Лоя джирга как исторически сложившаяся форма народного представительства Афганистанатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Лоя джирга как исторически сложившаяся форма народного представительства Афганистана»

Р С б СШТЧПЕТВРБУРГСККЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВБРСИТВТ

На правах рукопиои

ХАССАС АБДУЛ МАТИН

10Я ДЖИРГА КАК ИСТОРИЧЕСКИ СЛОИВШАЯСЯ ФОРМА НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА АФГАНИСТАНА

Специальность: 12.00.02- государственное право и управление ; советское строительство; административное право ; финансовое право.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата вридических наук

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ- 1993

Диссертация выполнена на кафедре государственного права ■ридичеокого факультета Санкт-Петербургского государственного университете.

Научный руководитель : доктор вридических наук

Б.И.Кожохин.

Официальные оппоненты : доктор вридичеоких наук

К.В.Ливанцев.

кандидат юридических наук И.С.Карпикова.

Ведущая организация : Санкт-Петербургский юридические

институт МВД России.

Задитадиссертации ---------- - .

часов н

состоится ■ / ." ¿¿£>//¿££¿¿1- 1993г, на заседании Специализированного Совета д.063.57.04 по задите диссертаций на соискание ученой отепени доктора юридических наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу : 199026, Санкт-Петербург, В.О.,22 линия,дом 7.

С диссертацией ыохно ознакомиться в научной библиотеке им. П.Горького при Санкт-Петербургском государственном университете / Санкт-Петербург, Университетекая наб.,д.7/9.

Автореферат разослан « / » 198^'.

Ученый секретарь Специализированного Совета Л.Б.Тиунова.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОИ

Актуальность тенч. Джирга как особое собрание народных народных представителей, выражающих своеобразие и динамику социального устройства афганцев, являются наиболее характерным и в то же время наиболее специфичным компонентом как традиционного, так и современного государственного , правового и социального устройства афганского общества. Тем не менее практически совершенно • неисследованным остается вопрос о том, какова была роль джирг в становлении афганской государственности; насколько успешно протекала инкорпорация такого традиционного института как джирга, в создавшуюся сначала по западно-, а- затем по восточноевропейским образцам новую систему управления страной; какие перспективы у джирг всех уровней в будущем Афганистана, какой реальный вклад они могут внести в дело национального примирения, в столь трудно и драматично, протекающий процесс преодоления сложных противоречий между различными социально-политическими группировками.

Не приходится доказывать, как злободневна для Афганистана гроблена построения нового правового порядка, способного эффективно регулировать протокагощие в обществе процессы и успешно устранять возникающие конфликты. Абсолютно ясно, что для того, чтобы такой порядок был бы как должное воспринят всеми группами населения, он должен иметь достаточно прочные связи с традицией. В отом плане история джирг занимает исключительное место, а их (|ушщионадьные потенции, по-разному проявлявшиеся в прошлом, заслуживает самого пристального внимания применительно к настоящему и будущему. В этом состоит основная цель и смысл предпринятого исследования.

Цели и задачи исследования:

- рассмотреть исторические условия возникновения дкирг как социально-юридического гагститута и их роль в становлении афганской государственности;

- выявить основные этапы инкорпорирования дкирг различного уровня в интенсивно создавашуяся в 'ОС веке новую государственную и правовую систему;

-выяснить соотношение норм естественного права с установлениями правовой системы ислама в деятельности джирг;

- изучить го аспекты деятельности даирг, которые позволяли включить их в прошлом в структуры конституционных норм;

- выяснить, какие конституционные модели с наибольшей эффективностью благоприятствовали функционированию даирг;

- объяснить историческую прогрессивность даирг, сформулировать рекомендации по использованию института грирг в создаваемых ныне в Афганистане властных и правовых структурах;

Методологической основой Исследования является диалектическая теория познания, включающая комплексный анализ явлений и процессов, учет разнообразных факторов общественной визни, исторический подход к национальным и социальным проблемам, методы социологических исследований и сравнительного правоведения.

