АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Связь концепций происхождения права и типов правопонимания»
На правах рукописи Исх № 4зА/МШ^ от «/3» // 2007 г.
Фролов Сергей Николаевич
СВЯЗЬ КОНЦЕПЦИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА И ТИПОВ ПРАВОПОНИМАНИЯ
Специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва-2007
ООЗ177516
003177516
Работа выполнена на кафедре теории государства иг права Московского университета МВД России
Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор
Оксамытный Виталий Васильевич
Официальные оппоненты: - доктор юридических наук, профессор
Рожнов Сергей Николаевнч
- кандидат юридических наук Семьянов Евгений Викторович
Ведущая организация - Международный университет (в Москве)
Защита диссертации состоится 20 декабря 2007 г. в 11.00 на заседании диссертационного совета Д 203.019.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Московском университете МВД России по адресу: 117997, г. Москва, ул Академика Волгина, д 12.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.
Автореферат разослан «./$» ИО Л 2007 г
Ученый секретарь диссертационного совета
И.И. Лизикова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. За последние семнадцать лет в российской правовой системе сложились достаточно развитые институциональные формы изменилась законодательная система, система правоприменительных органов, появились новые отрасли права, новые подходы к юридическому образованию и профессиональной юридической деятельности и т п Все это говорит о естественной и не разрывной связи права с социальными формами жизни российского общества. В настоящее время в период проведения реформ, принципиально меняющих правовую систему России, для правовой политики государства необходимо существование единого, устоявшегося понимания права, как сакральной идеи на духовном уровне российского общества Это, по нашему мнению, позволило бы качественно повлиять на процесс идеологического культурного национального объединения научной юридической общественности, чиновников и служащих, представителей различных общественных организаций и институтов гражданского общества
От нашего представления о природе и сущности права, о его происхождении зависит очень многое, для конкретных людей - понимание того, что является основным нормативом регулирования в его жизни, для населения -как построить общество со стабильным порядком и обретением гармонии, для представителей государства - что считать мерилом единообразного подхода со стороны государственной власти к каждому человеку, общественной организации, иным субъектам права В первую очередь, это бы позволило создать концептуальную базовую установку видения российской правовой действительности, правовой жизни российского общества Однако история древних цивилизаций, история России, история Западной Европы показывают, что подобный процесс очень сложен (в какой-то степени, его смогли достигнуть в Древнем Египте, Древнем Риме, в идеологически едином советском государстве) При этом нельзя забывать, что возможно и установление в обществе прямых запретов на исследование проблем возникновения права
как это было, например в Афинской политии, Российской империи конец XIX - начало XX вв. Это только лишний раз доказывает, что исследование подобных вопросов противоречит природе авторитарных режимов государственной власти
Сегодня, когда в России провозглашен принцип плюрализма мнений, одним из признаваемых большинством научных подходов в поиске истинного понимания права является исследование истоков возникновения права, обращение к корням права Данный подход сложился еще на заре становления гуманитарных наук, но первые серьезные научные работы, посвященные исключительно только этому вопросу, стали появляться в Европе и России только в начале XIX в Количество теорий происхождения права растет, а необходимая методологическая задача связать выводы этой теории с определенным типом правопонимания, по сути, не реализуется.
Современная теоретико-правовая и историко-правовая наука не может обойтись без рассмотрения этого вопроса Известный российский юрист, избранный от Российской Федерации в состав судей Европейского Суда по правам человека, А И Ковлер считает, что важность исследования вопросов возникновения права обусловлено тем, что «основная завязка, основная, если хотите, интрига истории рода человеческого происходит как раз именно на стадии предыстории, как впрочем, и характер каждого из нас формируется в раннем детстве, хотим мы или нет это признавать»1
В настоящее время термин «право» довольно устойчиво вошел в понятийно-категориальный аппарат теории государства и права и стабильно употребляется правоведами, хотя, нередко, и в различных значениях Однако четкой взаимосвязи между определенным типом правопонимания и соответствующей концепцией происхождения права в современной российской теоретико-правовой науке пока нет. При этом важно учитывать разработки других наук, так же занимающихся изучением природы права- антропологии, этнологии, философии права, социологии права
'Ковлер А И Антропология права -М Изд-во НОРМА, 2002 С 104
Право в любом контексте правопонимания, как выше указано, функционирует наряду и вместе с официальным правом, но занимает особое место в системе правовых отношений Подлинно демократическое государство, неразрывно сосуществуя с институтами гражданского общества, не обладает монополией на право В обществе всегда имеют место ситуации, когда юридическое право вступает в противоречие с местной традицией, то есть с действием права Правовой плюрализм, по нашему мнению, усиливается, когда централизованное право перестает отвечать потребностям общества, когда универсальные механизмы и установки правоприменения перестают быть эффективными с точки зрения рядового человека
Вопрос о происхождении права, безусловно, имеет фундаментальный характер На сегодняшний день насчитывается более десяти концепций Право, возникнув и эволюционируя, в итоге предстает как нормативный регулятор сложившихся в обществе отношений, в которые включена юридическая практика и иные формы проявления права. Право объективно получает закрепление в форме обязывающих установлений, которые, будучи зафиксированы в письменных памятниках или устных, передающихся от поколения к поколению, преданиях становятся обязательными для исполнения всеми членами человеческого общежития. Но все же правовая жизнь современного общества гораздо богаче, устоявшихся в юридической науке подходов к пониманию права Потребность в изучении и, следовательно, новое отношение к праву определяется в связи с обнаружением в современной жизни типов деятельности, источник происхождения которых связан с повседневным опытом, общественным признанием, нравственной и политической оценкой Все выше изложенные обстоятельства доказывают актуальность диссертационного исследования о взаимосвязи концепций происхождения права с типами правопонимания. Полученные в ходе исследования результаты позволят современной юридической науке продолжать постепенно отходить от узкого нормативистского понимания права, от чрезмерного идеализирования юснатуралистического понимания права, от безграничного распространения
социологического правопонимания Для этого современная теоретико-правовая наука должна начать концентрировать свои усилия на исследовании правовой действительности с позиции новых подходов к правопониманию
Основными целями диссертационного исследования являются - выявление логики дифференциации различных подходов к вопросу о происхождении права, а также установление закономерных связей между концепциями о правогенезе и типами правопонимания
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи.
- изучить основные теории и концепции происхождения права, сложившиеся на протяжении становления и развития философской и юридической наук,
- проанализировать общие и особенные черты современных типов правопонимания,
- выявить специфические черты процесса возникновения права, с позиции научных исследований в области истории, философии, антропологии, социологии, этики, политологии,
- изучить особенности правогенеза как социально-правового и культурного феномена,
- определить типы связей между концепциями происхождения права и типами правопонимания в социально-духовной сфере и их отражение в правовой теории прошлого и современности,
- сформулировать формально-логические и диалектические связи концепций происхождения права и типов правопонимания,
- показать социально-групповые особенности правопонимания и понимания происхождения права
Объектом исследования является система научных знаний и представлений как в истории западноевропейской и российской правовой мысли, так и в современной общеправовой теории и философии права о сущности и природе социально-культурного феномена - права
В качестве предмета исследования выступают концептуальные связи
и подходы к пониманию возникновения, понятия и сущности права, фиксирующие его системно-функциональные характеристики, источники и формы существования, а так же, комплекс факторов, определяющих место права в системе ценностно-нормативных ориентаций общества.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, рассмотренные в диссертации, всегда интересовали как философов, юристов, политиков, социологов Безусловно, полноценный научный анализ вопросов, связанных с происхождением права, присутствует в работах историков права Вместе с тем, все эти исследования в основном ограничивались констатацией факта или процесса возникновения права, не перенося его в дальнейшем на определенный тип правопонимания
Среди достаточно большого количества авторов, чьи научные исследования определили фундаментальные подходы к раскрытию природы возникновения и эволюции права, следует отметить зарубежных мыслителей, таких как М Вебер, Г.В Ф Гегель, И Кант, Г Кельзен, К Маркс, Г Мэн, Г Спенсер, А Дж Тойнби, 3 Фрейд, Л Фуллер, Ф Энгельс и др.1, а также отечественных классиков юриспруденции, философии, социологии ГД Гурвича, И.А. Ильина, М М Ковалевского, В И Ленина, П И. Новгоро/даева, И А Покровского, В С Соловьева, П А Сорокина, Е Н Трубецкого, Б Н Чичерина, Г Ф Шершеневича, А С. Ященко2
Для современной отечественной теоретико-юридической науки взгляд
1 См например Гегель ГВФ Философия права М, 1990, Кант И Метафизика нравов М • Мир книги, 2007, Маркс К Конспекты книг Г Мэна «Лекции по истории институтов», Дж Леббока «Происхождение цивилизации и первобытное состояние человека», М М Ковалевского «Общинное землевладение, ход и последствия его разложения» / Соч 2-е изд Т 21, Фрейд 3. Тотем и табу Психология первобытной культуры и религии -СПБ Азбука-классика, 2006
2 См например Гурвич Г Д Философия и социология права Избранные сочинения
- СПб, 2004, Ильин И А Общее учение о праве и государстве М ACT МОСКВА, 2006, Новгородцев П И Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. - СПб Алетейя, 2000, Покровский И А История Римского права - Мн Харвест, 2002, Соловьев В С Право и нравственность - Мн Харвест, 2001, Сорокин П А Преступление и кара, подвиг и награда социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали
- М Астрель, 2006, Ященко А С Философия права Владимира Соловьева Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства СПб. Алетейя, 1999
на проблему правогенеза устоялся, при этом существенное значение имеют работы исследователей, которые видели в решении этой научной проблемы важность решения других методологических задач, которые стоят перед теоретико-правовой наукой Среди них такие, как Н М Азаркин, С.С. Алексеев, А.Б Венгеров, В Г Графский, Т.В Кашанина, А И Ковлер, В В Лазарев, О Э Лейст, В П. Малахов, Г В Мальцев, М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин, В С. Нерсесянц, О А Омельченко, В М Розин, В А Туманов, В А Четвернин1
Несправедливое игнорирование на протяжении длительного периода юридической наукой проблемы происхождения права привело к тому, что большинство работ, посвященных этой проблеме, носят лишь описательный характер Это в первую очередь обусловлено тем обстоятельством, что право представляло интерес лишь для историков и этнографов, перед которыми, как известно, стоят свои определенные цели и задачи Вместе с тем, необходимость исследования права в теоретико-правовом аспекте в настоящее время не вызывает сомнения.
