Организационно-правовые проблемы взаимодействия руководителей ОВД с религиозными объединениями в укреплении правопорядка и нравственном воспитании сотрудниковтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.13 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Иванов, Владимир Иванович, кандидата юридических наук

Введение. стр.3

Глава 1. Концептуальные и организационно-правовые проблемы взаимоотношения системы МВД с представителями религиозных конфессий. стр.12

1.1. Современные тенденции в государственно-церковных отношениях и необходимость учета религиозной ситуации в управлении органами внутренних дел. стр. 12

1.2. Особенности зарубежной практики функционирования института капелланов, штатных полицейских священников в правоохранительных органах. стр. 31

1.3. Проблемы организационно-правовой регламентации взаимоотношений руководителей ОВД с аппаратами традиционных для РФ религиозных конфессий. стр. 48

Глава 2. Направления и организационные формы взаимодействия руководителей ОВД с религиозными объединениями в работе по укреплению правопорядка и нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел. стр.65

2.1. Согласование мероприятий ОВД и религиозных объединений по профилактике противоправных действий молодежи и подростков. стр. 66

2.2. Повышение роли органов внутренних дел в обеспечении прав и безопасности верующих граждан, сохранности культовых ценностей. стр. 79

2.3. Обеспечение свободы совести при взаимодействии ОВД и религиозных объединений в нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел. стр. 95

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Организационно-правовые проблемы взаимодействия руководителей ОВД с религиозными объединениями в укреплении правопорядка и нравственном воспитании сотрудников"

Актуальность темы диссертационного исследования.

Общественно-политические процессы, получившие развитие в Российской Федерации в 90-е годы XX века, повлекли за собой не только коренные изменения в государственном и политическом устройстве страны, но существенным образом затронули сферу государственно-церковных отношений.

Новые явления в современной религиозной ситуации, повышение роли и влияния религиозных объединений, действующих на территории Российской Федерации поставили перед руководителями органов внутренних дел ряд сложных и нетрадиционных задач по взаимодействию с религиозными объединениями и ряд новых проблем, с которыми кадры милиции ранее не встречались ни в правовом, ни в управленческом, ни в мировоззренческом аспектах.

Автор отмечает, что в правовой оценке сущности и специфики такого взаимодействия следует учитывать, что это координация деятельности не с религией, церковью как с социальным институтом, а с ней же как с организацией, имеющей статус юридического лица.

В настоящее время Россия является светским государством, и церковь отделена от государственной власти. Однако это не мешает Русской православной церкви и МВД России находить возможности для укрепления взаимодействия в решении конкретных проблем. В 90-е годы органы внутренних дел накопили большой (как положительный, так и отрицательный) опыт взаимодействия с религиозными объединениями. В основе их взаимоотношений лежат принципы свободы совести, исключение искусственного навязывания какой-либо религии, обеспечение взаимосвязи с представителями различных официальных религий. Взаимодействие осуществляется на основе

На 1 января 1999 года в России зарегистрировано 16688 религиозных объединений: 284 религиозных центров и управлений; 13600 религиозных общин, принадлежащих к 61 различным религиям и конфессиям; 157 духовных образовательных учреждений; 318 монастырей; 341 миссия; 147 братств и сест-ричеств.

Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел России и Московской Патриархией. Это сотрудничество идет по многим направлениям, включая духовно-нравственное воспитание сотрудников, профилактику детской и подростковой преступности, профилактику межнациональных конфликтов, обеспечение сохранности сакральных и культовых ценностей.1

Только в 1996 году при проведении операции под условным наименованием "Антиквариат" подразделениями МВД России с привлечением заинтересованных ведомств на территории двух регионов изъяты 80 икон, 12 картин, 165 орденов и медалей, 31 единица холодного и огнестрельного оружия, предотвращен вывоз за рубеж 72 икон и 16 картин, раскрыто 61 преступление.

Как всякие отношения, взаимоотношения государства, органов исполнительной власти и религиозных объединений требуют своего правового закрепления и разрешения в соответствующих нормативно-правовых актах государства. В течение рассматриваемого периода произошла кардинальная реформа конституционно-правовых основ в области прав и свобод человека и гражданина по вопросам свободы совести, взаимоотношений государства и религиозных объединений. В 1993 г. принята новая Конституция Российской Федерации, дважды (в 1990 г. и 1997 г.) сменился базовый федеральный закон, регулирующий деятельность религиозных объединений.

В то же время законотворческий процесс в сфере свободы совести и вероисповеданий в современной России нельзя считать завершенным. Требует дальнейшего развития и совершенствования модель государственноцерковных отношений, в том числе и их правового обеспечения.

К этому подвигает и сложившаяся в стране религиозная ситуация, характер которой за последнее десятилетие XX века существенным образом изменился. Во-первых, значительно возросла сеть религиозных объединений. По сравнению с 1990 г. количество только официально зарегистрированных религиозных организаций возросло почти в четыре раза, причем ви

1 Федоров В.И. Доклад. //Духовность. Правопорядок. Нравственность: Рождественские чтения. - М.: Академия управления МВД России, 1999 год. С. 13. ды их стали более разнообразными. Наряду с религиозными общинами лоя-вилось значительное количество религиозных центров, монастырей, духовных образовательных учреждений, братств, сестричеств, миссий. Во-вторых, кардинальным образом изменилась конфессиональная картина, идет беспрецедентный для России рост числа конфессиональных новообразований, объективно вызывающий возрастание межконфессиональной напряженности. В-третьих, налицо политизация деятельности некоторых религиозных объединений. Кроме того, появилось значительное число конфессионально ориентированных партий и общественно-политических движений, что существенно повысило значимость религии и церкви в общественно-политической жизни страны. В-четвертых, "религиозный фактор", государственно-церковные отношения в стране получают возрастающее внешнеполитическое звучание. И, наконец, изменился сам характер религиозной деятельности.

Сегодня - это не только исповедание веры, но и активная социальная, миссионерская, предпринимательская и иная деятельность. Руководителям органов внутренних дел в их организационно-управленческой и оперативно-служебной деятельности потребовалось адекватно реагировать на изменения религиозной ситуации в российском обществе, к чему они не всегда готовы.

