АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Развитие французского государства и права в конце XVIII - первой половине XIX в.: борьба либерализма и консерватизма»
с
— -¿я
На правах рукописи
0034вваээ
Мифтахов Руслан Рамилевич
Развитие французского государства и права в конце XVIII -первой половине XIX в.: борьба либерализма и консерватизма
Специальность 12.00.01 -
теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Краснодар 2009
003466355
Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета
Научный руководитель:
Рассказов Л.П. - доктор юридических наук, профессор
Официальные оппоненты:
Муратшин Ф.Р. - доктор юридических наук, профессор Упоров И.В. - доктор исторических наук, кандидат юридических наук профессор
Ведущая организация - Башкирский государственный аграрный университет
Защита диссертации состоится 18 февраля 2009 г. в 16 час., в ауд. 215 на заседании объединенного диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по юридическим наукам ДМ 220.038.10 при Кубанском государственном аграрном университете по адресу: 350044, Краснодар, ул. Калинина, 13, главный учебный корпус.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного аграрного университета (350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13).
Автореферат разослан 16 января 2009 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор юридических наук, профессор
Камышанский В. П.
[. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы работы. Самые различные аспекты исследования феномена государства, включающие проблемы и теории его происхождения, природы государства, типологии его устройства, условии, способов и механизмов функционирования, раскрывающие правовые, экономические, политические, организационные, управленческие и другие аспекты его деятельности, являются предметом широких научных исследований, получают широкое освещение в отечественной и зарубежной науке. При этом большая часть научных работ концентрирует свое внимание на экономических и правовых сторонах исследования или же дает общий обзор развития идей государственности.
Мы считаем необходимым обратиться к анализу такого историко-иравового аспекта развития права и государственности как революционный период. Исследование революционного периода развития государственности позволяет показать всю палитру политических, социальных, экономических и юридических отношений в обществе на определенном историческом срезе.
Эволюция французской государственности революционного периода является одним из наиболее благодатных предметов для проведения исследования в избранном направлении. Роль Великой французской буржуазной революции в трансформации государственности этой страны невозможно переоценить.
В настоящее время в России становятся особенно актуальными политико-правовые исследования, связанные с реализацией концепции либерализма, правового, социального и демократического государства. Особый интерес при этом представляет опыт реализации западноевропейских, традиционных вариантов таких концепций в иной социальной и национальной системе, к какой относится и Россия. В этой связи французская либеральная идея может быть рассмотрена в двух аспектах: как часть западного либерализма и как составляющая национальной социально-политической традиции.
Для проблематики современного российского общественно-политического развития актуально то, что социальной базой либерализма становятся естественным образом средние классы, т.е. те слои населения, которые были заинтересованы в скорейшей ликвидации старой - феодальной в своих корнях - системы.
Степень научной разработанности темы работы. Из отечественных дореволюционных ученых, занимавшихся Французской
революцией, широкую известность получили историки «русской школы» начала XX века - Н.И.Каресв, И.В.Лучицкий, М.М.Ковалевский.
После революции, уже в 1940 г., вышел в свет сборник «Вопросы государства и права во Французской буржуазной революции XVIII века». В него входили ставшие достаточно известными впоследствии статьи, в частности, статья А.Денисова «Конституции и декларации французской буржуазной революции». Вслед за ним выходит статья П.Н.Галанзы «Буржуазное государство и право Франции (периода революции)» во II томе книги «История государства и права» (М., 1951). Одним из известных советских историков, исследовавших проблемы государственности в период Французской революции XVIII века, был А.З.Манфред (Великая французская революция. М., 1983). В своих работах ученый освещает события Революции, подробно анализирует важнейшие аспекты французских конституций.
Новый взгляд на вопросы эволюции французской государственности в революционный период в России был продемонстрирован после начала «перестройки» и нашел отражение в материалах круглого стола, организованного Институтом Всеобщей истории РАН 19-20 сентября 1988 года (Актуальные проблемы изучения истории Великой французской революции. Материалы «круглого стола» 19-20 сентября 1988 г. М., 1989). Опубликованные статьи демонстрировали критический взгляд на якобинскую диктатуру, своеобразный отказ от ее прославления, характерный для советской историографии. Такой подход продемонстрировали Н.Н.Болховитинов, В.П.Смирнов, А.В.Чудинов.
Одной из первых оригинальных работ, опровергающих устоявшиеся взгляды на Французскую революцию, сложившиеся в советской историографии, стала брошюра А.В.Чудинова (У истоков революционного утопизма. М., 1991).
Относительно новый взгляд на якобинский террор был представлен В.Г.Ревуненковым (Очерки по истории Великой Французской революции: 1789- 1814. СПб., 1996).
Несмотря на значительное число работ по истории французской буржуазной революции вопросы эволюции французской государственности революционного периода оказались недостаточно осмыслены отечественной исторической и историко-правовой наукой, что оказало влияние и на выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Цель настоящем работы - изучение и анализ трансформации французского государства и права в конце 18-19 веках и степени влияния на него либеральной традиции. Указанная цель предопределяет следующие задачи исследования:
1. проследить генезис и динамику развития французской либеральной традиции;
2. исследовать основные позиции и понятийный аппарат французских либералов XIX в. по вопросам истории и права;
3. соотнести основные проблемы и понятия политических доктрин Токвиля и либералов, выявить степень их взаимодействия, а также степень влияния теории Токвиля на последующую либеральную традицию;
4. исследовать процесс юридического оформления республиканской формы правления;
5. рассмотреть консервативно-монархическую традицию Франции первой половины XIX в.
Объектом исследования является французская политическая система, государство и право в XIX в.
Предмет исследования - закономерности влияния либеральной и консервативной традиций на французскую государственность и правовую систему.
Теоретическая и методологическая основы диссертации. При
написании диссертации автор опирался на работы как отечественных, так и зарубежных правоведов прошлого и настоящего. Теоретической основой исследования явились труды, в которых анализируются ключевые вопросы по истории государства и права, по теории государства и права и по государственного праву. Среди них следует назвать работы: Э. Аннерса, С.С. Алексеева, Т.А. Алексеевой, Ю.Я. Баскина, Г.П. Беляевой, В.Г. Белякова, А.Д. Градовского, П.А. Грацианского, Р. Давида, Л.Б. Ескиной, O.A. Жидкова, И.Ю. Козлихина, М.А. Крутоголова, Н.М. Коркунова, К.Е. Ливанцева, Д.И.Луковской, В.В. Маклакова, Б. А. Страшуна, Ю.А.Тихомирова, В. А. Туманова, З.М. Черниловского, В.Е. Чиркина, Л.С. Явича и др.
В диссертации рассматриваются проблемы, которые относятся как к истории государства и права зарубежных стран, так и к теории государства и права, что обусловило применение разнообразных методов научного исследования. Изучение истории государства и права предполагает теоретическое и концептуальное осмысление исторических событий и фактов. Поэтому в диссертации использованы как общенаучные, так и частнонаучные, специальные методы исследования, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический, системный, сочетание анализа и синтеза.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые в отечественной историко-правовой науке выделены и исследованы закономерности воздействия идей французской буржуазной революции на развитие французской государственности и права в XIX в.
