СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Буриев, Имонкул Бозорович, кандидата юридических наук
Введение--------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Понятие и источники мусульманского права и его распространение в дореволюционном Таджикистане
§1. Понятие и источники мусульманского права--------------------------13
§2. Распространение норм мусульманского права в дореволюционном Таджикистане----------------------------------------------31
Глава 2. Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане
§1. Особенности действия мусульманского права на территории
Таджикистана в доколониальный период -—.46
§2. Особенности действия мусульманского права на территории
Таджикистана в колониальный период--------------------------------------79
Глава 3. Применение норм мусульманского права в дореволюционном Таджикистане
§ 1. Применение норм гражданского права.114
§2. Применение уголовно-правовых норм.140
§3. Применение норм других отраслей мусульманского права--------162
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане, VIII - начало ХХ вв."
Актуальность темы. В современных условиях исследование проблем мусульманской правовой системы приобретает особую актуальность. В первую очередь это обусловлено потребностями общественного развития в нормативно-правовых ценностях. Одним из главных факторов, опреде-. ляющих интерес к мусульманскому праву является то, что провозглашенные новой Конституцией (1994 г.) республики принципы, определяющие дальнейшее развитие государственности, цели и задачи построения демократического, правового и светского государства, с трудом пробивают себе дорогу. Право, правовые принципы и законы должны сыграть решающую роль в демократизации и создании нового стабильно развивающего общества. В этом отношении исторический опыт крайне необходим для анализа и сравнения правильности выбранного пути.
Актуальность исследования данной проблемы связана прежде всего с тем, что мусульманское право, являясь одной из самостоятельных правовых систем мира, в жизни мусульманских государств Востока играет очень важную роль. Расширение сферы действия мусульманского права, недавно считавшего "юридической археологией", отсталым и реакционным сегодня представляет для научного исследования теоретический и прежде всего практический интерес с точки зрения выявления тех факторов, которые могли бы объективно способствовать его возрождению. Исследование этих вопросов с одной стороны, способствует глубокому пониманию процесса развития права.
С другой стороны, выявление норм и институтов мусульманского права, выражающих гуманистические принципы и общечеловеческие ценности, могли бы быть интегрированы в новую правовую систему Таджикистана.
Актуальность темы вызвана и тем, что введенное в У111-Х1 вв. мусульманское право в течение более 10 веков являлось господствующей правовой системой на территории дореволюционного Таджикистана. Несмотря на значительность такого периода времени, не имеется ни одной монографической работы непосредственно посвященной действию, развитию, особенностям применения исламского права в дореволюционном Таджикистане. На наш взгляд, исследование этой темы будет иметь большое значение для правильного представления о правовой истории народов, населяющих этот регион.
Актуальность исследования продиктована и тем, что практика применения мусульманского права в дореволюционном Таджикистане до сих пор никем не исследовалась -это «белое пятно» в историко-правовой науке Таджикистана. Более того, до сих пор не изучены и вопросы влияния права монголов и Тимура на мусульманское право как таковое.
Изучая мусульманское право зарубежных стран, авторы проанализированных нами работ отмечают, что доктрина является источником современного права лишь в некоторых из них1. Хронологические рамки нашего исследования совпадают с теми временными периодами, когда доктрина была основным источником действующего права на территории Таджикистана. Работа Российской комиссии для составления свода мусульманских законов под руководством К. К. Палена (1909 г.) не могло изменить положения доктрины, тем более, что вскоре после революции действие мусульманского права и органов правосудия было ограничено и отменено. Важность сложившейся в правоведческой научной литературы ситуации состоит в том, что положения и выводы большинства исследований (как советских, так и зарубежных) основываются на теоретических положениях классического права, т.е. на доктрине той или иной школы. С этой точки зрения, выводы, сделанные нами в ходе исследования относящиеся к прак
1 В литературе имеется две противоположные точки зрения на этот вопрос. В. Кнапп отмечает, что "мусульманское право в своем нынешнем виде является в основном доктринальным". См.: Кнапп В. Крупные системы права в современном мире//Сравнительное правоведение. -М.,1978. -С. 234, но Л.Р. Сюкияйнен же, анализируя источники действующего права арабских и мусульманских стран, пришел к выводу, что "в целом, в современных правовых системах мусульманских стран, нормы мусульманского права сравнительно редко выступают в традиционной форме доктрины". См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. -М.: Наука, 1986.-С.77. тике применения мусульманского права, будут непосредственно затрагивать научную достоверность существующих взглядов.
Степень изученности темы. В юридической литературе к проблеме действия мусульманского права в дореволюционном Таджикистане и практике его применения специально не обращались. Но имеется обширная литература, касающаяся истории возникновения, распространения ислама и мусульманского права вообще. Отметим работы таких крупных ученых-исламоведов, историков, юристов и востоковедов как: В.В. Бартольд, Е.А. Беляев, Д. Вормс, Г. Дюло, Мирзо-Казембек, У. Мьюир, А. Шпренгер, И. Гольдциер, В.Ф. Гиргас, А. Кремер, П. Цветков, С. Хюргронье, А.Е. Крымский, И.П. Петрушевский и другие. Эти ученые рассматривали мусульманское право в качестве одного из элементов религиозной системы и не обращали внимания на его правовые характеристики. Заслуга этих авторов состоит в том, что они рассматривали право в тесной взаимосвязи с историей арабского и других народов и возникновением ислама. Благодаря им стали достоянием науки многие факты из жизни Пророка, Халифов и Халифата, проясняющие источник происхождения отдельных норм мусульманского права
Различные аспекты истории действовавшего мусульманского права в начале XX в. нашли отражение в трудах И.Д, Джалилова1, С.К. Кожона-лиева2, Т.М. Культелеева3, И.И. Крыльцова4, Х.С. Сулаймановой5. В деле изучения отдельных обычаев, в том числе правовых, надо отметить вклад историков-этнографов, изучавших быт таджикского народа, -М.С Андреева6, Н.А. Кислякова7, И. Мухиддинова8, М.Р. Рахимова9 и др. Исследова
1 Джалилов И.Д. Основные черты земельного права дореволюционного Туркестана. -Ташкент, 1960.
2 Кожоналиев С.К. Суд и уголовное обычное право киргизов до Октябской революции. -Фрунзе, 1963.
3 Культелеев Т.М. Обычное уголовное право казахов. -Алма-Ата, 1955.
4 Крыльцов И.И. Государственное управление и суд в среднеазиатских ханствах накануне завоевания Туркестана царской Россией//Уч. зап. Свердлов, юр. инс-та, -1947. -T.2. -С.32-62.
5 Сулайманова Х.С. Уголовное право дореволюционного Туркестана//Собр. соч. -Ташкент, 1967. -T.1. -С.59-86.
6 Андреев М.С. Таджики долины Хуф. -Сталинабад: Изд.-во АН ТаджССР, 1953. -Вып.1. -250 с.
7 Кисляков Н.А. Наследование и раздел имущества у народов Средней Азии и Казахстана (Х1Х-начало XX вв.). -Л.: Наука, 1977; Он же: Очерки по истории Каратегина:К истории Таджикистана. -2-е изд. испр. и доп. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1954; Он же: Семья и брак у таджиков. -М.: Л.: Изд.-во АН
СССР, 1959. ния этих авторов очень важны для выявления соотношения мусульманского права с обычно-правовыми нормами.