Устранение этого пробела в подготовке кадров системы МВД России, в нормативно-правовой базе их практической деятельности по взаимодействию с религиозными объединениями невозможно без соответствующего научно-методического обеспечения.

При отсутствии в нашей стране традиций и опыта функционирования государственных институтов в условиях идеологического и политического плюрализма данная проблема требует научной проработки с учетом российской специфики и поиска практических решений. Проблемы, возникающие при контактах руководителей органов внутренних дел с религиозными объединениями, и материалы, отражающие опыт этой работы, пока не обобщены, не проанализированы в соответствующих научных исследованиях. Отсутствуют достаточно четкие и ясные рекомендации по этим проблемам.

Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями пришлись на 90-е годы и сегодня находятся в стадии активного обсуждения на методологическом и прикладном уровнях.

Теоретическую и нормативную основу диссертационного исследования составляют работы таких ученых-правоведов и управленцев, как С.Е.Вицын, Г.Г.Зуйков, Л.М.Колодкин, Л.Л.Попов, А.Ф.Майдыков, А.Х.Миндагулов, А.Н.Роша, Г.А.Туманов, В.С.Чернявский, Ю.А Розенбаум., Ф.М Рудинский., А.С Ловинюков.

Начиная с середины 90-х годов, проводятся социологические исследования на предмет изучения состояния религиозности общества, молодежи в частности. Этим проблемам посвящены работы В.И.Гараджи, М.П.Мчедлова, Р.Г.Яновского, Д.Е.Фурмана, Л.М.Воронцовой, С.Б.Филатова, В.И.Уваровой, А.И.Перелыгина, Т.И.Варзановой, В.В.Локосова, С.Я.Яковлева, А.В. Пче-лннцева и других1.

В последние годы появились работы, авторы которых специально исследуют практику реализации закона о свободе совести в воинском коллективе. В ряду этих авторов Носков Ю.Г., Одинцов М.И., Рыжов Л.Г., Стреко-зов В.Г., Королев Г.Н. и др.

Цель данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы раскрыть содержание и проблемы организации взаимодействия руководитегГараджи В.И. Социология религии. - М.,1996год., Мчедлов М.П. Религиозность молодежи. Преодоление старых стереотипов и превалирование светских ценностей // НГ - Религия. -1998.-№ 1(13).23 января. Яновский Р. Г. Духовно-нравственная безопасность Социологические исследования. - 1995. -№12., Пчелинцев А.В. Армия и религия: от конфронтации к диалогу // Армия и общество. - М. Прогресс, 1990 г. лей органов внутренних дел с религиозными объединениями в области укрепления правопорядка, нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел, внести научно обоснованные предложения по совершенствованию организационно - правового обеспечения этого взаимодействия на основе комплексного анализа сложившейся практики привлечения представителей религиозных объединений к работе с личным составом органов внутренних дел.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Провести анализ разработанности проблемы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями на основе отечественного и зарубежного опыта.

2. Раскрыть понятие, сущность и содержание взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями.

3. Определить направления и формы сотрудничества органов внутренних дел с религиозными объединениями в обеспечении правопорядка и нравственного воспитания сотрудников ОВД.

4. Обобщить и проанализировать практику организации взаимодействия ОВД с аппаратами традиционных для Российской Федерации религиозных объединений (православие, ислам, буддизм, католичество, иудаизм и другие) обеспечения прав и безопасности верующих граждан, сохранности культовых ценностей.

5. Исследовать профилактические возможности участия религиозных объединений в системе мер воздействия на противоправные действия молодежи и подростков.

Объектом исследования является система правовых отношений, возникающих при взаимодействии руководителей ОВД с официальными представителями религиозных объединений.

Предметом исследования являются особенности социального управления и организационно-правовых отношений в процессе взаимодействия руководителей ОВД с представителями различных религиозных объединений.

Методологическую основу исследования составляют положения системного анализа и научной оценки закономерностей реальной действительности, а также правовые, управленческие, социально-психологические, социологические и педагогические основы деятельности руководителей ОВД в современной религиозной обстановке. Для получения достоверных и научно обоснованных результатов комплексно использовались методы исторического, системного и сравнительно-правового анализа, статистический метод и методы конкретно-социологического исследования: анкетирование, опрос, интервьюирование.

В ходе исследования автор опирался на нормы международного права. Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", являющийся основой для формирования новой модели государственно-церковных отношений в современной России, правовые акты органов государственной власти и управления, нормативные акты МВД России, публикации в ведомственных изданиях, материалы научно-практических конференций.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является первым монографическим исследованием, посвященным проблеме организации взаимодействия руководителей ОВД с управленческими центрами традиционных для РФ религиозных конфессий, направленного на укрепление правопорядка и нравственного воспитания сотрудников ОВД, а также реализацию их права на свободу совести и свободу вероисповедания. В ходе диссертационного исследования автором:

1. Проанализировано развитие законодательства Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях в последнее десятилетие XX века и его влияние на деятельность ОВД.

2. Прокомментированы положительные и отрицательные стороньь принятого в 1997 г. Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и проанализирован первый опыт его практического применения правоохранительными органами.

3. Раскрыты понятие, сущность и содержание взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями.

4. Проведен анализ практики взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в профилактике правонарушений на основе материалов отечественного и зарубежного опыта.

5. Проведено исследование особенностей зарубежной практики функционирования института капелланов, штатных полицейских священников в правоохранительных органах.

6. Определены направления и формы сотрудничества органов внутренних дел с религиозными объединениями в обеспечении правопорядка и нравственного воспитания сотрудников ОВД.

7. Обобщена и проанализирована практика организации взаимодействия ОВД с аппаратами традиционных для Российской Федерации религиозных объединений (православия, ислама, буддизма, католичества, иудаизма и других) в обеспечения прав и безопасности верующих граждан, сохранности культовых ценностей.

