Конституционно-правовой режим авторского права в Российской Федерациитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Мишин, Юрий Данилович, кандидата юридических наук

Введение.

Глава 1. Содержание понятия авторского права и его регулирование Конституцией Российской Федерации.

§1. Субъектно-объектные отношения в содержании авторского права. 12 $2. Становление конституционных основ авторского права в России исторический аспект).

§3. Конституционные основы авторского права в Российской Федерации.

Глава 2. Механизм реализации авторского права в Российской Федерации. $ 1. Порядок создания и содержание конституционно-правового режима охраны интеллектуальной собственности.

§2. Понятие частной интеллектуальной собственности и порядок её охраны.

§3. Режим охраны интеллектуальной собственности, являющейся национальным достоянием Российского государства. $4. Объекты интеллектуальной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной интеллектуальной собственности и порядок их использования.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Конституционно-правовой режим авторского права в Российской Федерации"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Одной из наиболее важных новелл Конституции 1993 г. и современной доктрины конституционного права России является признание и закрепление естественных прав и свобод человека. В современной конституционной доктрине и практике под естественным правом понимают права и свободы, которыми каждый человек наделен от рождения и которые в силу этого первичны по отношению к позитивному праву и должны гарантироваться им.

Среди естественных (неотъемлемых) прав и свобод человека, закрепленных Конституцией Российской Федерации 1993 г., можно назвать свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания -свободу творчества (п. 1 ст. 44).

Данная свобода имеет различные формы проявления. Свобода творчества заключается в свободе каждого заниматься любыми видами творческой деятельности по своему выбору. Одновременно свобода творчества означает и запрет какого-либо давления на волю и сознание творца со стороны третьих лиц, т.е. его независимость от кого бы то ни было. Свобода творчества - это также возможность как профессионального, так и любительского (самодеятельного) творчества. Кроме того, свобода творчества заключается в праве граждан создавать различные творческие объединения.

Именно свобода творчества, как ни какое другое естественное право, позволяет человеку реализоваться как личности, раскрыть свою самобытность и индивидуальность.

Свобода творчества неразрывно связана с субъективным авторским правом, так как результатом реализации конституционной свободы творчества являются созданные авторами произведения литературы, науки, искусства и других видов творческой деятельности. Субъективное авторское право - это гарантированная государством возможность любого физического лица своим творческим трудом свободно создавать произведения науки, литературы и искусства и других видов творчества, а также возможность использовать созданные произведения по своему усмотрению.

Естественно, создавая произведения, их авторы приобретают исключительные права на них. Для обозначения этих созданных авторами произведений и возникающих у авторов при их создании исключительных прав, Конституция РФ 1993 г. впервые использует термин «интеллектуальная собственность».

Так ч. 1 ст. 44 Конституции РФ устанавливает: «Интеллектуальная собственность охраняется законом».

Еще недавно об интеллектуальной собственности, как и о частной собственности, в бывшем СССР не могло быть и речи. Это полностью отключало нашу страну от плодотворной практики других стран, не позволяло разумно, эффективно и всерьез сотрудничать с ними.

Действовавшая в то время Конституция СССР, не признавая интеллектуальной собственности, во многом сводила к чисто формальному акту и само признание авторского права, его постановку в один ряд с основными правами и свободами граждан.

Более шестидесяти лет один из важнейших по социально-экономической значимости объектов интеллектуальной собственности - изобретения - охранялся в нашей стране преимущественно авторскими свидетельствами, которые, по сути, обеспечивали исключительное право только государству на использование изобретений.

Заинтересованного конкретного собственника в стране не было. Основная причина этого состояла в том, что в СССР существовала и совершенствовалась так называемая социалистическая экономика, чуждая по своей природе идее собственности физических и юридических лиц, игнорировавшая закономерности товарного производства, подчинявшаяся вместо них планам и директивам, партийно-административной системе управления.

Только 24 декабря 1990 г. Законом РСФСР «0 собственности РСФСР» было легитимировано само понятие «интеллектуальной собственности».

В свою очередь, провозглашение и признание в современной России интеллектуальной собственности на конституционном уровне открыло принципиально новые возможности для торжества и самопроявления человеческого духа, интеллекта, для созидания фактически нового, цивилизованного, гуманного, правового, интеллектуального мира, уклада и образа жизни.

С признанием в России частной собственности, переходом к рынку, всесторонним реформированием и реструктуризацией жизни общества, осознанием и правовым оформлением интеллектуальной собственности пришла пора к этому своеобразному и перспективному виду собственности подойти с масштабных, перспективных позиций.

Интеллектуальная собственность предстает перед нами как важный социоэкономический и социокультурный феномен, как один из современных общественно и глобально значимых социальных институтов.

Признание, изучение, формирование интеллектуальной собственности сегодня уже далеко не сводится к кругу ответственных задач только ее признания и оформления в законодательстве.

Вслед за правом это уже дело целого комплекса наук: экономики, истории, культурологии, философии, этики, социологии и др.

Проблема состоит в том, что именно комплексными усилиями науки можно и нужно сформировать крупноплановый, обобщающий взгляд на интеллектуальную собственность, раскрыть ее типы, виды, содержание, параметры, особенности, проявления, показать ее роль, место и значение в жизни человека и общества.

