Идеалы государственного устройства России и их реализация во второй половине XIX - начале XX вв.текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Идеалы государственного устройства России и их реализация во второй половине XIX - начале XX вв.»

3191

На правах рукописи

ПОЧЕКУТОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСЕЕВНА

ИДЕАЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв. ( Иеторико-нравовос исследование)

Специальность 12.00.01-теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Санкт-Петербург 2008

Работа выполнена на кафедре международного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

Научный руководитель: доктор юридических наук, доктор

исторических наук, профессор Пиджаков Александр Юрьевич

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Григонис Эугениюс Пранович

кандидат юридических наук, доцент Чистельников Сергей Валерьевич

Ведущая организация: ГОУ В ПО «Санкт-Петербургский

государственный политехнический университет»

Защита диссертации состоится «01» октября 2008 г. в «/Л> часов на заседании диссертационного совета Д 212.219.06 при ГОУ В ПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 191002, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 27, ауд. 324,

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ В ПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно - экономический университет» по адресу: 196084, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 103а.

Автореферат разослан «ЛЗъО.&ъцсГа2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, клан., профессор

Н.М. Голованов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется необходимостью комплексного анализа идей и концепций государственного устройства пореформенной России, особенностей их реализации с целью использования теоретического и практического опыта в современных условиях. Определяя хронологические рамки исследования, диссертант исходил из того, что ведущим направлением в отечественной юриспруденции рассматриваемого периода было стремление видеть в праве своего рода ценность, способную реализовать богатства духовной культуры. Западные теоретические конструкции права и государства и опыт воплощения их в жизнь в это время были наиболее востребованы, хотя в научных изысканиях российских ученых нередко можно было найти ссылки на раннее российское законодательство и даже обычное право.

Известно, что изыскания российских правоведов на практике не нашли применения и остались в памяти лишь как мысленный образец, мечта, аналитическая (теоретическая) конструкция. А причина этого, прежде всего в том, что многие авторы исходили не из объективных законов общественного развития, а из «умозрительных представлений об идеальном устройстве общества».1 Но поиск блага и справедливости всегда был оправдан. В современной литературе историко-правового характера справедливо отмечается, что причиной правовых идеалов и утопий является стремление человека к совершенству, его способность к созиданию и именно это является почвой для поиска оптимальных моделей сосуществования человека и общества.2

В дальнейшем была осознана утопичность многих концепций и моделей социального преобразования России XIX - начала XX века. Это стало очевидным, когда началось разрушение политических, социальных, национальных и культурных традиций, образовался разрыв между образованными классами и народными массами."1 Нигилистическое отношение большевиков к праву и государству уже в первые годы советской власти привело к тому, что идеалы правового государства и парламентаризма, разделения властей, общественного самоуправления, роли права в межгосударственных отношениях и др. оказались невостребованными на долгие десятилетия, и лишь в наше время к ним пробуждается интерес.

Степень научной разработки проблемы крайне недостаточна. Работ, посвященных комплексному анализу правовых идеалов

' Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Советская энциклопедия». С. 775.

! Фролов» И.В. Оправдание утопии: опыт социально-философской реконструкции. Уфа; РИО ВАШ ГУ. 2004. С.3-4; См. также: Новгородцев П.И. о путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины. М.: Изд-во МГУ. 1992. С. 204-221.

' Вопросы философии и психологии. 1913. Сект., окт. Кн. !V(1I9). С. 313-315.

преобразования России рассматриваемого периода в историко-правовой литературе пока нет. Однако уже в дореволюционный период во многих изданиях печатались аналитические обзоры, критические статьи на труды выдающихся деятелей правовой науки. Это, прежде всего, «Журнал Министерства юстиции», «Журнал российского права», «Вестник гражданского права», «Голос минувшего», «Русская мысль», «Журнал гражданского и уголовного права», «Народное богатство», «Юридический вестник» и др.

В советский период отрывочные сведения по анализу достижений российской юриспруденции еще встречались в справочных изданиях 2030-х годов. В рукописном отделе Института русской литературы РАН диссертанту удалось просмотреть архив Петроградского издательства «Огни» (ф.212), материалы архива З.А. Венгеровой (ф.39), переписку ученых-правоведов с различными организациями и лицами и другие ценные свидетельства их научной и практической деятельности, что имело значение для поиска неизвестных изданий и уточнений направлений работы некоторых авторов.

В 1960 - 80- е г.г. в трудах по истории русского либерализма (А.Я. Аврех, Н.А. Балашова, А.С.Дякин, В.Я.Лаверычев, Н.М. Пирумова, В.Н.Розенталь, К.Ф. Шацилло, В.В. Шелохаев, Е.Д. Черменский и др.) приводились сведения о научной и общественной деятельности российских ученых рассматриваемого периода.

С началом 1990-х годов активизировалось изучение истории правовой и политической мысли пореформенной России. Это объяснялось сменой идеологических концепций и введением в оборот ранее закрытых источников по истории консервативного, либерального, радикального движений и трудов их лидеров. Этому также способствовал и выход в свет капитальных монографий Н.Г. Думовой, М.Г. Вандалковской, Е.П. Толмачева и др. авторов.4

Во многих работах приводились сведения о различных направлениях деятельности российских ученых и общественных деятелей. В трудах В.В. Шелохаева имеются данные о деятельности П.Н. Милюкова, П.Б. Струве.5

Некоторые данные о других деятелях либеральной оппозиции имеются в работах Л.Г. Березовой, И.К. Пантина, И.Н. Сиземской, В.А. Кувшинова, А.Н. Медушинского, М.А. Шпаковской и др.6

' См.: Вандалковская М.Г., Миронов П.Н., Кизиветтср A.A. История и политика. М., 1992; Думова Н.Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. М., 1993; Толмачев Е.П. Александр II и его время. В 2-х кн. M., 1998.

