Влияние великой Французской революции на развитие международного праватекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.10 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Влияние великой Французской революции на развитие международного права»

КАЗАНСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА

На правах рукописи ГУСЕВА Елена Валерьевна

ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУ НАГО ДЮГО ПРАВА

12. 00. 10 - международное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

КАЗАНЬ - .1992

Диссертация выполнена на кафедре государственного и международного права юридического факультета Казанского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Згамени государственного университета имени В.И.Ульянова-Ленина

Научный руководитель - доктор юридических наук,

профессор Фельдман Д.И.

Официальные оппоненты - доктор юридических наук,

профессор Игнатенко Г.В.

- кандидат юридических наук, доцент Емельянова И.А.

Ведущая организация - Санкт-Петербургский госуниверситет

Защита состоится 26 ноября в 14 часов 00 мин. на заседании Специализированного совета К.053.25.13 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук при Казанском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени В.И.Ульянова-Ленина / Казань, Ленина, 18 /.

С диссертацией, можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского при КГУ. ^

Автореферат разослан .'/ У ¡О-к^^/УЖ 1ь92 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат юридических наук, доцент

И.Л.Тарханов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. История международного права - это та невидимая часть айсберга, не будь которой - не пришлось бы говорить и о самом международном праве. И потому нет нужды доказывать применительно к нему необходимость исторических знаний. История международного права имеет свои крупные вехи, верстовые столбы, на которых в особенности должно быть зафиксировано внимание всякого, кто захочет глубже проникнуть в данную область познания. Одной из таких вех является великая французская революция, которая до настоящего времени находится "в самом сердце современного мира" (А.Собуль). Сейчас, когда трудно назвать такую область общественных отношений, которая не переживала бы кризиса той или иной степени серьезности (причем это касается как внутригосударственных, так и международных отношений - достаточно вспомнить "внутренние" конфликты во многих государствах, связанные, к примеру, с правом наций на самоопределение. или - глобальные проблемы современности), эффективные пути и средства разрешения кризисных явлений невозможны без достижения общественного консенсуса - на национальном ли, на региональном или же на международном уровнях. Такой консенсус предполагает прежде всего согласие о каких-то обших принципах и идеалах, наличие неких обших руководящих идей, ориентируясь на которые, общество могло бы прийти к искомой цели, такими общими началами в современном мире признаны общечелове-ческие ценности, такие, как мир, сотрудничество, права человека и др., а юридическим выражением этих ценностей являются основные принципы международного права,и само оно в целом, в свою очередь, представляет собой одно из высших достижений человеческой цивилизации, значение которого будет возрастать и углубляться, начало такому пониманию международного права, на- 3 -

чало глубочайшей его демократизации положила великая французская революция.

Французская революция была глубоко национальным явлением, но в силу универсальности провозглашенных ею ценностей и идеалов она получила огромный резонанс как в отдельных странах, так и во всем мировом сообществе. Достаточно сказать, что сами корни идеи мирового сообщества в том его виде, в каком оно существует сейчас,- обнаруживаются во французской революции. Основной принцип современного международного права - принцип уважения суверенитета и суверенного равенства государств (существование которого отсчитывается традиционно начиная с Вестфальского конгресса 1648 г.) получил свое принципиально новое, до_ сегодняшнего дня существующее основание в виде народного суверенитета именно в дни Французской революции. Конституции многих государств мира несут на себе печать конституционного законотворчества эпохи Революции (речь прежде всего о Декларации прав человека и гражданина 1769 г. ). Но'особенно актуален - и именно сейчас - опыт французской революции для таких государств, как Россия - которая, начав в середине хIX века свое движение к конституционализму, к правовому государству, затем оставила этот путь, и лишь сейчас, с немалым трудом, возвращается на него, опыт французской революции - ориентир на этом пути. В настоящее время как никогда велика потребность в объективном подходе к изучению как нового, так и старого материала, пересмотре многих устоявшихся понятий, определении подлинных приоритетов как во внутренней, так и в международной жизни, и изучение в этом контексте воздействия Великой французской революции н.а международное право представляет одну из тех областей, которые никак не должны быть обойдены вниманием научной общественности. ""

