Политико-правовые взгляды П.А. Столыпинатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Политико-правовые взгляды П.А. Столыпина»

На правах рукописи

9 15-12/273

ФОРОСТЕЦКИЙ Михаил Сергеевич

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ П.А. СТОЛЫПИНА

12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Белгород - 2015

Диссертация выполнена в автономной негосударственной организации высшего профессионального образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права»

Научный руководитель:

Сафронова Елена Викторовна -

доктор юридических наук, профессор

Официальные оппоненты:

Туманова Анастасия Сергеевна -

доктор юридических наук, профессор, ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» / кафедра теории и истории права, профессор

Алонцева Дина Викторовна -

кандидат юридических наук, доцент, ФГЬОУ ВПО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина» / кафедра теории и истории государства и права, доцент

Ведущая организация: ФГБОУ ВО «Юго-Западный

государственный университет»

Защита состоится 30 октября 2015 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.015.07 на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета по адресу: 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке и на сайте Белгородского государственного национального исследовательского университета (www.bsu.edu.nV.

Автореферат разослан>4£_сентября 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Нифанов А.Н.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования. Кардинальные перемены, произошедшие в государственно-правовом строе России в 90-е годы XX в., вызвали живой интерес к личности П.А. Столыпина - выдающегося государственного деятеля, реформатора, с именем которого связаны масштабные преобразования в эпоху «надлома». Однако освободившаяся от идеологических установок советского периода, современная историография нашла в образе П.А. Столыпина воплощение идеи национального героя, о котором можно писать только в восторженном тоне.

Наблюдаемая на протяжении ряда лет «популяризация личности» привела к необоснованным интерпретациям деятельности П.А. Столыпина, порой проецирующим современные правовые «фетиши» на реформы, связанные с его именем. Складывается впечатление, что российская наука создает новый образ премьер-министра, применяя суждения по аналогии, приписывая ему те идеи и замыслы, которых не было и в помине. И если результатом «мифотворчества» советского периода стало представление о П.А. Столыпине, как о «деятеле царского режима», реакционере и «вешателе», чье имя связано лишь с военно-полевыми судами и крестьянским переселением и отражено в таких ярлыках, как «столыпинский вагон» и «столыпинский галстук», то современной историографией создается новый миф о Столыпине -демократе и либерале, внесшем весомый вклад в развитие правового государства.

Актуальность обращения к анализу государственно-правовых воззрений П.А. Столыпина вызвана следующими обстоятельствами:

Во-первых, масштабом личности и значимостью государственно-правовых преобразований, связанных с его именем. Нельзя не согласиться с Президентом РФ В.В. Путиным, что «жизненный и профессиональный путь Петра Аркадьевича Столыпина - настоящего патриота и гражданина - всегда будет примером бескорыстного служения делу, людям, России»1.

Во-вторых, историографическим пробелом. Несмотря на обилие прежде всего исторических работ, посвященных личности П.А. Столыпина, ряд аспектов его жизни и деятельности остается недостаточно изученным. В частности, в юридической науке отсутствуют работы, посвященные анализу эволюции политико-правовых взглядов политика. Правоведы обращались к исследованию его деятельности лишь в аспекте его реформаторской деятельности, чаше всего с целью анализа аграрной реформы.

В-третьих, наблюдаемой в последнее время тенденцией новой «мифологизации» деятельности П.А. Столыпина, как реформатора, идеалом которого выступало правовое государство.

Степень научной разработанности темы. Жизнь и деятельность П.А. Столыпина неоднократно становилась предметом научного поиска. Проводятся международные конференции, посвященные этого государствен-

1 Петр Аркадьевич Столыпин: Энциклопедия / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 2011. С. 5.

ному деятелю; исследовательская работа активизировалась в связи с празднованием 150-летия со дня его рождения. И.В. Лукояновым, П.А. Пожигайло, C.B. Шелохаевым и другими авторами были подготовлены различного рода сборники писем, речей и текстов законопроектов П.А. Столыпина. Фондом изучения наследия П.А. Столыпина был впервые опубликован комплекс законодательных документов и материалов, раскрывающий основные направления реформаторского курса, осуществлено издание масштабной энциклопедии, среди авторов которой A.A. Данилов, К.А. Соловьев, В.В. Шелохаев и др.

Государственной деятельности П.А. Столыпина посвящены публицистические и исторические труды. Среди них работы, появившиеся при жизни премьер-министра или сразу после его смерти (Е.В. Варпаховская, А. Изгоев, П.И. Кречетов, В.А. Скрипицын), исследования ученых советского периода (А.Я. Аврех, П.Н. Зырянов), а также издания, подготовленные современными авторами (П.С. Кабытов, С.Г. Кара-Мурза, А.П. Корелин, С.Ю. Рыбас, Г.П. Сидоровнин, Б.Г. Федоров и др.)

Отечественные и зарубежные авторы (преимущественно историки и экономисты) уделяют пристальное внимание столыпинской аграрной реформе (А.Я. Аврех, H.H. Ефимов, Л.И. Зайцева, Н.Л. Рогалина, С.М. Сидельни-ков, В.Г. Тюкавкин). Оригинальный взгляд на проблемы реформирования России в начале XX в. и преобразовательную деятельность П.А. Столыпина представлен в иностранных изданиях (A. Ascher, M.S. Conroy, G.A. Hosking, H.Rogger, P. Waldron, Stephen F. Williams и др.). Взаимоотношения II.A. Столыпина и императора Николая II анализируются в работах П.В. Мультатули, М.Ф. Флоринского.

Некоторые исследователи сосредотачивают свое внимание на изучении характера П.А. Столыпина, социально-психологической мотивации его действий, стремятся едва ли не поминутно восстановить события его жизни. К личности Г1.А. Столыпина обращаются и в связи с исследованием проблемы политического лидерства (В.В. Шелохаев).

Столыпинским реформам в оценке российского общественного мнения посвящена работа Л.Ю. Казаниной, деятельность П.А. Столыпина на посту саратовского губернатора стала предметом диссертации А.И. Пиреева. Региональную специфику реализации столыпинских преобразований избрали предметом своих исследований H.H. Зоркова, О.Г. Карапкова, К.А. Пожарская. Ряд направлений законопроектной работы правительства Г1.А. Столыпина подвергнут анализу A.C. Тумановой.

Представители исторической науки, располагая богатейшей фактологической базой, не владеют юридической терминологией, допускают погрешности в трактовке отдельных категорий (право, гражданское общество, правовое государство и проч.). В ряде случаев исследовательский поиск подчинен магистральной идее создания образа великого реформатора, демократа.

