Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия религиозному экстремизмутекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.08 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Жээнбеков, Эмил Таштанович, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В КЫРГЫЗ

§1. Понятие, признаки, социально-правовые особенности религиозного

§2. Уголовно-правовая характеристика отдельных составов преступлений, связанных с религиозным экстремизмом (по УК РФ и УК КР).

§3. Криминологическая характеристика религиозного экстремизма.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ И ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ.

§1. Организационно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму.

§2. Особенности уголовно-правовых мер воздействия на преступления, связанные с религиозным экстремизмом.

§3. Особенности предупредительных мер противодействия религиозному экстремизму.

СКОЙ РЕСПУБЛИКЕ экстремизма и формы его проявления

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия религиозному экстремизму"

Актуальность исследования. За пятнадцать лет независимости Кыргызская Республика доказала свою приверженность демократическим принципам развития. Однако преобразования, происходящие в нашем обществе, осложняются явлениями, которые представляют серьезную опасность для стабильности и безопасности Республики. Прежде всего, это распространение и активизация экстремизма как одной из форм радикального отрицания существующих общественных норм и правил.

Феномен экстремизма привлекает внимание политологов, социологов, психологов, он стал объектом изучения юридических наук, прежде всего криминологии и уголовного права. Поскольку экстремизм все более отчетливо проявляется противоправными деяниями, он представляет особую опасность для личности, ведет к попранию прав и свобод человека, дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость государства.

Анализ правоприменительной практики Кыргызской Республики показывает, что экстремизм проникает в различные сферы жизни кыргызского общества. Весьма активно произрастая на религиозной почве, он приобретает все более широкие масштабы.

Одновременно подчеркиваем, что религиозный экстремизм не может отождествляться с религией вообще. Поэтому предметом познавательного интереса в данном исследовании выступает не собственно религия, а лишь те ее радикальные и превращенные формы, которые ради достижения поставленных их инициаторами целей трансформируют религию в идеологический инструмент, оправдывающий любые средства, включая и насильственные.

Международные религиозно-экстремистские организации, отдельные проповедники проводят активную деятельность среди населения стран Центральной Азии, в частности Кыргызстана. Строгая приверженность к радикальным интерпретациям какой-либо религии, как правило, порождает религиозную нетерпимость к другим вероисповеданиям, что приводит к возбуждению религиозной розни.

Особо выделяются проявления религиозного экстремизма внутри одной конфессии, между различными ее течениями, которые, обвиняя друг друга в неверии, вероотступничестве, пропагандируют исключительность, превосходство одной религиозной группы либо, наоборот, неполноценность другой.

Религиозный экстремизм наносит ущерб суверенитету Республики, ее безопасности и общественному порядку. Более того, экстремисты часто используют религию с намерением дестабилизировать либо свергнуть конституционный строй. Здесь налицо политический характер религиозного экстремизма, который заключается в захвате государственной власти и перестройке всей общественной структуры в соответствии с религиозными канонами. В достижении своих целей приверженцы религиозного экстремизма используют, как правило, все крайние меры, нередко связанные с преступными действиями, в частности с террористическими актами.

Исследование проблем религиозного экстремизма особенно значимо у нас не только в силу существующей ситуации, но еще и потому, что Кыргызская Республика существенно отстает в этой сфере от других стран, где последние годы ведется целенаправленное и разноаспектное изучение данного феномена, разработан ряд теоретических и практических рекомендаций, которые в немалой степени облегчили противодействие религиозному экстремизму в этих государствах.

Несмотря на очевидную опасность религиозного экстремизма, проблема его проникновения на территорию Кыргызской Республики и распространения по ней явно недооценивается. Прослеживается неадекватное реагирование государственных, в частности правоохранительных, органов Кыргызской Республики на экстремистскую деятельность различных религиозных объединений, групп, отдельных деятелей. В свою очередь, неэффективность и безрезуль-тативность предпринимаемых мер противодействия религиозному экстремизму, на наш взгляд, объясняются прежде всего недостаточной изученностью данной проблемы.

Необходимо сформулировать социально-правовую характеристику религиозного экстремизма, определить его содержание и формы проявления, установить значимые признаки его разносторонних связей с преступностью, без познания которых невозможна научно обоснованная организация противодействия этому социально-негативному явлению, представляющему большую общественную опасность. Важно выявить источники религиозно-экстремисткой идеологии, различных форм ее проявления и причины, способствующие ее проникновению и активизации на территории Кыргызской Республики.

Актуальность данного исследования заключается еще и в том, что развитие религиозного экстремизма подчиняется определенным закономерностям, которые требуют специального изучения, привлечения специалистов различных отраслей знания. Следует отметить, что в научной разработке мер противодействия проявлениям религиозного экстремизма недостаточную активность проявляют криминологи, специалисты уголовного права, тем более, когда религиозный экстремизм имеет криминальное содержание. В российской криминологии интерес к проблеме экстремизма вообще и его разновидностям в частности возник лишь в конце 90-х гг. XX в. А в Кыргызстане соответствующие исследования не осуществлялись и, следовательно, основы криминологии и уголовной политики в противодействии проявлениям экстремизма не разрабатывались.

На нынешнем этапе становления Республики недостаточно разработан правовой, включая уголовно-правовой, инструментарий, необходимый для борьбы с экстремистской деятельностью не только отдельных лиц, но и общественно опасных религиозных объединений. Следовательно, это является одной из причин неблагоприятной ситуации правоприменительной практики Кыргызской Республики в сфере борьбы с религиозным экстремизмом.

Проведение научных изысканий в данном направлении необходимо также для усиления профилактической практики в отношении религиозного экстремизма. Разработка и применение профилактических мер представляются важными именно сейчас, когда некоторые экстремистски настроенные группы еще не реализовали свои радикальные устремления, но в их идеологии уже заложены принципы нетерпимости к представителям других религий, течений, а также содержатся прямые призывы к изменению конституционного строя Кыргызской Республики.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость проблемы религиозного экстремизма и недостаточная разработанность мер противодействия ему определили актуальность диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Некоторые аспекты экстремизма, его разновидности нашли отражение в трудах исследователей различных стран. Однако большинство работ, касающихся рассматриваемой проблемы, было опубликовано в виде журнальных и газетных статей, в которых авторы высказывают свою точку зрения по отдельным вопросам.

