СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Демиров, Корчагин Кадырбекович, кандидата юридических наук
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и историография религиозного экстремизма.
1.1. Понятие и основные признаки экстремизма и его религиозной формы.
1.2. Историография религиозного экстремизма и его развитие в Дагестане
ГЛАВА 2. Криминологическая картина религиозного экстремизма в Дагестане.
2.1. Состояние, динамика и формы религиозного экстремизма в РД.
2.2. Факторы религиозного экстремизма а) социально-экономические факторы религиозного экстремизма.63. б) политические факторы религиозного экстремизма.
ГЛАВА 3. Основы борьбы с религиозным экстремизмом.
3.1. Преодоление конфессиональных противоречий как важное направление борьбы с религиозным экстремизмом.
3.2. Организационные основы борьбы с религиозным экстремизмом
3.3. Совершенствование правовых инструментов противодействия экстремизму как важное направление борьбы с ним.
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Криминологическая характеристика религиозного экстремизма"
Актуальность темы исследования. В Дагестане на протяжении тысячелетий одновременно мирно сосуществуют и активно контактируют различные религиозные миры, цивилизации. Здесь всегда существовала реальная практика конфессиональной толерантности (религиозной терпимости). Следует особо отметить тот факт, что на территории современной Российской Федерации впервые распространение таких религий, как христианство /с IV в./, иудаизм /с VI в./ и ислам /с середины VII в./ началось именно с территории Дагестана. Вместе с тем, как показывают криминологические исследования, в новых условиях российской действительности, это наследие нередко получает криминогенный оттенок, связанный с деятельностью исламских фундаменталистов.
Сегодня на рубеже веков заметные социально-политические, геополитические изменения в жизни дагестанского общества происходят в труднейших условиях, что порождает множество проблем, противоречий, потрясений. Идет переоценка ценностей, критическое осмысление опыта прошлого, поиск новых форм жизнедеятельности. Данная ситуация используется некоторыми группами интересов в неблаговидных целях, в том числе для пропаганды религиозного экстремизма, противопоставления представителей различных религий, апеллируя к историческим, конфессиональным и иным особенностям. Нынешняя религиозная обстановка в Республике Дагестан свидетельствует о том, что она накалена, серьезно угрожает политической стабильности республики. Некоторые экстремистские силы стараются использовать исламский фактор не в интересах мира, сотрудничества, сохранения единства и целостности Дагестана и конституционного строя в республике,- а наоборот, хотят подорвать все это, посеять рознь и вражду между мусульманами региона и делается все это под благовидным предлогом возрождения чистого традиционного суннитского ислама. Опасное противостояние между различными течениями внутри исламской суннитской общины, не известное в прошлой истории горцев, является новым нехарактерным явлением в религиозной жизни Дагестана. Оно чревато исключительно трагическими последствиями. Как показатель, в последние годы на Северном Кавказе и в Дагестане, в частности, повысился уровень преступности экстремистской направленности. Именно на Южный Федеральный округ приходится основной массив преступлений экстремистского характера, Дагестан при этом на протяжении последних лет устойчиво занимает второе место после Чечни по количеству совершенных преступлений с экстремистской подоплекой.
Таким образом, охвативший наше общество экономический, политический, мировоззренческий, духовно-нравственный кризис сознания и психологии людей ставит перед учеными и практическими работниками, религиозными деятелями множество новых проблем, требующих срочного разрешения, что, собственно, и послужило основанием для выбора отмеченной проблематики в качестве темы диссертационного исследования.
Оценивая современный уровень развития отечественной науки в области исследований теории и практики исламского экстремизма, роли и места религиозного фактора в общественной жизни, необходимо отметить, что цельная концепция, учитывающая специфику данных процессов в Дагестане, пока слабо разработана. Недостаточно четко, а порой необъективно и противоречиво даются оценки места и роли ваххабизма в структуре религиозных взаимоотношений, а также в общественно-политической жизни нашего региона, причины возникновения здесь указанного течения в исламе, способы его регулирования и управления. Кроме того, нет криминологических исследований по данной проблематике, прямо касающихся ситуации в Республике Дагестан, которые в силу своей многоконфессиональности являются зоной повышенной конфликтогенности.
Тем не менее, необходимо отметить, что в этой сфере имеется ряд исторических и философско-социологических исследований, посвященных различным аспектам формирования и распространения ваххабитского течения в исламе и его влияния на общественно-политическую ситуацию, в том числе и на Северном Кавказе. Это труды и исследования основателя ваххабитского движения в исламе Мухаммеда ибн Лбд Аль-Ваххаба и его современников, а также других зарубежных авторов - Ас-Сейид ибн Зайни Дахля-на, Аюба Сабри-Паша, Османа ибн Абдаллах ибн Бишр, Хамфера М., Скот Петерсона и других.
Достаточно полно раскрываются вопросы, касающиеся религиозного экстремизма, роли шариата в системе социальных норм, толерантного сознания и профилактики экстремизма в социально-политической жизни современного российского общества в монографии Боронбекова С. «Шариат: его место и роль в формировании климата доверия, толерантного сознания и борьбе с экстремизмом в российском обществе».
Заметное место занимают труды российских ученых и исследователей - A.M. Васильева1,Е.А. Беляева2, В. Даля3, К.И. Полякова4,
5 7 8
А. Малашенко , А.А. Игнатенко , И. Ротаря , А.В. Авксентьева , В.О. Бобровникова4, Д.Е. Еремеева10, М. Рощина11, Р.Г. Ланда1, Г.В. Мило
I Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саун идо в в Аравии (1744/45-1818).- МЛ 967. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. - М. 1957. - С. 99.
3 Даль В. Секреты секретных служб. Будни разведчика. - /Журнат «Азия и Африка». №1. 1999.
4 Поляков К.И. Король Фахд между капитатизмом и улемами /Независимая газета. НГ-Религии. 03.02.1999. - С.4.
5 Маташенко А. Ренессанс религии Мухаммеда /Независимая газета. 22.09.1999.
6 Игнатенко А.А. Зеленый International. Всемирное исламистское движение в преддверии XXI века приобретает парадоксатьные формы. - /Независимая газета. НГ-Религии. 7.04.1999.-С.4.
7 Ротарь И. Исламский ради кат из м на просторах СНГ/Независимая газета. 22.09.1999.
8 Авксентьев А. В. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь. 1984.
9 Bobrovnikov Г. Muslim Nationalism in the Post-soviet Caucasus: The Dagestani Case. //Caucasian Regional Studies, Vol. 4. Issue I, 1999.
