Развитие уголовного законодательства Суданатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.08 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Амин Омар Ахмед, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУДАНА

§ 1. Первый этап (1899-1974). $2. Второй этап (1983 - н/вр.).

ГЛАВА 2. О ПРЕСТУПЛЕНИИ

§1. Понятие и элементы преступления, классификация преступлений

A. Определение понятия преступления.

Б. Элементы преступления.::.;.

B. Классификация преступлений.

§ 2. Стадии преступления.

§ 3. Соучастие в преступлении.

§ 4. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

ГЛАВА 3. О НАКАЗАНИИ

§1. Понятие и цели наказания.

А. Определение наказания.

Б. Цели наказания.

§2. Система и классификация наказаний.

A. Система наказаний.

Б. Классификация наказаний.

§3. Виды наказания

1. Телесные наказания. Смертная казнь.

Б. Отсечение руки.

B. Четвертование.

Г. Бичевание (удары плетью).

Д. Кисас за нанесение телесных повреждений.

II. Лишение и ограничение свободы.

А. Пожизненное тюремное закя) учение.

Б. Тюремное заключение на срок.

В. Ссылка.

III. имущественные наказания.

A.Дий а.

Б. Штраф.

B. Конфискация.

Г. Компенсация.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Развитие уголовного законодательства Судана"

Актуальность темы исследования.

Уголовное право Судана - явление весьма сложное и своеобразное. Ни одна из развивающихся, в том числе арабских стран, не имеет столь богатый законодательный опыт как Судан. Заменяя друг друга там издавалось пять уголовных кодексов! Два кодекса (УК 1899 и 1925 гг.) были введены в период британского колониального господства. Тогда стране была навязана английская модель уголовно-правовой системы с ее непоследовательностью и казуистичностыо, характерными для общего или прецедентного права.

Три уголовных кодекса (УК 1974,1983 и 1991 гг.) были приняты уже в условиях независимости. Причем, если иметь в виду этот второй период истории Судана, то следует отметить, что именно тогда происходи! замена уголовного законодательства одного типа (англосаксонского) другим - шариатским или мусульманским.1 УК 1983 г. был как бы переходным: не ломая структуры УК 1974 г., даже не изменяя диспозиции норм и нумерации статей он ввел шариатские наказания, которые на пом фоне выглядели инородным телом, чем то искусственным.

Li данной работе впервые в российской и арабской юридической литературе проведен сравнительно-правовой анализ основных институтов Общей части уголовного права по вышеназванным кодексам Судана, показаны сходства и отличия в их регулировании.

Особое внимание уделяется действующему УК 1991 г. который является, если так можно сказать, "чисто шариатским". Ренессанс мусульманского уголовного права в ряде арабских стран в последней трети XX в. объясняется разными

1 Строго говоря "'шариат" и "мусульманское право" - это не синонимы. В связи с этим профессор JI. Р. Сюкияйнен отмечает: давая толкования соответствующих конституционных положении, конституционные суды ряда исламских стран подчерчивают, что под шариатом подразумеваются, прежде всею, общие принципы мусульманского права// См. его работу: Шариат и мусульманско-правовая культура. М. 1()с)7, с. 17. Поскольку "китайской стены" между лими двумя понятиями нет, и они нередко используются как означающие одно и то же. в данной раооты. конечно условно, они будут применяться как взаимозаменяющие. причинами, в частности, необходимостью сохранения исламских ценностей (образа жизни, культуры и др.) от "тлетворного" влияния западной цивилизации, необходимостью более эффективной борьбы с преступностью, при этом нередко ссылаясь на Саудовскую Аравию, где уровень преступности действительно довольно низкий. Возможно в какой-то степени это и так. но при этом нередко умалчивают, что как правило шариатское законодательство вводится в политических целях - для сохранения или укрепления власти реакционного режима, как это имело место в Судане.

Между тем исламский фактор никак нельзя сбрасывать со счетов. В мире сейчас проживает около 1 млрд. мусульман. Почти в 40 странах сторонники ислама составляют большинство населения, а в 30 - ислам провозглашен государственной религией.

Мусульманское уголовное право вообще и в том числе действующее в Судане.1 в российской юридической литературе можно считать неисследованным, Во всяком случае специальных работ по этой теме нет. В общем плане отдельные аспекты или вопросы мусульманского уголовного права рассматривались » грудах Л. Р. Сюкияйнена. Ф. М. Решетникова, В. Л. Лихачева. М. И. Садагдара и некоторых других авторов. В 1998 г. в МГ У им. Ломоносова была предпринята попытка защитить кандидатскую диссертацию "Основные черты мусульманского уголовного права", но она оказалась безуспешной. В арабской юридической литературе вопросы мусульманского уголовного права и уголовного права Судана рассматриваются такими авторами, как Абдель-Кадер Ауда, Джунди А бдел ь-Малек, Абдель-Вахаб Халлаф, Ахмед Фатхи Бахнаси, Абдалла Ахмед Аль-На-им. Мохаммед Мухие-Аль-дин Авад, Мусааб Абдель-Хади, Ясин Омар Юсеф и др.

В силу стечения известных обстоятельств суданское уголовное законодательство оказалось и на российской земле: в 1996 г. в Чеченской

1 Как правильно отмечаем профессор В. [£. Чиркин, мусульманское право уже с средины XI в. не является чем то единым для всех арабских стран. После смерти пророка Мухаммеда вотннклп два основных направления (суннитское и шиитское), а рамках которых действуют различные школы //См.: Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984, с. 7//. В Судане господствующей является маликитская школа. республике Ичкерия был принят и введен в действие уголовный кодекс, который по существу представляет собой перевод УК Судана 1991 г. Цель и задачи исследования.

