Авторское право на произведения изобразительного искусстватекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.03 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Павлова, Елена Александровна, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Произведения изобразительного искусства как объекты авторского права . с

§1. Понятие произведения изобразительного искусства . с

§2. Соотношение понятия "произведение изобразительного искусства"ежными категориями.

§3. Классификация произведений изобразительного искусства.

ГЛАВА 2. Правовой режим произведений изобразительного искусства.

§1. Право авторства и право на авторское имя.

§2. Право на неприкосновенность произведения, право на авторское наименование произведения и право на сохранность оригинала произведения изобразительного искусства.

§3. Право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения.

ГЛАВА 3. Договоры оздании и использовании произведений изобразительного искусства.

§1. Авторский договор об издании произведения изобразительного искусства.

§2. Договор художественного заказа.

§3. Договор об использовании в промышленности неопубликованного произведения декоративно-прикладного искусства.

§4. Трудовые отношения художниковорганизациями

ГЛАВА 4. Право автора произведения изобразительного искусства на вознаграждение . сЛ

§1. Природа вознаграждения автора за произведения изобразительного искусства. с

§2. Вознаграждение за использование произведений изобразительного искусства в печати.

§3. Вознаграждение за создание произведений живописи, станковой графики и скульптуры по договору художественного заказа и за связанные с этим виды использования данных произведений. с

§4. Вознаграждение за создание и использование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Авторское право на произведения изобразительного искусства"

В условиях развитого социалистического общества одной из главнейших задач КПСС и Советского государства является формирование нового человека^". Огромную роль в этом деле играет социалистическая духовная культура, в частности, искусство.

С увеличением роли искусства в жизни общества, возможностей его влияния на умы людей возрастает и то внимание, которое уделяется партией и государством работе с деятелями искусства. В соответствии с принципами ленинской культурной политики КПСС в области руководства развитием культуры ставит задачу "органически сочетать бережное, уважительное отношение к таланту с высокой о принципиальностью и требовательностью".

Конституцией СССР (ст.47) гражданам СССР гарантирована свобода художественного творчества. "Советские писатели и художники обладают полной свободой в выборе материала, художественной формы, располагают реальной базой для осуществления своего права на творческий труд, на свободное воплощение художественных идей и 3 замыслов".

Важную роль в стимулировании творческого труда работников искусства играет советское авторское право. Его значение в наши дни постоянно возрастает. Конституция СССР 1977 г. впервые включила положение об охране государством прав авторов (ст.47). Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М.,1976, с.117.

2 Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Постановление ЦК КПСС от 15 июня 1983 г. - Пленум ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г.: Стенографический отчет. - М., 1983, с.197.

3 Черненко К.У. КПСС и права человека. 2-е изд. - М., 1982,с.178.

Большое значение для всестороннего, гармоничного развития советских граждан имеет изобразительное искусство. Выразительные средства, которыми пользуются художники, делают их произведения доступными и понятными самым широким слоям общества. Советское изобразительное искусство является важным средством агитации и пропаганды, постоянно расширяется сфера применения творческого труда художников.

В СССР профессиональные художники составляют значительный отряд творческой интеллигенции. Около 17 тыс. их состоит членами Союза художников СССР. Кроме того, многие художники не состоят в этом творческом союзе (только на предприятиях Художественного фонда СССР работает свыше 20 тыс. таких художников). Наконец, занятие изобразительным искусством является одним из основных видов самодеятельного творчества широких масс. Произведения таких художников также охраняются авторским правом.

В социалистическом обществе претерпел изменения характер творческого труда профессиональных художников, изменились основные источники их средств к существованию. При капитализме основной заработок художники, как правило, получают путем выполнения заказов частных лиц и реализации им же готовых произведений. В СССР основным источником получения вознаграждения для художников является создание произведений изобразительного искусства по заказу социалистических предприятий и организаций (на основании гражданско-правового договора художественного заказа). Большой отряд художников работает на основании трудовых договоров с социалистическими предприятиями и организациями, получая.заработную плату.

До недавнего времени авторские права художников были недостаточно регламентированы в советском законодательстве. Такое положение было отмечено в кандидатской диссертации В.А.Кабатова, защищенной в 1954 г.1, в книге Е.Л.Вакмана и И.А.Грингольца, изо данной в 1962 г., в кандидатской диссертации и монографии У.К.Ихсанова, посвященных авторским договорам на произведения изобрази3 тельного искусства (1966 г.) .В них содержался ряд предложений по совершенствованию законодательства, многие из которых были впоследствии реализованы.

С начала 70-х годов по настоящее время произошло кардинальное обновление нормативных актов, регулирующих отношения в области создания и использования творческих произведений изобразительного искусства: были приняты все ныне действующие типовые договоры на создание и использование произведений изобразительного искусства, большинство ставок вознаграждения за произведения изобразительного искусства, большинство постановлений Советов Министров союзных республик об использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства и т.п. Процесс совершенствования и принятия новых нормативных актов в данной сфере еще не закончен.

Положение, сложившееся в действующем законодательстве после внесения в него изменений, пока не нашло должного отражения в теоретических исследованиях. Вышло всего несколько статей, касавшихся лишь отдельных теоретических и практических проблем в области авторского права на проиа—-—ведения изобразительного

I Кабатов В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства: Автореферат дисс.-.канд. юрид. наук. -М., 1954, 15 с. Вакман Е.Л., Грингольц И.А. Авторские права художников. - М., 1962, 263 с.

3 Ихсанов У.К. Авторские договоры на произведения изобразительного искусства: Автореферат дисс. .канд. юрид.наук.-Алма-Ата,

1966,20 с. ; его же, Права авторов произведений изобразительного искусства. - М., 1966, 143 с. искусства*. В целом данная область авторского права недостаточно теоретически разработана, и это в известной мере сказывается на стройности того раздела авторского права, который посвящен произведениям изобразительного искусства. В связи с этим комплексное исследование правовых норм, существующих в данной сфере,приобретает в настоящее время актуальность.

Целью и предметом исследования настоящей работы является всестороннее изучение авторского права на произведения изобразительного искусства.

Основной акцент в диссертации делается на изучении содержания, сущности авторско-правовых норм и практики их применения,поскольку эта сторона является наиболее важной в стимулировании творческого труда художников. В то же время в целях комплексного изучения проблемы и выявления сущности исследуемых явлений привлекаются и нормы других институтов гражданского права, а также нормы трудового права.

