АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Ислам и право: проблема взаимоотношения в афганском обществе»
Р Г Б ОД
1 О № ьм шд Р(ССШ
1 'САШ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
На правах рукописи
МОХАМШД САНА
ИСЛАМ И ПРАВО: ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В АФГАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (Теоретико-правовой аспект)
Специальность 00.01 -Теория права и государства; история права и
государства; история политических и правовых
учений
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Санкт-Петербург 1^95
Работа выполнена на кафедре теории и истории права и государства Санкт-Петербургского юридического института лВД России.
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, академик В.П.Сальников
Официальные оппоненты: Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, академик В.Л.Баранов; доктор юридических наук, профессор Ю.Л.Баскин
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный
университет
Защита состоится "_" _ 1&з5 г. _ час.
на заседании диссертационного совета Д-052.10.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук в Санкт-Петербургском юридическом институте ШД России (198075, Санкт-Петербург, ул.Летчика Лилютова, ц.1).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского юридического института ЩД России (198075, Санкт-Петербург, ул.Летчика Пилютова, д.1).
Автореферат разослан "_" _ 1уУ5 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, доцент
В.В.Бородш
- 3 -
ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертации. Проблема взаимоотношения религии и права всегда играла большую роль в исторических судьбах человечества и привлекала внимание многих мыслителей. Происходящие в мире сложные и далеко не однозначные социально-политические процессы и изменения в общественном сознании делают ее весьма актуальной и сегодня. Особенно важна эта проблема для тех традиционно религиозных обществ, развитие которых достигло очередного этапа выбора дальнейшего пути, а этот выбор они должны делать в драматических условиях раскола и противостояния. Ныне к таковым относится афганское общество.
Современная обстановка в Афганистане характеризуется вооруженной борьбой за власть различных политических сил. На ее остроту и содержание оказывает существенное влияние приверженность родоплемен-ных и этно-национальных образований страны той или иной форме ислама, своим обычаям и традициям, а также активное вмешательство извне. Все это придает противоборству сторон крайне жестокий характер, превращает нарушение прав человека в обыденное повсеместное явление и настоятельно требует поиска такого решения проблемы урегулирования общественных отношений, которое бы учитывало и органически сочетало влияние ислама, положительные традиции и позитивные нормы права, присущие афганскому обществу.
Диссертант, рассматривая роль и место религиозных, правовых и традиционных регуляторов в афганском обществе в разные периоды, показывает опасность исламского фундаментализма и его негативное влияние на религиозно-правовые и иные нормы, регулирующие общественные отношения в исламских странах и, в частности, в Афганистане.
"Не приходится доказывать, как злободневна для Афганистана проблема построения нового правового порядка, способного эффективно
регулировать протекающие в обществе процессы и успешно устранять возникающие конфликты"''".
Именно этой актуальной проблеме посвящает автор свое исследование и предпринимает попытку поиска путей формирования механизма правового регулирования общественных отношений с учетом религиозных и других особенностей .Афганистана, его взаимосвязи и сравнения сходства и различий с другими исламскими государствами.
Интересам решения этой задачи подчинена данная работа. Ее результатом является формула нового законодательства Афганистана, основанная на положительных традиционных и позитивных правовых нормах ислама, а такисе на тех его иных нормах, которые не противоречат современным представлениям о правах человека.
Объектом исследования являются правовые и религиозные отнолени. в афганском обществе, закономерности и особенности их развития и взаимодействия.
Предметом исследования являются конкретные юридические и религиозно-традиционные нормы, механизмы регулирования религиозных и правовых отнолений в Афганистане, особенности их функционирования и взаимодействия.
Цель и задачи исследования. Учитывая актуальность проблемы и недостаточную степень ее разработанности, автор поставил перед собо цель на основе анализа широкого круга научной юридической, историче ской и философской литературы и документов, а также явлений и проце сов, происходящих в современном афганском обществе, выявить закономерности, особенности и тенденции развития взаимоотношений в нем ислама и права и на этой основе вывести оптимальную формулу нового законодательства, применение которой значительно продвинуло бы
I Хасас Абдул датин. Доя Джирга нак исторически сложившаяся форма народного представительства Афганистана. Автореф. дисс. на соиска ние ученой степьни кандидата юридических наук. СПб., 1^3. С. 3.
Афганистан к идеалу правового государства. В интересах достижения этой цели диссертант поставил перед собой и попытался решить следующие задачи:
- рассмотреть религиозные секты и религиоэно-правоЕые школы ислама в афганском обществе, их роль, место и влияние на современную политико-правовую жизнь страны, а также на остроту и характер происходяаих в ней событий и процессов;
- проанализировать специфику источников, принципов и методов исламского права и провести комплексное исследование реализации его как доктричальных, так и тех форм, которые санкционированы нормами законодательных актов государства;
- определить место сариата в современных правовых системах, изучить эокрос соотношения зариата с религиозной системой и взаимодействия его норм с другими социальными нормами в афганском обаесг-зе, в частности, нормами ацатов (обычное право в Афганистане);
- на основе научного исследования определить ряд направлений для последующей работы исследователей, которые будут ставить перед собой задачу изучения проблем ислама и исламского права в Афганистане ;
- исследовать основные отрасли исламского права в контексте аариата, их практическое применение в восточно-исламских государствах и в особенности в Афганистане;
- разработать и предложить модель приемлемой правовой системы афганского общества на базе светских и религиозных норм и норм обычного права.