Методология и база диссертационного исследования. При проведении исследования использовались различные общенаучные методы, прежде всего диалектический как основной способ объективного и всестороннего познания действительности Широко применялся системный подход, который позволил автору выявить причины многообразия различных концепций происхождения права, а также типов правопонимания, проанализировать их
! Алексеев С.С Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность - М, 2001, Кашанина ТВ Происхождение государства и права Современные трактовки и новые подходы, Ковлер А И Антропология права - М Изд-во НОРМА-ИНФРА-М, 2002, Лейст О.Э Сущность права. Проблемы теории и философии права - М ИКД «Зерцало -М», 2002, Малахов В П Философия права - М Академический проект, Екатеринбург Деловая книга, 2002, Мальцев Г В Пять лекций о происхождении и ранних формах государства и права М Изд-во РАГС, 2000, Марченко М Н Проблемы теории государства и права М ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, Нерсесянц ВС Философия права. М НОРМА, 2003, Омельченко О А Всеобщая история государства и права / В 2 тг Т 1 Под ред В М Курицына - М Изд-во Эксмо, 2005, Туманов В А Учения о праве В кн Общая теория права Курс лекций Под общ ред В К Бабаева -Ниж Новгород, 1993, Венгеров А Б, Черных Е Н Структура нормативной системы в древних обществах // От доклассовых обществ к раннеклассовым М, 1987, Четвернин В А Основные концепции естественного права - М, 1988
соотношение Системный подход позволил сделать теоретические обобщения различных подходов к пониманию сущности права различными концепциями о праве, сформулировать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства. В процессе исследования использовались философские категории общего и особенного, единства и борьбы противоположностей и др. Кроме того, в ходе работы использовались общенаучные и формально-логические методы
Автор использовал частные методы научного исследования сравнительно-правовой, исторический, структурно-правовой и др
Теоретическую базу исследования составляют труды ученых-юристов в области общей теории права, а также использовались работы иных общегуманитарных наук философии, философии права, логики, юридической антропологии, этнографии, социологии, психологии, экономической теории относящихся к теме исследования
Научная новизна диссертации состоит в том, что концептуальной идеей положенной в основу диссертационного исследования, является не полное и объективное рассмотрение самого вопроса о происхождении права, а исследование сложившихся подходов, различных взглядов, концепций в истории правовой мысли по этому вопросу. Это позволило в исследовании дать достоверную картину процесса правогенеза с точки зрения философской, юридической, социологической наук, не занимая изначально авторской позиции по отношению к какому-либо типу правопонимания. Это дало возможность критически подойти к сложившейся интерпретации вопроса о различных концепциях происхождения права в современной теории государства и права
Аналогичный методологический подход позволил критически проанализировать устоявшиеся в юридической науке типы правопонимания
Теории о правогенезе рассматриваются не в хаотической совокупности, как это устоялось у большинства теоретиков права, а согласно авторской типологии концепций происхождения права, основанной на системе таких кри-
териев и принципов, как хронологический, ассоциативный, антропный, социально-формообразующий и др
Раскрытие сущности проблемы происхождения права в исследовании во многом обусловлено разными теориями о происхождении человека, также о происхождении иных социально-культурных явлений человеческого мира
В результате сравнения наиболее типичных концепций о правогенезе с концепциями о происхождении различных иных социально-организующих явлений морали, религии, экономики, национального языка, создана объективная реальная методологическая основа для дальнейших исследований в этом направлении с использованием научного потенциала других гуманитарных наук
В работе представлена одна из первых в отечественной теоретико-правовой науке типология связей концепций происхождения права и типов правопонимания Проанализированы типы связей в социально-духовной сфере, исторические и культурно-определенные связи, закономерные и корреляционные связи и другие. Разработан новый научный понятийный аппарат для исследований в этой области теоретико-правовой науки
В ходе диссертационного исследования были выявлены закономерности, оценка существа и роли которых в сфере взаимодействия концепций происхождения права и типов правопонимания, легли в основу положений, выносимых на защиту
Основные положения, выносимые на защиту:
1 Многообразие концепций происхождения права обусловлено следующими причинами Во-первых, наличием проблемы решения вопроса о закономерности внутренних связей права с окружающей его материальной, социальной и иной средой, обусловливающей процесс его зарождения, становления, и развития, что свидетельствует об объективной данности, исторической предопределенности, рассматриваемого правогенеза в любом зарождающемся и развивающемся обществе (правовая эмбриология) Во-вторых, принципом причинности возникновения права, который указывает на иссле-
дование тех явлений которые, непосредственно порождают или же обусловливают в прямой или косвенной форме данный процесс. В-третьих, разным пониманием мыслителями определенных отрасли научных знаний природы и сущности тех социальных и индивидуальных явлений, которые влияют на правогенез,
2 Многообразие различных точек зрения, идей, подходов к проблеме происхождения права мыслителей прошлого и современности предполагает сложную систему показателей в их исследовании и последующего сравнения К данным показателям автором отнесены следующие показатели- научное или спекулятивное изучение проблемы, привязанность концепции к определенному историко-культурному типу развития общества или ее универсальный характер; признание автором теории познаваемости первопричины права, выделение явлений, причинно-следственные связи, между которыми указывают на возникновение права, построении концепции на основе достигнутых знаний в этой области или оригинальная трактовка ученого; использование специального научно-понятийного аппарата, антропный принцип; указание на закономерные или корреляционные связи с определенным типом пра-вопонимания, указание на эволюционное (поступательное) развитие права либо признание его природы неизменной Данный подход показал невозможность создания единой классической классификации для всех концепций правопонимания,
3. Общий критический анализ существующих на сегодняшний день точек зрения о происхождении права на основании научных исследований, работ мыслителей прошлого и современности, позволяет выделить девять самостоятельных концепций происхождения права теологическую, антропологическую, историко-материалистическую, политическую, нравственную, концепцию мимесиса (социального подражания), коммуникативную (концепция солидаризма, хабитуализации), синергетическую, спонтанную Каждая из концепций представляет собой учение, основанное на работах целого ряда мыслителей, использующих единую общую идею (замысел), а также ме-
тодологический подход к исследованию,
4 Анализ большинства существующих на сегодняшний день оригинальных концепций происхождения права, а также целого ряда авторских точек зрения по данному вопросу показывает, что каждая из концепций находится в закономерной либо корреляционной связи с одним или несколькими из трех современных типов правопонимания - позитивистским, психологическим, социологическим;
5 Тип юснатуралистического (естественно-правового) правопонимания не имеет устоявшейся, самостоятельной, присущей ему концепции происхождения права Для естественного правопонимания характерно признание существования позитивного права Естественное правопонимание теряет свои сущностные черты вне сферы взаимоотношений между социально-политическими институтами власти и человеком Отсюда предлагается рассматривать естественное право не как право, а как тип связи между официальной правовой идеологией и индивидуальным правосознанием Данный тип связи следует рассматривать как духовно-нравственный Одним из возможных объяснений, распространенного в теоретико-правовой науке и в философии права точки зрения на существование отдельного типа естественного правопонимания, является недостаточно разработанная представителями юснатурализма концепция происхождения права (спонтанная концепция),
6 Сложившиеся на сегодняшний день в теоретико-правовой и истори-ко-правовой науках дефиниции, обозначающие начальные формы возникновения права, такие как- мононорма, обычное право, архаическое право, первичное право, традиционное право, примирительное право родового строя, первобытное право Перечисленные понятия употребляются применительно к антропологической концепции происхождения права Эта концепция на сегодняшний день является наиболее распространенной и устоявшейся в отечественной и зарубежных юридических науках;
7. Исследование различных связей между концепциями происхождения права и типами правопонимания позволяет сделать вывод о том, что разно-
образные трактовки правогенеза во многом бессистемны, а методология подходов к решению проблемы происхождения права самая разнообразная Данный факт не позволяет определить интегральные типы связей между всеми концепциями происхождения права и типами правопонимания, а следовательно, это доказывает невозможность самого интегрального подхода к праву.