Весьма ценными, на наш взгляд, являются работы религиоведов, политологов, правоведов, социологов, философов, в которых раскрыта проблема сущности и содержания экстремизма, включая религиозного. Среди них труды В.Н. Арестова, В.О. Бобровникова, Г. Джемаля, Н.В. Жданова, А.А. Игнатен-ко, А.В. Кудрявцева, А.В. Малашенко, Б.К. Мартыненко, С. Оганесяна, J1.P. Полонской, В. Пономарева, Н.А. Романова, JT.P. Сюкияйнена, М.П. Телякаво-ва, И.Н. Яблокова и других. Работы перечисленных ученых, безусловно, следует использовать при комплексном изучении данного явления, но они не содержат уголовно-правового и криминологического анализа исследуемой категории.

Тем не менее исследованием уголовно-правовых и криминологических вопросов рассматриваемой проблемы, в частности связи экстремизма с преступностью, характеристики преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, изучением личности экстремиста и др., занимались такие ученые, как Ю.И. Авдеев, А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, Л.Д. Башкатов, Т.А. Бажан, К.К. Демиров, С.В. Дьяков, Л.Д. Залиханова, М.П. Киреев, Н.В. Кривельская, С.М. Кочои, Е.В. Кунц, В.В. Пилявец, У.Т. Сайгитов, О.В. Старков, Н.В. Степанов, В.Н. Фадеев, М.С. Фокин, С.Н. Фридинский и другие. Изучению уголовно-правовых и криминологических проблем криминального религиозного экстремизма посвящены работы В.А. Бурковской.

В работах вышеперечисленных авторов также были высказаны мнения по совершенствованию мер противодействия экстремистской деятельности, в том числе уголовно-правового и профилактического характера.

Определенный вклад в исследование политических, социальных и религиоведческих проблем религиозного экстремизма, исламского радикализма и фундаментализма на региональном уровне внесли ученые Центральной Азии и в частности Кыргызстана. Среди них можно назвать труды М.С. Ашимбае-ва, Б. Бабаджанова, У. Ботобекова, С. Жусупова, О. Молдалиева, К. Мухабба-това, Н.М. Омарова, А. Князева, Ш. Рискулова1 и других.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, порождающие и способствующие распространению религиозного экстремизма в Кыргызстане.

Предметом исследования является совокупность уголовно-правовых и криминологических мер противодействия религиозному экстремизму в Кыргызской Республике и иные средства противодействия правового и профилактического характера.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования за

1 См., например: Ашимбаев М.С. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии. Алматы: Дайк-Пресс, 2001. 213с; Бабаджанов Б. О деятельности "Хизб ут-Тахрир" в Узбекистане. // Ислам в постсоветском пространстве. - М.: Арт Бизнес-Центр, 2001 С. 158-169; Жусупов С. Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии. Сб. материалов межд. конф. / Алматы: КИСИ и Фонд им. Фридриха Эберта, 2001. 104с; Молда-лиев О.А. Исламизм и международный терроризм: угроза ислама или угроза исламу? - Бишкек: Издательство Фонд им. Фридриха Эберта, 2004. 200с; Му-хаббатов К.М. Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации "Хизб-ут-Тахрир" и ее реакционная сущность (по материалам Таджикистана): Дисс. .канд. полит, наук. - Душанбе. 2004. Омаров Н. Международный терроризм, транснациональная организованная преступность - угроза государственной безопасности: Центральная Азия после 11 сентября 2001 года. - Бишкек: Центр ОБСЕ в Бишкеке, 2001. 80с; Князев А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии после 11 сентября 2001 года. - Душанбе: Дониш, 2004. 639с. ключается в выявлении сущности, форм проявления, признаков религиозного экстремизма, его особенностей в Кыргызской Республике и разработка эффективных мер противодействия религиозному экстремизму.

Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи:

- сформулировать определение религиозного экстремизма, выявить его признаки и формы проявления, а также особенности его проявлений на территории Кыргызстана;

- составить перечень преступлений, связанных с религиозным экстремизмом, и дать уголовно-правовую характеристику отдельных составов преступлений по УК КР с часто встречающимися проявлениями религиозного экстремизма;

- провести криминологический анализ современного состояния религиозного экстремизма в Кыргызской Республике;

- показать организационно-правовые основы противодействия религиозному экстремизму;

- разработать предложения, направленные на дальнейшее совершенствование уголовного законодательства Кыргызской Республики по противодействию преступлениям, связанным с религиозным экстремизмом;

- разработать профилактические меры противодействия религиозному экстремизму.

Методологическую основу исследования составляют диалектический метод, основанный на сочетании как общенаучных, так и частно научных методов, используемых в социально-правовых исследованиях, а также на взаимосвязи теории и практики. Кроме того, использовались социологические, правовые и криминологические методы исследования, в частности сбор и анализ уголовной и иной статистики, анкетирования, приемы изучения материалов уголовных дел.

Теоретической основой исследования стали труды видных ученых по уголовному праву и криминологии, уголовной политике: Г.А. Аванесова, А.И.

Алексеева, М.М. Бабаева, Г.Ф. Байрак, СБ. Бородина, Л.Д. Гаухмана, Г.М. Ге-воргяна, А.И. Гурова, А.И. Долговой, С.В. Дьякова, С.М. Иншакова, И.И. Кар-пец, М.П. Киреева, B.C. Комиссарова, А. Коробеева, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева, А.А. Магомедова, В.В. Мальцева, Г.М. Миньковского, С.Н. Миронова, А.В. Наумова, П.Г. Пономарева, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревина, В.Ю. Тихонравова, В.А. Тишкова, В.Е. Эминова, В.Б. Ястребова и др.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные о состоянии преступности МВД Кыргызской Республики за 1999-2004 гг., анализ материалов 65 уголовных дел, возбужденных по ст. 297, 299 УК КР, результаты экспертного опроса 82 практических работников правоохранительных органов, 49 сторонников религиозной экстремисткой организации "Хизб ут-Тахрир". Осуществлен контент-анализ периодической печати в Кыргызстане, в которых освещались проблемы религиозного экстремизма и его различные проявления.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором предпринята попытка комплексного исследования криминологических и уголовно-правовых аспектов противодействия религиозному экстремизму на территории Кыргызской Республики. В исследовании раскрывается содержание религиозного экстремизма и выявлены основные его признаки. Основываясь на результатах анализа различных его проявлений, определены и сформулированы уголовно-правовые и криминологические признаки преступлений, связанных с религиозным экстремизмом. Оценена степень эффективности мер уголовно-правового, предупредительного характера противодействия религиозному экстремизму в условиях Кыргызстана и выработаны предложения по их совершенствованию. А также разработаны предложения правоохранительным органам по оптимизации предупредительных и профилактических мер противодействия.

