Становление национальной государственности Афганистана (Историко-правовое исследование)текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Становление национальной государственности Афганистана (Историко-правовое исследование)»

РГ8 ОД

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА имени И. М. Л\УШШОВА

На правах рукописи

КАШИНСКАЯ Лавиза Фуатовна

СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ АФГАНИСТАНА

(Историко-правовое исследование)

12.00.01 — Теория и история государства и права; история политических и правовых учений

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Ташкент — 1993

Работа выполнена па кафедре теории государства и права Ташкентского Государственного юридического института Министерства юстиции Республик;- Узбекистан,

Научный руководитель — доктор юридических наук, академик Ail Республики Узбекистан, профессор Уразаев Ш. 3.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Бабаходэхаев М. Л., диктор юридических наук Азизходжаев А. А.

Ведущая организация—Высшая школа МВД Республики Узбекистан.

Защита состоится " g&COZjU 1993 г. в /¿f час.

на заседании специализированного совета Д 015.03.21 в Институте философии и права им. И. М. Муминова АН Республики Узбекистан по адресу: 700170, г. Ташкент, ул. Мумииова, 0.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан.

Автореферат разослан " 1Q93 г.

Ученый секретарь специализированного соссга, доктор юридических наук У f ЧЛРЫЯРОВ У. Ч.

Актуальность темы. Процесс образования и становления национальной государственности Афганистана демонстрирует все особенности и противоречия, проявившиеся в социальной, экономической и политической истории этого государства. Объективный,непредвзятый енатаз как реальности, так и исторических традиций Афганистана, особенностей его государственно-правового развития, еще раз подтверждает, что развивающиеся страны - это особый феномен, демонстрирующий нам многовариантность развития.

Актуальность изучения государственно-правовых институтов и явлений Афганистана в их исторической ретроспективе обусловлена тем, что в этой стране происходили и происходят данамичные процессы, во многом сходные по своему содержанию с реформами, осуществляемыми у нас. Советская юридическая наука в течение длительного времени по существу игнорировала опыт развивающихся стран, либо подходила к правовой действительности их с политико-идеологических позиций. Настало время обратить внимание на изучение собственно государства и права развивающихся стран, в том числе и Афганистана, одновременно не забывая об особенностях этой страны, культурной среде, в которой развивается право. Изучение проблем традиций и современности в государственно-правовой действительности Афганистана, влияние этих вопросов на ложтическую стабильность государства имеет актуальное значение не только для развивающихся стран, но и для нынешнего правового развития в ншпей республике.

Размышление о судьбах афганского государства стимулирует взгляд на наши внутренние и внешнеполитические проблемы в контексте изменяющихся межгосударственных отношений, фундаментальных сдвигов, происходящих в мировой цивилизации в целом. Новая геополитическая ситуация складывается для нашей республики так, что Афганистан и нестабильное положение в нем приобретает особое значение для нас и нашей политики.

Знание тонкостей и особенностей политической истории Афганистана, основных тенденций развития этого' государства не только расширяют нал кругозор, обогащает наше познание мира, но и несет в себе большое прикладное значение. Это знание должно помочь выработке и реализации новой системы внешнеполитических приоритетов Республики Узбекистан.

Степень разработанности проблемы. Взаимообязанность и • взаимозависимость мира заставляет нас объективно анализировать формирование и развитие национальной государственности в Афганистане - государства, с которым нас связывает не только общая граница, но и глубокие исторические корни. Изучение этого круга проблем базируется на подробном рассмотрении конституционного развития Афганистана, выявлении социального и юридического содержания конституций и других законов, принятых в стране с момента завоевания независимости в период с 1919 по 1978 год ..

Следует подчеркнуть, что историко-правовой анализ развития афганского государства в ХУШ-Х1Х вв. основан на трудах ведущих востоковедов-ефганистов: Н.А.Аристова, В.В.Бартольда, В.В.Григорьева, Н.В.Ханыкова, И.М.Рейснера, В.А.Ромодина, Ю.В. Генковского, М.А.Бабаходжаева.

Генезис конституционного развития этой страны позволяет проследить общее и особенное в конституционном праве Афганистана, основные-тенденции, характеризуеме его политико-правовое развитие. Исследование этих проблем весьма актуально сегодня, когда перед Афганистаном стоят сложнейшие задачи соэда-. ния такой модели государственности, которая способствовала бы национально-территориальной интеграции, отражала бы реальное соотношение политических сил в стране и, в конечном итоге, содействовала ее стабильному социальному развитию. Опыт конституционного строительства в Афганистане позволяет нем проследить пути развития афганской государственности в XX в., выя- • вить возможные альтернативы его, а также спрогнозировать некоторые вероятные процессы на современном этапе.

Рассмотрение самой проблемы "национальной государственности" в общемировом контексте позволяет выявить некоторые тенденции, подмеченные многими исследователями*. Важнейшим политическим событием второй половины XX в., наряду с крахом коммунизма, являются изменения, происходящие в организации государств. Какая форма государственной организации является наиболее приемлемой для народа, нации, индивида? Трансформация госу-

I. Хобсбаум И.Дт. Нации и национализм с 1780 г. - Лондон,1991.

г. World Iconomist publication..London,1992,

дарственной власти зависит от того, какие решения будут приниматься централизованно, а какие - децентрализованно. Национальное государство - это всемирное достижение политической, социальной и экономической организации, насчитывает всего лишь двести лет. Национальное государство, как известно, явилось результатом преднамеренных усилий, предпринятых ради мобилизации экономических и социальных ресурсов для достижения каких-либо крупных политических целей. Вопросы, возникающие в ходе кризиса нынешних государственных структур, заставляот размышлять над ними, рассматривая факты сегодняшнего дня в широком историческом контексте.