Научная новизна исследования. Если изучению истории Вели-

_ 4 _

кой Французской революции как события, определившего и до сих пор продолжающего определять облик современного мира, посвящено огромное количество исследований, то в тон. что касается работ, показывающих влияние Революции на международное право, дело обстоит совсем иначе. При том, что в западной доктрине такие исследования (пусть и не слишком многочисленные) все же нашли свое достойное место, в отечественной литературе. в частности, советского периода, они практически отсутствуют. За исключением работ Е. А. Коровина, посвященных, преимущественно, влиянию французской революции на законы и обычаи войны и вышедших полвека назад, другие исследования представляют из себя отдельные очерки или главы в общих курсах по истории международного права (Д. Б. Левин, Ю. Я. Баскин и Д. И. Фельдман). Т. о. в отечественной науке международного права имело место труднообъяснимое невнимание к данной проблеме, принцип индивидуальной свободы и прав человека как Фундамента современного государства и общества, принцип универсальной значимости прав человека. принцип права народов на самоопределение, понимаемый не только в его антиколониалистском аспекте (как его

восприняла Октябрьская революция), но и как право народа свободно наделять себя новыми политическими учреждениями. - при исследовании этих и других проблем становления современного демократического общества в исторической и правовой литературе неизменно подчеркивалась сугубо буржуазная сущность завоеваний Великой французской революции, их как бы "неактуальность", "пройденность" для советского общества, находящегося уже на "следующей" ступени развития. Сейчас стало очевидно, насколько обеднило такое вынужденное "редуцирование" истории отечественную общественную мысль, в том числе и в области международного права. Данная работа - попытка восполнить этот пробел, т.о., научная новизна настоящей работы состоит в том, что в ней обстоятельно исследовано зарождение и утверждение в современном

смысле и значении таких основных принципов международного права каг. принцип уважения суверенного равенства государств, универсализм, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип самоопределения народов и наций и принцип, который начинает играть все более значительную роль в современник международных отношениях - принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод. Рассмотрено возникновение таких институтов международного права как плебисцит, право убежища, законы и обычаи войны, международные реки, уделено внимание проблеме кодификации международного права (в качестве приложения дан полный текст проанализированной в работе Декларации международного права аббата грегуара). Особое место в работе занимает исследование многогранных аспектов зародившегося в эпоху Французской революции современного понимания прав человека и их универсальной значимости.

При написании работы был проанализирован целый ряд зарубежных, в основном Французских исследований по вопросу о влиянии Великой Французской революции на международное право.

С методологической точки зрения в работе нашел широкое применение .сравнительно-исторический метод исследования с опорой на основные положения и выводы мировой доктрины международного права, сформулированные в работах как отечественных авторов: Ф. Ф. Нартенса, н. и. Кареева, н. н. палиенко, Р.Л.Боброва, И.Д.Левина, Г. В. Игнатенко", Ю. Я. Баскина, Д.И.Фельдмана, В.А.Василенко, Н. А. Ушакова, Л. И. Воловой, Л. Н. Галенской, Р. А. Мюллер-сона, ю. А. Решетова, А. п. Новчана, Б. г. манова и др. , "так и зарубежных, таких как ставшие классическими труды Р.Редслоба, Э. Ниса, Ж. Бадевана, Л. Ле Фюра, Б. Миркин-Гецевича, П. Шаллина, А. олара. Л. ¡геваллей и др. . а также современных исследователей: А. Собуля, Ж. Го дню, А. Кассезе, ж. Деосси, В. Греве, Г. Штуби, Ж. Шаппеза. Ф. Ришара, А. Нуссбаума, К. Васака, Т. Мерона и др.

- 6 -

Апробация результатов исследования. -Ряд положений работы был доложен на ежегодных отчетных Факультетских научных конференциях, на научной конференции в Лейпиигском университете (апрель 1939 г. ). на межвузовской конференции историков, посвященной гоо-летию французской революции (Казань, 1990).