Кроме того, на основе сравнительного анализа международного права и национального законодательства проведена исследовательская работа по систематизации правовых мер противодействия проявлениям религиозного экстремизма, рассмотрены практические возможности повышения эффективности их применения.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Авторское определение понятий:

- "религиозный экстремизм" как деятельности религиозных объединений либо иных организаций или отдельных лиц, характеризующейся приверженностью крайним формам толкования вероучений, отрицающие другие нормы и правила, принятые в обществе, включая противоправные, и распространение своих взглядов и влияний радикальными, нередко противоправными методами для реализации поставленных целей.

- "преступления, связанные с религиозным экстремизмом" - виновные, противоправные, общественно опасные деяния, которые посягают на общественные отношения, охраняемые уголовным законом Кыргызской Республики: конституционные права и свободы граждан; свободу совести и вероисповедания граждан; равенство граждан вне зависимости от их конфессиональной принадлежности; психическое и физическое здоровье населения; общественную нравственность; общественную безопасность и общественный порядок; конституционный строй Кыргызской Республики; безопасность государства.

2. Основные признаки религиозного экстремизма, в том числе:

- наличие крайностей в религиозных взглядах и действиях его приверженцев; - толкование религиозных источников, поощряющих или оправдывающих радикальные способы, методы, имеющие разрушительный характер, в процессе реализации религиозных и религиозно-экстремистских идей; - отрицание иных религиозных идей или иной системы религиозных взглядов, которые являются идеологическим обоснованием однозначных способов и методов разрешения религиозных отношений; - использование специфического агитационно-пропагандистского воздействия, использующее авторитет религиозных деятелей с целью привлечение более широких масс на свою сторону2.

3. Основные типичные признаки преступности религиозно-экстремистского характера, в частности:

- рост совершения преступлений религиозно-экстремистского характера на территории Кыргызской Республики, прежде всего: возбуждение религиозной вражды (за 1999 - 2004 гг. возрос в 8 раз); публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя за три года (2002-2004 гг.) по сравнению с предыдущим периодом (1999-2001 гг.) возрос почти в 2,3 раза;

- причины высокого уровня латентности преступлений, совершаемых религиозными экстремистами, обусловлены: нерегистрированием множества преступных фактов данной категории, необращением граждан в правоохранительные органы, низким уровнем оперативно-розыскной деятельности, неподготовленностью сотрудников правоохранительных органов, сложностью вопросов, связанных с квалификацией действий религиозно-экстремистского характера;

- зависимость масштабов распространенности религиозно-экстремистских взглядов и преступлений религиозно-экстремистской направленности от масштабности (распространенности) организаций, активности их деятельности, количества вовлеченных в эту деятельность лиц.

4. Факторы обуславливающие распространение религиозного экстремизма на территории Кыргызской Республики: - устойчивые кризисные явления в экономической, социальной и политической сфере; - деформация политических структур; -слабая деятельность традиционных религиозных организаций; - недостаточное внимание к данной проблеме правоохранительных и других государственных органов; - бесконтрольная экспансия религиозно-экстремистской идеологии, -несовершенство законодательства Кыргызской Республики.

5. Правовую основу борьбы с религиозным экстремизмом в Кыргызской

2 Данный признак более свойствен деятельности религиозно-экстремистских движений, связанных с исламским фундаментализмом, развивающихся ныне на территории стран Центральной Азии.

Республике составляют Конституция Кыргызской Республики, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Кыргызской Республики, указы и распоряжения Президента Кыргызской Республики, уголовное законодательство Кыргызской Республики, другие законы, постановления и распоряжения Правительства Кыргызской Республики, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти.

6. Авторская модель системы уголовно-правового воздействия на преступные проявления религиозного экстремизма включающая3: - предупреждение преступлений религиозно-экстремистского характера; - пресечение преступных проявлений религиозного экстремизма; - реализацию ответственности лиц, совершивших преступления религиозно-экстремистского характера.

7. В целях совершенствования уголовно-правовых мер противодействия преступным проявлениям религиозного экстремизма предлагается внести следующие изменения и дополнения в уголовное законодательство Кыргызской Республики:

- в целях стимулирования деятельного раскаяния отдельных лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 297, 299 УК КР, дополнить названные составы примечанием, предусматривающим основания освобождения от уголовной ответственности лица впервые совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящей статьи.

- дополнить ч. 2 ст. 297 и ст. 299 УК КР квалифицирующим признаком - "совершение преступления неоднократно".

- в целях пресечения преступной деятельности сторонников экстремистских организаций на более ранних этапах и предупреждения совершения более тяжких преступлений целесообразно криминализировать деяния, связанные с изготовлением и хранением литературы и других материалов экстреми

За основу была взята система мер, предложенная проф. П.Ф. Гришаниным. См.: Гришанин П.Ф. Система мер уголовно-правового воздействия органов внутренних дел на преступность // Особенности развития уголовной политики в современных условиях. - М.: Академия МВД России, 1996. С. 12-15. стского характера.

8. Комплекс мер по профилактике религиозного экстремизма и преступлений, связанных с религиозным экстремизмом, в том числе профилактические меры общесоциального характера (устойчивое развитие, формирование и преодоление кризисных явлений экономики, социальной, духовно-нравственной, культурной, воспитательной и других сфер жизни общества и. т. д.);

- специальные меры (предусмотрены меры по совершенствованию нормативно-правовой базы предупреждения деяний связанных с религиозным экстремизмом, организационных основ правоохранительной деятельности, функции правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозно-экстремистской направленности).

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в возможности и целесообразности использования его результатов для дальнейшего изучения проблемы религиозного экстремизма, разработки уголовно-правовых и криминологических мер противодействия религиозному экстремизму в Кыргызстане, для внесения коррективов в действующее законодательство Республики.

Приведенная в диссертации информация представляет интерес для заинтересованных организаций, специалистов, исследователей и работников правоохранительных органов в качестве реальных представлений о религиозном экстремизме в современных условиях. Она может способствовать выявлению направлений и тактических приемов в борьбе с экстремизмом на религиозной основе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его комплексным характером, многообразием использованных методик, а также системным подходом и репрезентативностью эмпирического материала. При проведении исследования автор использовал личный опыт работы в оперативных и следственных подразделениях МВД КР.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, получили апробацию в

6 публикациях автора общим объемом 2,3 п. л. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность УВД г. Ош, Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики, а также в учебный процесс и научно-преподавательскую работу Академии МВД Кыргызской Республики, Ошского государственного Университета при преподавании курсов: "Уголовное право", "Уголовный процесс" и "Криминология".