8. Исследованы опыт и практика воспитания у граждан уважения к закону, использования в этом духовно-нравственного потенциала различных вероучений, участия религиозных объединений в профилактике противоправных действий молодежи и подростков.

9. Внесены предложения по новым подходам во взаимоотношениях ОВД и религиозных объединений и путях их реализации с учетом общепризнанных норм международного права и отечественных традиций.

В соответствии с изложенным на защиту выносятся следующие разработанные диссертантом основные положения:

1. Диктуемое объективными причинами функционирование практически в каждом населенном пункте Российской Федерации церквей, мечетей, синагог, буддийских храмов (а также различных сект), влияние религии на отношение к закону, поведение значительной части населения, и возникающее по этим причинам взаимодействие руководителей органов внутренних дел и религиозных объединений, предполагает объективную оценку начальниками УВД, ГОРОВД религиозного фактора, влияния религиозной ситуации на характер и динамику криминогенных явлений в крае, области, районе, городе, принятие соответствующих решений, планирование мероприятий, обеспечивающих это взаимодействие, постановку задач подчиненным (заместителю по кадрам, кадровым и воспитательным аппаратам ОВД, службе по работе с личным составом, работникам пресс-служб и другим исполнителям).

2. Сущность и специфика такого взаимодействия заключается в том, что это координация деятельности не с религией, церковью как с социальным институтом, а с ней же как с организацией, имеющей статус юридического лица. Правовые основы содержания и нормы такого взаимодействия представляют собой специфический аспект государственно-церковных отношений. Руководитель и возглавляемый им орган внутренних дел являются субъектами государственно-церковных отношений. Руководитель ОВД осуществляет правоохранительную и правоприменительную деятельность по реализации свободы совести граждан, а также сотрудничество, взаимную координацию действий, связанных с обеспечением охраны общественного порядка в дни религиозных праздников и массовых мероприятий при четком соблюдении принципа отделения церкви от государства.

3. Отношения между органами внутренних дел и религиозными объединениями складываются по одной из трех предлагаемых моделей: а) обе стороны стремятся к сотрудничеству; б) одна из сторон стремится к нормальным отношениям с другой, в то время как другая идет на нарушения и конфликты; в) обе стороны допускают нарушения законодательства и ведут себя по отношению друг к другу нелояльно, вступают в конфронтацию.

Две последние модели свидетельствуют о наличии напряженности во взаимоотношениях органов внутренних дел с религиозными объединениями, что само по себе негативно влияет на оперативную обстановку в крае, области, районе, городе, (особенно в Северо-Кавказском регионе).

4. Взаимодействие с религиозными объединениями осуществляется как обязательное плановое мероприятие, предусмотренное соответствующим организационно-управленческим документом.1

5. Предложения, направленные на обеспечение реализации правовых норм в области свободы совести в работе с личным составом органов внутренних дел и ВВ на основе Конституции РФ и Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

6. Предлагается введение в учебные программы образовательных учреждений МВД РФ специальной тематики, отражающей основные аспекты взаимодействия МВД РФ и религиозных объединений в работе с населением и кадрами УВД, ГОРОВД; тематики, отражающей зарубежную практику функционирования института капелланов, штатных полицейских священников в правоохранительных органах.

7. Предлагается использовать существующий опыт взаимодействия ОВД и религиозных объединений в деле нравственного воспитания личного состава ОВД, информационно-просветительной работы среди членов семей сотрудников, организации ритуальных служб при проведении торжественных и траурных мероприятий, открытии памятников и обелисков, погребении погибших и умерших сотрудников.

8. Используя имеющийся в настоящее время опыт взаимодействия МВД России и Московского Патриархата РПЦ (Совместное заявление МВД РФ и РПЦ в 1994 году и Соглашение о сотрудничестве МВД РФ и Москов

План мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве МВД России и Русской Православной церкви, 31 марта 1997 года. Этим документом определяются как сами меры, так и конкретные исполнители, сроки исполнения, контроль, что предполагает соответствующую ответственность за исполнение должностными лицами главков и управлений системы МВД РФ. ской Патриархией РПЦ от 30 августа 1996 года), автор рекомендует расширять сферу сотрудничества с другими религиозными конфессиями.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Управление в социальных и экономических системах", Иванов, Владимир Иванович, Москва

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

На основе анализа исторического и современного отечественного и зарубежного опыта, практики деятельности руководящих кадров ОВД констатируется, что:

1) взаимодействие органов внутренних дел с религиозными объединениями - это взаимодействие особого рода, поскольку управленческие аппараты епархий РПЦ Московской патриархии, других конфессий и возглавляю1 щие их лица, священнослужителе, имеющие соответствующий статус, предi ставляют организацию (церковь), которая по закону отделена от государства;

2) взаимодействие в рассматриваемом аспекте - это основанная на законах и подзаконных актах, согласованная по задачам, направлениям и времени совместная координированная деятельность органов внутренних дел и религиозных объединений в интересах достижения обшей цели - влияния на правопорядок, отношения верующих и позитивно относящихся к религии слоев населения к законам и к их соблюдению, обеспечение прав и безопасности верующих;

3) в правовой оценке сущности и специфики такого взаимодействия следует учитывать, что это координация деятельности не с религией, церко

1 А.С.Коваленко. Выступление // Духовность. Правопорядок. Нравственность: Рождественские чтения. - М.: Академия управления МВД России, 1999 г. С.27. вью как с социальным институтом, а с ней же как с организацией, имеющей статус юридического лица.

