М.: Раритет, 1995, 461 с.

27. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1993, 368 с.

28. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990, 524 с.

29. Гессен С.И. Правовое государство и социализм//Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1999, 814 с.

30. Гнатюк O.JI. П.Б.Струве как социальный мыслитель. СПб.: СПбГТУ, 1998, 376 с.

31. Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1989-1991.

32. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья, 1993, 418 с.

33. Дунаев В.И., Никитский А.А. Очерки науки о государстве. М.: Польза, 1909, 208 с.

34. Дьюи Д. Свобода и культура. Лондон,: Overseas publications interchnge, Ltd. 1968, 195 с.

35. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991, 575 с.

36. Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка//Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995, 655 с.

37. Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Москва-Тула,: Гриф и К, 1997, 814 с.

38. Закомлистов А.Ф. Избирательность сродства и суверенитет различия в романе России и Запада. Философская антропология права. Пермь,: Изд-во Пермского университета, 1999, 390 с.

39. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1-2. Л.: Лениздат, 1991.

40. Зомбарт В. Буржуа. М.: Наука, 1994, 443 с.

41. Ильин И.А. Наши задачи. Париж-Москва,: Рарог, 1992, 616 с.

42. Ильин И.А. О монархии и республике//Собрание сочинений в 10 томах. Т.4. М.: Русская книга, 1994, 624 с.

43. Ильин И.А. О сущности правосознания//Собрание сочинений в 10 томах. Т.4. М.: Русская книга, 1994, 624 с.

44. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993, 431 с.

45. Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. М.: Москва, 1999, 512 с.

46. Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995, 528 с.

47. Карташев А.В. Церковь. История. Россия. М.: Пробел, 1996, 303 с.

48. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М.: Аванта +, 2000, 560 с.

49. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб.: «РХГИ», 1998, 800 с.

50. Ключевский В.О. Русская история. Кн. 1-3. М.: «Мысль», 1995.

51. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995, 316 с.

52. Лебон Г. Психология социализма. СПб.: Макет, 1995, 544 с.

53. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии//Сочинения в 2-х томах. М.: Канон, 1996, Т.2, 496 с.

54. Ленин В.И. Избршшые сочинения в 10 томах. М.: Политиздат, 19861987.

55. Леонтович В.В. История либерализма в России. М.: Русский путь, 1995, 550 с.

56. Лобье П. де. Три града. Социальное учение христианства. СПб.: Але-тейя, 2001, 412 с.

57. Локк Д. Сочинения в 3-х томах. М.: Мысль, 1985-1988.

58. Лортц Й. История Церкви. Т. 1-2. М.: Христианская Россия, 1999.

59. Лосский Н.О. Обоснование шпуитивизма//Избрашюе. М.: Правда, 1991, 622 с.

60. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991, 412 с.

61. Майка Ю. Социальное учение католической церкви. Рим-Люблин,: Изд-во Святого Креста, 1994, 480 с.

62. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов-на-Дону,: Феникс, 2000, 480 с.

63. Манхейм К. Консервативная мысль//Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994, 700 с.

64. Маритен Ж. Человек и государство. М.: Идея-Пресс, 2000, 196 с.

65. Маркс К. Капитал. Т.1-З.М.: Политиздат, 1988.

66. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.: РОССПЭН, 1997, 650 с.

67. Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. М.: Нижегородская ярмарка, 1995, 672 с.

68. Меньшиков М.О. Выше свободы. М.: Москва, 1998, 560 с.

69. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М.: РОССПЭН, 1997, 216 с.

70. Милль Д. С. О свободе//0 свободе. Антология западно-европейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995, 463 с.

71. Милюков П.Н. Воспоминания. М.: Политиздат, 1991, 528 с.

72. Митрополит Иоанн. Русь соборная. СПб.: Царское Дело, 1995, 249 с.

73. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955, 799 с.

74. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М.: Восточная литература, 1996, 360 с.

75. Мусин А. Церковь. Общество. Власть. Опыт патрологического исследования. СПб-Петрозаводск,: Кругозор, 1997, 191 с.

76. Нерсесянц B.C. Философия права. М.: Инфра М-Норма, 1997, 652 с.

77. Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М.: Норма Инфра М, 1998, 288 с.

78. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла//Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1996. Т.2, 829 с.

79. Новгородцев П.И. Введение в философию права. М.: Наука, 1996, 269 с.

80. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб.: Лань, 1999, 192с.

81. Новгородцев П.И. О задачах современной философии права//Сочинения. М.: Раритет, 1995, 448 с.

82. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991, 640 с.

83. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии пра-ва//Сочинения. М.: Раритет, 1995, 448 с.

84. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существова-ние//Сочинения. М.: Раритет, 1995, 448 с.

85. Омельченко Н.А. В поисках России. Общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917г., большевизме и будущих судьбах российской государственности. СПб.: Изд-во РХГИ, 1996, 560 с.

86. Осипов И. Д. Философия русского либерализма (XIX начало XX века). СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996, 192 с.

87. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000, 159 с.

88. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М.: РОССПЭН, 1997, 640 с.

89. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993, 421с.

90. Пайпс Р. Русская революция. Т. 1-2. М.: РОССПЭН, 1994.

91. Пайпс Р. Собственность и свобода. М.: Московская школа политических исследований, 2000, 415 с.

92. Петражицкий Л.И. Теория права и государственности в связи с теорией нравственности. Т. 1-2. СПб, 1909-1910.