Основные положения, выносимые на зашиту:

- обосновывается, что современное международное право во многом стоит на тех принципах, которые были заложены в его основу в эпоху Великой Французской революции;

- доказывается необходимость возврашения к единой концепции прав человека, основанной на общечеловеческих ценностях, утверждению которых в значительной степени содействовала революция;

- в связи с рассмотрением всего материала, связанного с правами человека (история и современность), выявлена настоятельная необходимость и предложены конкретные пути и средства совершенствования международного правосознания на всех уровнях;

- обосновывается новый подход к дискуссионному в настоящее время вопросу об иерархии правовых норм в области прав человека и к малоисследованному в современной отечественной доктрине вопросу о правах человека третьего поколения;

- показано продолжающееся влияние философии французской революции на конституционные процессы современного мира, включая международно-правовые элементы.

Научная и практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут способствовать углублению понимания процессов, происходящих в современном международном праве и его доктрине, поскольку последняя все еше не избавилась от недостатков, связанных с нигилистическим отноше-

нием к истории международного права. Данная работа вносит свою лепту в проблему, имеющую более широкое звучание: "Революции и международное право", которой в гуманитарных науках было уделено явно недостаточное внимание (если не считать Октябрьской революции). Материалы диссертации могут использоваться при подготовке и чтении курсов и спецкурсов по истории международного права, а также в качестве методических разработок по вопросам теории и практики международного права, полное раскрытие которых невозможно без учета их исторического генезиса.

Структура диссертации. Работа состоит из введения,- двух глав (первая глава включает пять параграфов) и заключения.

Первая глава посвящена влиянию Великой Французской революции на некоторые важнейшие принципы и институты международного права.

В параграфе 1 показаны место и общее значение Революции в истории международного права, к Факторам, оказывающим наиболее значительное воздействие на международное право, относятся великие войны, радикальные изменения в социальном составе международного сообщества (такие, как деколонизация) и некоторые революции. К Феноменам последнего рода относятся прежде всего (по оценкам как отечественной, так и зарубежной доктрины) две великие,национальные революции - французская 1789 г. и революция в России 1917 г. Преобразования, осуществленные Великой французской революцией в различных областях общественной жизни. были настолько грандиозны, что в очень большой степени сохраняют свое значение и в наши дни. Это объясняется как объективными, так и субъективными моментами, определившими характерные черты Революции, при этом следует учитывать, что если некоторые принципы, нормы и идеалы, рожденные Революцией, сразу или почти сразу нашли свое место в международном праве, то

для утверждения других потребовались достаточно длительные исторические сроки - например, для, принципа всеобщего уважения прав и свобод человека, для идеи всемирного сообщества (организации) и т.д. Следует обратить при этом внимание на разные Формы воздействия Революции на международное право: его можно проследить либо в виде прямого влияния на международное позитивное право (путем заключения Францией договоров с другими государствами), либо - чаще - в виде влияния на международное правосознание той и последующей эпох - а через него - на международное позитивное право. Следует также иметь в виду, что, поскольку Революция прошла несколько Фаз в своем развитии, и влияние ее в эти периоды на международное право было неодинаковым. основное внимание в данной работе уделено первому периоду революции (т.наз. восходящей Фазе: 1789-1794 гг.), когда ею выдвигались и отстаивались наиболее прогрессивные идеи и принципы.

В этом параграфе показывается, что такая характерная черта революционного сознания, как универсализм, распространялась и на международное право и что именно этим во многом определялись достигнутые Революцией в данной области выдающиеся результаты. .Вся международно-правовая идеология французской революции, имеюшая своим истоком естественно-правовые учения (Руссо, Монтеня, других просветителей, а в области международного права, прежде всего, ваттеля) строилась на признании изначального единства человеческого рода (равенства всех людей по природе) и на том, что международное право имеет универсальный характер, многочисленные примеры, приводимые в данном параграфе, показывают убеждение революционеров в том, что, поскольку отношения между народами (как и внутри французской нации) должны основываться "на разуме", то достаточно утвердить перед лицом мира принципы "естественного права народов", чтобы другие нации, в силу универсальности разума, восприняли

эти основные начала и таким образом международное право получило бы быстрое развитие (развитие в плане расширения сФеры его влияния и повышения ценности его норм вплоть до полной их обязательности в строгом юридическом смысле слова). в данном параграфе показаны и ФилосоФские истоки революционного международно-правового сознания: идеи Набли, Гольбаха, канта и других философов. Параграф 1 завершается выводом о том, что универсализм как характерную черту международно-правовой идеологии революции можно рассматривать как предвосхищение коренного свойства современного международного права - его универсальности, от которой неотделима эффективность международно-правового регулирования (особенно применительно к глобальным, общечеловеческим проблемам), как исходную точку современного международно-правового принципа универсальности, тесно связанного с другими основными принципами международного права.