Такой шаг внесет определенные коррективы в систему современного гуманитарного знания, требует уточнений в определении предмета, объекта, содержания многих социальных наук. Но ведущая роль здесь, конечно же, принадлежит праву.

В принципиальном плане здесь сделано уже немало. Интеллектуальная собственность, плоды и достижения человеческого разума начинают получать признание.

Здесь нужно подчеркнуть роль российских Законов о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности, об авторском праве и смежных правах, положивших начало перелому в теории и государственной практике.

Следует особо отметить роль Российской Конституции, позволившей, наконец, совершенно по-новому посмотреть на экономику, собственность, труд, а в статье 44 признавшей интеллектуальную собственность и поставившую ее по охрану Закона. Это выдвигает интеллектуальную собственность в центр внимания не только специальной отрасли права, но и конституционного права, взятого в целом. Сегодня мало говорить о правовых основах интеллектуальной собственности, речь идет уже о ее конституционно-правовых основах, о конституционно-правовом режиме интеллектуальной собственности в целом, и авторского права в частности.

Это решающим образом связывает их с пробивающими себе дорогу процессами обновления общества, его демократизацией, развитием прав и свобод человека, становлением правового государства.

Закономерно назревшее и начавшееся в России признание роли личного (частного) интереса человека, его потребностей, признание многообразия форм собственности, отказ от командно-бюрократических, тоталитарных методов руководства, от милитаризации экономики, обращение к инициативе, активности, деловитости, предприимчивости гражданина открывают перед страной порой еще плохо замечаемые и оцениваемые, но весьма солидные, основательные перспективы для выхода ее на новый путь, для утвер>едения нашей страны на позициях могучего, процветающего, уважаемого, достойного государства современного мира.

Сама природа человеческого интеллекта влечет возникновение в действительности широкого массива важнейших явлений (и соответствующих понятий): интеллектуальный продукт, интеллектуальная собственность, интеллектуальные ресурсы, интеллектуальные потребности и возможности, интеллектуальный потенциал, интеллектуальные ценности и богатства, интеллектуальная безопасность, защита, охрана, интеллектуальные слои общества.

Все это столь важно, что на грани целого блока наук должна и может возникнуть необычайно важная область знания об интеллекте, его сфере, типах, видах, проявлениях, формах стимуляции, самовыражения и саморегуляции.

Если считать это одной из крупных задач будущего, сегодня надо безотлагательно переходить к углубленному теоретико-познавательному, всестороннему правовому, философскому, историческому, социологическому освоению интеллектуальной собственности, ее сути, содержания, структуры, места, роли, ее видов, потенций, благотворного влияния на ход общественного прогресса.

Сегодня назрела необходимость составить системное представление о сущности интеллектуальной собственности, ее особенностях, функциях, типах и видах, ее возникновении и развитии в практике мирового сообщества, о ее связи с авторским правом, патентной деятельностью, обозначить перспективы интеллектуальной собственности в России в обозримом будущем.

Все это обуславливает актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы и круг источников. В связи с тем, что институт интеллектуальной собственности получил официальное признание в правовой науке совсем недавно, а само понятие «интеллектуальная собственность» было впервые легитимировано в 1990 г. Законом РСФСР «О собственности в РСФСР», приходится констатировать, что исследуемая проблема относится к числу недостаточно разработанных в правовой науке и отечественной юридической литературе. С 1990 г. произошли принципиальные, глубинные изменения в сфере регулирования отношений в области интеллектуальной собственности, в частности авторского права, многие из которых еще не были отражены в науке.

Теоретическая основа настоящего исследования сформировалась в результате изучения и использования большого научно-монографического и практического материала, нормативных источников, других официальных документов, публикаций по выбранной теме.

При подготовке диссертационной работы широко использована современная отечественная литература. Ценным источником явились работы отечественных юристов: С.А.Авакьяна, С.С.Алексеева, Б.С.Антимонова, ЕЛ.Вакмана, А.Б.Венгерова,

Э.П.Гаврилова, Л.Б.Гальперина, В.В.Гребенникова, С.П.Гришаева, Ю.А.Дмитриева, ИАЗенина, НЛ.Зильберштейна, В.Я.Ионас, О.С.Иоффе, В.А.Кабатова, В.К.Камыш, Я.А.Канторович, Н.М.Кейзерова, Д.А.Керимова, А.Н.Козырева, АДКорчагина, О.Е.Кутафина, В.И.Лафитского, Б.С.Мартынова, Ю.Г.Матвеева, М.И.Никитиной, П.Никулина, О.Новосельцева, Б.И.Панкевич, А.Пиленко, В.Ф.Попондопуло, НАРайгородского, В.А.Рассудовского, П.Розенберга, И.В.Савельевой, А.П.Сергеева, В.И.Серебровского, Е.В.Халиповой, И.Я.Хейфец, САЧернышева, Г.Ф.Шершеневича, Т.В.Юрьевой и др.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы РФ, подзаконные акты, конституции зарубежных государств.

Теоретические выводы и практические предложения автора основаны на результатах анализа правоприменительной практики, материалов социологических исследований, отчетов государственных органов, сообщений периодической печати и других источниках.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является субъективное авторское право как результат реализации человеком свободы творчества, закрепленной в ст. 44 Конституции России. Предметом диссертационного исследования являются нормативные акты, составляющие правовые основы реализации авторского права в Российской Федерации.