В работе осуществлен анализ политико-правовых идей либерализма и консерватизма и процесс их воплощения при построении новой
французской государственности. Само функционирование и развитие государственно-правовых институтов Франции XIX в. исследовано с позиции соответствия их либеральным и консервативным концепциям.
Основные выносимые на защиту положения:
1. Буржуазная революция во Франции явилась событием, убравшим преграды, стоявшие на пути эволюционного развития гражданского общества западно-европейского образца.
2. С точки зрения иерархической составляющей, выделяется три типа мировых идеологий:
- консерватизм, в основу которого положена элитарная модель социального порядка;
- социализм, выступающий за отмену любого иерархического принципа и равенство как в сфере экономических, так и в области политических отношений;
- либерализм, предлагающий сочетание принципов равенства политических прав и индивидуальной свободы, что в условиях индустриального общества неизбежно вело к ценностному обоснованию классовой иерархии.
3. Принимаемые французские конституции и декларации права и свобод человека следует рассматривать в качестве ориентиров государственно-правового и духовно-нравственного развития. Каждую из трех конституций Франции - 1791, 1793 и 1795 годов предваряла декларация прав человека и гражданина (в Конституции 1795 г. - Декларация прав и обязанностей человека и гражданина). В них провозглашаются основные принципы гражданского общества - права, свободы и обязанности его членов.
4. Специфика процесса формирования социальной иерархии и его духовного обоснования задается тенденциями социального бытия -комплексом экономических, политических и культурных причин. Характер традиционного социума определял функциональность сословной иерархии, ценностным фундаментом которой выступала религиозная идеология. Индустриальный социум задает иной вектор иерархическому процессу, выдвигая на главные позиции принципы классового распределения, обоснованием которых выступает либеральная идеология.
5. Причины исторической победы либеральной доктрины над своими идейно-политическими оппонентами заключаются:
а) в адекватности либеральных положений иерархическому принципу, формирующемуся в ходе практики индустриального типа общественных отношений;
б) в усилении глобализационных механизмов, в ряде аспектов представляющих собой реализацию именно либерального проекта.
Победа либеральной доктрины выразилась в утверждении республиканской формы правления во Франции
и конституированин Третьей республики.
6. Конституционные законы 1875 г. отразили политический компромисс в борьбе республиканцев и монархистов по поводу формы правления во Франции, что нашло отражение в особой роли Сената и сильной президентской власти. Это обстоятельство обусловило как формально-юридические особенности Конституции, так и правовой статус высших органов государственной власти Третьей республики.
7. После принятия Конституционных законов в 1875 г. и до 1884 г. произошли существенные изменения в фактическом и юридическом статусе высших органов власти Третьей республики, что отразилось, в частности, на форме правления.
8. Французская либеральная идея может быть рассмотрена в двух аспектах: как часть западного либерализма и как составляющая национальной социально-политической традиции. Перефразируя мысль К. Манхейма об идеологии Просвещения, можно сказать, что Франция использовала либерализм «до логического предела». Вся новая история Франции оказывается неразрывно связана с либеральным движением.
9. Социальной базой либерализма становятся естественным образом средние классы, т.е. те слои населения, которые были заинтересованы в скорейшей ликвидации старой - феодальной в своих корнях - системы. Любопытный феномен представляют собой аристократы, обращающиеся к либерализму. Как указывает М. Фламан: «Дворяне становятся либералами только тогда, когда они теряют свою власть». В качестве примеров только из французов можно назвать Ш.Л. Монтескье, Ф.Р. де Шатобриана, А. де Токвнля, Ш. де Ремюза.
10. В качестве характерной детерминанты французской идеологии периода буржуазной революции явилось то, что либеральная мысль развивалась в творческом диалоге с консервативной (традиционалистской). Вся история эпохи концентрируется в противоречиях и компромиссах между основными социальными и политическими силами. Ещё активно заявляет о своих претензиях разнородная по своему составу аристократия; крупные финансисты и промышленники рассчитывают взять государственную власть в свои руки. Противоречия между силами Старого порядка и нового общества, между взаимоисключающими идеологиями характеризуют этот период истории Франции.
11.Нами выделены и обоснованы три важных аспекта трансформации общественно-политических и правовых взглядов на государство во Франции в XIX в.:
1) идея государства дает возможность сформулировать и практически организовать «поле общего» в социуме. Данная постановка вопроса смещает акцент с государства как института политической практики (т.е. государства в узком смысле слова), на государство как идею, на восприятие его как задачи и как проекта;
2) учет исторического опыта. Мыслители революционной Франции уже не выдвигают в качестве примера для подражания устройство соседних государств. Соответственно становится неприемлемым вывод о возможности автоматического переноса абстрактно сконструированной модели государственности из одной социальной среды в другую;
3) повышение роли нравственной функции государственности. Главной целью государства становится не просто коллективное проживание, вытекающее из потребностей и преимуществ совместной жизни, а продуцирование людьми, собранными в государство, деятельности, направленной к добру.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение результатов данного исследования состоит в том, что сформулированные автором теоретические положения и выводы развивают и дополняют определенные разделы науки истории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционно-правовой науки, связанные с развитием государственности и права во Франции в XIX в.
Практическое значение работы состоит в возможности использования содержащихся в ней выводов и предложений, при подготовке курсов лекций, учебных пособий по истории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционному праву зарубежных стран.
Структура исследования. Она определяется предметом исследования, его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы работы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, ставятся цели и задачи исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава работы «Трансформация французского государства и права в конце XVIII - первой половине XIX века» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Великая Французская буржуазная революция как фактор трансформации французской государственности в XIX веке» осуществляется анализ наиболее актуальных аспектов влияния Французской буржуазной революции на трансформацию общественно-политических и правовых взглядов на государство во Франции в этот период. По мнению автора, первый такой аспект заключается в том, что идея государства дала возможность сформулировать и практически организовать «поле общего» в социуме. Такая постановка вопроса сместила акцент с государства как института политической практики (т.е. государства в узком смысле слова) на государство как идею, на восприятие его как задачи и как проекта.
Второй аспект заключается в реализации исторической преемственности. Мыслители революционной Франции уже не выдвигали в качестве примера для подражания устройство соседних государств. Соответственно, стал неприемлемым вывод о возможности автоматического переноса абстрактно сконструированной модели государственности из одной социальной среды в другую.
Третий аспект, важный для осмысления трансформации французской государственности в XIX веке, это акцент на нравственной функции государственности, ибо главной целью государства является не просто коллективное проживание, вытекающее из потребностей и преимуществ совместной жизни, а продуцирование людьми, собранными в государство, деятельности, направленной к добру.
Осуществляя анализ наиболее общих тенденций развития французской государственно-правовой системы после буржуазной революции, автор пришел к выводу о том, что в результате происшедших революционных преобразований за последние два столетия было сформировано правовое государство, основанное на началах народного суверенитета, соблюдения прав и свобод человека со стороны государства, парламентской демократии, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделения властей и института ответственности власти как организационной основы правового государства,
независимости суда, соблюдения принятых государством обязательств в международных отношениях. Все это складывалось после революции и в определенном смысле было ее следствием.
С провозглашением Третьей республики во Франции в 1870 году и принятием се конституции страна вступила в длительный период относительной государственно-правовой стабильности. Были созданы устойчивые политические институты (бикамерализм, реализованный впервые в конституции 1795 года; единоличная президентура, учрежденная конституцией 1848 года; Государственный совет, закрепленный еще конституцией 1799 года), накопилась богатая государственно-правовая база.