Важные сведения о составе, структуре и сущности мусульманского права в аспекте исследуемой проблемы можно почерпнуть в исследованиях П. Цветкова1, Н. Остроумова2. Р. Шарля3, А. Массе4, А. Меца5, Р. Давида6, JL Р. Сюкияйнена7, О.У. Усманова8, Ф.Т. Тахирова9, М.С. Хайдаровой10, Г.С. Азизкуловой11, А.Г. Халикова12. В работах таких авторов, как А. Массе, Р. Шарль, А. Шахт13, М.И. Садагдар14, Г.М. Керимов15 раскрыты основные понятия и институты мусульманского права. Эти работы характеризует то, что они написаны на основе первоисточников и работ мусульманских авторов-создателей правовых школ и их последователей. Они имеют несомненное научное значение и содержат характеристики норм права, источники правообразования, юридические методы и способы получения норм из общих религиозных предписаний и соответственно критику этих теоретических норм.
8 Мухиддинов И. Земледелие памирских таджиков Вахана и Ишкашима в XIX - начале XX вв.(ист. эт-ногр. очерк.). -М.: Наука, 1975; Он же: Особенности традиционного земледельческого хозяйства припа-мирских народностей в XIX - XX вв. - Душанбе: Дониш, 1984.
9 Рахимов М.Р. Земледелие таджиков бассейна р. Хингоу в дореволюционный период. -Сталинабад, 1957.
1 Цветков П. Исламизм. -Асхабад, 1912, 1913. -Т.I. -1912. -460 с.
2 Остроумов Н.П. Исламоведение.-Ташкент,1912.
3 Шарль Р. Мусульманское право./Пер. с фр. - М., 1959.
Массэ А. Ислам: Очерки истории/Пер. с фр. -3-е изд. -М.: Наука, 1982.
6 Мец А. Мусульманский Ренессанс/Пер. с нем.- М.: Наука, 1966.
6 Давид Р. Основные правовые системы современности. Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1988.
7 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. -М.: Наука, 1986; Он же: Структура мусульманского права// Мусульманское право(структура и основные институты). -М., 1984. -С.20-37.
Усманов О.У. История становления и развития советского гражданского законодательства Таджикской ССР в период строительства социализма: Дис.д-ра юрид. наук.). -Ташкент, 1975. Он же: Гражданское право дореволюционного Таджикистана//Труды юрид. фак-та/Тадж. гос. Ун-т. -1973. - вып. 2. -С.3-122.
Тахиров Ф.Т. Развитие права в Таджикистане. -Душанбе: Ирфон, 1994. Он же: Становление советского права в Таджикистане. -Душанбе: Дониш, 1987.
I Хайдарова М.С. Распространения норм мусульманского права в Средней Азии // Изв. АН ТаджССР. Сер.: Философия, экономика, правоведение. -1988. -№4. -С.56-63. Она же: Основные направления школы мусульманского права//Мусульманское право(структура и основные институты). -М.: Наука, 1984. Она же: Из истории правового регулирования статуса личности по шариату(У11-Х11 вв.)//Изв. АН Республики Таджикистан. Сер.: Философия и правоведение. -1995. -№3. -С.76-89.
II Азизкулова Г.С. Цикл лекций по истории государства и права республики Таджикистан. -Душанбе, 1995.
Халиков А.Г. Хадискак источник мусульманского права. Дисс.канд. юрид. наук. -Душанбе, 1996.
13 Snhacht I An introdution to Islamic Law. -Ox. 1966.
14 Садагдар М.И. Основы мусульманского права. -М., 1968.
15 Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. -М.: Наука, 1978.
В плане изучения поставленных перед нами задач особо надо отметить работы Ф.Т. Тахирова, М.М. Муллаева1, А. Маджлисова2, Ш.К. Разыкова3, М.С. Хайдаровой, которые содержат весьма интересные теоретические положения и фактический материал о мусульманском праве и его роли в дореволюционном Таджикистане.
В диссертации критическому анализу подвергнуты работы ученых юристов, историков и востоковедов.
Источниковедческая база: При написании работы использованы материалы фондов Центрального государственного Архива Республики Таджикистан. Для изучения и раскрытия темы настоящей работы особо ценными источниками явились документы, хранящиеся в архивных фондах государственного архива Республики Таджикистан, (фонды № 1 до №73), касающиеся деятельности начальника Ходжентского уезда, жалобы и прошения граждан к нему, Определения Областного Самаркандского Окружного суда и Правительствующего Сената по делам решенным, народными судами, отчеты о деятельности народных судов Ходжентского уезда, книги записи решений казиев с 1870 до 1918 г. С очень малой долей этих уникальных материалов читатели знакомы по работам проф. Ф.Т. Тахирова. Сложность обработки архивного материала связана с тем, что в основном они написаны на арабском шрифте. Кроме того, сложная арабо-таджикская юридическая терминология, переданная почерками таълик и девони, знакомых только писцам (мирзам), очень затрудняла задачу исследователя.
Интересные научные положения и выводы содержались и в имеющихся официальных документальных материалах дореволюционного периода. Наряду с архивными материалами к ним относятся, отчеты отдельных инспекторов и чиновников царской России (А. Давлетшина, Ю.Д.
1 Муллаев М.М. Происхождение и реакционная сущность шариата. -Душанбе: Ирфон, 1967. Он же: История уголовного права Таджикской ССР. -Сталинабад, 1960. -4.1.
Маджлисов А. Аграрные отношения в Восточной Бухаре в XIX - начале XX вв. -Душанбе: Ирфон, 1967.
Разыков Ш.К. К истории советского суда в Таджикистане. -Сталинабад, 1960.
• v 8
Южакова, П.П. Палена), работ и оценка деятельности суда самыми казнями (Карашхан-огли) и материалы районирования Ходжентского уезда. Нами была использована и книга решений Самаркандского казия ХУ1 в., переведенная P.P. Фитратом и изданная в Ташкенте в 1937 г. Были изучены судебные решения и приговоры казийских (народных) судов Ходжентского уезда, по которым можно судить о сфере распространения и применения норм различных отраслей мусульманского права. Многие архивные данные впервые вводятся в научный оборот.
Актуальность темы и изучение источников и литературы дали основание для выбора именно этой темы для диссертационного исследования.
Методологической основой диссертации являются законы и категории диалектики, метод познания и его составные элементы: анализ, синтез, аналогия и сравнение, единство теории и практики, необходимость учета общего и особенного при изучении правовых явлений. Широко использованы исторический, сравнительно-правовой методы. Таким образом, в работе использованы как общенаучные, так и специальные, частно-научные методы исследования, которые позволили решить поставленные в диссертации задачи.
Теоретическую основу исследования составили: общие теоретические и историко-правовые положения содержащихся в трудах С.С. Алексеева, А. Ахмедова, В.В. Бартольда, Е.А. Беляева, В.Г. Вагабова, П.А, Грязневи-ча, Г.Э. Грюнебаума, Р. Давида, С. 3. Зиманова, И.А. Исаева, А.И. Ишано-ва, М. Г. Керимова, Л.И. Климовича, Ю. Крачковского, Н.А. Крашенин-никовой, А.Ф. Кремера, В.Н. Кудрявцева, Т.М. Культелеева, В.Л. Лазарева, А.Е. Крымского, В.М. Курыцина, А. Массэ, К. Маркса, А. Меца, М.М. Муллаева, B.C. Нерсесянца, Н. Остроумова, А. П. Петрушевского, С.А. Раджабова, З.Ш. Раджабова, А.Х. Саидова, Т.С. Саидбаева, К.А. Софро-ненко, Л.Р. Сюкияйнена, Ф.Т. Тахирова, С.А. Токарева, Н. Торнау, Ш.З. Уразаева, О. У. Усманова, М.С. Хайдаровой, X. Хамидова, В.Е. Чиркина,
О.И. Чистякова, П. Цветкова, И. Шахта, Ф. Энгельса, Р. Шарля, С.В. Юшкова, С.Л. Явича и др.