Цели и задачи исследования. Диссертант в своем исследовании поставил цель проанализировать содержание, историю становления и развития конституционных основ авторского права в Российской Федерации, а также механизм его реализации на современном этапе.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: определить содержание понятий «интеллектуальная собственность» и «авторское право»; выявить особенности субъектно-объектных отношений в содержании авторского права, рассмотреть конституционные основы авторского права, закрепленные Основным законом Российской Федерации 1993 г.; проанализировать становление конституционно-правового режима авторского права в России (исторический аспект); раскрыть содержание конституционно-правового режима охраны интеллектуальной собственности в современной России; рассмотреть содержание и правовой режим охраны форм интеллектуальной собственности (частной, государственной, муниципальной форм интеллектуальной собственности); обозначить перспективы развития интеллектуальной собственности, и в частности авторского права, в России. Методологическую базу исследования составил общенаучный метод познания и основанные на нем частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения.

Их применение позволило диссертанту проанализировать содержание конституционно-правового режима авторского права в Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что его автор впервые на современном этапе развития Российской Федерации обратился к анализу интеллектуальной собственности как результату реализации конституционного права человека на свободу различных видов творчества, преподавания и форм его реализации.

В диссертационном исследовании сформулированы и обоснованы новые теоретические выводы и практические предложения, которые и выносятся на защиту:

1. Вывод о том, что субъектно-объектные отношения в содержании авторского права обладают рядом особенностей (неразрывная связь объекта авторского права с личностью создателя, исключительный характер авторских прав и др.), которые позволяют выделить их в особый вид правоотношений;

2. Заключение о том, что становление и развитие конституционно-правового режима авторского права в России отличается значительным своеобразием по сравнению с историей авторского права западноевропейских стран и США. Важной особенностью авторского права России, свойственной ему почти на всем пути его исторического развития, была тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось в России значительно раньше.

3. Вывод о том, что закон 1911 г. явился значительным шагом в развитии авторского права России. Данный Закон по праву можно расценивать как основу современного российского законодательства об авторском праве, в частности Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах»;

4. Вывод о том, что Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепляя конституционные основы авторского права, устанавливает специальный конституционно-правовой режим авторского права в Российской Федерации - то есть конституционный порядок реализации и охраны субъективного авторского права в Российской Федерации.

5. Заключение о том, что Конституция России 1993 г., впервые установив в ст. 44 положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом, отнесла последнюю к объектам конституционно-правовой охраны и заложила основы для создания и развития конституционно-правового режима охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

6. Вывод о том, что современное российское законодательство недостаточно совершенно и нуждается в изменении. В частности, следует более полно раскрыть в законодательстве понятие «интеллектуальная собственность», определить ее отношение к праву собственности. Диссертант предлагает определить интеллектуальную собственность как совокупность исключительных прав (неимущественных и (или) имущественных) на результаты интеллектуальной деятельности, а также некоторые иные приравненные к ним объекты, в частности средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).

7. Заключение о том, что интеллектуальная собственность в соответствии с Конституцией может существовать в частной, государственной, муниципальной и иных формах.

8. Вывод о том, что в целях повышения эффективности осуществления единой государственной политики в отношении интеллектуальной собственности, необходимо создание самостоятельного специально уполномоченного органа, который бы координировал деятельность органов законодательной, исполнительной, судебной власти, организаций и лиц, причастных к созданию и использованию интеллектуальной собственности.

Практическая значимость диссертации и апробация результатов исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве основы для дальнейших научных исследований в этой области, для преподавания учебных курсов конституционного, муниципального, административного, авторского, патентного права и основанных на их базе спецкурсов, а также для работы над совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере интеллектуальной собственности.

Ряд теоретических и практических предложений диссертанта были изложены в его статьях, доложены им на научно-практических конференциях и семинарах.

Структура диссертации определяется ее содержанием и состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения и списка использованной литературы и нормативно-правовых актов. Основные выводы и предложения представлены по параграфам и в заключении.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Конституционное право; муниципальное право", Мишин, Юрий Данилович, Москва

Заключение.

Таким образом, подводя итог диссертационного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Субъектно-объектные отношения в содержании авторского права - это общественные отношения, возникающие в связи с реализацией лицом конституционного права свободно создавать и использовать произведения науки, литературы и искусства, реализацией свободы творчества.

Сущность субъектно-объектных отношений в содержании авторского права составляют права и обязанности вступающих в него субъектов. Однако права и обязанности субъектов авторского права обладают рядом особенностей, позволяющих рассматривать субъектно-объектные отношения в содержании авторского права как особый вид правоотношений:

1) в отличие от других видов правоотношений объект авторского права, т.е. то благо (материальное или нематериальное), по поводу которого возникают субъектно-объектные отношения, неразрывно связан с личностью создателя произведения. Так, например, для того, чтобы быть субъектом права собственности на какое-либо сооружение, необязательно построить его самому, можно приобрести это право другим способом (купить, принять в наследство и т.д.). А для того, чтобы называться автором произведения, необходимо его создать своим творческим трудом и облечь в какую-либо объективную форму. То есть субъект права сам создает объект права.