К основным задачам данной работы относятся: определение правового понятия произведения изобразительного искусства как объекта авторского права ; выявление особенностей правового режима этих произведений ; теоретическое обоснование специфической природы договора художественного заказа и его соотношения с авторскими договорами о передаче произведений для использования. Статьи Багирова В.А., Зуевой Л.В. и Харуто В.И. в кн.: Проблемы советского авторского права. - М., 1979, с.149-166 ; Вилей-та А. Правовая охрана произведений архитектуры и изобразительного искусства. - Ученые записки вузов ЛитССР : Право, ХУ1, вып.- Вильнюс, 1981, с.88-93 ; Гаврилов Э.П. Авторские права на произведения декоративно-прикладного искусства. - Советское государство и право, 1983, № 7, с.93-99. Вопросы авторского права художников затрагиваются также в книге Савицкого Ю.И. Организация и оплата творческого труда художников. - М.,1973г., 183 с.

Все эти вопросы исследуются с привлечением практики применения действующих нормативных актов, с изучением и обобщением конфликтных дел, рассматривавшихся Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП) и судами. На основе теоретической разработки проблем вносятся конкретные предложения по совершенствованию законодательства, основанные на стремлении добиться гармоничного сочетания удовлетворения духовных потребностей общества и обеспечения и расширения прав авторов-художников.

Методологическую и теоретическую основу работы составляют труды классиков марксизма-ленинизма, положения Программы КПСС, материалы партийных съездов и Пленумов ЦК КПСС.

В основу исследования положен общенаучный метод материалистической диалектики. Использовались также такие специальные научные методы и приемы, как: комплексный, сравнительный, толкования юридических норм, обобщения практики.

При написании диссертации были использованы труды советских юристов - теоретиков и практиков - в области общих и частных проблем советского авторского права: Антимонова Б.С., Вакмана Е.Л., Ваксберга А.И., Гаврилова Э.П., Гордона М.В., Грингольца И.А., Дозорцева В.А., Ионаса В.Я., Ихсанова У.К., Кабатова В.А., Корец-кого В.И., Никитиной М.И., Рабиновича И.Я., Райгородского Н.А., Савицкого Ю.И., Серебровского В.И., Танина Г.М., Шлейшиц Е.А., Чернышевой С.А., Черткова B.JI. и др.

Помимо монографий, диссертаций и статей, посвященных вопросам авторского права, использованы работы в области теории права, а также о гражданско-правовом договоре подряда, о трудовом договоре, некоторые работы по теории и истории искусства, справочные издания.

К источникам диссертационного исследования относятся Конституция СССР, Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ГК союзных республик (прежде всего ГК РСФСР), подзаконные акты в области советского авторского права.

В диссертации нашла отражение практическая деятельность Договорно-правового управления ВААЛ, Союза художников СССР, предприятий Художественного фонда СССР, судебных органов.

В целях установления процесса развития тех или иных положений законодательства изучались ныне отмененные нормативные акты, действовавшие ранее в СССР в данной сфере, а также дореволюционные законодательные акты в области авторского права. В определенной степени привлекалось также зарубежное законодательство.

Научная новизна диссертации выражается прежде всего в выводе о том, что ряд правовых явлений, связанных с созданием произведений изобразительного искусства и формально отнесенных к автор-ско-правовым, на деле по своей природе к ним не относятся (договор художественного заказа, вознаграждение за создание произведения изобразительного искусства).

Характер творческого труда художника и существующий в настоящее время уровень правового регулирования его деятельности свидетельствуют о том, что художник во многих случаях продолжает занимать в социальной структуре общества своеобразное положение,получая средства к существованию в большинстве случаев не по трудовому договору, а в связи с реализацией результатов индивидуального труда. При этом используются средства не только авторского права, но и некоторых традиционных институтов особенной части обязательственного права.

Научная новизна работы и ее основные положения, выносимые на защиту, состоят в следующем:

I. Выявляется специфика произведения изобразительного искусства как объекта авторского права, состоящая в том, что оно является материальным предметом, имеющим уникальный характер, в связи с чем может выступать в экономическом обороте не только в качестве объекта авторского права, но и в качестве объекта права собственности.

2. Раскрываются особенности правового режима произведений изобразительного искусства, определяемые взаимным влиянием объекта и содержания правового регулирования. Показаны характерные черты личных неимущественных авторских прав художника: права авторства, права на авторское имя, права на неприкосновенность произведения, права на авторское наименование произведения, права на опубликование, воспроизведение и распространение произведений. Обосновывается наличие у художников самостоятельного имущественного авторского права - права на сохранность оригинала произведения изобразительного искусства.

3. Обосновывается подрядная сущность наиболее характерного для отношений с художниками договора художественного заказа (на основе сравнения его содержания с содержанием авторских договоров, трудовых договоров и договоров подряда). Изучаются разновидности договоров художественного заказа и вносятся некоторые предложения по их совершенствованию либо преобразованию в авторские договоры. Кроме того, выявляются особенности авторского договора о передаче произведения для использования применительно к произведениям изобразительного искусства. Подвергаются анализу трудовые отношения художников с предприятиями и организациями в их сочетании с авторскими правами.

4. Устанавливается гражданско-правовая природа вознаграждения художника за создание произведения изобразительного искусства и выявляются его отличия от авторского вознаграждения за использование произведений изобразительного искусства.

5. Вносится ряд предложений об изменении и дополнении нормативных актов об авторском праве на произведения изобразительного искусства, а также по улучшению их системы.

В предложениях по совершенствованию законодательства (ГК и других нормативных актов) содержится, как представляется, практическая ценность диссертации. Анализ и обобщение практики применения норм авторского права в области изобразительного искусства имеют значение для деятельности ВААЛ, Союза художников, Художественного фонда СССР, а также судебных органов.

Диссертация выполнена в отделе грааданского, гражданского процессуального и брачно-семейного законодательства ВНИИ советского законодательства Министерства юстиции СССР. Положения и выводы диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях отдела и на научных конференциях аспирантов ВНИИСЗ. Основные положения диссертации отражены в опубликованных автором статьях, в том числе в "Комментарии судебной практики за 1981 г.". Ряд предложений по совершенствованию законодательства внесен в картотеку ВНИИСЗ.Результаты исследования переданы также в Договорно-правовое управление ВААЛ.

Структура диссертации соответствует идеям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. В начале каждой главы, как правило; указан круг вопросов,которые будут в ней исследованы. Предложения по совершенствованию законодательства содержатся как в тексте диссертации, так и в ее заключении.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право", Павлова, Елена Александровна, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование законодательства об авторском праве на произведения изобразительного искусства

Из материала, изложенного в данной работе, с очевидностью вытекает, что вопросы правового регулирования отношений в области создания и использования произведений изобразительного искусства еще недостаточно разработаны. Существующая в этой сфере система правовых актов требует совершенствования как с точки зрения формы (то есть системы актов), так и содержания.