Цели и задачи исследования. Главной целью настоящей диссертации является выявление особенностей действия мусульманского права в конкретно взятом регионе, а именно -в дореволюционном Таджикистане. Однако, имея в виду то обстоятельство, что в рамках одной диссертации разработка всех историко-правовых проблем, связанных с темой настоящей диссертации, представляется невозможной, в ней исследованы наиболее важные из них: особенности действия и взаимодействия мусульманского права с другими правовыми системами и их соотношений в процессе правового развития, а также практика применения норм мусульманского права. Кроме того, содержание диссертации предопределило наличие архивных и других фактических материалов. Исходя из этих целей, были поставлены следующие задачи: -определить понятие мусульманского права;
-выявить этапы и особенности распространения мусульманского права; -изучить роль и значение среднеазиатской правовой науки в развитии мусульманского права;
-определить основные этапы в развитии мусульманского права на территории дореволюционного Таджикистане;
-выявить факторы влияющие на действие мусульманского права; -показать значение, влияние и сферы действия других источников права взаимодействующих в определенных этапах истории таджикского общества с мусульманским правом;
- проанализировать правоприменительную деятельность судебных органов; -показать роль и значение мусульманского права в правовой системе дореволюционного Таджикистана;
-выявить особенности действия и практики применения норм отдельных отраслей мусульманского права.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она по существу является первым исследованием, всецело посвященным вопросам истории мусульманского права дореволюционного Таджикистана. В нем, 1 впервые в комплексе поставлен вопрос об изучении действия мусульман
I ского права с начала его распространения на территории дореволюционного Таджикистана, его развития и взаимодействия с другими правовыми системами, в частности с монгольским и российским правом. Хронологиче-| ские рамки исследования охватывает почти всю историю действия мусульманского права в Таджикистане. Многие вопросы раскрыты на основе i; местного материала, обнаруженного в архивных фондах республики.
I На основе анализа имеющийся литературы автором впервые уточнег ны источники мусульманского права, действовавшие до признания за доктриной силы источника права.
Автор впервые поэтапно ставит и решает вопросы особенностей распространения и действия мусульманского права и увязывает их с полити-; ческой историей дореволюционного Таджикистана. Таких этапов было четыре: распространение и развитие собственно мусульманского права (У111-XII); ограничение мусульманского права монгольским правом (Х111-до третей четверти Х1У в.) и Уложением Тимура (ХУ-ХУ11 в.); взаимодейг р ствие мусульманского права с обычним правом (весь период действия); па
I , раллельное действие имперского, мусульманского и обычного права (с 1868 до 20 годов нашего столетия). ■ Хронологическое исследование темы и изучение проблем в динамике позволили автору выявить пути влияния внешних (монгольского, российского права) и внутренних (обычного права) правовых норм и факторов на действие мусульманского права.
Отмечена заслуга среднеазиатских правоведов в разработке источников, особенно хадисов, в становлении и развитии мусульманского права.
Введены в научный оборот новые архивные материалы. На защиту выносятся следующие основные выводы:
-Мусульманское право на территории Таджикистана в Х-Х1 вв. стало господствующей системой права.
-До начала XI в., источниками мусульманского права на территории дореволюционного Таджикистана являлись нормы Корана, сунны и иджма сподвижников Пророка, а также самостоятельное решение судьи.
-Распространение мусульманского права не было всецело связано с распространением религии ислама, а его введение обусловливалось и потребностями общественного развития, особенно в регионах действия обычного права.
-Относительная обособленность мусульманского права от его религиозных источников подтверждается его применением в дореволюционном Таджикистане.
-Средняя Азия являлся одним из главных центров правовой, политической и богословской мысли мусульманского мира.
-Монгольское право ограничивало в некоторых отраслях действие норм мусульманского права на территории дореволюционного Таджикистана, но не отменила его.
-Причинами того, что монгольское право не закрепилось в исследуемом регионе, являются во - первых, то, что мусульманское право занимало устойчивую позиции, было связано с религией ислама и отвечало объективным требованиям развития общества, а во вторых, сохранив прежние органы правосудия и источники права, монгольские правители не заменили органов местной власти.
-Взаимодействие и взаимовлияние мусульманского права с обычним правом проявлялись в рецепции норм последнего первым. Расширение сферы влияния мусульманско-правовых норм вытекало из необходимости развития общественно-экономических отношений. Несмотря на этот процесс, сфера действия обычного права не была ограничена в отдаленных и горных районах дореволюционного Таджикистана.
-Ограничение действия мусульманского права на территории Туркестанского генерал-губернаторства шло постоянно и непрерывно. Влияние российского права было значительным не только для мусульманского уголовного и гражданского права, но и на правосознание граждан (например, рассмотрение дел по поводу иска с неуплаты процентов (рибо), прямо запрещенное мусульманским правом, установление новых видов наказаний, неизвестных мусульманскому праву и т.д.).
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется постановкой и решением целостной проблемы - о действии мусульманского права на территории дореволюционного Таджикистана. Выводы, содержащиеся в работе по проблемам мусульманского права, его реализации, значительно восполняют тот пробел, который имеется в историко-правовой литературе. Основные положения и фактический материал могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения историко-правовых проблем.
Имеющийся материал и опыт практики его применения могут быть учтены и использованы в ходе правотворческого процесса, законодательством Республики Таджикистан, а также при реформе юридического образования в Республике Таджикистан.
Выводы диссертации могут быть использованы при написании учебников по истории права, в процессе преподавания курса истории права и государства Республики Таджикистан и сопредельных государств, в спецкурсах и семинарах по проблемам мусульманского права и практики его применения.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании отдела государства и права Института философии и права Академии наук Республики Таджикистан. Основные положения и выводы диссертации изложены в выступлениях на конференциях, в опубликованных статьях и тезисах, а также в докладах на международных семинарах.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Буриев, Имонкул Бозорович, Душанбе
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
В ходе анализа действия мусульманского права нами были выявлены следующие особенности в распространении и действии его норм в дореволюционном Таджикистане:
1. В течение V111-Х 1 вв. мусульманское право стало господствующей правовой системой в дореволюционном Таджикистане. Вместе с тем для всей истории Центральной Азии характерно взаимодействие господствующего права с обычным правом народов, населяющих этот регион.
2. Анализ проблем происхождения и признание за доктриной роли основного источника права показывают, что последнее относится к X в. и никак не может быть отнесено ко времени ранее X -XI вв.
До признания доктрины соответствующей школы (до X в.), источниками мусульманского права в дореволюционном Таджикистане являлись Коран, сунна, иджма сподвижников Пророка и самостоятельное решение судьи. i
В дореволюционном Таджикистане получила распространение хана-фитская школа права, так как завоевателями Центральной Азии являлись последователи именно этой школы.
Причинами распространения этой доктрины являются, на наш взгляд, её гибкость, приспособляемость к новым условиям и восприятие ею правил и норм доисламской эпохи, действовавших в регионе.
3. Средняя Азия является одним из центров правовой, политической и религиозной мысли мусульманского мира, о чем, в частности, свидетельствуют многочисленные труды знаменитых среднеазиатских ученых -исламоведов и факихов.
4. Мусульманское право не смогло полностью вытеснить нормы не только обычного права, но и правовые нормы доисламской эпохи. Об этом говорит сохранение норм и институтов сасанидского права.
5. Взаимодействие и взаимовлияние мусульманского права с обычным правом проявлялись в рецепции норм последнего первым. Несмотря на этот процесс, сфера действия обычного права не была ограничена в отдаленных и горных районах дореволюционного Таджикистана.
6. Монголам удалось завоевать регион и ввести некоторые элементы и институты монгольского права.
7. Ясы Чингизхана некоторое время ограничивали действие мусульманского права. Но в целом ограничение было не всеобъемлющим, и после ухода монголов из Средней Азии правовые нормы Ясы постепенно были аннулированы. Причиной тому было то, что мусульманское право имело весьма устойчивую позицию и отвечало объективным требованиям общественного развития среднеазиатского общества. Монголы не придавали значения вопросам применения права, актам правоприменения и не создали соответствующих правоприменяющих институтов. Они сохранили в нетронутом виде различные местные судебные органы в завоеванных ими регионах, что и стало главной причиной непринятия монгольского права. Поэтому им не удалось полностью и навсегда установить свою правовую систему.