4) необходима разработка современной концепции взаимоотношений ОВД и религиозных объединений, проектов нормативных актов, затрагивающих эти отношения, на основе Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года), в которых предусмотреть статью о возможности взаимодействия религиозных объединений и правоохранительных органов;

5) целесообразно отразить в соответствующих нормативных актах ряд норм, допускающих по закону участие религиозных объединений своими, специфическими методами в духовно-нравственном воспитании сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск, в борьбе с преступностью, наркоманией и в их профилактике, что сняло бы с религиозных организаций обвинения во вмешательстве в дела государства, органов внутренних дел;

6) считаем необходимым усовершенствование правового регламентирования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения свободы совести и пресечения деятельности противоправных культов;

7) существует необходимость в общих и специальных должностных инструкциях руководителей УВД-ГОРОВД отразить следующие их обязанности:

-сбор и анализ информации о религиозных объединениях;

-изучение и внедрение в практику позитивного опыта взаимодействия ОВД и религиозных объединений в интересах духовно-нравственного воспитания личного состава;

-влияния религиозной обстановки на эффективность охраны правопорядка, борьбы с различными видами преступлений, профилактики правонарушений среди молодежи и подростков, хищений церковных ценностей, нарушений норм пожарной безопасности в храмах и помещениях религиозных организаций;

-согласование планов охраны общественного порядка в дни церковных праздников и массовых религиозных мероприятий с представителями управленческих центров всех религиозных объединений.

8) необходимо расширять тематики научных исследований по вопросам информационно-ознакомительной и образовательной работы с сотрудниками, расширения кругозора руководящих кадров, рядового и начальствующего состава ОВД, преподавателей, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД РФ в вопросах религии и ее роли в современном обществе.

9) следует совершенствовать профессиональную подготовку кадров системы МВД по вопросам грамотного и тактичного использования представителей управленческих центров религиозных организаций в проведении профилактических бесед с подростками, склонными к правонарушениям, в проведении переговоров с преступниками, захватившими заложников, во время массовых беспорядков в населенных пунктах.

10) целесообразно объединить усилия ученых системы МВД России в изучении отечественного и зарубежного опыта взаимодействия органов внутренних дел, пенитенциарных учреждений с религиозными организациями, аналогичного опыта работы в Вооруженных Силах и подготовить к 200-летию МВД России научную работу монографического характера, сборники научных статей о сотрудничестве МВД и религиозных объединений.

Представляется, что вышеизложенные выводы, сделанные по результатам диссертационного исследования, предложения и рекомендации окажут определенную помощь в решении теоретических проблем и практических вопросов совершенствования управленческой деятельности руководителей МВД-УВД-ГОРОВД и профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел.

Основные положения и теоретические выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:

1) Современные тенденции во взаимоотношениях конфессий и органов внутренних дел. - Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. - М.: Российская Академия государственной службы при Президенте РФ, №2 ,1997 г.

2) Опыт деятельности пенитенциарных священников в США,- Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень.- М.: Российская Академия государственной службы при Президенте РФ, №1-2 , 1998 г.

3) Государственно-церковные отношения и необходимость учета религиозной ситуации в управлении органами внутренних дел- Учебно-методические материалы.- М.: Академия управления МВД России, 1997г.

4) Взаимодействие ОВД и РПЦ в обеспечении прав и безопасности верующих граждан, сохранности культовых ценностей,- Учебно-методические материалы.- М.: Академия управления МВД России, 1997 г.

5) Проблемы организационно-правовой регламентации взаимоотношений руководителей ОВД с аппаратами традиционных для РФ религиозных конфессий // Духовность. Правопорядок. Нравственность: Рождественские чтения. - М.: Академия управления МВД России, 1999 г.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Организационно-правовые проблемы взаимодействия руководителей ОВД с религиозными объединениями в укреплении правопорядка и нравственном воспитании сотрудников»

1. Законодательные и иные нормативные, официальные материалы

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юрид.лит., 1990.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 10 декабря 1966г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юрид.лит., 1990.

4. Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юрид.лит., 1990.

5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. -М.: Юрид.лит., 1990.

6. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991. № 57.

7. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. М.: Юрид.лит., 1990.

8. Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях". -Российская газета, 1997. 1 октября.

9. Об инославных и иноверных религиозных обществах: Законопроект, внесенный МВД России в Государственную Думу // Государственная Дума. Второй созыв. - Обзор деятельности комиссии и отделов. - СПб., 1907.

10. Соглашение о сотрудничестве министра внутренних дел и Патриарха Всея Руси. 30 августа 1996 г.

11. Совместное заявление министра внутренних дел и Патриарха Всея Руси 6 сентября 1994 года // Свобода вероисповедания в пенитенциарной системе. Информационный бюллетень № 23 (специальный выпуск). - М., 1995.

12. Конституции буржуазных стран: Сборник документов. М.: Юрид.лит., 1968.

13. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917-1959): История законодательства. М.: Госюриздат, 1959.

14. Декрет СНК РСФСР от 20 января 1918 года "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" СУ РСФСР, 1918. № 18.

15. Декрет СНК РСФСР от 14 декабря 1920 года "Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям" // Известия ВЦИК, 1920. 21 октября. № 287.

16. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 3 августа 1922 года "О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и порядке надзора за ними": СУ РСФСР, 1922. № 49.

17. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях": СУ РСФСР, 1929. №35.

18. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях" с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1975. № 27.

19. Положение о Совете по делам религий при Совете Министров СССР от 10 мая 1966 года № 361 // Законодательство о религиозных культах: Сборник материалов и документов. М.: Юрид. лит., 1971.

20. Инструкция о порядке проведения в жизнь декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"// Постановление НКЮ РСФСР от 24 августа 1918 года: СУ РСФСР, 1918. № 62.

21. Инструкция по вопросам, связанным с проведением декрета "Об отделении церкви от государства7'//' Постановление НКЮ и НКВД от 19 июня 1923 года: СУ РСФСР, 1923. № 72.

22. Циркуляр НКВД РСФСР от 11 августа 1922 года № 265. Гидулля-нов П.В. Отделение церкви от государства в СССР. М.: НКЮ РСФСР, 1926.

23. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

24. Уголовный кодекс Российской Федерации

25. Источники по методологии исследования, книги, монографии

26. Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость: Сборник статей.1. Спб, 1905.

27. Автаева Н.Е. Участие органов внутренних дел в осуществлении и защите субъективных гражданских прав: Учебное пособие. М.: МВШМ МВД СССР, 1987.

28. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов по специальности "Правоведение". М.: Юрид.лит., 1985.

