АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Общественно-политические и правовые взгляды И. Алтынсарина»
РГ8 ОД
I 1 ¡»'Ш^ АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
На правах рукописи АЛДИБЕКОВ ЖАПАР СМАИЛОВИЧ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И.АЛТЫНСАРИНА
Специальность 12.00.01 - Теория и иотория государства и права, история политических и правовых учений
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени кандидата юридичеоких наук
Алиотн, 1993
Диссертация выполнена в проблемной группе "Ереже- как важнейший источник обычного права казахов" Института государства и права Национальной Академии наук Республики Казахстан.
Научный руководитель - академик Национальной Академии неук
Республики Казахстан, доктор юридических наук С.З.ЗИМАНОВ
Официальные оппоненты: доктор юридических наук
Т.А.АГДАРБЕКОВ
кандидат юридических наук, доцент Х.А.АБИШЕВ
Ведущая организация - Казахский Национальный Гооударот венный Универоитет им.Аль-Фераби
Защита состоится * ЛЬсЛ> 1993г. в
" " часов на заседании специализированного совета Д.308.05,01 по присуждению ученой степени доктора наук при Институте гооударотва и права Национальной Академии наук Республики Кавахотан по адресу: 480008, Алматы, пр.Абая, 50-а,.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке HAH Республики Казахстан по адрсгу: г.Алматы, ул. Шевченко, 28.
Автореферат разослан: апреля 1993г.
Ученый оекретарь Специализированного Совета, кандидат юридических наук
А.Х.ХАД1ИЕВ
- 3 -
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы. В изучении общественно-политических и правовых идей в дореволюционном Казахстане немало белых пятен. К тоыу же теперь приходится переосмысливать прежние нами оценки и подходы по ряду вопросов, уге исследованных.
Духовная жизнь и идейное взросление казахской интеллигенции XIX и начало XX в.в. произошли под влиянием ряда внутренних и внешних факторов развития общества, среди которых имели существенное значение пробуждение казахского общества и формирование в нем демократических идейных течений, более тесная овязь малочисленной образованной части местного.населения о Россией, с её духовной визньв, в то го время оказывалась отсталость казахского общества и низкий уровень грамотности населения* Казахстан был колониальной территорией Росоин.
Во второй половине XIX и начале XX в.в. в кааахском обществе происходило заметное изменение в овяэв о проникновением в Казахстан прогрессивных, демократических и просветительских идей, которые изменили структуру и направление общественно-политической и правовой мысли рассматриваемого периода, обогатили их. Однако, ва этом пути стояла царокая империя, её колониальная политика.
На становление отдельных национальных общественных деятелей, на их взгляды отразились особенности дореволюционного казахского общества, их стремление х просвещению народа п как-то приобщиться х общему процеооу и црогреосу цаввхяэацмя.
Общеотвенно-политичеояив и правовые взгляда Ибрая 1атиа-оарина, которые предотааляют ооновяой предмет настоящего исследования, теоно связаны о эго миропониманием о другою
- h -
о-вдонамв ого воззрений. Походя из этого и имея ввиду более ц-jjiocsaoo познание й.Аягдасарина как общественного деятеля, цаии уделено в работе значительное внимание процессу формирования его взглядов и факторам, во многой предопределявший направление его идейной аизни и деятельности.
При выборе темы диссертации ыы исходили не только из того, что сама по себе фигура И.Алтынсарина значительна в иото-раи Казахстана и изучение его взглядов ва*но в научной и познавательной значениях. Актуальность проблематики состояла и в той, что политические и правовые аспекты его воззрений являлись нераскрытые сторонами общественной деятельности. Правдас на этой пути познания были свои трудности, связанные о недостаточной разработанностью общих проблей политико-правовой организации Казахстана рассматриваемого периода.
Степень изученадсти пъобязиц- Исследователями проделана немалая работа по выявлению я изучение наследия ряда видных общественных деятелей дореволюционного Казахстана. * А вот подход к общественной биографии остается односторонний* Одним sa первых к личности И-Алтынеарина обратились ученые филологи.