Во втором параграфе «Влияние Великой Французской буржуазной революции на развитие мировоззренческо - методологической основы государственных институтов во Франции» автором обоснована мысль о том, что революция стала своеобразным водоразделом между традиционным французским обществом с соответствующими государственными институтами и Францией эпохи модерна. Социокультурная ситуация в обществе характеризовалась быстрым и противоречивым изменением мироустройства, трансформирующим основания бытия человека, что, в свою очередь, оказывало влияние на его стратегию жизни и, естественно, на эволюцию государственных институтов. Влияние было взаимным. Быстро меняющееся общество меняло человека, а он, в свою очередь, строил новые государственные институты, и наоборот.
В ходе исследования формирования мировоззренческо -методологической основы государственных институтов сделан вывод о том, что буржуазная революция привела к росту индивидуализации, следствием которой явилась утрата уверенности человека в своем статусе, в правилах поведения и в доступности средств к существованию. С индивидуализацией в общество пришло чувство неопределенности, что привело к снижению уровня безопасности как для отдельного человека, так и его социального окружения. В этой связи особая актуальность проблемы государства и его институтов призванных обеспечивать безопасность граждан увязывается с идеей общего блага с ответственностью государства за сохранение общественных ценностей и за интеграцию общественных сил ради общей цели. Конкретизация концепта общего блага происходила на базе дискуссии о частной собственности, которая подвела прочный фундамент под идеологию личного блага на Западе.
В работе отмечена следующая важная тенденция формирования основы государственных институтов. Развивающаяся идея частной собственности способствует формированию правового сознания и, соответственно, конкретизации концепта общего блага и формированию концепции солидарности общества. Классическая концепция солидарности
общества предполагала создание гражданского пространства - «духа гражданственности» при помощи и поддержке национального государства через т.н. повседневную гражданственность - службу в армии, школьное обучение, соседскую взаимопомощь.
В ходе исследования сделан вывод о том, что формировавшиеся в 19 веке государственные институты Франции строились на определенной мировоззрснчсско-методологической основе, имеющей в качестве фундамента следующие основополагающие понятия:
1). Понятие «свобода». По мнению А.Токвиля, только развитие свободных институтов может научить государственных деятелей искусству управления. Таким образом, политическая свобода становится средством просвещения и воспитания политической культуры.
2). Понятие «равенство». Автором обращено внимание на то, что само понятие равенства у носителей идей французской революции трактовалось весьма многозначно. Оно интерпретировалось, например, не как состояние, а как процесс. Д. Жак считал, что у А.Токвиля «институт равенства между людьми представляет собой революцию, результаты которой выходят за пределы политического и трансформируют также интеллектуальный мир, как и моральный. По мнению Л.П. Кустовой, равенство представляет собой «некий трансцендентный исторический процесс демократизации общества, уходящий своими истоками в глубокое прошлое и устремлённый в будущее». С.А. Исаев расшифровывает равенство как «императив общественного сознания, побуждающий людей рушить сословные грани и превращающий аристократическое общество в демократическое».
3). Понятие «деспотизм». Понятие деспотизма мыслителями революционного периода связывает с ролыо государства. Анализируя взгляды физиократов, А.Токвиль, например, указывает на то, что в их построениях государство наделяется огромной социальной властью. Причём эта власть не носит божественного характера и не опирается на традицию, она безлична, является продуктом всего народа и должна подчинить право каждого всеобщей воле.
4). Понятие «аристократия». По мнению представителей французской общественно-политической мысли в отсутствие аристократии труднее всего оказывать длительное сопротивление абсолютистскому правлению. Аристократия в своей «охранительной» функции противостояла центральной власти при старом порядке, замещая гражданское общество. Дворянство оценивается позитивно лишь постольку, поскольку оно выступает в качестве силы, противостоящей или сдерживающей абсолютизм (деспотизм). Историческая эволюция дворянства приводит его к упадку: обществом востребованы новые институты для нейтрализации абсолютизма.
Спустя столетие Н.Бердяев выскажет аналогичные суждения: при старом порядке свобода была «аристократической привилегией». С унификацией общества произошло не распространение свободы на всех, а распространение на всех не-свободы, т.е. одинаковое подчинение всех государству и обществу.
5). Понятие «демократия». Характерной чертой восприятия демократии был своеобразный лозунг А.Токвиля «Демократия господствует в Америке и «стремительно идёт к власти в Европе». Хотя им же демократия определялась не только через склонность к равенству, но также через угрозу деспотизма. Общество, где господствуют демократические тенденции, видилось как общество «где нет ничего прочного».
В третьем параграфе первой главы «Становление буржуазного законодательства Франции в качестве основы ее правовой системы» обоснована мысль о том, что принимаемые французские конституции и декларации прав и свобод человека следует рассматривать в качестве ориентиров государственно-правового и духовно-нравственного развития. Каждую из трех конституций Франции - 1791, 1793 и 1795 годов предваряла декларация прав человека и гражданина (в Конституции 1795 г. - Декларация прав и обязанностей человека и гражданина). В них провозглашаются основные принципы гражданского общества - права, свободы и обязанности его членов.
В ходе анализа становления буржуазного законодательства Франции автор исходил из того, что во Франции к 1789 году не было единой правовой системы вообще. До революции на французской территории сохранились многочисленные правовые системы. На Севере преобладали правовые обычаи на феодальной основе - кутюмы. Существовало также обычное право, действие которого распространялось на ограниченной территории («право своей колокольни»). На более экономически развитом Юге основным источником права являлось приспосабливаемое к современным местным потребностям римское право.
Развитие французского законодательства в период буржуазной революции и после нее рассматривается автором в контексте нормативного закрепления в законодательных актах принципа равенства, неприкосновенности частной собственности, признания и защиты прав и свобод человека. Так автором обращено внимание на то, что Французская революция XVIII века конституционно закрепила понятие частной собственности. И то, что это понятие безо всяких оговорок и противоречий утверждается во всех грех конституциях, лишний раз доказывает, что право собственности было ключевым моментом революции, одной из основных ее целей.
В первой декларации прав человека (1789 г.) праву собственности была посвящена лишь одна статья. Право собственности в первой Декларации было охарактеризовано как «право неприкосновенное л священное». Никто не может быть лишен се иначе, как по «установленной законом общественной необходимости» и при условии «справедливого и предварительного возмещения» (ст. 17).
В Декларации 1793 года появляется определение понятия собственности: «принадлежащая каждому гражданину возможность пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего промысла» (ст. 16). Собственность может быть отчуждена на тех же условиях, что и в предшествующей конституции (ст. 19).
Конституция 1795 года также «гарантирует неприкосновенность всякой собственности или возмещение се, равное пожертвованному, в случае установленной в законном порядке общественной необходимости» (гл. XIV, ст. 358). Принципиально новым моментом является провозглашение права интеллектуальной собственности: «закон должен заботиться о вознаграждении изобретателей пли об обеспечении за ними права исключительной собственности на их изобретения и их продукцию» (гл. XIV, ст. 357).