Исследователями-юристами имеющийся массив достоверных данных о жизни и деятельности П.А. Столыпина востребован не в полной мере. Они демонстрируют способность работать с текстом нормативного акта, законо-

проектом, при этом оставляют без учета общественно-политическую обстановку, борьбу различных сил в парламенте и правительстве и многие другие моменты. Фразы из выступлений П.А. Столыпина в Государственной думе и Государственном совете, выхваченные из контекста, рассматриваемые в отрыве от общественно-политической ситуации в России, подвергаются произвольному истолкованию.

Несмотря на определенный интерес, демонстрируемый представителями юридической науки, их цель в основном сводится к изучению правового обеспечения столыпинских преобразований в сельском хозяйстве. На уровне диссертационных исследований к изучению указанной проблематики обращались В.Ю. Дерюгин (СПб., 2007), Ф.П. Румянцев (Н. Новгород, 2004).

Специальные комплексные исследования государственно-правовых взглядов П.А. Столыпина до настоящего времени отсутствуют. Вне исследовательского поля по-прежнему остается вопрос об идейных влияниях, определивших мировоззрение П.А. Столыпина, формировании и эволюции его политико-правовых взглядов, незаслуженно оказались обойдены вниманием его представления о гражданском обществе и правовом государстве, проблемах взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти.

Те исследователи, внимание которых было направлено на изучение правовой составляющей столыпинских преобразований, не ставят задачей уяснение представлений их автора о социальных регуляторах, законе, правоотношениях, правосознании. Единственным исключением Можно считать статью Е.С. Лапина2. Однако в ней основной акцент сделан на изложении биографических данных П.А. Столыпина, его идей о развитии юридического образования, приведены выдержки из его речей. При этом собственно правовые взгляды П.А. Столыпина представлены фрагментарно.

Полагаем, что одной из актуальных задач юридической науки является адекватная интерпретация и переосмысление политико-правовых взглядов П.А. Столыпина. Историографический пробел, а также масштабность творческого наследия Петра Аркадьевича Столыпина и значимость его вклада в развитие представлений о государстве и праве обосновывают необходимость обращения к данной проблематике.

Объект исследования - история развития теоретических знаний о государстве и праве.

Предметом исследования явились взгляды П.А. Столыпина на государство, право, гражданское общество и политическую систему.

Цель исследования заключалась в комплексном анализе государственно-правовых взглядов П.А. Столыпина.

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

- определены идейно-теоретические истоки формирования государственно-правовых взглядов П.А. Столыпина;

2 Лапин Е.С. Правовые взгляды П.А. Столыпина // Государство и право. 2007. № 2. С. 88-91.

- проанализирована система политико-правовых взглядов П.А. Столыпина;

- исследованы воззрения П.А.Столыпина в контексте социально-политических и основных государственно-правовых тенденций, наметившихся в России конца XIX - начала XX вв;

- раскрыты представления П.А. Столыпина об основах взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти;

- исследована концепция государственных преобразований П.А. Столыпина;

- определен вклад П.А. Столыпина в формирование правовой политики в сфере межконфессиональных отношений;

- установлена ценность политико-правовых воззрений П.А. Столыпина для теоретической и практической юриспруденции.

Источннковая база исследования. П.А. Столыпин не оставил после себя каких-либо трудов, в которых нашли бы полное отражение его взгляды на государство и право. Благодаря работе Фонда изучения наследия П.А. Столыпина был впервые опубликован комплекс законодательных документов и материалов, раскрывающий основные направления его реформаторского курса.

Источники, на основе которых осуществлялось настоящее исследование, могут быть разделены на четыре группы.

Первую группу источников составили тексты выступлений П.А. Столыпина в Государственной думе и Государственном совете. В своих речах премьер-министр не только освещал текущие вопросы, но обосновывал необходимость проведения преобразований, представлял свое видение специфики государственно-правового развития России, определял его дальнейшие перспективы.

Вторую группу источников составили законопроекты, подготовленные и внесенные на рассмотрение Государственной думы по инициативе П.А. Столыпина, а также законодательные акты, явившиеся результатом правотворческой деятельности.

Третья группа источников - это документы личного происхождения, переписка П.А. Столыпина с О.Б. Столыпиной, Николаем II, общественными и политическими деятелями, а также воспоминания современников. Изучение эпистолярного наследия позволяет конкретизировать представление о взглядах П.А. Столыпина на государство и наблюдаемые им политические процессы. В мемуарах М.П. Бок, С.Ю. Витге, А.И. Гучкова, А.П. Извольского, В.А. Маклакова, П.Н. Милюкова, А.Ф. Редигера, В.Н. Коковцева не только содержатся интересные оценки реформаторской деятельности П.А. Столыпина. Они позволяют проследить процесс формирования мировоззрения, эволюцию политико-правовых взглядов П.А. Столыпина.

Четвертая группа использованных источников представлена периодическими изданиями («Русское богатство», «Мир божий», «Русская мысль»), на страницах которых оппозиционно настроенные деятели выражали свои

общественно-политические позиции, характеризовали намеченные П.А. Столыпиным преобразования и ход их реализации. Исследование позиций авторов, принадлежащих к различным политическим силам, позволяет более объективно оценить взгляды и практическую деятельность премьер-министра.

Совокупность использованных источников позволяет осветить политико-правовые взгляды Г1.А. Столыпина и успешно решить задачи данного исследования.

Методологическую основу диссертационной работы составили: во-первых, всеобщий метод диалектики, в рамках которого применялись такие общелогические приемы, как анализ и синтез. Во-вторых, историко-юридический характер работы позволил использовать общенаучные методы: формально-логический, системный, исторический. В-третьих, направленность исследования предопределила необходимость использования специальных методов истории политических и правовых учений, в частности: биографического, теоретико-правовой интерпретации и оценки государственно-правовых идей; структурного, предполагающего изучение составных частей концепции; компаративного, основанного на сопоставительном анализе различных идей. Освещение материала проводилось на основе сочетания проблемно-категориального и хронологического способов и приемов изложения.

Теоретическую основу исследования составили работы по теории права и государства, истории политических и правовых учений, философии права С.С. Алексеева, В.А. Бачинина, А.Б. Венгерова, В.Г. Графского, И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, Д.А. Керимова, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста,

A.B. Малько, Л.С. Мамута, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой,

B.Л. Нерсесянца, В.М. Сырых, В.А. Томсинова, A.C. Тумановой и др.

Научная новизна работы заключается в том, что на основании выполненных соискателем исследований:

- разработана новая научная концепция государственно-правовых воззрений П.А. Столыпина, отражающая его вклад в развитие отечественной политико-правовой мысли;

- предложены трактовки П.А. Столыпиным концепции государственных преобразований; сущности и назначении государственной власти, взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной ее ветвей; права, закона, «надправовых» решений и их соотношения и роли в социальном регулировании;

- доказан вклад П.А. Столыпина в формирование правовой политики в сфере межконфессиональных отношений;

- введена в научный оборот авторская трактовка использовавшихся П.А. Столыпиным государственно-правовых и теоретико-правовых конструкций.