10 Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М. 1990.
II Рощии М. Община радикачьных исламистов в Дагестане глазами очевидца. -/Независимая газета. НГ-Религии. 24.11.1999. - С.4. славского2, Л.И. Медведко3, М. Муртазина4, Т.С. Саидбаева5, Н.А. Смирft 'п 7 X нова , М.Т. Степанянца , Л.Ю. Сюкияйнена , С. Боронбекова и др.
В Дагестане процессы религиозного возрождения и исламского экстремизма проходят особенно остро и противоречиво.
В той или иной степени в последнее время они исследованы в ряде работ дагестанских ученых, которые использованы в процессе работы над диссертацией. Это труды М.В. Вагабова9, Н.М. Вагабова10, З.С. Арухова11, Э.Ф. Кисриева12, М.Р. Курбанова, Г.М. Курбанова13, М.З. Магомедова14, К.М. Ханбабаева15, А.Р. Шихсаидова16 и др.
I Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. 1993. №1; его же: Ислам в истории России. - М. 1995. Мшюславский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире.-М. 1991.
3 Медведка Л.И. Германович А.В. Именем Аллаха: Политизация ислама и исламиза-ция политики. - М. 1988.
4 Mitrtazin М. Muslims and Russia: war and peace. The journal «Central Asia and Caucasus». XL- 1. 2000.
5 Саидбаев Т.С. Ислам и общество. - М. 1993.
6 Смирнов И.А. Мюридизм на Кавказе. - М. 1963.
7 Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока -М. 1974: Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). - М. 1982: Философские аспекты суфизма - М. 1987.
8 Сюкияйнен Л.Ю. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М. 1986.
9 Вагабов М.В. Ислам и вопросы атеистического воспитания. - М. 1994: Ислам и проблемы формирования атеистического мировоззрения молодежи. - Махачкача. 1988 г. Ислам - мировая религия. - Махачкача. 1999.
10 Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. - М. 1985.
II Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. - Махачкача. 1999.
12 Кисриев Э.Ф. Столкновение в селении Чабанмахи // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. №2(13). Май. 1997.
13 Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. - Махачкача, 1996.
14 Магомедов М.З. Социализм и судьбы горцев. - Махачкача. 1976.
15 Ханбабаев К.М. Религии в истории Дагестана //Гуманитарные науки и новые технологии образования. - Махачкача. 1998.- С.185-190; Ислам в духовной и общественной жизни народов Дагестана //Наука и социачьный прогресс. - Махачкача. 1997. - С.61-63: Мусульманские идейные течения в современном Дагестане //Наука и молодежь. Сб. ст. молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. - Вып.II. - Махачкача. 1999. -С. 47-69'.
16 Шихсаидов АР. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). - Махачкача. 1969: Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Г. Дагестанские исторические сочинения. -М.1993.
В этих работах рассматриваются различные проблемы ислама и его роли в общественно-политической жизни на Северном Кавказе, в частности в Дагестане, в исторической ретроспективе и тенденциях в современных условиях. В них анализируются различные проблемы теории и практики ислама, прослеживается степень влияния религиозных идей на общественные отношения в тех или иных исторических условиях.
Проблемам возрождения ислама в России и в частности на Северном Кавказе, посвящены труды В.О. Бобровникова, который рассматривает в своей работе подъем исламского экстремизма в последние годы (Muslim Nationalism in the Post-soviet Caucasus: The Dagestani Case. //Caucasian Regional Studies. Vol. 4. Issue 1, 1999. - P. 29-36.). Достаточно широко освещены организационные структуры исламских экстремистских организаций, форм и методов их деятельности, идеологии, программные цели и взаимоотношения с правящими режимами разной политической ориентации в работе Л.А. Игнатенко «Халифы без халифата». Автор предлагает термин «исламские неправительственные религиозно-политические организации» и подразумевает под ним политические объединения, использующие религиозную идеологию, действующие вне связанного с государством религиозного комплекса и соответственно отвергающие правительственный контроль над ними. Пристальное внимание роли и месту политического ислама в событиях на Северном Кавказе, сращиванию его наиболее экстремистского направления с теорией и практикой международного терроризма, используемого зачастую в достижении геополитических задач, уделяет в своей работе З.С. Арухов.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основании научной литературы, действующего российского и зарубежного законодательства, судебно-следственной практики по Республике Дагестан, а также анализа статистических данных за 1999-2003 гг.-, как по России в целом, так и по Республике Дагестан, провести криминологический анализ религиозного экстремизма как явления преступности и обозначить систему мер ее предупреждения.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач: определение понятие и видов религиозного экстремизма; анализ историографических предпосылок и факторов религиозного экстремизма; анализ современного состояния религиозного экстремизма как преступности и форм ее проявления в Дагестане; определение криминогенных факторов религиозного экстремизма; определение основных наиболее эффективных мер борьбы с религиозным экстремизмом;
Объект исследования - религиозный экстремизм как социально-негативное, криминологическое явление.
Предметом исследования являются официальные источники и специальная литература, материалы судебно-следственной практики, статистические данные и иные источники.
Методологические основы исследования. Методологической основой настоящего исследования стали основополагающие категории диалектического материализма - такие, как отрицание отрицания, переход количественных изменений в качественные, а также философские категории общего, особенного и единичного, причины и следствия и некоторые другие.
Наряду с основным общенаучным методом теоретического познания при осуществлении анализа религиозного экстремизма автор широко применял также такие частные методы познания, как логический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический, корреляционный, контент-анализ прессы, социологический (анкетирование, интервьюирование) и др. Необходимо отметить, что при криминологическом анализе религиозного экстремизма в основу взяты не только социально-политические, но и с догматическо-богословские стороны данного явления. Эмпирическую базу исследования составили: научные публикации по исследуемым в диссертации вопросам; судебно-следственная практика по делам: организация и участии в незаконном вооруженном формировании (ст.208 УК РФ); насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст.278 УК РФ); вооруже-ный мятеж (ст.279 УК РФ); преступления по фактам публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности (ст.280 УК РФ); возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст.282 УК РФ), организация экстремистского сообщества (ст.282-1 УК РФ), организации деятельности экстремистской организации (ст. 282-2 УК РФ) в количестве 140 уголовных дел за 2000-2003 гг.; статистические данные ГИЦ МВД РФ и ИЦ МВД РД; результаты опросов 120 судей, работников прокуратуры, следователей и оперативных сотрудников органов внутренних дел, а также 140 студентов Даггосуниверситета.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе предпринята попытка, раскрыть понятие религиозного экстремизма как криминологического фактора, определить специфику проявления этого социально-негативного феномена в Дагестане, его наиболее выраженных форм, раскрыть причинные факторы и предложить, на взгляд автора, действенные меры по их нейтрализации.