Параграф 2 раскрывает отношение французских революционеров к оснобным устоям международного права - уважению суверенитета и принципу суверенного равенства государств, прежде всего отмечается, что в отечественной литературе, посвященной основным принципам международного права, явно недостаточное внимание уделяется роли и вкладу Великой французской революции в процесс становления и развития принципов jus cogens. В эпоху французской революции понятие суверенитета получает новое основание: в область революционной теории и практики было переведено из области философских и правовых исследований понятие нации (народа) как суверена, выше воли которого нет никого, и новой теоретической основой равенства государств .стало суверенное равенство наций; - обоснованный т. о. принцип равенства стал одним из краеугольных камней международного сообщества вплоть до нашего времени - он был воспроизведен ст. г (пар. 1) Устава ООН.

Проблема суверенитета занимала большое место в революци-- 10 -

онной теории и практике, причем каждый новый этап революции вносил нечто новое в содержание и. Формы реализации этого принципа. В частности, в работе показано различие, проводившееся в революционную эпоху, между понятиями "суверенитет нации" и "суверенитет народа", переход от первого понятия ко' второму и то, что по отношению к международному праву это изменение понятий выразилось даже в инверсии терминов - если на первом этапе революции именно международное право считалось основанием, дающим французской нации право свободно наделять себя новыми институтами, то теперь - наоборот: утверждалось, что . только свободное осуществление народами "своих прав явится законным основанием международного права (идея, истоки которой находились не в международном праве того времени, пусть и не-исполняемом, - но в трудах некоторых философов, прежде всего ж.ж.руссо). Это отнюдь не означает утверждения превосходства права каждого народа над международным правом, напротив - лишь то право считалось высшим, что создается сообществом свободных народов посредством взаимного согласия. В работе . на примере многочисленных документов революционной эпохи показано вхождение в международно-правовое сознание понятий национального и народного суверенитета и основанного на них принципа суверенного равенства государств.

Параграф 3 посвящен влиянию Революции на принцип права народов на самоопределение и плебисциту как форме его реализации. Принцип самоопределения народов Французскими революционерами. рассматривался (и был утвержден) прежде всего в связи с возможной аннексией территории - и именно как критерий законности присоединения тех или иных территорий к тому или иному государству. Из суверенного равенства народов неизбежно следовало. что нельзя присоединять чужие территории и другие народы без предварительной с ними консультации, осуществляемой посредством плебисцита. Помимо этой, внешней стороны принципа са-

моопределения - т. е. права народа находить свое место в системе государств - Революция, хотя и неявно, выразила свое отношение к тому, что называется сегодня правом на внутреннее самоопределение - имеется в виду свободный выбор народом своего социального, политического, экономического строя, Форм своего правления. И несмотря на то, что это право не было провозглашено в ясных терминах самоопределения, оно органически вытекало из глубоко антидеспотического и демократического духа, который отличал революционеров (по крайней мере, с 1769 по 1792 год), в работе показана трансформация в XIX веке требования самоопределения наций в принцип национальности, роль этого принципа в становлении национальных государств Европы, а также отражены сложные и дискуссионные моменты, возникающие в современной "доктрине и практике, когда речь заходит о соотношении "права . народов" и "права наций" на самоопределение. В работе подчеркивается, что принцип самоопределения народов (в различных смыслах этого термина) обоснованно имеет большее распространение и получил более широкое нормативное закрепление, чем принцип самоопределения наций (п. 2 ст. 1 Устава оон говорит именно о самоопределении народов; также и Пакты 1966 г. , и Декларация о принципах международного права 1970 г. , и документы процесса СБСЕ,- от заключительного Акта Хельсинки до парижской Хартии для новой Европы и т.д. ). Также подчеркивается, что в документах Революции (прежде всего, в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. ) принцип народного суверенитета совмещается с принципом прав человека: естественное право ставит предел и тому, и другому, размежевывая их сферы.