8 Автором предлагается концепция когерентного типа взаимосвязи между различными типами правопонимания Это позволяет современным существующим подходам к правопониманию (с учетом наличия соответствующей для них концепции правогенеза) находиться в согласованной позиции по отношению к определенному историческому периоду, с учетом состояния динамики и постоянного обмена познавательными ракурсами этих научных направлений, а также рациональной критики между собой Когерентное согласование подходов к правопониманию предполагает признание приоритета одних теорий и подходов над другими, что обусловливается историческим условиями и развитием гуманитарных знаний Когерентный подход к праву, на примере теорий происхождения права, показывает, что взаимное отрицание между различными подходами к природе права отсутствует, и наоборот, каждая из концепций либо усиливает, либо ослабляет научный потенциал друг друга.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что включение исследуемой проблемы в область юридической науки позволит существенно обогатить понимание, по-новому взглянуть на целый ряд важных вопросов как для теоретико-правовой, так и для отраслевых наук. Применение научного подхода к вопросу о многообразии теорий происхождения права позволит преодолеть преобладающее в теории государства и права позитивистское представление о праве
Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Выводы и обобщения, полученные в ходе анализа теоретико-правовых основ сущности, характеристик, условий, определяющих особенности возникнове-
ния права и его роли в развитии личности и общества, позволяют проводить дальнейшее исследование -вопросов, связанных с вопросами правогенеза и правопонимания. Предложенная автором модель исследования концепций происхождения права, позволяет преодолеть неэффективное отражение этого вопроса в современной теоретико-правовой науке Ряд положений работы может быть использован при преподавании курсов «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», «История государства и права», и спецкурсов, посвященных проблемам эволюции правопонимания Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, списка использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются ее цели и задачи, объект и предмет исследования, излагаются его методологические основы, обозначается научная новизна, формулируются основные положения и выводы, выносимые на защиту, устанавливается теоретическая и практическая значимость исследования
Первая глава - «Общая характеристика концепций происхождения права» - включает три параграфа
В первом параграфе - «Сущность проблемы происхождения права» -подчеркивается недостаточный развитый научный подход к исследованию вопроса о происхождении права в современной российской теоретико-правовой науке Для многих ученых (Т В Кашанина, В В Лазарев, С В Ли-пень) эта проблема предстает формальной, в работах этих юристов решение вопроса о правогенезе не имеет никакого целевого предназначения. Главным образом, 8 научной и учебной литературе рассматривается вопрос о причинах возникновения права Недостаточно обоснованным является взгляд на
происхождение права и государства одновременно, параллельно, так как государство является самостоятельным отдельным социально-политическим институтом и исследование его политогенеза является отдельным направление в теории государства и права1
Происхождение права имеет большое значение с теоретической и практической точки зрения В первую очередь, решение вопроса о происхождении права есть ключ к пониманию природы права, пониманию роли права в становлении и развитии человека, человеческого общества Именно поэтому, такие мыслители как М Вебер, П А Сорокин и др подчеркивали, что надо ставить вопрос ни «как возникло право9», а «зачем оно возникло?» Во-вторых, знание процесса правогенеза дает науке ответ на вопрос1 как обществу осуществить смену устаревших, «запущенных» идеологем (представлений) о праве Решение подобных задач встречается, главным образом, среди концепций происхождения права, которые предлагают рассматривать возникновение права ни как единого явления, а в дифференцированной форме (например, теологическая концепция (Ф Аквинский, А Мень), концепция социологического институцианализма (Л Дюги, М Ориу))
Серьезной проблемой в исследовании происхождения права является определение научного названия этого процесса Право немыслимо без человека, его образа жизни отсюда встречаются различные ассоциативные названия- мутация (А Тойнби), мимесис - социальное подражание (софисты) семейные отношения и отношения собственности (Аристотель, Ф, Энгельс), игра (Й Хейзинга), религия (М. Вебер, А Мень), национальный язык (Г Пухта К Ф Савиньи) и др 2 Представляется возможным сформулировать общее название - правогенез, так и признания наукой сочетания частных аспек-
1 См, например, Кашанина Т В Происхождение государства и права Современные трактовки и новые подходы - М Юристъ, 1999, Марченко М Н. Теория государства и права.-М ИКД «Зерцало-М», 2001 С 64-72
2 «Правовая эмбриология» - один из вариантов определения данного научного на-
правления в современной российской теоретико-правовой науке Он сложился, в связи с
научной деятельностью М М Ковалевского (кон XIX в ), а в наши дни активно поддер-
живается М Н- Марченко, В Г Графским, А И Ковлером, Ю И Гревцовым Правовая эм-
бриология главным образом использует результаты эмпирических исследований
тов применительно к правогенезу
Аналогично этой проблеме решение вопроса о множественности названий первых правовых форм существования человечества, например таких как «раннее право», «племенное право», «первобытное право», «доправо», «предправо», «народное право», «примитивное право», «негосударственное право», «традиционное право», «фольклорное право», «местное право», «не-писанное право», «туземное». Несмотря на многообразие понятий, почти все определения не имеют четко выраженного научного значения, так как не позволяют определить дальнейшие этапы в эволюции права, правовой жизни человеческих обществ.
Подобные общие и частные научные проблемы обусловлены не ясностью логической последовательности ученых в исследовании происхождения права Наблюдается дуализм в этом отношении, где одни, определив для себя - что такое право, начинают искать его истоки, а другие, исходят из идеи исследования среды возникновения права, то есть того без чего право представить невозможно - человека, человеческого общества Второй подход, безусловно, импонирует своей масштабностью в изучении поставленной проблемы, в возможности сочетания аналогичных исследований в области философии, истории, этнографии, социологии, теологии, экономики
Во втором параграфе - «Многообразие концепций происхождения права» - показаны сформировавшиеся научные гипотезы, концепции о право-генезе с древнейших времен и до наших дней
Сложившееся на сегодняшний день многообразие данных концепций признается всеми учеными, в тоже время четкое научное объяснение этого научного явления отсутствует Автор признает некоторые объяснения многообразия концепций происхождения права, предложенные профессором М.Н Марченко, среди них сложность понимания и многообразие проявлений социокультурного феномена - права, механическое, несогласованное накопление теорий и доктрин по этому вопросу; установки различных властвующих институтов, провозглашающих господствующей идеологией взгляды опреде-
ленных социальных корпораций, сословий, наций, классов Но также автор предлагает и такие объяснения формирование с начала XIX в признанной научной проблемы по вопросу о правогенезе, критический анализ сложившихся концепций о происхождении права учеными - специализирующимися в этих вопросах, автономный подход к проблеме правогенеза, когда исследуются проблемы лишь частично, связанные с правогенезом, отсутствие четко определенных критериев для классификации концепций о правогенезе
Основную задачу третьего параграфа - «Типология концепций происхождения права» - составляет исследование существующих концепций с помощью разработанных автором системы критериев Классификация концепций происхождения права предполагает сложную систему критериев, что обусловливает возможность их сравнительного исследования, а также изучения общей системы связей между данными концепциями и существующими типами правопонимания. В диссертации предлагается система показателей для каждой из концепций научное или спекулятивное изучение проблемы, привязанность концепции к определенному историко-культурному типу развития общества или ее универсальный характер; признание автором теории познаваемости первопричины права, выделение явлений, причинно-следственные связи, между которыми указывают на возникновение права, построении концепции на основе достигнутых знаний в этой области или оригинальная трактовка ученого, использование специального научно-понятийного аппарата; антропный принцип; указание на закономерные или корреляционные связи с определенным типом правопонимания, указание на эволюционное (поступательное) развитие права либо признание его природы неизменной
На основании этих показателей в работе представлены подробные характеристики таких концепций происхождения права как, теологическая (ав-торитетообразующая) (Протагор, Ф Аквинский, И.А Ильин, А Мень), исто-рико-материалистическая (К Маркс, Ф Энгельс, Е Б Пашуканис), антропологическая (Г Мэн, Г. Спенсер, 3 Фрейд, А.С. Ященко), концепция мимеси-
са ("социального подражания) (Ульпиан, П А. Кропоткин), политическая (Г Ф. Шершеневич), нравственная (этическая) (Г. Г'роций, И Кант, В.С Соловьев, Р Дворкин), концепция солидаризма (хабитуализации) (Г Пухта, Р Иеринг, Д Роулз), синергетическая (Т Гоббс, Л Фуллер, Дж Финнис) и спонтанная (Г В.Ф Гегель, А Кауфман, Ж Маритен, В С Нерсесянц)
Определяющим критерием при классификации стало единое для представителей этой концепции правопонимание, при этом каждая из концепций правогенеза имеет свою внутреннюю специализацию.