В работе над диссертацией использовались такие источники международного права как Всеобщая декларация прав человека /1948 г./. Международные пакты об экономических, социальных и культурных, правах /1966 г./, Декларации и конвенции ООН по правам человека и народов, документы общеевропейского движения за безопасность и сотрудничество, включая "Итоговый документ Венской встреча" /1989 г./."Парижскую хартию - для новой Европы" / 1930 г./, подтверждающие равное право- наций•свободно определять своя политическую судьбу, выражать, сохранять и развивать свою самобытность.

Основой анализа проблем национального равноправия является теоретический материал, полученный в результате изучения трудов советских ученых в области теории государства и права и государственного права /. С.С.Ллексеева, М.Т.Баймаханова, М.А.Бин-дера, О.В.Берендеева, С.З.Зиманова, Д.Л.Златопольского, И.П.Ильинского, Д.А.Керимова, Б.И.Кожохшт, О.Е.Кутафина, А.И.Лепешкк-на, И.Ш.Цуксикова, К.Д.Мухамедяина, В.А.Пертцика, С.С.Сартаева, Б.Н.Топорина, Н.В.Черноголовкша, М.А.Иафира и др./

. Диссертант использовал материалы научно-практических конференций, периодической печати, данные-социологических исследований, разнообразную политическую и правовую информацию, относящуюся к тыле диссертации.

Апробацию основные положения диссертации получили в ходе обсуждения их на заседаниях кафедры государственного права юридического факультета СПбУ /1990, 1991 гг./, на конференциях мо-

лодых ученых в Душанбе /1989, 1991 гг., ТГУ/, на заседании индоевропейского семинара /1990, ИЛИ РАН/. Результаты исследования отражены э.двух опубликованных статьях и ряде тезисов докладов, прочитанных на конференциях /см, ниже/.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым исследованием в российской наука ;о, государственном-правв, посвященным важнейшему институту демократии в афганском -ббществе - дяирге. На основе изучения обширного социально-правового и исторического материала в диссертации мотивируется и обосновывается вывод о жизнеспособности и перспективности института джирги в условиях столь необходимого для афганского народа мирного развития государственного и общественного строя.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В приложении содержится список использованной научной литературы и некоторые другие библиографические данные на русском, английском, немецком, дари и пашто языках / наименований/. Общий ее объем - стр. машинописного текста.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обоснование ввбора темы, формулируется цель и задачи исследования, приводится краткий очерк сведений по истории изучения государственно-правового устройства Афганистана в целом п института джирг - в частности.

В первой главе "Лоя Джирга в политической системе Афганистана" рассматривается возникновение дадфг и функционирование "Большой Джирги" - Лоя Джирги - до государственного переворота 1978 г. и после него, а также деятельность и особые функции джирг отдельных групп племен п социально-сословных групп.

Как известно, подобные джиргам собрания характерны для многих этнических'единиц на определенном этапе их истории. Ввиду почти полного отсутствия письменных памятников, древней- ' шие периоды истории афганцев могут быть восстановлены лишь в общих чертах. Многие особенности их жизни в глубокой древности реконструируются по аналогии с явлениями, известными из истории родственных ицдоарийских племен: у них. в ходе развития архаиче-

ских общинных отношений возшпуш различные институционализи-ровашше собрания, нередко с юридическими функциями, такие как сабха /"собрание", букв,"совместное пребывание"/, самити /"сходка"/ или более позднее сангха /"община", обычно в религиозном смысле/. Можно предполагать, что к традиции таких собраний /близко родственных по своей природе джиргам/ относятся и так называемые бу.пдийскио соборы.