2) все субъективные авторские права (личные неимущественные и имущественные) в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности имманентен любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.

3) авторские права подразделяются на две группы: личные неимущественные права и имущественные права на использование произведения. Личные неимущественные права могут принадлежать лишь непосредственному создателю произведения. Они являются неотчуждаемыми от личности автора и, как правило, не могут передаваться другим лицам. В то же время у иных лиц, и, прежде всего наследников, возникает право на охрану авторства авторского имени и репутации умершего автора, которое действует бессрочно. Имущественные права на использование произведения могут свободно переходить к другим лицам на основании авторских договоров. В случаях, прямо указанных в законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», права на использование произведения изначально возникают не у их авторов, а других лиц, (работодателя, издателя газет, журналов и других периодических изданий, изготовителя аудиовизуальных произведений т.д.). Имущественные права носят срочный характер, так как период их действия ограничивается сроком жизни автора и 50 годами после его смерти.

2. Становление и развитие конституционных основ авторского права в России отличается значительным своеобразием по сравнению с историей авторского права западноевропейских стран и США. Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в. Столь позднее появление авторского права в нашей стране имело объективные основания: особенности общественно-политического устройства России и своеобразие ее исторического развития.

Важной особенностью авторского права России, свойственной ему почти на всем пути его исторического развития, была тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось в России значительно раньше.

Первый авторский закон в России появился также в рамках законодательства о цензуре. Утвержденный 22 апреля 1828 г. новый Цензурный устав содержал специальную главу, которая называлась «О сочинителях и издателях книг». Указанная глава, состоявшая всего из 5 статей, дополнялась более развернутым Положением о правах сочинителей, которое служило приложением к Цензурному уставу

В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д.

Дальнейшее развитие авторского права в XIX в. шло по пути постепенного расширения числа охраняемых произведений и признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 и 1848 гг. было признано право на музыкальную и художественную собственность. В 1875 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет. В 1877 г. правила об авторском праве были перенесены из Цензурного устава в Законы Гражданские (т. X, ч. 1 .Свода законов Российской Империи) в виде приложения к ст. 420, содержащей общую характеристику права собственности.

20 марта 1911 г. Государственный совет принимает первый специальный закон - «Положение об авторском праве», который был составлен на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. Закон содержал Общую часть, в которой раскрывались основные понятия - круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты и т. п., а также отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора.

Закон 1911 г. явился значительным шагом в развитии авторского права России. Закон содержал достаточно широкий перечень объектов авторского права, четко определял положение объектов авторского права. Хотя он и не уравнял права российских авторов в полном объеме с правами авторов стран-участниц Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., к которой Россия не присоединилась, однако все же вывел нашу страну на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений. Данный Закон по праву можно расценивать как основу современного российского законодательства об авторском праве.

Авторское право периода «военного коммунизма» характеризовалось коренной ломкой прежнего авторского права и попытками внедрить в рассматриваемую сферу нормы, согласующиеся с большевистскими взглядами.

Дальнейшее развитие авторского права в советский период отличалось постепенным восстановлением и расширением охраны авторских прав.

3. Конституция устанавливает основы, то есть базовые, основополагающие начала (принципы) - конституционные основы для любой отрасли права.

Не является исключением в этом смысле и авторское право, для которого Конституцией России предусмотрен целый ряд конституционных основ, а именно:

1. Фундаментальной конституционной основой авторского права является свобода творчества. Из смысла ст. 44 Конституции следует, что свобода творчества -это возможность каждого заниматься любыми видами творческой деятельности по своему выбору. Одновременно свобода творчества означает и запрет какого-либо давления на волю и сознание творца со стороны третьих лиц, т.е. его независимость от кого бы то ни было. Свобода творчества - это также возможность как профессионального, так и любительского (самодеятельного) творчества. Кроме того, свобода творчества заключается в праве граждан создавать различные творческие объединения. Закрепляя на конституционном уровне свободу творчества, государство признает то, что принадлежит каждому от рождения - свободу каждого заниматься любыми видами творческой деятельности по своему выбору. С другой стороны, государство обязано гарантировать и обеспечить реализацию этой свободы на своей территории.

2. Следующая конституционная основа - это идеологическое многообразие, закрепленное в ст. 13 Конституции РФ. Авторское произведение возникает первоначально в форме идеи, замысла. И естественно, что признание идейного многообразия на конституционном уровне обеспечивает гарантии свободы творческой деятельности автора.

3. Свобода творчества напрямую связана со свободой мысли и слова, которую можно рассматривать как конституционную основу авторского права. Автор должен быть свободен не только в выборе вида творческой деятельности, но и в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых им понятий или художественных образов, а также творец должен самостоятельно решать вопрос о выпуске в свет своего произведения, приданию произведению окончательной формы и т.д.

4. Свобода творчества также несовместима с цензурой на произведения литературы, науки и искусства. В настоящее время цензура в России запрещена в законодательном порядке. Запрет цензуры - также одна из конституционных основ авторского права в Российской Федерации.

5. Конституция устанавливает: «Интеллектуальная собственность охраняется законом» (ч. 1 ст. 44).