О понятии религиозного экстремизма до сих пор нет общепризнанных определений, нет единства мнений о том, в чем различие экстремизма от терроризма. Усложняет проблему то, что объект исследования весьма многогранен и находится на стыке религиоведения, политологии, социологии, мировых международных отношений, наконец, юриспруденции. А, как известно, подобного рода междисциплинарность зачастую обнаруживает довольно слабо разработанный понятийный аппарат. Больше того, не только не ясен вопрос о значении понятий, но и отсутствует методика их определения, в итоге терминологическая проблема становится проблемой того угла зрения, под которым тот или иной исследователь видит смысл изучения данного социально-негативного феномена. В этой ситуации автором проведен анализ содержания религиозного экстремизма и его разграничение со смежными феноменами по основным позициям, на основании чего дается общее определение.
К элементам научной новизны можно отнести также разделы исследования, посвященные анализу исторических предпосылок религиозного экстремизма в Дагестане, которые с особой силой проявляют себя сегодня в условиях бурно проходящих в регионе процессов религиозного возрождения, а также состояние, факторы, основные направления борьбы с религиозным экстремизмом.
Основные положения, выносимые на защиту.
По результатам проведенного исследования на защиту выносятся выводы и предложения, имеющие, по мнению автора, как теоретическое, так и практическое значение.
1. Религиозный экстремизм - это деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц, в основе, которой лежит религиозная концепция. Религиозный экстремизм включает в себя деятельность по организации, планированию, подготовке и реализации общественно опасных деяний, направленных на насильственное изменение конституционного строя, насильственный захват власти, на нарушение суверенитета и территориальной целостности страны, на организацию незаконных вооруженных формирований, на нарушение прав и свобод граждан, в том числе возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, а также публичные призывы к совершению в указанных целях общественно опасных деяний, а также создание организаций для этих целей. Сюда же относится и финансирование, и материально-техническое содействие противоправной деятельности подобного рода.
2. Религиозный экстремизм в Дагестане продуцируется деятельностью незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Чеченской Республики; радикально настроенными приверженцами религиозно-экстремистского течения ваххабизм; подпольной политической оппозицией сегодняшней власти; различного рода организованными преступными формированиями, рвущиеся к власти любой ценой; зарубежными военно-политическими и финансово-экономическими центрами и группами, стремящиеся дестабилизировать ситуацию на Кавказе с перспективой отторжения его от России.
3. Отмечается усиление опасности разрушительного воздействия экстремизма на все более широкий круг сфер общественной жизни в Дагестане.
4. Религиозный экстремизм, являясь одной из форм экстремизма, имеет свои подвиды. Особо в Дагестане себя проявляет исламский экстремизм в лице ваххабитов, а также после поражения воинствующих ваххабитов (август-сентябрь 1999 г.) религиозный радикализм стал во многом характеризовать тарикатистское течение в исламе на территории Дагестана, представители которого, выступая против политического и религиозного экстремизма, что совпадает с устремлениями всей здоровой части общества, а также отмечая процесс деградации культуры, проходящий по всей России, все настойчивее озвучивают тезис о том, что будущее республики следует рассматривать вообще очищенным и от сугубо "светских" норм и законов.
5. Социальный портрет лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, в общих чертах можно обрисовать следующим образом: это лица, как правило, мужчины примерно тридцатилетнего возраста, со средним либо неоконченным средним образованием, активно увлекавшиеся нетрадиционными течениями в религии, не имевшие достаточного уровня образования, не способные самостоятельно правильно оценить происходящие общественно-политические процессы, в основном обманутые лидерами, идеологами создания Исламского государства на территории Чечни и Дагестана. Движущую силу современного исламского экстремизма составляют, в основном, лица проходящие обучение в исламских университетах за рубежом, студенты ВУЗов и колледжей, рабочие, мелкие торговцы, меньше -инженеры, врачи.
6. Религиозный экстремизм превращается в относительно устойчивое явление социально-политической жизни республики. В Дагестане отмечаем смыкание религиозного экстремизма с национальным и политическим экстремизмом. Религиозный экстремизм все больше аккумулирует скапливающийся в дагестанском обществе оппозиционную энергию.
7. Ваххабизм это течение в исламе (основателем которого в начале восемнадцатого века был Абд аль-Ваххаб из неджда), целью которого , по мнению его идеологов, является очищение ислама, возвращение к первоисточникам. Вместе с тем ваххабизм — это не возрождаемый ислам в Дагестане, а возрожденческая тенденция в самом исламе, которая стала знаменем экстремизма. В настоящее время отмечается появление различных разветвлений ваххабизма, которые имеют другое название, но суть, конечная цель у них остается той же что у ваххабитов. Среди таких ответвлений можно назвать салафитов, усулиюнов, исламский джамаат, братья-мусульмане и т.д., в общей сложности этих названий более десяти. Смена «вывесок» идет параллельно со сменой тактики деятельности. Тактика ведения боевых действий с участием незаконных вооруженных формирований сменилась на экстремист-ско-диверсионную деятельность: сепаратизм, терроризм, бандитские акции. Другими словами, можно говорить не о победе над ваххабизмом, а о временном приглушении его, что позволяет думать, что ваххабизм как знамя экстремизма еще долго будет сказываться на криминальной ситуации в республике.
8. Факторы религиозного экстремизма в значительной мере проявляются в социально-экономической и политической сферах. Криминальная активность в республике, в том числе в рамках экстремистской деятельности, становится во многом объяснимой при анализе социально-экономической и политической ситуации в республике, где экстремизм, как и другие формы социального протеста, оказывается адекватной реакцией на ненормальные условия жизни каждого гражданина в отдельности и общества, в целом.
9. Как представляется, в системе мер возможного предупреждения экстремистской деятельности не должны доминировать силовые, военные, специально-разведывательные аспекты. Такие методы не решают проблему, а загоняют ее в глубь. В этой связи предлагается в числе первоочередных мер борьбы с религиозным экстремизмом предпринять меры по преодолению межконфессиональных и, особенно, внутриконфессиональных противоречий в дагестанском обществе. В области исследования религиозных, меж- и внутриконфессиональных проблем в Дагестане предстоит сделать очень многое. На наш взгляд, следует уделять серьезное внимание не только формам и внешним проявлениям поведения граждан в религиозной сфере, но и изучению содержания, глубинных основ и скрытых процессов в этой области.