На защиту выносятся следующие положения, обладающие элементами научной новизны:

1. Автором высказано предположение, что на формирование идеологии государственных преобразований, проводимых под руководством П.А. Столыпина, оказала влияние этико-правовая концепция русского консерватизма

(Л.А. Тихомиров, П.Е. Казанский, Н.А. Захаров) и либерально-охранительное направление в государственно-правовой доктрине (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин).

2. Установлено, что проводимые П.А. Столыпиным реформы носили концептуальный характер. Ключевым принципом охранительного либерализма П.А. Столыпина (по терминологии Б.Н. Чичерина) выступало наличие сильной централизованной власти, гарантирующей государственное единство, общественный порядок и законность, и постепенные либеральные преобразования с целью устранения пережитков сословного строя, развития институтов местного самоуправления и обеспечения гражданских прав и свобод.

3. Доказано, что во многом либеральная направленность государственных преобразований, проводимых П.А. Столыпиным, была вызвана не док-тринальной составляющей и личными мировоззренческими установками политика, а историческим контекстом - конституционными преобразованиями 1905-1906 гг. и практической целесообразностью. Исторический период, в котором находилась Россия, П.А. Столыпин определял как «время великого исторического перелома, во время переустройства всех государственных, законодательных устоев». Успокоение и возрождение России П.А. Столыпин связывал с «обдуманным и твердым проведением в жизнь высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя». При принятии государственно важных решений П.А. Столыпин всегда руководствовался национальными интересами - наиболее значимыми целями, направленными на обеспечение устойчивого функционирования и развития российского государства как единого целого.

4. Установлено, что в лексиконе политика термины «государство» и «государственность» использовались как синонимичные. В представлении П.Е. Столыпина было два основных подхода к определению государства. Согласно первому, государство - это совокупность отдельных лиц, «соединенных одним общим законодательством, общей администрацией». Целью такого государства выступает гарантия «соотношения сил». Такой сугубо либеральный подход политиком не разделялся, ему было близко консервативное определение государства как союза, базирующегося на исторических началах и объединенного общей идеей. Такое государство, - отмечал он, «осуществляя народные заветы, обладает волей, имеет силу и власть принуждения, такое государство преклоняет права отдельных лиц, отдельных групп к правам целого». При этом историческими началами государственности - «русскими национальными началами» - политик признавал православие, верховную самодержавную власть - как охранительницу «идеи русского государства», олицетворяющую собой ее силу и цельность, и земщину - крепких людей земли, связанных с государственной властью.

5. Выявлено, что ключевым признаком государства П.А. Столыпин считал власть, в которой видел высшее благо для общества. Основной целью власти считал обеспечение государственного порядка, общественного спокойствия и социального компромисса. Власть не должна превращаться в самоцель, это

средство для охраны «жизни, спокойствия и порядка». Бездействие власти ведет к анархии и бесправию. Являясь сторонником принципа разделения властей, в практической деятельности ILA. Столыпин направлял свои усилия на создание устойчивого механизма взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти. Цель совместной работы законодательных и исполнительных учреждений П.А. Столыпин видел в принятии тех актов, которые будут способствовать укреплению «правового уклада». Указывая место Совета министров в государственном механизме, П.А. Столыпин заявлял: правительство - это «аппарат власти, опирающейся на законы», «выразитель и исполнитель предначертаний Верховной воли». Результатом его реформаторской деятельности стали определенные изменения в политической сфере, организации и функционировании государственного аппарата, однако оснований для утверждений о последовательном разделении властей нет.

6. Доказано, что сложившийся в результате конституционных преобразований 1905-1906 гг., государственный строй H.A. Столыпин определял как конституционный. При этом он не раз подчеркивал, что изменения в государственном строе были октроированы монархом. Предназначение парламента видел в придании новой силы и блеска верховной власти. Премьер-министр связывал «успокоение и возрождение» России с необходимостью обдуманного и твердого проведения в жизнь высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя. Миссия правительства виделась ему в том, чтобы оказывать парламенту необходимую помощь и содействие. Он заявлял о стремлении к согласованной плодотворной работе, залог успеха преобразований видел во взаимном детальном и практическом обсуждении предположений Правительства и Думы. При этом обновление существующего строя не предполагало ревизии основ российской государственности.

7. Определено, что взгляды П.А. Столыпина на право не обладают концептуальной завершенностью. Государственного деятеля интересовал не системный анализ правовых категорий, а реально действующие юридические установления. Право политик признавал важнейшим способом регулирования социальных отношений. Нормальное течение общественной жизни требовало безусловного соблюдения закона, однако он допускал возможность принятия «надправовых» решений, разграничивая понятия «законность» и «целесообразность». В ситуации, когда существование государства поставлено под угрозу, когда «государственный организм потрясен до корней», никакие юридические нормы не могут препятствовать верховной власти «приостанавливать течение закона». Возможность принятия «надправовых» решений обосновывал правом необходимой обороны. Состояние необходимой обороны в кризисных ситуациях оправдывает не только применение репрессивных мер в отношении отдельных категорий лиц, но и другие действия, направленные на сохранение государственного порядка и общественной безопасности. В эти «роковые моменты в жизни государства», государственная необходимость стоит выше права и выбор между «целостью теорий» и «целостью отечества» для П.А. Столыпина был очевиден.

8. Обосновано, что приписываемая П.А. Столыпину роль в развитии идеи правого государства, мало доказательна. При определении цели законопроектной деятельности правительства, П.А. Столыпин указывал, что «преобразованное по воле Монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое». Эта фраза, рассматриваемая вне контекста, стала основанием для современных исследователей видеть в П.А. Столыпине сторонника данной политико-правовой идеи. Премьер-министр вкладывал в свою фразу вполне конкретный смысл. Он говорил о государстве, в котором писаным законом будут определены обязанности и ограждены права русских подданных, так как только в этом случае они окажутся вне зависимости от толкования и воли отдельных лиц. С одной стороны, П.А. Столыпин заявлял о необходимости принятия новых норм, с другой - настаивал на восстановлении порядка и укреплении правового уклада, соответствующего «русскому народному самосознанию». Именно соображениями регламентации «твердых устоев» государственной жизни предварял внесение в парламент подготовленных законопроектов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обоснована тем, что:

- доказаны положения, что реформаторская деятельность П.А. Столыпина во многом определялась историческим контекстом - конституционными преобразованиями 1905 - 1906 гг. и практической целесообразностью;

- изложены концептуальные положения плана государственных преобразований П.А. Столыпина, идейную основу которого можно охарактеризовать как охранительный либерализм;

- раскрыты детерминанты формирования политико-правовых воззрений П.А. Столыпина и их истоки;

- изучены представления П.А. Столыпина о государстве вообще и правовом государстве в частности; раскрыты взгляды на основы взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти;

- проведена модернизация подхода к трактовке правовых взглядов П.А. Столыпина, раскрыты представления политика о понятиях «законность» и «целесообразность», их соотношении, возможности принятия «надправо-вых» решений.