Колониальные империи ушли в прошлое. Количество государств на земле возрастает с каждым годом. Ыир сталкивается с одной задачей - как примирить и соединить экономическую интеграцию и технологический процесс с политическими структурами, национальным сознанием, социально-экономическими потребностями и сложившимся образом жизни. Так, именно в конце 60-х гг. XX века происходят кризисные явления в государственных структурах Афганистана, эскалация которых привела впоследствии к государственным переворотам и изменениям моделей государственного развития.

Необходимо отметить, что в научной литературе проблематика истории государства еще не отдифференцирована от проблем гражданской и социально-экономической истории. Проблема генезиса национальных государственных институтов (структур) изучена слабо по сравнении с проблемой возникновения государства и права с точки зрения становления классового общества. В связи с тем, что классовая структура традиционного общества недостаточно объясняет особенности государства, автор на основе анализа социальной и национальной структуры афганского общества пытался показать специфику формирования государственно-политической надстройки в Афганистане.

Необходимо подчеркнуть, что при рассмотрении истории развития государственно-правовых институтов Афганистана, мы пытаемся дать анализ религиозных, традиционных и этнических факторов, оказавших колоссальное влияние на этот процесс. Игнорирование в исследовании истории национальной государственности таких факторов, как национальный характер, исторические тради-

ции, географические особенности привели к тому, что политическая история всех государств, в том числе и Афганистана, рассматривалась через жесткую схему пятичленной формулы общественно-экономических формаций и Классовой борьбы. Такой подход обеднял наше представление о мире, отрицая разнообразие путей общественного и государственного развития, игнорировал свободу выбора моделей развития.

В книге И.А.Каримова "Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения" представлены новые методологические подходы для анализа процессов и явлений современного мира. Подчеркивается, что "сегодня стало очевидным, что в мире нет универсальных, могущих быть рекомендованными для любой страны, моделей общественного и экономического развития. Общепризнанно многообразие форм и способов общественного прогресса, опирающихся на исторические традиции, уникальность и самобытность различных культур и цивилизаций . Именно в этом контексте изучение особенностей становления национальной государственности Афганистана представляет актуальность и значимость.

Объект исследования и хронологические рамки. Нужно отметить, что при анализе истории государственно-правового развития Афганистана, нас интересует не сама по себе событийно-историческая канва происходивших в стране перемен, но более фундаментальные процессы, отражающие внутреннюю логику развития объекта (государство) и потому представляющие интерес для теории государства и права.

Автор сознательно ограничил истор!ко-правовое исследова- . ние национальной государственности Афганистана до 1978 г., т.к. развитие афганского государства в последующий период характеризуется не только реализацией "советской" модели государственности, вмешательствомвнешних сил в общественное развитие этой страны, но и нуждается еще в дополнительном исследовании и оценке. Дав общий исторический факторальный анализ развития афганского государства с момента возникновения первого' централизованного государства (1747 г. Дурранийсная держава) до начала XX века - формирования"многонационального афганского государст-

I. Каримов И.А. Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения. - Ташкент, 1993. С.4.

ва я его современных границах, автор более подробно остановился на характеристике государственно-прявовых институтов монархического Афганистана с момента завоевания независимости (1919 год) до упразднения монархии в 1973 г. 3 отдельной главе дан юридический анализ реализации республиканской модели государственности в 1973-1978 гг. Такой подход автора обусловлен желанием показать в сравнении модели государственного развития Афганистана - монархическую и республиканскую и сделать некоторые выводы о их гизнеспособности, соответствия историческим традициям и дальнейшим тенденциям развития.

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования заключалась в том, чтобы показать политико-правовое содержание процесса становления и развития национальной государственности Афганистана в исторической ретроспективе (с середины ХУШ в. до 70-х гг. XX в.). Такая цель потребовала постановки системы взаимосвязанных проблем (проблематики), которые заключаются в следующем:

- показать причины и особенности возникновения и формирования первого централизованного государства у афганцев в сере-дане ХУШ века через анализ факторов (географический-, этносоциальный, цивилизационный, религиозный, внешнеполитический, традиций), которые повлияли на этот процесс и во многом определяют тенденцию развития государственно-правовых институтов в Афганистане и в XX веке ;

- исследуя генезис конституционного развития Афганистана, выявить изменения государственно-правовых институтов государства, охарактеризовать социальное и юридическое содержание принятых конституций 1923 г., 1931 г., 1964 г. и 1977 г. ;

- на основе политико-правового анализа конституционных нор! представить в сравнении две модели государственного развития, две формы правления в Афганистане - монархическую и республиканскую ; •

- показать узловые моменты в истории афганского государства, когда прогрессивное его развитие могло реализоваться, однако в силу ряда объективных причин и обстоятельств государственные реформы не состоялись ;

- исследовать функционирование государственной власти в Афганистане (ее национальную и социальную характеристики) в

условиях полиэтничности, родоплеменной структуры общества к .разнообразия религиозных конфессий, ее стабильность и прочность в разные исторические периоды ;

- проанализировать взаимовлияние и взаимопроникновение государственно-правовых и родоплеменных структур Афганистана, трансформацию обоих в историческом контексте.