К недостаткам этой группы нормативных актов с точки зрения их содержания относятся пробелы в нормативном регулировании целого ряда вопросов, нечеткость некоторых норм и их противоречивость, а также зачастую их явное несоответствие общим нормам авторского права, установленным в Основах и ГК. Наконец, ряд норм ГК союзных республик также требует уточнения и дополнения.

Предложения по совершенствованию содержания нормативных актов имеются в тексте диссертации, поэтому здесь, как представляется, целесообразно остановиться только на вопросах совершенствования системы нормативных актов.

Что касается системы существующих нормативных актов в целом, то при их общем значительном числе характерно отсутствие многих необходимых актов, а также их неоправданное многообразие, различия в их правовой силе, сфере действия, принятие их самыми различными государственными и общественными органами.

Все эти недостатки, безусловно, следует ликвидировать, создав единую, целостную систему нормативных актов, регулирующих отношения в области создания и использования произведений изобразительного искусства.

Действующее в рассматриваемой области законодательство носит в основном общесоюзный характер, исключением являются лишь постановления Советов Министров союзных республик об использовании произведений декоративно-прикладного искусства в промышленности. Такой исторически сложившийся порядок объясняется прежде всего тем, что изобразительное искусство не знает языковых барьеров, что в большинстве случаев регулируемые отношения по созданию и использованию произведений изобразительного искусства, по выплате вознаграждения художникам, не зависят от национальных особенностей союзных республик (кроме произведений декоративно-прикладного искусства, которые тесно связаны с народными промыслами ).

В связи с тем, что большинство нормативных актов в сфере авторского права на произведения изобразительного искусства принято на уровне общесоюзных министерств и ведомств, в целях более подробной регламентации вопросов, связанных с созданием и использованием произведений изобразительного искусства, отражения их специфических особенностей, а также для выработки единой правовой политики в этой области, представляется целесообразным издание специального постановления Совета Министров СССР о создании и использовании произведений изобразительного искусства.

В этом постановлении должны рассматриваться общие вопросы о месте и роли художника в развитом социалистическом обществе, об организации создания и использования произведений изобразительного искусства , а также могут решаться некоторые вопросы

В СССР ранее уже принимались постановления, касавшиеся общих вопросов положения художников в обществе и организации их творческого труда: постановление СНК СССР от 30 марта 1930 г. "О мерах по созданию благоприятных условий работы художников".-СЗ СССР 1930, № 21, ст.237 ; постановление Совета Министров СССР от 22 июля I960 г. "О мерах по упорядочению реализации произведений изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства".-Художественный фонд СССР. Сборник руководящих материалов,с.92 и др. авторского права, возникающие лишь в связи с произведениями изобразительного искусства. Так, в постановлении могут быть названы характерные особенности личных неимущественных и имущественных прав художников ; содержаться положения об авторских договорах и договорах художественного заказа (их сущности, содержании и т.п.) ; устанавливаться общие принципы определения размеров и порядка выплаты вознаграждения художникам. Представляется, что в этом же постановлении могут быть решены наиболее общие вопросы о порядке создания и использования в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства.

В указанном постановлении Совета Министров СССР важно определить, какие именно государственные органы осуществляют издание нормативных актов, регулирующих отношения в данной области ; разграничить компетенцию СССР и союзных республик (прежде всего в отношении произведений декоративно-прикладного искусства), а также установить, какие нормативные акты в области авторского права на произведения изобразительного искусства должны быть приняты.

Все полномочия по принятию других необходимых нормативных актов, названных в постановлении (типовых договоров, ставок) целесообразно передать в руки какого-либо одного государственного органа (в первые годы Советской власти такой орган существовал -им был Наркомат просвещения). В настоящее время таким органом могло бы быть Министерство культуры СССР. Это позволило бы обеспечить последовательное проведение единой государственной политики в отношении художников, а также, в известной мере, избежать преобладания ведомственных интересов в тех или иных нормативных актах. Естественно, в принятии всех этих нормативных актов могут и должны участвовать и другие заинтересованные министерства, ведомства, организации: Госкомтруд СССР - в принятии актов, связанных с регулированием процесса создания произведений изобразительного искусства и выплатой за это вознаграждения художникам ; Госкомиздат СССР - в принятии актов, касающихся воспроизведения произведений изобразительного искусства в печати ; в принятии всех актов, связанных с творчеством художников, должен участвовать Союз художников СССР. ВААП как организация, созданная для охраны прав авторов, могла бы осуществлять координацию всей правовой работы в этой области именно с точки зрения охраны авторских прав.

К нормативным актам, принимаемым на общесоюзном уровне, относятся типовые авторские договоры, типовые договоры художественного заказа, акты о ставках вознаграждения за создание и использование различных видов произведений изобразительного искусства.

Количество существующих типовых авторских договоров о передаче произведения для использования должно существенно увеличиться, так как помимо действующего Типового авторского издательского договора на произведения изобразительного искусства следует принять Типовой авторский договор об использовании неопубликованного произведения декоративно-прикладного искусства в промышленности ; Типовой авторский договор об использовании художественного оформления театрального спектакля, а также Типовой договор о репродуцировании произведений изобразительного искусства и Типовой договор о воспроизведении их путем копирования. В случае, если будет положительно решен вопрос о выплате авторского вознаграждения за экспонирование произведений изобразительного искусства на времен ных художественных выставках, возможно будет также принятие Типового авторского договора об экспонировании произведений изобразительного искусства на временных художественных выставках (а также - о длительном экспонировании в постоянной выставочной или музейной экспозиции - см. § 3 гл.4).

В то же время типовая форма договора художественного заказа может быть, в принципе, принята одна для всех видов произведений изобразительного искусства. Это доказывается практически полным совпадением содержания действующих Типового договора на создание произведений станковой живописи и станковой графики и Типового договора на создание произведений монументальной, станковой и миниатюрной скульптуры. От них отличаются лишь договоры художественного заказа, заключаемые со скульпторами на различных стадиях проектирования памятников, монументов и т.п., однако эти отличия касаются в основном формы, а не содержания отношений. Таким образом можно, как представляется, издать общий для всех видов произведений изобразительного искусства Типовой договор художественного заказа на создание произведений изобразительного искусства, в котором специально сделать оговорку о том, что в ряде случаев (при создании памятников, например) договор художественного заказа должен или может быть заключен на каждый этап проектирования и создания произведения.