10. Проблема религиозного экстремизма многогранна, включает идеологические, политические, социально-экономические и другие аспекты. Ее решение требует постоянной систематической, в первую очередь, профилактической работы. Одним из наиболее важных факторов в борьбе с религиозным экстремизмом должно быть создание соответствующего правового поля, разработка правовых инструментов, позволяющих вести активную борьбу с данным социальным злом. Глубинные причины известного явления нельзя устранить одними лишь правовыми средствами, тем не менее надлежащее законодательство и эффективная практика его применения могли бы переломить опасную тенденцию к усилению экстремизма, наблюдаемую в стране на протяжении последнего десятилетия. Надо отметить, что на сегодняшний день в России имеется широкая правовая база для противодействия экстремизму, однако нельзя говорить о том, что она эффективно работает, достаточно криминологически обоснована.
11. Нормы уголовного закона, особенно после корректировки Законом от 8 декабря 2003 года, на первый взгляд, представляются достаточно действенными. Однако ресурс уголовного закона в борьбе с экстремизмом весьма ограничен. В этой связи как показывает опыт, в том числе и зарубежный, достаточно перспективным может быть смещение акцентов с уголовного права в область уголовного судопроизводства. Необходимо также расширить понимание терроризма как социально-негативного феномена, увеличить список запрещенных организаций, ограничить права отдельных граждан и организаций, подозреваемых в причастности к терроризму, ужесточить правовой режим чрезвычайного положения и миграционных процессов.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в пригодности его результатов, во-первых, для развития криминологических знаний об экстремизме вообще и религиозном экстремизме, в частности, а, во-вторых, для стимулирования дискуссий по ряду криминологических проблем, как то: понятие и виды религиозного экстремизма, его факторы, историография религиозного экстремизма, криминогенное значение, а также меры противодействия.
Результаты и основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности, правоохранительной практике компетентных органов, а также в учебном процессе - стать базой для разработки специальных и факультативных курсов.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования, основанные на них выводы, положения и рекомендации прошли апробацию в процессе обсуждения на заседании кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Даггосуниверситета, во время участия в научно-практических семинарах. Кроме того, апробация результатов осуществлена в опубликованных работах.
Структура исследования обусловлена целями и задачами предлагаемого исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения. К диссертации приложен список использованной литературы.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право", Демиров, Корчагин Кадырбекович, Махачкала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С началом демократических преобразований регионы традиционного распространения ислама России пережили настоящий религиозный бум. Государство возвратило верующим культовые здания, учреждения и различные религиозные атрибуты, представляющие историческую и культурную ценность. Им были предоставлены широкие возможности для удовлетворения религиозных потребностей и обеспечения свободы вероисповедания.
Стали активно строиться новые и восстанавливаться старые культовые учреждения, ежегодно десятки тысяч российских верующих получили возможность совершать паломничество религиозным святыням, выезжать на учебу в различные религиозные учебные центры за границей. Значительно увеличились контакты верующих с представителями заграничных религиозных объединений, которые стали часто посещать Россию с различными миссионерскими целями.
В результате в религиозной среде стали появляться и структурно утверждаться существующие, а также доселе неизвестные в нашей стране новые идеологические направления и течения. Определенные группировки верующих, прикрываясь исламскими лозунгами, в частности, в республиках Северного Кавказа, стали выходить далеко за рамки своих духовных убеждений, вмешиваться в государственные и общественные дела, при этом не останавливаясь при достижении своих целей перед необходимостью применения насилия, что, собственно, сформировало появление в Дагестане такого явления преступности как религиозный экстремизм, который стал предметом настоящего криминологического исследования, в ходе которого мы пришли к следующим выводам:
1. Религиозный экстремизм как социально-негативный феномен весьма многогранен. Осмысление его находится на стыке религиоведения, политологии, социологии, мировых международных отношений, наконец, юриспруденции. Автором предпринята попытка определения религиозного экстремизма через:
- выяснение этимологического значения понятия «экстремизм»;
- рассмотрение понятия «экстремизм» в широком и узком смыслах;
- выяснение сущности экстремизма в зависимости от сущности того политического режима, в условиях которого и по отношению к которому он себя проявляет;
- определение соотношения экстремизма и терроризма;
- анализ законодательной формулировки (Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 года) понятия «экстремизм»;
- рассмотрение типологии экстремизма, на основании чего выведено определение.
Религиозный экстремизм - это деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций, включающая в себя организацию, планирование, подготовку и реализацию общественно опасных деяний направленных на насильственное изменение конституционного строя, насильственный захват власти, на нарушение суверенитета и территориальной целостности страны, на организацию незаконных вооруженных формирований, на нарушение прав и свобод граждан, в том числе возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, а также публичные призывы к совершению в указанных целях общественно опасных деяний, а также создание организаций для этих целей. Сюда же относится и финансирование и материально-техническое содействие противоправной деятельности подобного рода.
2. Оценка состояния криминогенной ситуации в Республики Дагестан позволяет сделать вывод о том, что данный регион в уголовно статистическом измерении, как правило, «повторяет» изменения динамики общероссийской преступности. Начиная с 1995 по настоящее время отмечается активная деятельность различного рода экстремистов и, прежде всего, действующих на религиозной основе. Общее состояние преступности экстремистской направленности в Дагестане, как в целом по Российской Федерации, характеризуется стабильным ростом количества зарегистрированных преступлений, с промежуточными спадами, объясняемыми изменением социально-политической обстановки в Чеченской республике, а также по мере нейтрализации диверсионных групп ваххабитов.
Религиозный экстремизм в Дагестане продуцируется деятельностью незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Чеченской Республики; радикально настроенными приверженцами религиозно-экстремистского течения ваххабизм; подпольной политической оппозицией сегодняшней власти, различного рода организованными преступными формированиями, рвущимися к власти любой ценой; зарубежными военно-политическими и финансово-экономическими центрами и группами, стремящимися дестабилизировать ситуацию на Кавказе с перспективой отторжения его от России.
Усиливается опасность разрушительного воздействия экстремизма на все более широкий круг сфер общественной жизни в Дагестане.
Религиозный экстремизм, являясь одной из форм экстремизма, имеет свои подвиды. Особо в Дагестане себя проявляет исламский экстремизм в лице ваххабитов; после поражения воинствующих ваххабитов (август-сентябрь 1999 г.) религиозный радикализм стал во многом характеризовать тарикатистское течение в исламе на территории Дагестана, представители которого, выступая против политического и религиозного экстремизма, что совпадает с устремлениями всей здоровой части общества, а также отмечая процесс деградации культуры, проходящий по всей России, все настойчивее озвучивают тезис о том, что будущее республики следует рассматривать вообще очищенным и от сугубо светских норм и законов.