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа каждая), заключения, списка использованной литературы, состоящего из 197 наименований, и приложений.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право", Жээнбеков, Эмил Таштанович, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало значительную общественную опасность религиозного экстремизма, его растущей разрушительной силе на современном этапе развития Кыргызской Республики. В Кыргызстане, среди многообразных проявлений религиозно-экстремистской деятельности, наиболее распространенными являются такие его формы, которые представляют угрозу жизни, здоровью, конституционным правам и свободам человека. К ним относятся возбуждение религиозной вражды и нетерпимости, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии публичные призывы к насильственному захвату власти или изменению конституционного строя.

Религиозный экстремизм имеет свои признаки, которые отличают его от других многочисленных разновидностей экстремистской деятельности. В качестве обязательных признаков религиозного экстремизма можно назвать наличие религиозно-экстремистской идеологии, определенных взглядов, способов и методов реализации экстремистской идеи.

Проведенный анализ доказывает связь религиозного экстремизма с различными негативными явлениями общественной жизни. Религиозный экстремизм способствует не только к разжиганию религиозной розни, террористическим актам, но и незаконному обороту оружия и наркотиков, а также весьма активно срастается с организованной преступностью

Анализ правоприменительной практики и событии, происходящих в нашей стране показал, что религиозный экстремизм на территории Кыргызской Республики наиболее часто проявляется также в виде деятельности, имеющей целью подрыв светского общественно-политического строя, утверждение власти представителей одной конфессии на территории всей страны или ее части. Активизируются религиозно-экстремистские формирования, цель которых -нарушение территориальной целостности государства или ниспровержение конституционного строя, которые в качестве государственной идеологии стремятся навязать определенное религиозное учение.

Таким образом, уголовно-правовой оценке подлежат проявления религиозного экстремизма, выражаемые вовне в виде деяний (их объективных и субъективных признаков), посягающих на различные общественные отношения, блага и ценности, охраняемые уголовным законом Кыргызской Республики: конституционные права и свободы граждан; частную жизнь человека; свободу совести и вероисповедания граждан; равенство граждан не зависимо от их конфессиональной принадлежности; психическое и физическое здоровье населения; общественную нравственность; общественную безопасность и общественный порядок; конституционный строй Кыргызской Республики; мир и мирное сосуществование государств.

В результате проведенного исследования представляется возможным выделить четыре основных параметра, по которым религиозный экстремизм поддается криминологическому анализу в целом, и в частности его преступные проявления. К ним относятся: состояние и динамика преступлений связанных с религиозным экстремизмом, географическое распределение, причины и условия распространения религиозного экстремизма, личность религиозного экстремиста, в частности совершившего преступление экстремистского характера.

Криминологическая характеристика религиозно-экстремистских преступлений и лиц, совершивших эти деликты, качественно отличается от характеристики так называемой общеуголовной преступности. Однако если состояние преступности и других правонарушений можно более точно анализировать по официальной статистике, то получить адекватное представление о проявлениях религиозного экстремизма без изменения существующей системы учета невозможно. Отсутствуют также статистические данные о демографической характеристике лиц, совершивших преступления данной категории. В связи с этим полагаем, что в формы статистики должны быть введены необходимые признаки для всесторонней оценки указанных лиц.

Тем не менее, подводя определенные итоги криминологического анализа религиозного экстремизма, можно сделать следующие выводы:

- количество зарегистрированных преступлений, связанных с религиозным экстремизмом, и лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в Кыргызской Республике постоянно растет по сравнению с предыдущим периодом. Изучение динамики преступлений в этой сфере дает возможность прогнозировать рост преступных проявлений религиозного экстремизма на территории Кыргызстана;

- территориальная распространенность религиозного экстремизма отображает различия во влиянии религиозно-экстремистских группировок в различных регионах Кыргызской Республики. Религиозный экстремизм, связанный с исламским радикализмом и фундаментализмом, сконцентрирован в основном в южных регионах, но и на севере развивается деятельность деструктивно-тоталитарных сект протестантского толка;

- религиозный экстремизм в Кыргызской Республике детерминируется устойчивыми кризисными явлениями в экономической, социальной и политической сфере, бесконтрольной экспансией религиозно-экстремистской идеологии. Не уделяется достаточное внимание повышению культурно-воспитательного, образовательного уровня населения. Это обусловлено слабой деятельностью традиционных религиозных организаций, правоохранительных и других государственных органов;

- анализ личностных качеств сторонников религиозного экстремизма и лиц, совершивших преступления религиозно-экстремистского характера, показывает, что среди них лидируют мужчины. Однако доля женщин в экстремистской деятельности постоянно увеличивается. Рост религиозного экстремизма в молодежной среде объясняется, кроме их возрастных и социально-психологических качеств, другими факторами - слабостью государственной молодежной политики, противоречиями и идеологическим вакуумом, возникающим в переходном периоде, и т.д.

Основой стратегии противодействия религиозному экстремизму и связанным с ним преступлениям является оптимальное сочетание правовых, в частности уголовно-правовых и криминологических, мер, а также (особенно) мер общесоциального и специально-предупредительного характера. В настоящее время данная проблема не может быть решена путем использования какого-либо одного вида названных мер.

Правовую основу борьбы с религиозным экстремизмом в Кыргызской Республике составляют Конституция Кыргызской Республики, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Кыргызской Республики, уголовное законодательство Кыргызской Республики, другие законы, указы и распоряжения Президента Кыргызской Республики, постановления и распоряжения Правительства Кыргызской Республики, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти.

Несмотря на отсутствие четкой и детально разработанной тактики и методики правоприменительной деятельности против экстремистских проявлений и пока еще несовершенную законодательную базу Кыргызской Республики, в решении данной проблемы наметились позитивные изменения. Самым существенным в связи с этим является принятие Закона Кыргызской Республики "О противодействии экстремистской деятельности". Однако правовые меры противодействия могут привести желаемому эффекту лишь при условии формирования, постоянного совершенствования соответствующей правовой системы.

В результате оценки возможных перспектив и проблем реализации законодательства Кыргызской Республики в противодействии религиозному экстремизму представляется целесообразным:

- принять соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты Кыргызской Республики;

- выявлять на основе анализа правоприменительной практики социально-культурные и политические проблемы, требующие внесения коррективов в действующее законодательство, а также принятия и изменения подзаконных актов, направленных на противодействие религиозному экстремизму;

- рекомендовать использование по возможности зарубежного опыта противодействия религиозному экстремизму (на основе предметного анализа законодательства зарубежных стран), в первую очередь опыта стран СНГ.

Доминирующая роль уголовно-правового воздействия на преступные проявления религиозного экстремизма в Кыргызстане на нынешнем этапе обусловливает потребность в научно обоснованной системе уголовно-правовых мер. Законодателю необходимо приложить свои усилия по совершенствованию уголовного законодательства, сориентированного на повышение эффективности борьбы с сугубо криминальными проявлениями экстремизма на религиозной почве.