Методы исследования. В основе исследования автор использовал историко-правовой, сравнительно-исторический, логический и метода системного анализа. Таге, использование исторического метода позволило, в частности, уточнить истоки некоторых государственно-правовых нора и институтов, таких как Дойя-Дтарга, пуш-тунвалай и других в традициях прошлого. Использование структурно-функционального анализа помогло раскрыть суть и целевое на- . значение родоплеменных структур афганского общества, интегрированных в государственную систему.

Роль метода системного анализа определяется тел, что лишь изучая нормы конституционного права Афганистана в системе, взаимосвязи друг с другой, можно выявить юридическое содержание того или иного конституционно-правового института (главы государства, правительства, парламента). Ценность системного подхода в нашем исследовании заключается в том, чтобы этим путец точнее и полнее можно, изучить целостность и соотношение элементов такого сложного объекта, как государство,по сравнении с традиционным аналитическим методом. Применение сравнительно-исторического и сравнительно-правового методов позволило раскрыть генезис конституционного развития монархического и £еспубликского Афганистана, трансформацию института монархии-в Афганистана.

Научная новизна диссертационного исследования. Проведенное историко-правовое исследование формирования национальной государственности Афганистана позволило сделать определенные выводы, поторые сводятся к следующему.

I. Историческим основанием, на котором происходило становление афганской государственности, являлось своеобразное соединение экономического потенциала севера, населенного нацменьшинствами, с политической надстройкой, находившейся с руках пуштунской военно-племенной элиты. Специфика этого государства обусловила особые формы разделения труда, сложившиеся между пуш-

тунами,и непуштунами кщс в экономической, так и в политической сферам.

Однако исторически слолилось так, что государственная власть в стране всегда находилась в руках определенного пуштунского клана и он стал тем центром, вокруг которого формировалось впоследствии многонафюначьное государство.

2. Институт монархии на протяжении всей истории Афганистана был интегрирующим фактором, гарантом целостности и единства страны в условиях племенной структуры общества и многонациональное™. В многонациональном государстве монархия наиболее зримо персонифицирует единство социума. С ликвидацией монархии в 1973 году начался процесс самоизоляции племен и территориально-этнических групп (прежде присягавших королю на верность), вылившийся сегодня в процесс дезинтеграции государства.

3. С момента возникновения государства у афганцев родопле-иенкые отношения отразились как на структуре государственного аппарата, в избирательной система, в кадровой политике, и в особенности на военной организации е^ггнцев.

Такие органы плеиенной организации как "джирга" (совет) различных уровней — местный и высшей - были зклпчены в систему органов государства, с которьали приходилось считаться вс^м правителям Афганистана. Из чисто пуштунского органа традиционной демократии джирга превратилась в представительный орган многонационального Афганистана.

4. функции центральной власти в Афганистане не были всеобъемлющими и всепроникающим», а общины и племена всегда пользовались определенной самостоятельностью.

Племенная и классовая структура общества полностью находила отражение и проникала в государственный аппарат, что не позволило," с одной стороны, госаппарату быть настоящий проводником прогрессивных реформ в государстве, а с другой стороны -порождало бюрократизм, непотизм, коррупцию.

Выражая в большинстве своем общинное и племенное самосознание, традиционные структуры управления и власти вошли в противоречие с целями государства, препятствовали воспитанию общенационального самосознания.

5. Будучи многонациональным государством, для Афганистана характерна полная нерешенность национального вопроса. Однако

государственная власть всегда по-своему влияла на ход этнона-.циональных процессов в стране, стремилась проводить мероприятия, содействующие интеграции населения (пересмотры административного деления, дробление административных единиц, переселение пуштунских племен с юго-востока и юга в северные области).

Несмотря на все усилия, предпринимаемые государственной властью, и призывы официальной идеологии, утверждающей единство афганской нации (конституции 1964, 1977 гг.), национальная консолидация народов многонационального Афганистана но была достигнута.

6. В политической системе Афганистана до 1978 года, составной частью которой являлось высшее мусульманское духовенство, религия ислам играла важную роль. Несмотря на то, что все принятые конституции Афганистана объявляли ислам государственной религией,взаимоотношения между государственной властью и духовенством всегда были неоднозначны.

При совпадении интересов светской власти и духовенства мусульманская идеология обеспечивала дополнительную устойчивость государственной вларти. Однако в случае конфликтов между ними, духовенство быстро мобилизовывало массовую поддержку своим интересам со стороны веруюдих; что нередко приводило к дестабилизации политической ситуации в стране.

7. В течение длительного исторического периода в Афганистане существовал баланс сил, позволявший различным народам в целом жить мирно. Ликвидация монархии в 1973 году, прокоммунистический государственный переворот 1978 года и последующие события положили конец 230-летнему правлению королевской династии группы пуштунских племен дуррани, разрушили национальные традиции государственного устройства и тем самым нарушили эволюционное развитие афганской государственности.

Научно-практическое значение диссертации заключается в том, что теоретические выводы и обобщения в некоторой степени восполняют пробелы,•существующие в научной литературе'по проблемам истории государства и права Афганистана.