Основная цель настоящей работы - проведение комплексного сравнительно-правового исследования регулирования основных вопросов и институтов Общей части уголовного права по действовавшему и действующему в настоящее время уголовному законодательству Судана.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- определить этапы развития уголовного законодательства Судана начиная с принятия первого уголовного кодекса до наших дней;

- раскрыть понятие преступления, включающее в себя его определение и элементы, а также классификацию преступлений;

- проанализировать важнейшие институты учения о преступлении: вину стадии преступления, соучастие в престу плении и обстоятельства, исключающие уголовную ответственность;

- раскрыт ь понят ие наказания и показать его цели;

- рассмотрет ь классификацию и систему наказаний;

- проанализировать отдельные виды наказаний: телесные наказания, лишение свободы, имущест венные наказания;

- изучить необходимые для написания диссертации нормативные материалы, включая судебную практику:

- изучить всю доступную по теме исследования научную литературу;

- сделать выводы по рассмотренным вопросам. Методическая и теоретическая основы диссертации.

В ходе написания работы в основном использовался диалектический метод познании. При работе над темой применялись также другие методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, системный и логико-юридический.

При рассмотрении вопросов темы использовались труды российских ученых по теории права и уголовному праву, а такие работы зарубежных авторов -английских, индийских и конечно же арабских, в том числе суданских.

Работа написана на основе анализа соответствующих источников мусульманского права (Корана, Сунны и др.) и законодательства: суданских конституций, уголовных кодексов 1899, 1925, 1974, 1983 и 1991 гг., отдельных законов, других нормативных актов.

Эмпирической базой исследования послужили материалы деятельности правоохранительных органов - в основном решения Верховного и Апелляционного судов Судана.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.

Данная работа представляет собой первое в российской юридической литературе комплексное монографическое сравнительно-правовое исследование основных институтов Обшей части уголовного права одной из крупнейших стран Африки и арабского мира.

Показаны изменения в регулировании этих институтов после введения в Судане (сначала частично, а затем в 1991 г. в полном объеме) шариатского уголовного законодательства.

Автор, разумеется, не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов Общей части уголовного права. По в диссертации предпринята попытка дать более или менее полное представление о развитии суданского уголовного законодательства за столетний период его существования.

В качестве основных положений, выносимых на защиту, предлагаются следующие:

1. Уголовное законодательство Судана в своем развитии со времени его появления до настоящего времени проходит два этапа. Первый - берет начало в 1899 г., когда английские колониальные власти ввели в действие первый на африканском континенте уголовныг кодекс, в основу которого был положен действующий до настоящею времени УК Индии I860 г. Затем был издан УК 1925 г., который в отличие от предыдущего действовал на территории всей страны. Уже в условиях независимости был принят новый УК 1974 г. - появление которого важный, прогрессивный шаг в истории развития уголовного законодательства Судана.

Второй этап начинается с принятия УК 1983 г., в котором получили закрепление идеи по исламизации законодательства - в отношении наказаний за. совершенные преступления. Произошло значительное усиление уголовной репрессии. В 1991 г. был издан новый уголовный кодекс, который полностью базируется на положениях шариата и который дейст вует до настоящего времени.

2. В Судане, кроме мусульмане основном на юге проливают также христиане и язычники. И действие уголовного закона в пространстве, в том числе по кругу лип. - сложная, а порой и болезненная для страны проблема, особенно когда речь идет о мусульманском праве. Введение в действие УК 1991 г. по территориальному принципу является аномалией, т. к. на севере Судана, где он применяется в полном объеме, живут не только мусульмане, но и граждане других вероисповеданий.

3. Во всех суданских уголовных кодексах предусматривается лишь формальное определение преступления. Такое определение имеет свои достоинства, но оно гафталогично. Определение преступления должно включать и материальный признак и может быть сформулировано следующим образом: "Преступлением признается общественно-опасное деяние (действие или бездействие), совершенное без законного оправдания и караемое по закону уголовным наказанием".

4. Суданскому уголовному праву неизвестно понятие состава преступления. В судебной практике и уголовно-правовой литературе принято считать, что для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо установить наличие двух конститутивных элементов преступления: actus reus (преступное деяние) и mens геа (виновное состояние ума). Как и в Англии, первый нередко именуется физическим, а второй - психическим элементом. Однако в трактовке отдельных вопросов этих элементов имеются различия. Так. например, бездействие в уголовном праве Судана понимается шире (и, думается это правильно), чем в уголовном праве Англии и Индии. Там неоказание помощи тонущему человеку без опасности для жизни человека, который мог его спасти, не является преступлением.

Если actus reus представляет собой внешнюю (объективную) сторону преступного деяния, то mens геа - это его внутренняя характеристика, прежде всего вина. В уголовном законодательстве Судана, в отличие от уголовных кодексов Ливана, Эфиопии, Сомали и Камеруна, нет ни общего определения вины, ни определений ее форм. Такое положение порождает большое судейское усмотрение и, как следствие этого, неопределенность и казуистичность в решении подчас довольно сложных вопросов вины.