Уголовно-правовые меры борьбы правоохранительных органов с религиозным экстремизмом ввиду их взаимозависимости необходимо рассматривать комплексно, так как решение задач борьбы с религиозным экстремизмом отдельно взятой группы мер невозможно без применения другой группы мер, а также активности и качества исполнения применяемых мер. Комплексный характер и взаимозависимость указанных уголовно-правовых мер определяют целенаправленность деятельности правоохранительных органов в борьбе с религиозным экстремизмом.

Ввиду сложности и непрерывно меняющихся способов совершения преступлений, связанных с религиозным экстремизмом, уголовно-правовые меры противодействия им нуждаются в совершенствовании. Поэтому представляется целесообразным дальнейшее исследование уголовно-правовых средств, направленные на повышения их эффективности, с использованием зарубежного опыта. На наш взгляд, наиболее уязвимые проблемы в данной сфере, на которые правоприменитель должен обратить внимание, таковы:

- правильная квалификация преступлений религиозно-экстремистского характера, которое в последующем способствующей правильной индивидуализации наказания виновных лиц, соответствует целям общей и частной превенции;

- полное, всестороннее расследование в целях раскрытия глубинной сущности совершенного религиозно-экстремистского преступления;

- использование специальных познаний, особенно в области психологии, лингвистики и религиоведения и т.п.

Таким образом, противодействие религиозному экстремизму требует системного подхода, предполагающего согласование и взаимодополнение разноплановых усилий, предпринимаемых различными субъектами социальной практики для достижения единых целей. При этом приоритетное значение должны получить меры профилактического характера, направленные на своевременное выявление причин и условий самого экстремизма и связанных с ним преступлений, нейтрализацию, блокирование, а там, где возможно, и устранение способствующих им обстоятельств.

С учетом способности религиозного экстремизма к социальной мимикрии следует констатировать определенную недооценку опасности этого социально- негативного явления и его криминогенной роли, которая в ближайшее время (с большой долей вероятности) может возрасти на территории Центральной Азии, включая Кыргызскую Республику.

Важно сформировать в общественном сознании представления, которые адекватно отражают соответствующие социально-правовые реалии, и на этой основе обеспечить осуществление эффективных профилактических мер противодействия как религиозному экстремизму, так и связанным с ним преступлениям. В качестве стоящих перед государством основных задач, по профилактике религиозного экстремизма, в целях укрепления и сохранения конституционного строя Кыргызской Республики, социальной стабильности и межконфессионального благополучия и мира, можно назвать:

- постепенное устранение причин и условий, способствующих возникновению и активизации религиозного экстремизма в республике;

- преждевременный запрет деятельности религиозных организаций, представляющих угрозу конституционному строю и безопасности Кыргызской Республики;

- противодействие вовлечению граждан Кыргызской Республики в религиозно-экстремистские группы, организации;

- противодействие распространению информации и литературы, направленной на разжигание межконфессиональных конфликтов, на унижение достоинства представителей других вероучений;

- создание толерантности и мира между конфессиональными группами;

- снижение социальных разногласий в обществе, а также повышение межрелигиозного взаимопонимания;

- выработка рекомендаций по совершенствованию координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в профилактике религиозного экстремизма, совершенствованию форм и механизмов взаимодействия их с общественными и религиозными объединениями в данной сфере;

- стабилизация политической обстановки в Кыргызской Республике, создание атмосферы общественного согласия, недопущение острых политических конфликтов с использованием насилия между оппозиционными политическими партиями и движениями, а также между последними и органами государственной власти.

Завершая работу, следует отметить, что она не претендует на всеобъемлющее освещение такой многогранной и сложной проблемы, как религиозный экстремизм, представляющий угрозу в первую очередь, национальной безопасности Кыргызской Республики. Проведенное нами исследование представляет собой лишь один из этапов на пути научной разработки комплекса важных для интересов внутренней и внешней безопасности республики проблем. Данная диссертация создает основу для их всестороннего раскрытия в дальнейшем.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия религиозному экстремизму»

1. Официальные документы и нормативно-правовые акты

2. Всеобщая декларация прав и свобод человека от 10.12.1948 г. // Международный акт о правах человека: Сб. документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева М.: Норма, 2000.

3. Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 04.06.1999 г. // Участие ОВД и ВВ МВД РФ в международном сотрудничестве: Сб. документов. Вып.З. М., 2000. С. 142-151.

4. Договор об учреждении Организации "Центрально-Азиатское сотрудничество" от 28.02.2002 г. // Эркин Too. 2005. 26 апр.

5. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999 г. // Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: сборник документов. В 3-х т. / Отв. ред. В.А. Васильев; сост. Т.Н. Мос-калькова, В. В. Черников. - М., 2001.

6. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.1996 г. // Права человека: Сб. международных документов. М., 1998.

7. Программа борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на 2003-2004 годы. Утв. решением Совета глав государств СНГ от 21.06. 2000 г.

8. Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сб. документов / Сост. B.C. Овчинский. М.:ИНФРА-М, 2004.480с.

9. Ташкентское заявление от 28.12.2001 г. Встреча глав государств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.

10. Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 07. 10. 2002 г. // Бюллетень международных документов. 2004. № 3-4. С. 3-9.

11. Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества 07.06.2002 г. // Московский журнал международного права. 2003. №1. С. 272-284.

12. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15. 06.2001 г. // СЗ. РФ 2003. № 4. ст. 3947.

13. Конституция Кыргызской Республики от 5 мая 1993 г. Бишкек: Илим, 1995. 62с.

14. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. -М.: Юристь, 2000.

15. Модельный уголовный кодекс СНГ от 17.02.1996 г. -М., 1996.

16. Уголовный кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 1996. №25. Ст.2954.

17. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 24. 06. 1999 г. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. 336с.

18. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 г. №167 -СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.464с.

19. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21.05.1998 г. №574 -СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.408с.

20. Уголовный кодекс Республики Узбекистан / С изм. и доп. на 15.07. 2001 г. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.338с.

21. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики. Бишкек: Шам, 1999.

22. Гражданский кодекс Кыргызской Республики от 8 мая 1996 г. № 16.

23. О противодействии экстремистской деятельности: Закон КР от 17.08. 2005 г. №150 // Эркин-Тоо. 2005. 19 авг.

24. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон " от 25.07. 2002 г. №114-ФЗ // Российская газета (РГ). 2002. 30 июля.

