Обычное право ингушейтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Гандарова, Лилия Берснакоевна, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

§1. Обычное право и его признаки

§2. Соотношение правового обычая и законодательства в рамках современного правового государства.

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА

§ 1. Понятие субъектов обычного права

§2.Субъекты обычного права ингушей

ГЛАВА 3. НОРМЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА ИНГУШЕЙ

§ 1. Возникновение и развитие обычного права

§2. Классификация норм обычного права ингушей

§3. Суд и судопроизводство по обычному праву

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Обычное право ингушей"

Актуальность темы исследования. В современной правовой теории проблема обычного права активно обсуждается в юридической литературе. Дискуссии о том, составляет обычное право явление далекого прошлого или оно реально существует и развивается и в наши дни, представляются в настоящее время уже не столь актуальными. То, что обычное право не утратило значения для правового развития того или иного народа, достаточно глубоко обосновано в научных разработках.

Современное исследование обычного права, проводимое с учетом специфики конкретного субъекта Российской Федерации, показывает, что оно сохранило свой регулятивный потенциал, может быть использовано в целях повышения эффективности правовой системы. Создавая правовую систему современного Российского государства, необходимо учитывать сложившиеся веками обычно-правовые системы ее субъектов, что, несомненно, будет способствовать урегулированию и предотвращению большинства конфликтов, которыми переполнено современное общество.

При исследовании обычно-правовых систем того или иного народа особое значение должно придаваться использованию национальной терминологии, так как современная юридическая терминология способна исказить содержание конкретных норм обычного права, его институтов и отраслей. Использование данных этнологии и антропологии поможет разработать в юридической науке новые подходы к решению таких важных вопросов, как функционирование обычного права в различных отраслях.

В жизненном укладе каждого народа проявляется своеобразие его исторической культуры, представляющей органический сплав самых различных компонентов, в том числе народного языка, национальных традиций, обычаев, прошлого правового опыта, исторического пути, пройденного каждым народом, и т.д.

Обычное право (правовое явление по своей сущности) долгое время было объектом пристального внимания только исторической науки. Этнологами, работавшими на Кавказе, собран богатейший материал, который до сих пор не обобщен в рамках юридической науки.

Все сказанное выше и определило выбор обычного права ингушского народа в качестве темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Основополагающие начала научного исследования обычного права были заложены еще дореволюционными учеными-юристами, труды которых, по существу, и в наши дни составляют теоретическую основу любого исследования данной проблемы.

Свой вклад в развитие теории обычного права внесли выдающиеся немецкие юристы, представители исторической школы права Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта. Из отечественных дореволюционных ученых следует отметить Д.И. Мейера, Г.Ф. Шершеневича, В.Ф. Миллера, Е.Н. Трубецкого, С.В. Пахмана, С.А. Муромцева, Л.И. Петражицкого, М.Ф. Владимирского-Буданова, Н.П. Загоскина, Н.К. Ранненкампфа, В.И. Сергеевича, Ф.И. Леонтовича, М.М. Ковалевского и других. Благодаря их усилиям, а также работам их последователей XIX век явился точкой отсчета становления и развития российской школы обычного права. В этот период исследованию обычного права народов России придавалось огромное теоретическое и практическое значение. Результатом активной научной деятельности исследователей обычного права того периода явилось введение в научный оборот огромного фактического материала, на основании которого был сформулирован ряд фундаментальных выводов. В трудах отдельных авторов обычному праву придавалось значение самостоятельного регулятора общественных отношений, которое не только зависело от воли законодателя, но и зачастую противопоставлялось ему. При этом исследователи обоснованно доказывали необходимость признания правового плюрализма в рамках национальной правовой системы.

В первой половине XX века, несмотря на определенный спад научного интереса к обычному праву, был осуществлен ряд исследований, в рамках которых удалось собрать и проанализировать огромный фактический материал, на основании которых были выполнены теоретические разработки, способствовавшие дальнейшему развитию теории обычного права. В научных трудах A.M. Ладыженского и М.О. Косвена было дано теоретическое обоснование природы обычного права, выделены этапы его формирования и показана его значимость как регулятора общественных отношений для тех или иных народов нашего государства.

В работах исследователей второй половины XX века А.И. Першица, Л.И. Куббеля, Ю.И. Семенова, В.В. Безбаха, Н.А. Крашенинниковой, И.Е. Синицыной, С.А. Сосны, М.А. Супатаева, А.Б. Венгерова, В.Н. Денисова, Г.И. Муромцева, М.Н. Игнатьевой, Д.Ж. Валеева, Б.Я. Токарева на примере обычно-правовых систем народов нашего государства, а также народов развивающихся стран Африки и Азии было акцентировано внимание на истории происхождения и генезисе обычного права, его специфических признаках, соотношении обычаев, традиций и права в рамках той или иной национальной правовой системы, месте обычно-правовых норм в системе социальных норм. Большой интерес представляют работы современных исследователей данной проблемы Г.В. Мальцева, О.В. Маловой, С.Ю. Краснова, В.А. Кряжкова, А.И. Ковлера, Л.Г. Свечниковой, усилиями которых обычное право в настоящее время исследуется с принципиально новых позиций.