Вторая глава «Борьба либеральной и консервативной традиций в развитии французской государственности в первой половине XIX века» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Французский либерализм первой половины XIX века: генезис и развитие доктрины» автор учитывает имеющиеся в политико-правовой науке взгляды о том, что французская либеральная идея может быть рассмотрена в двух аспектах: как часть западного либерализма и как составляющая национальной социально-политической традиции.
В работе выделяются три основные модели французского либерализма в политической мысли XIX в. Первая модель - классический либерализм, представленный доктринерами и Б.Констаном. Он основан на признании необратимости процессов, происходящих в новом обществе: индустриализации, деградации наследной аристократии, торжества либеральных ценностей. Вторая модель - консервативный либерализм — представлена яркими именами Шатобриана и Юостина. Они разделяют либеральные ценности, но не разделяют либеральные методы. Наследники родовой аристократии, консервативные либералы отстаивают доставшиеся от предков идеалы христианства, аристократической свободы, лояльности к короне. В этом смысле, наверное, уместно использовать термин «консервативный либерализм» (либерализм по содержанию, но консерватизм по форме) в отличие от «либерального консерватизма». По этим же причинам
менее удачен термин «аристократический либерализм», поскольку он не в полной мере отражает консервативную форму доктрины. Третьей моделью стал католический либерализм, который включает в содержание либеральной доктрины старью, но обновлённые христианские ценности и делает акцент на социальной проблематике, чуждой классическим либералам и даже, в целом, А.Токвилю.
В работе высказана мысль о том, что либерализм не был однородным движением, в нём выделяются разные фракции, восходящие к либеральным группам донаполеоновской Франции. Главной объединяющей для деятелей либеральной ориентации темой была свобода прессы, одна из главных ценностей, на которую покушался режим Бурбонов. Ведущие представители либерального движения отшлифовывали свою доктрину в полемике с традиционалистами в начале периода и с социалистами - в конце. Внутренняя полемика между либералами в целом обогащала развивающуюся доктрину. Своё ответвление в либеральной традиции имели и христиане: католики и протестанты начали обращаться к социальному вопросу и стали тем самым посредничающей структурой между социалистами и либералами.
Во втором параграфе второй главы «Попытки реализации принципа свободы как центрального понятия французской либеральной традиции в государстве и праве первой половины XIX века» автор исходит из того, что вся конструкция либерализма зиждется на понятии «свободы». Им высказывается мысль о том, что либеральная мысль во Франции прошла длительный путь до оформления в реальную политическую силу. Проблематика либерализма зародилась в начале Нового времени в процессе утверждения индивидуализма в Европе. Формирование либеральных принципов шло в постоянной полемике с оппонентами (католиками, абсолютизмом, роялистами, деспотизмом). Внутри либерального движения, ставшего интеллектуальной силой в середине XVIII века, выделяется два течения. Одно ориентировалось на Монтескье, а другое пыталось скорректировать выводы Монтескье за счёт привлечения аргументации Руссо.
В ходе анализа развития либеральной традиции во Франции, автор пришел к выводу о том, что либералы периода буржуазной революции отличались друг от друга по многим параметрам. Однако их все-таки можно было сгруппировать в три сообщества, предоставив каждому свою модель исторического развития страны: классическое, консервативное и католическое. Каждое из направлений либеральной доктрины во Франции по-своему оперировало термином «свобода». Хотя их представители по-разному рассуждали об историческом пути Франции, их объединяла разрабатываемая проблематика, родство с просвещенческими доктринами. Несмотря на то, что Ф.Шатобриану дорога была старая, аристократическая свобода, Констану - свобода новых, обеспеченных граждан, а Ламеннэ -
подлинная свобода верующего человека, ключевые ценности для всех либеральных групп общие - индивидуальная свобода, свобода печати, свобода совести, социальная стабильность через обеспечение прав собственности. Такое единодушие позволяет обобщать всех либералов в одном движении.
Представителями практически всех направлении либеральной мысли особое внимание уделялось свободе печати. Так, например, в письме издателю газеты «Консерватор» 5 октября 1818 г. Ф.Шатобриан помещает свободу на третье место среди ценностей, которые должна поддерживать газета - вслед за религией и королем, но до Хартии и честных людей. При этом им используется понятие «подлинной свободы» (la vraie liberté), которую Шатобрпан связывает с «гарантией и равенством прав».
По мнению диссертанта, проблематика либерализма, оформившаяся в трудах и выступлениях его лидеров, сформулировала целый ряд актуальных тем, предназначенных для последующей разработки, среди которых проблема примирения принципов (революционные идеалы и неприемлемость революционных методов), роли религии в общественном развитии, значение отдельных общественных институтов в сохранении политических свобод, смысл и содержание исторического процесса.
В третьем параграфе «Консервативно-монархическая традиция Франции первой половины XIX века» при исследовании тенденций развития консервативно-монархической традиции диссертантом отмечено, что либеральная мысль развивалась в творческом диалоге с консервативной (традиционалистской). Поэтому небесполезно обращение к трактатам и памфлетам классиков консервативной мысли во Франции: Ж. дс Местра, Л. де Бональда. Вся история эпохи концентрируется в противоречиях и компромиссах между основными социальными и политическими силами. Ещё активно заявляет о своих претензиях пёстрая по своему составу аристократия; крупные финансисты и промышленники рассчитывают взять государственную власть в свои руки. Противоречия между силами Старого порядка и нового общества, между взаимоисключающими идеологиями характеризуют этот период истории Франции.
В этой части работы научно обоснована мысль о том, что теоретики контрреволюции или традиционалисты, не формируя целой партии с общей организационной структурой и идеологической системой, обладали, тем не менее, неким общим корпусом постулатов, основанным на понятии естественного порядка (ordre naturel). Оппонируя индивидуализму и другим либеральным принципам, консерваторы смыкались с социалистами. У двух разных лагерей появилась общая основа - коллективизм, внимание к социальным факторам.
В качестве наиболее ярких трудов представителей консерватизма автором рассматриваются работы Ж. дс Местра, JI. де Бональда, Ф. дс Шатобриана, М. Леруа, А. де Кюстина.
Ж. де Мсстр выводил свою теократическую доктрину из католицизма. В то же время сам он едва ли представлял собой идеальный тип христианина даже по оценкам своих друзей и поклонников. Он был не чужд любопытства по отношению к другим конфессиям. Так, 28 марта 1799 г. он посещал мессу греческих православных, давал её подробное описание и заключал тем, что «формула освящения удовлетворительнее, чем наша». Протестантизм подвергается повсюду у Местра язвительной критике. Одним из главных доказательств его интеллектуальной несостоятельности выступает отсутствие великих произведений на французском языке, рождённых в недрах гугенотской традиции.
Обобщая труды Луи де Бональда (1754-1840), _ диссертантом указывается на то, что именно он разработал политическую теорию традиционализма. Л. Бональд характеризуется как оригинальный мыслитель, хотя и вписывается в интеллектуальную традицию французского католицизма. Свои политико-философские построения он начинал с критики претензий человека на установление конституции религиозного или политического общества. Не человек формирует общество, а общество -человека посредством социального воспитания (éducation sociale). «Человек существует только ради общества, а общество формирует его только ради себя». Так разворачивается полемика Бональда с просветителями. Она касается всех сторон просвещенческой мысли. Бональд критикует географический детерминизм Монтескье (ч. 1, кн. 4), атеистические доктрины просветителей.