8. Нормы монгольского права пытались сохранить и внедрить в жизнь отдельные местные правители, например, Тимур (1337 - 1405). Тимур ввел гражданские суды, действующие на основе Ясы и применяющие ее нормы. Но после распада империи Тимура они также потеряли свое значение.
9. Возникший в ХУ111 в. и просуществовавший до 1920 г. Бухарский эмират, ввел некоторые изменения в сфере правоприменения. Единственными органами правосудия признавались суды казиев, во главе с кази - ка-лоном. Некоторые полномочия в регулировании гражданско-правовых отношений признавались за раисами (исполняющими функции мухтасиба - в средние века).
10. Мусульманское право при Тимуридах, особенно в период правления первых Мангытов, уже снова регулировало все сферы общественных отношений.
11. Завоевание Россией территории Центральной Азии показало абсолютную несостоятельность Бухарского эмирата не только в управлении армией, но и в созданной им структуре государственной власти. Нормы мусульманского права продолжали действовать в пределах эмирата.
12. На территории северных районов дореволюционного Таджикистана, которые входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства, мусульманское право ограничивалось во всех сферах его применения. Особенно глубокому изменению и ограничению подверглось мусульманское уголовное право, как отрасль, имеющая непосредственное отношение в смысле безопасного осуществления государственной власти и установления приемлемого для метрополии порядка. В ведении суда казиев оставались незначительные проступки и преступления, не представляющие особую опасность для метрополии.
13. Проведенный нами анализ форм и методов распространения имперского права, выявил четыре пути введения норм законодательства Российской империи в правовую жизнь Туркестанского генерал-губернаторства: распространение общеимперских правовых норм, сопровождавшихся постоянным их ростом соответственно и расширением сферы действия;
2) издание специальных законов - Положений (последнее из которых было принято 12 июня 1886 г.);
3) определения, выносимые Правительствующим Сенатом и его Департаментами;
4) замена норм специальных ранее принятых законов, нормами общероссийского законодательства.
14. Особенности действия мусульманского права после присоединения Средней Азии к России определяются их местом в регулировании общественных отношений. От российского законодательства зависело определение сфер и отношений, подпадающих под применение мусульманских правовых норм. Таким образом, имперское право занимало господствующее положение в крае.
15. В Бухарском эмирате распространение имперского права хотя и имело ограниченный характер, тем не менее оно регламентировало те уголовно-правовые и гражданско-правовые отношения, когда одной из сторон выступали русскоподданные или приравненные к ним иностранцы.
16. Действие имперского права на территории Бухарского эмирата, рассчитанное на регламентацию отношений, возникающих в делах с рус-скоподданными и приравненными к ним лицами христианского вероисповедания, не могло поколебать господствующего положения мусульманского права.
17. В Туркестанском крае, кроме тех полномочий (контроль суда ка-зия, непосредственно в ходе выборов, их утверждение, утверждение их решений и т.д.), которые были законодательно закреплены в договорах, положениях и соглашениях между метрополией и колонией, русские чиновники вмешивались в дела управления и правосудия на всей территории дореволюционного Таджикистана. На Памире же суды контролировали начальники военного отряда.
18. Анализ действия мусульманского права и практики его применения судами как в эмирате, так и в последующем -при колониальных властях на территории дореволюционного Таджикистана, выявил разрыв между теорией и практикой его применения. На практике народные судьи в своих решениях основывались на решения других или самих себя в других делах, т.е. в вопросах правоприменения в народном суде сложился положение характеризуемое как разновидность правоприменения в прецедентном праве.
Разработанное многими мусульманскими законоведами положения исламского права классического периода, на практике не всегда реализовались. Теория и практика в основном совпадали, но в чем-то модифицировались (например, применяемые жестоких наказаний за прелюбодеяние, существование таких обычаев как сараспа и т.д.). В некоторых случаях использовались нормы местного обычного права.
19. Мусульманское право благодаря установленным запретам, больше было связано с нравственными нормами (запрет ростовщичества, недействительность сделки, если она связана с риском, не признание собственности на воду в определенных случаях и т. д.) но, как показывает практика, получение процента(рибо) стало чисто моральной нормой, а как норма права это положение не действовало.
20. Изучение дел, решенных судами казия, а также народными судами в колониальный период показывает, что утверждения некоторых исследователей о полном бесправии женщин-мусульманок, особенно после их вступления в брак, является несостоятельными. Надо признать то, что объем прав и свобод женщины зависел от правосознания и социальной активности самого субъекта права (т.е. самой женщины).
21. Практика применения норм в области водопользования показывает, что эти отношения регулировались не только нормами мусульманского права, и обычно-правовыми нормами, но и законодательством Туркестанского генерал-губернаторства.
22. Исследование и сопоставление норм мусульманского гражданского права с Гражданским кодексом РСФСР (1922) выявило тождественность между ними в регулировании института залога.
23. Относительная самостоятельность мусульманского права, его некоторая обособленность от религиозных норм прослеживаются в практике его применения в некоторых местностях дореволюционного Таджикистана. Например, применяемые на практике некоторые нормы, которые не были предусмотрены мусульманским уголовным правом или разные его модификации говорят о том, что не всегда принятие ислама сопровождалось обязательным принятием правовых норм ислама.
24. Но имелись и такие особенности, которые сближали право с религией, что вытекало из самих норм и учения правовых школ. Например, должность судьи могло занимать только лицо, основательно знакомое с мусульманским правом, строго соблюдающее правила и предписания религии. Такое же требование предъявлялось в большинстве случаев и к свидетелям. Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, в основе своей все же имеет целью защиту религиозных и моральных принципов. Поэтому оно тесно связано с религиозной идеологией и психологией. Это наблюдается не только на уровне теории, но и в практике его применения.
Всесторонний анализ практики применения мусульманского права как дореволюционном, так и в доколониальном Таджикистане убедительно показывает, что мусульманское право даже тогда, когда оно являлось господствующей правовой системой, никогда не было здесь всеохватывающим и единственным законом. В дореволюционном Таджикистане всегда существовали самые различные правовые традиции, обычаи и системы (мусульманское, обычное и российское имперское право; в доколониальном периоде несколько другое сочетание, мусульманское, обычное право, потом в разные времена монгольское, Уложения Тимура и т.д.). Как раз их взаимодействие и взаимовлияние с мусульманским правом подтверждают его жизненность и способность развиваться и соответствовать своему времени.
Хотя в условиях советского строя в результате пренебрежительного отношения к правовым идеям и нормам ислама последние юридически полностью были аннулированы, но в сознании и действиях мусульман некоторые из них сохранялись и соблюдались очень долго (например, при заключении брака и развода, наследовании имущества др.).
С установлением суверенитета республики в связи с демократическими веяниями, провозглашенной Конституцией РТ свободой совести и вероисповедания многие скрытые действия мусульманского права в быту граждан заявили о себе наяву. Многие из них никогда и не уходили из жизни населения Таджикистана.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане, VIII - начало ХХ вв.»
1. Абрамов И.Ф. Положение об управлении Туркестанским краем. -Ташкент, 1916. -250 с.
2. Вербовский В.Т. Положение об управлении Туркестанским краем. -Ташкент, 1911. -103 с.
3. Временная Положения об управлении Закаспийской областью // Свод законов Российской империи. В двух томах. -М., 1899. -Т.2, ч.1. -С. 231-234.
4. Казийские документы ХУ1 в./ Текст, указ. и прим. подгот. P.P. Фитрат, Б.С. Сергеев. -Ташкент: Изд-во Ком. наук Уз.ССР, 1937. -80 с.