25. О противодействии экстремизму: Закон Республики Казахстан №31-III ЗРК. Подписан президентом Республики Казахстан 18.02.2005 г.

26. О противодействии экстремистской деятельности: Закон Республики Малдова от 21.02.2003 г. № 54-XV.290 борьбе с экстремизмом: Закон Республики Таджикистан от 08.12.2003 г. №69.

27. О противодействии политическому и религиозному экстремизму: Закон Республики Карачаево-Черкесии № б РЗ от 04. 05.2000 г.

28. О борьбе с терроризмом: Закон Кыргызской Республики от 21.10 октября 1999 года за № 116. // Эркин-Тоо. 1999.29 окт.

29. О борьбе с терроризмом: Федеральный закон № 31-Ф3 от 1998 г. // СЗ РФ. 2000. №33. Ст. 3348.360 противодействии терроризму: Федеральный закон №35-Ф3 от 06.03.2006 г. // СЗ РФ. 2006. №11. Ст. 1146.

30. О свободе совести и о религиозных организациях: Федеральный закон от 26. 09.1997 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

31. О средствах массовой информации: Закон КР от 02.07.1992 г. № 939-XII // Свободные горы. 1992.4 авг.

32. Об образовании: Закон КР от 30.04.2003 г. № 92 // Эркин Too. 2003. 13мая.410 политических партиях: Закон КР №50 от 12.06.1999 г. // Ведомости Жогорку Кенеша 1999. № 50. Ст. 42.

33. Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики от 13.07.2001 г. УП №221. -Бишкек: ИПЦ "Токтом" 2005.

34. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // СЗ РФ. 2000. №2. Ст. 170.

35. Концепция государственной национальной политики РФ // Российская газета. 1996.15 июня.

36. О религиозной обстановке в Кыргызской Республике и задачах органов власти по формированию государственной политики в религиозной сфере: Постановление Правительства Кыргызской Республики от 10.08.1995 г. №345.

37. О Концепции деятельности Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по делам религий по разработке и осуществлению государственной политики в сфере религий: Постановление Правительства Кыргызской Республики от 07.07.1998 г. №441

38. Об утверждении плана мероприятий по профилактике религиозного экстремизма: Постановление Правительства Кыргызской Республики от 16.02.2000 г.

39. Об утверждении Государственной программы противодействия религиозному экстремизму в Кыргызской Республике на 2004-2005 годы: Постановление Правительства Кыргызской Республики от 05 04. 2004 г. за № 226. // Эркин Too. 2004.20 апр.

40. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 20.07.2004 г. №543.

41. Постановление Совета Улемов мусульман Кыргызстана от 15.10.2002 г. №9.

42. План мероприятий по работе с религиозными экстремистскими организациями на период до конца 2001 года. Утвержденный Руководителем Администрации Президента Кыргызской Республики от 18 июня 2001 года.

43. Обращение Бишкекской и Среднеазиатской Епархии Русской Православной Церкви к Президенту КР // Православный мир. 2005. № 10.

44. Обращение Совета муфтиев России к Президенту РФ, Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ. Принято на Совещании Совета муфтиев России 02. 03. 05 г.//Мусульманский Вестник. 2005. Апр.

45. Комплексная основа развития Кыргызской Республики до 2010 года: Общенациональная стратегия от 29.05.2001 г.

46. О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания: Указ Президента Кыргызской Республики от1411.1996 г. №319 // Сб. актов Президента Кыргызской Республики. 2004. №10.

47. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.-М., 1983. С. 60.

48. О создании Управление связи с общественными формированиями МВД КР: Приказ министра внутренних дел КР от 01.09.1999 г. № 0141. Книги и монографии

49. Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм. М.: Триада, Лтд, 2005.196с.

50. Антонян Ю.М. Терроризм: Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.: Щит и М, 1998. 305с.

51. Арестов В.Н. Религиозный экстремизм (содержание, причины и формы проявления, пути преодоления). Харковь. Вища школа, 1987.148с.

52. Башкатов Л.Д., Старков О.В. Криминотеология: религиозная преступность. М.: Юрид. центр Пресс, 2004.386с.

53. Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. М.: Институт правовых и сравнительных исследований, 2005.226с.

54. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России. М.: Институт правовых и сравнительных исследований, 2005. 216с.

55. Галяшина Е.И. Лингвистика vs экстремизма. М.: Юрид. Мир, 2006. 96с.

56. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М.: Пол. лит -ра, 1989.352с.

57. Зеличенко А. История афганской наркоэкспансии 1990-х. Бишкек: Из-во КРСУ, 2003. 78с.

58. Ибрахим Джанан. Ислам о терроре и акциях террористов-смертников. -М.: ООО Издательство Новый Свет, 2004.164с.

59. Иванов В.Д. Добровольный отказ от начатой преступной деятельности. Растов-на-Дону: РВШ МВД России, 1995.

60. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М.: Наука, 1988. 205с.

61. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко и М.Б. Олкотт. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001. 320с.

62. КетлеА. Человек и развитие его способностей. СПб., 1865. С. 7-8.

63. Косиченко А.Г., Ашимбаев М.С. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии.- Алматы: Дайк-Пресс, 2002.213с.

64. Кочои С.М. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовая характеристика. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 176с.

65. Кривельская Н.В. Религиозная экспансия против России. М.: "СТ", 1998.152с.

66. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: Фонд "Благовест", 1999.272с.

67. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982. 287с.

68. Левин З.И. Фундаментализм. М.: "Крафг*-", 2003. 264с.

69. Майдыков А.Ф.,Козлов В.Б. Место и роль ОВД в предупреждении и пресечении криминальных проявлений политического экстремизма. М.: 1996.45с.

70. Массэ А. Ислам. Очерк истории / Перев. с франц Изд. 3-е. - М.: Наука, 1982.191с.

71. Махарамов Р.А. Предупреждение преступности в России и в Узбекистане. М.: Былина, 2003.78с.

72. Молдалиев О.А. Исламизм и международный терроризм: угроза ислама или угроза исламу? Бишкек: Издательство Фонд им. Фридриха Эберта, 2004. 200с.

73. Омаров Н. Международный терроризм, транснациональная организованная преступность угроза государственной безопасности: Центральная

74. Азия после 11 сентября 2001 года. Бишкек: Центр ОБСЕ в Бишкеке, 2001. 80с.

75. Осмоналиев К.М. Уголовная политика Кыргызстана: вопросы теории и практики. М.: ЗАО Фирма "Лика", 2005. 164с.

76. Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблемы исламского фундаментализма. М.: УРСС, 2001.160с.

77. Похмелкин А.В., Похмелкин В.В. Идеология и уголовная политика. М.: ИНИОН: РИБ "Турист", 1992.160с.