Перше письменные свидетельства о них относятся к началу ХУ111 в., т.е. к начальному периоду реальной интеграции страны. Джирги характерны для Кандагарского княжества - первого подлинно афганского государственного образования, созданного племенем гильзаев в 1708-1709 гг. Когда в конце Ш1 - начале ХУ111 вв. сефевидский гнет стал совершенно непереносим для гильзаеп, их движение против Сефевидов возглавил Мпр-ВаИс, руководивший ханским хелем гильзаев. Он повел решительную борьбу против сефе-вадского наместника Гургв!1-хака и кажлий свой шаг совершал с одобрения джирги. На трех заседаниях джирги в 1700-1709 гг. была внравотана тактика борьбы с иранскими поработителями; Мир-Вайс получил при этой поддержку не только своего племени гильзаев; на состоявшейся перед сачим восстанием джирге присутствовали представители других племен - алькозаев, нурзаев, кака-ров, таринов, бабури, насыри. Мир-}!айс• сумел разбить Войско 1Урген-хона. После этого в селении Кокаран состоялась большая даярга, провозгласившая независимость Кандагарского княжества . во главе с Мир-Вайсои. Следует подчеркнуть, что в борьбе против Сефевидов объединились различные социальные слои: горожане, племенная знать, простые кочевники и крестьяне и различные национальные группы; существенную поддержку афганским племенам оказали белуджи, и все они были представлены на джиргах. Таким образом, Кокаранская Лтрга 1709 г. положила начало возникновению государственного права в независимом Афганистане.

■Коя Джирга 1747 г. стала важным шагом в консолидации афганского государства, йга была созвана в октябре в Надирабаде /вблизи Кандагара/» 11а пей первым шахом Афганистана был избран Ахмед-Хш, из ханского рода садозаев племени абдали. После ято-го, в силу феодальных противоборств, всеафганские джирги созывались довольно"редко. Лоя Лдирга 1В65 г. имела чисто политическую 01фаску; она проходила в исключительно тяжелых условиях

и не согла сыграть сколько-нибудь значительную роль в стабилизации политической ситуации в стране. Лоя Джирга 1915 г. была созвана эмиром Хабибулой в политических целях. На ней торжественно был подтвержден нейтралитет, занятый' Афганистаном в период первой мироврй войны.

Политическая роль джирг совершенно меняется о приходом к власти Амира Ачанулта /1919-1929 гт./. Лоя Джирга 1922 г. была созвана им для обсуждения и принятия первой в истории страны конституции. Этой джиргой было принято решение собирать Лоя Дчшргу один' раз в три года. Лоя Д-гагрга 1924 г. продолжила дело предшествующей джирги. Ею конституция была доработана п утверждена. Тем самым завершился первый период реформ /1919-1924 гг./ . и »эчался второй период, продолжавшийся до 1929 г. Лоя Дифга 1928 г. созывалась для того, чтобы приступить к осуществлению второго этапа реформ, призванных окончательно вылестк Афганистан из экономической-и политической отсталости. Но в ходе ее работы многие из предложенных законов, и решений были заблокированы реакционные делегатами Джирги, настаивавшими на том, что они противоречат исламу. Радикальность выдвинутой королем программы отшатнула от него даже его традиционных сотрудников из грутты"младоафганпев". Против короля были духовенство и феодалы, с одной стороны, и простой народ, не получивший пота никакого облегчения в повседневной лизни - о другой; дальнейшим развитием этих процессов явилось низложение Амкра Ама-нуллы. Лоя Джирга, созванная в октябре 1931 г., была призвана одобрить политическую программу нового короля Надир-Шаха. Эта Лоя Джирга приняла также новую конституцию страны, в которой нашли воплощение принципы, изложенные Нядир-Шахом в известной декларации 1929 г. Лоя Джирга 1941 г. начала свои заседания в весьма сложной политической обстановке; В ноября 1933 г. был убит король Надир-Шах /1929-1933 гг./, в 1939 г. началась вторая мировая война. На Лоя Джирге было принято решение о полном нейтралитете Афганистана; эта позиция сыграла положительную роль в развитии политической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке. Лоя Джирга 1955 г. была созвана, когда после вступления в 1953 г. в должность премьер-министра Мухаммада Дауда обострились афгано-пакистанские отношения. Решимость помочь пушту-