5. Положение об управлении Туркестанским краем// Свод законов Российской Империи. В двух томах. -М., 1899. -Т.2, ч.1. -С. 234-260.
6. Хидая: Комментарии мусульманского права/Сост. Бурханеддин Мар-гианский; Пер. с англ. и под ред. Н.И. Гродекова. -Ташкент, 1893. -Т.1. -XX,513 е.; Т.2.-ХХУ111, 462 е.; Т.З. -ХХ1У, 423 е.; Т.4. -XX, 319 с.1. Архивные материалы:
7. Душанбинский гос. музей инв. кн. рукописей. -№1. док № 9.
8. ЦГА РТ. Испольнительный Комитет Дюшамбинского вилоятского Совета рабочих, дехканских и красноармейских депутатов.Фонд.6.оп.1, ед. хр. 39, л 110.
9. ЦГА РТ Народный судья Унджинской волости. Фонд.59. on. 1, ед. хр. 1, л 1-35.
10. ЦГА РТ. Народный судья Гулякандозской волости, Ходжентского уезда. Фонд 64.on. 1, ед. хр. 64, л 132 253.
11. ЦГА РТ. Народный судья Шахристанского аула, Дальянской волости, Ходжентского уезда(1887 1903). Фонд 67.on. 1, ед. хр. 8, л 2-70.
12. ЦГА РТ. Народный судья Костакозской волости, Ходжентского уезда. Фонд 73.14. оп.1, ед. хр.13, л 2-53.
13. Книги, статьи из сборников, периодических и продолжающихся изданий
14. Абдурахмани Тали. История Абулфейзхана. -Ташкент: Изд. АН Уз. ССР, 1959.-176 с.
15. Азизкулова Г.С. Цикл лекций по истории государства и права Республики Таджикистан. Душанбе, 1995. -212 с.
16. Айни С. Куллиет. -Душанбе: Нашрдавто^ик, 1962. -^илди 6: Еддошт^о. -414 с.
17. Айни С. Смерть ростовщика. Ятим. -Душанбе: Маориф, 1976. -244 с.
18. Алексеев С.С. Общая теория права. -М.: Юрид. лит., 1981. -Т. 1. -359 с.
19. Андреев М.С. Таджики долины Хуф. -Сталинабад: Изд.-во АН Тадж. ССР, 1953. -Вып.1. -250 с. -(Тр. АН ТаджССР; Т.7).
20. Андреев М.С., Половцев А.А. Материалы по этнографии иранских племен Средней Азии. Ишкашим и Вахан. -СПб., 1911. -41 с.
21. Арандаренко Г.А. Досуги в Туркестане, 1874 -1889. -СПб., 1879. -666 с.
22. А^мад Махдуми Дониш. Рисола. -Душанбе: Сарват, 1992. -98 с. (тадж. яз.)
23. Балазори. Книга завоевания стран: Текст и пер. с араб. П.К. Жузе. -Баку, 1927. -42 с.
24. Бартольд В.В. Арабское завоевание и Туркестан при Саманидах//Соч. -М., 1964. -Т.2, ч.2.-С. 118-126.
25. Бартольд В.В. Еще о христианстве в Средней Азии//Соч. -М.,1964. -Т.2, ч.2.-С. 315-319.
26. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. -Л.: Изд. АН СССР, 1927.-254 с.
27. Бартольд В.В. История Туркестана (Конспект лекций).- Ташкент, 1922.50 с. (Тр. Туркестан. Гос. Ун-та; вып. 2.).
28. Бартольд В.В. Монгольская империя и Чагатайское государство//Соч.-М., 1964. Т.2, ч.2.-С. 27-36.
29. Бартольд В.В. Народное движение в Самарканде в1365 г.// Соч. -М., 1964. -Т.2, ч.2. -С. 362 -379.
30. Бартольд В.В. Сочинения. -М.: Наука, 1965. -Т.З. Работы по исторической географии. -711 с.
31. Бартольд В.В. Улугбек и его время//Соч. -М., 1964. -Т.2, ч.2. -С. 25-196.
32. Бартольд В.В. Улусные эмиры. Царствование Тимура//Соч. -М., 1964. -Т.2, ч.2. -С. 37-62.
33. Бартольд В.В. Церемониал при дворе узбекских ханов в ХУ11 в.// Со4. -М., 1964. -Т.2, 4.2.-С. 388-399.
34. Беленицкий A.M. К истории феодального землевладения в Средней Азии и Иране в Тимуридскую эпоху Х1У ХУ вв.// Историк марксист. -1941.-Кн. 4. -С. 43-58.
35. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. -2-е изд.-М.: Наука, 1966. -280 с.
36. Беляев Е.А. Предисловие//Шарль Р. Мусульманское право/ Пер. с фр. С.И. Волка. -М., 1959. -С.
37. Бендриков К.Е. 04ерки по истории народного образования в Туркестане (1865-1924). -М.: АПН РСФСР, 1960. -512 с.
38. Бокиев О. Завоевание и присоединение Северного Таджикистана, Памира и Горного Бадахшана к России. -Душанбе: Ирфон, 1994. -272 с.
39. Бойматов JI. Шуриши Ма^уиуди Торобй. -Душанбе: Ирфон, 1992. -64 с. (тадж.яз.).
40. Буллиет Р.В. Религиозно-политическая история Нишапура в XI в/Пер. с анг. В.В. Наумкина//Мусульманский мир:950-1150. -М.: Наука, 1981.1. С.89-110.
41. Буриев И.Б. Из истории деятельности мусульманских судов в XX в.//Изв. АН Республики Таджикистан: Сер.: философия и правоведение. -1996. -№2. -С.65-73.
42. Бурхан-уд-Дин-хан-и Кушкеки. Каттаган и Бадахшан/ Под ред. с пре-дисл. и прим. А.А. Семенова. -Ташкент, 1926. -248 с.
43. Вагабов М.В. Ислам и семья.- М.: Наука, 1980. -174 с.
44. Вамбери Г История Бохары или Трансоксании с древнейших времен до настоящего/Пер. А.И. Павловского. -СПб., 1873. Т.1.-ХХХ1Х, 274 с.
45. Вельяминов-Зернов В.В. Опыт начертания Российского Гражданского права. -СПб., 1821. -Ч. 1.
46. Вернадский Г.В. О составе Великой Ясы. -Брюссель, 1939.
47. Владимирцов Б. Чингизхан. -М.: Л.: Берлин, 1922.
48. Всемирная история. -М.: Госполитиздат, 1958. -Т.З. -896 с.
49. Всеобщая история государства и права. -М.: Юриздат, 1947. -4.2: Феодализм. -272 е.; ч.4: Новейшая время (1917-1947). -368 с.
50. Гаврилов Г. Остатки ясы и юсуна у узбеков. -Ташкент, 1929. -10 с.
51. Гафуров Б.Г. Таджики. -Душанбе: Ирфон, 1989. -кн. 2. -480 с.
52. Гоибов Г. Ранние походы арабов в Среднюю Азию. -Душанбе: Дониш, 1989. -144 с.
53. Гольдциер И. Лекции об исламе. -СПб., 1922. -119 с.
54. Гордиенко А.Н. Создание народно-советского государства и права и их революционно-преобразующая роль в Хорезме и в Бухаре. -Ташкент: Изд. САГУ, 1959.-199 с.
55. Гронбчевский 6.JI. Отчет о поездке в Кашгар и южную Кашгарию в 1885 г. -Новый Маргелан, б.г. -249 с.
56. Грумм -Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. -СПб., 1926. -Т.2: Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии. -У1, 898 с.
57. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам (600-1258гг).-М.: Наука, 1986. -215 с.
58. Давид Р. Основные правовые системы современности/Пер. с фр. В. Туманова. -М.: Прогресс, 1988. -495 с.