Одним из интересных феноменов идеологии французской революции стало появление политико-философского направления, который условно можно назвать консервативным либерализмом. Ф. де Шатобриан в своих работах предлагал основать монархию, окружённую либеральными институтами, но со служилой знатью. По мнению диссертанта, такого рода соединение идей роялизма и либерализма было не только малопопулярным, но п бесперспективным: процесс поляризации политических сил Франции по основным вопросам общественной жизни и революционного наследия требовал более чёткого самоопределения политиков. Другим представителем идеологии консервативного либерализма является маркиз Астольф дс Кюстин (1790-1857). Его взгляды можно охарактеризовать как своеобразное сочетание либерализма с аристократизмом и одновременно - некоторое отчуждение от обоих.
В заключении делается обобщение проделанной работы, формулируются основные выводы и результаты.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы: Статьи в ведущих рецензируемых государственных изданиях, рекомендованные ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации результатов диссертационных исследований.
1. Франция XIX века: борьба политических теорий либерализма и консерватизма// Право и политика. № 1. 2009. - 0,6 пл.
Иные публикации:
2. Система понятий в политической теории А.Токвиля// Эволюция Российского права. Материалы Всероссийской студенческой научно/! конференции. Уфа: Уфимский филиал УрПОА. 2007.- 0,35 п.л.
3. Политическая теория Токвиля и либеральная традиция в истории и идеологии Французской революции// Правотворческая и правоприменительная деятельность в Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 февраля 2007 г. Уфа: Уфимский филиал Ур ГЮА.2007.- 0,3 п.л.
4. Истоки либеральной мысли во Франции// Актуальные проблемы совершенствования правовой системы РФ. Материалы научно-практической конференции молодых ученых, специалистов и студентов высших учебных заведений. Уфа: Уфимский филиал УрПОА. 2008.- 0,3 п.л.
Сдано в набор 10.01.2009 г. Подписано в печать 13.01.2009 г. Формат 60x84 1/16. Усл. п.л. 1,2. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman.
Тираж 100. Заказ 63.
Сверстано и отпечатано ВРО № 100589, п-ль Купреев В.В. 353240, Краснодарский край, ст. Северская, ул. Народная, 41
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Мифтахов, Руслан Рамильевич, кандидата юридических наук
Введение
Глава 1. Трансформация французского государства и права в конце XVIII - первой половине XIX века
1.1. Великая Французская буржуазная революция как фактор трансформации французской государственности в XIX веке
1.2. Влияние Великой Французской буржуазной революции на развитие мировоззренческо - методологической основы государственных институтов во Франции
1.3. Становление буржуазного законодательства Франции в качестве основы ее правовой системы
Глава 2. Борьба либеральной и консервативной традиций в развитии французской государственности в первой половине XIX века
2.1. Французский либерализм первой половины XIX века: генезис и развитие доктрины
2.2. Попытки реализации принципа свободы как центрального понятия французской либеральной традиции в государстве и праве первой половины XIX века
2.3. Консервативно-монархическая традиция Франции первой половины XIX века
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Развитие французского государства и права в конце XVIII - первой половине XIX в.: борьба либерализма и консерватизма"
Актуальность темы работы. Самые различные аспекты исследования феномена государства, включающие проблемы и теории его происхождения, природы" государства, типологии его устройства, условий, способов и механизмов функционирования, раскрывающие правовые, экономические, политические, организационные, управленческие и другие аспекты его деятельности, являются предметом широких научных исследований, получают широкое освещение в отечественной и зарубежной науке. При этом большая часть научных работ концентрирует свое внимание на экономических и правовых сторонах исследования или же дает общий обзор развития идей государственности.
Мы считаем необходимым обратиться к анализу такого историко-правового аспекта развития права и государственности как революционный период. Исследование революционного периода развития государственности позволяет показать все палитру политических, социальных, экономических и юридических отношений в обществе на определенном историческом срезе.
Эволюция французской государственности революционного периода является одним из наиболее благодатных предметов для проведения исследования в избранном направлении. Роль Великой французской буржуазной революции в трансформации государственности этой страны невозможно переоценить.
В настоящее время в России становятся особенно актуальными политико-правовые исследования, связанные с реализацией концепции либерализма, правового, социального и демократического государства. Особый интерес при этом представляет опыт реализации западноевропейских, традиционных вариантов таких концепций в иной социальной и национальной системе, к какой относится и Россия. В этой связи французская либеральная идея может быть рассмотрена в двух аспектах: как часть западного либерализма и как составляющая национальной социально-политической традиции.
Для проблематики современного российского общественно-политического развития актуально то, что социальной базой либерализма становятся естественным образом средние классы, т.е. те слои населения, которые были заинтересованы в скорейшей ликвидации старой - феодальной в своих корнях - системы.
Степень научной разработанности темы работы. Из отечественных дореволюционных ученых, занимавшихся Французской революцией, широкую известность получили историки «русской школы» начала XX века - Н.И.Кареев, И.В.Лучицкий, М.М.Ковалевский.
После революции, уже в 1940 г. вышел в свет сборник «Вопросы государства и права во французской буржуазной революции XVIII века». В него входили ставшие достаточно известными впоследствии статьи, в частности статья А.Денисова «Конституции и декларации французской буржуазной революции». Вслед за ним выходит статья П.Н.Галанзы «Буржуазное государство и право Франции (периода революции)» во II томе книги «История государства и права» (М., 1951). Одним из известных советских историков, исследовавших проблемы государственности в период Французской революции XVIII века, был А.З.Манфред (Великая французская революция. М., 1983.). В своих работах ученый освещает события Революции, подробно анализирует важнейшие аспекты французских конституций.
Новый взгляд на вопросы эволюции французской государственности в революционный период в России был продемонстрирован после начала «перестройки» и нашел отражение в материалах круглого стола, организованного Институтом Всеобщей истории РАН 19-20 сентября 1988 года (Актуальные проблемы изучения истории Великой французской революции. Материалы «круглого стола» 19-20 сентября 1988 г. М., 1989). Опубликованные статьи демонстрировали критический взгляд на якобинскую диктатуру, своеобразный отказ от ее прославления, характерный для советской историографии. Такой подход продемонстрировали Н.Н.Болховитинов, В.П.Смирнов, А.В.Чудинов.
Одной из первых оригинальных работ, опровергающих устоявшиеся взгляды на Французскую революцию, сложившиеся в советской историографии, стала брошюра А.В.Чудинова (У истоков революционного утопизма. М., 1991).
Относительно новый взгляд на якобинский террор был представлен В.Г.Ревуненковым (Очерки по истории Великой Французской революции: 1789- 1814. СПб., 1996.).
Не смотря на значительно число работ по истории французской буржуазной революции вопросы эволюции французской государственности революционного периода оказались недостаточно осмыслены отечественной исторической и историко-правовой наукой, что оказало влияние и на выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Цель настоящей работы - изучение и анализ трансформации французского государства и права в конце 18-19 веках и степени влияния на него либеральной традиции. Указанная цель предопределяет следующие задачи исследования:
1. проследить генезис и динамику развития французской либеральной традиции;
2. исследовать основные позиции и понятийный аппарат французских либералов XIX в. по вопросам истории и права;
3. соотнести основные проблемы и понятия политических доктрин Токвиля и либералов, выявить степень их взаимодействия, а также степень влияния теории Токвиля на последующую либеральную традицию.
