Особенности взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности в посттоталитарном обществетекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Сокольская, Людмила Викторовна, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ2-

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОГО, МОРАЛЬНОГО И НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

§1. Моральное и нравственное сознание личности в посттоталитарном обществе.

I и~ '"V

§2. Правовое сознание личности в период перехода от тоталитаризма к демократии.34

§3. Взаимодействие правового, морального и нравственного сознания личности в условиях аномии.55

ГЛАВА ВТОРАЯ. ФАКТОРЫ. ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО, МОРАЛЬНОГО И НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

§1. Объективные факторы, обусловливающие взаимодействие правового, морального и нравственного сознания.78

§2. Субъективные факторы, обусловливающие взаимодействие правового, морального и нравственного сознания личности. 98-

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОГО, МОРАЛЬНОГО И НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.

§1. Гражданственность - интегральное качество личности, являющееся следствием взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности.116

§2. Деловая культура предпринимателей - результат взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности. 130

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Особенности взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности в посттоталитарном обществе"

Глобальные преобразования, связанные фактически со сменой общественно-экономической формации, сопровождаются сложными процессами перемен в сознании личности. Как отмечал Н. Назарбаев, "было бы иллюзией считать, что в общественном сознании перемены происходят автоматически со сменой политических и экономических систем. Это явление гораздо серьезнее и сложнее, поскольку связано с глубинными процессами социальной жизни, изменениями мировоззренческих установок, психологических стереотипов, да и самого уклада жизни общества и каждого человека в отдельности". 1

В переходный период углубляющийся кризис духовного мира личности, сопровождающийся деформацией индивидуального сознания, ценностной переориентацией личности, столкновением сложившихся стереотипов с реалиями жизни требует переосмысления многих теоретических представлений о соотношении объективной реальности и индивидуального сознания, о взаимодействии правового, морального и нравственного сознания личности.

Проблема взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности стала предметом внимания этиков и правоведов относительно недавно, хотя необходимость исследований, связанных с изучением взаимодействия права и морали, права и нравственности, нравственности и морали, отмечалась доено.

1. Назарбаев Е А. Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана. Алматы: Казахстан, 1993. С. 3.

Исследование общих положений взаимосвязи права и морали в современной науке было проведено такими учеными, как м. П Карева, Л. А. Андреев, Е А. Трофимов и др. Е работах ЯЗ. Хайкина, Л. И. Алексеева, О. Э. Лейета, Р. И. [Дашкова к других изучение проблемы взаимодействия права и морали переходит от внешних, общих характеристик к освещению внутренних особенностей данного взаимодействия, на уровне норм, общественных отношений, форм общественного сознания. Проблема взаимодействия правовой, моральной нормативно-регулятивных систем затрагивается в трудах Е. А. Якубы, Г. В. Мальцева, Л С. Явича, Е. А. Лукашевой и других.

Особое место в этике и в теории права занимает личностный аспект проблемы, непосредственно связанный с влиянием правовых и моральных норм на сознание человека, исследование которого нашло место в работах А. В. Мицкевича, М. Т. Баймаханова, Е. М. Пень-ксва, А. У. Вейсеновой, Д. А. Булгаковой и других.

Исследованием проблемы взаимодействия морального и нравственного сознания личности занимались такие ученые, как В. Г. Иванов, Е В. Рыбакова, А. С. Арсеньев, М. И. Бобнева, Ю. м. СмоленцеЕ, А,Б.Капышев и другие. Взаимодействие правового, морального и нравственного сознания личности рассматривается через призму единства правового и нравственного воспитаниия в работах В. Е Вуколова, А. Г. Г'олубевой, А. В. Дулова, Е. В. Татаринцевой и других.