Переходя к системе действующих актов о вознаграждении художников, следует отметить, что все они могут быть подразделены на: акты о ставках авторского вознаграждения за использование произведений (объединяют произведения в зависимости от вида использования) , акты о ставках за создание произведений (по видам изобразительного искусства, а иногда - в зависимости от техники их исполнения ) и акты, объединяющие ставки за создание произведений и ставки авторского вознаграждения за их использование (например, за произведения декоративно-прикладного искусства).

Характерен их комплексный принцип построения. Акты о ставках авторского вознаграждения объединяют различные виды произве Например,ставки Худфонда СССР за создание уникальных декоративных произведений (в технике чеканки,маркетри и т.п.).-См.Савицкий Ю.И. Организация и оплата творческого труда художников, с.142-150 и с.150-164. дений изобразительного искусства, используемые одним и тем же способом. Ставки за создание произведений изобразительного искусства на основании договора художественного заказа обычно применяются для определения размера вознаграждения по договору купли-продажи и по трудовым соглашениям, заключаемым на основании постановления НКТ СССР 1929 г. Характерно также объединение в рамках одного и того же акта ставок за творческие произведения, являющиеся объектами авторского права, и расценок на исполнительские работы. Ставки за создание и использование произведений декоративно-прикладного искусства, действующие в союзных республиках, как упоминалось, строятся на различных принципах, по-разному решают одни и те же вопросы.

Все это приводит к мозаичности этих актов. В них зачастую сложно ориентироваться, они могут противоречить друг другу, так как один и тот же вид произведений может попасть в сферу действия разных актов, устанавливающих различные принципы вознаграждения. В связи с этим необходимо усовершенствовать систему существующих "Ставок".

Так, следовало бы создать общесоюзный акт о ставках вознаграждения с за создание и использование в промышленности образцов декоративно-прикладных изделий. Такое предложение уже выдвигалось ранее , но подвергалось критике в связи с тем, что в этой области нужно учитывать национальную специфику союзных республик (особенности местных народных промыслов и т.п.). Однако представляется, что в общесоюзном акте могли бы быть предусмотрены ставки за те виды произведений прикладного искусства, которые распро См.Ихсанов У.К. Правовые вопросы использования произведений изобразительного искусства в промышленных изделиях.-В кн.: Экономика и право. Алма-Ата, 1968, вып. 3, с.163. странены во всех союзных республиках, а также определены основные принципы построения республиканских актов о ставках. На основании общесоюзного акта республики могли бы принимать свои нормативные акты о ставках за те произведения, которые свойственны только для данной республики.

Система ставок за создание и использование произведений декоративно-прикладного искусства в промышленности, таким образом, состояла бы из общесоюзного акта, принимаемого Министерством культуры СССР на основании поручения Совета Министров СССР, содержащегося в постановлении Совета Министров СССР об изобразительном искусстве, и республиканских актов, принимаемых на основе общесоюзных Ставок соответственно Министерствами культуры союзных республик.

Естественно, что в тех союзных республиках, где еще нет ставок за произведения декоративно-прикладного искусства (например, в РСФСР),их следует принять на основе общесоюзного акта и с учетом национальной специфики каждой республики.

Необходимо также принятие общесоюзных актов о вознаграждении за создание и использование других видов произведений изобразительного искусства, вознаграждение за которые в настоящее время еще не нормировано (например, за создание монументально-декоративных, уникальных декоративно-прикладных произведений, за создание и использование оформления театральных спектаклей, за использование произведений на основании п.4 ст.495 ГК и т.п.).

Действующие ставки Союза художников СССР для системы предприятий Художественного фонда СССР необходимо заменить нормативными актами, принятыми надлежащими государственными органами.

В тех случаях, когда ставки вознаграждения за творческие работы и расценки на исполнительские работы содержатся в одном акте, следует, по возможности, выделить творческие работы в специальный раздел соответствующего акта.

Представляется, что целесообразно укрупнение существующих нормативных актов за счет объединения многочисленных ставок за создание разновидностей произведений изобразительного искусства, а также создание комплексов таких актов по принципу справочников.

В результате сложится примерно следующая система нормативных актов о ставках:

1. Ставки за создание произведений: а) станковой живописи и графики ; б) скульптуры ;> в) монументально-декоративного искусства ; г) уникальных произведений прикладного искусства ; д) за создание художественно-оформительских работ.

2. Тесно связанные с ними: Ставки авторского вознаграждения за копирование (тиражирование) этих произведений ; Ставки за экспонирование произведений изобразительного искусства на временных художественных выставках (если вопрос о выплате такого вознаграждения будет решен положительно) и Ставки за использование выпущенных в свет произведений изобразительного искусства в промышленности на основании п.4 ст.Ю4 Основ (п.4 ст.495 ГК РСФСР).

3. Ставки за создание и использование художественного оформления театральных спектаклей.

4. Ставки за создание и использование произведений декоративно-прикладного искусства в промышленности.

5. Ставки авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства в печати (в том числе за репродуцирование ).

В целом совершенствование структуры и содержания нормативных актов в области авторского права на произведения изобразительного искусства будет способствовать дальнейшему развитию этого вида искусства в интересах всего общества и улучшению материального и правового положения художников.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Авторское право на произведения изобразительного искусства»

1. Маркс К. Предисловие к "К критике политической экономии". -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.13,с.5-9.

2. Маркс К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.23, с.5-784.

3. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.26, ч.1, с.3-352.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.3,с.7-544.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.20, с.5-338.

6. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч.,т.12,с.99-105.

7. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч.,т.41, с.298-318.

8. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч.,т.41, с.336-337.

9. Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросве-тов. Доклад на П Всероссийском съезде политпросветов 17 октября 1921 г. Полн.собр.соч.,т.44,с.155-175.

10. Ю.К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве. В .2 т./сост.М.Лившиц.-М.: Искусство, 1983, т.1 605 е., т.2 - 704 с.

11. В.И.Ленин о культуре. М.: Политиздат,1980. - 336 с.

12. Материалы и документы Коммунистической партии Советского Союза.

13. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

14. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.

15. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

16. Пленум ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г.: Стенографический отчет. -М.: Политиздат, 1983. 222 с.

17. Постановление ЦК КПСС от 9 марта 1965 г. "О мерах по развитию технической, производственной эстетики" (изложение). Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (19171967 гг.), т.5. - М.: Политиздат, 1968, с.585.

18. Черненко К.У. КПСС и права человека. 2-е изд. М.: АПН,1982.» 296 с.

19. Черненко К.У. Выступление на февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС. Правда, 1984, 14 февраля, с.2.3. Нормативные акты.

20. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередн. седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. М.: Политиздат, 1984. - 61 с.

21. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В кн.: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. - М.: Юрид. литература, 1982, с.132-168.

22. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.-В кн.: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, с.209-237.

23. Закон СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 29 октября 1976 г. Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, № 44, ст.628.

24. Гражданский кодекс РСФСР. В кн.: Гражданский кодекс РСФСР. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Кодекс о браке и семье РСФСР. - М.: Юрид. литература, 1982, с.4-142.

25. Кодекс законов о труде РСФСР. М.: Юрид. литература, 1984. -400 с.

26. Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15 декабря 1978 г. Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1978, № 14, ст.209.

27. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 июня 1966 г. № 481 "О порядке проектирования и сооружения памятников и монументов". СП СССР, 1966, № 12, ст.115.

28. Постановление СНК СССР от 4 февраля 1940 г. К 186 "Об образовании Художественного фонда СССР". СП СССР, 1940, № 3,ст.98.

29. Постановление Совета Министров СССР от 18 октября 1968 г. "Об улучшении использования достижений технической эстетики в народном хозяйстве". СП СССР, 1968, № 20, ст.142.

30. Постановление Совета Министров СССР от 19 сентября 1969 г.759 "Об утверждении Положения о Министерстве культуры СССР".-СП СССР, 1969, № 22, ст.130.

31. Постановление Совета Министров СССР от 19 октября 1973 г.$ 776 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли". СП СССР, 1973 г., № 23, ст.130.

32. Положение о кустарно-ремесленных промыслах граждан, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 мая 1976 г.

33. СП СССР, 1976, № 7, ст.39.

34. Положение о промышленных образцах, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 8 июля 1981 г. № 539. СП СССР, 1981, Ш 19, ст.114.

35. Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от16 сентября 1982 г. СП СССР, 1982, № 26, ст.133.

36. Постановление Совета Министров АзССР от 2 апреля 1969 г.№ 131 "Об авторском вознаграждении за использование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства".-СП Аз ССР, 1969, № 7, с.62.

37. Постановление Совета Министров БССР от 28 февраля 1973 г. № 62 "Об авторском вознаграждении за создание произведений декоративно-прикладного искусства и использование их в промышленности". СЗ БССР, 1973, № 7, ст.131.

38. Постановление Совета Министров СССР от 12 декабря 1967 г.735 "О вознаграждении авторов за использование в промышленности их произведений декоративно-прикладного искусства". -СП ГССР, 1968, № 6, ст.18.

39. Постановление Совета Министров ЛитССР от 8 октября 1969 г. МОЗ "О создании Общества фотографического искусства ЛитССР" (извлечение). Ведомости Верховного Совета и Правительства ЛитССР, 1969, № 29, ст.268.

40. Постановление Совета Министров РСФСР от 2 июня I960 г. № 793 "Об авторском вознаграждении за использование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства". СП РСФСР, I960 г., № 23, ст.104.

41. Постановление Совета Министров ТуркССР от 9 июня 1976 г.222 "Об авторском вознаграждении за произведения декоративно-прикладного искусства, созданные для использования в промышленности". СП ТуркССР, 1976, № 6, ст.62.

42. Постановление Совета Министров УзССР от II октября 1963 г.588 "Об авторском вознаграждении и использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства".

43. СП УзССР, 1963, № II, ст.78.' * <

44. Постановление Совета Министров УССР от 21 февраля 1966 г.169 "Об авторском вознаграждении за использование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства". -СП УССР, 1966, № 2, ст.21.

45. Постановление Совета Министров УССР от 14 марта 1977 г. № 131 "Об изменении п.З постановления Совета Министров УССР от 21 февраля 1966 г. № 169". СП УССР, 1977, № 3, ст.23.

46. Приказ по Министерству культуры СССР от 25 февраля 1957 г.133 "О мерах улучшения деятельности театральных художников".-В кн.: Художественный фонд СССР: Сборник руководящих материалов. М.: Сов.художник, 1970 г., с.202.

47. Типовой издательский договор на произведения изобразительного искусства, утвержденный приказом Председателя Госкомиздата СССР от 24 февраля 1975 г. № 88. Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1975, № 5, с.37-40.

48. Постановление Народного Комиссариата Труда СССР от II ноября 1929 г. № 356 "Об условиях труда работников искусства, печати и просвещения, обслуживающих нанимателя по отдельным заданиям".-Известия НКТ СССР, 1929, № 48-49.

49. Устав Союза художников СССР: Принят 7 марта 1957 г. Первым Всесоюзным съездом художников (изм. и доп. внесены 28 ноября 1968 г. и 2 декабря 1977 г.). М.: Сов.художник,1979.-10 с.

50. Устав Всесоюзного агентства по авторским правам, утвержденный конференцией учредителей ВААП 20 сентября 1973 г. М.: ВААП, 1974. - 14 с.

51. Художественный фонд СССР: Сборник руководящих материалов.(Сост.

52. Савицкий Ю.И., Миронова Т.П. М.: Сов.художник, 1970. -811 с.1. X X

53. Постановление ЦИК и СНК СССР "Об основах авторского права", утвержденное 30 января 1925 г. СЗ СССР, 1925, № 7, ст.67.

54. Основы авторского права, утвержденные постановлением ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 г. СЗ СССР, 1928, № 27, ст.246.

55. Постановление ЦИК и СНК СССР от 23 ноября 1930 г. "О правах заказчиков на изготовленные по их заказам архитектурные, инженерные и иные технические планы, чертежи и рисунки. СЗ СССР, 1930, Г 58, ст.613.

56. Постановление СНК СССР от 30 марта 1930 г. "О мерах по созданию благоприятных условий работы художников". СЗ СССР, 1930, № 21, ст.237.

57. Постановление Совета Министров СССР "О промышленных образцах" от 9 июля 1965 г. $ 535. СП СССР, 1965, № 15, ст.119.

58. Постановление СНК РСФСР от 15 января 1929 г. "О ставках авторского вознаграждения за использование в промышленности произведений изобразительного искусства". Приказы ВСНХ, 19281929 гг., № 10, с.51.

59. Постановление Народного Комиссариата просвещения РСФСР от8 июня 1930 г. "О ставках авторского гонорара за нарушения авторского права'.' Бюллетень Наркомата просвещения РСФСР, 1930, № 19.

60. Закон "Об авторском праве", утв. 20 марта I9II г. Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. - СПб, I9II, 1-ое полугодие, 560.х х х

61. Zakon ze dne 25. brezna 1965 о dilech literarnich, vedeckych a umeleckych (autorsky zakon).- Sbirlca zakonu tfSR, 19^5, Castka 19, c.35.