29. Астемиров З.А. Буржуазные пенитенциарные системы и тюрьмове-дение: Учебное пособие. Рязань, 1975.

30. Атеистический словарь. М.: Политиздат, 1983.

31. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996.

32. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М., 1986.

33. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

34. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М.: Политиздат, 1990.

35. Библия или книга священного писания Ветхого и Нового завета, в русском переводе с параллельными местами и указателем церковных чтений,-М.: Московская патриархия, 1956.211 Богат Е. Урок. М., 1982.

36. Богослов Иоанн. Закон божий. М., 1966.

37. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения о религии, религиозном сектанстве и церкви. Т.1. М.: АН СССР, 1959.

38. Бражник И.И. Право. Религия. Киев, 1983.

39. Буддизм и государство на Дальнем Востоке: Сборник статей. М.: Наука, 1987.

40. Буддизм. Изд.2-е, перераб. М.: Наука, 1983.

41. Валикович Л.Н. Религия и церковь в США. М.: Наука, 1978.

42. Васильев А.И., Мурзин Д.М., Маслихин А.В. Конституция СССР и вопросы законодательного регулирования правового положения осужденных к лишению свободы. Рязань: Рязанская Высшая школа МВД СССР, 1980.

43. Ващиков А.Г. Советские законы о религиозных культах. М.: Знание, 1962.

44. Верда А. Независимая газета, 1997 , 7 мая.

45. Гаевая Н.П. Советское законодательство о свободе совести. Киев: Наукова Думка, 1988.

46. Гараджи В.И. Социология религии,- М., 1996.

47. Гордеев Г. С помощью церкви // Преступление и наказание. №7,1996.

48. Горбачев В.Г., Гуров А.И. Борьба с преступными посягательствами на культурные ценности в зарубежных странах. М.: Академия МВД России, 1992.

49. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т.1. (1762-1825). Изд. 2-е, дополн.и перераб. М.: Юрид.лит., 1951.

50. Герцен А.И. Об атеизме, религии и церкви / Под общ.-. Ред. А.Ф.Смирнова. М.: Мысль, 1976.

51. Гидуманов П.В. Отделение церкви от государства в СССР: Сборник документов. Изд.З-е, доп. М.: НКЮ РСФСР, 1926.

52. Гирман Ю.И. В чем сущность свободы совести? М.:МысльД966.

53. Гольст Г.Р. Религия и закон. М.: Юрид.лит., 1975.

54. Григорян Л.А. Конституция СССР правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1983.

55. Декреты Советской власти. Т.1. М.: Госкомиздат, 1957.

56. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. Воронеж: Воронежский университет, 1984.

57. Денисов А.И. Советское государственное право. М.: Юрид.лит.,1947.

58. Денисов А.И., Кириченко М.П. Советское государственное правоМ.: Госюриздат, 1957.

59. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. -М., 1992.

60. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М.,1994.

61. Добреньков В.И., Радугин А.А. Христианская теология и революция. М.: Политиздат, 1990.

62. Духовность. Правопорядок. Преступность / Материалы научно-практической конференции 28 марта 1996 г. М.: Академия МВД России, 1996.

63. Духовность. Согласие. Правосознание / Материалы Рождественских чтений. М.: Академия МВД России, 1997.

64. Духовность. Правопорядок. Нравственность / Материалы Рождественских чтений. М.: Академия управления МВД России, 1999.

65. Емелян Л.И. "Загадки" христианского культа,- Л.: Лениздат, 1985.

66. Жевахов Н.Д. Воспоминания товарища обер-прокурора св. Синода. Т.1. Мюнхен, 1923.

67. Законодательство о религиозных культах: / Сборник материалов и документов. Изд.2-е, доп. М.: Юрид.лит., 1971.

68. Зыбковец В.Ф. От бога ли нравственность (Наука и религия о происхождении нравственности). М.: Госполитиздат, 1961.

69. Иваненко С.И., Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. М.: Знание, 1991.

70. Иродов С. Когда боги бессильны / Труд. 19 декабря 1978.

71. Ислам. Краткий справочник. М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Мысль", 1983.

72. Калинин Г.М. Реформы веротерпимости на пороге XX века и состояние государственной церкви в России. Н-Новгород, 1905.

73. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии: На материалах древних верований и христианства.- М.: Мысль, 1984.

74. Капеллан Дэвид Дэревере. Задачи, которые должен решать капеллан / Программа по введению института капелланов в правоохранительных органах. Ливингстон, Техас.

75. Католицизм. Словарь атеиста.- М.: Политиздат, 1991.

76. Карманный словарь атеиста. Изд.5-е. М.: Политиздат, 1985.

77. Католическая и протестанская этика в буржуазном праве: Научно-аналитический обзор.- М.: ИНИОН, 1987.

78. Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР,- М., 1985.

79. Клочков В.В. Религия, государство, право,- М., 1978.

80. Клочков В.В. Борьба с нарушениями законодательства о религиозных культах. М.: Юрид.лит., 1971.

81. Клочков В.В. Закон и религия: от государственной религии в России к свободе совести в СССР. М.: Политиздат, 1982.

82. Клочков В.В. Под видом религиозных обрядов. М.: Знание, 1965.

83. Клочков В.В. Советское право и церковь. М.: ЦК ВЛКСМ, 1983.

84. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л-д: ЛГУ, 1978.

85. Коваленко А.С. Выступление // Духовность. Правопорядок. Нравственность / Рождественские чтения. М.: Академия управления МВД России, 1999.

86. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.,1995.

87. Колесник Н.А. Социалистическая свобода совести (политико-правовой аспект). Киев: Вища школа, 1983.

88. Конституционный статус личности в СССР. М.: Юрид.лит., 1980.

89. Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937гг.). -М.: Издательство Ведомостей Верховного Совета РСФСР, 1940.

90. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922-1936 гг.). М.: Издательство Ведомостей Верховного Совета СССР, 1940.

91. Красиков П.А. Избранные атеистические произведения. М.: Мысль, 1970.