Говоря о степени научной разработанности обычного права ингушей, необходимо отметить, что оно еще недостаточно исследовано. Отдельные элементы обычного права ингушей получили отражение в работах Н.Ф. Грабовского, Ф.И. Леонтовича, В.П. Христиановича, Б.К. Далгата, Е.И. Крупнова, A.M. Ладыженского, Г.К. Мартиросиана, Н.Ф. Яковлева, Ч.Э. Ахриева , Ф.А. Гантемировой, К.-С. Кокурхаева.

Известный историк права Ф.И. Леонтович посвятил изучению вопросов применения норм шариата и обычного права ингушей специальную работу, ^ ограничившись рамками формально-правового анализа. Богатый фактический материал содержится в трудах Н.Ф. Грабовского, посвященных в основном изучению права горцев во второй половине XIX века. Вопросы наследственного и брачно-семейного права рассматривались, например, в исследовании Н.А. Караулова. Некоторые вопросы административного управления горцами Терской области в 80-х годах XIX века изложены в работе Г.Н. Казбека. В частности, автор исследует вопрос о применении воинской повинности к населению Кавказа. В работе сенатора Н.М. Рейнке «Горские и народные суды Кавказского края» детально показана организация работы горских и «народных» судов во второй половине XIX века, отмечены многочисленные недостатки в их деятельности. Особое место среди дореволюционных авторов занимает известный ученый - кавказовед 0 М.М. Ковалевский, труды которого были посвящены проблемам разложения общинного строя, исследованию родовых отношений и обычного права народов Кавказа. Интересный материал, относящийся к обычному праву ингушей, содержится в работах Н.Ф. Яковлева. Некоторые вопросы из области этнографии, обычаев, общественной жизни ингушей освещены Г.К. Мартиросианом, Г. Вертеповым, Ч.Э. Ахриевым. Процессу формирования общественно-политического строя и обычного права чеченцев и ингушей посвящены работы Ф.А. Гантемировой и К.-С. Кокурхаева. Изучение шариата и адата у горцев Кавказа отражено в исследованиях Н.А. Смирнова, P.P. Мовлютова, Б.С. Саламова и других авторов.

Однако до настоящего времени вопрос о возникновении обычного права ингушей, о функционировании норм обычного права еще не подвергался изучению в историко-правовой науке. В данной диссертации ф делается первая попытка обобщить материал о правовом развитии ингушского народа и провести комплексное исследование его обычного права.

Объектом диссертационного исследования является обычное право ингушей как компонента правового развития одного из народов России.

Предмет исследования составляют важнейшие юридические отношения, основанные на обычном праве, система норм обычного права ингушей и их правовое значение.

Цель диссертационного исследования состоит в раскрытии и теоретическом осмыслении содержания обычного права ингушей в том виде, как оно сложилось к концу XIX - началу XX века; в определении его роли и значении как регулятора общественных отношений данного народа. Реализация поставленной цели предопределяет необходимость решения следующих задач:

• определить понятие обычного права и его признаки с учетом анализа существующих теоретических подходов в исследовании данной проблемы;

• определить состав субъектов обычного права ингушей, исследовав их правовой статус, выявить особенности правового статуса индивида в обычной правовой системе;

• исследовать основные юридические отношения в обычном праве;

• дать на основе фактического материала научную классификацию обычно-правовых норм ингушей;

• выявить регулятивные возможности обычно-правовых норм в процессе современного правового развития народов России;

• определить соотношение обычно-правовых и законодательных норм, установить пределы возможного использования обычного права в современных условиях;

• сформулировать рекомендации в адрес законодательных органов Российской Федерации и субъектов РФ по использованию норм обычного права в правотворческой деятельности.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют современные методы познания, выявленные наукой и апробированные практикой: системный, диалектический, социологический, формально-логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и историко-юридическии методы.

Теоретическую основу диссертации составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области философии, социологии, психологии, теории права и государства, истории, этнографии, принадлежащих к различным направлениям и школам, а также к методологические разработки и материалы научно-практических конференций, посвященных данной проблеме.

Эмпирическую основу работы составляют нормы обычного права ингушей в том виде, как они сложились в процессе жизни ингушского народа и существовали в конце XIX - начале XX века, почерпнутые автором из:

• архива Чечено-Ингушского краеведческого музея;

• Центрального Государственного архива Республики Северная Осетия* Алания (ЦТА РСО-Алания): фонд 290 «Управление военного начальника Владикавказского военного округа»;

• материалов и документов, введенных в научный оборот различными исследователями обычного права.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней в качестве самостоятельного предмета исследования выступают субъекты обычного права ингушей, впервые рассматриваются юридические отношения в адатском праве ингушей, предпринимается попытка научно-обоснованной классификации норм обычного права.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Обычное право представляет собой совокупность правовых норм, сложившихся в определенной сфере человеческой практики, той или иной общественной группе или местности в результате многократного и §) единообразного повторения одного и того же варианта поведения и ставших обязательными правилами, обеспеченными социальным принуждением (авторитетом) и используемыми для регулирования в установленном порядке конкретных видов отношений.