62. Gesetz uber das Urheberrecht Vom 13. September 1965.- Gesetz-blatt der DDR, 1965, Teil 1, Nr.14.

63. Специальная литература, а) Монографии, брошюры, учебники.

64. Агарков М.М. Подряд (Текст и комментарий к ст.ст.220-235 Гразданского кодекса РСФСР). М.: Право и жизнь,1924.-44 с.

65. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юрид.литература,1966. - 187 с.

66. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира.-М.: Политиздат, 1980. 255 с.

67. Антимонов Б.С.,Флейшиц Е.А.Авторское право (ВЙЮН. Курс советского гражданского права). М.: Госюриздат,1957.-278 с.

68. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях: Международная охрана произведений литературы и науки. М.: Наука, 1973. - 336 с.

69. Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. (ВИЮН. Курс советского гражданского права). М.: Госюриздат, 1963. - 197 с.

70. Вакман Е.Л., Грингольц И.А. Авторские права художников. -М.: Сов.художник, 1962. 263 с.

71. Ваксберг А.И. Издательство и автор: Правовые взаимоотношения. 2-е изд. М.: Искусство, 1958. - 260 с.

72. Гавзе Ф.И. Социалистический гражданско-правовой договор. -М.: Юрид. литература, 1972. 168 с.

73. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. 2-е изд. М.: МГУ, 1977. - 248 с.

74. Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955. - 229 с.

75. Дозорцев В.А. Законодательство и научно-технический прогресс.-М., Юрид. литература, 1978. 189 с.

76. Иовчук М.Т., Коган JI.H. Советская социалистическая культура:исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. - 208 с.

77. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М.: Юрид. литература, 1963. - 138 с.

78. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юрид. литература, 1972. - 168 с.

79. Ихсанов У.К. Права авторов произведений изобразительного искусства. М.: Юрид. литература, 1966. - 143 с.

80. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретические исследования внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

81. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. М.: Юрид. литература, 1972. - 183 с.

82. Канторович Я.А. Авторское право: Систематизированный комментарий к постановлению ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. "Об Основах авторского права".-М.: Юриздат, 1926. 132 с.

83. Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права (учебное пособие). Свердловск: Свердловский юридический ин-т, 1982.82 с.

84. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР (под ред.Братуся С.Н., Садикова О.Н.). М.: Юрид. литература, 1982. - 680 с.

85. Комментарий к законодательству о труде (под ред.Теребило-ва В.И.). М.: Юрид. литература, 1976. - 912 с.

86. Корецкий В.И. Авторские правоотношения в СССР. Сталинабад: ТаджГУ, 1959. - 371 с.

87. Крючкова В.А. Социология искусства и модернизм. М.: Изобразительное искусство, 1979. - 216 с.

88. Кузнецов М.Н. Правовое регулирование результатов творческой деятельности (текст лекций). М.: Ун-т дружбы народов им.П.Лумумбы, 1982. - 44 с.

89. Левиант Ф.М. Виды трудового договора. М.: Юрид. литература, 1966. - 188 с.

90. Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. 2-е изд. М.: Международные отношения, 1978. - 176 с.

91. Международные конвенции об авторском праве: Комментарий (под ред. Гаврилова Э.П. ; вступит, статья Богуславского М.М.). -М.: Прогресс, 1982. 422 с.

92. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань: Казанский ун-т, 1972. - 135 с.

93. Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор (под ред.Ли-пецкера М.С.). М.: МЮИ, 1947. - 50 с.

94. Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М.: Госюриздат, 1950. - 416 с.

95. Отдельные виды обязательств (ВИЮН. Курс советского гражданского права). М.: Госюриздат, 1954. - 375 с.

96. Пашерстник А.Е. Правовые вопросы вознаграждения за труд рабочих и служащих. М.-Л.: АН СССР, 1949. - 352 с.

97. Проблемы советского авторского права (под ред. Богуславского М.М., Гаврилова Э.П., Чернышевой С.А.). М.: ВААЛ, 1979.209 с.

98. Проблемы современного авторского права (Межвузовский сборник научных трудов). Свердловск: Уральский ГУ, 1980. - 144 с.

99. Савицкий Ю.И. Организация и оплата творческого труда художников. М.: Сов.художник, 1973. - 183 с.

100. НО. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: АН СССР, 1956. - 281 с.

101. Советское гравданское право: Учебник, т.2 (под ред.Грибанова В.П., Корнеева С.М.). М.: Юрид. литература, 1980.-512 с.

102. Советское гражданское право: Учебник. 4.2, 2-е изд. (подред.Смирнова В.Т., Толстого Ю.К. Юрченко А.К.). Л.:ЛГУ, 1982. - 432 с.

103. ИЗ. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1979. - 1600 с.

104. Стандарты по издательскому делу. Справочно-документальное пособие (ред.Грузинская Н.Н., Семеновкер Б.А.) М.: Книга, 1982. - 416 с.

105. Сутулов Д.М. Авторское право. Издательские договоры, авторский гонорар. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. литература, 1974. - 272 с.

106. Творческие союзы в СССР (организационно-правовые вопросы). -М.: Юрид. литература, 1970. 286 с.

107. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

108. Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран. М.: Юриздат, 1941. - 207 с.

109. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. литература, 1974. - 351 с.

110. Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М.: Наука, 1979. - 165 с.

111. Чертков В.Л. Авторское право в периодической печати. М.: Юридическая литература, 1977. - 103 с.

112. Эгпптейн А.Л. Нештатные работники. М.: Юридич. литература, 1964. - 75 с.б) Статьи.

113. Азов Л.М. Отношения по издательскому договору при соавторстве. Советское государство и право, 1940, № 8-9,с.205-208.

114. Азов Л.М. Несколько замечаний к разделу об авторском праве.-Сов. государство и право, I960, № 9, с.67-72.

115. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторство и трудовое правоотношение. Сов. государство и право, 1956, № 6, с.48-57.

116. Безрук В.Д. К вопросу о договорном риске в подрядных отношениях. В кн.: Вопросы развития законодательства КирССР. -Фрунзе: КиргГУ, 1968, с.107-112.

117. Богуславский М.М., Гаврилов Э.П. Авторское право: изменения и дальнейшее развитие . -Сов.государство и право, 1975, № 6, с.22-30.

118. Ботвиновский Б. Авторское право (дискуссионно). Вестник советской юстиции, 1926, № 22, с.878-883.