5. По общему правилу уголовная ответственность в Судане наступает со стадии покушения. В ранее действовавших уголовных кодексах покушение определялось так. что его можно было толковать и как приготовление к преступлению. Более точное определение покушения содержится в ст. 19 УК 1991 г.: "Покушение - это совершение действий, явно указывающих на намерение лица совершить преступление, если при этом оно не было доведено до конца, по причинам от воли лица независящим". Автор не согласен с теми юристами, которые считают, что законодатель в данном случае воспринял положение континентального (ст. 45 УК Египта), а не английского права.

По вопросу об ответственности за покушение в уголовном законодательстве Судана заметно влияние объективной теории. Более четко оно проявляется в УК 1991 г., где закреплены правила определения наказания за покушение (ст. 20).

6. В уголовном законодательстве Судана различаются два вида соучастия: совиновничество (соисполнитсльство) и соучастие в тесном смысле. Однако ему неизвестно такое явление как соучастие (соисполнительство) без предварительной договоренности, что представляет собой его серьезный пробел.

Что не касается соучастия в тесном смысле, то в ст. 82 УК 1925. 1974 и 1983 гг. содержится сходное положение, суть которого в том, что такое соучастие может быть в форме подстрекательства, сговора или пособничества. В УК 1991 г. им посвящены отдельные статьи. Исходя из анализа регулирования ответственности за подстрекательство и сговор можно сделать вывод о том, что это формы соучастия, которые в традиционном англосаксонском праве относятся к предварительной преступной деятельности. Исполнитель преступления наказывается строже, чем его соучастники.

Суданская судебная практика выработала правило, согласно которому одно лишь появление подстрекателя, сговорщика или пособника на месте и во время совершения преступления дает основание для признания его исполнителем.

7. Особенностью в области обстоятельств, исключающих уголовную ответственность является то. что в круг этих обстоятельств включают разнородные обстоятельства, в том числе и те, которые характеризуют субъект преступления (недостижение определенного возраста, невменяемость, сумасшествие, опьянение) или относящиеся только к объекту посягательства - малозначительность объекта и др.

До 1991 г. невменяемость в Судане определялась на основании архаичных, выработанных в Англии правилах Макнатепа, дополненных суданской судебной практикой. УК 1991 г. содержит более совершенное расширяющее понятие невменяемости определение.

Автор работы критически относится к регулированию такого обстоятельства, исключающего уголовную ответственность как принуждение и по ранее действовавшему законодательству, и по УК 1991 г., т. к. не исключается ответственность за преступления против государства, совершенные под принуждением - даже под угрозой убийства.

Основное условие правомерности крайней необходимости - чтобы вред причиняемый был меньше вреда предотвращаемого - в принципе закреплено во всех суданских уголовных кодексах. Однако УК 1991 г. в качестве объекта защиты предусматривает и "честь" человека. Это положение противоречит шариату, по которому объектами защиты могут быть только жизнь и здоровье человека, и здравому смыслу.

Представляется нелогичным положение п. 2 ст. 12 УК Судана 1991 г. о том. что лицо не признается находившимся в состоянии необходимой обороны, если оно могло предотвратить наличную грозящую опасность посягательства против личности, собственности или чесги обратившись за защитой к представителям власти. Думается, более четким и правильным является положение п. 2 ст. 3'7 УК РФ.

8. В уголовном законодательстве Судана с момента его появления и до настоящего времени нет ни определения наказания, ни его целей. Недостаточно разработано понятие наказания и в мусульманском праве. Его теоретики выделяют следующие признаки наказания: законность, персональность и публичность. Г оворя о целях, они чаще всего упоминают общее и частное предупреждение. Однако нельзя безоговорочно согласиться с мнением о том. что в случае совершения преступлений, затрагивающих интересы общества (худдуд, кисас и дийа) преследуется цель общего предупреждения, а в остальных случаях - цель частного предупреждения.

9. Система и виды наказаний, существовавшие в Судане на первом этапе развития уголовного законодательства были существенно изменены УК 1983 г. Он ввел такие средневековые по своему характеру наказания как-го: смертную казнь с распятием или без такового, забрасывание камнями до смерти, отсечение правой руки и левой ноги (накрест), кисас, дийа, отсечение правой руки и бичевание.

Вели раньше наказания классифицировались по чисто рациональным основаниям, го на втором этапе они подразделяются па общепризнанные в мусульманском праве категории: худдуд, кисас и дийа, и тазир. Основанием для такого деления служит степень определенности наказания и характер нарушенных прав и интересов.

10. Смертная казнь категории "худдуд" назначается за прелюбодеяние, разбой, вероотступничество и бунт.

УК 1991 г., ввел традиционное положение мусульманского права об ответственности за прелюбодеяние - забрасывание камнями до смерти прелюбодеев - мусульман, состоявших в браке (п. I. (а) ст. 146). По это положение применяется не только в отношении мусульман, и граждан других религий в случае совершения ими прелюбодеяния в северных районах страны.

Смертная казнь с распятием предусматривается в отношении разбойника, если при разбойном нападении он убил потерпевшего и завладел его имуществом. Однако положение п. 1 (а) ст. 168 УК 1991 г. находится в противоречии с шариатом, т. к. оно, во-первых, предусматривает альтернативное наказание за разбой - смертную казнь с распятием или без такового, а, во-вторых, предусматривает это наказание не только за разбойное нападение с убийством потерпевшего, но и разбойное нападение с его изнасилованием.