Практическая значимость работы заключается в том, что научные положения, оценки и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в нормотворческой и правоприменительной деятельности, связанной с развитием институтов гражданского общества и совершенствованием основ межконфессиональных отношений.

Положения диссертации расширяют теоретико-методологическую основу для дальнейших исследований в данной области, могут быть использованы при преподавании спецкурсов по истории политических и правовых учений второй половины XIX - начала XX вв.; при подготовке программ, учебных курсов и написании учебников по «Истории политических и правовых учений», «Истории отечественного государства и права», «Теории государства и права».

Степень достоверности проведенного исследования государственно-правовых воззрений П.А. Столыпина опосредована использованием научных трудов и применением апробированных методов и методик, соблюдением научно-методологических требований, анализом опубликованных и архивных источников, нормативных актов и их проектов, обобщением использованной научной литературы.

Апробация результатов исследования. Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории государства и права AHO ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права».

Основные результаты и положения исследования отражены в опубликованных научных статьях и были представлены в докладах и сообщениях, сделанных автором в процессе участия в научно-практических мероприятиях.

Структура работы обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, дается характеристика степени ее научной разработанности, определяются цель и задачи, объект и предмет диссертации, раскрываются методологическая, теоретическая и источниковая основы исследования, обосновывается научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, характеризуется теоретическая и практическая значимость исследования, приводятся сведения об апробации его результатов.

Первая глава - «Идеи П.А. Столыпина в контексте политико-правовой мысли начала XX в.» - посвящена исследованию вопроса о становлении и развитии политико-правовых взглядов П.А. Столыпина(§ 1); анализу оценок его личности и государственной деятельности, представленных в отечественной историографии (§ 2).

Автор полагает, что формирование идеологии государственных преобразований П.А. Столыпина происходило под влиянием с одной стороны, эти-ко-правовой концепции русского консерватизма (JI.A. Тихомирбв, П.Е. Казанский, H.A. Захаров), с другой - либерально-охранительного направления в государственно-правовой доктрине (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин). Деятельность П.А. Столыпина пришлась на кризисный период отечественной государственности. Зарождающаяся наука государственного права в это время искала пути оптимальные пути организации системы государственного управления. Анализ заявлений, законопроектной и практической реформаторской деятельности убеждает в том, что взгляды П.А. Столыпина во многом совпадали с идеями национально-консервативного направления в отечественном государствоведении, яркими представителями которого являлись J1.A. Тихомиров, П.Е. Казанский, В.Д. Катков, H.A. Захаров. Этим авторам удалось выработать оригинальную этико-правовую концепцию российской государственности, которую отчасти на практике пытался воплотить П.А. Столыпин.

В работах H.A. Захарова, В.Д. Каткова основное внимание уделялось теме государства, верховной власти, обосновывалась самобытность русской государственности. Отмечая господство европейских концепций в отечественной науке, H.A. Захаров, П.Е. Казанский, В.Д. Катков, J1.A. Тихомиров выступали против заимствования в России чуждых правовых форм. П.А. Столыпин, как и сторонники этико-правовой концепции, исходил из невозможности обоснования русского самодержавия исключительно с юридической точки зрения. Обращают на себя внимание его частные обращения к истории российского государства, представления о русском народе как госу-дарственнообразующем, убежденность в особом значении православия.

J1.A. Тихомиров обосновывал свою оригинальную доктрину российской государственности - «православной самодержавной монархии». Позиция П.А. Столыпина в полной мере совпадала с мнением JI.A. Тихомирова, усматривавшего главную проблему программ, направленных на преобразование России, «в том, что они слишком теоретичны, слишком мало национальны, слишком мало сообразованы с условиями нашей страны». П.А. Столыпин переписывался и общался с J1.A. Тихомировым лично, был знаком с содержанием его работ, признавал его способности и масштабный груд по обоснованию монархической государственности. Соглашаясь в ряде принципиальных моментов, П.А. Столыпин разошелся с JLA. Тихомировым в оценках роли и назначения представительных учреждений, он выбрал реформу учреждений, а не изменение конституции.

Взгляды П.А. Столыпина на государственно образующий народ были близки представлениям П.Е. Казанского, получившего широкую известность благодаря масштабному исследованию проблемы государственной власти.

Работая над книгой «Власть Всероссийского Императора», значение которой для юридического анализа организации системы властвования в России начала XX в. трудно переоценить, П.Е. Казанский обращался к протоколам Государственной Думы и Государственного Совета. В речах П.А. Столыпина и некоторых других членов палат ученый находил «глубокое проникновение в дух русской государственности, всестороннее знание русского права, мастерский анализ Основных Законов и изящные построения главнейших установлений русского государственного строя».

Вклад П.А. Столыпина в развитие юридической науки был признан дореволюционными государствоведами. П.Е. Казанский писал, что он «самодержавно-представительный характер современного строя России не раз выяснял в своих речах». Правовед ссылался на П.А. Столыпина, касаясь вопроса полномочий законодательной власти, а также права Императора на вмешательство в осуществление полномочий законодательными учреждениями. Ссылками на П.А. Столыпина доказывал возможность применения «надпра-вовых решений». На их допустимость указывал не только П.Е. Казанский, но и H.A. Захаров. Такая власть, - писал H.A. Захаров, - «применяется в затруднительные, исключительные моменты истории, когда нормы права бессильны перед потоком жизненных явлений».

Диссертантом отмечены определенные пересечения взглядов П.А. Столыпина с воззрениями представителей либерально-охранительного направления в государственно-правовой доктрине. Либеральное мировоззрение не предполагает разрушение существующего строя с помощью революции, оно нацелено на постепенное совершенствование, преобразование государственных форм. H.A. Столыпин как политик и государственный деятель видел, что условий для утверждения в России либерального правового государства на тот момент еще не было, и направлял свои реформаторские усилия на их создание и упрочение. Вместе с тем он выступал против насильственного разрушения исторически сложившихся общественных форм.

П.А. Столыпин уделял особое внимание изучению юридической литературы. В частности, в своих выступлениях ссылался на груды Б.Н. Чичерина, чья научная и общественная деятельность сыграла видную роль в формировании либерально-консервативного правосознания в России. Б.Н. Чичериным были выделены три вида либерализма: уличный, оппозиционный и охранительный. Диссертант отмечает, что та характеристика, которую правовед дал охранительному либерализму в полной мере соответствует мировоззрению П.А. Столыпина. Премьер-министр, с одной стороны, был сторонником сильной власти, стремился сохранить государственное единство и жестко пресекал нарушения закона, с другой - проводил либеральные реформы, предполагающие предоставление обществу самостоятельности, обеспечение прав и свобод личности.