Вторая глава - «Общая характеристика типов правопонимания» -включает три параграфа
В первом параграфе - «Сущность проблемы правопонимания» - подчеркивается, что понятие права представляет собой научное объяснение сущности права Определение права - простое перечисление его сущностных свойств Разные интерпретации права означают разные представления о сущности и соответственно разные понятия (концепции) права Но это не значит, что у права действительно есть разные сущности или множество сущностей Просто есть вариационные или ошибочные интерпретации, искажающие сущность права или отрицающие наличие у права самостоятельной сущности. Автор считает, что существующая с момента зарождения философско-правовой мысли дискуссия об истинном правопонимаяии, не достаточно отвечает реальным условиям развития общества Разногласия между сторонниками естественно-правовой доктрины и юридического позитивизма наиболее ярко показывают недостатки каждого из этого подходов к решению проблемы Юридическая наука не имеет четко обозначенной цели в решении данного вопроса, который традиционно ставится как «определение, что такое право вообще*? Без чего все остальные исследования в области юридической науки будут страдать неясностью и отсутствием определенного научного содержания» (Е Н Трубецкой)1 Понятие права не может быть однозначным, не мо-
1 См Марченко М Н Проблемы теории государства и права - М ТК Велби, 2006 С 319
18
жет быть права вообще Отсюда решение проблемы правопонимания надо осуществлять с позиции понимания природы, потребностей институтов с ним неразрывно связанных - личности, общества, государства, тк право есть форма общественного сознания В свою очередь существующие различные концепции о природе человека, общества и государства, не дезинтегрируют понимание права, а лишь отражают по-новому стороны феномена права
Для каждой концепции правопонимания важно учитывать сочетание теоретической и практической цели этого научного направления, где с одной стороны необходимо исследовать право в понятии (философско-правовой подход), а с другой рассмотреть право в реальности (социология права) Автор разделяет точку зрения В П Малахова о том, что «процесс образования права, формируется на стыке представлений о праве и правопонимания, т е на стыке эмпирических знаний и интеллектуальных интуиций»1
Такой подход позволяет развивать каждое учение о праве на протяжении человеческой истории. Концепция эволюционирует видоизменяться, так как предлагаются различные подходы философско-правового характера (методы научного познания), развивается правовая жизнь общества Отсюда с одной стороны наблюдается небольшое количество типов правопонимания, но индивидуальных, субъективных трактовок - множество
Во втором параграфе - «Многообразие типов правопонгшаний и его причины» - отмечается, что, сформировавшиеся на сегодняшний день научные концепции о праве разнообразны, но к числу основных, в современной теоретико-правовой науке относят четыре, а именно- позитивистский, социологический, психологический и естественно-правовой
Одной из причин многообразия пониманий права является отсутствие четких критериев для определения концептуальности научного направления в области изучения природы права
Только в современной российской теоретико-правовой науке активно разрабатывается около десятка концепций права актуализированная естест-
1 Малахов В П Концепция философии права - М ЮНИТИ-ДАНА, 2007 С 340
венно-правовая концепция (С С Алексеев, В К Бабаев), модернизированный нормативистско-этатистский подход (М.И Байтин), социологическая юриспруденция (М Н. Марченко, В Г Графский), либертарно-юридическая концепция права (В А. Четвернин), «социократическая» правовая теория (Г В Мальцев), концепция реалистического позитивизма (интегративного типа современного правопонимания) (Р А Ромашов), философско-правовая концепция (В.П Малахов) и другие Однако, такое разнообразие концепций, во-первых, не отрицает существующие, так называемые классические концепции правопонимания, а, во-вторых, некоторые из концепций выступают, подчас, лишь новой трактовкой известных постулатов
Другая причина заключается в ошибочном сопоставлении типа понимания права и вида права в рамках определенной концепции Конкурирующий характер между воззрениями на право требует от них, как выше указывалось, теоретической и практической обоснованности, что, как правило, воплощаются в различных образах, формах, видах. Так, например, в интегральной социологической концепции права Г Д Гурвича помимо основного понятия «социальное право» выделяется индивидуальное право и субординирующее право1. Автор считает, что каждая концепция правопонимания должна предполагать сравнение нового подхода к праву с уже устоявшимися концепциями, несмотря на сложность правовой системы в рамках концепции Это позволит корректировать развитие научной правовой мысли, не допускать до конца непродуманных проектов
Еще одна важная причина многообразия подходов к праву лежит в сфере соотношения права с религией, моралью, экономикой. Данные социальные константы не должны противопоставляться праву. Все они, включая право, есть стороны человеческой жизни (правовая, религиозная, экономическая, нравственная) История правовой мысли показывает невозможность формирований полностью «чистых учений о праве» с одной стороны, и ущербность соотношения права лишь с одной из форм человеческой жизни с
1 Гурвич Г Д Философия и социология права. Избранные сочинения - СПб, 2004.
другой1.
В третьем параграфе - «Типология правопониманий» - рассматриваются наиболее характерные черты указанных классических типов правопо-нимания. Автор обращает внимание, что, несмотря на длительность существования научных взглядов на природу позитивного и естественного права, по сути, в философской и юридической науке не был достаточно изучен вопрос о допустимости их соотношения Эти два подхода объединяет рациональное восприятие этих правовых форм человеком, объединяет возможность выбора, свободы человека С позиции автора этого недостаточно, что также признавали Г.В Ф Гегель, И Кант, представители исторической школы права, И А Ильин и другие
Для определения классификации этих подходов к праву используются следующие критерии признание права как необходимую, авторитетную форму человеческой жизни, характерный правовой способ социальной регуляции; состояние правовой свободы личности, способ поддержания и распространения права в жизни общества; наличие обоснованной концепции происхождения права в контексте понимания его природы, признания, что право как и человечество возможно рассмотреть через призму истории Эти критерии в полной мере отражены в следующих концепциях о праве
В позитивистском понимании право - это государственно-властные веления и другие официальные установления независимо от их содержания Такая позиция является отождествлением права и закона. Общество признает публичную власть, тем самым, придавая политическому режиму легитимность Государство имеет сложную систему правоприменительных органов, что, безусловно, характерный правовой способ социальной регуляции. Правовая свобода личности определяется исключительно политической волей суверена, но она присутствует Автор подробно останавливается и на других критерия юридического позитивизма
1 Например, рассмотрение права как минимума нравственности права (В С Соловьев) или как воли господствующего класса (К Маркс)
Учение о естественном праве является важным идейным течением со времен античности и до настоящего времени, несмотря на то, что сам термин, несомненно, способен ввести в заблуждение Доктрина естественного права представляет собой несколько большее, чем просто теория права и концепция его возникновения Она отражает лишь философский, но не практический характер концептуального учения Автор считает, что концепция естественного права не отвечает необходимым требованиям, применимым для самостоятельного типа правопонимания
Историческая особенность возникновения социологического типа пра-вопонимания стало активное развитие институтов гражданского общества в новое время Социологический тип правопонимания подробно рассматривается в отношении к обозначенным критериям
Психологическая концепция понимания права, по сути, учла все недостатки присущие юснатуралистическому подходу За основу взят психический мир человека, а право есть явление психическое Признание права есть психические переживания Социальная регуляция осуществляется в виде эмоций (императивно-атрибутивных и моральных) Психологический тип правопонимания подробно рассматривается в отношении к обозначенным критериям
В третьей главе - «Типы связей концепций происхождения права и типов правопонимания», - содержащей четыре параграфа, дается общая характеристика взаимообусловливаюшего процесса в области отражения идей происхождения права в определенных типах правопонимания При этом данный процесс носит многогранный характер, и выражается в различных формах и видах Каждый тип связи есть научно доказанный факт наличия целостного образования, явления. Он определен единым восприятием определенного подхода к правогенезу и пониманию права
Особенность первого параграфа - «Типы связей в социально-духовной сфере и их отражение в правовой теории» ■ состоит в том, что в социально-духовной (этической) интерпретации права феномен права предполагает выражение представлений о действительном праве Например, в трактовке тео-
логической концепции правогенеза у человечества возникает чувство вины в утрате первичного (истинного) права. Появляется человеческое право (право-магия), следовательно, можно говорить о религиозности позитивного и социального права Вместе с тем, теологическая концепция правогенеза не связана с психологической концепцией права, поскольку подчеркивает признание права познаваемым и реальным Право в социально-духовной сфере в зависимости от концепции правогенеза аргументировано предстает в формах общественного бытия исторической, политической, моральной, экономической, религиозной, планетарной и эстетической
Во втором параграфе - «Закономерные и корреляционные связи концепций происхождения права и типов правопонимания» - акцентирует внимание на переходных моделях как от концепций происхождения права к пра-вопониманию, так и наоборот
Для позитивистской концепции правопонимания характерны закономерные связи с концепциями историко-материалистической, синергетиче-ской, теологической, коммуникативной Корреляционный тип связи наблюдается с политической концепцией происхождения права.