1 Шелохаев B.B. Идеология и политическая организация российской либерально!) буржуазии 1907-1914 гг. М., 1991; Он же: Социальная программа русского либерализма // Кентавр.1994. №б; Он же: Либеральная модель переустройства России. М„ 1996.

' См.: Березовая Л.Г. Самосознание либеральной интеллигенции в начале XX в. // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы. М., 1999; Кувшинов В.А. Кадеты в России и за рубежом (19051943). М., 1997; Пантин И.К. Драма противостояния. Демократия и либерализм в старой и новой России // Полис. 1994. №3; Сиземская И.Н. Новый либерализм. Учение о правах человека и государственная

В 90-е годы и в начале 2000-х гг. появились публикации, по которым можно создать представление о научном вкладе российских ученых в развитие теории правового государства, конституциализма, местного самоуправления.7

В книге Л.Г. Берлявского, на наш взгляд, справедливо сказано, что в условиях самодержавия и отсутствия демократии даже такие яркие и одаренные личности как многие основатели либерального движения не смогли найти применения своим знаниям.8 В итоге в России начали распространяться социал-демократические идеи, а в конце XIX в. -марксизм.

В книге A.A. Воротникова показано, что причиной неудач в применении прогрессивных идей государственного устройства России явилось препятствование властей деятельности земств. Например, даже после известных реформ второй половины XIX в. органы местного самоуправления состояли под контролем царской администрации.' Также, по Городовому положению от 11 июня 1892 г., усиливались права администрации, а самостоятельность городского самоуправления свертывалась. Избирательные права получили только те граждане, которые владели недвижимостью. В малых городах вводилось «упрощенное самоуправление»: домохозяева на своем сходе избирали уполномоченных, а те уже избирали старосту. Вполне понятно, что изложенные в трудах ученых идеи «бессословности» народного представительства в местном самоуправлении в рассматриваемый период не могли получить воплощение на практике.

В книге В.М. Марсановой, посвященной региональным проблемам самоуправления в конце XIX- начале XX вв., изучены вопросы правого регулирования отношений местной администрации и земских учреждений.10

Много сделано в последние годы в деле изучения идей русского консерватизма. Это работы таких авторов как: A.M. Баигушкин, В.М. Величко, В.И. Жуков, И.А. Исаев, А. С. Карцов, О.Э. Лейст, A.B. Мартышкин, A.B. Пролубников, A.B. Репников, Е.В. Тимошин и др.

власть // Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы. М., 1999; Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Три модели развития России ( В русской'общественной мысли середины XIX- начале XX вв.). М.,

2002; Шпаковская М.А. A.A. Кизеветгер в российской историографии. М., 2003 и др. ' Габидулина Н. Либерализм в России (историко-философский анализ) // Вестник высшей школы.1992. №7; Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Идейные истоки русского либерализма // Общественные науки п современность. 1993. №3; Пивоваров Ю.С. Либерализм в стране «развэтого романтизма» // Либерализм. Консерватизм. Марксизм. Проблемно-тематический сб. / Ред. В.Н. Листопская. M.; ИНИОН РАН. 1998. №1. С.131-166; Согрин В.В. и др. Либерализм Запада. XVII - XX вв. М.: ИВН РАН. 1995. 1 БерлявскийЛ.Г. Власть и отечественная наука (1917-19<11). Ростов-на-Дону. 2003. С.68-69, 166,212.

9 См.; Воротников A.A. Бюрократия в Российском государстве / Пол ред. Ф.И. Ермакова. Саратов. 2004.

С. 178-179.

См.: Марсанова В.М. Местное самоуправление в Российской империи (на примерах Верхнего Поволжья). M., 2004. С.98.

Ряд диссертационных исследований последних лет также отразил некоторые аспекты формирования правовых идеалов российских мыслителей разных направлений." Так, в своей работе В.Б. Романенко показал, что традиционалисты и консерваторы считали, что закономерности изменения государственных форм и политических систем у каждой нации свои. Первые считали невозможным отход от древних форм организации (Московское царство), воспринимавшиеся ими как идеал для политического и правового порядка, а всякое нововведение только искажает национальный идеал.12 Вторые допускали эволюцию государственной и политической жизни, но только с учетом «органического соответствия жизни и воли народной», без внесения чуждых, иноземных элементов, которые разрушают национальное самосознание.

В диссертации O.A. Кудинова достаточно обстоятельно проанализирована история разработки отдельных конституционных проектов, их содержание, модели органов государственной власти и управления.13 В связи с этим удалось уточнить суть идей «конструктивного синтеза» в теории конституционного и правового государства Б.А. Кистяковского, который в XIX веке выдвигал идею равенства всех народов и универсальности существовавших правовых систем.14

Заслуживает внимания точка зрения авторов диссертаций, которые пытались вскрыть истоки непринятия на практике идей российских ученых. В связи с этим надо признать справедливым утверждение, что в России традиционно в общественной жизни права и свободы являлись вторичными, а интересы государства первичными. Если на Западе рано осознали, что свободу нельзя получить в дар, ее можно только завоевать, то в России произошло более позднее становление личного начала.15

Государство же носило всегда деспотический характер и подавляло любое проявление свободомыслия. Именно в связи с этой традицией развилось нигилистическое отношение к праву, а борьба за установление правовых основ жизни никогда не наблюдалась. В заключение данного обзора отметим, что, несмотря на достигнутые результаты в изучении консервативных, либеральных и радикальных идей государственного устройства России в рассматриваемый период, монографий и обобщающих работ этого направления в юридической науке крайне недостаточно.