93. Платон. Государство//Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Мысль, 1990-1994. Т.З. 654 с.

94. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени//Сочинения. СПб.: Наука, 1996, 510 с.

95. Победоносцев К.П. Власть и начальство//Сочинения. СПб.: Наука, 1996, 510 с.

96. Победоносцев К.П. Новая демократия//Сочинения. СПб.: Наука, 1996, 510 с.

97. Победоносцев К.П. Плоды демократии в начальной школе//Сочинения. СПб.: Наука, 1996, 510 с.

98. Победоносцев К.П. Церковь и государство//Сочинения. СПб.: Наука, 1996, 510 с.

99. Поляков А.В. Политико-правовое учение Чичерина//Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998, 555 с.

100. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998, 353 с.

101. Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. М.: Ладомир, 1999, 440 с.

102. Прудон П.Ж. Что такое собственность? М.: Республика, 1998, 368 с.

103. Пухта Г.Ф. Из работы «Энциклопедия права»//История философии права. СПб.: Юридический институт, 1998, 640 с.

104. Раков В.М. Россия и Запад: традиция, традиционализм, консерва-тизм//Исторические метаморфозы консерватизма. Пермь,: Изд-во Пермского университета, 1998.

105. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск,: Изд-во Новосибирского университета, 1997, 816 с.

106. Российское законодательство X — XX веков. Т.9. М.: Юридическая литература, 1994, 352 с.

107. Русский консерватизм XIX века. Идеология и практика. М.: Прогресс-Традиция, 1999, 440 с.

108. Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М.: РОС-СПЭН, 1999, 567 с.

109. Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб.: Алетейя, 1997, 368 с.

110. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М.: Канон Пресс, 1998, 416 с.

111. Руткевич A.M. Что такое консерватизм? М.-СПб.: Университетская книга, 1999, 224 с.

112. Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997, 500 с.

113. Свт. Филарет Московский (Дроздов). Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподцанных/ТРусская идеология. М.: Лъствица, 2000, 430 с.

114. Семенов В. А. Особенности формирования и политической судьбы российского консерватизма и либерализма//Исследования по консерватизму. Вып.З. Пермь,: Изд-во Пермского университета, 1996.

115. Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской Империи 1906 -1917 гг. М.: Книга и бизнес, 1998, 624 с.

116. Соловьев B.C. Кризис западной философии (против позитиви-стов)//Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1988.

117. Соловьев B.C. Оправдание добра//Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1988.

118. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд. 10-е. М.: Партиздат, 1935, 655 с.

119. Струве П.Б. Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997, 464 с.

120. Струве П.Б. Франк С.Л. Очерки философии культуры//Полярная Звезда. 1905. № 3.

121. Сухорукое В.В. Социально-философские взгляды С.Л.Франка (критический анализ). Автореф. канд. дисс. наук. М., 1988, 20 с.

122. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Т. 1-2. М.: Наука, 1994.

123. ТарновскийЕ. Четыре свободы. СПб.: Макет, 1995, 192 с.

124. Тихомиров Л.А. Апология веры и монархии. М.: Москва, 1999, 480 с.

125. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб.: Комплект, 1992, 680 с.

126. Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1992, 528 с.

127. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993, 431 с.

128. Токвиль А. де. Старый порядок и революция. М.: Московский философский фонд, 1997, 252 с.

129. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб.: Юридический институт 1998, 183 с.

130. Устрялов Н.В. Итальянский фашизм. М.: Вузовская книга, 1999, 192 с.

131. Фаге Э. Либерализм/Ю свободе. Антология мировой либеральной мысли (1-я половина XX века). М.: Наука, 2000, 696 с.

132. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.1-2. СПб.: София, 1991.

133. Франк С.Л. Государство и личность//Новый путь. 1904. № 1.

134. Франк С.Л. Непостижимое//Сочинения. М.: Правда, 1990, 607 с.

135. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992, 511 с.

136. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995, 655 с.

137. Франк С.Л. Проблема власти/Вопросы жизни. 1905. № 3.

138. Франк С.Л. Проект декларации прав//Полярная Звезда. 1906. № 4.

139. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996, 738 с.

140. Франк С.Л. Свет во тьме. Париж,: ИМКА Пресс, 1949, 480 с.

141. Франк С.Л. Политика и идеи//Сочинения. М.: Правда, 1990, 607 с.

142. Франк С.Л. Философские предпосылки деспотизма/Юпыт русского либерализма. М.: Канон, 1997, 480 с.

143. Франк С.Л. Этика нигилизма//Вехи. Интеллигенция в России. М.: Молодая гвардия, 1991, 462 с.

144. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991, 456 с.

145. Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии. М.: Ad Marginem, 1998, 639 с.

146. Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия. М.: Москва, 1998, 432 с.

147. Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб.: СПбГУ, 1998, 555 с.

148. Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма/Юпыт русского либерализма. М.: Канон, 1997, 480 с.

149. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М.: РОС-СПЭН, 1996, 280 с.

150. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1-2. М.: Мысль, 1993-1998.

151. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков,: Основа, 1994, 560 с.

152. Штраус JI. Введение в политическую философию. М.: Логос, 2000, 364с.

153. Эйзенпггадт Ш. Революция и преобразование обществ. М.: Аспект -Пресс, 1999, 416 с.

154. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Партиздат, 1932, 215 с.

155. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991, 527 с.

156. Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. СПб.: Алетейя, 1999, 252 с.

2015 © LawTheses.com