2. Нормы обычного права, в том числе и обычного права ингушей, представляют собой преемственно сложившиеся, конкретизированные требования, регламентирующие поведение субъектов права в их взаимоотношениях. Эти нормы признаются общеобязательными, причем эта обязательность основывается как на внутренних факторах (стыд), так и на внешних (авторитет тейпа, общины, семьи), имеют общий характер, т.е. действуют постоянно при всех однородных условиях, отличаются устойчивостью своего содержания. В развитом обществе они санкционируются государством, становясь частью позитивного права.

3. В XIX - начале XX века обычное право ингушского народа представляло достаточно развитую многокомпонентную правовую систему, которая регламентировала практически все сферы социальной жизни ингушей, прежде всего, гражданские, семейные, наследственные отношения. Вместе с тем обычно-правовые нормы затрагивали и те сферы публично-правового характера (уголовное право, уголовно-процессуальное право), где на участников социальных отношений оказывали сильное воздействие традиционные общественные структуры.

4. В настоящее время нормы обычного права образуют особые пласты в структуре ряда отраслей права (гражданское, семейное, наследственное и др.), что вполне соответствует принципу диспозитивности, имеющему преимущественное значение в этих отраслях права. При этом они сосуществуют, а нередко и конкурируют с нормами, закрепленными в правовых актах государства. Законодательство не всегда способно в полной мере преодолеть традиционное для ингушского народа обычно-правовое регулирование отдельных видов общественных отношений, которое к тому же оказывается нередко и более эффективным, чем государственное воздействие.

5. В целях оптимизации правового регулирования, предотвращения конкуренции норм обычного и писаного права представляется необходимым шире использовать богатейший опыт, заложенный в обычном праве.

Признание в рамках единой правовой системы, наряду с позитивным правом, обычного права народов нашего государства значительно обогатит единую национальную правовую систему и поднимет авторитет законодательства в сознании народа.

6. Законодательство и обычное право в правовой системе общества должны сосуществовать и взаимодополнять друг друга как компоненты единого целого. При этом нельзя абсолютизировать ни обычное право, как это делалось в рамках исторической школы, ни закон, что характерно для позитивистского подхода. Правовые обычаи не должны противоречить императивным нормам законодательства. Они могут восполнять пробел, образовавшийся в результате неурегулированности тех или иных аспектов правоотношений. В случаях, когда правовой обычай призван установить правило, конкретизирующее диспозитивную норму, он должен быть признан приоритетным.

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что выводы и обобщения, сформулированные автором, могут быть использованы в дальнейших научных разработках обычного права. Диссертационный материал также может найти применение в учебном процессе при чтении курсов по истории государства и права России, истории государства и права Ингушетии, теории права и государства, а также при разработке спецкурса по проблемам обычного права народов России. Результаты исследования могут быть реализованы в законотворческой деятельности и правоприменительной практике государственных органов Республики Ингушетии, в практической деятельности при разрешении определенных конфликтных ситуаций.

Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертации, обсуждалась на кафедре гражданского и трудового права СЗАГС, докладывались автором на научно-практической конференции «Ингушетия на пороге нового тысячелетия» в Ингушском государственном университете (Назрань, апрель

2003 года), на Итоговой научно-практической конференции СЗАГС (Санкт-Петербург, июнь 2003 года), на Межвузовской научно-практической конференции «Государственность и государственная служба России: пути развития» (Москва, ноябрь 2003 года), а также на научной конференции юридического факультета СЗАГС «Право и политика» (Санкт-Петербург,

2004 год).

Структура диссертации. Цели и основные задачи, поставленные в диссертационном исследовании, определили её структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Гандарова, Лилия Берснакоевна, Санкт-Петербург

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ обычного права ингушей и соответстветствующих его компонентов, проведенный в диссертационном исследовании позволяет на наш взгляд сформулировать ряд выводов, способствующих не только теоретическому осмыслению данного правового явления, но дальнейшему развитию его исследования в теоретико-правовом аспекте.

Вопреки устоявшимся представлениям о неразвитости и «примитивности» обычно-правовых систем того или иного народа нашего государства, на основании эмпирического анализа имеющегося в нашем распоряжении фактического материала мы имеем все основания утверждать, что обычное право ингушского народа представляет собой достаточно развитую многокомпонентную правовую систему где наряду с системой прав и обязанностей, преемственно развивающихся и обогащающихся в процессе правовой эволюции данного народа, оно включает в себя достаточно развитую систему обычно-правовых норм.