Материалы диссертации могут быть использованы при изучении курса истории государства и права эарубекных стран, в сравнительном аспекте при исследовании особенностей государственно-правовых институтов других стран Среднего Востока (Иран, Паки-

ф

стан).

Знание закономерностей й тенденций развития афганской государственности облегчает прогнозирование ьнутриполитического развития и внешней политики Афганистана, что может иметь прямой практический смысл для внешнеполитических ведомств Республики Узбекистан.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы дассертационного исследования нашли отражение в научных сообщениях автора на заседаниях кафедры теории государства и права Ташкентского юридического института (март 1991 г.).

На основе выводов диссертации были подготовлены аналитический обзор и материалы прогнозного характера о тенденциях развития государства в Афганистане в иысшие органы власти и управления Республики Узбекистан (ишь 1993 г.). Результаты исследования изложены автором такке.в опубликованных в научных' нурналах статьях.

Цель и методология исследования определили структуру работы. Диссертация включает введение, три главы и заключение.

С0,Щ£Р&11ьЕ РАБОТЫ

Во введении аргументируется значимость и актуальность избранной темы, определяются цели и задачи исследования, степень разработанности данной проблемы в литературе по,теории и истории государства и права, обоснованы хронологические рамки и новизна исследования. Формулируется научное и практическое значение работы.

Первая глава - "Государственное развитие Афганистана с эпохи .Сурранидов до начала XX века". Ксслеруя процесс формирования налдюналыюй государственности Афганистана в период с середины ХУШ в. и до начала XX века, автор прежде всего останавливает свое внимание на анализе комплекса факторов географического, цивилизацнонного, традиционного этно-социального, внешнеполитического и религиозного характера* повлиявших на возникновение и развитие централизованного государства на территории Афганистана. Автор исход/л из того, что наши прежние методологические установки, возводящие в догмат пятичленную формулу формационного развития истории всех народов земли и

жесткую детерминированность этого процесса совершенствованием •производительных сил, т.е. экономическими факторами, нивелировали многие самобытные специфические явления, присущие истор-ческому развитию государств Центральной Азии, к которым относится и Афганистан. 'Мы с величайшей настойчивостью отказывали этим государствам и обществам в саморазвитии. И вместо тщательного изучения закономерностей их собственного развития большинство обществоведов ограничивалось изучением того, как эти общества и государства повторяют или должно повторить пройденные другими пути. Кроме того, в нашей научной литературе проблема возникновения государства в Афганистане трактуется с точки зрения становления'классового общества. Не отрицая данного подхода, а считая его одним из многих, автор подробно анализирует факторы, обусловившие возникновение первого афганского государства и которые во многом определили специфику его дальнейшего исторического развития.

Так, анализ географического фактора позволяет заключить, что крупные горные системы, разделяя страну на отдельные изолированные друг от друга оазисы, создавали огромные трудности для политического объединения населения Афганистана и создания единого жизнеспособного государства. Неоднородность и контрастность условий хозяйственно-культурной деятельности,трудно доступность значительных территорий - все эти базисные моменты содействовали замедлению процессрв государственной ии-■ теграции.

Влияние фактора взаимодействия кочевого и оседлого этноса на возникновение и развитие государства в-Афганистане показывает, что такое взаимодействие создало особого рода историческое разделение труда и способ общения в форме социально-политических структур. Так кочевые племенные объединения пуштун сыграли решающую роль в формировании правящего класса общества, в складывании военно-политических иерархий государства. • . ■

Характеристика' этно-социального фактора дает возможность сделать вывод о том, что социальная структура афганского общества исторически была тесно переплетена с этнической и религиозной дифференциацией индивидов, что в свою очередь тормозило процесс формирования общег.фганской этнополитической общ-

сти.

Исторически в организации политической, экономической и дологической власти ось национального баланса в Афганистане . оходила по линии, соотношения двух основных этносов - пушту-п и тадаиков. Другие народа практически не имели политичос-го представительства в системе власти на общегосударственной местном уровнях.

Такая тенденция исторически определяла развитие афганско-государства и вместе с неравномерность») социально-эконони-ского развития различных этносов в стране порождала серьезе зтно-национальные противоречия в государстве и влияла на епень устойчивости государственной власти.

Анализ фактора исторических особенностей и традиций помоет многое объяснить в живучести ).могих элементов родоплонен-й организации афганского общества, в силе традиционных ценно-ей (пуштунвалай, Лойя-Дкирга), оказавших сильное влияние на ановление и развитие собственной государственности. Автор лает выводи о причиню сохранения еплоть до наших дней род>-еменных структур у пуштун и их интегртгрованности в государ-венную систему.

Исследование религиозного фактора приводит к выводу, что па« в Афганистане был тем централизующим начатом, которое эсобствовало государственной интеграции разнородных людских сурсов и территорий. Важной особенностью организации спетой власти в Афганистане являлось ее тесное переплетение с астью духовной. ь

Такой факторалышй анализ позволил автору в некоторой степи разрешить проблему генезиса государственно-правовых инсти-гов Афганистана, выявить исторические корни традиций госуддр-еснното устройства.

Автор подробно останавливается на характеристике афганс-?о государства. пр1 Абдурахмакхане (18Ю-1901), когда окон-гельно складывается афганское многонациональное государство зго современных границах, формируются основные тенденции звития национальной государственности: ставка на военно-по-гические метода в укреплении государства; постоянная борьба {омпромисс между центральной властью и пуштунской племенной атыо, в силу чего взаимоотношения между центром и перифери-носят своеобразный характер.