В то же время, многие аспекты взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности остаются еще мало изученными. В первую очередь, речь идет об исследовании соотношений таких форм индивидуального сознания, как моральное и нравственное, правовое и нравственное. Из-за того, что до недавнего времени, основная масса зтиков и правоведов отождествляла такие понятия, как "мораль" и "нравственность", сегодня практически отсутствуют работы, в которых изучается процесс взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности, как самостоятельных явлений,

Кроме того, мало изучена проблема трансформации, развития и функционирования индивидуального сознания в периоды перехода общества к качественно новому состоянию. Все большее значение для определения факторов, вызывающих нравственные болезни и социально-правовые паталогии, приобретает настоятельная необходимость исследования проблемы соотношения различных форм индивидуального сознания, выявление особенностей их взаимодействия в посттоталитарном обществе.

Современные посттоталитарные общества пребывают в настоящее время е перманентном трансформационном кризисе, в состоянии аномии, т. к. правовые и моральные нормативно-ценностные системы, присущие социалистическому строю, регрессировали, а новые, соответствующие свободным экономическим отношениям, еще не достаточно сформировались, чтобы заполнить пустоту, оставленную прежними системами.

Аномическое состояние общества оказывает влияние на индивидуальное сознание человека. В связи с трансформацией правовых и моральных ценностей в состоянии аномии находятся такие формы индивидуального сознания, как правосознание и моральное сознание. Это, в свою очередь, влияет на их взаимодействие в повседневной действительности.

Поэтому исследование явлений аномии в контексте социальных деструкций представляется совершенно необходимым. Теория призвана изучать причины анемического состояния общества и личноеи, определять те изменения, которые происходят в правовом, моральном и нравственном сознании личности, и соответственно намечать меры по преодолению данного состояния.

Необходимо выяснить, как влияют на ваимодействие правового, морального и нравственного сознания личности объективные и субъективные факторы, как можно ослабить их негативное влияние на данные формы индивидуального сознания.

С учетом социально-экономических изменений, происходящих в обществе, нам предстоит переосмыслить многие $7ГстареЕШие положения, уточнить некоторые теоретические еыводы о роли ценностно- нормативных систем в формировании и развитии личностных качеств человека; раскрыть механизм персонификации правовой, моральной и нравственной нормативно-ценностных ситем; показать, как их требования опосредуются е сознании человека и как сказываются на его поведении.

Нельзя не учитывать тех перемен в сознании личности, которые происходят в сеязи с переходом Казахстана к рынку. Речь идет о формировании таких личностных качеств, как предприимчивость, конкурентоспособность, чувство ответственности собственника и т. д. Эти качества не зарождаются в людях сразу, а формируются постепенно. Следует определить правовые, моральные и нравственные условия, способствующие успешному формированию полноправного субъекта социально-ориентированных рыночных отношений

Сказанное свидетельствует о несомненной актуальности изучения проблем взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности в период перехода Казахстана от тоталитарного общества к демократическому и определяет выбор темы и основные направления настоящего исследования.

Целью диссертации является разработка теоретических осное взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности, определение особенностей и форм данного взаимодействия.

Достижение цели диссертационного исследования предполагает решение взаимосвязанных задач:

- переосмысление прежних представлений о правовом, моральном и нравственом сознании личности в связи с новыми жизненными реалиями;

- определение влияния изменяющихся социально-экономических отношений на формирование индивидуального сознания;

- анализ основных направлений взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности в переходный период;

- показ проявлений аномии в казахстанском обществе и определение мер по нейтрализации и сдерживанию его негативных последствий;

- разработка социально-правовых мер по преодолению аноми-ческого состояния личности;

- выработка научно-практических рекомендаций по улучшению нравственного воспитания и правового обучения в новых условиях.

Методологической основой исследования стал цивилизационный подход к теории права, который дополняется критическим обращением исследователя к диалектико-материалистической методологии социального познания и использованием частно-научных методов: формально-логического, исторического, системного, конкретно-социологического, статистического.

В работе широко использована философеко-этическая, экономическая, социологическая, юридическая, психолого-педагогическая литература. Изучалось действующее законодательство, привлечен ряд нормативных материалов, регулирующих статус личности в государстве, ее производственную предпринимательскую деятельность, а также закрепляющих права к свободы казахстанцеЕ.