" См.: Борщ И.В. Философия права H.H. Алексеева. Автореф. дне. канд. юрнд. наук. М., 2005. С.16- 22.

13 Ромапенко В.Б. Государство в политической системе Российского общества. Автореф. дне. канд. юрид.паук. Ростов - на- Дону. 2006. С.17.

" Кудинов O.A. Конституционализм и российская государственность в XIX - начале XX века: теория и практика. Автореф. дис. докт. юрид наук. С. 8- 9.

Куреиков В.А. Концептуальные основания полиппеского учения Б.А. Кистяковского. Автореферат дис. канд. полит, наук. Владивосток. 2004. С.13.

ls Прокуратов A.A. Идея правовой свободы личности в воззрениях русских мыслителей XIX века. Автореф. дис. канд. юрнд. наук. М., 2005. С. 4.

Объектом исследования явились общественные отношения, связанные с разработкой и реализацией российскими учеными, а также политическими деятелями идей и концепций преобразования правовой системы российского государства во второй половине XIX- начале XX вв.

Предметом исследования явились труды российских ученых и политических деятелей, проекты законодательных актов, документы, свидетельствующие о реализации политико-правовых идей. Предмет исследования потребовал обращения к трудам крупных мыслителей прошлого и современных ученых.

Источниковую базу исследования составили не только опубликованные труды российских правоведов и политических деятелей, но и до сих пор неизвестные свидетельства Российского государственного исторического архива (РГИА), в частности ф. 1278, в котором содержатся стенографические отчеты думских заседаний и стенограммы совещаний членов Государственной думы; материалы обсуждения законопроектов, журналы думских комиссий. Источником для выявления и исследования правовых концепций российских ученых и политических деятелей явилась также периодическая печать.

Цслыо диссертационного исследования является комплексный общетеоретический анализ процесса исторического становления и развития правовых идеалов государственного устройства России в рассматриваемый период и на этой основе определение их ценности для современной политико-правовой мысли и практики демократических преобразований в России.

Для достижения поставленной цели удалось решить следующие исследовательские задачи:

1.Определить идейно-теоретические истоки происхождения и формирования правовых и политических идеалов.

2. Проанализировать идеи и концепции российских правоведов и общественных деятелей, изложенные в их трудах по вопросу создания правового конституционного государства.

3. Исследовать зарождение и эволюцию консервативных и радикальных течений государственного устройства России.

4. Исследовать правовые модели межгосударственных отношений.

5. Выявить и проанализировать причины неудач и просчетов в реализации политико-правовых идеалов преобразования России рассматриваемого периода.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Практически впервые осуществлено комплексное изучение правовых идеалов государственного устройства России рассматриваемого периода.

2. Выявлены и проанализированы источники правовых идеалов,

3. Проанализированы позиции и подходы политических движений России в деле реализации правовых идеалов.

4. Обоснованы возможности использования теоретического наследия российских мыслителей для совершенствования законотворческого и правоприменительного процесса в современных условиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Идеи соотношения государства и права в истории политической и правовой мысли дореволюционной России оказывали значительное влияние на формирование и развитие Российского государства и права. Во второй половине XIX — начале XX в. окончательно сложились и получили своё дальнейшее развитие либеральное, консервативное и революционно-радикальное направления политико-правовой мысли дореволюционной России. Указанные направления, обосновавшие свои подходы к решению общественных проблем государственно-правовыми аргументами, стали наиболее влиятельными течениями политико-правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX - начала XX в.

2. Либеральная политико-правовая мысль России второй половины XIX - начала XX в. внесла весомый вклад в разработку проблем государственного устройства. Она особенно ярко проявилась в государственно-правовых взглядах К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Н.М. Коркунова. Идеологи русского либерализма выступали против разного рода насильственных способов переустройства России, которые оценивались ими в качестве аномальных проявлений, отклонений от нормального пуги исторического развития.

3. Политико-правовая концепция русского либерализма начала XX в. проявилась во взглядах видных отечественных правоведов: ГШ. Новгородцева, Б. А. Кистяковского, E.H. Трубецкого, С.А. Котляревского, В.М. Гессена, П.Б. Струве и других учёных. Либеральные идеологи теоретически обосновывали важность создания в стране конституционной монархии, необходимость правовых реформ, формирования правового государства. Однако в условиях нарастания революционного кризиса в России, роста радикально-революционных настроений в обществе политико-правовая идеология либерализма теряла свою привлекательность и поддержку народа, что привело к её краху в начале XX века.

4. Среди русских консервативных мыслителей второй половины XIX в. наибольший вклад в рассмотрение проблем государственного устройства внесли М.Н. Катков, B.C. Соловьёв, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев. Эти авторы отстаивали идеи уникального исторического пути России, идеализировали своеобразие российского общества и государства.

5. В начале XX в. идеи государственного устройства получили дальнейшее развитие в консервативных государственно-правовых теориях

Л.А. Тихомирова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, И.Л. Ильина. В своих трудах они отмечали ведущую роль государственных начал в историческом прошлом, настоящем и будущем российского государства. Самодержавие являлось, по мнению отечественных консервативных мыслителей, высшим благом для русского государства. Сильная государственная власть объявлялась важнейшим средством для охранения общественного спокойствия и порядка, обеспечения величия и процветания России.