На посту премьер-министра П.А. Столыпин принялся за реализацию тех мероприятий, которые, по его мысли, могли способствовать укреплению самодержавия, повышению престижа власти. Демонстрируя широту взглядов, энергию, стремление вникнуть в суть дела, он стремился найти выход из назревавших десятилетиями проблем общественной жизни. Он не занимал консервативных позиций, среди различных вариантов преобразований выбирал наиболее взвешенные. П.А. Столыпин во многом не был пионером и развивал идеи, выдвинутые предшественниками, но оказался первым, кому пришлось работать в непосредственном контакте с Государственной думой, выстраивать новый парламентский порядок.

При принятии государственно важных решений П.А. Столыпин руководствовался национальными, государственными интересами, сочетал традиционные представления о ценности и незыблемости монархической государственности с либеральными идеями, проявлял прекрасное знание отечественной доктрины государственного права.

Во второй главе - «Государство, его сущность и функции в представлении П.А. Столыпина» - диссертантом подвергнуты анализу представления П.А. Столыпина о сущности и назначении государства (§ 1); его взгляды на проблему взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти (§ 2); рассмотрена концепция государственных преобразований П.А. Столыпина (§ 3).

В рассуждениях П.А. Столыпина о государстве выделены несколько аспектов. Во-первых, это определение власти, государства и государственности.

Во-вторых, понимание государственного строя Российской империи и роли монарха как представителя верховной власти. В-третьих, проблема целостности государства и обеспечения национальных интересов. Наконец, в-четвертых, представления о юридических и нравственных обязанностях власти.

П.А. Столыпин не ставил перед собой цели «юридического познания» государства, руководствовался практическими, а не теоретическими соображениями. Он определял государство как союз, обладающий волей, имеющий силу и власть принуждения, проводящий народные, исторические начала, преклоняющий права отдельных лиц и групп к правам целого. Целью государства политик считал обеспечение порядка как главной ценности; в качестве ключевого признака называл власть, в которой видел высшее социальное благо. Олицетворяемая монархом верховная власть, по его мнению, выступала «хранительницей идеи русского государства», выражала собой ее силу и цельность. Именно она была способна в минуты потрясений спасти Россию, вернуть ее на «путь порядка и исторической правды». П.А. Столыпин отстаивал незыблемость абсолютных традиционных ценностей, полагал, что власть несет не только правовую, но этическую ответственность за принимаемые решения, руководствовался идеей нравственного служения.

Ставя на первое место интересы государства, а не теоретические построения, П.А. Столыпин саму дискуссию относительно того, «самодержавие ли у нас или конституция», считал бесплодной. Установившийся в России строй он определял как «представительный, дарованный самодержавным Монархом». Диссертантом установлено, что премьер-министр разграничивал понятия «парламентаризм» и «конституционализм» и был противником заимствования моделей управления, сложившихся в Великобритании и других странах Западной Европы. Парламентаризм не мог существовать в России, т.к. предполагал отказ от традиционных политических институтов. П.А. Столыпин не признавал превосходства европейских стран, Россию считал уникальным образованием, аналогов которому в мировой истории нет. Использование передового западного опыта, развитие концепций правового государства. гражданского общества, разделения властей, конституционализма не должно было идти вразрез с национальными интересами.

Высшее историческое право России премьер-министр формулировал однозначно: «быть сильной». Идея федерализации была для него неосуществимой. к перспективам децентрализации власти он относился весьма сдержанно, полагал, что для России она могла принести вред, а не пользу: привести к уничтожению тех нитей, которые связывают всю империю. Определяющей для него была национальная идея, национальный вопрос имел универсальное, общегосударственное значение. Русский народ П.А. Столыпин рассматривал как системообразующий фактор государства. Он последовательно отстаивал необходимость усиления русского элемента на западных окраинах, одну из важнейших задач видел в скреплении «расшатанною государственного тела железным обручем». Ирм этом зашита интересов русского народа отнюдь не означала угнетения и притеснения других национальностей.

С установлением нового строя П.А. Столыпин связывал подъем в обществе патриотизма и национального чувства и направлял свои усилия на строительство России, «не стыдящейся быть русской». Он понимал, что страна ослаблена поражением в недавней воине, и считал, что минуты «политической передышки» нужно использовать для спешного укрепления государства». Осознавая сложность той исторической эпохи («время великого исторического перелома»), в которой пребывала Россия, подчеркивал, что поддержание территориальной целостности, сохранение единства страны не должно отходить на задний план. Великий и сильный русский народ, но мысли премьер-министра, не имел права выбрать пу гь «государственных у фат».

П.А. Столыпин стремился избежать разрушения существующей государственности. Действия оппозиции расценивал как попытку «превратить Россию в развалины для того, чтобы на этих развалинах строить новое, неведомое нам отечество».

Правительство премьер-министр рассматривал как «аппарат власти, опирающейся на законы», «выразитель и исполнитель предначертаний Верховной воли». Он считал, что России необходимо «сильное правительство», причем нетолько в эпоху кризиса, но и в будущем. Он не только осуждал произвол и самовластие, но еще более опасным считал безвластие правительства. Отказ от реализации своих полномочий недопустим: «прикрытую боязнью ответственности бездеятельность» П.А. Столыпин квалифицировал как преступление перед страной. Право на существование, по его мнению, имело лишь правительство, обладающее «зрелой государственной мыслью и твердой государственной волей», проявляющее в своей работе «неуклонную приверженность к русским историческим началам», «страстное желание обновить, просветить и возвеличить родину». П.А. Столыпин обращал внимание на необходимость учета не только политических и государственных, но и «нравственных начал» в деятельности правительства. Он выражал уверенность в том, что у правительства наряду с юридическими есть и «моральные обязанности», к числу которых относил, прежде всего, улучшение быта крестьянства.

Установившийся в России законодательный строй, по мнению П.А. Столыпина, должен был развиваться «по своему собственному, своеобразному руслу». Несмотря на все сложности в работе Государственной думы, премьер-министр не подвергал сомнению ее дальнейшее существование, стремился вывести ее «из сферы политических интересов в русло спокойной работы». Он ожидал от Думы действий, продиктованных велением совести и чистым патриотизмом. Допуская, что политические цели правительства и законодательных палат могут расходиться, роль арбитра в возможном противостоянии ветвей власти отводил монарху, как гаранту разумности принимаемых решений.