Религиозный экстремизм превращается в относительно устойчивое явление социально-политической жизни республики. В Дагестане отмечается смыкание религиозного экстремизма с национальным и политическим экстремизмом. Религиозный экстремизм все больше аккумулирует скапливаются в дагестанском обществе оппозиционную энергию.
3. Религиозный экстремизм в Дагестане - это, прежде всего, исламский экстремизм. Вообще говоря, религиозный экстремизм в исламе связывается специалистами с такими течениями в исламе, как «хариджизм» и «ваххабизм», а также с другими экстремистскими сектами и течениями, каждое из которых имеет глубокие гносеологические, собственно религиозные и политические корни. Они присущи исламу как социокультурной системе и существуют в нем на протяжении столетий. В Дагестане религиозный экстремизм выражается, главным образом, в деятельности ваххабитов, а после их военного поражения в ходе открытого противостояния в августе-сентябре 1999 года отмечается появление различных разветвлений ваххабизма, которые имеют другое название, но суть, конечная цель у них остается той же что у ваххабитов. Среди таких ответвлений можно назвать салафитов, усулиюнов, исламский джамаат и т.д., в общей сложности этих названий более десяти. Также, в последнее время активизируется работа так называемых братьев-мусульман, которые на самом деле являются «братьями ваххабитов». Ваххабизм, как и другие течения в исламе, по мнению его идеологов, преследует цель очищения ислама, возвращения к первоисточникам. Вместе с тем ваххабизм это не возрождаемый ислам в Дагестане, а возрожденческая тенденция в самом исламе, которая стала знаменем экстремизма, хотя фундаментализм и то, что называют «ваххабизмом», для России и Дагестана сам и по себе опасности не представляют.
4. На Северном Кавказе и в Дагестане, в частности, ислам, с точки зрения его влияния на общественную ситуацию - феномен сложный и динамичный. К различным проявлениям исламского фактора следует относиться осторожно, разбираясь в его причинах, предвидя его последствия. Но, пожалуй, самое главное - осознать, что разноплановое, включая салафитское, влияние ислама в регионе более чем устойчиво и на обозримую историческую перспективу обязательно сохранится, как сохранится и влияние на состояние преступности.
5. Мощные факторы религиозного экстремизма мы видим в социально-экономической и политической сферах. Криминальная активность в республике, в том числе в рамках экстремистской деятельности становится во многом объяснимой с точки зрения анализа социально-экономической и политической ситуации в республике, где экстремизм, как и другие формы социального протеста, оказывается адекватной реакцией на ненормальные условия жизни каждого гражданина в отдельности и общества, в целом.
6. Как представляется, в системе мер возможного предупреждения экстремистской деятельности не должны доминировать силовые, военные, специально-разведывательные аспекты. Как справедливо указывает А.В. Мала-щенко, клеймить экстремистов и посылать против них бойцов «Альфы» да ОМОНа бессмысленно. Ибо это значит воевать против идеи, Мысли. А Мысль, как нас всех учили в школе, убить нельзя. Такие методы не решают проблему, а загоняют ее вглубь. К сожалению, в России, как и во многих других странах, стоящих на переднем крае борьбы с экстремизмом, почти не уделяется внимания вопросам изучения реальных причин и условий, способствующих возникновению и разрастанию экстремизма и терроризма, их устранению или минимизации. Предпринимаемые силовые меры нередко нарушают фундаментальные права человека и гражданина (массовые задержания, обыски и прослушивание телефонных разговоров, поощрение националистических и расовых тенденций, подозрительности и доносительства, ковровые бомбардировки и другие насильственно-военные действия), изменяя необходимое для демократических государств соотношение свободы и контроля. Поэтому необходимо бороться с экстремизмом убеждением, таким образом преодолевая конфессиональные противоречия и сужая либо вообще сводя на нет социальную базу религиозного экстремизма.
В этой связи в настоящей работе в числе первоочередных мер борьбы с религиозным экстремизмом предлагается предпринять меры по преодолению межконфессиональных и, особенно, внутри конфессиональных противоречий в дагестанском обществе. В области исследования религиозных, межи внутриконфессиональных проблем в Дагестане предстоит сделать очень многое. На наш взгляд, следует уделять серьезное внимание не только формам и внешним проявлениям поведения граждан в религиозной сфере, но и изучению содержания, глубинных основ и скрытых процессов в этой области.
7. Проблема религиозного экстремизма многогранна, включает идеологические, политические, социально-экономические и другие аспекты. Ее решение требует постоянной систематической, в первую очередь, профилактической работы. Вместе с тем ошибочно сводить борьбу с религиозным экстремизмом и, в частности, с ваххабизмом только к религиозной контрпропаганде. Экстремизм, в первую очередь, явление политическое, угрожающее стабильности и безопасности всего общества. А потому именно государство несет главную обязанность по искоренению экстремизма как социально-негативного явления. В первую очередь, это должно выразиться в налаживании международного сотрудничества, и, прежде всего, со странами, имеющими большой опыт борьбы с экстремизмом; в завершении экономических и социальных реформ в обществе, с тем, чтобы минимизировать дезорганизацию и, таким образом, сузит социальную базу экстремизма; в формировании глубоко продуманной государственной политики и, в частности, региональной, в налаживании эффективной деятельности государственных структур и, прежде всего, ФСБ, МВД, Прокуратуры, ФПС, Таможенной службы, Минюста, а также Министерства иностранных дел, Министерства образования и науки, различного рода комитетов, деятельность которых, прежде всего, связана с разрешением вопросов религиозного характера, молодежной политики; в принятии мер по нейтрализации «ростков» экстремизма в регионе (ликвидация юридических лиц, под прикрытием которых действуют экстремистские организации; ужесточить ограничения на въезд-выезд в Российскую Федерацию эмиссаров, сторонников международных религиозно-экстремистских организаций особенно из отдельных стран, известных своей приверженностью и поддержкой ваххабистской деятельности на территории России; сократить количество иностранцев, въезжающих в Россию и, особенно, на Северный Кавказ по официальным каналам без указания точной цели поездки, срока пребывания, маршрута; упорядочить совершение паломничества российскими гражданами в Мекку; обучение российской молодежи в зарубежных теологических учебных заведениях; нейтрализовать процессы формирования социальной базы экстремизма в местах лишения свободы; наконец, предпринимать мероприятия по блокированию идеологов экстремизма, лидеров экстремистских организаций и движений путем склонения к сотрудничеству, в ином случае арест, физическое устранение; в выработке ограничений для средств массовой информации в части освещения темы экстремизма; наконец, в разграничении по всему спектру общественной жизни компетенции духовенства и светской власти, причем с учетом нарождающихся тенденций.