6. Радикально-революционное направление отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX в. сформировалось под влиянием революционно-демократических идей русских мыслителей предшествующих этапов отечественной истории. Во второй половине XIX в. проблемы государственного устройства рассматривались в трудах Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.В. Шелгунова, М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова. Отправным пунктом радикально-революционных воззрений являлось признание исторической обусловленности и тесной взаимосвязи государства и права. Отсюда высшим долгом и назначением революционера являлась активная революционная борьба за уничтожение самодержавия и его государственно-правовых институтов, построение справедливого общества без эксплуатации и насилия. Распространение этих идей способствовало созданию атмосферы неприятия самодержавия и его государственно-правовых институтов в обществе, дальнейшему развитию революционного движения в Российской империи начала XX в.

7. В начале XX в. проблемы государственного устройства получили новое осмысление в учении Л.Н.Толстого, радикально-революционных воззрениях русских анархистов (П.А. Кропоткина), социалистов-революционеров (Н.К. Михайловского, В.М. Чернова) и социал-демократов (Г.В. Плеханова, В.И. Ленина). Идеологи радикально-революционного направления политико-правовой мысли дореволюционной России начала XX в. исходили из признания классовой сущности государства. Идею государственно-правового прогресса общества они связывали с революционными изменениями в России, уничтожением буржуазного государства и социалистическим переустройством. Наиболее последовательно идеи отрицания буржуазных государства и права были сформулированы в политико-правовой идеологии российской социал-демократии и нашли конкретное воплощение в деятельности партии большевиков во главе с В.И. Лениным в ходе революционных событий в России начала XX в.

8. В идеях государственного устройства представителей либерального, консервативного и радикально-революционного направлений политико-правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX - начала XX в. проявилось несовпадение взглядов на прошлое, настоящее и будущее страны. Существовавшие в России

государственно-правовые институты либералы рассматривали в основном с юридических позиций. Радикалы исходили из исторической обусловленности государства и призывали к революционному переустройству общества. Вместе с тем консервативные, либеральные и радикально-революционные идеи соотношения государства и права объединяет то, что их учения были направлены на поиск более совершенных форм и моделей общественного и государственно-правового устройства.

9. Идеи государственного устройства в государственно-правовых воззрениях идеологов либерального, консервативного и радикально-революционного направлений политико-правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX - начала XX в. оказали существенное влияние на историю нашей страны. Эти идеи не утратили своей актуальности и значимости в современных условиях, имеют важное методологическое значение для развития современной науки и совершенствования процесса государственно-правового строительства в Российской Федерации. Исследование идейно-теоретического наследия отечественной политико-правовой мысли показывает, что государственно-правовые преобразования в нашей стране должны проводиться с учётом исторического опыта развития отечественного государства и права.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что это первое комплексное историко-правовое исследование идеалов государственного устройства России второй половины XIX - нач. XX вв.

Результаты исследования могут быть использованы для теоретического обоснования путей демократизации российского общества, в процессе подготовки специалистов по различным отраслям права, при чтении курсов «История политических и правовых учений», «История отечественного государства и права», «Философия права», в спецкурсах и спецсеминарах по истории отечественного государства и права, истории политических и правовых учений.

Апробация и внедрение научных результатов. Основные положения исследования апробированы в 4 опубликованных работах общим объемом 1п.л.; излагались в докладах на заседаниях Совета юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Структура н объем диссертации обусловлены целью исследования и вытекающими из нее задачами. Работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении освещается актуальность, степень научной разработки проблемы, предмет и метод, цели и задачи исследования, его теоретическая и практическая значимость.

Первая глава «Природа правовых идеалов в общественной мысли России» состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе «Истоки и условия формирования правовых идеалов» решены две основные задачи. Во-первых, проанализированы социально-экономические и политические проблемы развития России в рассматриваемый период и система ее законодательства по их решению. Дальнейшему развитию экономики мешало общественное и государственное устройство России, характерное для феодализма. Законом было закреплено неравенство представителей разных сословий. Большая часть населения не имела личных прав и была собственностью помещиков. Не был справедливо решен земельный вопрос.

Это были главные предпосылки для оживления правоведческой мысли в России. Однако в рассматриваемый период в России существовали политические традиции борьбы за социальные преобразования. Консервативные течения в общественной мысли имели глубокие корни в анализе природы самодержавной власти и обосновании ее необходимости в условиях России. Народнические течения и анархисты провозглашали в качестве единственного пути - разрушение государства и создание самоуправляющегося общества. Сторонники марксизма видели перспективы в классовой борьбе, уничтожении самодержавия и создании государства диктатуры пролетариата.

Либералы различных оттенков и течений в качестве исходных позиций для конструирования правовых идеалов использовали широкий спектр учений западного образца - от идей католического социализма до просветительских концепций, а также практики западного конституциализма.

Во втором параграфе «Консервативные идеи политических преобразований» показало, что правящими кругами России также осознавалась необходимость политических преобразований в России. С одной стороны, надо было сохранить государственную власть от разрушения путем реформ и приспособления к новым экономическим реалиям, а с другой — сделать необходимые уступки общественному радикализму.