В процессе своего исторического развития ингушский народ, постепенно путем передачи из поколения в поколение накопленного веками опыта правового развития вырабатывал такую систему прав и обязанностей, которая в полной мере способствовала реализации потребностей и удовлетворению интересов данного народа. Каждый субъект обычного права ингушского народа имел реальное представление о принадлежащих ему правах и вместе с тем обязанностях в соответствии с его правовым статусом.

Сформировавшаяся в процессе правовой эволюции данного народа система прав и обязанностей была объективно закреплена в обычно правовых нормах. Причем данный народ наряду с обычно-правовыми нормами вырабатывал и механизмы их соблюдения, что в свою очередь способствовало развитию не только материального, но и процессуального права.

Наряду с мерами внешнего воздействия для обеспечения соблюдения прав и обязанностей тем или иным субъектом принципиально важное значение в обычно-правовой системе ингушей имели факторы внутренней обязательности. В обычно правовой системе народа практически отсутствовала, свойственная для современной правовой системы категория «вины», на основании которой выделяются умышленные и неумышленные правонарушения, в ней в полной мере доминировала «культура стыда» ориентирующая сознание субъектов на оценивание его недостатков другими субъектами.

Именно такое свойство обычного права как его двойная обязательность способствовала столь беспрекословному соблюдению содержащихся в нем норм. И именно этого свойства так не хватает, на наш взгляд, современному позитивному праву, в котором в большинстве случаев «разрыв» между природой внутренней и внешней обязательности огромен. В данных условиях использование в современном правотворческом и правоприменительном процессе всего того богатейшего опыта накопленного в процессе многовекового развития обычно-правовой системы не только ингушей, но и многих других народов, безусловно, значительно обогатило бы современное позитивное право и оздоровило бы наше современное общество.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что тот или иной народ в процессе своего правового развития формирует и руководствуется теми правовыми обычаями, которые в полной мере удовлетворяют его интересам и реализовывают его потребности на данном, конкретно взятом историческом этапе. Анализ обычно-правовой системы ингушей показывает, что раз сформировавшийся тот или иной правовой обычай функционирует лишь там, и тогда где и когда в нем испытывается потребность. Как только тот или иной обычай перестает удовлетворять интересам данного народа и реализовывать его потребности данный правовой обычай вступает либо в стадию «отмирания», либо в стадию своего видоизменения в соответствии с новыми условиями. Данным обстоятельством в свою очередь обосновывается беспочвенность призыва к возрождению давно уже самоисчерпавшихся определенных правовых обычаев. Речь идет о признании реально существующих и функционирующих. Но для того чтобы реально оценить и осознать значение обычного права в правовом развитии этого или иного народа, безусловно, необходимо исследования всего процесса его становления и развития.

Исследования обычно - правовой системы ингушей свидетельствует, что оно по существу регламентировало все сферы социальных отношений в данном народе. Причем оно никогда не прерывало своего преемственного развития, несмотря на то, что зачастую не только игнорировалось, но даже и запрещалось в рамках позитивного права. Однако как только позитивное право утрачивало в сознании народа в той или иной степени свой авторитет, обычное право заявляло о себе с новой силой, противопоставляя себя ему. В этой связи на наш взгляд имеет принципиальное значение теоретическое осмысление и признание правового плюрализма, в рамках которого данные две формы права наряду с другими создавали бы целостную, сбалансированную правовую систему, не противопоставляющую их друг другу, а признающую их равнозначными компонентами, которые взаимодополняют друг друга. Тем более, что Российское государство уже имеет определенный позитивный опыт в разрешении данной проблемы.

Признание в рамках единой правовой системы наряду с позитивным правом, обычного-права народа нашего государства не только значительно обогатит и стабилизирует единую национальную правовую систему, но и поднимет в первую очередь авторитет законодательства в сознании народа ибо само государство в лице его органов власти будет считаться с «правом народным», которое в большей мере учитывает специфику конкретно взятого народа.

Как бы законодательство не пыталось монополизировать сферу правового регулирования общественной жизни того или иного народна оно единолично не способно в полной мере справиться с данной задачей не прибегая к богатейшему позитивному опыту, заложенному в обычном праве и посредством которого народ и входящие в него сообщества стремится выразить основополагающие принципы.

Все эти обстоятельства, безусловно, актуализируют дальнейшие исследования обычного права не только у ингушей, по и у остальных народов Российского государства как в прошлом так и в настоящем.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Обычное право ингушей»

1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенароднымголосованием 12 декабря 1993 г. //Российская газета. 1993. 25 дек.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. (Часть первая). Принята21 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. С. 4570-4702.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. (Часть вторая). Принята22 декабря 1995 г. // Российская газета. 1996. 6, 7, 8, 9 февраля.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. (Часть третья). Принята26 ноября 2001 г. // Российская газета. 2002. 28 нояб.1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

6. Архив Чечено-Ингушского краеведческого музея;

7. Центрального Государственного архива РСО-Алания (ЦГА РСО

8. Алания): фонд 290 «Управление военного начальника Владикавказского военного округа»;1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

9. Абрамович A.M. Правовой статус советского гражданина. Минск,1988.