нам, высказанная на этой Лоя Лдсирге, и поддержка Советского Союза вместе с другими странами демократического лагеря позволила Афганистану избежать экономической блокады и достигнуть определенной договоренности с Пакистаном. Лоя ДЬыгрга 1964 г. также шала основной целью утверждение новой конституции. К этому времени наметилось определенное обострение внутренней обстановки в стране. 11 рамках программы социально-эко-но"кческих преобразований новое правительство приступило к подготовке новой конституции. Кпнституция 1964 г. увеличивала возможности политически активных слоев населения участвовать в государственной и общественной жизни. Однако эта конституция не явилась фактором сколько-нибудь заметной стабилизации. Лоя Джирга '1977 г. была созвана с целью "узаконить" новую политическую систему в Афганистане, возникшую после низложения в июле 1973 г. Цухакмада Захир-Шаха. Личная Лоя Джирга избрала президентом республики Мухаммада .¡'дуда и приняла новую, республиканскую конституцию, к выработке которой, однако, не били допущены ни народ, ни прогрессивные политические силы. Новая конституция юридически закрепила власть господствующих классов И сложившуюся после переворота 1973 г. структуру власти. Важные законодательные и исполнительные функции были предоставлены президенту республики, это во многом диктовалось требованиями самого Мухаммада Дауда; провозглашалась однопартийная система с правящей партией Национальной Революции / ПНР/,

которой Ошш предоставлены особые прерогативы: только из ее членов могли выдвигаться кандидаты в президенты и в депутаты пар- ■ ламента. Поскольку в действительности, однако, этой партии как массовой организации не существовало, вся политическая власть оказалась в руках Муха'.г.-'ада Дауда. Поэтому Лоя Джирга 1977 г. положительной политической роли в истории Афганистана не сыграла.

Как бы ни оценивать поел едущие развитие событий, приход к власти в апреле 1970 г. Народно-демократической партии Афганистана /ВДПА/ означал не только замену одного режима другим. Это было событие, подготовленное всем ходом предоествующего развития афганского общества. В диссертации дается краткий очерк государственных и правовых реформ, проводившихся после Апрельской революции и направленны:: на формирование нового, справедливого

и демократического порядка, В этих специфических политических условиях в течение ряда лет %я Джирга не созывалась; регулярное функционирование высшего органа народного волеизъявления возобновилось в 1985 г. Лоя Джирга 1985 г. была призвана "вручить" правительственный мандат на решение основных политических проблем в стране НДПА. На ней била провозглашена руководящая роль ШЛА в стране, одобрена внешняя и внутренняя политика, проводимая ею, и т.д. Руководство НДПА и правительство получили требуемые мандаты, но в свете новейших данных о развитии событий в Афганистане результат!» решений данной Лоя Джирги вряд ли можно оценить однозначно. 0-5 ятом свидетельствует и последовавшее вскоре обновление политического рукогодства страны, л существенное изммнение политического курса. Лоя Джирга 1987 г, была собрана в крайне тяжелой ситуэщта: вооруженная оппозиция при поддержке Пакистана, Ирана и Саудовской Ара-ВП5 и стоявших.за ними сил вела ожесточенную и кровопролитную войну против народного правительства, которое выступало с призывом к национальному при-лрению. Ввиду вывода советских войск с территории Афганистана, встал вопрос, о подтвердивши политики неприсоедтения к военным блока» и постоянного нейтралитета. Результаты данной Лоя Джирги получили в целом положительную оценку международной общественности. Замена революционного совета вновь созданным в соответствии с конституцией и наделенным законодательными полномочиями Национальным советом была воспринята как важный шаг л направлении создания правового правительственного организма. Щгрокий резонанс во всем мире получило продление одностороннего прекращения огня. Л^ Джирга 1989 г. проходила в условиях обострившихся внешне- и внутриполитических событий. Важнейшая черта этой Лоя Джирги состояла в том, что все ее шаги имели правовое и традиционное обоснование: ссылки на статьи конституции, на национальные традиции. На установления ислама. Лоя Джирга 1990 г. рассмотрела два вопроса: а/ обсуждение положения внутри страны и в регионе; б/ принятие поправок к конституции. С^оди результатов работы этой Лоя Джирги принципиальное значение шела отмена 26-й статьи конституции, по которой право "регулирования" внутренней п внешней торговли оставалось за государством.