П.А. Столыпин выступал за реализацию принципа разделения властей, исключавшего приоритет какой-либо ветви. Он подчеркивал, что Государственная дума призвана Государем «служить основой законодательного строя в империи» и является «важнейшим фактором воссоздания крепких государственных устоев и порядка». Он не подвергал сомнению безусловного права

Государственной думы и Государственного совета вносить изменения и отклонять предлагаемые им законопроекты. Миссия правительства виделась ему в том. чтобы оказывать парламенту необходимую помощь и содействие. В гоже время считал, что в определенных, исключительных случаях, правительство было обязано не просто молчаливо принять решение палат, но вступить в борьбу за свои политические идеалы. Он заявлял о стремлении к согласованной плодотворной работе, отвергал обвинения в стремлении захватить законодательную власть, залог успеха преобразований видел во взаимном детальном и практическом обсуждении предположений Правительства и Думы.

По мнению автора. H.A. Столыпин имел четкое представление о том, что такое государство и какие исторические задачи перед ним стоят. Установившийся в России конституционный режим премьер-министр считал не только жизнеспособным, но «весьма прогрессивным» и направлял свои усилия на создание устойчивого механизма взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти. Задачу «сильного правительства» видел в укреплении порядка и проведении назревших реформ. Благ одаря его стараниям определенные изменения в политической сфере, организации и функционировании государственного аппарата произошли, однако о последовательном разделении властей и построении правового государства, речь не шла. Предпринятое исследование позволило сделать вывод, что, являясь сторонником принципа разделения властей, П.А. Столыпин допускал его нарушение в чрезвычайных обстоятельствах, гребующих защиты интересов государства.

Диссертант обратился к исследованию либеральной концепции государственных преобразований П.А. Столыпина. По мнению автора, нет оснований утверждать, что при назначении на должность премьер-министра П.А. Столыпин имел четкое представление о тех конкретных мерах, которые должны быть реализованы. Предшествующий опыт административной работы не в полной мере соответствовал тому уровню ответственности и масштабу задач, решения которых от нею ждали. Вместе с тем попытки представить Г1.А. Столыпина как человека, присвоившего результаты чужих разработок, представляются безосновательными. Можно говорить об идеологической основе. о технической стороне разработки реформ и усилиях по претворению в жизнь, поскольку от его воли и настойчивости зависел результат.

Предпринятый поиск путей модернизации страны был основан на глубоком изучении сложившейся ситуации, исторического наследия, западноевропейского опыта. П.А. Столыпин внимательно изучал предложенные его предшественниками проекты, осознавал серьезность той задачи, которая поставлена перед ним. Видел гу грань, которая отделяла успешную реализацию реформ от разрушения и гибели существовавшей веками системы. В условиях «мирового состязания народов» промедление в вопросе осуществления реформ представлялось П.А. Столыпину опасным. Осознавая сложность работы правительства, он признавал, что «все сразу реформировать нельзя». Переустройство ключевых сфер общественной и государственной жизни представляло собой взаимосвязанный процесс, преобразования в одной сфере неизбежно затрагивали и другие. Именно этими соображениями объяснял

П.А. Столыпин стремление правительства «выработать известную последовательность в проведении реформ для того, чтобы приблизить время проведения их в жизнь без потрясений, и для того, чтобы логически во времени развить одну реформу из другой».

Рассматривая государство как «социальное целое», П.А. Столыпин вслед за сторонниками органической теории, проводил параллели между процессами, протекающими в теле человека, и обществе. Государство «переживало болезнь», для оздоровления государственного организма нужно было применить все необходимые меры, включая чрезвычайные, восстановить нормальные условия его функционирования. Самым больным элементом «хворающего» государства было крестьянство, которому требовалось помощь, но не механическим разделением всей имеющейся земли, а с помощью комплекса продуманных мер.

Диссертантом подвергнуты анализу подготовленные и внесенные в Государственную думу по инициативе П.А. Столыпина законопроекты. Отмечено, что осуществление намеченного плана преобразований в ряде сфер откладывалось, встречало на своем пути различного рода препятствия. (Речь идет о проекте реформы местного суда, проекте Устава охранительного судопроизводства, проекте установления института условно-досрочного освобождения, о защите на предварительном следствии, о введении института условного осуждения, проекте о гражданской и уголовной ответственности государственных служащих, проекте закона о подоходном налоге и др.)

При рассмотрении столыпинской концепции преобразований автором обращено внимание на два аспекта. Первый - цели преобразований, как их определял H.A. Столыпин. Второй - способы их достижения, прежде всего законопроектная деятельность. Диссертантом выявлены те условия, с которыми П.А. Столыпин связывал установление в стране спокойствия и успешное проведение реформ, среди них: проведение начал законности во всех сферах, начиная от школы и заканчивая деятельностью государственных служащих; назначение на государственные должности людей, связанных чувством долга и государственной ответственности; укрепление возможности быстрого и правильного судебного возмездия. H.A. Столыпин был хорошо знаком с зарубежным опытом управления и хозяйствования, изучал западную экономическую литературу. Однако, проведение реформ требовало безусловного учета русских начал. Безошибочно определяя задачи реформирования, премьер-министр не учел национальную специфику, не смог избежать тех проблем, которые встали на пути реализации намеченного. В этом смысле, не подвергая сомнению масштабность замысла П.А. Столыпина, нельзя согласиться с тем, что его опыт является «продуктивным и актуальным и в наши дни» (П.А. Пожигайло).

Столыпинские реформы, безусловно, имели системный характер, перечень намеченных мероприятий был обширным и охватывал практически все сферы общественной жизни. Премьер-министр руководствовался не сиюминутными, а стратегическими соображениями. Рассматривая правительственную сферу как «область действий», он не исключал возможности «известных

дефектов», допускал возникновение спорных вопросов и «прямых недостатков» в ходе реализации намеченной программы преобразований, корректировал первоначальный план с учетом достигнутых результатов и вновь возникших вызовов.

Проведенное исследование показало, что для П.А. Столыпина обновление существующего строя не предполагало ревизии основ российской государственности. Интересы верховной власти, а значит, государства в целом были для него важнее кабинетных доктрин и демократических лозунгов. В его представлении, решение назревших социальных и политических проблем было невозможно без сохранения монархии, которая, тем не менее, нуждалась в определенной модернизации. Исходный замысел преобразований в процессе реализации подвергся корректировке. Несмотря на то, что большая часть задуманного II.А Столыпиным не была реализована, его вклад в социально-экономическое и политико-правовое развитие страны в начале XX в. не подлежит сомнению.

В третьей главе - «Правовые взгляды П.А. Столыпина» - диссертантом охарактеризованы представления П.А. Столыпина о роли права и закона в социальном регулировании (§ 1); выявлено его отношение к идее правового государства (§2); а также установлен вклад в формирование правовой политики в сфере мсжконфесспональных отношений (§ 3).