Е связи с этим теоретической базой диссертации стал анализ специальной литературы по этике к общей теории права, в частности, трудов С. С. Алексеева, Г. Г. Акмамбетова, М. Т. Ваймаханова, Г. Д. Бандзеладзе, Л. М. Вайсберга, А. А. Гусейнова, С. 3. Зиманова, О. Г. Дробницкого, В. Е Кудрявцева, Е. А. Лукашевой, О. Э. Лейста, А. С. Мамута, Я. А. Мильнер-Иринина, А. В. Мицкевича, В. С, Нерсесянца, Г. С. Сапаргалиева, С. Е Сабикенова, А. И. Титаренко, Е. М. Пенькова, Р. О. Халфиной, Е М. Шайкенова, Л С. Явича и др.

Их исследования воспринимались сквозь призму задач современного познания природы взаимодействия права, морали и нравственности, влияния ценностно-нормативных систем на сознание и поведение личности.

Автором изучены работы юристов, в которых затрагиваются отдельные вопросы, касающиеся:

- разработки проблем индивидуального правосознания и поведения личности: К Т. Вельского, Д. А. Булгаковой, А. У. Бейсеновой, Е. К. НурпеисоЕа, А. К. йотова, Ю. В. Кудрявцева;

- правовой поддержи предпринимательства и грагкданских прав казахстанцеЕ: Ю. Г. Васина, А. Г. Диденко, М. К. Сулейменова, Е. А. Ере-нова.

Обоснование темы исследования вряд ли было бы полным без обращения диссертанта к психологическим и педагогическим работам С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л С. Выготского, Г. & Гальперина, А. В. Запорожца, А. В. Петровского, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, И К Анохина, Н. Д. Хмель, Д. Е Узнадзе.

Новому прочтению проблемы способствовал позитивный и критический анализ зарубежной социологической литературы, особенно трудов Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, ;1Дювинье, Е. Будока.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные Госкомстата, МВД Республики Казахстан, ГУВД г. Алматы. Автором были проведены конкретные социологические исследования среди студентов и выпускников средних школ городов Усть-Каменогорска и Алматы.

Анкетным способом и интервьюированием опрошено 1290 человек. Соблюдение в процессе исследования требований социологической теории обеспечивает достаточную достоверность полученных результатов.

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы, которые имеют научную новизну и выносятся на защиту:

- показано, что период перехода к рыночным отношениям в посттоталитарных обществах характеризуется рядом особенностей: а) они пребывают в перманентном трансформационном кризисе; б) их моральная и правовая нормативно-ценностные системы находятся в состоянии аномии; е) процесс социально-правовой модернизации вызывает деформацию индивидуального сознания гразвдан;

- освещены особенности взаимодействия правового, морального и■нравственного сознания личности в переходный период, обусловленные анемическим состоянием общества и индивида;

- обоснована система объективных и субъективных факторов, определяющих взаимодействие- правового, морального и нравственного сознания личности;

- изложено понимание гражданственности как интегрального качества личности, образованного в результате взаимодействия правового, морального к нравственного сознания личности, как высшей форш социально-правовой активности человека;

- обоснован вывод о необходимости создания правовых, моральных и нравственных условий для формирования деловой культуры предпринимателей.

Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности использования па практике ряда ее теоретических предложений, выводов и практиеских рекомендаций при определении основных направлений социальной и правовой политики государства по нейтрализации и сдерживанию прогрессирующей аномии. Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой работе, в дальнейших научных исследованиях проблем правосознания личности, а также в учебно-воспитательном процессе.

Основные положения и выводы исследования автором были доложены и обсуждены на республиканской конференции молодых ученых и специалистов(Чимкент,1989г.), Всесоюзной научно-практической конференций Усть-Каменогорск,1989г.), Всесоюзном симпозиуме по философии(Усть-Каменогорск,1991г.), круглом столе "Кто там шагает в право?" журнала "Шахар" (Алматы,1994.), Республиканской научно-практической конференции^ Алматы,1995г), а также на конференциях молодых ученых Института государства и права HAH PK (Алматы 1993г. ,1994г. ,1995г.)