Проведенный в диссертации обзор обстоятельств, которые обусловили созыв и содержание работы общегосударственных джирг, показывает, что они прошли путь от общинно-родового органа типа сходки с универсальной юридической компетенцией, основанной на обычном праве а'|ганцев, до государственного органа, права и компетенция которого очерчены в конституции; такой орган обладает вместе с тем правом законодательной инициативы, компетенцией в области установления новых правовых норм. Это объясняется своеобразием исторического развития афганского общества, для которого характерна крайняя неравномерность и разнообразие в формировании общественных формаций и укладов на каждом этапе его исторического развития. Так в настоящее время пережитки общинно-родовой организации отнюдь нельзя считать искорененными, однако они уживаются не только с серьезными блоками феодально-племенного уклада, но с компонентами капиталистического уклада; В такой ситуации ясно, что традиционные формы общественной организации не только сохраняют свою внутреннюю силу, но и способны функционировать с новой силой. И действительно, мы видим, как сложившиеся в ХШ1 в. всеафган-ские джирг«, сыгравшие столь положительную роль в становлении афганской государственности, превратившиеся затем в инструмент власти ханско-феодаяьной верхушки, могут обрести в будущем статус собраний, организуемых для свободного волеизъявления всего народа.

В данной главе диссертации Детально разбираются также функции в деятельность джирг отдельных груш племен и социально-сословных груш: джирга общественных деятелей Афганистана /1983 г./; джирги улемов и духовных лиц; джирга кочевых пле-ыен Афганистана; джирги приграничных племен /1985 г./; джирги свободных пуштунских племен /1986 г./; джирги народности хазара /1987 г,/.

Вторая глава диссертации посвящена нормативным актам организации и деятельности Яоя Джирг. В ней говорится, что в ходе многовекового развития в Афганистане сложился весьма своеобразный комплекс правовых и религиозных норм, составляющих в своей совокупности ту систему-правил, которой джирги руководствуются в 'следуют в своей практической деятельности. В атом комплексе можно.выделить три осповных пласта.

1. Нормы обычного права, составляющие наиболее древний пласт.

2. Исламские нормативные правовые предписания.

3. Конституционные нормы и другие юридические акты, вступившие в сипу в эпоху формирования новой правовой системы по образцу имеющихся в развитых странах XX века.

Естественно, самым архаическим правовым пластом, составляющим древнейшую основу работы джирг, ладимся норма обычного права, Специфика региона, в котором сформировалось афганское государство, состоит в том, что из-за сохранения пережитков родового строя общинные и народные собрания оказались неотъемлемым комплексом в системе функционирования правовых устанотшешй; естественно," что эти собрания, получившие название джирг, руководствовались в доисламскую эпоху нормами обычного права. В дальнейшем, в условиях мусульманской идеологии, нормы обычного права сохраняли важное значение, придавал всей деятельности джирг любых уровней характерную национальную окраску. Закрепленные в народной памяти, передаваемые из поколения в поколение "норма общежития", регулировавшие жизнь не только в обществе, но и в се"ье, ■ составляли и продолжают составлять специфическую демократическую основу, опираясь на которую, участники джирги вира-, батывают свои решения, и поэтому эти решения воспринимаются всем народом как обязательные и неукоснительные. К нормам обычного права восходят "выборы" джирги и ее традиционный "регламент", детально описанные в диссертации. Уклонение от-исполнения решений джирги или их нарушение ведет к наказанию, Срмым мягким из наказаний являются штраЗм. Распространенным штрафом является требование зарезать определенное число баранов и устроить пиршество. Другим, более суровым наказанием является« . высылка из родных мест; тяжелым наказанием было сожжение дома провинившегося. С особой торжественностью обставлялось примирение враждующих родов, племен или семей, или целых сеЛекий, достигнутое благодаря миротворческой деятельности джирги* Мцр' или .примирение, а также решение различных спорных вопросов, могло производится и на обгединенном заседании джирг враждующих ила-спорящих племен.