Правовые взгляды П.А. Столыпина не были концептуально оформлены, он не ставил перед собой задачи предложить собственную оригинальную дефиницию права. От увлечения различными правовыми теориями премьер-министр предостерегал и из чисто теоретической сферы стремился уйти в область практическую. Проведенный анализ не позволяет диссертанту согласиться с высказанным в литературе мнением (Е.С. Лапин), что П.А. Столыпин придерживался легистского правопонимания. По мнению автора, он был сторонником широкого понимания права, не сводил его исключительно к тому. что создано и санкционировано официальными государственными органами, особый акцент делал на правосознании, действии права, обеспечении эффективности правового регулирования.

Диссертантом выделены следующие основные признаки, которые премьер-министр считал для нрава определяющими. Во-первых, тесная связь права с моралью. И представительные учреждения в ходе законотворчества, и правительство в ходе законопроектной работы должны были, по мнению П.А. Столыпина, руководствоваться нравственными соображениями. Во-вторых, национальный характер права, которое должно выражать интересы государственнообразуюшего русского народа. В-третьих, связь права с религией. отказ он «вневеропеповедного» принципа правового регулирования.

Состояние российской правовой системы П.А. Столыпин коррелировал с влиянием ряда факторов, среди которых не последнее место занимали уровень общей культуры и исторически сложившееся правосознание русского народа, политическая обстановка в стране, непродолжительный период существования представительных учреждений. Премьер-министр рассматривал право в динамике, как развивающееся явление, отражающее те изменения,

которые происходят в обществе. Он часто говорил о будущем, «желаемом» праве, к созданию которого шла Россия. Задачу права видел не столько в том, чтобы пассивно зафиксировать реальные процессы, имеющие место в жизни людей. Оно должно было оказать мощное влияние на общественные отношения, преобразовать их, модернизировать, устранить отжившее, внести новое, прогрессивное.

Обращаясь к широкому и многоаспектному понятию формирования права, П.А. Столыпин говорил о насущных потребностях в законодательном регулировании, старался оценить возможные результаты и социальные последствия, связывал эффективность действия права как с «качеством» принимаемых законов, так и с созданием необходимых условий для их реализации. Те проблемы, которые возникали в процессе правотворчества, он связывал во многом с молодостью отечественных представительных учреждений. Премьер-министр направлял усилия правительства на облегчение работы законодательных учреждений и осуществление тех мероприятий, которые «восстановят порядок и укрепят прочный, правовой уклад, соответствующий русскому народному самосознанию». Он надеялся на установление единодушия Государственной думы и Государственного совета по основным, коренным вопросам русской жизни. При этом обращал внимание на то, что палаты в своей деятельности руководствовались не только законом, но и другими социальными нормами. Он многократно указывал на необходимость исполнения «нравственных обязательств», ожидал безусловною выполнения требований долга. С другой стороны, негативно высказывался о тех деловых обыкновениях, «законодательных обрядах», которые сформировались, несмотря на непродолжительный срок существования представительных учреждений.

П.А. Столыпин признавал, что законы не всегда совершенны, они требуют доработки и устранения имеющихся пробелов. При этом не должны подвергаться ревизии те положения, которые составляют фундамент правового регулирования. Предвидя возможность возникновения существенных противоречий между старыми, давно действующими установлениями, и новыми запросами, он предъявлял следующие требования к закону: быть точным и ясно выраженным, и, что еще более важно, соответствовать «новым основаниям общественности и государственности».

Установлено, что преобразование правовой системы для П.А. Столыпина не означало ее полной перестройки на принципиально новых началах. Интересы укрепления государственных устоев не позволяли согласиться с теми, кто призывал «возвыситься над правом». Премьер-министр считал, что в деле реформирования российского общества правительство должно было использовать все находящиеся в его распоряжении законные средства, при этом, не допуская произвола. Как полагал П.А. Столыпин, там. где определенные правовые нормы еще не выработаны, «центр тяжести, центр власти лежит не в установлениях, а в людях». Он не отрицал, что людям свойственно ошибаться, допускать злоупотребления, задача власти виделась ему в разоблачении и осуждении виновных.

Отсутствие новых законов предлагалось компенсировать умелым использованием имеющихся. «Крутая ломка» существующего правого строя, по мнению H.A. Столыпина, создавала больше опасностей, чем «постепенное исправление и улучшение закона». Однако, он понимал, что надеяться на постепенное совершенствование правовых установлений, к сожалению, не приходилось. Промедление в деле обновления законодательства могло вызвать негативные последствия. Г1.А. Столыпин считал, что «если дожидаться благоприятной минуты для того, чтобы внести поправку в несовершенный закон, то можно с уверенностью сказать, что минута эта не настанет никогда».

Достичь стабильности в правовом регулировании, установить стройный правовой порядок нельзя было, попирая действующее законодательство. Премьер-министр обращал внимание на то, что временные «исключительные меры», принимаемые для спасения отечества, находящегося в опасности, в частности, приостановление действия закона, «работают» только тогда, когда не превращаются в повседневную практику принятия решений. Длительный характер применения «исключительных мер» с одной стороны, снижает их эффективность, с другой оказывает негативное воздействие на общественное правосознание. H.A. Столыпин отвергал любые сомнения в законности правотворчества, осуществляемого в чрезвычайных обстоятельствах в порядке сг. 87 Основных законов Российской империи. Статью 87 он считал крайним. совершенно исключительным средством, по закону дающим возможность главе государства найти «выход из безвыходного положения». Вместе с тем делал ударение на том, что она может применяться «только в случаях чрезвычайных и исключительных» и считал абсолютно недопустимым создание такою «законодательного обычая», когда власть объявляет перерыв сессий законодательных палат с гем, чтобы провести акты, не получившие одобрения законодательного органа.

В качестве главного принципа и законотворческой, и правоприменительной деятельности H.A. Столыпин рассматривал законность. Он выступал за всеобщность и единство законности - требования закона должны были соблюдаться без каких-либо изъятий; обосновывал необходимость мер, направленных на укрепление «в населении сознания святости и ненарушимо-стп закона». В то же время, диссертантом отмечено, что выбирая между интересами государства и соблюдением закона, он отдавал предпочтение первым: при разрешении любого дела кабинет министров должен был руководствоваться в первую очередь интересами России. Забвение об этих интересах, полное равнодушие к ним политик считал позором.

П.А. Столыпин не разделял широкого распространившегося увлечения западными образцами, изучение и анализ чужого законодательства, знакомство с теоретическими выводами зарубежной науки не означало обязанности перенесения иностранных норм и практик на российскую почву. Тот смысл, который П.А. Столыпин вкладывал в юридические конструкции, определялся его политической позицией. Оперируя категориями, почерпнутыми из юридической литературы. - «законность», «правопорядок», «правовое государство». «правосознание» - государственный деятель руководствовался сооб-

ражениями целесообразности, исходил из особенностей политической ситуации в стране. Так, при определении целей законопроектной деятельности правительства, Г1.А. Столыпин указывал, что «преобразованное по воле монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое». Эта фраза нередко рассматривается вне контекста и подвергается буквальному толкованию. Диссертантом установлено, что премьер-министр вкладывал в свою фразу вполне конкретный смысл. Он говорил о государстве, в котором писаным законом будут определены обязанности и ограждены права русских подданных, гак как только в этом случае они окажутся вне зависимости от толкования и воли отдельных лиц.