6. Регулирование права интеллектуальной собственности, одним из институтов которого является авторское право, ст. 71 Конституции относит к ведению Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы. Это еще раз подчеркивает важность регулируемых общественных отношений.

Диссертант также приходит к выводу о том, что Конституция Российской Федерации, закрепляя конституционные основы авторского права, устанавливает специальный конституционно-правовой режим авторского права в Российской Федерации - то есть конституционный порядок реализации и охраны субъективного авторского права в Российской Федерации.

4. Конституция России 1993 г,, закрепив в ст. 44 положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом, отнесла интеллектуальную собственность к объектам конституционно-правовой охраны и заложила основы для создания и развития конституционно-правового режима охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

Еще недавно об интеллектуальной собственности, как и о частной собственности, в бывшем СССР не могло быть и речи. Это полностью нашу страну отключало от плодотворной практики других стран. Это не позволяло разумно, эффективно и всерьез сотрудничать с ними.

Впервые в России понятие «интеллектуальной собственности» было легализовано только 24 декабря 1990 г. Законом «0 собственности РСФСР». В статье 2 этого Закона наряду с другими объектами права собственности были названы продукты интеллектуального и творческого труда.

Важнейшими законодательными актами, предшествовавшими Конституции 1993 г. и установившими реальные правовые гарантии провозглашенных свобод, стали Основы законодательства Российской федерации о культуре (1992г.) и Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.).

Крупным шагом вперед в России в определении интеллектуальной собственности, ее ценности и объектов, авторских прав явилось принятие 9 июля 1993 г. Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Кроме того, в целях защиты авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность 23 сентября 1992 был принят пакет специальных законов об охране интеллектуальной собственности: Патентный закон, Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем, Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

В свою очередь провозглашение и признание в современной России интеллектуальной собственности на конституционном уровне открыло принципиально новые возможности для торжества и самопроявления человеческого духа, интеллекта, для созидания фактически нового, цивилизованного, гуманного.

Таким образом, Конституция России, закрепив в ст. 44 положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом, впервые установила для отношений в сфере интеллектуальной собственности конституционно-правовой режим регулирования и охраны.

5. В соответствии с Конституцией интеллектуальная собственность может существовать в частной, государственной, муниципальной и иных формах.

Частная интеллектуальная собственность представляет собой возможность субъекта (физического или юридического лица) владеть, пользоваться и распоряжаться объектом права интеллектуальной собственности по своему усмотрению.

Субъектами права частной интеллектуальной собственности являются физические и юридические лица.

Юридическими основаниями возникновения прав интеллектуальной собственности выступают результативные действия, т.е. действия, создающие допускаемые правом объективированные результаты.

Объектами права частной интеллектуальной собственности являются результаты интеллектуальной деятельности физических и юридических лиц, а также права на них.

Специфика объектов права частной интеллектуальной собственности проявляется: а) в особенностях создания и использования этих объектов; б) принадлежности «личных» черт создателя объектам интеллектуальной собственности; в) конкретности субъекта права; г) в обязанности других лиц не мешать собственнику интеллектуального продукта поступать с ним по своему усмотрению в пределах закона.

На взгляд диссертанта частная интеллектуальная собственность может быть подразделена на два подвида: 1) первичная частная интеллектуальная собственность - как совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения объектом интеллектуальной собственности, обладание одновременно личными неимущественными правами, а также имущественными правами на результат интеллектуальной деятельности; такое право в полном объеме принадлежит только автору, создателю объекта интеллектуальной собственности; 2) производная частная интеллектуальная собственность - т.е. совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения только имущественными правами на результат интеллектуальной деятельности; субъектами такого подвида частной интеллектуальной собственности являются правопреемники создателя произведения (например, наследники творца, лица, которым эти права перешли по договору и др.). Именно в этом делении и заключается, на взгляд диссертанта, специфика права частной интеллектуальной собственности.

Правовой режим охраны частной интеллектуальной собственности устанавливается нормативно-правовыми актами целого ряда отраслей права России: конституционного, гражданского, уголовного, административного, гражданско-процессуального и др.

Право частной собственности, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности, является одним из конституционных прав человека. Часть 1 статьи 35 Конституции РФ устанавливает: «Право частной собственности охраняется законом». Одновременно часть 1 ст. 44 Конституции РФ, закрепляя свободу творчества, гарантирует охрану интеллектуальной собственности законом. Таким образом, Конституция РФ гарантирует охрану частной интеллектуальной собственности законом.

Гарантиями вышеназванных конституционных положений выступают ст. 45 Конституции РФ, устанавливающая гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также возможность каждого защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом и ст. 46 Конституции, гарантирующая каждому судебную защиту его прав и свобод.

На практике при охране и защите права частной интеллектуальной собственности используются средства гражданско-правового характера. Общие положения о способах защиты гражданских прав (а право частной интеллектуальной собственности как раз к таковым относится) содержатся в статьях Гражданского Кодекса РФ.

Регулирование правовой охраны и защиты авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность осуществляется также пакетом специальных законов об охране интеллектуальной собственности.

К основным из них следует отнести законы Российской Федерации от 23 сентября 1992 г.: Патентных закон (охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов), Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем, Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных; Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.