Действие норм обычного права иллюстрируется в диссертации раэбором системы, действующей в провинции Пактия. Здесь, как

и в ряде других местностей, совокупность норм обычного права, определяющая законы функционирования джирг, входит в систему традиций и обычаев -"пуштуивали". Это - кодекс чести и нормы ( нравственно-этических ценностей, регулирующих все аспекты жизни; сюда же откосится родо-племенная структура и связанная с ней генеалогическая традиция, институты племенного самоуправления, правила воинских доблестей и, в узком смысле слова -нормы обычного права. Анализ структуры пуштунвапи показал, что в .его основе лежит ряд принципов, за соблюдением которых и призвана следить джирга. Принцип н а п г - это понятие соответствует значению чести, как личной, так и той генеалогической единицы, к которой каждый относится. Прннцип тура/ / -

тот личный престиж, который связан с отвагой, доблестью, мужеством; иначе говоря, это - готовность защищать все принципы ' обычного права с оружием а руках. • Принцип нам ус/ / -определяет положение женщины в обществе; его можно перевести как"честь, доброе имя, репутация, оовость, чистота". Принцип меранэ/ / обозначает силу воли, непоколебимость и отвагу, с которой афганец должен преодолевать любую трудность,

. Кроме того известен принцип"мелмастия" / /, "гос-

теприимство", "бадал"/ /,"воздаяние","мусават" / /, "равенство" и др. Чрезвычайно интересно с ксторико-правовой точки зрения, что наряду с указанным! "положительными" принципами функционирование пуштунвапи определяется системой за-■ претов, образующих категорию "шарм". . .—

Нарушение этих принципов ведет н возмездию /"тоба" /; в определенных условиях, разумеется, речь может идти о прощении /"узер" . /.

Исключительный авторитет джирги подчеркивается и тем, что она не созывалась непосредственно для решения любого имевшего места конфликта. Ей предшествовал ряд примирительных процедур, среди которых одна из наиболее эффективных -нанрвати / /. Она состояла в том, что более слабый из участников конфликта направлялся к более сильному с просьбой о прощении. Во многих случаях, однако, особенно в случаях умышленного убийства, зта процедура не приводила к желаемому примирению, тогда единственным и окончательным авторитетом оставалась джирга.

Приведенный пример показывает, что система норм обычного права - нарх - определяет работу джирги. Конкретный случай функционирования джирг в провинции Пактия отражает общеафганскую закономерность, состоящую в следующем: чем ниже уровень функционирования джирги, чем она ближе к селении или к некоторой элементарной ячейке родо-племенной система, тем большее место в ее деятельности занимают судебные вопросы, решаемые во многом на уровне норм обычного права - нарх, и, напротив, чем выше уровень джирги, тем в большей степени нормы обычного права "перерождаются" в современные демократические конституционные нормы.

Особый раздел данной главы посвящен тем нормам исламско- . го права, которыми джирги руководствуются в своей работа. С этой целью подробно разбираются серии стихов Корана и хади- • сы, относящиеся к различным сферам правовой деятельности: сама правовая идеология Корана и других источников мусульманского права является универсальным обоснованиям правомочности джирг в целом. В диссертации показано, как аяты Корана и ха-дисы могут служить обоснованием в конкретных конфликтных случаях, относящихся к сфере брачного и се .ейного права, а также к частым в реальной практике ситуациям Примирения. Обосновывается также положение о том, что внедрение норм мусульманского права явилось значительным шагом вперед в развитии, и кодификации афганской правовой системы в целом. Значение мусульманского права дая Афганистана состоит в том, что любые заново разрабатываемые законоположения и правовые документы немыслимы без учета широко распространенных на всех уровнях юридической практики систематических обращений к Корану и хадисам, к киясу и, в необходимых случаях, к идама. Норм мусульманского права не могут бить отменены в Афганистане, поскольку именно они являются, по сути дела, основным правовым источником в работе древнейшего демократического института в стране - джирги. Поэтому речь' может идти лишь об их дальнейшем развитиии, об акцентировании в них того,что относится к области общечеловеческих ценностей.

Наконец, в заключительном разделе второй главы освещается роль конституционных норм в функционировании джирги. Данный

раздел построен на анализе конституций.