10. Адаты даргинских обществ. Сборник сведений о кавказских горцах.1. Вып.7. Тифлис, 1873.

11. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ

12. XIX вв. Составил В.К. Гарданов. Нальчик. 1974.

13. Ю.Александров В.А. Обычное право крепостной деревни России XVIII -начало Х1Хв.в.,М., 1984.

14. П.Алексеев С.С. Право: азбука теория - философия. М., 1994.

15. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

16. З.Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

17. Ахриев Ч.Э. Избранное. Назрань, 2000.

18. Бабич И.Л. Месть в пореформенном адыгском обществе // Обычное право народов России: проблемы теории, истории и практики. Р/Д. 1999.1 б.Байтин М.И. О современном нормативном понимании права//Ежегодник российского права. М., 2000.

19. Безбах В.В. Правовое регулирование отношений собственности на землю в развивающихся странах разной социально-экономической ориентации: на опыте Кении и Танзании // Автореф. дис. на соиск. уч. степени к.ю.н. М., 1978.

20. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.

21. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000.

22. Болыпая советская энциклопедия, Т. ЗО. Изд.2. 1954.

23. Бочаров В.В. Антропология права: Антропологические и юридические аспекты // Человек и право. Книга о летней школе по юридической антропологии. М., 1999.

24. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.

25. Валеев Д.Ж. Обычное право и начальные этапы его генезиса // Правоведение. 1974. №6.

26. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

27. Венгеров А.Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки // Советское государство и право. 1983. №3.

28. Венгеров А.Б., Куббель Л.И., Першиц А.И. Этнография и наука о государстве и праве // Вестник Академии наук СССР. 1984. №10 и др.

29. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Теория права. Часть 2. Т. I. М.,1996.

30. Вильсои В. Государство. Прошлое и настоящее конституционных отношений. М., I 905.

31. Виноградов П.Г. Очерки по теории права. М., 1915.

32. Витрук Н.В. Правовой статус личности; содержание, виды и тенденции в развитии // Проблемы правового статуса субъектов права. Межвузовский сборник. Калининград. 1976.31 .Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Р/Д., 1995.

33. Вертепов Г. Ф. Ингуши. Историко-статистический очерк // Терский сборник. Вып. 2. Владикавказ, 1892.

34. Волова Л.И., Папушина Н.Э. Роль обычая, как источника международного инвестиционного права // Материалы научно -практической конференции «Обычное право и его роль в формировании современной правовой культуры». Р/Д., 1999.

35. Вышинский А .Я. Вопросы теории государства и права. М., 1949.

36. Вышинский А.Я. XVIII съезд ВКП/б и задачи науки социалистического права // Советское государство и право. 1999.

37. Габгинян Л.А. Правовой статус и осуществление структурных элементов норм // Проблемы правового статуса субъектов права. Казань, 1976.

38. Гаглойти З.Д. Очерки по этнографии Осетии. Тбилиси, 1974.

39. Галунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. М., 1940.

40. Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. Т. 1. Общая часть. СПб., 1911.

41. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII -первая половина XIX века). М., 1967.

42. Гейбуллаев Г. Пережитки большой семьи в Азербайджане в XIX веке (по материалам Кутинского района) // Азербайджанскийэтнографический сборник. Вып. 2. Баку, 1966.

43. Грабовский Н. Ингуши // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.9. Тифлис, 1876.

44. Гражданское право: Учебник для юридических вузов 4.1. / М.М.Агарков. С.Н.Братусь, Д.М.Генкин и др.; отв.ред. Я.Ф.Миколенко, П.Е.Орловский. М.,1938.

45. Гражданское право. В 2 т. Т. 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А.Суханов. М., 1998.

46. Грен А. Краткое изложение основ шариата // Терский сборник. Вып.2. Владикавказ, 1892.

47. Гумплович JI. Основы социологии. СПб., 1899.

48. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.

49. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. М., 1846.

50. Денисов В.Н. Системы права развивающихся стран. Киев, 1974.

51. Деппинг Г.Б. Историческое обозрение нравов и обычаев всех народов. СПб., 1836.

52. Джимов Б.М. Социально-экономические отношения и крестьянское движение в Адыге в XIX веке (до 1870 года) // История и этнография №4. Майкоп, 1965.

53. Джугойты М. Воспитание чувств и обычай // Дружба народов. 1968. №7.

54. Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей // Многоликая Ингушетия. СПб., 1999.

55. Дахкильгов И. Легенды и предания ингушей и чеченцев о сменеязычества мусульманством // Ингушетия и ингуши. Назрань-Москва, 1999.

56. Дубрович Н. Черкесы (адыги). Краснодар, 1927.