Глава вторая - "Генезис конституционного развития Афганистана после завоевания независимости с 1919 по 1973 гг. (монархический период)'". В этой главе автор подробно анализирует три конституционные реформы в истории Афганистана (1923, 1931 м 1964 гг.), которые каждая по-своему влияла на государственное развита страны и отражала процесс трансформации института монархии в государстве. Процесс формирования государственности в этот период проходил в борьбо и компромиссах традиционных и либерально-буржуазных тенденций и сил.

Характеризуя первую афганскую конституцию 1923 г., автор останавливается на некоторых особенностях исторического развития страны в этот период, зарождения конституционного движения, анализе политике-правовых взглядов младоафганцев, оказавших влияние на короля-реформатора Аману ллухана. Первая конституция, впервые провозгласив национальные, религиозное и социальное равноправие в государстве, положила начало разграничению трех форм власти: законодательной, исполнительной и судебной, определив функции соответствующих государственных органов Впервые Лойя-Дадрга - традиционное собрание вондей племен в мусульманских богословов была введена в структуру государственных органов и ее статус закреплен конституционно. Конституция запрзтияа рабстьэ и- некоторю феодальные повинности (подневольный труд). Конституция юридически закрепила частную собственность на землю. В соответствии с Конституцией радикальным изменениям в сторону секуляризации била подвергнута судебная систеиа.

В положениях основного закона Афганистана 1923 года бшш обозначены контуры конституционной монархии.

Период афганской истории, связанный с именем Аиануллы-хана является узловым моментом, когда под воздействием реформ прогрессивное общественное государственное развитие могло • . стать реальностью, но не стало.

Анализируя глубинные причины нереализовашгости конституционных реформ Аиануллыхана по государственному переустройству, следует отметить следующие моменты:

- реформы Амануллыхана вызвали резко негативную реакцию мусульманского духовенства, часть которой была связана с оппозиционными силами в составе самой политической элиты;

- слабость интеллигенции, ее малочисленность, а отсюда [евоэможность сформировать соответствующий реформам госаппа-гат;

- в идеологическом плане переход от чисто религиозной [деологии к секулярной в форме национализма в условиях поли-1тничн0сти не мог стать скрепляющим фактором и основой для на-[ионально-государственной интеграции;

- у формирующейся новой афганской государственности, опрошенные идеи которой были почерпнуты у Запада, не оказалось декватной экономической и социальной базы и даже достаточных |Лементов для конструирования нового государственного аппа-1ата.

В 1928-1930 гг. Афганистан проходит через сложный внутри-юлитический кризис, порожденный мятежами, выступлениями гие-1ен, опиравшихся на реакционное духовенство, которое привело : срыву процессов национально-государственной интеграции, йот период политической истории Афганистана преподал важный рок, предупреждающий о недопустимости недооценки возможностей •еодально-клерикальных кругов.

Конституция 1931 г., оформившая политический союз пуштункой аристократии с новыми торгово-помещичьими кругами, предусматривала создание двухпалатного парламента, превратив таким бразом конституционную афганскую монархию из абсолютной в [арламентарную и создав юридическую возможность для .представи-елей торговой буржуазии, помещиков, интеллигенции и духовенства в осуществлении государственной власти. Однако isa коровы было сохранено право ветовзаконодательной, исполнительной : судебной сферах, что подчеркивало особый статус монарха в шштической системе Афганистана.

Согласно конституции были расширены функции надпарламент-кого органа Лойя-,Пдирги в вопросах финансовой и налоговой по-итики. Конституция 1931 г. закрепляла за религией ислам ста-ус государственной религии и закрепляла требование соответ-твия законов государства нормам мусульманского права. Вместе тем Надиршах предпринял ряд шагов по регламентации деятель-ости клерикалов и их подчинения центральной власти. Анализи-уя политико-правовое развитие государства в 30-50-х гг. XX ека, основой которого была конституция 1931 г., автор прихо-

да? к выводу, что данная конституция обеспечила в течение боле« 31) дет устойчивое существование афганской государственности.

Характеризуя новый отал политической истории Афганистана, связанный с принятием конституции 1964 года, автор подчеркивает, что все социально-политические силы страны были заинтересованы в реформе государственного устройства и расширении буржуазных свобод. Острые разногласия, возникшие в политической элите в начале 60-х гг., отражали ситуации в обществе и упирались с проблемы демократизации власти и выбора модели государственного развития. Конституционная реформа 1964 г. продемонстрировала способность власти к политической инициативе и модернизации государственного строя.

Сравнение двух конституций 1931 и 1964 гг. раскрывает основное направление политической и правовой эволюции государства в Афганистане и свидетельствует о прямой преемственности атих двух документов. Конституция 1964 г. констатировала неизменность конституционно-монархического правопорядка в стране. Однако формы реализации королевских прерогатив претерпели ряд изменений: запрещение членам королевской семьи участвовать в официальной политической деятельности, ликвидация надконститу-ционности Лойя-Дхирги, расширение прав выборных органов в области законодательной инициативы и контроля над правительство!