8. Одной из наиболее важных стратегий в борьбе с религиозным экстремизмом должно стать создание соответствующего правового поля, разработка правовых инструментов, позволяющих вести адекватную борьбу с данным социальным злом. Глубинные причины известного явления нельзя устранить одними лишь правовыми средствами, тем не менее, надлежащее законодательство и эффективная практика его применения могли бы переломить опасную тенденцию к усилению экстремизма, наблюдаемую в стране на протяжении последнего десятилетия. Надо отметить, что на сегодняшний день" в России имеется обширная правовая база для противодействия экстремизму, однако нельзя говорить о том, что она эффективно работает, достаточно криминологически обоснована. В этом плане необходимо скорректировать отдельные положения уже имеющихся законов. Кроме того, несколько скорректировать уголовную политику, в частности, в плане смещения акцентов с уголовного права на уголовное судопроизводство. Представляется, что ресурс уголовного права в борьбе с экстремизмом несколько ограничен, а кроме того, на сегодняшний день исчерпан. Наконец, вполне приемлемым считаем возрождение полиюридизма в Дагестане. Вполне приемлемо использование этой формы в Дагестане, где полиюридическая практика имеет многовековую историю. В этом плане считаем возможным в целях профилактики религиозного экстремизма допустить в регионе частичное применение шариатского законодательства, в частности, в части разрешения семейных споров и т.п.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Криминологическая характеристика религиозного экстремизма»
1. Официальные документы
2. Конституция Российской Федерации. М. 1996.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации. М. 2004.
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М. 2004.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.01.1997 г. №1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. №2. Ст. 198.
6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. №1300 // Собрание законодательства РФ. 1997. №52. Ст.5909.
7. О противодействии экстремистской деятельности: ФЗ от 25.07.02 г. № 114-ФЗ // Рос. газ. 2002. - 30 июля.
8. Закон Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 30 декабря 1997 года.
9. Закон Республика Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» от 16 сентября 1999.-315.
10. Концепция национальной безопасности РФ. Утв. Указом Президента РФ от 10.01.2000 г. №24 // Собрание законодательства РФ. 2000. №2. Ст. 170.
11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма» // Сборник правовых актов 1998 г. Вып. 10.
12. Постановление Государственной Думы от 15.09.99 № 4293-П ГД «О ситуации в Республике Дагестан, первоочередных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и борьбе с терроризмом».
13. Постановление Государственного Совета Республики Дагестан «Об обстановке в Цумадинском районе и неотложных мерах по обеспечению безопасности республики и ее граждан», № 137/186 от 3 августа 1999.
14. Постановление Государственного Совета Республики Дагестан «О ситуации в Республике Дагестан в связи с вторжением на территорию республики незаконных вооруженных формирований и мерах по обеспечению безопасности Республики Дагестан» от 9 августа 1999.
15. Постановление Народного Собрания Республики Дагестан «Об обстановке в Республике Дагестан в связи с вторжением бандформирований с территории Чеченской Республики Ичкерия»,19318.09.1999, № 51-II-HC от 16.09.1999.
16. Постановление Государственного Совета Республики Дагестан «Об обстановке в Республике Дагестан и мерах по ее стабилизации», № 145 от 18.08.1999.
17. Постановление Государственного Совета Республики Дагестан «Об идеологической и информационной работе Координационного центра по информационному обеспечению», №146 от 18.08.1999.
18. Постановление Государственного Совета Республики Дагестан «О ситуации в сс.Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района Республики Дагестан», № 168 от 31 августа 1999.
19. Постановление Государственного Совета Республики Дагестан «Об обстановке в Республике Дагестан», № 169 от 05.09.1999.
20. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170.
21. Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 17. Ст. 1852.
22. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № ПР-1895 // Российская газета». 2000. 28 сентября. № 187.
23. Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №25.
24. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
25. Абдулатипов Р.Г. Авторитет разума (О философии разумной политики)-М.- 1999.
26. Абдуллатипов A.M., Сайгитов У.Т. Терроризм на Северном Кавказе. Криминологическое исследование. Махачкала. - 2002.
27. Абдуллаев A.M. Из истории философской общественно-политической мысли Дагестана ( с древнейших времен до присоединения Дагестана к России). Махачкала. - 1993.
28. Авксентьев А. В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь. - 1984.
29. Акутаев P.M. Криминология и латентная преступность. СПб., 1999.
30. Алимы и ученые против ваххабизма: Сборник. / Абдуллаев A.M., Омаров М.М., Арухов З.С. и др. Махачкала. - 2001.
31. Амиров С.Д. События и политика. Махачкала. - 2001.
32. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое
33. Лрухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. -Махачкала. 1999.
34. Астемиров З.А. Криминология: Курс лекций. Махачкала, 2002.
35. Аш-Шахрастанн. Книга о религиях и сектах. М. 1984.
36. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М. 1957.
37. Боропбеков С. Шариат: его место и роль в формировании климата доверия, толерантного сознания и борьбе с экстремизмом в российском обществе. Рязань, 2004.
38. Вагабов М.В. Ислам мировая религия. - Махачкала. - 1999.
39. Вагабов М.В. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М. -1994.
40. Вагабов М.В. Ислам и проблемы формирования атеистического мировоззрения молодежи. Махачкала. - 1988.
41. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. — Махачкала. 2002.
42. Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. М. - 1985.
43. Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саунидов в Аравии (1744/45-1818). М.-1967.
44. Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала. - 2002.
45. Грачев А.С. Тупики политического насилия. Экстремизм и терроризм на службе международной реакции. — М. 1982.
46. Дагестан 2002 - Госкомстат РД.- 2003.
47. Дахлян, Зейни. Заблуждение ваххабита. Киев. - 1998.
48. Емельянов В.П. Терроризм и преступления террористической направленности. Харьков: Рубикон, 1997.
49. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М. - 1990.
50. Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие. М. - 2002. - С. 336.
51. Коран. Перевод и комментарий И.Ю. Крачковского. М. - 1963.
52. Краткий политический словарь. М.: Политическая литература, 1989.
53. Криминология. Учебное пособие /Под. ред. В.Е.Эминов. М - 1997.
54. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. Махачкала. 1996.
55. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М. - 1995.
56. Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль: Монография. Ростов-на-Дону. — 1999.
57. Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль: Монография. Ростов-на-Дону. 1999.
58. Магомедов М.З. Социализм и судьбы горцев. Махачкала. 1976.
59. Макаров Д.В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. -Москва. 2000.
60. Медведка Л.И. Германович А.В. Именем Аллаха: Политизация ислама и исламизация политики. М. - 1988.
61. Морозов Г.И. Терроризм преступление против человечества (международный терроризм и международные отношения): 2-е изд., пе-рераб. и доп. / Российская академия наук. Институт мировой экономики и международных отношений. М. 2001.
62. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М. — 1998.
63. Муслимов С.Ш. Религиозно-политический экстремизм и агрессия против Дагестана: Материалы круглого стола в редакции журнала «Народы Дагестана (7.09.1999). Махачкала. - 1999.
64. Организованная преступность 4 / Под ред. Долговой А.И. - М. — 1998.
65. Организованный терроризм и организованная преступность. Под ред. А.И. Долговой. М. - 2002.
66. Прозоров С.М Классификация мусульманских сект по «Ат-табсир фи-д-дин» Абу-л-Музаффара ал-Исфараини /Ислам: религия, общество, государство. М. - 1984.
67. Религиозный фактор в жизни современного дагестанского общества: Материалы Республиканской научно-практической конференции (27 окт. 2000 г.) Махачкала. - 2002.
68. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М. - 1993.
69. Сайгитов У.Т. Традиционно-национальное и религиозное возрождение и проблемы преступности в Республике Дагестан. Махачкала. - 2004.
70. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М. - 1963.
71. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока М. - 1974.
72. Сюкияйнен Л.Ю. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. -М. -1986.
73. Угроза ислама или угроза исламу?: Материалы международной конференции М. — 2001.
74. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Г. Дагестанские исторические сочинения. М. 1993.
75. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VIT-XV вв.). -Махачкала. 1969.
76. Боронбеков С. Шариат: его место и роль в формировании климата доверия, толерантного сознания и борьбе с экстремизмом в российском обществе. Рязань. 2004.3. Статьи и публикации
77. Абдуллатипов Р.Г. Мне дорого мой дом мой Дагестан в моей России
78. Российская газета. 17.08.1999.
79. Абакаров И., Крайнова Н. Дело о банде // Новое дело 2004. - 14 мая.-С.З.
80. Авдеев Ю.И. Основные тенденции современного терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.И. Степанова. М. - 2000.
81. Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.И. Степанова. М. - 2000.
82. Алиев X. О. Борьба с преступлениями террористической направленности // Законность. -2002 -№4.-С. 3.
83. Алиев К. Ваххабизм: идеология и практика // Махачкалинские известия. 28.01.2000.
84. Артемов С. Долларовый ислам. // Дагестанская панорама. №4. - 121909.1999.
85. Ахмед Кулиев: у Темирбулатова был нулевой результат (Интервьюначальника УБОП МВД РД Ахмеда Кулиева) // Новое дело. 2004. - 6 февраля.
86. Бронштейн Б. Религиозная карта в большой политике /«Известия». №17621.09.1999.
87. Бобровников В. О. Дагестан //Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. ВыпЛ.-М.-СПб. 1999.
88. Варисов 3. Исламское вырождение в Дагестане // Новое дело. -2004. №4.
89. Ваххабизм не просто зло, это - смертоносное зло // Российская газета. - 1999. -№191
90. Волкова Н.Г. Сергеева Г.А. Исторические и современные этнокультурные процессы // Дагестан. Этнополитиче-ский портрет. Очерки. Документы. Хроника. М.: Институт этнологии и антропологии РАН. 1995. Т. 3.
91. Ведерникова О.Н. Отказ от традиционных принципов уголовного судопроизводства как форма реагирования на угрозу терроризма / Peaгирование на преступность: концепции, закон, практика. Сб. науч. трудов. М. - 2002.
92. Гаджиев Р.Г. Война в Дагестане. Хроника событий// Народы Дагестана. 4.1999.
93. Гаджиев Р.Г. Проблемный хадж дагестанских паломников // Кавказский обзор. 1(24).-2000.
94. Гаджиев Р.Г. Иран-Чечня: внутренняя дилемма с неизвестными // Кавказский обзор. 2(25). - 2000.
95. Гаджиев Р.Г. Хадж: проблемы и неурядицы // Народы Дагестана. -1.2000.
96. Гаджиев Р.Г. Политические спекуляции вокруг Чечни // Дагестанская правда. 18.05.2000.
97. Гаджиев Р.Г. Религиозный экстремизм и ваххабитская идеология в зеркале зарубежной прессы // Дагестанская правда. 8.06.2000.
98. Гаджиев Р.Г. Хадж: религия, политика и криминал // Новое дело. -№24. 16.06.2000.
99. Гаджиев Р.Г. Дагестан-Саудовская Аравия: где наше будущее? //Дагестанская правда. -20.06.2000.
100. Гиджиев Р.Г., Магомедом Х.Н. Иран и Россия: стратегический баланс интересов // Кавказский обзор. 3(26). 2000.
101. Гитиномагомедов М. Два года без войны // 2001. 31 августа. - №36.
102. Гушер А. Ключ к Кавказу Политико-экономическая ситуация и межнациональные отношения в Дагестане// Азия и Африка сегодня. 1999. - №4.
103. Гусаев М.М. Коренные изменения геополитической обстановки на Кавказе в бассейне Каспийского моря // Материалы научно-практической конференции. Махачкала, 1998.
104. Гусаев М.М. Об актуальных направлениях проведения государственной национальной политики на Северном Кавказе // Материалы
105. Северокавказского межнационального совещания. Ессентуки. 1999.
106. Даль В. Секреты секретных служб. Будни разведчика. //Азия и Африка.-№1.- 1999.
107. Дибрынина.С. По законам двойного ислама // Независимая газета. -9.02.1999.
108. Игнатенко А. Мусульманская самозащита от ваххабизма. // Независимая газета. 1999. - С.4.
109. Игнатенко А.А. Зеленый International. Всемирное исламистское движение в преддверии XXI века приобретает парадоксальные формы. -//Независимая газета. НГ-Религии. 7.04.1999.
110. Ипполитов К.Х., Гончаров С.А. Разрастание угрозы терроризма в регионе Северного Кавказа // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.И.Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2000, С. 106.
111. Залимханов З.М., Ханбабаев К.М. Политизация ислама на Северном Кавказе. Махачкала. 2000.