4. исследовать процесс юридического оформления республиканской формы правления.
5. рассмотреть консервативно-монархическую традицию Франции первой половины XIX в.
Объектом исследования является французская политическая система, государство и право в XIX в.
Предмет исследования - закономерности влияния либеральной и консервативной традиций на французскую государственность и правовую систему.
Теоретическая и методологическая основы диссертации. При написании диссертации автор опирался на работы как отечественных, так и зарубежных правоведов прошлого и настоящего. Теоретической основой исследования явились труды, в которых анализируются ключевые вопросы по истории государства и права, по теории государства и права и по государственного праву. Среди них следует назвать работы: Э. Аннерса, С.С. Алексеева, Т.А. Алексеевой, Ю.Я. Баскина, Г.П. Беляевой, В.Г. Белякова, А.Д. Градовского, П.А. Грацианского, Р. Давида, Л.Б. Ескиной, O.A. Жидкова, И.Ю. Козлихина, М.А. Крутоголова, Н.М. Коркунова, К.Е. Ливанцева, Д.И.Луковской, В.В. Маклакова, Б. А. Страшуна, Ю.А.Тихомирова, В. А. Туманова, З.М. Черниловского, В.Е. Чиркина, Л.С. Явича и др.
В диссертации рассматриваются проблемы, которые относятся как к истории государства и права зарубежных стран, так и к теории государства и права, что обусловило применение разнообразных методов научного исследования. Изучение истории государства и права предполагает теоретическое и концептуальное осмысление исторических событий и фактов. Поэтому в диссертации использованы как общенаучные, так и частнонаучные, специальные методы исследования, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический, системный, сочетание анализа и синтеза.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые в отечественной историко-правовой науке выделены и исследованы закономерности воздействия идей французской буржуазной революции на развитие французской государственности и права в XIX в.
В работе осуществлен анализ политико-правовых идей либерализма и консерватизма и процесс их воплощение при построении новой французской государственности. Само функционирование и развитие государственно-правовых институтов Франции XIX исследовано с позиций соответствия их либеральным и консервативным концепциям.
Основные выносимые на защиту положения:
1. Буржуазная революция во Франции явилась событием, убравшим преграды стоявшие на пути эволюционного развития гражданского общества западно-европейского образца.
2. С точки зрения иерархической составляющей, выделяется три типа мировых идеологий:
- консерватизм, в основу которого положена элитарная модель социального порядка;
- социализм, выступающий за отмену любого иерархического принципа и равенство как в сфере экономических, так и в области политических отношений; либерализм, предлагающий сочетание принципов равенства политических прав и индивидуальной свободы, что в условиях индустриального общества неизбежно вело к ценностному обоснованию классовой иерархии.
3. Принимаемые французские конституции и декларации права и свобод человека следует рассматривать в качестве ориентиров государственно-правового и духовно-нравственного развития. Каждую из трех конституций Франции - 1791, 1793 и 1795 годов предваряла декларация прав человека и гражданина (в Конституции 1795 г. - Декларация прав и обязанностей человека и гражданина). В них провозглашаются основные принципы гражданского общества - права, свободы и обязанности его членов.
4. Специфика процесса формирования социальной иерархии и его духовного обоснования задается тенденциями социального бытия комплексом экономических, политических и культурных причин. Характер традиционного социума определял функциональность сословной иерархии, ценностным фундаментом которой выступала религиозная идеология. Индустриальный социум задает иной вектор иерархическому процессу, выдвигая на главные позиции принципы классового распределения, обоснованием которых выступает либеральная идеология.
5. Причины исторической победы либеральной доктрины над своими идейно-политическими оппонентами заключаются а) в адекватности либеральных положений иерархическому принципу, формирующемуся в ходе практики индустриального типа общественных отношений; б) в усилении глобализационных механизмов, в ряде аспектов представляющих собой реализацию именно либерального проекта.
Победа либеральной доктрины выразилась в утверждении республиканской формы правления во Франции и конституировании Третьей республики.
6. Конституционные законы 1875 г. отразили политический компромисс в борьбе республиканцев и монархистов по поводу формы правления во Франции, что нашло отражение в особой роли Сената и сильной президентской власти. Это обстоятельство обусловило как формально-юридические особенности Конституции, так и правовой статус высших органов государственной власти Третьей республики.
7. После принятия Конституционных законов в 1875 г. и до 1884 г. произошли существенные изменения в фактическом и юридическом статусе высших органов власти Третьей республики, что отразилось, в частности, на форме правления.
8. Французская либеральная идея может быть рассмотрена в двух аспектах: как часть западного либерализма и как составляющая национальной социально-политической традиции. Перефразируя мысль К.
Манхейма об идеологии Просвещения, можно сказать, что Франция использовала либерализм «до логического предела». Вся новая история Франции оказывается неразрывно связана с либеральным движением.
9. Социальной базой либерализма становятся естественным образом средние классы, т.е. те слои населения, которые были заинтересованы в скорейшей ликвидации старой - феодальной в своих корнях - системы. Любопытный феномен представляют собой аристократы, обращающиеся к либерализму. Как указывает М. Фламан, «дворяне становятся либералами только тогда, когда они теряют свою власть». В качестве примеров только из французов можно назвать Ш.Л. Монтескье, Ф.Р. де Шатобриана, А. де Токвиля, Ш. де Ремюза.
10. В качестве характерной детерминанты французской идеологии периода буржуазной революции явилось то, что либеральная мысль развивалась в творческом диалоге с консервативной (традиционалистской). Вся история эпохи концентрируется в противоречиях и компромиссах между основными социальными и политическими силами. Ещё активно заявляет о своих претензиях разнородная по своему составу аристократия; крупные финансисты и промышленники рассчитывают взять государственную власть в свои руки. Противоречия между силами Старого порядка и нового общества, между взаимоисключающими идеологиями характеризуют этот период истории Франции.
11 .Нами выделены и обоснованы три важных аспекта трансформации общественно-политических и правовых взглядов на государство во Франции в XIX в.:
1) идея государства дает возможность сформулировать и практически организовать «поле общего» в социуме. Данная постановка вопроса смещает акцент с государства как института политической практики (т.е. государства в узком смысле слова), на государство как идею, на восприятие его как задачи и как проекта.
2) учет исторического опыта. Мыслители революционной Франции уже не выдвигают в качестве примера для подражания устройство соседних государств. Соответственно становится неприемлемым вывод о возможности автоматического переноса абстрактно сконструированной модели государственности из одной социальной среды в другую.
3) повышение роли нравственной функции государственности. Главной целью государства становится не просто коллективное проживание, вытекающее из потребностей и преимуществ совместной жизни, а продуцирование людьми, собранными в государство, деятельности, направленной к добру.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение результатов данного исследования состоит в том, что сформулированные автором теоретические положения и выводы развивают и дополняют определенные разделы науки истории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционно-правовой науки, связанные с развитием государственности и права во Франции в XIX в.
Практическое значение работы состоит в возможности использования содержащихся в ней выводов и предложений, при подготовке курсов лекций, учебных пособий по истории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционному праву зарубежных стран.