Основное содержание диссертации отражено в 7 опубликованных статьях и 2 тезисах (общим объемом 3 п/л).

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Сокольская, Людмила Викторовна, Алматы

- 143 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход от тоталитарного общества к, демократическому и связанные с этим глубокие социально-экономические, политические и иные изменения не могли не отразиться на процессах духовного развития личности, породили неизвестные прежде особенности во взаимодействии ее правового, морального и нравственного сознания. Отсутствие ясных теоретических представлений по этим вопросам затрудняет на практике выбор необходимых приоритетов и ориентиров, а также оптимальных мер стимулирования и запрета, регулирования и воздействия.

Проведенное исследование; подтверждает высокую степень актуальности темы и необходимость ее углубленной разработки, как затрагивающей целый ряд существенно важных проблем теоретического осмысления взаимодействия различных Форм индивидуального сознания в посттоталитарном обществе.

В переходный период углубляющийся кризис духовного мира личности, сопровождающийся деформацией индивидуального сознания, ценностной переориентацией личности, столкновением сложившихся стереотипов с реалиями жизни требует переосмысления многих теоретических представлений о соотношении объективной реальности и индивидуального сознания, о взаимодействии правового, морального и нравственного слзнания личности. Совсем недавно духовный мир советского человека преподносился нам как монолитное, гармоничное, лишенное серьезных противоречий явление. Сегодня же мы можем констатировать, что это далеко не так.

Данная ситуация, мы полагаем, объясняется тем, что постто

- 144 талитарные общества прибывают в настоящее время в перманентном трансформационном кризисе. в состоянии аномии.

Проблема аномического сотстояния общества и личности является на сегодняшний день остро актуальной и малоразработанной в юридической науке. В связи с чем исследование явлений аномии в контексте конкртеных социальных деструкций представляется совершенно необходимым. Правовой характер исследованию придает обобщение таких явлений социальной патологии, как правовой нигилизм, деформация правосознания личности, возрастание общеуголовной преступности и криминального профессионализма.

Критический анализ зти^ и других проявлений аномии в казахстанском обществе позволяет нам выйти на продуцирование конструктивных предложений по нейтрализации и сдерживанию прогрессирующей аномии во многих сферах нашей жизнедеятельности. Для этого в первую очередь необходимо проводить целенаправленную экономическую политику, решать политические и социальные проблемы, вести целенаправленную работу по Формированию рыночно-ориентированного общества, упрочить социальные образования, в которые включен индивид, сформировать новые моральные и правовые нормативно-ценностные системы.

Аномия в данной работе рассматривается как специфический Фактор, влияющий на взаимодействие правового, морального и нравственного сознания личности.

Однако, мы выделяем еще ряд объективных и субъективных Факторов, обусловливающих взаимодействие данных Форм сознания. К объективным Факторам мы относим явления, сущесвующие вне личности и не зависящие от ее внутреннего мира. В данную группу входят Факторы, позволяющие индивидуальному сознанию осво$ ить окружающую человека реальность. К ним мы относим общест-ввенные отношения, ценностно-нормативные системы и социальные регуляторы поведения индивидов. Эти объективные социализирующие Факторы способствуют развитию и Формированию личности, только взаимодействуя с субъективными Факторами, характеризующими особенности личности, ее мировоззрение, установки и ценностные ориентации. В данном исследовании мы исходим из того, что объективные и субъективные Факторы являются звеньями единого процесса развития и Формирования личности.

Механизм взаимодействия правового, морального и нравственного сознания рассмотрен нами на примере Формирования такого интегрального качества личности, как гражданственность. Как личностное качество гражданственность образуется вследствие взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности и является высшей Формой социально-правовой активности человека.