Уголовный кодекс РФ предусматривает составы преступлений и меру ответственности за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ), за нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ).

6. Интеллектуальная собственность, являющаяся национальным достоянием Российской Федерации - это совокупность результатов интеллектуальной деятельности, которая безраздельно, по праву принадлежит народу Российской Федерации, является частью культурного достояния России и находится под особой охраной государства.

Объектами права интеллектуальной собственности, составляющей национальное достояние Российской Федерации, являются не только результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые авторским правом (литературные, музыкальные произведения, кинофильмы, произведения живописи, графики, скульптуры и многие другие), но и другие предметы культуры: памятники истории и культуры, музеи, библиотеки, собрания, коллекции, народные художественные промыслы, фольклор, национальные традиции и обычаи и т.д., то есть все то, что наряду объектами авторского права является частью культурного достояния русского народа.

Субъектом интеллектуальной собственности, являющейся национальным достоянием России, выступает Российская Федерация в целом, т.к. объекты интеллектуальной собственности, являющейся национальным достоянием Российского государства, представляют особую ценность для народа России и относятся к объектам федеральной собственности.

По мнению диссертанта, основаниями возникновения права интеллектуальной собственности, являющейся национальным достоянием Российской Федерации, могут быть:

1) истечение срока действия авторского права. В этом случае все авторские права на произведения переходят в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

2) переход в общественное достояние произведений, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана.

3) переход авторского права на произведения к государству по наследству.

4) принятие в дар результата (результатов) интеллектуальной деятельности от автора произведения или его правопреемников до истечения срока действия авторского права.

5) переход результатов интеллектуальной деятельности может происходить и в других случаях (например, по договору купли-продажи, при конфискации и др.).

Правовой режим охраны интеллектуальной собственности, являющейся национальным достоянием Российского государства, устанавливается Конституцией России, федеральными законами, соглашениями между Российской Федерацией и субъектами РФ, иными нормативно-правовыми актами.

Охрана культурного наследия в Российской Федерации также регламентирована рядом и иных нормативно-правовых актов.

К числу основных специальных федеральных законов, устанавливающих правовой режим охраны интеллектуальной собственности, являющейся национальным достоянием Российской Федерации, следует отнести: 1) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденные Верховным Советом РФ 9 октября 1992 в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 23 июня 1999 г.; 2) Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в редакции Указа Президиума ВС РСФСР от 18 января 1985 г.; 3) Федеральный Закон от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; 4) Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; 5) Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 25 мая 2000; 6) Федеральный закон от 6 января 1999 г. «О народных художественных промыслах»; 7) Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»; 8) Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О библиотечном деле»; 9) Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» в редакции Федерального закона от 19 июля 1995 г. и др.

Лица, виновные в нарушении указанных законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих охрану объектов интеллектуальной собственности, являющейся национальным достоянием Российской Федерации, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Думается, что в целях повышения эффективности осуществления единой государственной политики в отношении интеллектуальной собственности, необходимо создание самостоятельного специально уполномоченного органа, который бы проводил и координировал деятельность органов законодательной, исполнительной, судебной власти, организаций и лиц, причастных к созданию и использованию интеллектуальной собственности.

7. Муниципальная интеллектуальная собственность - это право муниципальных образований владеть, пользоваться и распоряжаться результатами интеллектуальной деятельности, являющимися культурным достоянием данного муниципального образования, в соответствии с законом.

Интеллектуальная собственность субъектов Российской Федерации - это право субъектов РФ владеть, пользоваться и распоряжаться результатами интеллектуальной деятельности, являющимися культурным достоянием данного субъекта РФ, перечень которых определен законом субъекта РФ.

Объектами интеллектуальной собственности субъектов РФ и муниципальной интеллектуальной собственности могут быть: памятники истории и культуры, которые являются частью культурного достояния данного муниципального образования; музейные предметы и музейные коллекции, входящие в негосударственную часть музейного фонда; иные результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые авторским правом.

Основаниями возникновения права интеллектуальной собственности субъектов Российской Федерации могут быть:

1) переход авторского права на произведения к субъекту по наследству от автора произведения или его правопреемников (по завещанию);

2) принятие субъектом РФ в дар результата (результатов) интеллектуальной деятельности от автора произведения или его правопреемников;

3) передача результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами федеральной собственности (то есть национальным достоянием России), в собственность субъекта Российской Федерации по решению Правительства РФ;

4) передача результатов интеллектуальной деятельности, являющихся собственностью одного субъекта РФ другому субъекту РФ на основании договора, заключенного между ними;

4) другие основания (по договору купли-продажи и пр.).

Порядок использования объектов интеллектуальной собственности субъектов РФ устанавливается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, договорами между субъектами РФ и Российской Федерацией о разграничении полномочий между

Основаниями возникновения права муниципальной интеллектуальной собственности могут быть:

5) переход авторского права на произведения к муниципальному образованию по наследству (по завещанию);

6) принятие муниципальным образованием в дар результата (результатов) интеллектуальной деятельности от автора произведения или его правопреемников;

7) передача результатов интеллектуальной деятельности в собственность муниципального образования субъектом Российской Федерации или другим муниципальным образованием;

8) другие основания.