Необходимо подчеркнуть,что основной закон 1964 г. половил конец политическому господству аристократии (сардарства) н открыл юридические возмоеНостп для участия в государственно политика представителям различных прослоек буржуазии и интеллигенции, но связанной узами родства с династией. Конституция 1964 г. юридически оформила парламентскую монархию, продолжив национальные традиции государственного устройства. Особая актуальность данной проблема заключалась в том, что в условиях Афганистана институт монархии персонифицировал единство нации в многонациональном государстве и являлся гарантом целостност государства.

Глава третья - "Попытка реализации республиканской ыодел государственности" - посвящена исследованию государственно-правовых основ республики, провозглашенной после государствен того переворота 1073 г., осуществленного Н.^удоы. Для правил ного понимания государственного развития Афганистана в этот

период, автор прзядз всего останавливается на политико-правовом анализе причин и условий, приведших к падзнио монархии. Среди них прежде всего половинчатость, а в ряде случаев нореа-• лизованность |Дэнократических преобразований, заложенных в конституции 1964 г., углублетш клановых, национальных, религиоз-ннх, региональных противоречий, проникающих в сони государственные структуры (армию, госаппарат, правительство), нестабильность государственной власти в силу слабости и неоднородности оз социальной базы. Своя, лепту в дестабилизация ситуации в стреле внесли исламские экстремистские организации и опредэ-ленная часть мусульманского духовенства, которая способствовала дискредитации личности монарха как хранителя национального очага. Подрыв престижа власти приЕел я подрыву сомой власти. Подрыв престижа власти привел к подрыву самой власти. Анализируя последствия свержения короля а Афганистане, автор приходит к выводу, что с ликвидацией монархии качался процесс самоизоляции племен и территориально-этнических групп (презде присягавших королю на верность), вылившийся сегодня в дззинтвграця-онные процессы в масштабе государства.

Характеризуя социальное и сридаческое содержание конституции 1977 года, автор отмечает, что эта конституция, с одной стороны, создала государственно-правовые основы провозглашенной в 1973 г. республики, а с другой стороны способствовала утверждению авторитарного режима» Потребность в авторитаризме определялась нэ только задачами экономического и политического развития, но и необходимостью урегулировать крисиснуЬ ситуацию в обществе и обеспечить политическую стабильность.

. Конституция наделяла президента республики М. "луда широчайшими полномочиями во всех сферах государственной власти и управления. Максимально были урезаны права и полномочия парламента. Непосредственное подчинение армии и всох репрессивных о'рганов президенту М.Дауду, включение верхушки генералитета в структуру государственной власти ешэ больше усилили полояениа Дауда. Усиление авторитарности выразилось в усилении роли и расширении рамок бюрократического аппарата, включая военно-полицейские силы.

Останавливаясь на основных итогах и уроках республикан- • ского развития Афганистана, автор подчеркивает: причины нереа-

лизованности республиканской модели государственности в 1973-197ь гг. глубоки и серьезны и во многой они и в настоящее время определяют неразрешимость проблем стабилизации и реформирования афганского государства. Ставка на этатизацию и централизации в условиях родо-племенной структуры общества и полиэтнич -ности посягала на традиционно сложиьшийся уклад жизни, статус и привилегии традиционных элит, интегрированных в государственную систему. В годы республиканского режима национальная композиция пирамида государственной власти, несмотря на некоторый приток новых сил, остался нейронным. Пуштунская аристократия на была устранена от руля государственной власти. Режиму Дауда на удалось расширить социальную базу своей власти за счет многонациональной средней и мелкой буржуазии. Отсутствие возможностей для демократического решения национального вопроса в Афганистане в отот пзриод усилили экстремизм и радикализм националистических организаций.

Конституция 1977 г. не смогла выполнить свою главную задачу - содействовать интеграции политически расколотого афганского общества. Политическая нестабильность привела к приходу к власти прокоммунистических сил в лице ИДИА, & затеи и к гражданской войне.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, подчеркиваются основные исторические закономерности и тенденции развития афганской государственности.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Из истории политико-правового урегулирования ь Афганистана в 197в-19в6 гг. //Обарственные науки в Узбекистане. 1991. » 5. С.21-29.

2. Некоторые аспекты конституционного строительства в Афганистане //Обсфстьэнные науки в Узбекистане. 1993. Я 4. . С.53-60.

X У Л О С А

Таяк,ш;ог мавзуси ХУш ac'uintr урталари па И асрнинг 70-

Аилларигпча булган давр мобаШтда ААгонистои млллн!1 давЛ1тчи~

лигининг вужучга келлшн :л 'да рг.вож.'анши ;нрайндшшг тарадяй

э^упуки!* тзвдтлдрига багл^ианган. Давлат-хУ^сИ} ластигутлчри-

чт вя Д'Тгошютон покеаларпки, уларнвнг Tapaciit ^т.лшш нудгаж

назящдян ^пганишнинг долзарблиги шунцаки бунда-'! бвдашув бу

мпмлакатда цнвлатчиликникг шакллаиаш караетацоги узига хоо ху~

сусиятлтни аниклашга ку.люазибгнна цолла.1, балки XI асрд'игп

АЯрок давляти рпвокяншг acocití тввденцялларнни бйлиб олиш,

шунингдек хозирги босцичца юз берпши мушаш булган ai!p;r( ;.<ара-

ёндарни оллшщан айтиб берпш висонинп берадн. Диссертация-да цуйилган максад тац^ицотгсшт ку!1ндаги асосиЛ вазиТалари-щ