Несмотря на то, что такое преступление как вероотступничество в законодательстве появилось лишь с принятием УК 1991г., в 1985 г. за это деяние был казнен известный общественный деятель Махмуд Мухаммед Таха. В 1986 г. Верховный суд Судана признал казнь "ошибочной" и реабилитировал его. Думается, что положение закона об уголовной ответственности за вероотступничество может быть использовано властями и в дальнейшем для борьбы с инакомыслием, особенно против политических противников.

Смертная казнь - кисас может быть назначена за умышленное убийство, а газир - как исключительная мера - за шпионаж, подстрекательство военнослужащих к мятежу и некоторые другие преступления.

Отсечение руки - это наказание категории худ/дуд за совершение кражи. Это наказание впервые было введено в Судане УК 1983 г. и довольно широко применялось. По имеющейся информации сумма кражи, за которую полагается отсечение руки, составляет 30 тыс. суд. Фунтов, т. е. примерно 60 дол. США. Поразительно несоответствие между "тяжестью" деяния, совершаемою в основном бедными или малоимущими, и суровостью наказания!

Научно-практическая значимость диссертации определяется ее актуальностью, новизной, а также положениями и выводами содержащимися в ней. Она заключается во введении в научный оборот новой информации о развитии уголовного законодательства Судана, о мусульманском уголовном праве вообще и действующем в настоящее время в Судане в частности. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в ходе преподавания курса "Уголовное право" и для подготовки спецкурса "Мусульманское уголовное право", как в вузах российских, так и зарубежных. Апробация результатов исследования

Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях кафедры уголовного права и процесса Российского университета дружбы народов, на заседаниях научного кружка кафедры, использовались в процессе ведения занятий по "Уголовному праву зарубежных стран" в названном университете.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Развитие уголовного законодательства Судана //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия юридич. науки. 1997. № 2.

2. Обстоятельства. исключающие уголовную ответственность по законодательству Судана //Депонир. ИНИОН РАН.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право", Амин Омар Ахмед, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы подчеркнуть следующее:

Уголовное законодательство в своем развитии прошло по существу два этапа. Первый из них начинается с 1899 г. и заканчивается в сентябре 1983 г. В этот период были приняты уголовные кодексы 1899, 1925 и 1974 годов. Эти кодексы представляли собой светский путь развития законодательства. Их принятие явилось продуктом эволюционного правого развития. Они отвечали требованиям рациональной и эффективной уголовной политики.

Второй этап развития уголовного законодательства Судана начался с принятием УК 1983 г. и продолжается поныне. На этом этапе уголовно-правовая культура, основанная на рационализме и эффективности уголовной политики, присущей первому этапу развития, заменяется другой (регрессивной) правовой культурой, основанной на чисто религиозно-догматической фикции, политическом лозунге о создании исламского государства, и о возрождении исламских ценностей (в духе фундаменталистов). На втором этапе были приняты УК 1983 и 1991 годов. Пели УК 1983 г. ввел шариатские наказания, не изменив при этом ни диспозиции, ни даже нумерации статей ранее действовавшего УК 1974 г. то УК 1991 г почти полностью основан на мусульманском праве.

Однако главная дилемма, которой страдало и страдает уголовное законодательство на втором этапе своего развития, заключается в том, что в Судане мусульмане и немусульмане живут не компактно, что делает практически невозможным применение норм мусульманского права в отношении всех граждан страны без учета различия их религиозных верований. Поэтому исламизированное уголовное законодательство Судана находится в противоречии с принципами мусульманского права по поводу действия уголовных законов в пространстве и по кругу лиц.

Дело в том. чго УК 1983 г. не придерживался единого подхода к введению в действие норм мусульманского права по кругу лиц. Так. например, ответственность за кражу гго мусульманскому праву применялась в отношении всех граждан страны безотносительно к их религиозным верованиям, что явилось серьезной аномалией.

Л шариатское наказание за прелюбодеяние применялось в отношение только мусульман, что явилось другой аномалией, поскольку в отношении граждан одного и того же унитарного государства осуществлялась уголовная политика двойного стандарта. Но не следует делать вывод о том, что автор предлагает чтобы шариатские наказания применялись в отношение всех граждан страны безотносительно к их религиозным верованиям. Наоборот, автор подчеркнув вышеуказанные противоречия по поводу применения шариатских наказаний, предлагает их изъять из уголовного законодательства, считая их преградой на нуги введения в действие на всей территории страны единого уголовного кодекса. Более того, шариатские наказания не доказали свою эффективность в борьбе с преступностью. Наоборот, они даже повысили уровень латентной преступности, ибо государство отсекая руку за кражу, совершенную по нужде, борется не преступником, а со своим голодным гражданином, которому нужна помощь, а не средневековые наказания.

Принцип действия УК 1991 г. не устранил вышеуказанные противоречия, даже наоборот их усугубил, поскольку он был введен в действие по территориальному принципу. В северной части страны он действует полностью, а в южной части, где в основном проживают христиане и язычники, не применяются шариатские наказания за вероотступничество, прелюбодеяние, недоказанное обвинение мусульманина в совершении прелюбодеяния ( "гсиф"), употребление спиртного, кражу категории "худдуд", разбой и преступления категории кисас. 1

Действие УК по территориальному принципу, невзирая на его очевидное противоречие принципу введения норм шариата в действие, о котором речь шла в первой главе настоящей диссертации, на наш взгляд, является серьезной аномалией, поскольку в северной части страны, где УК действует в полном объеме, живут не только мусульмане но. и граждане, исповедующие другие верования.