Принцип суверенного равенства.народов и наций и вытекающий из него принцип их самоопределения. - в понимании Французских революционеров - применительно к международным отношениям означали, что именно народ определяет, принадлежать ли ему к тому или иному государству или же создать отдельное, не- 12 -

зависимое государство. Поскольку в XVIII веке имела место не только работорговля, но и торговля территориями вместе с населением, то можно сказать, что реализация в коде французской революции права народов на самоопределение, осуществленная в Форме плебисцита, при том даже, что впоследствии Революция отказалась от него, - имела огромное значение, в данном параграфе подробно рассматривается практика плебисцитов в революционную эпоху; особое внимание уделено первому в истории плебисциту в Авиньоне (июль 1791 г. ). В качестве итога в данном параграфе устанавливается, что юридическая природа плебисцита, еще в дни Французской революции определенного цак правовое основание территориальных изменений, как конкретная Форма самоопределения народов и наций, оказалась совместимой с современным международным правом, в системе которого плебисцит составляет важный институт. Родившийся на пике демократии в эпоху французской революции, плебисцит и сегодня остается, несомненно, одним из самых демократичных средств разрешения спорных вопросов, связанных с самоопределением народов.

Параграф 4 отражает отношение, далеко не однозначное, революционной франции к принципу невмешательства во внутренние дела других государств. Хотя отдельные случаи договорного закрепления невмешательства во внутренние дела имели место еше в эпоху Феодализма, невмешательство как общий принцип отношений между государствами Формируется в период буржуазных революций, и наиболее существенная роль в этом процессе принадлежит Великой Французской революции. В отличие от принципа самоопределения народов, принцип невмешательства, о котором возвестила Революция, уже существовал в межгосударственной практике. Однако следует напомнить,что в то время он определенно контрастировал с другими фундаментальными постулатами международного сообщества: не только обращение к силе, но в равной степени и любое другое вмешательство (политическое, дипломатическое, эко-

- 13 -

номическое) во внешние или внутренне дела других государств завершалось тогда легитимацией подобных действий со стороны юридической системы, вклад Революции состоит в том, что она дала иное обоснование и новую логику этому старому принципу. Невмешательство теперь вытекает не только из взаимной независимости государств, но также - и особенно - является логическим следствием суверенного равенства народов (наций): поскольку каждый народ суверенно осуществляет свой выбор, определяя, через посредство свободно избранных представителей, ориентиры внешней и внутренней политики, то никакой другой народ (и тем более монарх) не может, вмешиваясь в этот свободный выбор, ограничивать его суверенитет, и хотя провозглашение принципа невмешательства (тем более, что и революционная Франция неоднократно отступала от него) в ту эпоху имело в большей мере политическое и идеологическое, нежели юридическое значение, однако в современном международном праве этот принцип имеет уже достаточно четкие юридические контуры.

Суверенное равенство народов и наций и широчайшее провозглашение принципа свободы с необходимостью содержало в себе - применительно к сфере международных отношений - запрещение войн, имеющих целью покорение других народов или наций, их тергитории или части ее. Более того, кроме завоевательных войн революционные принципы запрещали также и агрессию, делая четкое разграничение между оборонительными и завоевательными войнами. В качестве примера подхода революционеров к этим вопросам в тексте работы подробно разбирается знаменитое в свое время дело NootKa-sound Bay (апрель-май 1790 г, г, по поводу которого в Учредительном собрании развернулись дебаты, в ходе которых речь шла об утверждении в рассматриваемой области новых правовых основ и, прежде всего, принципа народного суверенитета. Война и мир становятся делом нации: поскольку суверенитет принадлежит народу, то только его представители (т. е.

Национальное собрание) обладают полномочиями, чтобы решить вопрос о войне. С самого начала, с 1789 года. Революция тяготела к пацифизму. Ее Фундаментальная идеология, базировавшаяся на правах человека, единстве человеческого рода, братстве наций вела к осуждению войны в моральном плане. Дебаты в Национальном собрании привели даже к "изобретению" понятия преступления против мира (которое обсуждается-сегодня комиссией международного права ООН):министр или другой чиновник, виновный в агрессии, должен был считаться совершившим "преступление, ос-корбляютее нацию", в силу чего должен был подлежать преследованию в соответствии с процедурой, подобной американскому импичменту. Моральное осуждение войны было необходимо сопряжено с рассмотрением вопроса о справедливых и несправедливых войнах. Несправедливой объявлялась всякая "наступательная война", причем некоторые члены Собрания давали очень широкую трактовку агрессии; оборонительная война (в том числе и коллективная оборона) считалась справедливой. Революционная Франция взяла на себя одностороннее обязательство не предпринимать никакой завоевательной войны (с верой в то, что другие нации последуют ее примеру). Однако совсем применение силы не исключалось (оно допускалось, чтобы помочь народу завоевать свою свободу).