белгллаб берди: ХУШ аср уртаспда биринчи а<йчзн марказлашгал давлатшшнг пуяудга кслши ва шаклланиша сабаблари m хусусн-ятлартш öv этраёнга таъсир этган ва XI асрда хам ААгонистонда цавлтг-хугуцлч институтларяни ривояиантирпа текценпилларшш куп та^атдан яницловчи омилдарнл /географк, этно-иятдмоиЯ, .•ядатт'', лгний, ташкп сийсиЯ, акъанавий/ таэушл килиш ор;#ла курсатка; Авеонпотон конотитуцпон рявоклаииии генезиспни тад-•ущ кила бораб мамлакат давлаг-^КУКИЙ инстнтутларазаги узга-эиэлзрнл ач;клаш, 19, 1921, 1964 ва 1977 Л;ишрда кабул «д-линган-констлтупнчларнинг ва юридик мазмуашш таъриТ>-

чаш; панстг.тутил-лЯ лор аларнл c«öcuit-^yi;yHii!i :яцатцал та:уыл

асдсида давлат рибо:~шнг ик:ш модели, АсОРонистовдаги 5опп;арувнпгг ип:н тури - монархия ш республикани таадослаб с^рсагттш; ---ачиятнинг поллэт;о:к, уруг-^бплавал тузилкли, дшиЭ шээдабларюшг турла тумашшги шароитцца Айгонистоэда давшт ;оютшмтинпнг клал цплпнидп /ушшг uilik! ва ингкмоы хусустл-'изи/, '~ую:нг турт тарихил даврлардаги барцарорлиги ва мустаз;-:амллглнч ургатм; АТтопистон давлат-худуда ва урур ирбпдавий узумлчрлнинг узаро таъспри эрдца узаро сингиши, х/нр икки ту-умнтгаг таряхяй контекст цата узгарияшни тахлил 1уишш.

'T-óoó,"Дурранвдлар даврэдан лХ аср бошигача булган даврда «Т^онистон давлатшпшг риво^сланишн". ыуаллиф ХУШ аср у^ггала-ада /17''7 './ я'г1?онларда па;До булган биринчи марказлашган авлатш'нг юзага келпш сабабларини тадциц нплар э^сал, хозирги "ронпсрон /^удутцща давлат таикил тогшши ва pi;Bo:,ü¡amiain?a таъ-irp этгал географж, :ладапи", эгно.-и^к.Ю1ь:., дшпп, ан-ьанав»!

ва ташки cüöou" характердаги o^u.-ap ^.лшшксйил а-рагцб кур-оатачн. Ьулла! о'лпдий Айюалатон давлат-^iofigw шитц-

тутлапицицг па flu о б$лищ ыаоалаошш ааьлуц дараьада этшга нагла т Т"зуии анъаналараяикг тарихш* вдаизларши аныуцыгга никоя берадн. ..¡уа-лцф Абдурахлошсон /i cQ-IyüI/./ давридаги дф-romicroii апьлаги тавси^-га „yfujoa.. утади, хуади шу

втрдн к^п л;:.~~>т.-.а yai^-KtciU а&'до була бошла.щц,

циллп:! павштчялцкни ривоишггирншйшг иаосил теидаацкялари вакллана боала^ди.

FMod. "A.fpoiu^roiiiüütp ыусга^илдк^ка аршгандан келшсся. I9IV-I9<3 1лл"лрда1ч: к:штитуг,г..':£: ^¿¿ож^ншиинг l'&ieôiua /(4:¡mpr.L-¡ .i:iepi/«f Бу бобца Aítouuctoh тарихяда'юв берган, арр оирц мамлакатнииг льаг рнъо^та узина таъсир атгал ва камлакатда монархия мстетутшм Згзгартнриш ^араbühiz уьлца и$>яа латан уч юнатпгуш'.он ф. ira КУР--Ш /1^» ЬШ 1у64 вил/ир'' jap To'tfjiuaua тах/лл ути.'«иди. ¿у диврдаги див^малц*-m».¡а- шчкллании карибла анъанавн i в;. .чаЗерад-бур&уа го.иарц ва кучлдрп оплаи курояа £1чца узаро халшув билая йирги. кечади. Гирок, y:íyuaa зркилинтимнг иерос булиб утша ва унннг oaprça-рорлига каби таркхл;! аньааалар са:-унниб 1рлгаы адм. иуа.лиф к^клиллггли Aïtohhûtoh ^роигдаа ;ло.;архия ыилдат. буту .¡ллги m бир л т гюшш* ка*яля б^лаб хязмат цилтаа ада, детая ху.мосдга педали.

, и-боб. "Давлатчяликнлит республлю* ыоделшш и^алга ojh-ришга vpraffiaï uya.-uœf энг аввало 1^3 нилда ионархалал ;;ула-шяга па ..'.Лауд Золчилг-г::::^:: дав-чат тунтаришяга олиб кедган сабаб ва тарг-шар5втдарна сивсиЯ-^угйл^1 кдшшга ту*г{

лади. гО-ЙилларыЕНг охнрзздкги бутун :-aauïTHiiri:;ia алас, оалхп бутун павгат туауми /арлш, цавт-ат аппарата/tüi да-'-раб о.л?ая кланлатарэ, яма?., этим, регион а.'. ку.