Научная новизна исследования состоит в тем, что на диссертационном уровне проведено комплексное изучение исламского права и впер-эыс рассмотрены проблемы взаимоотношения религии и права в современном афганском обществе. На основе изучения обширного пназозого,
- б -
исторического, философского и демографического материала и документов в диссертации предлагается и обосновывается модель правовой системы афганского общества, которая учитывает как общие, так и особенные, по сравнению с другими исламскими государствами, взаимосвязи религии и права в Афганистане и предусматривает модернизацию его законодательства на основе скрытого или умеренного секуляризма.
В диссертации рассмотрены ранее не исследовавшиеся аспекты регулирования в Афганистане общественных отношений. Впервые описаны основные регуляторы отношений между и внутри исмаилитских общин: принципы Ходги, Дкамаатдари, Пульваншрикк, Пир-у-мурид, Назр-у-Нияз и др.
Автор обдирно и глубоко исследует существующие в афганском обществе религиозные секты и течения, их связи с основными религиозно-правовыми школами ислама, а также дает их анализ по географическим, этническим и демографическим признакам.
На защиту выносятся следующие основные выводы, положения и предложения:
1. Результаты исследования содержания и особенностей взаимоотношений ислама и права в афганском обществе и их влияние на развитие законодательства афганского государства.
2. Результаты изучения духовных постулатов и анализ деятельности исмаилитских и других наиболее влиятельных религиозных сект Афганистана; формы и методы учета и реализации их религиозных и правовых принципов з государственном законодательстве.
3. Новая лодель системы законодательного регулирования общественных отношений в афганском государстве, органически сочетающая нормы религиозного, обычного и светского права.
4. Основные направления дальнейшего исследования правовых и религиозных отношений в исламских странах, закономерностей и особенностей взаимодействия ислама и права в Афганистане.
Степень научной разработанности. Различные аспекты ислама и исламского права в разное время становились предметом исследования многих ученых. Авторами соответствующих работ были советские, российские, западные, арабские, иранские, афганские правоведы.
О Еозросзем интересе к исламскому миру вообще и к Афганистану в частности говорит тот факт, что только с ¿.0-х по 80-э годы нашего столетия в бываем СССР было издано свыше лести тысяч научных публикаций, посвященных Афганистану^.
При подготовке и написании диссертации автор опирался на научные труды как советских и российских, так и зарубежных правоведов.
Среди работ советских и российских исламоведов, занимающихся также проблемами ислама в Афганистане, были использованы труды таких известных ученых, как А.В.Абрамова, Р.Я.Алиева, А.Ахмедова, Б.К.Бабаева, Б.Э.Бертельс, В.В.Бартольд, А.В.Бартольс, А.С.Боголюбова, Б.А.Дорошенко, Н.В.Лцанова, Г.М.Керимова. А.Д.Кньша, Л.у1. Медведка, В.К.Сполоникова, Л.Р.Сшияйнен, В.А.Тумановой, Р.П. ыараповой, Д.Хаелбека и многих других.
о
Диссертант изучил и работы западных правоведов-исламистов ,
таких, как Р.Давид, Т.Дкефферсок, А.^яссз, РЛарль.
При работе над диссертацией также использованы работы ирано А
ских и афганских правоведов и историков, таких, как Али Худжжати
1 См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М.: Наука, 1уВ6. 256 е.; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Наука,
204 е.; Спольников В.Н. Афганистан, исламская оппозиция. М.: Наука, 1з2 с. и др.
2 См.: Давид Р. Основные правовые системы современности (пер. с фр. В. А.Туманова). М.: Прогресс, Ь»сз6. 4*36 е.; .нарль Р. Мусульманское право. М., Бертольс А.З. Носир Хусрав и исмаилизм. М.: Изд-во Вост. лит., ¿су с.
3. См.: Кирмани А.У. Ислам: образ жизни. Тегеран, 1^72. 352 с. (на перс.яз.); Буруджереди Хусейн Таба Табай. Рисали товзих аль-массаил. /¡зд-е 4-е. Тегеран, 1^75. 24У с. (На перс. яз.). 4 См.:ДаризГ.Основы исламского права. Кабул, 1»76. 319 с. (На яз.
Кирмани, »¡дрис ulax, Буруджи Хусайн Таба Табай, Гулям ¿¿ухайуддин Дариз, ;<1.Г.,.1.Губар, ±айз ыохаммад, ¿едай Хорасани, .лахбани .Махмуд.