Исходя из вышеизложенного автор предлагает изъять шариатские наказания из круга уголовно-правовых мер. С'м. Пояснительная записка к УК 1991 г. //Официальная газета. Февраль 1991. Хартум 1991. с. I (на араб, языке).

Другое дело, следует ли считать шариат источником уголовного права и каково должно быть его соотношение с другими источниками уголовного законодагел ьства.

На наш взгляд шариат не цолжен провозглашаться самостоятельным источником права, противопоставляемым другим источникам права и имеющим верховенство по отношению к ним. Ибо в случае признания шариата самым авторитетным источником права, страна получит две (параллельно действующие) системы права - шариатскую т. е. мусульманское право и светскую правовую систему, существовавшую до объявления шариата самым авторитетным источником права (что фактически имело место в Судане в 1983 - 1985 годах). И тогда в случае коллизии норм мусульманского права и светского законодательства разные судьи будут по-разному относиться к разрешению такой коллизии. Одни судьи (фундаменталисты) первенство отдают нормам мусульманского права, а другие - нормам действующего светского законодательства.

На наш взгляд шариат должен считаться всего лишь одним из источников законодательства. Это означает, что применению будет подлежать не мусульманское право в целом (как самостоятельная система права), а только те его положения, которые будут инкорпорированы в законодательстве парламентом, в котором представлены все граждане стране независимо от их вероисповеданий. Только таким образом будет возможным выработать законы, которые не становятся преградой на пути национального единства суданцев. Такой подход будет иметь принципиальное значение и серьезные последствия не только для эффективности уголовного права, но и для политической стабильности в стране. 1

Хотелось бы еще отметить некоторые положительные новшества, которые внес УК 1991 г. в уголовное законодательство Судана, и которые следует учесть при реформировании уголовного законодательства Судана после восстановления демократии.

- УК 1991 г. содержит формальное деление на Общую и Особенную часть.

1 Дело в том. что одной из г лавных причин продолжения гражданской войны в Судане начиная с 1983 г. и до сих пор, является признание шариата в качестве самою авторитетного источника права. Это имеет своим последствием ущемление некоторых основных прав граждан, не исповедующич ислам.

- УК 1991 г., в отличие ог ранее действовавшего законодательства, дает более четкое определение покушения (ст. 19), и кроме того, впервые устанавливает правила определения размера наказания за покушения (ст. 20) следующим образом: а) Покушение наказывается половиной размера наказания за оконченное преступление; б) Если действия обвиняемого при покушении составляют самостоятельное преступление, то следует применять наказание за это преступление; в) Если оконченное преступление наказывается смертной казнью или отсечением конечностей, то покушение на него наказывается лишением свобод!») на срок до 7 лет.

- В огличис от положения ст. 50 УК Судана 1925. 1974. 1983 годов, которая ограничивало невменяемость только случаями «хронического или временного сумасшествия либо дефекта разума», ст. 10 УК 1991 г. расширяет возможность признания лица невменяемым, поскольку включает случаи невменяемости по причинам сна, потери сознания и недобровольного наркотического или алкогольного опьянения. Безусловно, такое расширение сферы применения невменяемости является шагом вперед. Но, думается, что перечень случае» невменяемости должен быть рассмотрен не как исчерпывающий, поскольку суданские суды не придают причинам (сумасшествия) невменяемости никакого значения.

- Если под принуждением по уголовному законодательству Судана до принятия УК 1991 г. понималась лишь угроза убийством, то принуждение в смысле ст. 13 УК 1991 г. понимается шире, поскольку включает еще и случаи угрозы причинения тяжких телесных повреждений или имущественного вреда. Это, на наш взгляд, является шагом вперед. Отнако с другой стороны указанная статья сохраняет критикуемое автором настоящей диссертации положение об исключении государственных преступлений и» сферы применения принуждения как обстоятельства, исключающего уголовную ответственность.

- УК 1991 г. в отличии от ранее действовавшего уголовного законодательства Судана более четко регулирует вопросы крайней необходимости.

Недостатки, которыми страдает уголовное законодательство Судана па всех этапах его развития, и которые следует устранить при его реформировании можно свести к следующему.

- В Общей масти нет ни понятия преступления, ни понятия наказания и его целей, что представляет собой серьезный пробел;

- В Общей части УК не дается ни понятия вины, ни его форм. Эти вопросы урегулированы казуистично и фрагментарно в Особенной части, преимущественно в главе о преступлениях против личности;

- Институт невменяемости не достаточно хорошо разработан в Общей части

УК.

- В УК ничего ни говорится об элементах преступления. Более того, конститутивные элементы преступления: actus reus (преступное деяние) и mens геа (виновное состояние ума), которые упоминаются в судебной практике и уголовно-правовой литературе, не нашли законодательного закрепления. Кроме тою. причинную связь нельзя счи тать хорошо разработанной.

- Уголовному законодательству Судана не известно такое явление, как соучастие без предварительной договоренности, что на наш взгляд, представляет собой серьезный пробел, поскольку на практике нередко преступление совершается в соучастии без предварительной договоренности. В условиях совершения преступления двумя и более лицами, квалификация действия одного обвиняемого в отрыве от действий другого представляется грудной, а иногда невозможной. В связи с этим думается, необходимым расширить понятие соучастия с тем, чтобы оно охватывало и соучастие без предварительной договоренности.