Порядок использования объектов муниципальной интеллектуальной собственности устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, договорами между субъектами РФ и муниципальными образованиями о разграничении полномочий между ними.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Конституционно-правовой режим авторского права в Российской Федерации»

1. Нормативно-правовые акты:

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

3. Гражданский кодекс от 21 октября 1995 г.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г.

5. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.

6. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. в редакции Федерального Закона от 19 июля 1995 г. № 110-ФЗII Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242.

7. Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г, II Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 7. Ст. 300.

8. Закон РФ «0 правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 г. II Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2325.

9. Патентный закон от 23 сентября 1992 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. №42. Ст. 2319.

10. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» II Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2322.

11. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в редакции Указа Президиума ВС РСФСР от 18 января1985 г. II Свод законов РСФСР, Т. 3. С. 498; Ведомости ВС РСФСР. 1985. N 4. Ст. 117.

12. Федеральный Закон от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 20.05.1993. N 20. Ст. 718.

13. Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.05.1996. N22. Ст. 2591,

14. Федеральный закон от 6 января 1999 г. «О народных художественных промыслах» II Собрание законодательства РФ. N 2.11.01.1999. Ст. 234.

15. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. N35. Ст. 4136.

16. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О библиотечном деле» II Собрание законодательства РФ. 26,08.1996. N 35. Ст. 4136.

17. Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» II САПП РФ. 1993. № 41. Ст. 3920.

18. Постановление Правительства РФ от 14.12.2000. «О федеральной целевой программе «Культура России (2001-2005 гг.)» II Собрание законодательства РФ. 2000. № 52 (Часть II) Ст. 5143.

19. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 1999 г. «О совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав» II Собрание законодательства РФ. 1999. № 16. Ст. 2004.

20. Всемирная конвенция об авторском праве от 24 июля 1971 г. II Права на результаты интеллектуальной собственности: Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: Сборник нормативных актов. М:, 1994. С. 117-128.

21. Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. «0 государственном издательстве» II СУ РСФСР. 1918. №14. Ст. 201.

22. Декрет СНК от 26 ноября 1918 г. «0 признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» // СУ РСФСР. 1918. № 86. Ст. 900.

23. Декрет СНК от 28 апреля 1918 г. «Об отмене наследования» II СУ РСФСР. 1918. №34. Ст. 456.

24. Декрет СНК от 10 октября 1919 г. «0 прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства» //СУ РСФСР. 1919. №51. Ст. 492.

25. Конституция РСФСР 1925 г. II Конституционное право России. Хрестоматия. С.523-537.

26. Конституция РСФСР 1937 г. II Конституционное право России. Хрестоматия. С.538-555.

27. Конституция РСФСР 1978 г. II Конституционное право России. Хрестоматия. С.556-586.

28. Основы авторского права 1925 г, IIСЗ РСФСР. 1925. № 7. Ст. 67

29. Основы авторского права 1928 г. II СЗ РСФСР 1928. № 27. Ст. 246.

30. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. II Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.

31. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» в редакции от 24 декабря 1993 г. II Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.1. Специальная литература:

32. Авторское право в издательской деятельности. М., 1999. 241.

33. Авторское право и глобальная информационная структура. М., 1999. 93 с.

34. Азбука авторского права. М., 1982.104 с.

35. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М. 1957.160 с.

36. Вакман Е.Л., Грингольц И.А. Авторские права художников. М., 1962. 263 с.

37. Венгеров А.Б. Правовой узел современности. II Общественные науки и современность. М., 1992. № 4.

38. Вл. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1955.700 с.

39. Все об авторских правах: сборник документов для издателей и авторов. М., 1996.282 с.

40. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. М, 1988.176 с.

41. Гаврилов Э.П. Комментарий Закона «Об авторском праве и смежных правах». М., 1996.249 с.

42. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. М., 1985.132 с.

43. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М,, 1984. 40 с.

44. Гальперин Л.Б. Михайлова Л.А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа. II Советское государство и право. М., 1991. № 12. С. 37-42.

45. Гальперин Л.Б., Михайлова Л.А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа. II Право промышленной интеллектуальной собственности. Новосибирск, 1992 г. С. 7-37.

46. Гордон М.В. Советское авторское право. М., 1955. 224 с.

47. Городов О. «Собственность» и «интеллектуальная собственность». // Интеллектуальная собственность. 1994. № 9. С. 3-9.

48. Государственное право Российской Федерации. Курс лекций под ред. Кутафина О.Е. М., 1993. Т. 1.235 с.

49. Гражданское право. Часть 1. Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. 552 с.

50. Гребенников В.В. Институт собственности в условиях рыночной экономики и социального государства. М„ 1996.118 с.

51. Гребенников В.В. Правовые основы и перспективы существования частной собственности в России. М., 1995. 85 с.

52. Гришаев С.П. Правовая охрана изобретений, промышленных образцов, полезных моделей в России и за рубежом. М., 1993. 72 с.

53. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. 2-е изд.: пер. с франц. М., 1993. 384 с.

54. Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. М., 1960. 188 с.

55. Интеллектуальная собственность в терминах и определениях. Терминологический словарь Н.М.Цехмистренко, М.А.Комаров, В.Г.Тыминский, Н.В.Милитенко, О.А.Собин, А.Н.Цехмистренко. М., 1996. 206 с.