Автором диссертации также были привлечены научные труды арабских^" правоведов и историков: Абу АллахаДусаина, Абу Аль-Азиза, ^арафад Дина,Абу-аль-Карим Заиана, Ааад Али, Аксеки А., Ан-Нумак ибн йухаммада, М.С.Афифи, А.Вали, Джамаль-аль-Утайфи, йбн-аль-Хасан ибн Ыахаммада,С.Кутба,М.Кутб&,Таки ад-Дин ибн Таимана, Хани аль Хафури, ^ихбани л!охаммаца,Лафик аикатта и др. Большое влияние при написании диссертации на автора оказали научные труды, лекции, статьи и научные сосбдения ученых: В.Г.Аксенова, Л.И.Антоновой, П.П.Баранова, В.«i.Баранова, Л.м.Бельсона, В.В.Бородина, А.М.Витчен-ко, И.А.Возгрина, Ю.И.Гревцова, В.И.Гсймана, Г.П.Ермоловича, С.Ф. Зыбина, А.В.Зиновьева, Д.А.Керимова, В.Н.Кудрявцева, Э.В.Кузнецова, Г.Д.Ковалева, А.И.Королева, В.л.Курицына, В.В.Колейчикова, В.В. Лазарева, Р.3.Лившица, Д.И.Луковсксй, Г.Н.ланова, Л.А.Николаевой, В.В.Посконина, И.Ф.Покровского, А.Х.Саидова, В.Я.Сальникова, A.B. Сурилсва, В.Д.Сорокина, Л.Б.Тумановой, А.И.Экимова, Л.С.Явича. Особенно полезными были работы л. ¡и. Белье она об Интерполе'', книга
дари); Губар М.Г.«1. Афганистан на пути истории. Кабул, Ъ46. d52 с. (На яз. дари); Ддрие illax. Суфизм. Л., 19^4. 445 е.; ¿идай Х.Китаби Хадайт ал-муминат-талибин. ш.: йзд-во Вост. лит., 1у53. 221 с. (На перс, яз.); 4аиз Мухаммад. Сирадж ат-таварих. Кабул, 1912. (На яз. дари).
I Афифи ii.C. Ислам и международные отношения. Бейрут, Ь<66. I2C с. (Наараб. яз.).
с. См.: БельсонЯ.М. ¿Интерпол в борьбе с уголовной преступностью. •iL: Наука, ladt. ¿40 е.; его же. Россия в Интерполе: Учебное пособие / Под об'д.ред. С.i.Зыбина. СПб.: Санкт-Петербургский юрид,
институт ;>ВД России, 240 е.; его же. Полиция "свободного"
общества. «1.: ¿Орид. лит., 176 с.
Э.В.Кузнецова "Философия права в России"*, научные труды В.П. Сальникова о правовой культуре*".
В своей работе диссертант опирался на важнейшие юридические документы: Всеобщую Декларацию прав человека*^, Российскую Декларацию прав и свобод человека и гражданина, Конституцию Р£, Российские бюллетени по правам человека, Основы конституционного права Индии, Конституции Афганистана (Ь23, 1У31, 1964, Ь77, 1980, 1987 гг.), а также использовал нормативные акты афганского законодательства разного периода,
В диссертационном исследовании проанализированы материалы, опубликованные в сборниках АН СССР, труды института Востоковедения, Академии шВД и Санкт-Петербургского юридического института ШД России. Автором изучены десятки энциклопедических словарей, справочников, учебников, документов, решений мездународных форумов, материалов конференций и юридических документов мевдународного характера.
Автором были критически осмыслены авторефераты диссертаций и диссертации, посвященные различным проблемам ислама и исламского права, таких исследователей, как Ака Мохаммада Зармати, (А.В.Вагабо-ва, А.м.Васильева, Доста Мохаммада, Д.В.Ермакова, У.Г.Жемунова, Каида Вин Каида л}уеаеда, Г.П.Лупарева, Ю.И.лклышева, Н.й.Ыарчука, Ьухаметшина, С.т.Прозорова, Хасана Заида Мухаммеда, Хасаса Абдул актина, Г.Д.Халилова, Ф.И.Хачама, В.В.Цмая, К.Эльчибекова. Изучение и анализ имеющейся литературы и юридических документов позволяет
I См.: Кузнецов Э.В. ¿илософия права в России. М.: :Эрид. лит., 20о с.
I См.: Сальников В.П. Правовая культура // Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород: Нижегородская ВЛ МЕД России, 1993. С.4у5-512; его же. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. л., 1988. 4Ь с.
3 См.: Декларация прав и свобод человека и гражданина (Принята Верховным Советом РСЗ£Р '¿¿. апреля г.).
сделать вывод о том, что до сих пор неисследованными остаются проблемы функционирования исламского права в афганском обществе.
методологической основой диссертационного исследования является диалектическая теория познания, включающая комплексный анализ процессов, учет разнообразных факторов правовой жизни, исторический подход к религиозным, правовым, национальным проблемам. Автор руководствовался требованиями и принципами познания социальных явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, с точки зрения теории и практики. В ходе исследования автор применял различные методы: сравнение, научная объективность, социологический, системный подход.
В работе над диссертацией широко применялись методы личного наблюдения и анализа процессов, происходящих в афганском обществе.
Эмпирическую базу работы составили: законодательство Афганистана в разные исторические периоды его развития, доктринальные источники исламского права, данные, опубликованные в российской и афганской печати, и другие материалы. Перевод научных трудов, нормативно-правовых актов и иных материалов выполнен самим автором.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней разработана и предложена такая модель совершенствования законодательства афганского государства, которая органически включает в себя религиозные, традиционные и позитивные правовые нормы и позволяет в случае ее принятия эффективно осуществлять правовое регулирование общественных отношений в условиях всего многообразия и различий позиций религиозных сект, направлений и школ и стоящих за ними интересов родоплеменных и этнополитических структур без кровавых конфликтов и междуусобиц.
Использование результатов проведенного автором исследования при выработке и реализации государственной политики позволит учитывать интересы различных религиозных общин и уважать их религию,
морально-этические и традиционные нормы, которые постоянно нарушались в прошлом и продолжают нарушаться сегодня центральными властями Афганистана. Эти результаты могут также служить исходным материалом для продолжения исследований рассматриваемой проблемы.