- Действующее уголовное законодательство Судана предусматривает такие меры наказания как смертную казнь с распятием, забрасывание камнями до смерти, четвертование - отсечение правой руки и левой ноги с противоположных сторон тела, отсечение кисти правой руки, кисас - причинение виновному того же вреда, который он причинил потерпевшему и бичевание. При разработке новою уголовного кодекса законодателю следует отказаться от указанных видов наказания, поскольку они противоречат международным документам по правам человека, которые был подписаны Суданом.

И наконец, хотелось бы сделать следующие предложения, касающиеся Общей части УК, которые могли быть использованы при разработке нового уголовного законодательства Судана:

1. Источниками уголовного права Судана следует считать: Конституцию, международно-правовые акты, подписанные Суданом, уголовное законодательство, судебные прецеденты, постановления Верховного суда, правовые обычаи и уголовно-правовую доктрину.

2. Законодатель при разработке и принятии нового УК Судана должен отказаться от уголовной политики двойного стандарта. Это может быть достигнуто путем введения в действие единого уголовного закона на всей территории Судана и в отношении всех граждан.

3. Конкретизировать в соответствии с нормами международного права понятие "территория Судана". Это необходимо сделать, поскольку в ч. 2 ст. 3 УК 1925, 1974 годов и п. 3 ст. 5 УК 1991 г. определяя 'территорию Судана" законодатель включил в это понятие воздушное пространство, территориальные воды, корабли и воздушные судна, где бы они ни находились". В соответствии с международным правом, территориальное верховенство государства не распространяется на гражданские корабли и гражданские воздушные судна "где бы они ни находились" как это устанавливают вышеуказанные кодексы. Следовательно, данное положение нуждается в коррекции, т. с. в приведении его в соответствие с нормами международного права.

4. Новый УК следует разделить на Общую и Особенную части. Общая часть должна содержать три главы. Первая глава - предварительные положения: принципы действия УК, разъяснение терминов и другие вопросы подобною характера; вторая глава - о преступлении и третья - о наказании.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Развитие уголовного законодательства Судана»

1. КОНСТИТУЦИИ.ио-л гА^' -оСI b^^JS^^J, —

2. Постоянная Конституция Республики Судана 1956 г. Хартум 1956.2> . о • -jS—

3. Временная Конституция Республики Судана 1964 г. Хартум 1964.3. OrГ 'Vr s -^J.*hA— rot. W ' ^Ь^ь . \V»\ Cj--»1—-\ ■

4. Постоянная конституция Судана 1973 г. //Свод законодательства Судана. Т. 6. Лондон 1982. с. 352-398.

5. Временная Конституция Республики Судана 1985 г. Хартум 1985

6. Постоянная конституция Судана 1998. Хартум 1998.

7. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ.

8. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. //СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. с. 413 -419.

9. Международный пакт о политических и гражданских правах //СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы н материалы. М., 1989. с. 302 320.

10. УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. А. Уголовные кодексы.

11. The Penal Code of The Sudan 1925. L„ 1925.

12. The Penal Code of The Sudan 1974 // Laws of The Sudan. Volume 9 (1974-1975) L., 1982, p. 2-149.10. Л»л\ , ohs--и or ; J tf^r v^ Cy". ' 4——~ U) GsJja

13. Уголовный кодекс Судана 1974 г. //Свод законодательства Судана. Лондон 1982 г. с 464-710; lс. чо^ ми.*^ ^-^ R^iJi * hw i»i и11. • "vU Т' Ъ ^^Vе Gbj^

14. Уголовный кодекс Судана 1983 г. //Официальная газета № 1320 от 9 сентября 1983г. Хартум 1983.-FJ^ * O^i "О—*r ivn > л Ч>; г\«л\ о ^ б

15. Уголовный кодекс Судана 1991 г. // Официальная газета № 1548 ог 20 февраля 1991 г. Хартум 1991.

16. Б. Пояснительные записки к уголовным кодексам.13. оид ^'^nvv^ ^--"^ЧЛ Of С l^K G^J . ^ve 4. v

17. Пояснительная записка к УК 1974 г.,, / Свод законодательства Судана Г. 9, Лондон 1982 г., с. 448-462.14. o*\J> £, ✓ t VSV & ^ oUL-i ^yjl• г-* I VW Г^^'

18. Пояснительная записка к УК 1991 г. //Официальная газета. № 1548 от 17 февраля 1991 г., Хартум 1991. с. 1-3.

19. В. Отдельные законы, содержащие уголовно-правовые нормы.

20. Civil Justice Act 1901. U 1901.16.\ 'Л — \ ^ о- \ - -я»Jp^\ f ^ . \ <J»at -^--t»

21. Закон об экспорте и импорте животнмх 1913 г. //Свод законодательства Судана. Т.1. (1901 1925 гг.). Хартум (без даты), с. 101 - 108.17.—С? W , . г i 'd^ ^^ V,- ох> ' я-. Gm Q^Jj^ i v i ^^

22. Закон о спиртных напитках 1914 г. //Свод законодательства Судана. Т. 1. (1901 -1925 гг.). Харту м (без даты), с. 110 114.1.% aU \ (jf г ^ V \ —4 <ut > \ £ W»^yVV ■ f s' ' ^-г^1 • — И"1