112. Казиев К.М. Проблемы вовлечения молодежи в ваххабизм и террористическую деятельность в РД./ Проблемы преступности в республике Дагестан: Сборник научных трудов. Махачкала. - 2003.
113. Кафаров Т. Маслиат: философия ненасилия (некоторые аспекты) // Достижения и современые проблемы развития науки в Дагестане. -Махачкала, 1999. С.- 35.
114. Кисриев Э.Ф. Столкновение в селении Чабанмахи // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. №2(13). Май. 1997.
115. Круглый стол журнала «Государство и право»: Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. №4.
116. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. 1993. №1
117. Лунев В.В. Тенденции терроризма и уголовно-правовая борьба с ним // Гос. и право. 2002. - № 6.
118. Лунев В.В. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. № 4. С. 20-43.
119. Магдигаджиев А.Д. Экстремисты не щадят общество (интервью провел Джамбулаев Д.) // Дагестанская правда. 2002. 22 октября.
120. Макаров Д. Государство должно справедливо относиться ко всем религиям. Газета Аргументы и Факты. 2001. № 33. С.7.
121. Малашенко А. Ренессанс религии Мухаммеда /Независимая газета. 22.09.1999.
122. Мионов С.С., Килясханов И.Ш. Организованные и правовые меры противодействия политическому экстремизму / Вестник МВД России.-М.- 1999.
123. Мурадов Б. Войну в Дагестане «заказал» Березовский? // Аргументы и факты.-№35.1999.
124. Николаев Д. Судьба страны решается в горах Дагестана /Газета «Независимое военное обозрение». 28.08.1999.
125. Одесский М.П., Фельдман Д.М. Террор как идеологема (к истории развития) // Общественные науки и современность (ОНС). 1994, № 6, С. 157.
126. Поляков К.И. Король Фахд между капитализмом и улемами /Независимая газета. НГ-Религии. 03.02.1999.
127. Расулов С. Покушение на власть // Новое дело. Махачкала, 2001. 9 ноября. №45.
128. Ротарь И. Исламский радикализм на просторах СНГ /Независимая газета. 22.09.1999.
129. Рощии М. Община радикальных исламистов в Дагестане глазами очевидца. /Независимая газета. НГ-Религии. 24.11.1999. - С.4.
130. Скорик Н.В. Проблему создают иностранные граждане // Вестник МВД Россини. М. - 2000.
131. Телеобращение Президента России Владимира Путина // КоммерсантЪ. 2001. 25 сентября. С. 2.
132. Тульский М. Ваххабиты в России побеждают умеренных мусульман/Независимая газета. 19.06.2001.
133. Угрожает ли России «исламский» экстремизм. // Мусульмане. -2000. -№1 (4)
134. Ханбабаев К.М. Религии в истории Дагестана //Гуманитарные науки и новые технологии образования. Махачкала. 1998.- С. 185-190.
135. Ханбабаев К.М. Ислам в духовной и общественной жизни народов Дагестана //Наука и социальный прогресс. Махачкала. 1997. -С.61-63.
136. Ханбабаев К.М. Мусульманские идейные течения в современном Дагестане //Наука и молодежь. Сб. ст. молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Вып.П. -Махачкала. 1999. - С. 47-69.
137. Хидиров Г. Какой у нас уровень жизни // Даг. правда. 1998. - 17 фев. - №30.
138. Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего состояния // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под ред. Е.И. Степанова. М. 2000. С. 74-86.
139. Шурыгин В. Провал «Кавказского проекта» или почему сорвался план ваххабитской революции в Дагестане /Газета «Военный вестник юга России». №40. 27 Сентября-3 Октября 1999.
140. Диссертации и авторефераты диссертаций
141. Адилов З.А. Потенциал уголовного наказания и проблемы его эффективности в борьбе с преступностью: Автореф. дис. .канд. юр. наук. Махачкала, 2003.
142. Залимханов З.М. Ислам в контексте современных этнополитических процессов в Дагестане и Чечне: Автореф. дис. . канд. фил. Наук. -Махачкала. 1999.
143. Кормушкина Н.В. Конвенционный механизм борьбы с международным терроризмом. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, 1993.
144. Кудрина Н.Н. Политический терроризм: сущность, формы проявления, методы противодействия: Диссертация на соискание ученой степени кандидата политологических наук. СПб., 2000.
145. Мартыненко Б.К. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма (на примере России конца 80-х-90-х годов XX века): Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. Ростов-на-Дону, 1999.
146. Назаркин М.В. Криминологическая характеристика и предупреждение терроризма. Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. М. 1998.
147. Чурков Б.Г. Социально-философские аспекты современного терроризма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: МПГУ, 1993.
148. Чурков Б.Г. Социально-философские аспекты современного терроризма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: МПГУ, 1993.5. Иностранная литература
149. Aviva Katz. The 1981 Irish Hunger Strike: Struggle for Legitimacy or Pathology of Terrorism? http://vyrw,vv.ict.org.il/articles/articledet.cfm? ar-ticieid—144
150. Bobrovnikov Г. Muslim Nationalism in the Post-soviet Caucasus: The Dagestani Case. //Caucasian Regional Studies, Vol. 4. Issue I, 1999.
151. Dobson C., Payne R. The Weapons of Terror. International Terrorism at Work. Macmillan, London, 1979.
152. John B. Wolf. Fear of Fear: A survey of Terrorist Operations and Controls in Open Societies. Plenum Press. New York and London, 1981. P. 150-152.
153. K.G. Robertson. Intelligence, Terrorism and Civil Liberties // Contemporary Research on Terrorism. Edited by Paul Wilkinson and Alasdair M. Stewart. Aberdeen University Press. Aberdeen, 1989. P. 550.
154. Laquer Walter. Terrorism — A Balans Sheet // The Terrorism Reader: A Historical Anthologi. Edited by Walter Laquer. Philadelpfia, 1978.
155. Mitrtazin M. Muslims and Russia: war and peace. The journal «Central Asia and Caucasus». XL- 1. 2000.
156. Paul Wilkinson. Terrorism & the Liberal State. Second edition. MacMil-lan, Basingstoke and London, 1986. P. 32.
157. R. Thackrah. Terrorism: A Definitional Problem // Contemporary Research on Terrorism. Edited by Paul Wilkinson and Alasdair M. Stewart. Aberdeen University Press. Aberdeen, 1989.
158. UN ODCCP. Definitions of Terrorism // http://www.undcp.оrg/terrorism defmitions.html
159. Walter Laqueur. New Terrorism. Oxford University Press. 1977.