Автором обоснован вывод о том, что идея правового государства была для П.А. Столыпина одной из кабинетных доктрин. Построение всевозможных концепций он считал делом ученых, предметом научных исследований и диспутов, показывал, что одни и те же исторические факты в разном освещении, взятые с различных углов зрения, приводят к различным выводам. П.А. Столыпин не подвергал сомнению, что нормальное течение общественной жизни требует безусловного соблюдения закона. Однако, в ситуации, когда существование государства поставлено под угрозу, когда «государственный организм потрясен до корней», никакие юридические нормы не могут препятствовать «принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада». Состояние необходимой обороны, в котором находится государство, оправдывает не только применение репрессий в отношении отдельных категорий лиц, но и другие действия, направленные на спасение и сохранение Отечества. Этот принцип, по мнению H.A. Столыпина, был заложен в самой природе государства.

Как политический деятель и председатель Совета министров, П.А. Столыпин не мог оставить в стороне межконфессиональные проблемы, которые остро стояли в Российской Империи в начале XX в. Его позиция была однозначной: Россия - это «христианское государство», в котором православная церковь играет особую роль. Власть должна не только оберегать права и преимущества Православной Церкви, но и идти навстречу всем ее начинаниям, находящимся в соответствии с общими законами государства, в тоже время положение Православной Церкви не должно нарушать прав других исповеданий и вероучений.

Рассматривая западные модели выстраивания отношений государства и религиозных объединений, П.А. Столыпин приходил к выводу о том, что в странах, более индифферентных в религиозных вопросах, теория свободы совести делает уступки народному духу и традициям. В России - стране православной - народный дух не мог быть принесен в жертву непонятной народу теории. Особую тревогу вызывало усиливающееся в ряде местностей исламское влияние, которое подрывало «исторические основы русского государственного здания». Усматривая в столкновении христианского мира с мусульманским отнюдь не религиозную борьбу, а государственную, культурную, П.А. Столыпин считал противодействие исламизации русского населе-

ння важной государственном задачей, на решение которой требовалось мобилизовать все правительственные силы.

В работе доказывается, что как премьер-министр страны, оказавшейся в кризисной ситуации, угрожающей уничтожением основ государственного строя. H.A. Столыпин был нацелен на выполнение практических, первостепенных задач, свою цель видел в успокоении и возрождении, выведении России из состояния перестройки и брожения. С одной стороны, он направлял своп реформаторские усилия на создание и упрочение условий для утверждения в России либерального правового государства. С другой, обосновывал необходимость принятия «надправовых решений», противопоставлял доктрину и реальность, разграничивал понятия «законность» и «целесообразность», ставил государственную необходимость выше права. Ни репрессивная деятельность, направленная на успокоение общества, находящегося в состоянии «политического хаоса», ни работа созидательная, нацеленная на модернизацию и развитие, была невозможна без надлежащих правовых оснований. Премьер-министр отказывался от насильственного, механического внедрения новых установлений в народное самосознание, их истоки находил в «русских национальных началах».

В заключении подведены итоги диссертационной работы и сделаны основные выводы, которые подтверждают новизну сформулированной проблемы и теоретическую значимость результатов исследования.

Основные положения диссертации изложены в 8 публикациях автора общим объемом около 2,4 пл., в т.ч.:

Статьи, опубликованные в научных журналах и изданиях, которые включены в перечень российских рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций:

1. Форостецкий, М. С. ILA. Столыпин и идея правового государства [Текст] / М. С. Форостецкий // Проблемы права. - 2014. - №4. - С. 83-86. -0.5 п.л.

2. Форостецкий, М. С. Вклад П. А. Столыпина в формирование правовой политики в сфере межконфессиональных отношений [Текст] / М. С. Форостецкий // Грамота. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 6 (44): в 2-х ч. Ч. I. - С. 190-193. - 0,5 п.л.

3. Форостецкий, М. С. П. А. Столыпин о взаимодействии верховной, законодательной и исполнительной власти [Текст] / М. С. Форостецкий (в соавт.) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 12(2). - С. 44-47. - 0,4 п.л.

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

4. Форостецкий, М. С. Вклад П.А. Столыпина в борьбу с терроризмом [Текст] / М. С. Форостецкий // Актуальные проблемы права и правоприменения : сборник материалов шестой международной научно-практической конференции (г. Тамбов. 9 апреля 2012 г.). - Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В. - 2012. - С. 151-153. - 0,2 п.л.

5. Форостецкий, М. С. Реформы П.А. Столыпина, их отражение в современной России [Текст] / М. С. Форостецкий // Интеллектуальная традиция отечественного консерватизма и государственно-правовая практика современной России: материалы заседания межрегионального круглого сгола; ВФ МГЭИ. - Воронеж: Издательство-полиграфический центр «Научная книга». -2012.-С. 109-112.-0,3 п.л.

6. Форостецкий, М. С. П.А. Столыпин и проект международного пар-ламента[Текст] / М. С. Форостецкий // Юридическая наука и практика: исторический опыт и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции профессорско- преподавательскою состава и аспирантов (г. Белгород, 16-18 апреля 2013 г.). - Белгород: БУКЭП. - 2013. -С. 253-256.-0,3 п.л.

7. Форостецкий, М. С. П.А. Столыпин и правовой статус евреев в Российской Империи начала XX века [Текст] / М. С. Форостецкий // Современные тенденции развития юридической науки: теория и правоприменительная практика: Материалы заочной международной научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 20 февраля 2014 года. - Белгород: БУКЭП. - 2014. - С. 248-252. - 0,4 п.л.

8. Форостецкий, М. С. П.А. Столыпин и военно-полевая юстиция [Текст] / М. С. Форостецкий // Аткуальш питания теори та ¡сторп держави 1 права в дослщженнях студен пв 1 молодих ученпх: матер1алы Ш М1жднарод-но1 науково-пракгично! конференцп (м. Бердянськ, 25-26 листопада 2014 р.). -Донецк: Юго-Восток. - 2014. - С. 172-173. - 0,2 п.л.

Подписано в печать 27.08.2015.Times New Roman. Формат 60-84/16. Усл. п. л. 1,0. Тираж 100 ж). Заказ 137. Оригинал-макет подготовлен и тиражирован в ООО «Эпицентр» 308010, г. Белгород, ул. Б. Хмельницкого, д. 135. офис 40

15-108 12

2015672653

2015672653

2015 © LawTheses.com