23. Акт о незаконных организациях 1919 г. //Свод законодательства Судана. Г. 1. (1901- 1925 гг.). Хартум (без даты), с. 236 238.19. .A^to'^^i cJ 1 -£JOV ^

24. Акт о незаконных организациях 1924 г. //Свод законодательства Судана. Т. 1. (1901- 1925 гг.). Хартум (без даты), с. 302 304.20. »Jui < ci ь»л ' • г 1 \ с

25. Закон о вооруженных силах 1957 г. //Свод законодательства Судана. Г. 4. (1952 -1961 гт.). Хартум (без даты), с. 194 257.21. . <£rl—'" /,гв г* ^> Or—N ^^ С

26. С,"Л — t V ' Ср г--^* ■ й—' ^ ^ CU-LH . ( \ VV — ЧЧ в с) Закон о бойкоте государства Израиль 1958 г. //Свод законодательства Судана. Т. 4. (1952 -1961 гг.). Хартум (без даты), с. 270 272.22. пес) ni^i c^ur С—> 6 ^jXj \ с^,

27. Чти — ъ-vs. . . . vv'H'-i»

28. Закон об авиации 1960 г., //Свод законодательства Судана. Г. 4. (1952 1961 гг.). Хартум (без даты), с. 414 - 461.23. i«\oc ■) f • | <>- у ^

29. Морской закон 1961 г. //Свод законодательства Судана. Т. 4. (1952 1961 гг.). Хартум (без даты), с. 464 - 488.-' 1 ^24. о-U 4 Ь?-- * ✓ ^ ^ v^с. с* > ^-.Л > \ . ^ v . ^

30. Закон о дорожном движении 1962 г., //Свод законодательства Судана. Т. 5. (1952 -1961 гг.). Хартум (без даты), с, 2 53.25. u^^i if -vj—^ pV^i J\j?°> u

31. Ц Л © (/► t , —*) о -ая-t'

32. Закон о необоснованном обогащении 1966 г. //Свод законодательства Судана. Т. 5. (1962 193&гг.). Хартум (без даты), с. 115 - 118.

33. OA. // v» N Ч-* Up jxi \ р (V ^ cJ^ , li"26.

34. Закон о судебных решениях от 23 сентября 1983 г.// Официальная газета № 1323 от 10 октября 1983 г., Хартум 1983. Г. Акты местных органов власти.21 • . сЛ—г. ij^L рс»з\ —-» VO f'

35. Закон (постановление) № 2 "'Об общественном порядке и поведении центрального штата" от 10 сентября 1992 г. (место издания не указано) 1992.28. .г^ . p^i ^^Мй. fUi f

36. Закон (постановление) об общественном порядке и поведении в штаге Хартум от 27 ноября 1992 г. (место издания не указано) 1992. 4. МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ.

37. Criminal Court Circular № 18. 15 July 1954. Khartoum 1954.

38. Criminal Court Circular № 21. 1 st January 1954. Khartoum 1954.31. -г-П/чт lv>\o^r /Л'л ^ Судебное постановление № 89/1983 ('). Хартум 1989.

39. Судебным постановлением № 91/83. Харгум 1991.

40. The Sudan Law Journal and Reports. L. 1957.

41. The Sudan Law Journal and Reports L„ 1958.

42. The Sudan Law Journal and Reports. L. 1959.

43. The Sudan Law Journal and Reports Khartoum, 1960.

44. The Sudan Law Journal and Reports. Khartoum, 1961.

45. The Sudan Law Journal and Reports. Khartoum, 1962.

46. The Sudan Law Journal and Reports. Khartoum, 1963.

47. The Sudan Law Journal and Reports. L. 1965.

48. The Sudan Law Journal and Reports. L. 1966.

49. The Sudan Law Journal and Reports L., 1967.

50. The Sudan Law Journal and Reports. L. 1968.

51. The Sudan Law Journal and Reports. L. 1969.

52. Журнал судебных решений за 1971 год, Хартум 1971.vj—i «у ой ЛЛГ

53. Журнал судебных решений за 1972 год. Хартум 1972.

54. Журнал судебных решений за 1973 год. Хартум 1973.r \ ^v ч. Сс о>\ еЛ.г

55. Журнал судебных решений за 1974 год. Хартум 1974.I49. 1 У о\ о»

56. Журнал судебных решений за 1975 год. Хартум 1975.I50. i ^lU^i <ur

57. Журнал судебных решений за 1976 год. Хартум 1976.51. t г-\ Vv ^* ^ q>\

58. Журнал судебных решений за 1977 год. Хартум 1977.52. -у'С,i>\ ««а* Журнал судебных решений за 1980 год. Хартум 1980.

59. Журнал судебных решений за 1983 год. Хартум 1983.54. г wrv^vl.J* 4J f

60. Журнал судебных решений за 1984 год. Хартум 1984.сс '-Л V Г CL- 0»j "О*

61. Журнал судебных решений за 1985 год. Хартум 1985.56. ^ ^ Л О с*^ OA

62. Журнал судебных решений за 1986 год. Хартум 1986.57■ . Г M*V V' <*<£>Cyj

63. Журнал судебных решений за 1987 год. Хартум 1987.

64. Журнал судебных решений за 1990 год. Хартум 1990.1.. ЛИТЕРАТУРА НА АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ.59. С Vli ^ . ^ 6

65. Коран. ал-Мадина аль-Мунавара. 1406 хиджрит.60. ^> -С. ' ^ 1 • -> > i . J^ U-O ! P

66. Аль-Бухари. Сборник достоверных Хадисов. Т. 3. Бейрут (год издание не указан).