Проведенный автором анализ соотношения и взаимосвязи отраслей исламского права с законодательством Афганистана поможет практическим работникам его правоохранительных органов в применении норм законов с учетом норм шариата как в санкционированной, так и в доктринальной формах.
Таким образом, работа имеет практическую значимость для афганских законодателей, сотрудников МВД Афганистана, ученых, преподавателей и студентов, аспирантов-востоковедов.
В ходе работы над диссертацией автор использовал свой жизненный опыт, полученный им за 15 лет службы в правоохранительных структурах Афганистана, в том числе на должностях начальника уголовного розыска, следователя РОВД в Кабуле, старшего инструктора, лектора в аппарате МВД Афганистана, а также знания, приобретенные им за период учебы в России.
Доктринальные источники исламского права, Коран^, сборники Хадисов, научные труды, посвященные сунне, афганские нормативные акты, Указы правительства Афганистана разных периодов, документы международного характера*", фирманы и фетвы исламских духовных
3
лидеров нашли отражение в диссертационной работе.
1 См.: Коран. Казань, 1»07 (Репринтное издание). Ч. I, 2; М.-Л., 19У0. 1168 с.'
2 См.: Документы женевских соглашений. Кабул, 19св. 72 с. (На яз. дари).
о См.: ¿ирманы исмаилитского имама о мире в Афганистане. Об отношении исмаилитов к фундаментализму, о борьбе против производства, использования, продажи наркотических веществ. М., 1^5.
- и -
Апробация результатов исследования. Материалы диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории права и государства Санкт-Петербургского юридического института гЛВД России. По результатам исследования автор выступил с научными сообщениями: на межвузовской научно-практической конференции "Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации" (Санкт-Петербург, 27-28 мая 1УзЗ г.); на региональной межвузовской научной конференции, посвященной 50-летию со дня полного освобовдения Ленинграда от фашистской блокады (Санкт-Петербург, 20 января 1УУ4 г.); на международном симпозиуме "Права человека и статус правоохранительных органов" (Санкт-Петербург, 3-4 марта 1^94 г.); на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и пути духовно-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел" (Санкт-Петербург, 12-13 мая 13у4 г.); на научной конференции "Безопасность человека и преступность" (Санкт-Петербург, 23-25 ноября 19а4 г.); на межвузовской научно-технической конференции "Актуальные проблемы автоматизации управления организационно-техническими системами в органах внутренних дел" (Санкт-Петербург, 16 июля 1У94 г.); на международном научном конгрессе женщин-полицейских "Полиция. ".Хенщина. Гуманизм" (Санкт-Петербург, 21-24 марта 1у95 г.); на межрегиональном научно-практическом симпозиуме "Недвижимость, приватизация, строительство: правовые и финансовые проблемы в практике применения нового гражданского законодательства" (Санкт-Петербург, 22-23 июня г.); на межвузовской научно-технической конференции "Новые информационные технологии в деятельности правоохранительных органов" (Санкт-Петербург, 25 октября 1^55 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и краткого терминологического словаря как при-
ложения, в котором содержатся юридические термины на арабском и персидском языках и языке дари.
В приложении диссертации приводится также список научной литературы на русском языке, языках дари, пулту, арабском.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении дается обоснование выбора темы, формулируются цель и задачи исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяется новизна работы, описывается ее теоретическая и методическая база, характеризуется религиозно-правовое и традиционное регулирование общественных отношений в Афганистане.
В первой главе - "Становление и развитие ислама и исламского права в Афганистане" - содержится характеристика исторических условий возникновения ислама и исламского права и их распространение на территории Афганистана, раскрывается сопротивление афганского народа арабским завоевателям и его роль в развитии исламской цивилизации, культуры и права.
Автор подчеркивает, что понятия и соотношение шариата, фикха и исламского права относятся к числу наиболее сложных вопросов и их применение в науке и на практике часто сопровождается серьезными трудностями. Рассматривая эту проблему, диссертант анализирует мнения разных ученых и дает собственное определение понятий шариата, фикха и исламского права, а также раскрывает их роль и значение для афганского общества.
Проблема религиозных сект и религиозно-правовых щкол ислама является для него одной из наиболее сложных. В Афганистане широко распространены два основных направления ислама - суннизм и шиизм. Суниизм возник в результате раскола в исламе после "Рехлата" (смерти пророка мохаммада), что привело к проявлению двух точек зрения на роль и функции главы общины. Сунииты считают первых четы-
рех Халифов (Абубакра, Омара, Осман , Али) законными наследниками пророка и признают достоверность сборников Хацисов, придерживаются ритуальных бытовых и социальных правил согласно одному из четырех мазхабов ("1афиитский, Ханбилитский, шликитский и Ханафит-ский).
ч!иизм возник в УЛ веке среди арабов как религиозно-политическое, оппозиционное суннизму, движение^" и постепенно вовлек в орбиту своего влияния завоеванные народы восточных областей Халифата, в том числе ирано-персидского происхождения, а затем частично распространился и на территорию Хорасана (Афганистана).
В рамках шиизма в Афганистане существует целый ряд течений, орденов и сект.
К шиитам относятся: имамиты, аллилахи, рошаниты, исмаилиты, зайдиты, карматы, нусариты и др.