Именно в связи с этими обстоятельствами в России давно вынашивались проекты общественных преобразований при условии сохранения самодержавной власти, соединения нравственности и законности, уважения прав человека. Так, еще М.М. Сперанский в первой половине XIX века писал, что общество есть арена, на которой люди

сообща идут к высшей цели - единению с Богом и личному спасению. Законы, данные Богом, Сперанский разделил на три категории: законы природы, разума и нравственные законы.16 В трактате «О силе общего мнения» он писал, что законы без нравов «не могут иметь полного действия».17 В целом, в начале XIX века в России, практически, оформились основные элементы национальной конституционной доктрины. Представлена была она идеями дуалистической монархии, заимствованными из Европы. Административные реформы, разрабатывавшиеся под руководством М.М. Сперанского, объективно были направлены на ограничение самодержавия, но остались нереализованными. «Уставная грамота Российской империи» разрабатывалась в этот период под руководством H.H. Новосильцева. В случае принятия Уставная грамота оказалась бы одной из самых консервативных конституций своего времени. В дальнейшем, в 50-е годы снова возник вопрос о конституции в связи с подготовкой крестьянской реформы. Конституционный проект Лорис-Меликова, оставляя за императором всю полноту власти, предполагал возможность совета и содействия царю со стороны выборных местных представителей. При всей его скромности и ограниченности он все же должен был внести в государственный механизм важный конституционный принцип - принцип народного представительства.

П.В. Долгорукий, в свою очередь, полагал, что в хорошо устроенной монархии конституционной - личная безопасность, личное достоинство и права всех граждан столь же хорошо обеспечены, как и в республике. Для России оптимальной формой государственного устройства являлась «демократическая монархия», наподобие Бельгии и Италии.18

В третьем параграфе «Истоки либеральных идеи» показано, что основу правовых идей русского либерализма составили: во-первых, абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей; во-вторых, автономия индивидуальной воли; в-третьих, сущностная рациональность и добродетель людей; в-четвертых, существование определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность); в-пятых, создание государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека; в-шестых, договорный характер отношений между государством и индивидом; в-седьмых, верховенство закона как инструмента социального контроля и «свобода в законе» как право и возможность жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и не быть зависимым от непостоянной,

" Взято из кн.: Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: Жнзнь, деятельность, полотические взгляды М.М. Сперанского. М.: Наука. 1989. С.31.

17 Сперанский М.М. Проекты и записки. М., Л. 1961. С. 81-82.

" Долгоруков П.В. О перемене образа правления в России // Будущность. 1861. №18. 8 сснт. С. 142.

неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека (Локк); в-восьмых, ограничение объема и сферы деятельности государства; в-девятых, защищенность от государственного вмешательства частной жизни человека и свободы его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни; в- десятых, существование высших истин разума, которые должны играть роль ориентиров в выборе между добром и злом, порядком и анархией.19

Новое политическое направление русского либерализма довольно четко обозначилось уже в период подготовки и проведения реформ 60-70-х гг. В это время оформились и два течения внутри русского либерализма: интеллектуальный, «профессорский» либерализм и более практическое земское движение. Изучение истоков происхождения русского либерализма позволяет сделать вывод, что его деятели в своих воззрениях на будущее России опирались на научное наследие западноевропейской культуры, философии, истории и теории государства и права, начиная с древнейших времен и заканчивая трудами современных им авторов.

В четвертом параграфе «Происхождение идей радикализма и нигилистического отношения к праву» проанализированы радикальные идеи общественного устройства, а также выяснены причины их упадка и несбыточности в условиях самодержавной России. Диссертантом показано, что русский радикализм и правовой нигилизм в течение всей своей истории формировался под влиянием не только общественно-политической мысли Западной Европы.

Общеизвестно, что движения декабристов и их судьбы стали одной из причин нарастания радикализма в России. Подготовка крестьянской реформы и затягивание ее на десятилетия вызвали дискуссии, породили волну научных исследований и публикаций политико-правового характера. Эпоха сформировала революционно-демократическое движение с его различными оттенками и способами достижения своих целей. Достаточно назвать имена русских просветителей Н.Г. Чернышевского, В.Г. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Д. И. Писарева, П.Л. Лаврова и др. Уже в период реформы 1861 г. А.И. Герцен звал крестьян к протесту, а во время польского восстания 1863 года выступил против царизма. Во второй половине Х1Хв. в России расцвели социалистические учения, начал распространяться марксизм, которым насилие объявлялось основным инструментом социальных преобразований.

Террор, революции и войны XIX - начала XX вв. постоянно питали интерес к изучению природы и сущности насильственных преобразований. Анархисты в это же время начинают концепцию пропаганды через действия. Сущность ее состояла в том, что пропаганда на словах и сами

" См. подробнее: Аверьянов Ю.И. и др. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. ком. ун-та. 1993. с.154.

насильственные действия могут побудить массы к свержению правительства.

Остановимся на самых значительных моментах марксистского подхода к природе насилия и его сущности. В «Манифесте Коммунистической партии», написанном К.Марксом и Ф.Энгельсом в 1847 году, классовая борьба пролетариата провозглашалась единственным средством насильственного свержения власти буржуазии. Ф.Энгельс также утверждал, что насилие играет в истории революционную роль, является тем орудием, посредством которого общественное движение пролагает себе дорогу и ломает окаменевшие, омертвевшие политические формы.20

Теория политического насилия получила развитие в трудах В.И. Ленина и партии большевиков, которые подготовили и осуществили революционное насилие в России. Однако, предварительно отметим, что отношение большевиков к политическому насилию было не одинаковым на различных этапах революции.

Вторая глава «Сущность правовых идеалов государственного устройства России» состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе «Теории правового и конституционного государства», показано, что в рассматриваемый период известность получили труды по конституционно-правовым проблемам A.C. Алексеева, В.В. Ивановского, А.Ф. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, М.И. Свешникова, В.И. Сергеевича, Б.Н. Чичерина и др.