£о Иаргулан A-4-t Ч Валиханов, ооб- ооч. 5-тоиах, Алиа-Ата, IS86 Зиианов СгЗ,: Атишев A4 Политические взгляды Ч^Валвханове- Алма-Ата, 1965г Зиианов С.З., Идрисов К.9.
Общеотреино-политичесние взгляды Ыухамед*ана Сералина. Алцг-д'ха, 1989: Зиианов С-3-.; В-И-Лении в советская национальная государственность в Казахстане. Алиа-Ата, 1970? Бейсеибиев К-Б Очерки иоюрии общеотвенно-политичеокой я фаооофохой ныоли » Казахстане. Алиа-Ата, 1976?
Ктльтелеев T U Уголовное обычное право казахов. Алма-Ата;. 1955с • "
Сапаргалиег ^Карательная политика царизма в Казахстане.
Алма-Ата, 1966 я др.
Их литературоведческие исследования смаются довлеющими среди работ, посвященных И.Алтынсарину и, безусловно, они имеют большое научное значение. В исследовании его литературного наследия большая заолуга'принадлежит С.Сейфуллину, М.Ауэзову, С.Цуканову, Е.Иомаилову, Б.Кеняебаеву, М.Габдуллину, А.Дерби-салину. С.Кирабаеву и др. Ценность их работ для нас состоит в том, что они, рассматривая различные стороны литературной и педагогической деятельности И.Алтынсарина, так или иначе затрагивают и социально-политическое содержание его произведений, его общественные взгляды. Имеются специальные исследования, выполненные философами и историками. Ими в основной охватывались его философские, этические, просветительские воззрения.* Больший достихениеи является издание.трехтомного собрания оо-чинений, изданного в 1975-1978г.г. под редакцией профессора Б.Сулейменова.
Была и дореволюционная литература об И.йлтыноарине. Она представлена в основной воспоминаниями его современников и учеников. Наши прочтены более полные рукописные тексты отдельных воспоминаний. 2
1. Казиханова Б. Этические взгляды И.Алтынсарина.Алма-Ата, 1973; Уразбеков К. Этические воззрения И.Алтынсарина. Алма-Ата, 1974; Бурабаев М.С. Идейные связи общественно-политической мысли в Казахстане, в России -втор. пол.ХУЗ-нач. XIX в.в. Алма-Ата, 1987; Дамавез А. Й.Алтшсарин его русские друзья и последователи. Алма-Ата, 1938, я др.
2. Ильминский Я.й. Воспоминание об И.Адтынсарзне, Казань. 1891. Балгымбаэв Г. Воспоминание об И.Адтансарине, первом инспекторе народных училищ ТургаЗокой области (рухопзоь);
Мозохин А., Соколов,®. Пиоьмо учителей об Алтынсаряиа.
ЦГА республики Татарстан, $.968, оп.1, д.136, а.211.
— б -
Положительно оценивая в целой вклад исследователей в изучение наследия и взглядов И.Алтынсарина нельзя не отметить, что многие из них были "скованы" классовым подходом, занимались лакировкой и очищением его взглядов, подгоняя их к идеологический и методологическим етампам, что было обязательным условием в условиях Советского толитарного режима.
Что касается политических!: правовых воззрений И. Ал тын-сарина, то о них меньше всего говорилось в выполненных о нём исследованиям. Эху часть можно считать "белым" пятном в изучении его наследия. .
Цель и,задачи исследования;
- изучение условий, истоков и этапов формирования Ибрая Алтыноарина как видного представителя общественно-политической и правовой мысли казахского народа во второй половине XIX века;
- проникнуть в особенности взглядов И.Алтынсарина и идейно-прооветительоких концепций и попытаться через них раскрыть его политико-правовые взгляды;
- проследить связь практической деятельности И.Алтынсарина о его политико-правовыми идейными установками;
- определить отношение И.Алтынсарина к институтам обычного права и судебно-адмивистративной системы и преобразованиям в 60-80-х годах в Казахстане.