59. Давидович Е.А. Денежное хозяйство Средней Азии после монгольского завоевания и реформа Масуд-бека (XI11 в.). -М.: Наука, 1972. -175 с.
60. Джалилов И.Д. Основные черты земельного права дореволюционного Туркестана. -Ташкент, 1960. -64 с.
61. J Дингелыитедт Н. Судебное преобразование в Туркестане//Журнал гражданского и уголовного права. -1882. -кн.2. -отд.З.
62. Дриккер Х.Н. Из истории борьбы за преодоление феодально-байских пережитков в сельском хозяйстве Таджикистана (1917-1929)//Сов. востоковедение. -1956. -№6. -С. 83-94.
63. Джалилов А. Из истории положения женщин в Средней Азии до и после распространения ислама. -Душанбе: Ирфон, 1974. -44 с.
64. Из истории права народов Дагестана. Махачкала, 1968. -236 с.
65. Искандаров Б.И. Восточная Бухара и Памир в период присоединения Средней Азии к России. -Сталинабад: Таджгосиздат, 1960. -214 с.
66. Искандаров Б.И. Восточная Бухара и Памир во второй половине XIX и начале XX вв. -Душанбе: Дониш, 1963. -4.2. -351 с.
67. Искандаров Б.И. Социально-экономические и политические аспекты истории Памирских княжеств (X в.-первая половина XIX в). -Душанбе: Дониш, 1983. -160 с.
68. Ислам. Краткий справочник. -М.: Наука, 1983. -159 с.
69. Ислам в СССР: Особенности процесса секуляризации в республиках Советского Востока. -М.: Мысль, 1983. -173 с.
70. Исторический очерк распространение русской власти в Средней Азии.Б.М. и Б.Г.-26 с.
71. История государства и права зарубежных стран/Под ред. Н. А. Крашенинникова, О.А. Жидкова. -М.: Изд-во МГУ, 1988. -4.1. -352 с.
72. История государства и права СССР/Под ред. О.И. Чистякова, И.Д. Мартысевича. -М.: Изд-во МГУ, 1985. -4.1. -280 с.
73. История Ирана. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. -488 с.
74. История монголов от древнейших времен до Тамерлана:Пер. с перс.-СПб, 1834.-160 с.
75. История политических и правовых учений. Средние века и Возрожде-ние/Отв. ред. B.C. Нерсесянц -М.: Наука, 1986. -346 с.
76. История Узбекской ССР. -Ташкент: Изд-во Ан УзССР, 1956. -Т.1, кн.2. ^ 497 с.
77. История правовых и политических учений. Под ред. B.C. Нерсесянца. -М.: Инфра -М. КОДЕКС, 1995. -726 с.
78. Каганович JI. Некоторые проблемы царской колонизации Туркеста-на//Центральная Азия. -1997. -№5. -114. -С. 111-123.
79. Караев О. История Караханидского каганата. -Фрунзе: Илым, 1983. -301 с.
80. Караш Хан оглы. Народный суд в Закаспийской области:(Местный суд). -Ташкент, 1922. -58 с.
81. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. -М.: Наука, 1978. -223 с.
82. Кисляков Н.А. Наследование и раздел имущества у народов Средней Азии и Казахстана( Х1Х-начало XX вв.). -Л.: Наука, 1977. -131 с.
83. Кисляков Н.А. Очерки по истории Каратегина. К истории Таджикистана. -2-е изд. испр. и доп. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1954. -224 с.
84. Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков. М.: Л.: Изд.-во АН СССР, 1959. -269 с. -(Тр. Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая/АН СССР; Т.44).
85. Кисляков Н.А. Следы первобытного коммунизма у горных таджиков в Вахиои-Боло. -М.: Л.: Изд.-во АН СССР, 1936. -158 с. -(Тр. Ин-та антропологии, этнографии и Археологии АН СССР; Т. 10; Сер.: этногр. 42.).
86. Клочков В.В. Религия, государство, право. -М.: Мысль, 1978. -287 с.
87. Кнапп В. Крупные системы права в современном мире. Сравнительное правоведение. -М., 1978. -С. 211-235.
88. Кожоналиев С. К. суд и уголовное обычное право киргизов до октябской революции. -Фрунзе: Изд-во АН КиргССР,1963. -66 с.
89. Коран/ Пер. И.Ю. Крачковского. -М., 1963 -824 с.
90. Крашенинникова Н.А. Мусульманское право//История государства и права зарубежных стран. -Ч.1/Под ред. Н.А. Крашеннинниковой, О.А. Жидкова.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С. 334-341.
91. Крыльцов И.И. Государственное управление и суд в среднеазиатских ханствах накануне завоевания Туркестана царской Россией//Уч. зап. Свердлов, юр. инс-та, -1947. -Т.2. -С.32-62.
92. Крымский А.Е. История мусульманства. -2-е изд.-М.,1904-1912.-Ч.1/2. -1904. -166,162,16 с. -(Тр. по востоковед. Изд. Лазаревским ин-том вост. яз.; вып. 12,18); Ч.З. -1912. -25 с. -(Тр. по востоковед. Изд. Лазаревским ин-том вост. яз.; вып. 12, 13).
93. Культелеев Т.М. Обычное уголовное право казахов. -Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1955. -302 с.
94. Курбон Мухаммадзода, Мухаббат Шохзода. История Бадахшана. -М.: Наука, 1973. -46, 250 с.
95. Лебон Г. Ислом: Давраи пайдоиш (таърих ва тамаддун). -Душанбе, 1991. -Ч. 1. -68 с. (на тадж. яз.)
96. Логофет Д.Н. Бухарское ханство под русским протекторатом. -СПб: Изд. В. Березовского, 1910. -Т.1. -340 е.; Т.2. -357 с.
97. Логофет Д.Н. В забитой стране. -М., 1912. -175 с.
98. Логофет Д.И. Бухарское ханство и его современное состояние. -СПб.: Изд. В. Березовского, 1909. -239 с.
99. Мавлютов P.P. Ислам. -М.: Политиздат, 1969. -168 с.
100. Маджидов P.M. Отношение царизма к исламу// Изв. АН Республики Таджикистан. Сер.: философия и правоведение.-1992. -№ 1-С.32-36.
101. Маджидов P.M. Преодоление религиозности в условиях перехода к социализму минуя капитализм:(на материалах Таджикистана). -Душанбе: Дониш, 1973. -210 с.
102. Маджлисов А. Аграрные отношения в Восточной Бухаре в XIX начале XX вв. -Душанбе: Ирфон, 1967. -331 с.
103. Марко Поло Книга Марко Поло/Пер. с фр. И.П. Минаева; И.П. Маги-дович. -М.: Географгиз, 1955. -376 с.
104. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. -М.: Госполитиздат, 1947. -536 с.
105. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение. 2-е изд. -М.: Госполитиздат, 1957. -Т.6. -XXI 1,761 с.
106. Массэ А. Ислам: Очерки истории/Пер. с фр. -3-е изд. -М.: Наука, 1982. -191 с.
107. Махмудов Н. Земледелие и аграрные отношения в Средней Азии в Х1У-ХУ вв. -Душанбе: Дониш, 1966. -129 с.
108. Мец А. Мусульманский Ренессанс/Пер. с нем.- М.: Наука, 1966.- 471 с.
109. Минаев И.П. Путешествие Марко Поло. -СПб., 1902. 351 с.
110. Мирза Бади-диван. Маджма ал-аркам ("Предписание фиска"). Приемы документации в ХУ111 в./Введение пер. и прил. А. Б. Вильдановой. -М.: Наука, 1981. -129, 198 с.
111. Момунбаев И.М, Уразаев Ш.З. Средняя Азия//История государства и права СССР. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. -4.1. -46-52.
112. Муллаев М.М. История уголовного права Таджикской ССР. -Сталинабад, 1960. -4.1. -159 с.