Западный опыт создания конституционного государства не только детально изучался, но и напрямую заимствовался без учета социально-политического развития России. В дискуссиях просматривались два будущих варианта конституции - германский, с сильными позициями монарха как субъекта государственных полномочий в политической системе и английский - с перевесом полномочий в пользу парламента.21

Российские мыслители и правоведы умеренного толка никогда не стремились к отрицанию государства и политической власти, хотя государство основано на силе; но эта сила законна только тогда, когда она применяется согласно праву. Так, социально-генетическое истолкование природы государственной власти на . принципах человеческой солидарности предложил М.М. Ковалевский. Проблему власти и права Г.Ф. Шершеневич (1863-1912) решал исходя из представления об определяющей роли государственной власти в выборе форм права, или фактических источников права. Под источником права

м Энгельс Ф. Антн - Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т.5. М.: Политиздат. 1986. С. 170.

21 См. подробнее: Королев Б.И. К вопросу о вариантах конституционного развития России II Современные проблемы государства и права. Сб. научн. трудов. Вып.8, / Под ред. В.М. Баранова и др. Н.-Новгород.2005. С.53.

понимались силы, творящие право (Бог, народ, идеи справедливости, государственная власть).22

Проблему правового государства ставил и Б.А. Кистяковский (18681920). Любопытно, что он одним из первых поставил вопрос о перспективе правового социалистического государства в сопоставлении с правовым буржуазным государством.

В 1915 г. С.А. Котляревский публикует свою фундаментальную работу «Власть и право. Проблема правового государства», в которой пишет, что идея господства права (правового государства) вошла в обиход цивилизованных обществ. Господство же права представляет собой не столько «единообразное поступательное движение учреждений и идей, сколько некий постоянный ритм принципа господства и противоположных ему принципов».23

В плане применения религиозно-нравственных ценностей для совершенствования различных аспектов государственной политики во второй половине XIX в. российский мыслитель В. Соловьев предложил концепцию «здравой» политики как искусства особенным образом «осуществлять нравственные ценности в делах народных и международных».2,1

В заключение данного раздела отметим, что российским ученым удалось глубоко проанализировать как исторические предпосылки возникновения правового, конституционного государства, так и наиболее сложные теоретические вопросы, связанные с формированием его элементов и функционированием. Лишь в начале XX века в России были провозглашены основные права и свободы, однако отсутствовали, по-прежнему, механизмы их реализации, гарантии и защиты. В дальнейшем, во время войны и революции народ получил политическую свободу, свобода слова и собраний стала реальностью почти мгновенно, но не было еще опыта, традиций использования полученных благ. В итоге не была осознана их ценность. Для огромной массы населения политические права и свободы оставались без надобности. Все это создало разрыв между провозглашенными идеалами государственного устройства и реальной жизнью. В политической жизни страны верх получили партии и движения, которые путем изощренной демагогии обещали скорые блага. В дальнейшем проекты российских ученых по созданию государства путем целенаправленной каждодневной работы в советской России остались не понятыми и не востребованными.

Во втором параграфе «Теории парламентаризма и народовластия» показано, что предпосылки российского

22 См.: История политических и правовых учений XX в J Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.:»Науха».1995. С. 10.

и Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М.,- СПб., 2001. С. 15-16. и См. по кн.: Попова Е.А. Нравственный идеал Владимира Соловьева. Тамбов, 2006. С.12-13.

парламентаризма можно найти в материалах созданной Екатериной II Уложенной комиссии. Однако первые научные разработки идей парламентаризма применительно к России были начаты М.М. Сперанским (1772-1839). Его проект «Введение к уложению государственных законов» предполагал разделение властей путем созыва представителей Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Ученому также принадлежала идея создания Государственного совета как связующего звена между императором и государственной администрацией. Идеи парламентаризма обсуждались также декабристами.

Во второй половине XIX века идеи парламентаризма освещались в трудах В.А. Гольцева, П.А. Долгорукова, К.Д. Кавелина, Ф.И. Родичева, Б.Н. Чичерина, Д.И. Шаховского и др. ученых и политических деятелей. Русские либералы сумели не только исследовать его становление в различных странах, но и выявить специфику, полезную для Россию.

В печати детально анализировалась однопалатная и двухпалатная структуры парламента в разных странах. В частности считалось, что при любом разнообразии вторых палат в конституционном государстве двухпалатная система есть правило, однопалатная же - редкое исключение. Главный аргумент был в пользу двух пачат в связи с тем, что всякий закон должен проходить через два собрания, освещаться со стороны как местных интересов, так и общегосударственных. Это не противоречило единству народного суверенитета.

Практика деятельности российского народного представительства (1906-1917) показала полную несбыточность этих иллюзий. Самодержавие никогда не считалось с правовыми полномочиями законотворческих органов государства даже в малой степени. Оно было склонно рассматривать Государственную Думу, а также Государственный Совет в качестве институтов, существующих при монархе. Относительно юридического значения Манифеста мнения современников разделились. Одни исследователи и политики (Ф.Ф. Кокошкин, С.А. Корф, Н.И. Лазаревский, П.Н. Милюков и др.) присвоили ему характер правового обещания, другие авторы (Б.А. Кистяковский, В.М. Нечаев, П.Б. Струве и др.), да и большинство представителей русского общества усмотрели в Манифесте конституцию.2

Как уже указывалось, на практике новое российское законодательство мало что изменило. Например, известный ученый-правовед В.М. Гессен писал, что совершенно особое положение в вопросе об ответственности министров занимает Россия - наименее правовое из всех правовых государств. Как и прежде, в дореформенную эпоху, министры несли ответственность только перед государем. «Начало

25 Кравец И.А. Юридическая природа первой русской конституции // Актуальные вопросы правоведения в современный период. Томск, 1995. С.81-83.