57. Думанов Х.М. Першиц А.И. Мононорматика и начальное право. Статья первая // Государство и право. 2000. № 1.

58. Думанов Х.М. Кетов Ю.М. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде в XVIII XIX века. Нальчик, 2000.

59. Дьяконов И.М. Общины на Древнем Востоке в работах советскихисследователей // Вести древней истории. 1963. №1.

60. Дюрягин И.Я. Нормы социалистического права // Нормы социалистического права и правоотношения. Свердловск, 1986.

61. Егназарянц С. Брак у кавказских горцев // Юридический вестник. 1978, июнь.

62. Егоров Н.Д. Елисеев И.В. Иванов АЛ. и др. Гражданское право. Учебник для юр. вузов. СПб., 1996.

63. Еллинек Г. Право современного государства, Т.1. Общее учение о государстве. СПб., 1903.

64. Ерасов Б.С. Социально кульурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982.

65. Игнатьева М.Н. Обычное право якутов (XVII XIX вв.). Афт. на соиск.уч.ст.к.ю.п. М.,1989.

66. Иванников И.А. Место обычного права в современной правовой культуре российского общества // Материалы научно -практической конференции «Обычное право и его роль в формировании современной правовой культуры». Р/Д., 1999.

67. Инал Ипа Ш. Очерки по истории брака и семьи у абхазов // КЭС. 1954.

68. Исарлов Л.И. Материалы для истории «мусульманского права». Кавказ63. Тифлис, 1875.

69. Исламова М.Ш. Семейный быт чеченцев в прошлом. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Баку,1971.

70. История философии. М., 1995.

71. Итонишвили В.Дж Пережитки семейной общины в Горной Ингушетии // КЭС. Вып. 2. Тбилиси, 1968.

72. Ихилов М. Большая семья и патронимия у горских евреев // СЭ. 1950. №1.

73. Кавказ. газ.№27. Тифлис, 1846.

74. Кавказский вестник. №10. Тифлис, 1900.

75. Калоев Б.А. Осетины: (историко этнографическое исследование), издание 2. М., 1974.

76. Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1995.

77. Капустин М. Теория права. М., 1868.

78. Карапетян Э. Армянская семейная община. Ереван, 1958.

79. Карасевич П.Л. Гражданское обычное право Франции в историческом его развитии. М., 1875.

80. Караулов Н.А. Основы мусульманского права // Сборник для описания местностей и племен Кавказа. 1909. №40.

81. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

82. Касьянов В.В. Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов-на Дону. 2002.

83. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 1999.

84. Керимов Д.А. Свобода, право и законность. М. 1960.

85. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. М., 1880.

86. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. I. М., 1890.

87. Ковалевский М.М. Социология и конкретные науки об обществе. СПб., 1910.

88. Ковалевский М.М. Взаимоотношение свободы и общественной солидарности // Интеллигенция в России. М., 1910.

89. Ковалевский М.М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Вып.1. СПб., 1911.

90. Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. М., 2002.

91. Кодекс обычного брачного права народности бали. 1969 // Синицына И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М., 1978.

92. Кокиев Г.А. Классовая структура кабардинского феодального общества в середине XIX в. // Социалистическая Кабардино Балкария. 1946, от 8 января.

93. Кокиев Г.А. Краткий исторический очерк Кабарды // Кабардинская АССР. Нальчик, 1946.

94. Кокиев Г.А. Крестьянская реформа в Кабарде. Нальчик, 1947.

95. Колева Г.А. О некоторых вопросах развития обычаев // Советская этнография. 1969.№1.

96. Кокурхаев К.-С. А.-К. Общественно-политический строй и право чеченцев и ингушей. Грозный, 1989.

97. Колесников Г.В. Источники российского конституционного права. Саратов, 1998.

98. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909.

99. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М.,1961.

100. Краснова И.А. Обычай вендетты и коммунальная политика в записках купцов Флоренции XIV-XV в.в. // Право в средневековом мире. Вып. 2-3.2001.

101. Крашенинникова Н.А. Обычай в праве развивающихся стран (на примере Индии). МГУ. 1984.

102. Крашенинникова Н.А. О некоторых актуальных вопросах истории обычного права // Методология историко-правовых исследований. М., 1980.

103. Крупное Г.И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.

104. Кряжков В.А. Правовой обычай в российской действительности: проблемы взаимодействия // Обычное право и правовой плюрализм (Материалы XI Международного Конгресса по обычному праву и правовому плюрализму. М., 1997.

105. Крестьянская реформа в Кабарде: (Материалы и документы по освобождению зависимых сословий в Кабарде 1867 год). Нальчик, 1947.

106. Кудашев В. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913.

107. Кулажников М.Н. Право, традиции и обычаи в Советском обществе. Р/Д., 1972.

108. ИЗ. Кумыков Т.Х. Социально-экономические отношения и отмена крепостного права в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1959.

109. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик, 1965.

110. Кучиева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией в XVI -XVII. М.,1963.

111. Лавров Л.И. Адыги в раннем средневековье // Сборник статей по истории Кабарды. Вып.4. Нальчик, 1995.

112. Ладыженский A.M. Адаты горцев северного Кавказа. М., 1946.

113. Ладыженский A.M. Методы этиологического изучения права //Этнографическое обозрение. 1995.

114. Лаптева Л.Е. Исследования обычного права народов Российской империи в XIX веке // Государство и право №8. М., 1997.

115. Лаудаев У. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Тифлис, 1872.

116. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев // Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. 1, 2. Одесса, 1882, 1883.

117. Лилов А. Очерки быта кавказских горцев // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 14. Тифлис, 1892.

118. Ляхов Ю.А. Методические проблемы изучения и использования обычного права // Материалы научно-практической конференции «Обычное право и его роль в формировании современной правовой культуры». Р/Д., 1999.

119. Малова О.В. Правовой обычай, обыкновение и общепризнанные нормы и принципы международного права // Сибирский юридический вестник. № 4. 2001.

120. Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Р/Д., 1999.

121. Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968.

122. Мартиросиан Г. К. История Ингушетии. Владикавказ, 1933.

123. Маргиев В.И. История государства и права Осетии. Майкоп, 1987.

124. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.

125. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. Учебник для юридических вузов. М., 2001.

126. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. М., 2001.

127. Материалы по обычному праву кабардинцев. Первая половина XIX века/Сост. В.К.Гарданов. Нальчик, 1956.

128. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.

129. Меретуков М.Семейный быт у абадзехов. Автореферат диссерт. на соиск. уч.степ.канд.ист.наук. Тбилиси, 1954.

130. Миллер В.Ф. Осетинские этюды Ч.З. М., 1887.

131. Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М.-Л., 1962.

132. Молчанов Б.А. Закон и обычай в регулировании взаимодействия чпеловека и среды его обитания // Журнал российского права. №4. 2001.

133. Морс Б. Сравнительная оценка коренных народов в Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии // Человек и право. Книга о летнейшколе по юридической антропологии. М.,1999.

134. Мотовиловкер Е.Я. Теория регулятивного и обвинительного права.Воронеж, 1990.

135. Мугуев Х.-М. Ингушетия. Очерки. М., 1931.

136. Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. М.,1987.

137. Мухин В.Ф. Очерк магометанского права наследования. СПб., 1898.

138. Налоева Е.Д. К вопросу о государственно- политическом строе Кабарды первой половины XVIII века // Вестник КБНИИ. Вып.6. Нальчик, 1972.

139. Налоева Е.Дж. К вопросу о социальных отношениях в Кабарде в первой половине XVIII века // Вестник КБНИИ, Вып. 1. Нальчик, 1968.145. Народы Кавказа. М.,1900.

140. Невская Т.А. Обычно правовое сознание и традиционное землепользование славянского крестьянства Северного Кавказа // Человек и право. Книга о летней школе по юридической антропологии. М., 1999.

141. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М., 1999.

142. Нерсесянц B.C. Право в системе регуляции // История и современность. М., 1986.

143. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1982.

144. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.

145. Пахман С.В. О современном движении в науке права. Речь, произнесенная в годовом собрании юридического общества при Санкт-Петербургском университете 14 февраля 1882 года. СПб., 1882.

146. Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии//Исследования по общей этнографии. М., 1974.

147. Петражицкий JI.И. Теория права и государства в связи с теориейнравственности. Т.2. СПб., 1910.

148. Петрова JI.B. О естественном и позитивном праве // Государство и право. 1995. №2.

149. Попов М.Я. Народы Северного Кавказа в эпоху феодализма // Вопросы истории. №7. 1966.

150. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под ред. Нерсесянца. М., 2001.

151. Проблемы теории государства и права, под ред М.Н.Марченко, М.,1999.

152. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблема теории государства и права. М., 1999.

153. ПухтаГ.Ф. Энциклопедия права. ^Ярославль, 1872.

154. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

155. Радин И.М. История русского права. М., 1889.

156. Разумович Н.Н. Источники и формы права //Советское государство №3. 1988.

157. Регельсбергер Ф. Общее учение о праве. М., 1897.

158. Рейнке Н.М. Горские и народные суды Кавказского края. СПб., 1912.

159. Ренненкампф Н.К. Юридическая энциклопедия. СПб., 1898.

160. Рулан Н. Юридическая антропология. М., 2000.

161. Руновский А. Кодекс Шамиля. Военный сборник № 2. СПБ., 1862.

162. Русско ингушский словарь. М., 1980.

163. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе, 1968.

164. Самойлов К. Заметки о Чечне // Пантеон. Т. 23. Кн. 9. СПб., 1855.

165. Свечникова Л.Г. Семейное право народов Северного Кавказа // Афт. на соиск. уч. ст. к.ю.н. Ставрополь, 1996.