Для социологической концепции правопонимания закономерные связи присутствуют с теологической и коммуникативной концепциями правогенеза. Корреляционные связи - с антропологической концепцией, концепцией мимесиса (социального подражания)
Для психологической концепции правопонимания характерны закономерные связи с концепциями еинергетической и коммуникативной Корреляционный тип связи имеет место быть с нравственной (этической) концепцией происхождения права
Для естественного правопонимания закономерных связей с теориями происхождения права нет, тогда как корреляционный характер связи можно обозначить только со спонтанной теорией происхождения права
Третий параграф - «Исторически и культурно определенные связи концепций происхождения права и типов правопонимания» - посвящен про-
блеме присутствия исторического и культурного начала в праве Большинство из концепций происхождения права, как правило, опирались на определенные исторические факты, духовно-культурные ценности своей нации. Подобная научная практика просуществовала до XX в Вместе с тем, автор выделяет в работе специфические историко-культурные характеристики определенного типа правопонимания древних народов (античность), феодальной Европы, Западной Европы и России XVII] - XX вв
В четвертом параграфе - «Интегральная и когерентная модель связи понимания природы, сущности и происхождения права» - проводится сравнение всех существующих типов правопонимания и концепций происхождения права С усложнением и расширением социальных типов отношений процесс взаимодействия каждого типа правопонимания будет совершаться все сильнее и сильнее Если система концепций правогенеза, может носить статичный характер, то типы правопонимания имеет постоянный потенциал к дальнейшей дифференциации Развитие взаимоотношений между личностью, обществом и государством, позволяет говорить о возможности либо интегральных подходов (типов связей) (синтезированная юриспруденция) к праву, либо когерентных Последний тип связи предполагает, что все существующие подходы к праву (с учетом наличия соответствующей концепции правогенеза) находятся в согласовании в рамках определенного исторического периода в состоянии динамики и постоянного обмена познавательными ракурсами, обобщениями, рациональной критикой между собой Делается вывод о том, что разнообразные трактовки правогенеза во многом бессистемны, а интегральный подход к праву, как идея синтетического объединения, утопичен.
В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, обозначаются перспективы исследования по всему кругу проблем, рассмотренных в работе.
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:
I. В научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
I. Фролов С.Н Теологическая (божественная) концепция происхождения права правильно ли мы ее понимаем"7 // История государства и права. 2006.№ И (0,4пл),
II. В иных изданиях
1 Фролов С.Н Особенности позитивистского правопонимания в контексте различных теорий происхождения права / Сб научных статей «Проблемы государства и права в современном российском обществе» Вып.VI «Многообразие процессов формирования правового государства в России». М.: Московский университет МВД России, 2007 (0,6 п л),
2 Фролов С Н К вопросу о позитивистском понимании происхождения права / Сб научных трудов «Экономика права» Материалы первой международной межвузовской научно-практической конференции к 100-летию образования Российской экономической академии им Г В. Плеханова Выпуск 1. М.. РЭА им Г.В Плеханова, 2007 (0,2 п л.)
Подписано в печать Формат 60x90 1/16 Объем 1 п л Тираж 75 экз Заказ
Московский университет МВД России
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Фролов, Сергей Николаевич, кандидата юридических наук
Введение.
Глава I. Общая характеристика концепций происхождения права
§ 1. Сущность проблемы происхождения права.^
§2. Многообразие концепций происхождения права.
§3. Типология концепций происхождения права
Глава II. Общая характеристика типов правопонимания
§1. Сущность проблемы правопонимания.gg
§2. Многообразие типов правопониманий и его причины.gg
§3. Типология правопониманий .jqj
Глава III. Типы связей концепций происхождения права и типов правопонимания
§1. Типы связей в социально-духовной сфере и их отражение в правовой теории.
§2. Закономерные и корреляционные связи концепций происхождения права и типов правопонимания.
§3. Исторически и культурно определенные связи концепций происхождения права и типов правопонимания.
§4. Интегральная и когерентная модель связи понимания природы, сущности и происхождения права.^
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Связь концепций происхождения права и типов правопонимания"
Актуальность темы диссертационного исследования. За последние семнадцать лет в российской правовой системе сложились достаточно развитые институциональные формы: изменилась законодательная система, система правоприменительных органов, появились новые отрасли права, новые подходы к юридическому образованию и профессиональной юридической деятельности и т.п. Все это говорит о естественной и не разрывной связи права с социальными формами жизни российского общества. В настоящее время в период проведения реформ, принципиально меняющих правовую систему России, для правовой политики государства необходимо существование единого, устоявшегося понимания права, как сакральной идеи на духовном уровне российского общества. Это, по нашему мнению, позволило бы качественно повлиять на процесс идеологического культурного национального объединения научной юридической общественности, чиновников и служащих, представителей различных общественных организаций и институтов гражданского общества.
От нашего представления о природе и сущности права, о его происхождении зависит очень многое: для конкретных людей - понимание того, что является основным нормативом регулирования в его жизни; для населения -как построить общество со стабильным порядком и обретением гармонии; для представителей государства - что считать мерилом единообразного подхода со стороны государственной власти к каждому человеку, общественной организации, иным субъектам права. В первую очередь, это бы позволило создать концептуальную базовую установку видения российской правовой действительности, правовой жизни российского общества. Однако история древних цивилизаций, история России, история Западной Европы показывают, что подобный процесс очень сложен (в какой-то степени, его смогли достигнуть в Древнем Египте, Древнем Риме, в идеологически едином советском государстве). При этом нельзя забывать, что возможно и установление в обществе прямых запретов на исследование проблем возникновения права как это было, например в Афинской политии, Российской империи конец XIX - начало XX вв. Это только лишний раз доказывает, что исследование подобных вопросов противоречит природе авторитарных режимов государственной власти.
Сегодня, когда в России провозглашен принцип плюрализма мнений, одним из признаваемых большинством научных подходов в поиске истинного понимания права является исследование истоков возникновения права, обращение к корням права. Данный подход сложился еще на заре становления гуманитарных наук, но первые серьезные научные работы, посвященные исключительно только этому вопросу, стали появляться в Европе и России только в начале XIX в. Количество теорий происхождения права растет, а необходимая методологическая задача связать выводы этой теории с определенным типом правопонимания, по сути, не реализуется.
Современная теоретико-правовая и историко-правовая наука не может обойтись без рассмотрения этого вопроса. Известный российский юрист, избранный от Российской Федерации в состав судей Европейского Суда по правам человека, А.И. Ковлер считает, что важность исследования вопросов возникновения права обусловлено тем, что «основная завязка, основная, если хотите, интрига истории рода человеческого происходит как раз именно на стадии предыстории, как впрочем, и характер каждого из нас формируется в раннем детстве, хотим мы или нет это признавать»1.
В настоящее время термин «право» довольно устойчиво вошел в понятийно-категориальный аппарат теории государства и права и стабильно употребляется правоведами, хотя, нередко, и в различных значениях. Однако четкой взаимосвязи между определенным типом правопонимания и соответствующей концепцией происхождения права в современной российской теоретико-правовой науке пока нет. При этом важно учитывать разработки других наук, так же занимающихся изучением природы права: антропологии, этнологии, философии права, социологии права.
1 Ковлер А.И. Антропология права. - М.: НОРМА, 2002. С. 104.