92. Краткая философская энциклопедия / Под ред. Е.Ф.Губинского и др. М„ 1994.

93. Крывелев И.А. История религий. Т.2. М.: Мысль, 1976.

94. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика,- М., МП "Кодекс", Объединенная редакция МВД РФ, 1994.

95. Куроедов В.А. Религия и закон. М., 1970.

96. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. Изд.2-е, дополн. М.: Политиздат, 1984.

97. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. М.: Политиздат, 1982.

98. Куроедов В.А. Советское государство и церковь. М.: Знание,1976.

99. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М.: Юрид.лит., 1978.

100. Ловинюков А.С. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению законодательства о религиозных культах: Учебное пособие. М., 1987.

101. Ловинюков А.С. Опыт и перспективы участия религиозных организаций в охране общественного порядка и перевоспитания осужденных // Деятельность юрисдикционных органов по охране прав личности. М., Юридический институт МВД РФ, 1994.

102. Лушин А.Н.Традиции и обновление: диалог мировоззрений. Часть 2. // Материалы международного симпозиума 6-8 июня 1995 г. / Новый взгляд на духовные традиции корпуса полиции Российской Империи (рубеж Х1Х-ХХ в.в.) Н-Новгород, 1995.

103. Лысенков С.Л. Развитие правового статуса советских граждан в Конституции СССР 1977 г и задачи органов внутренних дел по обеспечению его реализации. Киев, Киевская ВШ МВД СССР, 1980.

104. Маковик Р.С. Государственно-правовой статус осужденных к лишению свободы. Рязань: Рязанская ВШ МВД СССР, 1979.

105. Малахова М.А. Анатомия религиозной веры. М.: Политиздат,1980.

106. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Саратовский университет, 1987.

107. Международное право в документах: Сборник. М.: Юрид.лит.,1982.

108. Морозов С.Н. Молодежь и духовность // Духовность. Правопорядок. Преступность / Материалы научно-практической конференции 28 марта 1996 г. М., 1996.

109. Наташев А.Е. Советское исправительно-трудовое законодательство.-М., 1975.

110. Носович В.И. Научный атеизм о религиозной психологии.- М.: Наука, 1975.

111. Одинцов М.И. Государство и церковь (история взаимоотношений. 1917-1938г.г.).-М., 1991.

112. Оршанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР и действующие законы, инструкции, циркуляры. М.; Безбожник, 1930.

113. Охрана прав личности в социалистическом обществе: Труды Московской высшей школы милиции МВД СССР. Вып.1 / Отв.ред.Ю.В.Солоханов. М.: МВШМ МВД СССР, 1977.

114. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (Правовые аспекты взаимоотношений). М. Наука, 197 Д.

115. Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР. М.: АН СССР, 1958.

116. Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление. М.: Мысль, 1984.

117. Плеханов Г.В. О религии и церкви. Избр. произведения. М.: АН СССР, 1957.

118. Полосин. В. Религия и социальный охват населения // Религия и право. №1-2 (4-5), 1998.

119. Познышев С.В. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. К реформе нашего законодательства о религиозных преступлениях.-М., 1906.

120. Придуванов Ф.М. Отношение советского государства к религии. -М.: Знание, 1961.

121. Путинцев В.М. О свободе совести. М.: ГАИЗ, 1939.

122. Пчелинцев А.В. Совесть, закон, приказ,- В кн. Правовые аспекты Чеченского кризиса,- М., Мемориал, 1995.

123. Абрамкин В.Ф. Тюрьма и воля // Воспитание и правопорядок, 1990.11.

124. Аверинцев С., Залыгин С., Заславская Т, Якушин Г. Закон и совесть // Огонек, 1988. № 50.

125. Антонян Ю., Попов В. Если взглянуть вглубь // Воспитание и правопорядок, 1989. № 8.

126. Асадулин Ф. Мусульмане вне поля зрения // Независимая газета. 1996. 20 марта.

127. Балык Н. Строго соблюдать законодательство о религиозных культах // Советская юстиция, 1982. № 20.

128. Бордюгов Г., Козлов В. "Революция сверху" и трагедия "чрезвычайщины" // Лит. Газета. 1988. 12 октября.

129. Бывшие зеки спасают нынешних // Известия, 1991. 12 ноября.

130. Бычков С. Бунташный монастырь в "красном поясе" // Московский комсомолец, 1996, 16 октября.

131. ЗЛО Бычков С. Церковь взывает к власти: терпение народа истощено // Московский комсомолец, 1997, 6 января, № 2

132. Витрук Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан // Конституционный статус личности в СССР. М.: Юрид.лит., 1980.

133. Вилкас А.Я. Что может слово божье? Взгляд из зоны // Наука и религия, 1990. № 8. С. 12-13.

134. Власть и церковь // Известия, 1991. 23 декабря.

135. Гойман В.И. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях// Советское государство и право, 1991. Х« 12.

136. Гольст Г.Р. Советское законодательство о свободе совести /7 Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1981.

137. Гуревич В., Окунев И. Кодекс свобода совести // Наука и религия. 1962. № 1. Дело об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям // Пролетарский суд. 1923. № 4.

138. Дмитриев М., Сеитов Д. Под сенью минарета // Московский комсомолец, 1996, 27 марта.

139. Дмитриев Ю.А. Альтернативная служба за или против"? //-Перспективы. 1991. X» 4.

140. Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4.

141. Донцов С. О правовом регулировании свободы совести /7 Советская юстиция, 1989. № 11.

142. Донцов С. Способы обеспечения исполнения обязательств // Советская юстиция, 1973. № 8.

143. Евставьева Е.А. К анализу феномена веры // Философские науки, 1984. № 6.

144. Ерошок 3. Воскресная школа // Комсомольская правда, 1989. 20 декабря.

145. Задорожнюк И.Е. Гражданская религия в США // Религия мира,1986.

146. Золотев С. Звезда и крест // Независимая газета, 1997, 19 февраля.

147. Зубков А.И. ИТУ сегодня, ИТУ завтра. // Воспитание и правопорядок, 1990. № 1.