Для Формирования высокой гражданственности казахстанцев необходима моральная и правовая поддержка государства и общества. Анализируя существующее республиканское законодательство в области прав и свобод граждан, мы предлагаем ряд мероприятий по улучшению государственной правовой поддержки Формирования гражданственности.

Следующей Формой проявления взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности является такое личностное качество, как деловая культура. Более подробно мы расс матриваем деловую культуру предпринимателей» потому что именно она может стать залогом успешного развития республики.

Исходя из того, что деловая культура предпринимателей образуется в результате взаимодействия таких Форм индивидуального сознания, как правовое, моральное и нравственное, мы приходим к выводу, что необходимо создать целостную систему правовой, моральной и нравственной поддержки предпринимательства.

Анализируя социально-исторические причины низкой сформиро-ванности деловой культуры предпринимателей, мы обосновываем вывод о недостаточной моральной и нравственной поддержки предпринимательства и предлагаем меры по ее улучшению.

В заключение работы необходимо отметить целесообразность дальнейшего многоаспектного исследования проблем взаимодействия различных Форм индивидуального сознания. Представляется актуальной последующая разработка данной темы, в частности, в таких направлениях как: а) изучение отечественного и зарубежного опыта по преодолению аномического состояния общества и личности; б) дальнейший поиск путей преодоления кризиса индивидуального сознания.

По нашему мнению, дальнейшая разработка данных и других аспектов взаимодействия различных Форм индивидуального сознания будет содействовать развитию и обогащению общетеоретических проблем права.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Особенности взаимодействия правового, морального и нравственного сознания личности в посттоталитарном обществе»

1. Указ Преьидг-нта гг-г-пуб-яйки Казахстан "О налогообложении

2. ДОХОДОВ фИойчвОКйХ лиц" ОТ х>' фёВра.ЛЯ 13У4 г. N 1570 //' САПП Республики Казахстан, 1934. N10. ст. 33;1.1?. Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) //

3. Советы Казахстана.- 27, 31 января, 1, 3, 7 февраля, 1995;

4. Уголовный кодекс КазССг. Алматы: Казахстан, 1334;

5. Уголовный Кодекс РСФСР // су/рс&О?, 1332. N87. ст. 385;

6. Постановление Верховного Совета КазССР "С социальной ьн-щите малообггопёченчЬ'Х граждан при переходе на рыночные отношения" от 29 ноября 1330 г. //Ведомости Верховного Совета КазССР, 1990. N49. ст. 453;

7. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан "0 регулировании гражданских правоотношений в период проведенияэкономической реформы" от 30 января 1933 г.// Советы Казахстана. 10 февраля, 1333;

8. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 1388. 143с.;

9. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культура. М.: Наука, 1331. -106с. ;

10. Азаров Ю. П. Педагогика семейных отношений. М.: Знание, 1977. -95с. ;

11. Агешин Ю. А. Политика, право, мораль. М.: Юридич. лит-ра, 1982. -160с. ;

12. БОСПИТаНИЯ ПОДрОГ-ткоь, №. : оНвНИг, ! 375. "4иО. ; "о. А КС ель род Л. К. г:, яаЩИТу м^^рк^пЛИЗМо.

13. МОС КБ а.: ГОСИЗДат; 1323:2. 24. Акмамбетов Г. Г. Проблемы нравственного развития личности. Алма-Ата: Неука, 1971. -215е. •

14. Алексеев С. с. Социальная ценность права в советском обществе. М. : Юридическая литература, 1971. 223с.;

15. Андреев Л. А. Общественное сознание и нормы поведения. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. -112с. ;2. 32. Андреева Г. М. Социальная 'психология М.: МГУ, 1980.-415с. ;

16. Брожик В. Культура духовных запросов личности. Киев: Вища

17. ШКОЛа, 1986. -205с. ; 2. 52. Вайсберг Л. М. Демонтаж тоталитаризма и рефлексия правового сознания. //Известия КАК РК, Серия обществ, наук, 1993. N4. С. 23-29;2. 53. Вайсберг Л. М. Правовое воспитание б свете концепции праt.

2015 © LawTheses.com