78. Преступления в психиатрии / Авт.- сост. Т.Б. Фадеева (Энциклопедия преступлений и катастроф). Мн.: Современный литератор, 1998. 512с.

79. Привалов КБ. Секты: досье страха. М.: Политиздат, 1987. 191с.

80. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: Бизнес-шк. "Интел-Синте",1998.267с.

81. Цепелев В. Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: уголовно-правовые, криминологические и организационно-правовые аспекты. Монография. М.: АУ МВД России, 2001.138с.

82. Шаргородский М.Д. Избранные труды / Сост. и предисловие Б.В. Вол-женкина. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 657с.

83. Учебники, учебные пособия, лекции, комментарии, справочники

84. Алексеев А. И. Криминология: Курс лекций. М.: Щит и М, 1999.323с.

85. Алексеев А. И. Криминология: Курс лекций. М.: Щит и М, 2005.340с.

86. Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения: Учеб. пособие. М.: Щит-М, 2004.368с.

87. Веремчук В.И. Социология религии: Учеб. Пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 254с.

88. Ворошилин Е.В., Кригер Г.А. Субъективная сторона преступления. М., 1987. С.31.

89. Гришанин П.Ф. Меры уголовно-правового воздействия на преступность и их реализации органами внутренних дел. Лекция. М. 1996.43с.

90. Дергачев В.А. Геополитика: Учебник. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 526с.

91. Иншаков СМ. Преступность и меры социального реагирования: Учеб. пособие по курсу "Криминология". М.: МИЭПУ, 1995.130с.

92. Кгшъмашкина Т.Н. Религиозные конфликты: Лекция М., АУ МВД России. 2003. С. 27.

93. Комментарий к Уголовному кодексу Кыргызской Республики / Т.А. Асаналиев, А.Ж. Каримбеков, К.М. Осмоналиев. Бишкек, 2002. 615с.

94. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Ю.И Скуратова и В.М. Лебедева М.: ИНФРА-М, 1997. 592с.

95. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко -М.: Спарк, 2000. 862с.

96. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог М.: Проспект, 2005. 640с.

97. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., ИНФРА М.-НОРМА, 1996. 320с.

98. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.И.Долговой М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999. 784с.

99. Криминология: Учебник / Под. ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. 678с.

100. Криминология: Учебник / Под. ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 734с

101. Криминология. Учебник. / Под ред. В.Д. Малкова М.: ЗАО Юсти-цинформ, 2004. 528с.

102. Курманов К.Ш. Уголовное право Кыргызской Республики. Общая часть. Бишкек, 1996.447с.

103. Кыргызская Республика: новые перспективы. Комплексная основа развития Кыргызской Республики до 2010 года. Бишкек, 2001. 180с.

104. Мельниченко А.Б., Радачинский С.Н. Уголовное право. Общая часть: Учебное пособие для студентов юридических факультетов и специальностей вузов. Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. -320с.

105. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Белгород, 1997.

106. Социология: Учебник / Под ред. Ю.Г. Волкова. -М.: Гардарики, 2004. 512с.

107. Статистический сборник: Кыргызстан в цифрах. Бишкек.: Национальный статистический комитет КР, 2005.322с.

108. Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, М.: ООО ИТИ Технологии 2003.944с.

109. Уголовное право. Особенная часть. / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Не-знамовой, Г.П. Новоселова. М.: Юристъ, 1998. 568с.

110. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. В.П. Ревина. М.: Юрид. лит-ра, 2000. 816с.

111. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомы-слова.- М.: Юристъ, 1996. 560с.

112. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В.Наумова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999.492с.

113. Щерба С.П., Савкин А.В. Деятельное раскаяние в совершенном преступлении: Прак. пособие / Под. общ. ред. С.Ш. Щерба. М.: Спарк, 1997. 108с.

114. Энциклопедический словарь Под ред. Б.А. Введенского. Т. 3. М., 1955. С. 671.

115. Диссертации и авторефераты

116. Назарбаев А. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия финансирования терроризма: Дисс. .канд. юрид. наук. М.: 2005. 167с.

117. БашкатовЛД. Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2001.224с.

118. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Дисс. .докт. юрид. наук. М., 2006.469с.

119. Воронов КВ. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: Дисс. канд. полит, наук. М., 2003.154с.

120. Залиханова ЛИ. Уголовно правовая и криминологическая характеристика возбуждения национальной, расовой и религиозной вражды: Дисс. . канд. юрид. наук. - Растов-на-Дону., 2001.217с.

121. Костылева Г.В. Методика расследования убийств, связанных с исполнением религиозного обряда: Дисс. .канд. юрид. наук. М., 2004. 262с.

122. Мухаббатов К.М. Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации "Хизб-ут-Тахрир" и ее реакционная сущность (по материалам Таджикистана): Автореф. дисс. .канд. полит, наук. -Душанбе. 2004. 19с.

123. Новиков Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия: Дисс. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону 2002 г. 167с.

124. Романов НА. Политический экстремизм как угроза безопасности России: Дисс. док. полит, наук. М., 1997. 394с.

125. Скворцова Т.А. Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности России: Дисс. . канд. полит, наук. Ростов-на-Дону. 2004.177с.

126. Степанов Н.В. Криминологические проблемы противодействия преступлениям связанным с политическим и религиозным экстремизмом: Дисс. . канд. юрид. наук. М. 2003.182с.

127. Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом. Уголовно-правовые и криминологические меры: Дисс. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2003 г. 217с.1. Статьи

128. Аделъханян Р. Современный терроризм // Законность. 2004. № 11. С.33.

129. Азаева Э. Дети распутного "Бога" // Комсомольская правда (КП) 1997. 31 окт.

130. Алексеев А.И. Преступления, связанные с политическим и религиозным экстремизмом // Проблемы борьбы с терроризмом: Матер, науч.- практ. конф. М., 2000. С. 78-79.

131. Антихрист должен родиться в Бишкеке // Комсомольская правда в Кыргызстане. 2005. 19-26 авг.

132. Асанова Ч. Каким богам поклоняется ХУТ? // Информационное Агентство "КАБАР" 29. 07. 03г.

133. Байболов К. Уничтожение диверсантов // Асаба. 1999. 8 окт.

134. Белов С. Религия и профилактика правонарушений // Законность. 2000. №12. С. 19.

135. Бестужев-Лада КВ. Диалог между религиями: возможен ли? Нужен ли? // Вопросы философии. 2002. №4. С. 65.

136. Бурковская А.В. Религиозный экстремизм и меры по предупреждению его криминальных проявлений. Юридическая наука и практика. http://pravgos.narod.ru.