Автор дает подробный анализ религиозных сект ислама в Афганистане с их конкретным географическим расположением, демографическими данными, этническими национальными признаками и сферами влияния.
Наиболее подробно он останавливается на рассмотрении исыаилит-ской секты. Диссертант не только дает историю развития и общую картину исмаилизма в Афганистане, но и описывает моральные принципы, правовые обычаи и самобытность афганских исмаилитов. Их секта является самой крупной в стране. Точное число исмаилитов не установлено. Однако, судя по географическому рассредоточению исмаилитов в Афганистане, можно предположить, что их больше миллиона человек. В основном исмаилиты проживают в Бадахшане, Кундузе (Ханабаде и прилегающих к нему каишлаках), Самангане (Айбаке), Бамиане. Самыми
I См., напр.: Советский энциклопедический словарь, ¡й., С. 1507.
активными последователями исмаилитской секты считаются проживающие в ущелье дикари народы никпай, ашходаса, Даимирак, алиджам, найму и др. именно религиозная вера объединяет их в единую исмаилитскую общину. До прихода к власти исламских моджахедов эти народы поддерживали центральное правительство и сыграли активную роль в свержении Наджибулды, когда он стал проводить дискриминационную националистическую политику.
Основой и регулятором общественных отношений в обществе для исмаилитов являются морально-этические нормы и принципы ислама. Исмаилия считается самой терпимой и умеренной сектой в исламе. Ь их религиозные особенности входят: непримиримость к фанатизму, исключение крайностей в политике и религии, терпимость и свободомыслие. йсмаилиты имеют свой исмаилитский уклад и образ жизни. Самым интересным, но ранее малоисследованными являются морально-правовые принципы исмаилитов, которые выражаются в моральном кодексе этой секты. Этот кодекс включает в себя целый ряд морально-религиозных принципов, характеризующих только исмаилитов, регулирующих их поведение ме;вду отдельными людьми, в общине и обществе.
Поскольку исмаклиты проживают географически далеко от поля зрения центральной власти и правительства, их отношения больше регулируются нормами морали, чем нормами закона. Помимо общеафганских моральных принципов (Намус, Гаираг, гостеприимство, почитание старших) и пуштунских принципов* (тура - "отвага", доблесть - "бадал", "воздаяние", нанавати - "прощение"), они имеют свои исмаилитские моральные принципы религиозно-этнического порядка, включающие в себя принципы Ходги, Джааматдари, Пульваншарики, Дир-у-^уред^Наэр-у-Кияз и др.
I См.: Лаек С. Коротко о пуштунских племенах. Кабул, 1у76. С. 18-20.
(На яз. дари).
Цревде чем объяснить отдельные принципы исмаилитов, необходимо рассмотреть сущность учения, из которого они вытекают. Справедливость является краеугольным камнем исмаилитской этики и морали. Все нормы религиозно-правового и морально-этического характера берут истоки из основного принципа - справедливости.
Диссертант раскрывает содержание и механизмы реализации ряда принципов исмаилитского народа.
Принцип ХОДГИ (ХСДГИ на языке дари - свои) означает принадлежность исмаилита к данной вере (секте). Ходги - это значит человек, принадлежащий исмаилитам, которому доверяют и предоставляют определенные права и статус. Этот принцип, ломимо религиозного значения, имеет значение этнического характера, так как регулирует общественные отношения в некоторых этнических группах, исповедующих исмаилит-скую веру. Исмаилиты принимают ХОДГИ как члена своей семьи и полностью доверяют ему. Человек, обладающий статусом ХОДГИ, получает широкие права и обязанности среди других исмаилитов.
Практика показывает, что принципом ХОДГИ никогда не злоупотребляли, всегда точно и неуклонно следовали ему. Исмаилиты - это люди, способные держать тайны своего народа и никогда не расшифровывать их другим. Данная особенность имеет историко-этнический характер, который требует отдельного исследования.
Принцип ДШШДАРИ (ДШ1МГ на языке дари - община, а "дари" означает иметь общину, то есть способность жить в общине), также является одним из наиболее важных для исмаилитов. Хотя ДЗДМААТ -этническое понятие, но здесь имеет не этническое, а религиозное значение. Джамааты - люди, верящие в исмаилиэм. Отсюда идет слово Дкамаатхана (место молитвы исмаилитов). Человека, верующего в ис-маилизм, называют Джамаати, который обладает специальным статусом среди других джамаатов. Они могут пользоваться в случае необходи-
мости любой материальной и моральной помощью Джамаата, могут жить и обеспечиваться в Джамаатхане и даже им разрешается жить в семейном очаге другого джамаата, соблюдая морально-этические и религиозные правила исмаилизма.
Если принцип Ходги регулирует отношения этнического характера, принцип Джамаатдари - отношения религиозно-морального аспекта, то принцип ПУЛЬВАНШАРИКИ регулирует отношения бытового, экономического порядка.
"Пульван" на языке дари означает насыпную дорожку на возделанном поле, а под словом "шарики" понимается совместность.
Пульваншарики означает "совладелец поместьями". Пульваншарики, как моральный принцип, обязывает исмаилита оказывать помощь или морально-экономическую поддержку соседу или соплеменнику в ведении хозяйства. Эта поддержка всегда оказывается добровольно и без какого-либо принуждения. Поскольку исмаилиты владеют плодородной землей и в основном занимаются земледелием, то принцип Пульваншарики играет большую роль для поддержки бедных людей, то есть крестьян, их сближения и содействия друг другу.