Право в любом контексте правопонимания, как выше указано, функционирует наряду и вместе с официальным правом, но занимает особое место в системе правовых отношений. Подлинно демократическое государство, неразрывно сосуществуя с институтами гражданского общества, не обладает монополией на право. В обществе всегда имеют место ситуации, когда юридическое право вступает в противоречие с местной традицией, то есть с действием права. Правовой плюрализм, по нашему мнению, усиливается, когда централизованное право перестает отвечать потребностям общества, когда универсальные механизмы и установки правоприменения перестают быть эффективными с точки зрения рядового человека.
Вопрос о происхождении права, безусловно, имеет фундаментальный характер. На сегодняшний день насчитывается более десяти концепций. Право, возникнув и эволюционируя, в итоге предстает как нормативный регулятор сложившихся в обществе отношений, в которые включена юридическая практика и иные формы проявления права. Право объективно получает закрепление в форме обязывающих установлений, которые, будучи зафиксированы в письменных памятниках или устных, передающихся от поколения к поколению, преданиях становятся обязательными для исполнения всеми членами человеческого общежития. Но все же правовая жизнь современного общества гораздо богаче, устоявшихся в юридической науке подходов к пониманию права. Потребность в изучении и, следовательно, новое отношение к праву определяется в связи с обнаружением в современной жизни типов деятельности, источник происхождения которых связан с повседневным опытом, общественным признанием, нравственной и политической оценкой.
Все выше изложенные обстоятельства доказывают актуальность диссертационного исследования о взаимосвязи концепций происхождения права с типами правопонимания. Полученные в ходе исследования результаты позволят современной юридической науке продолжать постепенно отходить от узкого нормативистского понимания права, от чрезмерного идеализирования юснатуралистического понимания права, от безграничного распространения социологического правопонимания. Для этого современная теоретико-правовая наука должна начать концентрировать свои усилия на исследовании правовой действительности с позиции новых подходов к правопониманию.
Основными целями диссертационного исследования являются - выявление логики дифференциации различных подходов к вопросу о происхождении права, а также установление закономерных связей между концепциями о правогенезе и типами правопонимания.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить основные теории и концепции происхождения права, сложившиеся на протяжении становления и развития философской и юридической наук;
- проанализировать общие и особенные черты современных типов правопонимания;
- выявить специфические черты процесса возникновения права, с позиции научных исследований в области истории, философии, антропологии, социологии, этики, политологии;
- изучить особенности правогенеза как социально-правового и культурного феномена;
- определить типы связей между концепциями происхождения права и типами правопонимания в социально-духовной сфере и их отражение в правовой теории прошлого и современности;
- сформулировать формально-логические и диалектические связи концепций происхождения права и типов правопонимания;
- показать социально-групповые особенности правопонимания и понимания происхождения права.
Объектом исследования является система научных знаний и представлений как в истории западноевропейской и российской правовой мысли, так и в современной общеправовой теории и философии права о сущности и природе социально-культурного феномена - права.
В качестве предмета исследования выступают концептуальные связи и подходы к пониманию возникновения, понятия и сущности права, фиксирующие его системно-функциональные характеристики, источники и формы существования, а так же, комплекс факторов, определяющих место права в системе ценностно-нормативных ориентаций общества.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, рассмотренные в диссертации, всегда интересовали философов, юристов, политиков, социологов. Безусловно, полноценный научный анализ вопросов, связанных с происхождением права, присутствует в работах историков права. Вместе с тем, все эти исследования в основном ограничивались констатацией факта или процесса возникновения права, не перенося его в дальнейшем на определенный тип правопонимания.
Среди достаточно большого количества авторов, чьи научные исследования определили фундаментальные подходы к раскрытию природы возникновения и эволюции права, следует отметить зарубежных мыслителей, таких как М. Вебер, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, Г. Кельзен, К. Маркс, Г. Мэн, Г. Спенсер, А.Дж. Тойнби, 3. Фрейд, JI. Фуллер, Ф. Энгельс и др.1, а также отечественных классиков юриспруденции, философии, социологии: Г.Д. Гурвича, И.А. Ильина, М.М. Ковалевского, В.И. Ленина, П.И. Новгородцева, И.А. Покровского, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, E.H. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича, A.C. Ященко2.
Для современной отечественной теоретико-юридической науки взгляд
1 См. например: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990; Кант И. Метафизика нравов. М.: Мир книги, 2007, Маркс К. Конспекты книг Г. Мэна «Лекции по истории институтов», Дж. Леббока «Происхождение цивилизации и первобытное состояние человека», М.М. Ковалевского «Общинное землевладение, ход и последствия его разложения» / Соч. 2-е изд. Т. 21; Фрейд 3. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии. - СПБ.: Азбука-классика, 2006.
См. например: Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения. -СПб., 2004; Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. М.: ACT МОСКВА, 2006; Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. - СПб.: Алетейя, 2000; Покровский И.А. История Римского права - Мн.: Харвест, 2002; Соловьев B.C. Право и нравственность. - Мн.: Харвест, 2001; Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - М.: Астрель, 2006; Ященко A.C. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб.: Алетейя, 1999. на проблему правогенеза устоялся, при этом существенное значение имеют работы исследователей, которые видели в решении этой научной проблемы важность решения других методологических задач, которые стоят перед теоретико-правовой наукой. Среди них такие, как Н.М. Азаркин, С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, В.Г. Графский, Т.В. Кашанина, А.И. Ковлер, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, В.П. Малахов, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин, B.C. Нерсесянц, O.A. Омельченко, В.М. Розин, В.А. Туманов, В.А. Четвернин1.
Несправедливое игнорирование на протяжении длительного периода юридической наукой проблемы происхождения права привело к тому, что большинство работ, посвященных этой проблеме, носят лишь описательный характер. Это в первую очередь обусловлено тем обстоятельством, что право представляло интерес лишь для историков и этнографов, перед которыми, как известно, стоят свои определенные цели и задачи. Вместе с тем, необходимость исследования права в теоретико-правовом аспекте в настоящее время не вызывает сомнения.
Методология и база диссертационного исследования. При проведении исследования использовались различные общенаучные методы, прежде всего диалектический как основной способ объективного и всестороннего познания действительности. Широко применялся системный подход, который позволил автору выявить причины многообразия различных концепций происхождения права, а также типов правопонимания, проанализировать их
1 Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. - М., 2001; Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы; Ковлер А.И. Антропология права. - М.: Изд-во НОРМА-ИНФРА-М, 2002; Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. - М.: ИКД «Зерцало -М», 2002; Малахов В.П. Философия права. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002; Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах государства и права. М.: Изд-во РАГС, 2000; Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006; Нерсесянц B.C. Философия права. М.: НОРМА, 2003; Омельченко O.A. Всеобщая история государства и права. / В 2 тт. Т.1. Под ред. В.М. Курицына. - М.: Изд-во Эксмо, 2005; Туманов В.А. Учения о праве. В кн. Общая теория права. Курс лекций. Под общ. ред. В.К. Бабаева. - Ниж. Новгород, 1993; Венгеров А.Б., Черных E.H. Структура нормативной системы в древних обществах // От доклассовых обществ к раннеклассовым. М., 1987; Четвернин В.А. Основные концепции естественного права. - М., 1988. соотношение. Системный подход позволил сделать теоретические обобщения различных подходов к пониманию сущности права различными концепциями о праве, сформулировать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства. В процессе исследования использовались философские категории общего и особенного, единства и борьбы противоположностей и др. Кроме того, в ходе работы использовались общенаучные и формально-логические методы.
Автор использовал частные методы научного исследования: сравнительно-правовой, исторический, структурно-правовой и др.
Теоретическую базу исследования составляют труды ученых-юристов в области общей теории права, а также использовались работы иных общегуманитарных наук философии, философии права, логики, юридической антропологии, этнографии, социологии, психологии, экономической теории относящихся к теме исследования.
Научная новизна диссертации состоит в том, что концептуальной идеей положенной в основу диссертационного исследования, является не полное и объективное рассмотрение самого вопроса о происхождении права, а исследование сложившихся подходов, различных взглядов, концепций в истории правовой мысли по этому вопросу. Это позволило в исследовании дать достоверную картину процесса правогенеза с точки зрения философской, юридической, социологической наук, не занимая изначально авторской позиции по отношению к какому-либо типу правопонимания. Это дало возможность критически подойти к сложившейся интерпретации вопроса о различных концепциях происхождения права в современной теории государства и права.
Аналогичный методологический подход позволил критически проанализировать устоявшиеся в юридической науке типы правопонимания.
Теории о правогенезе рассматриваются не в хаотической совокупности, как это устоялось у большинства теоретиков права, а согласно авторской типологии концепций происхождения права, основанной на системе таких критериев и принципов, как хронологический, ассоциативный, антропный, социально-формообразующий и др.
Раскрытие сущности проблемы происхождения права в исследовании во многом обусловлено разными теориями о происхождении человека, также о происхождении иных социально-культурных явлений человеческого мира.