119. Бродский И. Урегулировать труд художников, работающих в промышленности. Сов.юстиция, I960, № 2, с.44-45.

120. Ваксберг А.И. Некоторые вопросы советского авторского права.-Сов.государство и право, 1954, № 8, с.34-42.

121. Васин М. Под силу дизайнерам. Правда, 1983, 29 сент. и 2 окт., с.2.

122. Верников В. Как я работал Сальвадором Дали. Известия, 1983, 12 июня, с.5.

123. Вилейта А.П. Правовая охрана произведений архитектуры и изобразительного искусства. Ученые записки высших учебных заведений ЛитССР. Право. ХУ1. Вильнюс, 1981, вып.2, с.88-93.

124. Вишняков А.К. Договор о надомном труде как вид трудового договора. Сов.государство и право, 1981, № 2, с.98-101.

125. Вопросы к художникам и ответы члена Союза художников СССР Голицына А.К. Сов.государство и право, 1983, № 3, с.91-95.

126. Вопросы работникам искусства (штатным) и ответы архитектора Асса В.Е. Сов. государство и право, 1983, № 10, с.81-83.

127. Воронкова М.А. Типовые авторские договоры. Сов.юстиция, 1975, Iff 22, с.5-6.

128. Воронов Н. Красота вещи. Правда, 1982, 25 марта, с.З.

129. Гаврилов Э.П. Понятие промышленного образца в советском праве и его признаки. Вопросы изобретательства, 1969, № 3,с.18-22.

130. Гаврилов Э.П. Советское авторское право на современном этапе.-Известия вузов. Правоведение, 1974, $ 4, с.67-74.

131. Гаврилов Э.П. Охрана результатов художественного конструирования. Сов.государство и право, 1974, № 7, с.112-118.

132. Гаврилов Э.П. Охрана личных неимущественных прав авторов. -Сов.юстиция, 1977, № 7, с.18.

133. Гаврилов Э.П. Содержание субъективного авторского права. -Сов. государство и право, 1977, № 8, с.134-138.

134. Гаврилов Э.П. Авторское право в системе гражданского права.-Известия вузов. Правоведение, 1978, № 4, с.39-47.

135. Гаврилов Э.П. Оформление авторских договоров при издании произведений. Сов.юстиция, 1979, № 13, с.21-22.

136. Гаврилов Э.П. Правовое регулирование авторских договоров. -Известия вузов. Правоведение, 1981, № 6, с.42-49.

137. Гаврилов Э.П. Соавторство на произведения науки, литературыи искусства. Сов. государство и право, 1982, № 10, с.75-81.

138. Гаврилов Э.П. Авторские права на произведения декоративно-прикладного искусства. Сов. государство и право, 1983,7, с.93-99.

139. Генкин Д.М. Предмет и система советского трудового права.-Сов.государство и право, 1940, № 2, с.55-71.

140. Гордон М.В. Понятие советского авторского права. Ученые записки Харьковского юридического института. Харьков, 1939, выл Л, с. 90-103.

141. Гордон М.В. К истории возникновения авторского права в России. Ученые записки Харьковского юридического института. Харьков, 1948, вып.3,с.171-192.

142. Граве К.А. Договор трудового поручения. Ученые записки ВИЮН. М., 1947, вып.У, с.58-74.

143. Грингольц И.А. О теории авторского вознаграждения за произведения литературы, науки и искусства. Ученые записки ВНИИСЗ, М., 1968, вып.14, с.140-155.

144. Дембо В. Авторское право. М.: Вопросы труда, 1925, № II, с.58-71.

145. Дозорцев В.А. Споры, вытекающие из авторского права. Комментарий судебной практики за 1975 г. - М.: Юрид. литература, 1976, с.49-72.

146. Дозорцев В.А. Авторский договор и его типы. Сов.государство и право, 1977, № 2, с.43-50.

147. Дозорцев В.А. Споры по авторским делам. Комментарий судебной практики за 1980 г. - М.: Юрид. литература, I98I,c.4I-50.

148. Ихсанов У.К. Об издательском договоре на произведения изобразительного искусства. Вопросы государства и права: Сборник трудов юридического факультета КазГУ. - Алма-Ата, 1963, с.132-142.

149. Ихсанов У.К. Правовые вопросы использования произведений изобразительного искусства в промышленных изделиях. В кн.: Экономика и право. - Алма-Ата: Минвуз КазССР, 1968, Вып.З, с.154-166.

150. Кайтмазова Б.В. Изменение норм законодательства об авторском праве в СССР.- Вестник Московского университета. Серия II. Право, 1974, № 6, с.52-59.

151. Колодный JI. Свет и тени на мраморе. Московская правда, 1983, 14 июля, с.2.

152. Корецкий В.И. 40 лет советского авторского права. Труды юридического факультета ТаджГУ, 1957, вып. 8, т.5,с.185-258.

153. Крючкова В.А. Гиперреализм. В кн.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений (под ред.Ванслова В.В., Колпин-ского Ю.Д.), 3-е изд. - М.: Искусство, 1980, с.295-307.

154. Мамонтов М. Авторское право на произведения изобразительного искусства. Сов.юстиция, 1959, № I, с.28-30.

155. Мартынов Б. Основные вопросы авторского права. Сов.государство и право, 1941, № 4, с.21-37.

156. Мартынов Б. Права авторства в СССР. Ученые труды ВИЮН, М., 1947, вып.9, с.132-177.

157. Немзер Д. Защита неимущественного интереса автора. Рабочий суд, 1929, Ш 8, с.581-584.

158. Немзер Д. Правовая охрана неприкосновенности содержания произведений умерших авторов (в порядке обсуждения). Рабочий суд, 1929, № 17-18, с.1199-1204.

159. Ойгензихт В.А. Авторский риск. Труды Таджикского университета: Проблемы теории и истории социалистического государства. Душанбе, 1973, вып.2, с.151-164.

160. Перетерский И.С. Задачи советского законодательства в области авторского права. Советское право, М.-Л., 1923, № 1/4,с.92-99.

161. Рабинович И.Я. Авторское право на художественно-промышленные произведения. Сов.государство и право, 1954, № 8,c.I0I-I04.

162. Райгородский Н.А. Наследование неимущественных прав автора по советскому авторскому праву. Соц. законность, 1956,2, с.14-18.

163. Райгородский Н.А. Юридическое лицо как субъект авторского права. В кн.: Очерки по гражданскому праву (сборник статей). - Л.: ЛГУ, 1957, с.199-224.

164. Райгородский Н.А. Права советского архитектора по действующему законодательству. Вестник ЛГУ. Серия экономика, философия, право, 1961, № II, вып.2, с.98-110.