чаРизп ва охгр о^нбаткца мам лака?,tan. вазиятнц б ёчарорлшгкр. гаилттп таырадланадн. йуадлв* бнр то:;ондан боипдаришннг республик» шклини юрздик гядатдаа мустах?са.ллаган, дкгамчи тлю дан. эса автор:тар тузу.ишнг барча эламентларани мус«адаал^:аг IS77 iJn-ira ¿Сонституцщши хар rúuo;j¿..;a таъра^а^дн. ¡луалм'Л 1977 йилги Конститу:®'. асослГ; .v.c-ca-TLiíi - сиео^Г:, дкний, эти кгг^зтца;; парчалаб таалангал аЛгон '-¿..ni.^iiici Окр бутун бирлр.спгркага к^мгцсгазкис: багара о.::анк ва пг^кикг учуа •Ja-'" ияг^агн вазлятаг iap^xjprüüriwa j.'^soi:,

sumwY

The subject-matter of tho present investigation i* hutorl-:al-legil aspects of the national statehood formation and dfve- , lopment of Afghanistan for the middl* of. 18 century to 70 y»ar» :f 1*5 CPnture-The actuality this 1 nves t iga 11 on to 4turtytng the Afghanistan state-legal instituto». tn tb»" historical asi>nct.That aspcct allow to elicit the реем 1 iarittoe of the forming etate-lood in Af ghan i s t an, the t rntf«.>nc 1 P5 of thw statci rtrvnlopnfnt

in 20 century,to predict 5citi?, proceses at the present halting place.

In ves11 ga t i on of the traditions and contemporan»itу in the legal activity of Af ghan i s tan < i t <;' Influence on thr» politic stability of the state ar.d j^cwer has Important meaning not only for duvel opi ng countries but also present legal progress of our rpub1 i с -

The main tasks of the given inves11ga11 on are following! -showing the reason*- .r.d peculiarities of the Afghanistan first stale forming in the middle? of 10 centure th t ,nght analyses of th" fдсtors( geographi ra 1,socia 1,ethnographyiс Iv1 1 i таti on, re I i gi on , -f orei gn po I i су < . trad i ton) , had an influence on this process and are determining tie developing state-trgsl institutes of Afghanistan in 20 centime?

-investigating the «jenesis of Afghan in tan cons t i t ut i ona 1 developraent.to elicit the changes of the state-legal institutes, to describe the social and juridical contents of the conetitu-11ons,adopt ing in 192" . 19" 1 . 19? 4 arid 1977. ,

-on tl po 1 l t i cal - 1 aw aralysis bae*» of the constitutional norms to compare two state development models,Ыа powfir forms in Af ghan i st an-raonarch l st find republican!

-investigation of tho state power functioning in Afghanistan in the polyethniс 11ri ha 1 structure social conditions and the reliogion impiety,stab; 1 i tу and strength of power in the different historical periods;

-analysis of the mutual influence of the state-legal and tribal struc tures < there t rar.s f arma 11 on in historical context.

Chapter1."The state dovrlopment of Afghanistan from Durrany epoch to 20 centure" opens with art investigation of the emergence first centralized states'reasons in Afghanistan in 18 centure (1747).The author choose the complex geographica1,с ivi 1 i sat i on, ethnic,social,religion,traditional,tribal and foreign policy factors,having an influence on the state creating and development on the present Afghanistan territory-This analysis allow to deside genesis problem of the state-legal Afghanistan institutes, to show the state building traditions'historica1 roots.The author dwell on the characteristic of the Afghan state under Abdural-hmanl haní 1БВ0-1901 ) ,when mul tinational state in its present borders was finnaly formed.

EChapter2."The' genesis of the Afghanistan constitutional development after the conquest of independence from 1919 to 1973 (monarchy period)."In this chapter is analysed in dntail three constitutional reforms in Afghanistan(192",1931,1964 years).Each reform had an influence on the state development and reflected the transíornati on process from monarchy to parliamentary state. The forming state process m that Feriod cane over the stragle and compromise of the traditional and liberal forces.Put in whole the traditions of the power continuity an stability remained.The author conns to cunclusion that in Afghanistan muí tinational i ty conditions monarchy wss a • na t i or. s' un i ty ami integrity guarantor.

Chapter3. "Thu attvnpt of real i:»t ion tho republican state hood modul".ln this chapter tho author dwell on' tht political tngal analys«* of raa&onb and eond 111 onti. that brought to dowr fall of »anarchy in 1973inht;n t jl en pldce a coup d'etat undt (■ad«rshtp Daud.lt is undrel ine i n Unio i f icat i an of the r 1 .m, rt 1 i 01 on,uthn(c contradict\pn& in tht> end of 60-th Vf-ars .Tha t cor tradictiona involved *rroy,&tatu binary and destabi 1 t=ed siti at ton in the country.The author character no the constitution ' 1977«which on the onu sidu confirmed juridically the republ! can rula foroibut an the othar sidu adapted all ¿utiantici, riiltei' elementi-The author ccne to conclusion tho constitutu Of 1 Sf7V had not de«id<td a nam tas>-to assist the mtcqratli of tha Afghan «oclaty.to stabilize; the (situation in the rouritr:

3<tcm W-i-Tgi-L i , Q 1,

2015 © LawTheses.com