В результате сравнения наиболее типичных концепций о правогенезе с концепциями о происхождении различных иных социально-организующих явлений: морали, религии, экономики, национального языка, создана объективная реальная методологическая основа для дальнейших исследований в этом направлении с использованием научного потенциала других гуманитарных наук.
В работе представлена одна из первых в отечественной теоретико-правовой науке типология связей концепций происхождения права и типов правопонимания. Проанализированы типы связей в социально-духовной сфере, исторические и культурно-определенные связи, закономерные и корреляционные связи и другие. Разработан новый научный понятийный аппарат для исследований в этой области теоретико-правовой науки.
В ходе диссертационного исследования были выявлены закономерности, оценка существа и роли которых в сфере взаимодействия концепций происхождения права и типов правопонимания, легли в основу положений, выносимых на защиту.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Многообразие концепций происхождения права обусловлено следующими причинами. Во-первых, наличием проблемы решения вопроса о закономерности внутренних связей права с окружающей его материальной, социальной и иной средой, обусловливающей процесс его зарождения, становления, и развития, что свидетельствует об объективной данности, исторической предопределенности, рассматриваемого правогенеза в любом зарождающемся и развивающемся обществе (правовая эмбриология). Во-вторых, принципом причинности возникновения права, который указывает на исследование тех явлений которые, непосредственно порождают или же обусловливают в прямой или косвенной форме данный процесс. В-третьих, разным пониманием мыслителями определенных отраслей научных знаний природы и сущности тех социальных и индивидуальных явлений, которые влияют на правогенез;
2. Многообразие различных точек зрения, идей, подходов к проблеме происхождения права мыслителей прошлого и современности предполагает сложную систему показателей в их исследовании и последующего сравнения. К данным показателям автором отнесены следующие показатели: научное или спекулятивное изучение проблемы; привязанность концепции к определенному историко-культурному типу развития общества или ее универсальный характер; признание автором теории познаваемости первопричины права; выделение явлений, причинно-следственные связи, между которыми указывают на возникновение права; построении концепции на основе достигнутых знаний в этой области или оригинальная трактовка ученого; использование специального научно-понятийного аппарата; антропный принцип; указание на закономерные или корреляционные связи с определенным типом пра-вопонимания; указание на эволюционное (поступательное) развитие права либо признание его природы неизменной. Данный подход показал невозможность создания единой классической классификации для всех концепций правопонимания;
3. Общий критический анализ существующих на сегодняшний день точек зрения о происхождении права на основании научных исследований, работ мыслителей прошлого и современности, позволяет выделить девять самостоятельных концепций происхождения права: теологическую, антропологическую, историко-материалистическую, политическую, нравственную, концепцию мимесиса (социального подражания), коммуникативную (концепция солидаризма, хабитуализации), синергетическую, спонтанную. Каждая из концепций представляет собой учение, основанное на работах целого ряда мыслителей, использующих единую общую идею (замысел), а также методологический подход к исследованию;
4. Анализ большинства существующих на сегодняшний день оригинальных концепций происхождения права, а также целого ряда авторских точек зрения по данному вопросу показывает, что каждая из концепций находится в закономерной либо корреляционной связи с одним или несколькими из трех современных типов правопонимания - позитивистским, психологическим, социологическим;
5. Тип юснатуралистического (естественно-правового) правопонимания не имеет устоявшейся, самостоятельной, присущей ему концепции происхождения права. Для естественного правопонимания характерно признание существования позитивного права. Естественное правопонимание теряет свои сущностные черты вне сферы взаимоотношений между социально-политическими институтами власти и человеком. Отсюда предлагается рассматривать естественное право не как право, а как тип связи между официальной правовой идеологией и индивидуальным правосознанием. Данный тип связи следует рассматривать как духовно-нравственный. Одним из возможных объяснений, распространенного в теоретико-правовой науке и в философии права точки зрения на существование отдельного типа естественного правопонимания, является недостаточно разработанная представителями юснатурализма концепция происхождения права (спонтанная концепция);
6. Сложившиеся на сегодняшний день в теоретико-правовой и истори-ко-правовой науках дефиниции, обозначающие начальные формы возникновения права, такие как: мононорма, обычное право, архаическое право, первичное право, традиционное право, примирительное право родового строя, первобытное право. Перечисленные понятия употребляются применительно к антропологической концепции происхождения права. Эта концепция на сегодняшний день является наиболее распространенной и устоявшейся в отечественной и зарубежных юридических науках;
7. Исследование различных связей между концепциями происхождения права и типами правопонимания позволяет сделать вывод о том, что разнообразные трактовки правогенеза во многом бессистемны, а методология подходов к решению проблемы происхождения права самая разнообразная. Данный факт не позволяет определить интегральные типы связей между всеми концепциями происхождения права и типами правопонимания, а следовательно, это доказывает невозможность самого интегрального подхода к праву;
8. Автором предлагается концепция когерентного типа взаимосвязи между различными типами правопонимания. Это позволяет современным существующим подходам к правопониманию (с учетом наличия соответствующей для них концепции правогенеза) находиться в согласованной позиции по отношению к определенному историческому периоду, с учетом состояния динамики и постоянного обмена познавательными ракурсами этих научных направлений, а также рациональной критики между собой. Когерентное согласование подходов к правопониманию предполагает признание приоритета одних теорий и подходов над другими, что обусловливается историческим условиями и развитием гуманитарных знаний. Когерентный подход к праву, на примере теорий происхождения права, показывает, что взаимное отрицание между различными подходами к природе права отсутствует, и наоборот, каждая из концепций либо усиливает, либо ослабляет научный потенциал друг друга.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что включение исследуемой проблемы в область юридической науки позволит существенно обогатить понимание, по-новому взглянуть на целый ряд важных вопросов как для теоретико-правовой, так и для отраслевых наук. Применение научного подхода к вопросу о многообразии теорий происхождения права позволит преодолеть преобладающее в теории государства и права позитивистское представление о праве.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Выводы и обобщения, полученные в ходе анализа теоретико-правовых основ сущности, характеристик, условий, определяющих особенности возникновения права и его роли в развитии личности и общества, позволяют проводить дальнейшее исследование вопросов, связанных с вопросами правогенеза и правопонимания. Предложенная автором модель исследования концепций происхождения права, позволяет преодолеть неэффективное отражение этого вопроса в современной теоретико-правовой науке. Ряд положений работы может быть использован при преподавании курсов «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», «История государства и права», и спецкурсов, посвященных проблемам эволюции правопонимания.
Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Фролов, Сергей Николаевич, Москва
Заключение
В юридической литературе последних лет сложилась определенная констатация того, что традиция подхода к праву как к идее «закона и порядка» - переживает в настоящее время кризис, вызванный, с одной стороны, тем обстоятельством, что глобальной проблемой становится сегодня не проблема отдельного региона, как это было до самого недавнего времени, а весь мир. Другую сторону этой кризисной, в том числе и для России, ситуации составляет кризис западной традиции правосознания (традиции законности и порядка в условиях господства права).
Исследования в области правогенеза показывают, что подходы к решению этого вопроса возможно не исходя из «финалистических» теорий (о чем предупреждал Г.В.Ф. Гегель), но при условии того факта, что юриспруденция возникла в свое время и утвердилась в обстановке плюрализма философского и профессионального восприятия и истолкований. В таком же варианте бытия и восприятия она, по всей видимости, будет оставаться в длящихся и в конечных стадиях своего существования — как определенной теории, как определенной юридической практики и как способа общефилософского усвоения в этих двух основных ипостасях.
Преобладание одной из многих ориентации в правопонимании обычно бывает навеянным общественно-групповыми потребностями и потому выглядит детерминированным и безнадежным для перемен. Задача теории государства и права как науки и учебной дисциплины состоит в том, чтобы, изобличив односторонность и опасную ущербность господствующей ориентации, отыскать аргументы в пользу новой ориентации и указать на логико-понятийную оправданность и социальную, в том числе профессиональную, заинтересованность, которые эту ориентацию в состоянии усвоить и надежно поддерживать или, по крайней мере, воспроизводить на какое-то время или навсегда.
В настоящее время право изучают и комментируют около 40 юридических дисциплин — от теории и истории права до гражданского и карательного законоведения, от правовой логики до судебной этики. Кроме того, в пределах общетеоретической и прагматической правоведческой традиции право изучают — каждая под своим и определенным углом зрения — еще философия и антропология, история и культурология, а также многие другие упорядоченные и обособленные отрасли социального знания (обществоведения).
Современное представление о комплексной структуре не только правоотношений, но самого «атомарного» его компонента — правовой нормы наводит на мысль о крайней затрудненности обсуждения вопроса о подлинном происхождении права, его измеримости и направленности социальной эффективности отраслевого правового регулирования и социальной роли права в целом.