Вопрос О кодификации права фактически встал в Афганистане тогда, когда в результате третьей афгано-английской войны страна обрела податную независимость и стала подлинным субъектом международного права. Централизованное государство нуждалось в юридическом оформлении, в системе законов, которые бы регулиро-. вали общественные отношения и точно определяли бы права подданных и права государства, а также юридическую сторону отношений государства к подданным и подданных к государству. Выло необходимо разработать основы современного законодательства в отдель/ ных направлениях, таких как налоговая система, судебная деятельность, регулирование торговли и предпринимательства. В этих областях требовалось создать эффективно действующую и гибкую правовую оиотему, которая удовлетворяла бн тех, в чьих руках была власть, и шесте о тем благоприятствовала бы поступательному движению в обществе, которое предвидели и на которое надеялись наиболее дальновидные и наиболее здравомыслящие из руководителей страны.

При разработке этой новой юридической систймы, в ходе кодификации права, выявились следующие основные моменты, следующие наиболее важные структурные единицы, которые оказались в центре всей этой работы - правильное и эффективное их решение как бы определяло способность всей системы к функционированию, включавшему дальнейшее саморазвитие. Во-первых, необходимо было разработать основной Закон - Конституцию: именно он должен был определить и узаконить соотношение власти и народа, заложить основы законотворчества и функционирования законов. В процессе создания конституции в Афганистана менялись общественные условия -это обусловило разработку многих версий Основного Закона. Во-вторых, требовалоеь узаконить место и функции джирг в новосозда-нной юридической система, именно они обеспечивают связь новых уптановлений'о традиционными. В-третьих, речь шла об .определении соот ошения власти в виде ео ошдельнн7: компонентов: имеются в виду функции главы государства и порядок его избрания,- порядок созыва джирг, их отношение ко всем другим компонентам властных структур; соотношение законодательной, исполнительной и юридической власти; пределы функционирования конституции, условия ео

замены или 'модификации.

■функционирование всей правовой системы определялось государственным строем страны, последят! ко определялся Основным Законом - Конституцией; традиционная форма народного волеизъявления -джирга - регулировала как разработку необходим« актов, так и их введение в действие. Конечно, в действительности все обстояло намного сложнее, так как в джиргах «а всех уровнях доминировали представители тех классов и обществнннцх групп, которые стояли у власти: в 20 - 30-х годах это были представители богатых землевладельцев, родо-племенной верхушки, тесно связанного с ними духовенства, затеи к ним стали присоединяться представители нарождающейся буржуазии; после революции в них преобладали члены Народно-Революционной партшш, в первую очередь - различиях подразделений ее руководящих структур. Однако, в последние годы, провозгласив политику национального примирения, правительство и руководство партии стремятся к тому, чтобы в джиргах были представлены все реально влиятельный слои населения п политические группировки, справедливо усматривая в этом залог продвижения к миру и согласив на всей территории страны.

В данном разделе также освещается статус Лоя Джирги в последней конституции Афганистана. Особый раздел этой конституции посвящен Лоя Джирге: она квалифицируется как "наивысший выразитель воли народов Афганистана". В диссертации анализируется ' предусмотренный этой конституцией состав и функции Лоя Джиргп.

К сожалению, приходится констатироЕать, что события последнего года не привели к укреплению конституционного права в стране: в настоящее время вообще не приходится говорить о какой-либо конституции в стране. Тем но менее, идея созыва порой общенациональной джирги отнюдь не теряет своей популярности.

В заключении характеризуются основные тенденции развития правового статуса джирг вообще и Лоя Детрги, в частности. Отмечается, что в древнюю эпоху джирги были самым важным правовым регулирующим органом. С развитием феодальных отношений их роль становится всо более,и более формальной. При первоначальных попытках создать современную правовую систему традиционная значимость джирг не учитывалась, однако по мере понимания того,

что национальная специфика странн не укладнвается в рамки правовой системы западной демократии, Лоя Дяслрге стали предавать все большее значение. В настоящее время все же сохраняются противоречия мвжду очерченнылги в Конституции правами и функциями , Лоя Л-мгрги, ее местом в национальном сознании и теми возможностями, которыми она реально обладает для решения кардинальных проблем, стоящих перед современным Афганистаном.

2015 © LawTheses.com