Таким образом, в революционную эпоху понятия справедливой и несправедливой войны, в соответствии с общими принципами революционной идеологии, подвергаются радикальной трансформации. Всякое посягательство на независимость, на территорию и на свободу народа - несправедливо, преступно. Сообщество народов (см. проект Декларации Вольнея, ст. 15 Декларации аббата Грегу-ара ) должно солидарно бороться, чтобы положить этому конец, в современной литературе подчеркивается как модернизм этой идеи, так и трудности, которые встречаются на пути ее осуществления. Принципы, провозглашенные в 1790-1793 гг. в качестве постулатов внешней политики, логически вытекающих из новых идеалов

французской революции, пройдя через две мировые воины XX века, перешли в универсальные императивные нормы современного международного права (см. Устав ООН, п. 4 ст. 2 и ст. 51). Резолюция генеральной Ассамблеи ООН от 14 дек. 1974 г.. содержания определение агрессии, явно перекликается с формулировками документов времен Революции.

Параграф 5, разбитый на ряд подпараграФов, отражает влияние Революции на некоторые отрасли и институты международного права и процесс его кодификации. Речь идет о таких отраслях и институтах международного права, как право убежища, применительно к которому Революция впервые провозгласила и внедрила'в практику межгосударственных отношений понятие "политического убежища"; законы и обычаи войны, куда был введен целый ряд новых понятий, многие из которых нашли свое окончательное закрепление только после второй мировой войны, в Женевских конвенциях 1949 г.; международные'реки, в отношении которых Революция способствовала (и весьма решительно) утверждению принципа' свободы речного судоходства. Особое место среди документов великой французской революции занимает декларация международного права аббата Грегуара. Ее можно рассматривать не только как выражение международно-правовых воззрений той эпохи, но и как первую в истории (не на доктринальном, а на официальном уровне) попытку приблизиться к кодификации международного права. Дважды (в 1793 и 1795 годах) предлагая Конвенту свою Декларацию, аббат Грегуар (и не только он один) предполагал, что, когда Франция созовет "Собрание Наций", эта Декларация будет принята уже как универсальный документ, утвержденный "всеми народами", хотя декларация, не будучи принятой Конвентом, не стала даже официальным документом Революции, она получила широкую известность, и некоторые исследователи даже рассматривают ее как прообраз декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества

между государствами 1970 г. В качестве приложения к этому разделу дается полный текст Декларации международного права аббата грегуара.

Вторая глава работы называется "французская революция о правах человека и современность", поскольку принцип уважения прав человека и основных свобод сегодня выходит на одно из первых мест в системе принципов международного права, поскольку взгляд на человека как на высшую ценность все. более императивно утверждается в правовых системах (как в национальном, так и в международном праве), то очевидно, насколько важно показать генезис современных международно-правовых норм о правах человека. в отличие от других отраслей международного права, которые, в большинстве своем, оригинальны по отношению к национальному праву, нормы о правах человека возникают первоначально в национальных правовых системах. Огромная роль в этом процессе принадлежит Великой Французской революции.

Это становится.особенно очевидным, если согласиться с известным постулатом Ф. Нартенса о том, что в основе периодизации истории международных отношений (и, как следствие, международного права) лежат не отдельные Факты, события или международные акты, сколь бы значительны они ни были сами по себе или в силу вызванных ими последствий, но - руководящие идеи, служащие подлинным рубежом между различными эпохами, в этом контексте "уважение человеческой личности есть, без сомнения, та черта, которая особенно резко отличает современное государство от древних"(Ф. мартене), В связи с этим становится ясно, что невозможно переоценить роль французской революции как источника идей, легших в основание нового международного права, и прежде всего - в области прав человека, поскольку наибольший вклад Революции, перевернувший основы правопорядка, состоял, по практически единодушному мнению современных исследователей,