Право в действительности всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных изменений в зависимости от условий места и времени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия, если это диктуется практической необходимостью. Определение права как совокупности норм, общих правил поведения ориентирует на такие свойства, как формальная определенность, точность, однозначность правового регулирования. Сторонники нормативного подхода не ограничиваются формальными признаками. Но содержательная сторона указывается ими опосредованно (косвенно) через указание на волю, которая в данных нормах отражается, и на отношения, которые эту волю обусловливают. Предполагается (далеко не всегда оправданно), что воля большинства как раз и отражает надлежащую степень справедливости и свободы. Материальные и иные условия жизни общества, которые формируют государственную волю, должны в идеале справедливо отражаться в писаных нормах. При демократических процедурах предполагается непременное выражение в принимаемых актах настроений, чувств и интеллектуальных достижений народа.
Широкие определения права хороши тем, что они ориентируют на рассмотрение жизни права в правоотношениях, правосознании, правоприменительных актах, субъективных правах. Авторы «философского» подхода озабочены качеством законов, соответствием последних общечеловеческим и иным ценностям. Через споры о том, что есть право, решаются многие практические вопросы: основания права, источники права, пределы правового воздействия, эффективность права, разрешение противоречий права.
Представляется невозможным оценить понимание права тем или иным ученым вообще (без учета самых разных обстоятельств). Бесплодно до бесконечности спорить, какое определение права является более истинным. Возможно следует признать, что в зависимости от условий места и времени в качестве права выступает то одна, то другая материя, то в одной, то в другой ее форме. Однако всегда возможны оценки позиций ученых относительно их односторонности или плюралистичное™ в отражении правовой реалии, относительно их субъективных устремлений служить истине и человеку. В каждом из теоретических подходов есть нечто инструментальное. Важно то, на что направлен этот инструмент и кому служит. Всегда было право официальное и неофициальное, а в новейшее время появилось еще и «теневое право», вводится понятие «правовая жизнь». Современная теоретико-правовая наука должна постоянно создавать новые подходы к праву, исследовать новые разработки, соотносить их с существующими, чтобы раз и навсегда освободить юридическую теорию от «финалистических» взглядов.
Длящееся почти уже целый век обсуждение интегративного (сплачивающего) воздействия права и правового общения не имеет на сегодняшний день решения. Для такого сплочения очевидна действенная роль не только соответствия правовой политики насущным потребностям правовой практики, но и соответствие между правовой политикой, практикой и определенным правопониманием. Следует исходить из более реальной концепции, а именно когерентного подхода к правопониманию.
Когерентное свойство права находит свое воплощение в аспекте пра-вопонимания вследствие того, что для каждого непредубежденного исследователя юридических, социальных, психологических, институциональных или терминологических комплексов, входящих в характеристику правоприменения, и фактически право и теоретически образует смысловое ядро всех этих комплексов.
С точки зрения концепции когерентной юриспруденции право должно восприниматься прежде всего сложно организованным и многофакторным объектом познания, находящимся в состоянии динамики, конкуренции и постоянного обмена познавательными ракурсами и обобщениями между различными правоведческими подходами. С точки зрения главного смысла и значения право выступает одновременно областью сосуществования разно-устремленных (в познавательном и не только в познавательном плане) комплексных семиотических образований, находящихся в состоянии взаимного обмена идеями и аспектами и одновременно в состоянии некой оправданной целостности и согласованной взаимной связи и поддержки. С учетом этой методологической и практической ориентации юриспруденция должна подразделяться на три взаимосвязанные области — на юриспруденцию теоретическую, практическую и общую (сводную, синтезированную, когерентную). Это положение подробно развивается нами в данном исследовании.
Одно из свидетельств тому - частое обсуждение темы о количестве, а также иерархии существующих методологических подходов к праву. В количественном отношении дело обстоит проще. К типичным причисляют два-три основных (например, юридический, позитивизм и юснатурализм) либо некое открытое для пополнения множество подходов (философский, социологический, нормативистский, психологический, феноменологический, герменевтический,. коммуникативный и др.). Сложнее дело обстоит с иерархией этих подходов — ведь все они пребывают в разной степени авторитетности, а также в неодинаковой научной, учебной и практической разъясненности или воплощенности. На наш взгляд именно четыре типа правопонимания отражают специфические черты права, где каждый из них имеет не присущие черты других пониманий права.
Сегодня сложилась такая ситуация, когда право во все большей степени воспринимается с позиций политической и нравственной реальности. В этой обстановке особая роль в деле обновления и когерентности (приведения противоположностей в состояние признания друг друга в духе соперничества) выпадает на долю исторического и сравнительного правоведения, а также разработке новых подходов к проблеме происхождения права и соответственно типа правопонимания.
Исходной категории в теории права не существует. Советская юридическая школа, во многом предопределившая развитие современной правовой науки, следуя марксистской традиции, придавала важное значение построению категориального аппарата. Она исходила из того, что логическим выражением знаний о предмете служат те понятия и категории, которыми оперирует теория государства и права. Однако эти понятия и категории, взятые в отдельности, не составляют еще ни теории, ни науки, так как в этом случае они не обладают достаточной доказательственной силой и не могут выразить конкретной истины. Объективная истина достигается тогда, когда они представлены в определенной системе: взаимосвязаны и составляют научную теорию. Причем не любая связь понятий, категорий и суждений образует теорию. Научная теория имеет место в том случае, если подытоженные ею знания развернуты в понятийной форме и через систему абстрактных категорий дают конкретное представление о сущности изучаемого явления, о закономерностях его развития и формах проявления.
Знания, выражаемые отдельными категориями и понятиями, в составе теории организуются, достигают той полноты и определенности, которые позволяют использовать их в практической деятельности и для получения новых результатов в познании предмета теории.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Связь концепций происхождения права и типов правопонимания»
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);
2. Дигесты или Пандекты. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Сост. В.Н. Садиков. M.: ТК Велби, 2002.1.. Монографии и учебная литература
3. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций. М.: Юридическая литература, 2003. - 608 е.;
4. Аквинский Ф. Сумма теологии. / История государственно-правовых учений: Хрестоматия. Сост. C.B. Липень. М.: Спарк, 2006;
5. Актурина Н.В. Историческое правоведение: становление, развитие в России в 30-70-х годах XIX века. Саратов, 2000;
6. Алексеев В.П., А.И. Першиц История первобытного общества. М.: Высшая школа, 1990. 351 е.;
7. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984;
8. Алексеев H. Н. Основы философии права. СПб., 1999;
9. Алексеев С.С. Право и наша жизнь. М., 1978;
10. Алексеев С.С. Право: азбука теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: «Статут», 1999. - 712 е.;
11. Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. М., 2001. - 320 е.;
12. Алексеев С.С. Философия права: история и современность. Проблемы, тенденции, перспективы. М., 1999;
13. Аннерс Э. История европейского права. Пер со швед. / Ин-т Европы. -М.: Наука, 1994.-397 е.;
14. Антология мировой политической мысли. В 5-и тт. - М.: Изд-во Мысль, 1997;
15. Аристотель. Политика. Пер. С.А. Жебелева // Соч. в 4-х тт. Т.4 М., 1984;
16. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993;
17. Ахиезер A.C. Труды. М.: Новый хронограф, 2006.480 е.;
18. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопони-мание на грани двух веков).- Саратов, 2001;
19. Байтин М.И., Грацианский П.С., Фарберов Н.П. Классовое общество и государство. / В кн. Марксистско-ленинское учение о государстве и праве: История развития и современность. М.: Наука, 1977. - 352 е.;
20. Баренбойм П.Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. М.: РОССПЭН, 2003. - 288с.;
21. Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2006;
22. Бачинин В.А. Философия права и преступления. Харьков, 1999.
23. Бережное А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права. В кн. Проблемы теории государства и права. Под ред. М.Н. Марченко. С. 310-320. М.: ПРОСПЕКТ, 1999. - 504 е.;
24. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: изд-во МГУ: ИНФРА-М НОРМА, 1998.- 624 е.;
25. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В Русском Переводе с Параллельными Местами. Перепечатано с Синоидального издания. М.: Протестант, 1995;
26. Блинов Н.М., Шилова Г.Ф. История и право. М.,1994;
27. Богомолов A.C. Диалектический логос: Становление античной диалектики. М.: Мысль, 1982. - 263 е.;
28. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: от истоков этики и права к мировоззрению. -М.: Юрайт, 1998. 336 е.;
29. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Т.1. Теория права. М., 1996.;
30. Венгеров А.Б. Происхождение права. В кн. Общая теория права. Курс3132,33,34,35,3637,38,39,40,41,42.