137. Бурьянов С.А. Свобода совести и светскость государства в России. Ис-торико-правовой аспект // Юрид. мир. 2003. № 1. С. 14.

138. В Бишкеке прошла встреча представителей религиозных конфессий. // Информ агентство AKHpress. 29.12.2005.

139. В Лондонистане запретят "Хизб ут-Тахрир" // Вечерний Бишкек. 2005. 18 авг.

140. В поисках "черной вдовы" // Вечерний Бишкек. 2004. 27 окт.

141. Вступление А. Акаева на заседании СБ КР 25.09.2001. // В конце недели. 2001. 28 сент.

142. Выступление премьер-министра КР Ф.Ш. Кулова на заседании Совета глав Правительств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. // Информ. агентство КАБАР. 31.10.2005 г.

143. Габдулин А.Г., Белов Е. Религиозный экстремизм в российском обществе, сущность, формы проявления, современное состояние // Актуальные проблемы обеспечения правоохранительной деятельности: // Сб. науч. статей. М.: АУ МВД России, 2003. С. 69-78.

144. Гвоздев A.M. Понятие и общественная опасность тоталитарных сект // Правовые проблемы борьбы с правонарушениями в России: Матер. Межрег. науч. практ. конф. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2003. С. 32.

145. Джемалъ Г. Межнациональные отношения в России и СНГ: Семинар центра Карнеги. Вып. 2. Доклады 1994-1995. М., 1995. С. 76.

146. Залужный А. Надзор за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных объединениях // Законность. 2004. № 11. С. 28.

147. Игнатенко А.А. Об аналитических подходах к исламскому экстремизму в эпоху глобализации. // Русский журнал. 2001.29 март.

148. Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №2. С. 124.

149. Иеромонах Анатолий (Берестов). Власть и религия // Сибирская Православная газета. 2003. №9.

150. Интервью с Президентом Кыргызстана А. Акаевым // НГ. 2005. 28 янв.

151. Интервью с О. Молдалиевым // Информ. агентство Кыргыз Инфо. 21.07.2004.

152. Интервью с баткенским моджахедом //Агым. 2002. 9 июля.

153. Каневский К. Религиозный ренессанс в России. Проблемы государственно-конфессиональных отношений // Рос. юстиция. 2002. №11. С. 62.

154. Киргизстан страна без государства? Разговор с политологом // Дело №. 2006. 1 февр.

155. Князев А. Программа политической партии "Хизб-ут-Тахрир" // Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии: Сб. документов и материалов. Бишкек: Илим, 2001. 120с.

156. Кобец П.Н. Противодействие религиозному экстремизму в современной России. // Рос. следователь. 2005. № 9. С. 45.

157. Кочеткова С.В. Средства массовой информации и профилактическая работа подразделений милиции общественной безопасности // Вопросы совершенствования работы подразделений милиции общественной безопасности. М.: ВНИИ МВД России, 1998 Сб. №5. С. 119.

158. Майдыков А. Ф. Межнациональные конфликты как фактор дестабилизации обстановки в стране // Участие органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов: Матер, науч.- прак. конф. -М.: Академия МВД России, 1993. С. 14.

159. Махмадалиев Р. Противодействие использованию международным терроризмом мировых религий // Вестник межпарламентской ассамблеи № 3 (34).-СПб., 2002. С. 218-219.

160. Метлик И.В. Изучение религии в системе образования // Педагогика. 2003. №7. С. 71.

161. Минъковский Г.М. Задачи и возможности использования уголовно-правовых средств профилактики преступности // Матер, науч. практ. конф. (17-18 декабря 1987 г.). - М.: Акад. МВД СССР, 1988. Вып. 2.С. 32.

162. Мирзоев А. Новшества в исламе // Ас-салам. 2005. №5.

163. Нападение в синагоге // ИТАР-ТАСС. 13.01.2006 г.

164. Омуралиев Н., Элебаев А. Баткенские события в Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 1(17). С. 25.

165. Осмонов О. О противодействии религиозному экстремизму // Эркин Too 2004. 3 дек.

166. Плетнева М., Скородумова Е. Бойтесь чужих пророков // Вечерний Бишкек. 2000. 8 сент.

167. Полонская JI.P. Современный исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития // Азия и Африка сегодня. 1994. №11.

168. Прививка от экстремизма // Вечерний Бишкек. 2004. 6 дек.

169. Разгуляев Ю. Религиозные экстремисты в Киргизии довольно успешно вербует своих сторонников // Правда. 2001. №12.

170. Рискулов Ш. О перспективах дальнейшей международной изоляции "Хизб ут-Тахрир аль-Исламия" // Рос. вести. 2003.16-22 апр.

171. С тротилом задержан активист "Хизб ут-Тахрир" // Информ. агентство AKHpress от 14.02.2006г.

172. Сафаров А. Рычаги противодействия экстремизму // Профессионал. 2004. № 6 (62). С. 9-10.

173. Свидетели Иеговы штудируют арабский, чтобы проповедовать среди мусульман // Современная мысль. 2005. Янв.

174. Сюкияйнен JI.P. Возрастет ли сила России с исламом? // "Да". 2004. №13. С. 36.

175. Сюкияйнен JI.P. О правовых средствах борьбы с исламским экстремизмом и основных направлениях государственной политики в отношении ислама // Информ.-аналит. центр "СОВА". 29.10.2004. http://sova-center.ru.

176. Трибуна Басаева. ABC News игнорирует доводы России // Известия. 2005.1 авг.

177. Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Рос. юстиция. 2002. №5г. С. 34.

178. Хвыля-Олинтер А. Ваххабизм: вчера, сегодня, завтра // Профессионал. №6(38). 2000. С. 28.

179. Эткин М. Ваххабизм и фундаментализм: термины "страшилки" // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 1(7). С. 126-137.

180. Якубов Т. Истина, прикрытая мифом: Интервью с Б. Шамшиевым // Республика. 1998. 21 сент.

181. Экстремизм, терроризм, гурухий ва уюшган жиноятчиликка карши ку-раш муаммолари: Илмий-амалий анжуман материаллари. Т.: Узбекистон Рес-публикаси ИИВ Академияси, 1999. 185 б.

182. DavutAyduz. Tarih boyunca Dinlerarasi Diyalog. Istanbul, 2004. S. 24-25.

183. Islama gore terror ve intihar saldirilari. Istambul, Isik yayinlari, 2004. -192s.

184. Graham E. Fuller, Siyasal islamin gelecegi. Timas Yayinlari. Istanbul 2004. ceviri Mustafa Acar. S. 293.

2015 © LawTheses.com