именно в том, чтобы обратиться к человеку и сделать из него отправную точку и дестинатора всех политических учреждений, как внутренних, так и международных, знаменитая декларация прав человека и гражданина уже изначально была задумана как документ, применимый к любому человеку и любому обществу. Это неоднократно и недвусмысленно выражали сами члены Национального собрания, что показано в работе на многочисленных примерах. Универсализм, пронизывавший все отношение революционеров к правам человека, дает все основания согласиться с утверждением К.Васака, И. Шабо и др., содержащимся в фундаментальном исследовании, вышедшем под эгидой ЮНЕСКО - о том, что именно во время французской революции права человека стали "глобальным понятием (а не серией отдельных понятий) и притом - универсальной ценности и значимости" и что именно в документах французской революции обнаруживается источник, "отправная точка прав человека в современном смысле этого слова". В работе подчеркивается отличие Французской Декларации прав человека и гражданина от предшествующих документов, в частности, от американских деклараций независимости, сопоставляются различные точки зрения по этому вопросу.

Значительное место в данной главе занимает постатейный сравнительный (историко-юридический) анализ Всеобшей Декларации и Международных Пактов о правах человека (особенно Пакта о гражданских и политических правах) с документами XVIII века, который убедительно свидетельствует, что значительная часть положений, содержащихся в современных международно-правовых актах, уходит своими корнями именно во французскую революцию. Так, из тридцати статей Всеобщей Декларации прав человека как минимум двадцать частично или полностью, в том числе даже текстуально, совпадают с положениями, содержащимися в документах французской революции.

Большое внимание уделено понятию "право жить" как более

широкому и емкому по сравнению с понятием "право на жизнь" (в понимании ст. 3 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. ). "Право жить" было обосновано и утверждено революцией, соединившей социальную жизнь человека с жизнью органической (физической). чем была заложена идея глубокого синтеза (единства) человеческого существования: человек не есть отныне лишь Физический индивид, он становится также индивидом социальным (гражданином). Рассмотрение "права жить" как синтеза и основы для развития всех других прав с необходимостью приводит нас к вопросу о "каталоге" прав человека, их категориях и иерархии.

Вопрос об иерархии и категориях (видах) международных прав человека должен быть рассмотрен, представляется, прежде всего потому, что это позволит увидеть их (права) в исторической перспективе не только прошлого, но и будущего, в'их естественной, а не искусственно сконструированной взаимосвязи и взаимозависимости. Говоря о проводимом в современной западной доктрине различии между фундаментальными и "другими" правами человека, диссертант показывает, используя международно-правовые документы, Формирование в современном международном праве "твердого ядра" ненарушимых норм, которые безусловно могут быть отнесены к нормам Jus еоеепз. результат этого анализа дает еше раз возможность убедиться, как точно нащупала французская революция "болевую точку" данной сферы: и право на жизнь, и запрет рабства, и запрещение применения более сурового уголовного закона, чем действовавший в момент совершения преступления, - все это уже содержалось в документах Революции.

Далее в данной главе рассматривается вопрос о делении прав человека на "поколения", показана обоснованность такого подхода и делается вывод о том, что первое "поколение" прав человека (права, утвержденные французской революцией- в основном, гражданские и политические права) ни при каких условиях не может быть принесено в жертву никаким политическим, общест-

венным и даже так называемым "общенародным" Интересам. Рассмотрение вопроса о "поколениях" прав человека неизбежно означает возврат к проблеме соотношения народного суверенитета и прав личности. Диссертант показывает, что уже Французские революционеры видели опасность абсолютизации народного суверенитета, которая таит в себе чрезвычайно широкие возможности злоупотреблений. Поэтому как национальному суверенитету Французская революция предпочла народный, так же и абсолютному народному суверенитету Руссо она предпочла разделение властей, обоснованное Монтескье, - предпочла как надежную гарантию индивидуальных прав личности. Идея народного суверенитета, явившаяся в свое время мощным орудием в мировоззренческой подготовке разгрома Революцией Феодального порядка, в настоящее время должна уступить (во всяком случае, в том, что касается прав человека. - безусловно) приоритет принципу законности и примата прав человека. Диссертант акцентирует внимание на этом положении, поскольку в современной литературе (в частности, Р. А. Тузмухамедовым) высказывается и прямо противоположное мнение, согласиться с которым не представляется возможным. Кроме того, диссертант выступает против замены понятия "права человека третьего поколения" понятием "права народов", и обосновывает позицию, согласно которой первое понятие не только точнее, но и шире второго. Данное расхождение взглядов выходит за рамки чисто терминологического спора, поскольку нам необходимо учитывать ментальность населения бывшего СССР, все еше пропитанную убеждением, что государство - первично, а личность и ее права - вторичны, производны от государственной воли, однако уже более 200 лет назад, провозгласив в ст. 2 своей Декларации (1789 г. ). что "целью всякой политической ассоциации является обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека", французские революционеры тем самым недвусмысленно заявили миру, что государство больше не самоцель и что оно не имеет других