165. Рассудовский В.А. Заимствование в творчестве и проблема плагиата. Сов. государство и право, 1982, № II, с.78-87.

166. Рассудовский В.А. Ответственность за нарушение личных неимущественных авторских прав. Сов.юстиция, 1983, № 3,c.3-4.

167. Свидлер А. Об авторском праве. Вестник советской юстиции, 1927, № 3, с.84-86.

168. Серебровский В.И. Авторское право и наследование. Сов.государство и право, 1955, № 6, с.37-49.

169. Танин Г.М. Авторское право в изобразительном искусстве. -Сов. юстиция, 1937, № 6, с.13-14.

170. Танин Г.М. Договор художественного заказа. Сов.государство и право, 1948, № 2, с.67-72.

171. Толстой Ю.К. Спорные проблемы авторского права. Вестник ЛГУ. Серия экономика, философия и право, 1969, № 23, вып.4, с.118-125.

172. Фаддеева Т.А. Право авторства по советскому гражданскому праву. Вестник ЛГУ. Серия экономика, философия и право, 1957, № 23, вып.4, с.112-123.

173. Харуто В.И. Рассмотрение судами споров об авторском вознаграждении за произведения науки, литературы и искусства. -Сов. юстиция, 1975, № 14, с.5-7.

174. Цепин А. Некоторые особенности организации труда и материального обеспечения писателей, композиторов и художников. -Сов. юстиция, 1968, № 16, с.16-17.

175. Чернышева С.А. Права и обязанности автора по издательскому договору.-Сов.государство и право,1970, № 5, с.117-121.

176. Чернышева С.А. К вопросу об объектах авторского права. -Проблемы государства и права.-М.: ИГПАН, 1976, вып.12, с.142-152.

177. Чертков В.Л. Авторское право и право собственности на произведения изобразительного искусства. Сов.государство и право, 1973, № I, с.ИЗ-116.

178. Чертков В.Л. Интересы социалистического общества и авторские права граждан. Сов.государство и право, 1977, № 10,с.123-127.

179. Шпак В. Наглядная агитация и художник-оформитель. Советская культура, 1983, 29 ноября, с.З.

180. Щербаченко М. Что может зодчий? (Проблемы и суждения). -Правда, 1984, 29 марта, с.З.

181. Якуб Д.Б. Социалистические организации как субъекты авторского права. Вопросы государства и права (сборник статей Харьковского юридического ин-та). - М.: Юрид. литература, 1970, с.214-223.в) Авторефераты.

182. Ваксберг А.И. Издательский договор по советскому гражданскому праву: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1953 г.т 15 с.

183. Гаврилов Э.П. Правовая охрана внешнего вида промышленных изделий (промышленных образцов) в СССР и зарубежных странах: Автореф. дис.канд.юрид.наук. М., 1967 г. - 27 с.

184. Грингольц И.А. Права автора сценического произведения в СССР: Автореф. дис.канд.юрид.наук. М., 1953 г. - 19 с.

185. Ихсанов У.К. Авторские договоры на произведения изобразительного искусства: Автореф. дис.канд.юрид.наук. Алма-Ата, 1966 г. - 20 с.

186. Кабатов В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства: Автореф. дис.канд.юрид.наук. -М., 1954 г.- 15 с.

187. Клык H.JI. Ответственность по авторскому договору: Автореферат дис.канд.юрид.наук. Л., 1981 г. - 22 с.

188. Коськов М.А. Основные закономерности художественно-конструкторской деятельности: Автореф. дис.канд.филос.наук.-Л., 1980 г. 22 с.

189. Лейкаускас Й.П. Компетенция Союза ССР и союзных республик в области законодательства об авторском праве: Автореф.дис. канд.юрид.наук. М., 1983 г. - 16 с.

190. Ромовская З.В. Личные неимущественные права граждан в СССР: Автореф. дис.канд.юрид.наук. Киев, 1968 г. - 20 с.

191. Савельева И.В. Авторский лицензионный договор: Автореф.дис. канд.юрид.наук. М., 1980 г. - 16 с.

192. Соловьев Ю.Б. Проблемы формирования и развития дизайна в условиях социалистического общества (художественно-творческие и социально-типологические аспекты): Автореф.дис.доктора искусствоведения. М., 1982 г. - 30 с.

193. Табуцадзе Ю.П. Личные неимущественные права авторов произведений интеллектуального творчества: Автореф.дис.канд.юрид. наук. М., 1977 г. - 22 с.

194. Якуб Д.Б. Вопросы авторского права на произведения архитектуры: Автореф. дис. канд.юрид.наук. Харьков, 1970 г. -18 с.д) Дореволюционная и зарубежная литература.

195. Авторское право: Доклад комиссии С.-Пб. Литературного Общества по поводу проекта закона об авторском праве. СПб, 1908 г. - 95 с.

196. Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения: Систематизированный комментарий к закону 20 марта I9II г., 2-е изд. Петроград, 1916 г. - 191 с.

197. Пиленко А.А. Новый закон об авторском праве. СПб., I9II г, 166 с.

198. Симолин А. Авторское право на фабричные рисунки и модели. -Казань, 1916. 16 с.

199. Табашников И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права и по постановлениям законодательств: Северной Германии, Австрии, Франции, Англии и России. T.I. СПб., 1878. - 568 с.

200. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891. - 313 с.х х х

201. Веинке В. Авторское право. Регламентация, основы, будущее (пер. с-датского)/под ред.Панкина Б.Д. М.: Юрид. литература, 1979. - 232 с.

202. Ле Корбюзье. Архитектура XX века (статьи, интервью). 2-е изд. (пер. с франц.). М.: Прогресс, 1977. - 301 с.

203. Оскар Нимейер. Архитектура и общество(пер.с португ.,англ. и франц.). М.: Прогресс, 1975. - 189 с.

204. Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени (пер. с англ.). М.: Искусство, 1971. - 223 с.

205. Татаркевич Вл. Античная эстетика (пер. с польск.). М.: Искусство, 1977 . - 327 с.

206. Эшфорд Ф.К. Дизайн и промышленность (пер. с англ.). М.: ВНИИТЭ, 1968. - 177 с.

207. Источники практики. Бюллетени Верховного Суда РСФСР за 1975-1983 гг. Обзоры правовой работы системы ВААЛ (инструктивно-методические материалы) за 1976-1982 гг.

208. Гражданские дела из архива Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР и Московского городского суда. Материалы из практики Договорно-правового управления Всесоюзного агентства по авторским правам.

2015 © LawTheses.com