подзаконное™ правительственной власти, категорическим образом формулированное основными законами, лишено той существенной и необходимой гарантии, которая создается на Западе институтом уголовной и политической ответственности министров перед законодательными учреждениями» ,26

Особое внимание русскими правоведами и мыслителями уделялось концепциям народного представительства в местном самоуправлении. Из всех его конструкций, существовавших тогда в Западной Европе, российские реформаторы выбрали две - общественную конструкцию и государственную.27

Творческие поиски российских правоведов в направлении правовой модели народного представительства в начале XX века не увенчались успехом. Однако научные поиски устройства законодательной власти не прекращались. Например, в сочинениях С.А. Муромцева указывалось, что основу права составляет не законодательство, а правовые факты, образующие «живое право». Мир . отношений людей предстает не механическим, целостным образованием, а связанный органическим образом соединений.28 Таким образом, хотя юридически остаются возможности навязывания правовых ограничений одного общественного союза (парламента, правительства, т.е. учреждений законотворческого и правоприменительного назначения) общественным структурам низшего уровня, но они все же живут по своим правилам, особенно если правовые установления устаревают или опережают потребности общественного развития.

В свою очередь, исходя из принципов нравственности, Л.И. Петражицкий отмечал, что государственная власть есть социально-служебная власть.29

Призывы к долгу, справедливости, уважения прав личности мы находим и в концепции конституционного государства П.И. Новгородцева, который писал, что всякий ущерб, нанесенный закону, предполагается ущербом для индивидуальных прав, и как таковой, формально запрещен.30 В заключение отметим, что разработка концепций правового государства в политико-правовой мысли в рассматриваемый период не была случайной. Ее начало можно отнести еще к эпохе Просвещения. Но в трудах таких мыслителей XIX в., как: H.H. Алексеев, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, A.M. Салмин, Е. Н. Трубецкой, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др. была по - новому осмыслена сущность правового

26 Гессен B.M. Основы конституционного право. Пг., 1917. С412.

" Представительная масть в России: история и современность./ Под общ. Ред. Л.К. Слизки. M.: РОСПЭН. 2004. С. 173.

и История государства и права. 2005. №1. С. 12.

в Петражицкий Л.И. Теория праве и государства в связи с теорией нравственности. СПб. 1910. С. 181.

30 Новгородцев П.И. Конституционное право. СПб. 1907. С. 69-70.

государства, хотя и незначительно разработаны конкретные правовые положения для его воплощения. Идеальное государство оставалось абстракцией по причине глубокого несоответствия ему политической практики реально существовавшего российского государства.

В третьем параграфе «Правовые модели межгосударственных отношений» показано, что вопросами внешней политики в России стали особенно интересоваться в начале XX века в связи с нарастающей опасностью межгосударственных столкновений за сферы влияния, рынки сырья и сбыта продукции крупнейших капиталистических союзов. Отношения России с мировыми державами в этот период отличались неравномерностью, а в некоторых случаях враждебностью. Инерция имперского мышления, имперских интересов и амбиций определяла российскую политику, влияла на государственные решения, которые нередко вели к трагическим результатам.

'Гон подобных высказываний был заметен в высказываниях известного деятеля либерального движения Г. Трубецкого.31 Он писал, что на переломе веков последовательная и твердая политика абсолютистских государства, опиравшаяся на сильную государственную власть провалилась и оказалась под огнем критики.32

Но в военных столкновениях принимали участие и демократические государства Западной Европы. Важно было выяснить, насколько их действия были правомерными. Решение этой задачи давало возможность составить представление о характере внешнеполитических отношений в конституционном государстве в целом.

В четвертом параграфе «Альтернативные проекты правительственным установлениям и попытки их реализации» показано, что в ходе осуществления реформ российские правоведы разрабатывали инициативные проекты государственного устройства. Хотя многие из этих проектов не нашли применения на практике, но они сыграли свою положительную роль в активизации общественного мнения. Можно найти их влияния на правительственные законопроекты. В самом царском окружении находились их сторонники.

На земско-городских съездах общественности были представлены труды С.А. Муромцева, Ф.Ф. Кокошкина, H.H. Львова, H.H. Щепкина, В.В. Водовозова и др. ученых в области конституционного права. К их числу относятся проекты Основного и избирательного законов, которые были созданы на основе изучения конституционного законодательства Англии, Германии, Франции, США.

В частности, законопроект конституционной монархии С.А. Муромцева был основан на принципах разделения властей. Как и его

31 Трубецкой Г. Политический строй и внешнее могущество. Рец. на кн. С.А. Котляревского. Правовое государство и внешняя политика. М., 1909 // Русская мысль. 1910. №3. С. 2.

" Там же.

современники-ученые, он отмечал, что за монархом остается власть исполнительная, за парламентом - власть законодательная при наличии независимой судебной власти.13

В качестве основного требования в проекте обозначалось равенство политических и гражданских прав всех граждан независимо от их национальности, вероисповедания, сословного положения. Еще более радикальные преобразования предлагались в области политических прав граждан. Хотя в условиях самодержавия об этом не могло быть и речи, однако С.А. Муромцев и другие русские либералы надеялись, что самодержавие безо всякого насилия поступится своей властью.

В частности С.А. Муромцев весь 1905 год был занят разработкой программы коренных преобразований общественного строя России. Вскоре им был создан проект Основных законов Российской империи. Его достоинство видели в близости языка, терминологии, структуры к действующему законодательству, что должно было облегчить дальнейшее его обсуждение и использование. Аналогичные материалы обсуждало и правительственное совещание под руководством председателя департамента государственной экономики Государственного совета Д.М. Сольского. Можно предположить, что проект С.А. Муромцева оказал определенное влияние на официальное законотворчество.