задач, кроне тех, что обеспечивают гражданам реализацию их прав. С тех пор эта концепция глубоко проникла в правовую идеологию и обрела многих продолжателей, недавнее идеологическое противоборство двух систем не могло не выразиться относительно прав человека в том, что "социалистическая" и "капиталистическая" концепции прав человека долгое время представлялись чем-то трудносовместимым. Однако с концом ядерного противостояния и "холодной войны" изменяется и отношение как к самому принципу зашиты прав человека (в частности, к его месту в иерархии принципов jus cogens - так, показателем признания возросшего значения данного принципа может служить хотя бы такая деталь: если в содержащейся в заключительном Акте Хельсинкского совещания Декларации принципов, которыми государства -участники руководствуются во взаимных отношениях, этот принцип значился седьмым (хотя, разумеется, утверждалось, что все принципы равноценны), то уже Парижская Хартия для Новой Европы открывается разделом "Права человека, демократия и верховенство закона", а среди представленных в ней "Ориентиров на будущее" на первом месте стоит - "Человеческое измерение"), так и к возможности согласования различных концепций. Очевидно, что большую часть по этому пути согласования доктрин должна проделать наша наука. Вместе с тем отмечается, что этого, конечно, будет еше недостаточно для того, чтобы влиться, как мы сейчас стремимся, в семью "цивилизованных народов", которых, согласно 1Ф. Мартенсу, отличает общность "социальных, культурных и правовых интересов". Необходимо не просто декларированное, пусть на самом высоком официальном уровне, или признанное в доктрине, но - во-первых - закрепленное в конституциях и других законодательных актах, во-вторых - укоренившееся в массовом обшест-зенном сознании понимание прав человека как фундамента всего хемократического общества, как приоритетной по сравнению с другими социальными ценностями позиции, как, наконец, системы,

которая имеет пусть не до конца четкую, но все же достаточно определенную иерархическую структуру, которую необходимо учитывать. в частности, при разрешении конфликтов мезкду правовыми нормами в данной области. А это делает очевидной, среди других задач, настоятельную необходимость Формирования в массовом правосознании устойчивого стереотипа свободного "человека и гражданина" в отличие от "человека-винтика". Иными словами, та работа, что была начата Великой французской революцией, особенно в области прав человека, продолжалась не только весь XIX, но и весь XX век, и , возможно, лишь XXI век сумеет наконец полностью реализовать права человека всех трех поколений.

По теме диссертации опубликованы следующие работа;

1. Роль Великой Французской революции в деле становления международно-правового института защиты прав человека. - правоведение. - 1990. - N 4. - С. 93-98.

2. Влияние Великой французской революции на прогрессивное развитие принципов международного права. - В кн. : Ранние буржуазные революции и современная историческая мысль. / Тезисы докладов межвузовской научной конференции. Казань, 1990, 13-15 марта. - Казань: изд-во КГУ. - 1990. - с. 77-78.

3. Влияние Великой Французской революции на международное право. - В кн. : XXVII съезд КПСС и вопросы юридической науки и практики. - Казань: изд-во КГУ. - 1986. - с. 145-14&.

4. Великая Французская революция и зашита прав человека. - В кн. : Материалы итоговой научной конференции Казанского университета за 1988 год. / Общественные и гуманитарные науки (краткое содержание докладов). - Казань: Изд-во КГУ. - 1990.

С. 78-80.

2015 © LawTheses.com