Принцип ШР-У-иИТИД: При (старец) - духовный лидер, наставник послушников (муридов), которые обязываются следовать предписаниям пира. Мурид - добровольный последователь, ученик. Муридом называли человека в период его приготовления к вступлению в суфийское братство (тарика). Исмаилитский пир назначается фирманом 49-м имамом исмаилитской секты Карим Ага-ханом. Назначенный на этот религиозный пост называется еще В Афганистане муккиями исмаилитской сек-
ты были Сайд Тимур о!АХ, Сайд Надир ¿¿АХ Каяни. Самым известным из них был Сайд Надир Шах Каяни, автор 52 книг, выдающийся афганский поэт
I См., напр.: Эльчибеков К. Иерархия духовенства в исмаилизме и ее политическая роль. ¡¿., 1977. С. у-15.
и известный исмаилитский суфий, который основал и широко развивал исмаилитский тасауф (суфизм) на языке дари. Его уникальные, еще неисследованные суфийские произведения существуют в рукописном виде. Настоящим фккием афганских исмаилитов является Сайд Насир Надири.
Сочетание слов "Пир" и "Мурид" для исмаилитов стало важнейшим религиозно-политическим и правовым принципом, так как указание пира муридам обязательно подлежит безоговорочному исполнению.
Известная поговорка исмаилитов гласит так: "Приказ пира равен смерти мурида" Верующий мусульманин, исповедующий
исыаилизм, добровольно берет на себя обязанность неуклонного и точного выполнения всех положений, вытекающих из принципа Пир и Мурид.
В заключение главы автор делает вывод о том, что исмаилизм как религиозная секта шиизма далеко выходит за его рамки своими особенностями и специфической сущностью. Правовой аспект жизни исмаилистов Афганистана имеет интереснейшие неисследованные проблемы, которые требуют отдельного исследования,
Исмаилизм - это не только религиозная секта, он может выступать как суфийское братство*, как отдельное религиозное вероучение^, религиозное течение и как комплекс правовых и морально-этических норм, регулирующих общественные отношения.
В современном Афганистане в условиях национального гнета и непримиримой вражды между разными народностями, а также на фоне жестокой распри между последователями различных религиозных течений и толков исмаилиты формируются как этническая группа - исмаилитский ? народ, которому присущи все признаки зтнико-религиозного характера.
1 См. подр.: Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1931. С. 110-112.
2 См. там же: С. 112-113; см. так же: Додихудоев X. Очерки философи] исмаилизма (общая характеристика доктрины Х-ХУ1 вв.). Душанбе,¡.¿7(
Это вызвано потребностью самовыражения этого народа в суровом и кровавом Афганистане,
Во второй главе - "Источники и методы исламского права в афганском обществе" - рассматриваются понятие, сущность и система основных источников исламского права, его доктринальной формы и рациональных источников.
По этому поводу у исламоведов-юристов и даже у исламских мудж-тахидов нет единого мнения. Более того, муджтахиды и факихи разных исламских религиозно-правовых толков имеют свои точки зрения. Диссертант на основе сравнения различных взглядов юристов и исламоведов классифицирует основные рациональные и дополнительные источники исламского права.
В отличие от большинства стран, где законодательство европейского образца сложилось под влиянием метрополий, в Афганистане оно сформировалось лишь в независимый период, то есть после 1919 года с использованием опыта ряда стран континентальной Европы и Ближнего Востока*. Например, торговый кодекс Афганистана 1955 г. копировал созданный по европейскому образцу торговый кодекс Турции 1926 г.
Конституция Афганистана 1у64 г. отражала влияние*" конституционного законодательства Франции, ФРГ, Швеции, Норвегии, Турции, Египта^.
Восприятие доктрины кодифицированного права сочеталось с ограничением действия права и судебной практики. Так, признание источни-
1 См.: Гульджанов 'Л. Некоторые аспекты модернизации ислама в современном Афганистане // Религия и общественная мысль народов Востока. М.: Наука, 1971. С. 196-212.
2 См. подр.: История Афганистана. Л., 1»32. С. 331-332.
3 См.: «¡алышев Й.Н. Некоторые основные государственно-правовые институты Афганистана. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Алма-Ата, 1У66. С. 13.
ка права высшей юридической силой достигалось решением пленума Верховного суда по неурегулированным законодательством вопросам. До 1у78 г. законодательными актами регулировался относительно широкий круг вопросов, в частности, судебная система, гражданская служба, сбор налогов, инвестиций, деятельность кампаний и т.д.
Была принята серия аграрных актов, в том числе закон о земельной реформе 1975 г. Действовал ряд кодексов: уголовный 1976 г., гражданский 1^76 г., торговый 1^75 г., уголовно-процессуальный 1У55 г.
Процесс возрастания роли нормативных актов как основных источников права в Афганистане приходится на период с конца 70-х по конец ¡¿0-х гг. В этот период резко упали роль и влияние религиозных норм и полностью прекратилось докгринальное применение норм шариата.
К сожалению, "процесс демократизации общественной жизни и подход к решению ряда важных социально-экономических преобразований сопровоздались серьезными ошибками и просчетами, допущенными партийным и государственным руководством"^.
В области правотворчества и реализации права эти просчеты и ошибки проявились в недостаточном учете уровня политического и правового сознания масс, сложившихся традиций и обычаев, в нарушениях революционно-демократической законности.