Теоретической у методологической базой исследования является как обиий диалектико-материалистический метод научного познания, так и специальные научные методы, а именно: логи-ческвй, иморичеокий, системно-структурный, сравнительный.
Наки изучались и перенимались испробованные методы и под* оды изучения наследия выдающихся деятелей культуры, общественной жизни, данные в трудах советских исследователей. В качестве источниковедческой Оаэы нами иопользованы труды самого И.Алтынсарина, многочисленные документы архивных фондов республики Казахстана, Татарстана, Оренбургской, Тургайокой областей, г.г.Москвы, Петербурга. Разнообразные документы и материалы архивных фондов, уже известные и неизвестные, легли в основу нашего исследования. .
Научная новизна и практическая значимость исследования.
Научной новизной исследуемой темы является, прежде всего новизна постановка проблемы. До сих пор не было специального исследования, посвященного общественно-политическим и правовым взглядам Ибрая Алтыноарина. В истории общественно-полити-чеокой ыыоли в дореволюционном Казахстане И.Алтынсарин прежде всего известен как педагог-просветитель, литератор, а затем уже как общественный деятель. Ученые иооледователи, освещая ту или иную сторону деятельности И.Алтынсарина, в какой-то мере, разумеется, затрагивали его общественно-политические и правовые воззрения, но не изучали атого вопрооа специально.
В нашей предлагаемой работе даэтсп, как нам кажетоя, более развернутая характеристика среды а окружениям И.Алтынсарина, в которой воопитывался, обучалоя и духовно возмужал, что оказало больаоз влияние на формирование его общих воззрений. Нами введена в его окружение новая личнооть-Г.Балгымбаев, ученик, ооратник И.Алтыноарина. Ов в 1907-Ш7г.г. занимал высокий поот ичспектора народных училищ Торгайоко! облаоти.
Г.Балгымбаев оставил очень денное воспоминание об И.Алтынса-рине. Внимательно читая это воспоминание, мы убеждаемся, что при совмеотной работе, а иногда и сопровождая его в служебных поездках по отепени, он был очевидцем многих интересных встреч Алтынсарина о разными людьми. Благодаря воспоминаниям Балгымбаева, мы впервые подробно узнаем о знатных людях степного края, которые уважали Алтынсарина,влияли на него, были с ним в близких отношениях. Также нами были обнаружены в архивных фондах г.Казани документальные данные о деятельности родного тестя Алтынсарина Чулака Айбасова, в то время работавшего помощником начальника Западной части Оренбургокого об-лаотного управления. Нами введены в научный оборот некоторые другие материалы. В чаотнооти, обнаружены некоторые новые факты из архивных фондов г.Казани, из личного фонда Н.И.Ильминс-кого, где приводитоя ряд неопубликованных его переписок с выовими должностными лицами Туркеотанокого края, по вопрооам инородческого образования, затрагивается деятельность И.Алтынсарина.