Анализ протоколов ЦК Конституционно-демократической партии показывает, что помимо С.А. Муромцева, такие ее деятели, как: А.Н. Максимов, Ф.Ф. Кокошкин разрабатывали проекты избирательного закона, проект регламента (наказа) Государственной Думе. И.В. Гессен и И.И. Петрункевич участвовали в переговорах с властями о разрешении партийных мероприятий, легализации партии, угочнении порядка выборов в Государственную Думу и по др. вопросам.3'1

С началом общественного подъема в России для многих российских правоведов открылись новые перспективы внедрения в жизнь их проектов государственного устройства посредством участия в преобразованиях созвучных времени. Толчком к политической деятельности явилось и то, что правительство в первые годы нового столетия, в частности министры внутренних дел Д.С. Сипягин и В.К. Плеве сосредоточили усилия не только на борьбе с революционным движением, но и с представителями либеральной, земской оппозиции.

В среде таких противостоящих правительству либеральных объединений, как: «Беседа», «Освобождение», на земских совещаниях на легальном уровне обсуждались различные конституционные проекты, предлагаемые для принятия в России.

" Муромцел С.А. Статьи и речи. Вып.4. М., 1910. С. 44-51.

34 Ароиов Д.В. Первый спикер. Опыт научной биографии С.А. Муромцева. М.: «Юриста. 2006. С. 138139; Таубе М. А. «Зарницы». Воспоминания о трагической судьбе предреволюционной России (19001917). М.: РОСПЭН. 2007. С. 224.

В либеральном движении вплоть до 1905 года многие ученые-юристы пытались реализовать себя, занимаясь адвокатской деятельностью, но одновременно стремились и в этой сфере проводить в жизнь свои концепции государственного устройства. Например, С.А. Муромцев, ставил главную задачу правосудия «формулировать новое учение о призвании судьи взамен неудовлетворяющего всем требованиям и поэтому устаревшего учения о толковании закона».35 Адвокатской деятельностью занимались, помимо С.А. Муромцева, И.А. Кистяковский, М.М. Винавер.

Заметным событием в деятельности российских правоведов стала их работа в Государственной Думе. Правительство болезненно реагировало на их протесты и запросы и 9 июля 1906 г. Первая Государственная дума была распущена, и объявлены новые выборы.

В ряде мест кадеты были исключены из дворянских собраний, отстранены от выборных должностей и земства. Из высших и средних учебных заведений были уволены десятки кадетских профессоров, приват-доцентов, преподавателей. В этом же году Сенат окончательно отказал кадетскому руководству в легализации партии, что давало повод властям рассматривать на местах ее отделы как неразрешенные организации и заносить их в списки неблагонадежных элементов.36 В ряде регионов страны были взяты под надзор полиции либерально-настроенные чиновники и представители интеллигенции.

Несмотря на это российские правоведы, хотя и с разных позиций, но ставили и продолжали разрабатывать вопросы совершенствования государственного аппарата всех уровней. Многие их разработки в теории права не утратили своего значения и в наше время. Однако тончайшие и умнейшие споры о форме правления, о двух палатах, о парламентаризме и избирательном праве так мало имели реальных последствий от модных правовых норм.3 Причина этого - прямое заимствования западного опыта правового регулирования общественных отношений, или же идеализация русских традиций и ментальности, что было неприемлемым для России в условиях новой специфики ее социально-политического и экономического развития.

В заключение диссертации формулируются выводы обобщающего характера, а также определяются перспективные направления исследования в этой области.

" Муромцев С.А. Определение и основное разделение гтраоа. М., 2004. С. 67.

16 Шслохаен В.В. Идеология и политические организации российской либеральной буржуазии 1907-1914

гг. М., 1991. С.9; Либерализм и либералы в России и XIX-нач. XX вв. Сб. нвучн. статей. Отв. ред. В.Н.

Худяков. Омск. 2006. С. 9,25.

" Тьеркова - Вильяме А. На переломе веков // За Россию. Сборник. / Под ред. С.П. Мсльгунова. Париж

1948. С. 64.

1П. ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статьи, опубликованные в рекомендуемых ВАК изданиях:

1. Почекутова Е.А. О степени научной изученности проблемы правовых идеалов в России второй половины XIX- начале XX вв. //История государства и права. - М.: ИГ «Юрист», 2008. № 3. - 0,4 п.л.

Статьи, опубликованные в прочих научных изданиях:

2. Почекутова Е.А. Истоки и условия формирования правовых идеалов в общественной мысли в России. //Юридическая мысль. 2006.№ 6 (37). С.30-37 - (в соавторстве с А.Ю.Пиджаковым) - 0,4 п.л. (автор. - 0,2 п.л.)

3. Почекутова Е.А. Идеи народовластия в трудах российских мыслителей и правоведов начала XX века. //Россия и мир. Гуманитарные проблемы: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 15. - СПб.: СПГУВК, 2007. - (в соавторстве с Н.А.Виноградовым). - 0,4 п.л. (автор. - 0,2 п.л.).

4. Почекутова Е.А. Национальная идея в российском правосознании второй половины XIX- начале XX вв. //Россия и мир. Гуманитарные проблемы: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 15. - СПб.: СПГУВК, 2007. - (в соавторстве с Н.А.Виноградовым). - 0,3 п.л. (автор. - 0,2 пл.).

Подписано в печать ¿РРб

Формат 60x84'/| 6. Псч. п. Тираж /РО экз. Заказ 6О,

ИзПК СПбГИЭУ. 191002, Санкт-Петербург, ул. Марата, 31

2015 © LawTheses.com