В то время общественные отношения регулировались позитивными нормами права: декретами, законами, постановлениями, актами министерств и местных органов.
Особой разновидностью нормативных актов были совместные постановления, принимавшиеся государственными и общественно-политическими организациями. Их специфика состояла не в особой юридической
I Программа действий Народно-демократической партии Афганистана (1ъд2 г.) {На яз. дари).
силе, а в их подкреплении авторитетом общественно-политической организации.
министерства и ведомства Афганистана, согласно закону об общих принципах организации и деятельности министерств, издавали приказы и инструкции. Автор отмечает своеобразную конкретизацию этого закона в отдельных положениях о министерствах. Так, Положение о министерстве предусматривало издание приказов как единолично министром, так и совещательной коллегией Министерства*. Аналогичный подход был заложен в проекте Положения о Министерстве внутренних дел.
Правотворческими органами на местах, согласно основным принципам (гл.б) Конституции 1»Ь7 г., являлись местные джирги (советы) и их исполнительные органы, которые принимали решения в пределах своей компетенции.
Специфический недостаток правотворческой деятельности этого периода в Афганистане состоял в том, что значительная часть новых актов была направлена не столько на закрепление существующих отношений, сколько на их преобразование, а это требовало преодоления сопротивления враждебных сил, консерватизма традиций.
Таким образом, в законодательстве Афганистана на разных этапах его развития существовали тенденции позитивизма, секуляризма и стремления к отделению от религиозных норм, но их влияние всегда оставалось значительным.
В третьей главе - "шариат и его социальная правовая и религиозная сущность в Афганистане" - анализируется место и роль шариата в мировых правовых системах, соотношение шариата с религиозной системой и его взаимоотношения с отраслями права в афганском государстве. Роль исламского права в мировой правовой системе, а также его адаптация к современности являются одной из наиболее актуальных проблем.
I См.: Официальная газета. 1у&1. ¿1 мая. (На яз. дари).
Рассматривая ее, автор особое внимание уделяет месту афганского законодательства в правовой системе исламских государств. Он подчеркивает, что по роли и степени влияния шариата на законодательство в исламском мире Афганистан занимает особое место. Специфика правовой жизни афганского общества состоит в его бурно изменяющейся нестабильной обстановке и сложной политической ситуации.
Для исламского права является важным глубокая взаимосвязь шариата с другими регулирующими общественные отношения нормами. Диссертант подробно анализирует характер и содержание этой взаимосвязи и ее влияние на жизнь афганского общества. Он делает вывод о том, что, в отличие от ряда других стран исламского Востока, степень влияния ислама, особенности уровня культуры и правосознания, национальная специфика и относительная самостоятельность светской жизни в Афганистане позволяют обновить его законодательство на основе скрытой или умеренной секуляризации и создать в нем такой правопорядок, который бы положил конец кровопролитию и гарантировал бесконфликтное продвижение страны к идеалу правового государства. В интересах решения этой проблемы автором предлагается:
1. Реформу конституционного законодательства, предполагающую разграничение полномочий между исторически сложившейся формой представительной власти ("Лоя Джиргой"), вновь создаваемым парламентом и президентом как главой исполнительной власти; приведение содержания Конституции в соответствие с основными положениями международно-правовых актов о правах и свободах человека и гражданина; создание институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение этих прав и свобод.
2. Наиболее общие доктринальные нормы шариата внести в соответствующие законодательные акты (гражданского права, уголовного права и т.д.), придав им чисто декларативный характер и упустив их санкционирующее содержание; использовать опыт других исламских госу -
дарств (Турции, Алжира, Египта), включающих рациональные нормы шариата в свои законодательства.
3. Систематизировать право путем кодификации всех его отраслей и таким образом резко ограничить возможности применения норм шариата для правового регулирования общественных отношений.
4. Санкционировать государством применение тех норм обычного права (обычаев и традиций), которые не противоречат интересам развития общества, представлениям о правах и свободах человека.
Исламские юристы обычно обращают внимание на две характерные взаимообусловленные особенности - религиозное происхождение (божественную природу) и тесную (по мнению некоторых, неразрывную)связь юридических предписаний с исламской догматикой, богословием), с нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами в целом. Известные современные ученые, например, Мухаммад Юсуф Муса и Субхи 1«ахмасни отмечают, что исламское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к божественному откровению*.
Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, делается вывод о том, что ислам - это одновременно
"вера и государство, а право (фикх) выступает не только собственно
р
правом, но и религией . Сходную точку зрения высказывают и авторитетные западные исследователи исламского права. Так, И.Шахт отмечает, что для исламского права характерен дуализм религии и государ-
о
ства . По мнению Р.;Иарля, "исламское право - это превде всего религия, а затем государство и культура""^.
1 См.: мухамаак л)суф %са. Ислам есть аргумент божества человека. Каир, 1»61. С. I9&2. (На араб. яз.).
2 Субхи аахмасани. Философия исламскоге шариата. Бейрут, 1»52. С. 3=1. (На араб. яз.). on
о SthouM J An InUocluctofi to Islamic low. Ox./966. C.Z.
4 шарль P. мусульманское право, «d., 1959. С. II.
Ислам, подчеркивает Р.Давид, - это религия закона, а исламское право имеет не рациональную, а религиозную "божественную" природу*.