148. Зуев Ю.П. Религиозные объединения верующих в условиях демократизации советского общества // Философские науки, 1988. № 4.

149. Зубов П. Отказали в предсмертном желании // Известия, 1989. 30 августа.

150. Караул устал. Нарастает угроза преступных связей охранников с осужденными // Известия, 1992. 3 января.

151. Климов В. Мечеть и милиция // Российская газета, 1996, 3 октября, № 189(1549).

152. Клочков В.В. Закон и свобода вероисповедания // Советская юстиция, 1984. № 27.

153. Клочков В.В. Свобода вероисповедания в СССР: буржуазно-пропагандистские вымыслы и действительность // Социалистическая законность, 1988. № 3.

154. Клочков В.В. Советское законодательство о религиозных культах // Социалистическая законность, 1982. № 1.

155. Клочков В.В. Свобода совести: право на свободу религии и свободу атеизма// Советская юстиция, 1987. № 8.

156. Карнеги Д. Может ли религия способствовать жизненному успеху? // Социологические исследования, 1990. № 2.

157. Красиков А. Государство, церковь и религиозная свобода // Независимая газета, 1996, 9 октября, № 189.

158. Кузнецов М. Верните солдату веру // НГ Независимое военное обозрение, 1996, 25 апреля, JVk 8 (12).

159. Курц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях // Вопросы философии. 1990. № 10.

160. Куценко П. Третий Рим по второму заходу // Независимая газета. 1996. 23 марта.

161. Лауринайтис Ф.К. По поводу даты и названия ленинского декрета о свободе совести // Вопросы истории КПСС, 1983. № 4.

162. Лиханов А. Положение детей в России // НГ сценарии, 1996, 21 ноября.

163. Ловинюков А.С. Опыт и перспективы участия религиозных организаций в охране общественного порядка и перевоспитании осужденных //

164. Деятельность юрисдикционных органов по охране прав личности: Сборник научных трудов М., 1994.

165. Лоранц В. Государство и церковь в Польше /У Проблемы мира и социализма, 1989. К» 6.

166. Лугин В.О. Реализация конституционных норм: общее и особенное // Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. М.: Институт государства и права АН СССР, 1990.

167. Максаков И. Отряд ОМОНа ворвался в московскую мечеть // Независимая газета, 1996, 3 октября, № 185 (1264)., № 8.

168. Мелентъев М., Медведев В. Что волнует сотрудника ИТУ? // Воспитание и правопорядок, 1990. № 7.

169. Мельников В. Право и религия // Советская юстиция, 1989. № 8.

170. Мигранян А., Ципко А. Слабая власть, слабая церковь и слабое общество могут быть сильными только вместе // Независимая газета, 1997, 20 августа.

171. Митрохин Л.К. Баллада об "Атеистическом топоре" // Религия и права человека на пути к свободе совести. Вып.З. М., 1996.

172. Михайлов Г.А. О религиозной ситуации в Российской Федерации // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень, 1996. № 1.

173. Михлин А.С., Лысягин О.Б., Степаненко М. Лишенные свободы. Кто они? // Воспитание и правопорядок, 1991. № 7.

174. Михлин А.С. Имеют ли право осужденные на свободу совести // Аргументы и факты, 1989. № 43.

175. Морозов А. Не поправки, а новая схема // Независимая газета, 1996, И декабря.

176. Мраморнов О. Нужен ли нам правительственный синод? // Независимая газета, 1996. 27 февраля.

177. Мчедлов М.П. Религиозность молодежи. Преодоление старых стереотипов и превалирование светских ценностей // НГ Религия. 1998.-№ 1(13).23 января.

178. Новиков М.А. Свобода совести как правовая и философско-этическая категория // Свобода совести в социалистическом обществе. М.: АОН при ЦК КПСС, 1979.

179. Нужна новая тюрьма // Известия. 1991. 14 ноября.

180. Одинцов М.И. Вероисповедная политика российского государства в переходный период: опыт прошлого, современное состояние, приоритеты на будущее // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. 1994. № 1.

181. Пантелеев В. Кто мы? Куда идем? // Советская Россия. 1992. 10 января.

182. Панков И. Бремя милосердия Н Воспитание и правопорядок, 1990.7.

183. Паншин А,. Дагестанские пограничники и Чубайс опираются на здравый смысл // НГ религии, 1997, 30 января.

184. Патюлин В.А. Субъективные права граждан: Основные черты, стадии, гарантии реализации // Советское государство и право, 1971. № 6.

185. Почему не выходит "Храм" // Известия, 1991. 22 октября.

186. Правоторов В.Ф. Станем ли жить по совести? // Наука и религия,1990. № 11.

187. Преступник должен сидеть в тюрьме // Московский комсомолец,1991. 13 ноября.

188. Птичкин С. Как крестили подводную лодку // Российская газета, 1995, 5 сентября.

189. Пчелинцев А.В. Статус военнослужащих и гарантии свободы совести U Советское государство и право, 1991. № 4.

190. Редькина О.Ю. Вероисповедная политика Временного правительства России (февраль-октябрь 1917 г.) // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень, 1995. № 5.

191. Рейснер М.А. Право свободного исповедания /V Государство и верующая личность. Сб. Статей. Спб, 1905.

192. Розенбаум Ю. Закон о свободе совести // Новое время, 1988. № 40.

193. Розенбаум Ю.А. К разработке проекта Закона СССР о свободе совести // Советское государство и право, 1989. № 2.

194. Розенбаум Ю.А. Свобода совести. Обеспечит ли ее новый закон? // Известия, 1990. 16 мая.

195. Розенбаум Ю.А. Освобожденная совесть Обретения и утраты // Независимая газета, 1996. 16 апреля.

196. Розембаум Ю. Независимая газета от 16 апреля 1996 г.

197. Ротарь И. Новые мусульмане // Независимая газета, 1996, 23 октября.

198. Рудинский Ф.М., Шапиро М.А. Свобода совести и религий: международно-правовые пакты и национальное законодательство // Государство и право, 1992. № 5.