56. Ионас В.Я. Произведения творчества а гражданском праве. М., 1972.120 с.

57. Иоффе О.С. Основы авторского права. Авторское право, изобретательское право, право на открытие, Учеб. пособие. М., 1969.127 с.

58. Иоффе О.С. Советское гражданское право: В 3 т. Т. 3. Л., 1965.347 с.

59. Кабатов В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства: автореф. канд. дис. М., 1954 г. 26 с.

60. Камыш В.К. Объекты авторского права по современному и дореволюционному российскому законодательству. II Интеллектуальная собственность: современные правовые проблемы. Проблемно-тематический сборник. М., 1998. С 47-55.

61. Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Петроград, 1916.791 с.

62. Кейзеров Н.М. Духовное имущество как комплексная проблема. // Общественные науки и современность. М., 1992. ;№ 4. С. 16-22.

63. Кейзеров Н.М. Об особенностях и некоторых проблемах правовой защиты интеллектуальной собственности. II Советское государство и право. М., 1990. № 10. С. 90-97.

64. Керимов Д.А., Кейзеров Н.М., Шамба Т.М. Интеллектуальная собственность как научная категория и междисциплинарная методологическая дисциплина. М., 1990.89 с.

65. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. М., 1997.289 с.

66. Конституционное право России. Хрестоматия. Новосибирск, 2000.680 с.

67. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Под ред. С.А.Авакьяна. 688 с.

68. Конституция Российской Федерации. Комментарий под ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М., 1994. 624.

69. Корчагин АД, Талянский В.Б., Полищук Е.П., Казакова В.К., Орлова В.В., Лынник Н.В. /Под ред. А.Д.Корчагина. Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование. Справочное пособие. М., 1995. 336 с.

70. Краткие исторические сведения о петербургских типографиях с 1771 г. СПб., 1895.345 с.

71. Краткий юридический словарь под общ. ред. В.Е.Крутских. М., 2000. 304 с.

72. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М., 1998. 272 с.

73. Мартынов Б.С. Права авторства в СССР. М., 1947. 347 с.

74. Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987.224 с.

75. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. II Сост. ИДНикулин. М., 1993. 640 с.

76. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник под ред. ЮАДмитриева. М., 2001. 800 с.

77. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1972.160 с.

78. Никулин П. Не терпит отлагательства. II Хозяйство и право. М., 1990. № 4. С. 106-112.

79. Новосельцев О. Аудит интеллектуальной собственности. II Интеллектуальная собственность. М., 1994. № 11,12. С. 5-8.

80. Новосельцев О. Интеллектуальная собственность в уставном капитале. II Хозяйство и право. М., 1997. № 3. С. 150-157.

81. Ожидается ли ренессанс?. II Советская культура. 1990. № 4. 29 сентября.

82. Панкевич Б.И. Объект авторского права. Записки Новороссийского университета. 1878.69 с.

83. Пиленко А. Право изобретателя. Спб., 1902. Т. 1.495 с.

84. Попондопуло В.Ф. Абсолютные (монопольные) права предпринимателя. II Правоведение. М., 1994. № 1. С. 21-30.

85. Права на результаты интеллектуальной собственности: Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: Сборник нормативных актов. -М:, 1994.-480 с.

86. Райгородский Н.А. Юридическое лицо как субъект авторского права. II Очерки по гражданскому праву. Отв. Ред. О.С.Иоффе. Л., 1957. 79 с.

87. Рассудовский В.А. Интеллектуальная собственность и инновационное предпринимательство. II Российская юстиция. М., 1994. № .12, С. 10-13.

88. Розенберг П. Основы патентного права США. М., 1979. 462 с.

89. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1970. 900 с.

90. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986. 243 с.

91. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2001.752 с.

92. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. Мм 1956. 188 с.

93. Словарь современного русского литературного языка. Т. 3. М., 1954. 768 с.

94. Устав Российского авторского общества (РАО). М., 1999.30 с.

95. Халипова Е.В. интеллектуальная собственность и обеспечение ее безопасности (правовые аспекты)., М., 1997. 60 с.

96. Халипова Е.В. Конституционно-правовая концепция интеллектуальной собственности (становление и эволюция). М., 1998.212 с.

97. Халипова Е.В. Социология интеллектуальной собственности (проблемы становления в современной России). М., 1995.128 с.

98. Хейфец И.Я. Авторское право. М., 1931 г. 418 с.

99. Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. Мм 1979.144 с.

100. Чернышева С.А. Формирование правовой доктрины об интеллектуальной собственности в условиях становления рыночныхотношений в России. II Интеллектуальная собственность: современные правовые проблемы: проблемно-тематический сборник. М., 1998 г. 212 с.

101. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературное произведение. Казань, 1891.313 с.

102. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1914. 819 с.

103. Шишков Г.Б. Духовное производство и интеллектуальная собственность: теория, методология, практика. М., 1991. С. 168.

104. Мочерный С.В. Некрасов В.Н. Овчинников В.Н. Секретарюк В.В. Экономическая теория. Учебник для вузов. М., 2000. 416 с.

105. Юрьева Т.В. Интеллектуальная сфера и предпринимательство. Неприбыльный сектор: (Альтернатива бизнесу и государству). М., 1994. 54 с.

2015 © LawTheses.com