113. Муллаев М.М. История уголовного права Таджикской ССР: Дис.д-ра юрид. наук. -Душанбе, 1968.
114. Муллаев М.М. Происхождение и реакционная сущность шариата. -Душанбе: Ирфон, 1967. -187 с.
115. Мухаммадали ибни Мухаммадсайиди Балчувони. Таърихи Нофеъи. -Душанбе, 1994.-ПА с .
116. Мухаммад Хайкал. Зиндагонии Мухаммад.- Душанбе, 1994. -Чилди 1. -331 с.
117. Мухиддинов И. Земледелие памирских таджиков Вахана и Ишкашима в XIX начале XX вв.:(Ист- этногр. очерк.). -М.: Наука, 1975. -127 с.
118. Мухиддинов И. Особенности традиционного земледельческого хозяйства припамирских народностей в XIX XX вв. - Душанбе: Дониш, 1984. -194 с.
119. Наливкин В.Н. Туземцы раньше и теперь. -Ташкент: Кирспер, 1913. -144 с.
120. Наршахи М. Таърихи Бухоро. -Душанбе: Дониш, 1979. -118 с.
121. Насонов А.Н. Монголы и Русь:(История татарской политики на Руси). -М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1940. -176 с.
122. Нечаев А.В. По Горной Бухаре: Путевые очерки. -СПб., 1914. -107 с.
123. Неъматов Н.Н. Давлати Сомониен. -Душанбе: Ирфон, 1988. -304 с.
124. Низамаддин Шоми. Зафарнома, -Прага, 1937. -Т.1.
125. Новицкий И.Б. Римское право. -М.: ТЕИС, 1995. -226 с.
126. Н.П. О податях и повинностях, существовавших в бывшей Кокандском ханстве// Туркестанские Ведомости. -1876. № 16,17.
127. Общая теория государства и права/Под ред. В.В. Лазарева.- М.: Юрист, 1994.
128. Опыт систематического изложения главнейших начал шариата, применяемых ныне в коренных областях Туркестанского края. -Ташкент, 1909. -126 с.
129. Остроумов Н.П. Исламоведение. -Ташкент, 1912. -158 с.
130. Остроумов Н.П. Шариат. -Ташкент, 1912.-140 с.
131. Отчет капитана Давлетшина о командировке в Закаспийскую область, Туркестанский край и степные области для ознакомления с деятельностью народных судов. -СПб., 1901. -1У, 106 с.
132. Пален К.К. Правовой быть туземного населения. -СПб., 1910. -Т.1У.
133. Периханян А.И. Общество и право Ирана в Парфянской и Сасанидский периоды. -М.: Наука, 1983. -384 с.
134. Петрушевский И.П. Из истории Бухары в XI11 в.// Уч. зап. ЛГУ. -Л., 1949. -№98: Серия востоковедческих наук, вып. 1. -103-118
135. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в У11 ХУ вв. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1966. -400 с.
136. Проблемы теории государства и права. -М.: Юрид. лит., 1987. -447 с.
137. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. -М.: Юрист, 1995. -96 с.
138. Разыков Ш.К. К истории советского суда в Таджикистане. -Сталинабад, 1960.-114 с.
139. Рахимов М.Р. Земледелие таджиков бассейна р. Хингоу в дореволюционный период. -Сталинабад, 1957. -221 с. -(Тр/АН ТаджССР. Ин-т истории, археологии и этнгографии; Т. 43).
140. Рашид-ад-дин Ф. Джами ат-таворих. (Сборник летописей)/ Пер. А.К. Арендса. -Баку, 1957. -Т.З. -727, 361 с.
141. Рашидаддин Ф. Собрание летописей. в 3-х томах. -М.:Л.: Изд-во АН СССР, 1952-1960. -Т.1, кн. 1. -222 е.; Т.2, кн. 2. -316 е.; Т.2. -Наука, 1960. -248 с.
142. Римское частное право. -М.: Юрист, 1994. — /69 с.
143. Ремпель Л.И. Далекое и близкое: Бухарские записи. -Ташкент: Изд. лит. и искусства им Г. Гуляма, 1982. -301 с.
144. Рябинский A.M. История колониального порабощения Бухарского ханства царской Россией//Тр. Военно-полит. академии Красной Армии. -М., 1940. -Т.4. -С. 175-221.
145. Рязановский В.А. Монгольское право. -Харбин, 1931.
146. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. -М., 1968. -153 с.
147. Салоти Масъуди. (Душанбе), Б.М. и Б.Г. (на тадж.яз.) -Т.З. -Тадж.яз. араб, графика.
148. Сафаров И.Д. Правовая природа форм собственности и обязательственное право в государстве Саманидов//Изв. АН Республики Таджикистан. Сер.: философия и правоведение. -1995. -№3. -С.90-97.
149. Сафаров И. Преступление и наказание в государстве Самани-дов//Государство и право. -Душанбе, 1997. №1. -С. 19-23.
150. Смирнов Н.А. Очерки истории изучения ислама в СССР. -М.: Изд-во АН СССР, 1954. -276 с.
151. Сулайманова Х.С. Создание и развитие советского суда в Туркестанской АССР (1917-1924). -Ташкент, Изд-во АН УзССР, 1954. -88 с.
152. Сулайманова Х.С. Уголовное право дореволюционного Туркеста-на//Собр. соч. -Ташкент, 1967. -Т. 1. -С.59-86.
153. Сухарева О.А. Ислам в Узбекистане. -Ташкент: Изд. АН Уз. ССР, 1960. -85 с.
154. Сухраварди А. Нахч-ул-хидоя. -Душанбе, 1991. -64 с.
155. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. -М.: Наука, 1986. -256 с.
156. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и регулирование права собственности в законодательстве стран Арабского Востока//Правовое регулирование экономики. -М., 1979. -С.96-118.
157. Сюкияйнен Л.Р. Политическая и правовая мысль Арабского Востока -История политических и правовых учений. Под ред. B.C. Нерсесянца. -М., 1995. -126-155.
158. Сюкияйнен Л.Р. Структура мусульманского права// Мусульманское право: (структура и основные институты). -М.: Наука, 1984. -С.20-37.
159. Таджикистан в трудах дореволюционных русских исследователей (вторая половина Х1Х-начала XX в.). -Душанбе: Дониш, 1990. -304 с.
160. Тахиров Ф.Т. К вопросу о праве дореволюционного Таджикиста-на//Сб.ст. -Душанбе, 1980. -Вып.1. -С.90-94.
161. Тахиров Ф.Т. Применение законодательства Российской империи в дореволюционном Таджикистане//Развитие государственности и законодательства в Таджикской ССР. -Душанбе, 1984. -С.55-56.
162. Тахиров Ф.Т. Становление советского права в Таджикистане. -Душанбе: Дониш, 1987. -192 с.
163. Тахиров Ф.Т. Толкование "адата" в дореволюционном Таджикистане. Основные понятия и значения//Из истории развития политико-правовых идей. -М., 1984. -С. 109-117.
164. Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии: В 3 т. -СПб., 1906. -T.I. -XIX, 510 е.; Т.2. -XII, 547 е.; Т.З. -XI1, 496 с.
165. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. -СПб., 1850.-652 с.
166. Торнау Н.Е. Мусульманское право. -СПб., 1860. -258 с.
167. Торнау Н.Е. Особенности мусульманского права. -СПб., 1892.
168. Торнау Н.Е. О праве собственности по мусульманскому законодательству. -СПб., 1882.
169. То^иров Ф.Т. Инкишофи ^yi^yi^ дар То^икистон.- Душанбе: Ирфон, 1994. -256 с.
170. Тухтаметов Т.Г. Аграрные отношения в Центральном и Юго-Восточном Таджикистане в первые годы установления советской власти (1920 -1924)/Душанб. гос. пед. ин-т. -Душанбе, 1989. -88 с.