199. Рыжков Н. Подвиг служения // Советская Россия, 1996, 5 декабря.

200. Савельев В.Н. Свобода совести и возрождение гуманизма // Коммунист, 1990. К® 3.

201. Священники тюремной церкви // Тюремный вестник, 1893. № 4.

202. Себенцов А.Е. За строкой закона // Наука и религия, 1991. № 1.

203. Селиверстов В.И. Законные интересы осужденных // Правовые основы функционирования органов, исполняющих наказания: Труды Академии МВД СССР. М., 1990.

204. Семенко В. Духовно-государственная структура // Независимая газета, 1996,25 октября.

205. Смирнов А. С крестом в руке впереди полка 7 Наука и религия, 1991. № 9.

206. Старков В.И. Права осужденных: законность и целесообразность их ограничения // Защита прав и интересов граждан, предприятий, организаций. Кемерово, 1989.

207. Сухоплюев И. В.И.Ленин и декрет об отделении церкви от государства // Воинствующий атеизм, 1931. № 5.

208. Ташбулатов B.C. Взаимодействие религиозных конфессий и сотрудников ИГУ // Свобода вероисповедания в пенитенциарной системе: Сборник материалов международного семинара. Домодедово, 1995.

209. Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты // Государство и право, 1996. № 1.

210. Тюрьма для паоижанок // Известия. 1992. 21 февраля.

211. Тюрьма и воля // Воспитание и правопорядок, 1990. №11.

212. Федотов С. У тюрьмы и женское лицо II Преступление и наказание, 1996. № 4.

213. Флетчер У. Советские вруюпдае // Социологические исследования, 1987. №4.

214. Фурман Д.Е. Религия, атеизм, перестройка // На пути к свободе совести, М., 1989.

215. Храптович А. Опасные симптомы на фоне бездействия властей // Независимая газета, 1994,18 апреля.

216. Чаплин В. Перед выбором // НГ религии, 1997, июнь, № 6.

217. Черемных Г.Г. Право на свободу совести участников общественных объединений // Российская юстиция, 1996. № 4.

218. Шакиров В. С богом! // Щит и меч, 1994,15 сентября.

219. Артамонов В.П. Наука советского исправительно-трудового права (методологические и организационно-правовые основы). Дисс. докт.юрид.наук. - М.,1975.

220. Бажан Т.А. Проблемы религиозных потребностей (история и современность). Автореф.дисс.канд.филос.наук. - Л., 1990.

221. Ванеева Л.А. Реализация конституционных прав граждан СССР на судебную защиту в гражданском судопроизводстве (проблемы теории). -Дисс.докт.юрид.наук. Владивосток, 1988.

222. Геранин В.В. Правовое положение осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях-поселениях. Дисс.канд.юрид.наук. М., 1989.

223. Грушка Михал. Философская сущность свободы совести, условия и средства ее реализации. Автореф.дисс.канд.филос.наук. - Минск, 1990.

224. Горшенев А.П. Личные конституционные права советских граждан. Автореф.дисс.канд.юрид.наук. - Саратов, 1972.

225. Джунь В.В. Уголовная ответственность за нарушения свободы совести (на материалах Узбекской ССР). Дисс.канд.юрид.наук. - Киев, 1989.

226. Дробышев В.И. Социалистический гуманизм советского исправительно-трудового права и его реализация в деятельности исправительно-трудовых учреждений. Дисс.канд.юрид.наук. - М., 1987.

227. Иерусалимов А.И. Административно-правовая охрана субъективных прав советских граждан. Автореф.дисс.канд.юрид.наук. - М., 1972.

228. Камкова Г.Н. Конституционные вопросы свободы совести в СССР. Автореф.дисс.канд.юрид.наук. - Саратов, 1991.

229. Королев В.Н. Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания. Дисс.канд.юрид.наук. -М., 1992.

230. Клочков В.В. Соотношение правовой и религиозной систем. Автореф.дисс.докт.юрид.наук. - М., 1977.

231. Лупарев Г.П. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ (теория и практика). Автореф.дисс.докт.юрид.наук. М., 1992.

232. Мерадов P.O. Реализация прав граждан в социальном обеспечении. Дисс.канд.юрид.наук. - М., 1988.

233. Минаков Г.Л. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, и гарантии их реализации. Дисс.канд.юрид.наук. М., 1991.

234. Мишин Н.Я. Расследование посягательств на личность и права граждан, совершаемых под видом исполнения религиозных обрядов. Автореф.дисс.канд.юрид.наук. -М., 1968.

235. Новиков М.А. Свобода совести как философско-этическая категория. Автореф.дисс.канд.филос.наук. - М., 1980.

236. Носович В.И. Сущность, структура и функции религиозной психологии. Автореф.дисс.докт.филос.наук. - М., 1989.

237. Огневая Е.В. Диалектическое единство философско-этического и правового аспектов свободы совести в СССР. Автореф.дисс.канд.филос.наук. - Киев, 1970.

238. Одинцов М.й. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века). Дисс.докт.ист.наук. М., 1996.

239. Портнов А.В. Свобода совести. Дисс.канд.филос.наук. - М.,1963.

240. Ростовщиков И.В. Права и свободы личности в СССР и роль органов внутренних дел в их обеспечении. Дисс.канд.юридлаук. - М., 1984.

241. Рудинский Ф.М. Институт свободы совести по советскому государственному праву. Дисс.канд.юрид.наук. Т. 1,2. - Новосибирск, 1963.

242. Раздымалина Н.И. Механизм реализации гарантий прав и свобод граждан в сфере охраны общественного порядка. Авто-реф.дисс.канд.юрид.наук. -М., 1991.

243. Толкачев К.Б. Место органов внутренних дел в механизме реализации личных конституционных прав и свобод советских граждан. -Дисс.канд.юрид.наук. М., 1984.

244. Шапиро М.А. Свобода совести советских граждан и гарантии ее обеспечения в деятельности органов внутренних дел. Дисс.канд.юрид.наук. М., 1990.

2015 © LawTheses.com