166. Свечникова Л.Г. Гражданско-правовые отношения собственности в обычном праве народов Кавказа в XIX веке // Материалы научно-практической конференции «Обычное право и его роль вформировании современной правовой культуры». Р/Д., 1999.

167. Свечникова Л.Г. Из опыта взаимодействия традиционных норм и государственного права (на материалах России и зарубежных стран) // Человек и право. Книга о летней школе по юридической антропологии. М., 1999.

168. Семенов Ю.И. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право // Этнографическое обозрение. 1997.№4.

169. Семенов Ю.И. Место обычного права среди общественной воли вдоклассовом обществе // XI Международный Конгресс «Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах». Москва, 18-22 августа.Тезисы. М., 1997.

170. Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1903.

171. Синицына И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М., 1978.

172. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт // Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1956.

173. Сосна С.А. Источники права//Сборник статей. М., 1985.

174. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996.

175. СтальК.Ф. Этнографический очерк черкесского народа// Кавказский сборник. Тифлис, 1900. Т.21.

176. СтуденецкаяЕ. О большой семье кабардинцев в XIX веке// СЭ. 1950. №2.

177. Стучка П. Курс советского гражданского права. М.,1929.

178. Супатаев М.А. Культурология и право. М., 1998.

179. Супатаев М.А. Обычное право в странах Восточной Африки. М., 1984.

180. Супатаев М.А. Проблемы соотношения культуры «вины» и культуры «стыда» в традиционном праве // Материалы научнопрактической конференции «Обычное право и его роль в формировании современной правовой культуры». Р./Д., 1999.

181. Супатаев М.А. Особенности статуса личности по обычному праву // Правовое положение личности. М., 1987.

182. Супатаев М.А. Особенности статуса личности по обычномуправу // Правовое положение личности. М., 1989.

183. Сюкийянен JI.P. Мусульманское право. М., 1984.

184. Терский календарь на 1898 год. Владикавказ, 1897.

185. Токарев Б.Я. Место обычаев в системе социальных норм // Вопросы советского государства и права. Ростов на Дону, 1968.

186. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.

187. Туманов В. А. Вступительная статья//Ж.Карбонье Юридическая социология. Благовещенск, 1998.

188. Тумурова А.Т. Обычное право бурят по селенговому уложению 1775. дис. на соискание . канд. юрид. наук. М., 1997.

189. Тусиков М.Г. Ингушетия. Владикавказ, 1926.

190. Тхамоков Н.Х. Социально-экономический и политический строй кабардинцев в XVIII веке. Нальчик, 1961.

191. Филипов А.Н. Учебник истории русского права. М., 1914.

192. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

193. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.

194. Хан-Гирей. Черкесские предания. Нальчик. 1989.

195. Харадзе Р.Л., Робакидзе А.И. Характер сословных отношений в горной Ингушетии // Кавказский этнографический сборник. Вып.2. Тбилиси, 1968.

196. Хачатуров Р.А. Становление права. Тбилиси, 1988.

197. Хвостов В.М. История римского права. Пособие к лекциям. М., 1908.

198. Хвостов В.М. Общая теория права. М., 1914.

199. Христианович В.П. Горная Ингушетия. Р/Д., 1928.

200. Цискарёв И. Записки о Тушетии // Кавказ. №7-13. Тифлис, 1849.

201. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002.

202. Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. М., 1956.

203. Шебанов А.Ф. Формы советского права. М., 1968.

204. Шегрен A.M. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях. Кавказ. №27, Тифлис, 1846.

205. Шершеневич Г.Ф История философии права. СПб., 2001.

206. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т.1. Вып. 1. М., 1910.

207. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие. Т.2. Вып. 2,3,4. М., 1995.

208. Шретер В.М. Советское хозяйственное право (право торгово-промышленное). М.,1928.

209. Щапов Я.Н. Брак и семья в древней Руси. ВИ. №10. 1970.

210. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Т. 2. Тифлис, 1907.

211. Юшков С.В. История государства и права России (1Х-Х1Хвв). Ростов-на-Дону, 2003.

212. Яковлев Н. Ингуши. Популярный очерк. М., 1972.

213. Якушкин Е.И. Обычное право. Вып. 4 // Материалы для библиографии обычного права. М., 1909.

214. Якушкин Е.И. Обычное право. Вып. 1 // Материалы для библиографии обычного права. М., 1910.

215. Esmein A. Cours elementaire d, Histoire du droit francais. Paris, 1912. Gaudemet J. Institutions de l'Antiquite. Paris, 1967.

216. Girard R. Des choses cachees depuis la fondation du mond. Paris, 1978.

217. Levi Strauss С. Les structures elementaires de la parent. Paris, 1967.

218. Verdier R. Le systeme vindicator // La vengeance. Т. 1. Pospisil L.J/ The Ethnology of Law/ Second edition. California. 1978.

2015 © LawTheses.com