Структура исследования. Она определяется предметом исследования, его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Мифтахов, Руслан Рамильевич, Краснодар
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, роль Великой французской буржуазной революции в трансформации государственности этой страны едва ли можно переоценить. Нами выделены три важных аспекта трансформации общественно-политических и правовых взглядов на государство во Франции в XIX в.
Первый заключается в том, что идея государства дает возможность сформулировать и практически организовать «поле общего» в социуме. Такая постановка вопроса смещает акцент с государства как института политической практики (т.е. государства в узком смысле слова), на государство как идею, на восприятие его как задачи и как проекта.
Второй важной стороной постановки вопроса о государстве является историчность. Мыслители революционной Франции уже не выдвигают в качестве примера для подражания устройство соседних государств. Соответственно становится неприемлемым вывод о возможности автоматического переноса абстрактно сконструированной модели государственности из одной социальной среды в другую.
Третий существенный момент, важный для осмысления трансформации французской государственности в 19 веке, - это акцент на нравственной функции государственности, ибо главной целью государства является не просто коллективное проживание, вытекающее из потребностей и преимуществ совместной жизни, а продуцирование людьми, собранными в государство, деятельности, направленной к добру.
Принимаемые французские конституции и декларации права и свобод человека следует рассматривать в качестве ориентиров государственно-правового и духовно-нравственного развития. Каждую из трех конституций Франции - 1791, 1793 и 1795 годов предваряла декларация прав человека и гражданина (в Конституции 1795 г. -Декларация прав и обязанностей человека и гражданина). В них провозглашаются основные принципы гражданского общества - права, свободы и обязанности его членов.
Французская либеральная идея может быть рассмотрена в двух аспектах: как часть западного либерализма и как составляющая национальной социально-политической традиции. Перефразируя мысль К. Манхейма об идеологии Просвещения, можно сказать, что Франция использовала либерализм «до логического предела». Вся новая история Франции оказывается неразрывно связана с либеральным движением.
Социальной базой либерализма становятся естественным образом средние классы, т.е. те слои населения, которые были заинтересованы в скорейшей ликвидации старой - феодальной в своих корнях - системы. Любопытный феномен представляют собой аристократы, обращающиеся к либерализму. Как указывает М. Фламан, «дворяне становятся либералами только тогда, когда они теряют свою власть». В качестве примеров только из французов можно назвать Ш.Л. Монтескье, Ф.Р. де Шатобриана, А. де Токвиля, Ш. де Ремюза.
Таким образом, либеральная мысль во Франции прошла длительный путь до оформления в реальную политическую силу. Проблематика либерализма зародилась в начале Нового времени в процессе утверждения индивидуализма в Европе. Формирование либеральных принципов шло в постоянной полемике с оппонентами (католиками, абсолютизмом, роялистами, деспотизмом). Внутри либерального движения, ставшего интеллектуальной силой в середине XVIII века, выделяется два течения. Одно ориентировалось на Монтескье, а другое пыталось скорректировать выводы Монтескье за счёт привлечения аргументации Руссо.
Либеральная мысль развивалась в творческом диалоге с консервативной (традиционалистской). Поэтому небесполезно обращение к трактатам и памфлетам классиков консервативной мысли во Франции: Ж. де Местра, Л. де Бональда. Вся история эпохи концентрируется в противоречиях и компромиссах между основными социальными и политическими силами. Ещё активно заявляет о своих претензиях пёстрая по своему составу аристократия; крупные финансисты и промышленники рассчитывают взять государственную власть в свои руки. Противоречия между силами Старого порядка и нового общества, между взаимоисключающими идеологиями характеризуют этот период истории Франции.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Развитие французского государства и права в конце XVIII - первой половине XIX в.: борьба либерализма и консерватизма»
1. Конституция Франции 1791 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств ХУН-Х1Х вв. М., 1957.
2. Конституция Франции 1793 г. // Документы истории Великой французской революции.Т.1.М.,1990
3. Декларация прав человека и гражданина 1793 г. // Документы истории Великой французской революции.Т.1. М., 1990.
4. Декрет об установлении максимума цен и заработной платы 29 сентября 1793 г. // Французская революции в документах 1789-1794 гг. Л.,1926.
5. Декрет Законодательного собрания о созыве Национального конвента 10 августа 1792 г. // Документы истории Великой французской революции.Т.1.М.1990.
6. Декрет Конвента о защите собственности 18 марта 1793 г. // Революционное правительство во Франции в эпоху Конвента. 1792-1794. М.1927.
7. Декрет Конвента об учреждении Комитета общественной безопасности 2 октября 1792 г. // Революционное правительство во Франции в эпоху Конвента. 1792-1794. М., 1927.
8. Декрет Конвента о подозрительных 17 сентября 1793 г. // Документы истории Великой французской революции.Т.1. М., 1990.
9. Декрет Конвента об учреждении Комитета общественного спасения 6 апреля 1798 г. // Революционное правительство во Франции в эпоху Конвента. 1792-1794. М., 1927.
10. Декрет Конвента, устанавливающий смертную казнь всякому, кто предложит восстановление королевской власти 4 декабря 1792 г. // Документы истории Великой французской революции.Т.1.М.,1990.
11. Декрет Национального конвента, утверждающий наблюдательные комитеты 21 марта 1793 г. // Документы истории Великой французской революции. Т. 1,.М., 1990.
12. Декрет Национального конвента об организации Временного порядка управления 4 декабря 1793 г. // Документы истории Великой французской революции.Т.1.М.,1990.
13. Декрет Национального конвента, реорганизующий Революционный трибунал 10 июня 1794 г. // Документы истории Великой французской революции.Т.1.,М.,1990.
14. Декрет о единстве и неделимости Французской Республики 25 сентября 1792 г. // Документы истории Великой французской революции. Т. 1.М., 1990.
15. Декрет об окончательном упразднении феодальных прав 17июля 1793 г. // Французская революция в документах 1789-1794 гг. Л., 1926.
16. Декрет об общинных землях 10-11 июня 1793 г. // Французская революция в документах 1789-1794гг. Л; 1926.
17. Декрет об уничтожении остатков феодального режима 25августа 1792 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных госу-дарств XVII-XIX вв.М., 1957.
18. Декрет об установлении единого максимума на всей территории Республики 1 ноября 1793 г. // Новая история в документах и материалах. Вып.1.М.,1935.
19. Декрет об учреждении, составе и полномочиях кассационного трибунала 27 ноября 1790 г. // Документы истории Великой французской революции.Т.І.М., 1990.
20. Декрет против спекуляции 26 июля 1793 г. // Новая история в документах и материалах. Вып. 1. М.,1935.
21. Декрет Учредительного собрания 18 июля 1791 г. // Документы, истории Великой французской революции.Т.1.М.,1990.
22. Закон относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии (Закон Ле-Шапелье) 1791 г. // Французская революция в документах 1789-1794 гг. Л.,1926.
23. Последствия революционного террора согласно подсчетам английского исследователя Д.Грира // Документы истории Великой французской революции Т Л .М., 1990.
24. Постановление Национального конвента 21 сентября 1792 г. // Документы истории Великой французской революции.ТЛ.М.,1990.
25. Постановление Парижской коммуны о том, кого считать подозрительными 10 октября 1793 г. // Документы истории Великой французской революции.ТЛ.М.,1990.1. Специальная литература
26. Актуальные проблемы изучения истории Великой французской революции (материалы «круглого стола» 19-20 сентября 1988 г.). М., 1989.
27. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
28. Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994.
29. Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире (1934) // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.
30. Боек Я. «Арсенал для подстрекателей» (Декларация прав человека как программа практических действий.// Исторические этюды о французской революции (Памяти В.М.Далина). М., 1998, с. 200.
31. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
32. Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.
33. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
34. Бутенко В.А. Из истории революционного движения во Франции в эпоху реставрации. Саратов, 1924.
35. Веллмер А. Модели свободы в современном мире // СОЦИО-ЛОГОС. М., 1991.
36. Вопросы государства и права во французской буржуазной революции XVIII в. Сб. статей, посвященных 150-летию французской революции. М., 1940.
37. Галанза П.Н. Буржуазное государство и право Франции (периода революции 1789 года) // История государства и права. М.,1951, т.2.
38. Денисов А. Конституции и декларации французской буржуазной революции //Вопросы государства и права во французской буржуазной революции XVIII в. Сб. статей, посвященных 150-летию французской революции. М., 1940, с.21.
39. Документы истории Великой французской революции: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов. М., 1990-1992.
40. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования). Киев, 1987.
41. Исаев С.А. Трактат А. де Токвиля. М., 2003.
42. Исторические этюды о французской революции (Памяти В.М.Далина). М., 1998.
43. История XIX века / Под ред. Э.Лависса, А.Рамбо. М., 1937. Т. 3. С. 85.
44. История Франции. М., 1972.
45. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере (И, 2). М.: Изд-во РГГУ, 1997.
46. Кареев Н.И. Великая Французская Революция. Пг., 1918.
47. Качоха В. Проблема общего блага в современной демократии. // Вопр.филос. М. 2000. № 9.
48. Кин Дж. Демократия и гражданское общество. М., 2001.
49. Констан Б. О тридцатилетней войне. О трагедии Шиллера «Валленштейн» и немецком театре // Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982. С. 259.
50. Кравченко И.И. Бытие политики М. 2001.
51. Кравченко И.И. Политика и мораль. М. 1995.
52. Лаперони Д. Социология социальных движений // Журн. социологии и социальной антропологии.- Спецвыпуск: Современная французская социология. 1999. - С. 65.
53. Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы. М., 1993.
54. Логинова H.A. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978.
55. Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983.
56. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1989.
57. Мартен-Фюжье А. Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж». 1815-1848. М., 1998. С.226.
58. Менгер К. Основания политической экономии. М.2005.
59. Местр Ж. Санкт-Петербургские вечера. СПб., 1998.
60. Мильчина В.А. Несколько слов о маркизе Кюстине // Кюстин А. Россия в 1839 году. М., 1996. Т. 1. С. 387.
61. Мишель А. Идея государства. СПб., 1903.
62. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1999.
63. Нерсесянц C.B. Курс лекций: Философия права М.2004.
64. Олар А. Политическая история французской революции. Происхождение и развитие демократии и республики (1789 1804). М., 1902.
65. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.
66. Паскаль Б. Мысли. M.: REFL-book, 1994.
67. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции: 1789- 1814. СПб., 1996.
68. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. JL, 1958.
69. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М., 1998.
70. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
71. Салмин A.M. Идейное наследие А. Токвиля. М., 2002.
72. Собуль А. Первая республика. М., 1974.
73. Сычев Ю.В. Микросреда и личность (Философские и социологические аспекты) М., 1974.
74. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1999.
75. Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1997.
76. Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. М., 1999. С. 90-91.
77. Уолдрон Дж. Теоретические основания либерализма // Современный либерализм. М., 1998. С.117,133.
78. Фаге Э. Либерализм // О свободе. М., 2000.
79. Фадеева Т.М. Политическая философия.; Фадеева Т.М. У истоков идеологии европейского консерватизма // Новая и новейшая история. 1992. №6.
80. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет: В 2 кн. Тбилиси, 1991;
81. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. М., 1990.
82. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990; Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
83. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
84. Фуко М. Надзирать и наказывать. М., 1999.
85. Фюре Ф. Постижение одной иллюзии. М., 1998.
86. Хелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997.
87. Цимбаева E.H. «Я мало увидел, но многое угадал.» (Неизвестные страницы «России в 1839 году» маркиза де Кюстина) // Вопросы философии. 1994. №2. С. 81.
88. Чудинов A.B. У истоков революционного утопизма. М., 1991.
89. Шаблинский И.Г. Концепция демократии в политической философии А. де Токвиля // Вопросы филосифии. 2004. № 1. С.34.
90. Шатобриан Ф.Р. Опыт об английской литературе // Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982.
91. Шатобриан. Опыт Исторический, Политический и Нравственный о древних и новейших переворотах, или Взаимное сличение государств древнего и нового мира. СПб., 1817. Ч. 2. С.282.
92. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005.
93. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
94. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М., 1994.
95. Acomb F. Mallet du Pan (1749-1800). A career in political journalism. Durham, 1973. P. 255, 276-277.
96. Archives Nationales. 372 AP. Dos. 2; Bibliothèque municipale de Grenoble. Fond Denier. R 6314.
97. Bénichou P. Le temps des prophètes. P., 1977.
98. Extrait des Minutes de la Secretaire d'Etat// Archives Nationales. 372 AP. Dos. 1.
99. Gengembre G. Les Idéologues au tournant du siècle de Tocqueville // Analyses et réflexions sur Tocqueville. De la Démocratie en Amérique. P., 1985. P.65. Ср. также: Gusdorf G. Fondements du savoir romantique. P., 1982. P.17.
100. Jardin A. Histoire du libéralisme politique. P.211.
101. Leroy M. Histoire des idées sociales en France. De Babeuf à Tocqueville. P., 1962. P.163.
102. Lively J. The social and political thought of Alexis de Tocqueville. Oxford, 1962. P. 9.
103. Waresquiel E. La Restauration, le chant du cygne de l'Ancien Régime// Historia. 1997. №604. P. 37.
104. Диссертации и авторефераты
105. Беляков В.Г. Высшие органы власти и управления Франции в последней четверти XIX века : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.01. Ленинград, 1984.
106. Бочкарев C.B. Конституирование третьей республики во Франции, диссертация . кандидата юридических наук: 12.00.01. М., 2003.
107. Карачинский А.Ю. Высшая знать и королевская власть во Франции второй половины IX-X вв. : диссертация . кандидата исторических наук : 07.00.03. Санкт-Петербург, 2003.
108. Пименова Л.А. Социально-политическая программа дворянства Франции накануне Великой Французской революции (по материалам наказов Генеральным штатам 1789 г.) : диссертация . кандидата исторических наук : 07.00.03. Москва, 1984.
109. Смирнов Л. Л. Основы формирования и функционирования Национальной жандармерии Франции: диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.14. Москва, 2003.
110. Смирнова Е.В. Феномен революционной власти во Франции в эпоху террора. : диссертация . кандидата исторических наук: 07.00.03. Москва, 2003.
111. Фалыпина H.A. От парламентской к полупрезидентской республике : опыт Франции (III V республики) : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.01. Ростов-на-Дону, 2007.
112. Шишкарев С.Н. Полицейская система Франции : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.14. Москва, 2001.