67. Абдалла Ахмед Аль-На-им. Уголовное право Судана. Общая теория уголовной ответственности. Ум-дурман, 1986.62. 0\ . ^ ч. Ьчt v . <S»> о^о»^

68. Абдель-Вахаб Халлаф. Законодательная политика. Каир б/д.63. ^ ^ X—• ^\ S /Ч Y . с* ^ 1 <Г—^ '

69. Абдель-Вахаб Хомад. Уголовное праЕО Кувейта. Общая часть. Кувейт. 1983.64' Cli. cr^ V^ J" С/,

70. Абдель-Кадер Ауда. Мусульманское уголовное право. Бейру т 1985, Г. 1. 65. . ^ Oj^C pj* . ^lT

71. Абдель-Кадер Ауда. Мусульманское уголовное право. Бейрут 1985. Г. 2. flf^/jJ, J»^) d^'v.' Ц^. г ^ ^J^i^ ^l/QA WU) , ■ <>>ajT »e- iS u ^Ja- • W) l

72. Абдель-Мухаймен Баккр, Комментарии к Уголовному кодексу Кувейта. Особенная часть. Кувейт. 1973.67. fWj Г"*^ ^ ^ ' ^^ -г" ^

73. Али Абдель-Кадер Эль-Кахваджи. Уголовное право. Общая часть. Бейрут 1994.. ^—сЛ * • 1

74. Ахмед Фатхи Бахнаси. Преступления по мусульманскому праву. Каир 1989.I

75. Ахмед Фатхи Бахнаси. Наказание по мусульманскому праву. Каир 1989.70. l)j(f\ jy.i • ^ Ц* .СШД1 ^ Джунди Абдель-Малек. Уголовно-правовая энциклопедия. Бейрут. Т. 1. (год не указан).71.

76. Джунди Абдель-Малек. Уголовно-правовая энциклопедия. Бейрут (год не указан) Т.З.72. ^ ' 1 ^ Ч * ^^—tP^ d*^. Джунди Абдель-Малек. Уголовно-правовая энциклопедия, Бейрут. Том. 5.1. T —

77. Махмуд Наджиб Хусни. Уголовное право. Общая часть (учение о преступлении и общая теория наказаний и мер безопасности. Кайр 1982.

78. Мохаммад Омар Башир. История национального движения в Судане (1900-1969 г.) Бейрут 1987.75. г |<ц л "ч . ^J u

79. Мансур Халид. Лживый расцвет. Каир 1986. 76 ' , , ,

80. Мустафа Мажди Харджа Комментарии к УК Египта 1937, Каир 1992. 77- ^ WAN JLU-^i-^ г' .

81. Мухаммед Ибрахим Зайд. Проблемы неосторожности в сравнительном нраве. //Журнал судебных решений за 1975 год. Хартум 1975, с. 647-667.78. «>. j (J- ^ (О0* ^^. . 4jJ\

82. Мухаммед Сулейман бин Абдаллах Аль-Ашгар. Комментарии к Корану "Фатх аль-Кадир". Кувейт. 1985.г^- • J^ ul-и с

83. Эдип Эстанбули. Комментарии к Уголовному Кодексу Сирии 1949, Дамаск 1994. Т. 1.80.,miO jc^ ^^ ^^ ^

84. Ясин Омар Юсеф. Общая теория УК Судана 1991 г. Бейрут. 1993.

85. I. ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

86. Никифоров Б. С. Уголовное законодательство Республики Индии. М. 1958.82. "Когда убивает государство.Смертная казнь против прав человека". Доклад Международной Амнистии. М., Прогресс. 1989.

87. Пантелеев В. А. Козочкин И. Д., Лихачев В. А. Уголовное право развивающихся стран. М. 1988.

88. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ. Япония. Общая часть уголовного права. М. 1991.

89. Решетников Ф. М. Буржуазное уголовное право орудие защиты частной собственности. М. 1982.

90. Садагдар. Основы мусульманского права. УДН. М., 1968.

91. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское i раво. М. 1986, с. 183

92. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульмапско-правовая культура. М. 1997.

93. Сюкияйнен Л. Р. Лихачев В. А. Мусульманское деликгное право и уголовное законодательство стран зарубежного Востока. //Мусульманское право. М., 1984.

94. Уголовное законодательство зарубежных стран. Под ред. И. Д. Козочкина. М. 1998, с. 18.

95. Хрестоматия по исламу. Перевод с араб. М. "Наука"'. 1994.

96. Юридический энциклопедический словарь. М. 1987.1.. ЛИТЕРАТУРА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

97. Н. S. Gour's Penal Law of India. In 4 Vols. New Delhi, 1982.

98. Ratanlal & K. Dhirajlal. The Indian Penal Code. New Delhi. 1992;

99. Halsbury's Laws of England. 3rd ed. Vol. 10. L. 1989.

100. Card, Cross & Jones. An Introduction to Criminal Law, L., 1998.

101. J. C. Smith & B. Hogan. Criminal Law. L., 1996.1. V. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ.97. S4* * <> 2--C; ^ da.

102. Газета "аш-Шарг Аль-авсат" № 7149 от 25 июня 1998. 98. Газета "Труд" от 8 сентября 1994.

103. Журнал "аль-Нахдж" № 5. Прага 1989. Г v ^ ^

2015 © LawTheses.com