171. Тухтаметов Т.Г. Судопроизводство в Бухарском и Кашгарской эмиратах во второй половине XIX в.//Из истории таджикского народа. -Душанб. гос. пед. ин-т. -Душанбе: ДГПИ, 1992. -С.50-64.
172. Уложение Тимура. -Ташкент: Фан, 1968. -У, 145 с.
173. Усманов О.У. Гражданское право дореволюционного Таджикиста-на//Труды юрид. фак-та/Тадж. гос. Ун-т. -1973. вып. 2. -С.З -122.
174. Уложение Тимура. -Ташкент: Фан, 1968. -У, 145 с.
175. Усманов О.У. Гражданское право дореволюционного Таджикистана/Пруды юрид. фак-та/Тадж. гос. Ун-т. -1973. вып. 2. -С.З -122.
176. Усманов О.У. История становления и развития советского гражданского законодательства Таджикской ССР в период строительства социализма: Дис.д-ра юрид. наук.). -Ташкент, 1975. -412 с.
177. Фан ден Берг J1.B. Основные начала мусульманского права. -СПб., 1882. -184 с.
178. Хайдарова М.С. Из истории правового регулирования статуса личности по шариату(У11-Х11 вв.)//Изв. АН Республики Таджикистан. Сер.: философия и правоведение. -1995. -№3. -С.76-89.
179. Хайдарова М.С. Основные направления школы мусульманского права// Мусульманское право:(структура и основные институты). -М.:1984. -С.38-48.
180. Хайдарова М.С. Распространения норм мусульманского права в Средней Азии // Изв. АН ТаджССР. Сер.: философия, экономика, правоведение.-1988. -№4. -С.56-63.
181. Халиков А. Г. Институт брака по мусульманскому праву (согласно ха-дисам)// Власть, управление, правопорядок. -Душанбе, 1995. -вып.1. -121 с.
182. Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права: Дис. канд. юрид. наук. -Душанбе, 1996. -210 с.
183. Халфин Н.А. Россия и Бухарский эмират на Западном Памире (конец XIX -нач. XX вв.).-М.: Наука, 1975. -127 с.
184. Ханыков Н. Описание Бухарского Ханства. -СПб., 1843. -283 с.
185. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. -М.: МГУ, 1994. -448 с.
186. Цветков П. Исламизм. -Асхабад, 1912, 1913. -Т.1. -1912. -460 е.; Т.2. -1913. -418 е.; Т.З. -1913 -552 е.; Т.4. -1913. -453 с.
187. Чиркин B.C. Мусульманская концепция права//Мусульманское право: (структура и основные институты). -М.: Наука, 1984. -С. 4-20.
188. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. -М.: Наука, 1978. -200 с.
189. Шарль Р. Мусульманское право/Пер. с фр. С.И.Волка- М., 1959. -142 с.
190. Южаков Ю.Д. Итоги 27-летнего управления Туркестанским краем. -СПб., 1891.-84 с.
191. Южаков Ю.Д. Сарты или таджики главное оседлое население Туркестанской области/Ютечественные записки. -1867. -4,173, №718. -С. 397 -432.
192. Юридический словарь. -М.: Госюриздат, 1956. -Т.2: О-Я. -663 с.
193. Юсупов Ш. Вахшская долина накануне установления Советской власти. -Душанбе: Дониш, 1975. -130 с.
194. Юсупов Ш. К истории дореволюционного Душанбе. -Душанбе: Дониш, 1988.-113 с.
195. Явич Л.С. Общая теория права. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. -287 с. Авторефераты
196. Ал-Хашими Джалил Наджи. Рабство в Арабском халифате в У11-У111 вв.: Автореф. дис. канд. ист. наук. -М., 1966. -19 с.
197. Ахмеджанов У.М. Институт собственности в мусульманском праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1963. -16 с.
198. Ганбаров С.Т. Политические и правовые идеи в Авесте: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Баку, 1992. -19 с.
199. Джалилов Э.М. Азербайджанское право Х111-Х1У веков; Решение вопросов семейных и наследственных прав: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1991. -27 с.
200. Зияуддин Д.А. Проблемы уголовной ответственности и наказания по мусульманскому праву и уголовному законодательству афганистана/история и современный этап развития/: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Одесса, 1994. -26 с.
201. Каримов Д.А. Становление и развитие основных институов мусульманского права в Мавераннахре (У111-Х111 вв.)(Историко-правовое исследование): Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Ташкент, 1997. 21 с.
202. Ишанова Ш.А. Нормы шариата и их применение казийскими судами в Средней Азии до 1924 г.: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Ташкент, 1992. -26 с.
203. Поллыева Дж. Правовое поведение личности и религиозные нормы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М.,1986. 14 с.
204. Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Душанбе, 1996. -16 с.
205. Хашматулла Берхуз. Идеи правового государства и проблемы исламской государственности: история и современность: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Одесса, 1994. -21 с.
206. Ходжабеков П.К. Государственно-правовые институты на территории Каракалпакстана во второй половине XIX- начале XX веков: Автореф.: дис. канд. юрид. наук. -Киев, 1994. -18 с.
207. Литература на иностранных языках:
208. Ахмад аш-Шарбаси Ал-Кисас ф-ил-ислам. -Каир.: 1954. -С. 130.
209. Мавлоно Шарафиддин Али Йазди. Зафарнома. -Тегеран, 1366 г. х.
210. Мухаммад Фарук ан-Набхан. Ал-Мадхал ли-т-ташри ал-ислами. -Эль -Кувейт-Бейрут, 1977.
211. Субхи Махмасани. Фалсафат ат-ташри ф-ил-ислам. -Бейрут, 1954.
212. Baillie M.R.A.S. Neil В.Е. A Digest of Moohummudan Law. Part 2.-Lahore: Premier Book House, 1965.
213. Fyzee A.A. Outllines of Muhammadan Law. L-H.Y. -Bombay., 1955
214. Guillaume A. The traditions of the Islam. -Beirut.: Khajats, 1966.
215. Juvaini. A The History of Worid Conquerer.-London: Manchester University Press, 1966.
216. Lapidas M.A. A History of Islamic Societies. -London: Cambridge University Press, 1988.
217. Mahmood T. Muslim Law of India. -Allahabad, 1980.
218. Marshall G.S Hodgson The venture of Islam: The classical age. -Vol. 1. -Chicago: The University of Chicago Press, 1974.
219. Muhammad Munir. From Jinnah to Zia. -Lahore: Vanguard Books, 1979.
220. Шахристан 15/2622 10/1093 5/1588 176/21194 1/500 10/2166 161/16641 284/11161 42 15/2715 44/2378
221. Уратюбе 57/6155 44/2956 13/219 9 385/54623 13/5659 10/2636 732/98245 600/32125 177 29/1044 54/5459
222. Ганчи 52/4380 27/3816 15/106 4 233/53208 11/3939 22/4428 486/51828 671/44745 40 30/1471 81/259
223. Дзльян 29/2052 26/1655 3/397 223/16398 9/35 321/37837 341/18267 71 11/277 44/1171
224. Быксеберген 22/5922 17/2625 2/3297 150/4434 7/1864 17/1826 177/5426 230/11789 35 56/6321 45/1052
225. Гулякандоз 33/5937 20|2049 13)388 6 214J38510 66|3295 34J8522 165136358 347/32999 78 9/310 28/1816
226. Нав 13/4175 11/3196 2/929 285/55231 2/3580 24/10336 430/42562 40 12 38/512
227. Чапкунук 13/659 13/659 336/28499 1/300 44/7856 132/10550 496/32250 40 34 37/540
228. Исфана 30/3690 15/1900 15/179 0 427/53956 4/5044 61/2248 254/26533 880/59676 40 48/6610 64/1598