Соотношение щариата с религиозной системой является важным воп росом исследования исламского права. Автор рассматривает этот вопрос посредством сравнения взаимоотношений шариата с религиозными нормами в различных исламских странах, а затем более подробно анализирует эту проблему на примере Афганистана, где есть наличие различных религиозных толков и политических группировок и непримиримая борьба за власть между ними.
Важнейшим показателем влияния религиозно-правовых норм является их практическое применение. Этому вопросу посвящен 3-й параграф данной главы, где достаточным образом выясняется взаимосвязь исламского права с его отраслями. Здесь автор рассматривает основные отрасли права (уголовное, гравданское, семейное, процессуальное и др, а также отдельные институты (наказание, брак, развод, вакф, заманач аманат, кафалат и др.) и даже рассматриваются отдельные нормы исла» ского права.
В диссертации изложен краткий терминологический справочник. Его можно рассматривать как самостоятельную работу, в которой соде; жатся юридические термины на арабском, персидском и других языках.
В результате детального анализа диссертационного исследования автор выделяет целый ряд неисследованных проблем, касающихся право вой жизни афганского общества, без которых невозможно функциониров. ние афганского государства и права. Итак, автор, ввделяя эти пробл мы, рекомендует их для последующих исследований:
- комплексный подход к исследованию обычаев, традиций и морально-этических правил в Афганистане;
I См.: Государство и право на Древнем Востоке. Круглый стол // Народа Азии и Африки. 1^64. № 2, 3.
- <¡5 -
- систематизация законодательства Афганистана;
- проблема секуляризации законодательства в будущем демократическом Афганистане;
- исследование парламентаризма в Афганистане;
- разработка института президентства Афганистана;
- разработка принципов выборности и референдума в будущем демократическом Афганистане;
- исследование нарушений прав человека в Афганистане и теоретическая разработка гарантий соблюдения прав человека в Афганистане на основе принципов всеобщей декларации прав человека;
- разработка нового афганского законодательства, гарантирующего права и интересы инвалидов, семей погибших, сирот и других категорий людей, пострадавших в разные периоды войн в Афганистане, и защита их прав, свобод и интересов;
- создание широкой правовой базы в борьбе с преступностью, особенно в борьбе с контрабандистами, продажей и производством наркотических веществ;
- совершенствование законодательства, строго запрещающего разжигание межнациональных, религиозных межэтнических и межплеменных конфликтов;
- выработка законодательной основы разрешительной системы (ношение, использование, хранение оружия);
- исследование института полевых командиров, взявших на себя всю полноту местной власти как своеобразной автономии и особенно правовых аспектов их функционирования;
- разработка правовой базы в борьбе с бандитизмом, террористическим актами и диверсиями и контрабандой оружия с территорий соседних стран Афганистана и с территории Афганистана в соседние страны;
- разработка института гражданства и совершенствование законодательства данного института, гарантирующих равноправие гравдан, кочевников, свободных (пограничных) племен, всех национальностей и этнических групп, проживающих на территории Афганистана.
В заключение подводятся итоги исследования, содержатся выводы и практические рекомендации афганским законодателям и исследователям, выделяется перечень неисследованных актуальных проблем, касающихся правовой жизни афганского общества.
Основные идеи диссертации изложены в статьях:
I. У истоков исламского права // Органы внутренних дел на пути к правовому государству. Сб. трудов адъюнктов и соискателей. ВылЛ/ Под общ.ред. В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, Ш, С. 17а-1ВЗ.
'¿. Понятие закона и права в контексте шариата // Правовое государство и деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступностью. Сб. трудов адъюнктов и соискателей. Вып. 2 / Под общ.ред.
B.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт и©Д России, 19аЗ. С. 207-гП.
3. Ислам и международное право // Правоохранительная деятельность и правовое государство. Сб. трудов адъюнктов и соискателей. Вып. 3 / Под общ.ред.В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт ¡(ВД России, 1994. С. 113-116.
4. Религиозные секты и религиозно-правовые школы ислама в Афганистане // Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Материалы межвузовской научно-практической конференции, ¿7-25 мая г. Ч.П / Под общ.ред
C.Ф.Зыбина и В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1^5. С. 116-120.
5. шариат и право в системе социального регулирования Афганистана И Актуальные проблемы автоматизации управления организационно-техническими системами в органах внутренних дел. Материалы межвузовской научно-технической конференции, 16 июня 1994 г. Ч.У / Под общ.ред. С.£.3ыбина и В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт шЦЦ России, 1995. С. 120-121.
6. Безопасность человека в контексте лариата // Право человека и статус правоохранительных органов. Материалы международного симпозиума, 3-4 марта 1У94 г. / Под общ.ред. С.Ф.Зыбина и В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1995. 0,3 п.л.
7. Ислам и духовно-нравственный облик сотрудников правоохранительных органов Афганистана // Проблема и пути духовно-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 12-13 мая 1994 г./ Под общ.ред. С.Ф.Зыбина и В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1995. 0,3 п.л.
6. Правовая пропаганда // Журнал "Царандой". Кабул. 1992. № 3. С. 26-27 (на яз. дари).
У. Организованная преступность // Журнал "Царандой". Кабул. 1992. № 5. С. 33-36 (на яз. дари).
Подписано к печати 17.11.95. Заказ 427 Тираж 100 Объем 1,5 п.л. ПОП СПГУ. 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова,б.