Нами покааан интерео И.Алтыноарина к политико-правовым вопрооам и особенности его взглядов по отношению к роли и месту обычно-правовых институтов в казахском обществе. Дается анализ его специальных работ, в чаотности " Очерк обычаев при оватовотве и свадьбе у киргизов Оренбурокого ведомства", вышедшей в 1870 году в г.Казани. Эта книга получила в общественных и научных кругах того времени выоокую оценку. О ней в географическом общеотве отзывались так: "Дивооть, а которой раоскаваны вое условия и подробности брака в ореде киргизских
кочевников, верность рассказа, действительность,и, наконец
литературные достоинства языка, по мнении общего собрания,
делают стать» г.Алтынсарина ценным приобретением по части
этнографии киргизов, бытовая жизнь которых до сих пор мало еща
исследована. Признав эти достоинства за очерком г.Алтынсарина,
общее собрание определило его статью в географическое общество
т
для нцпочатания в периодических изданиях общества, -1" Хорошо знавший степную организацию казахов В.Плотников в своей рецензии отмечал, что эта работа "Имеет несомненный интерес и по обилию подробностей, характеризующих бытовую особенность киргизской жизни, составляет богатый материал для этнографии этого народа"» ^ Нами сделан вывод о том, что И.Алтынсарин был ие только выдающийся прооветителем и общественным деятеле» своего времени. Он еще был ученым, больпшы знатоком обычно-правовых норм казахского народа, одним из первых исследователей правосудия казахского общества, осаованного на обычном праве во второй половине XIX в.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно открывает новую страницу в изучения наследия И.Алтыноари-на, обогощает иоторическое, историко-культурное знание о дореволюционном казахском обществе, Материалы а содержание работы могут быть использованы в учебных яуроах по истории Госпублики Казахстан»
I. Из протокола общего собрания Оренбурского отделения 1Ш Русского географического общеотва от 27 февраля 1868года.
Плотников Вл. Заметки на статью г.Алтынсарина "Очерк киргизского обычая при оватовстве а овадьбе". Запаокз Оренбургского птдплт, Янпуск I. Казань, 1870, 0.122.
- 10 -
Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях проблемной группы в Институте государства и права,Национальной академии Республики Казахстан, на кафедрах Аркалыкс-кого педагогического института.
Основные положения диссертации изложены на республиканских, вузовских научных конференциях. По теме исследования опубликованы четыре научные работы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющие девять параграфов, заключения и списка основной использованной литературы.
Основное содержание диссертации.
Во введении обоснована актуальность темы, раскрывается степень её разработанности, определяется цель исследования и дан обзор литературы и источников, имеющих отношение к изучению наследия и творчества И.Алтынсарина, представлена значительная поисковая работа диссертанта по выявлению новых данных, фактов и документов об И.Алтынсариие и определению их научной ценности.
Первая глава. "Взгляд И.Алтынсарина на общественно-политическую структуру Казахстана во второй половине XIX века". Е этой главе даются биографические данные, раскрываются условия, истоки и этапы формирования И.Алтынсарина общественного и политического деятеля Казахстана, во второй половине XIX века его службы в Российских органах управления.
Имя Ибрая Алтынсарина занимает видное место в ряду исторических деятелей, составляющих гордость казахского народч, Всю свою жизнь полагпг-иросветитоль, талантливый ппзт и пи-
сатзль, крупный общественный деятель посвятил делу борьбы за просвещение и возрондение своего народа. Его вклад в национальную культуру особенно ценен тен, что он пытался приобщить казахское общество к русской и европейской цивилизации.
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Аракарагайской волости, Николаевского уезда (ныне Затоболь-окий район, Кустанайской области). Он рано лишился отца и о грех лет воспитывался у своего деда-известного бия Среднего 1уза Балгояи Жанбурпшна. В 1844 году решением царского правительства была открыта в Оренбурге, при Пограничной комиссии,, пкола для обучения казахских детей, о целью подготовки из них писарей, переводчиков и мелких сельских чиновников о степи. Дед определил мальчика .в эту школу. Полученное образование дало ему возможность работать переводчиком, учителем руоского языка, дало возможность' ему открыть в 1863 году свою школу для обучения аульных детей.
В 1857 году И.Алтынсарин, окончив Оренбургскую казахскую школу о отличием, наравне оо своими товарищами - Шахмуратом Кулубековым, Шахмуратом Куиербаевым, Токтамыоом Хоопаковым и Уиргалием Бактияровым получает возможность оставаться ва службе при Пограничной комиссии у профессора В.В.Григорьева. Но, его дед Балгожа, лично знавший Григорьева, обращается к нему с просьбой - о направлении Ибрая на службу к нему в его распоряжение, мотивируя тем, что любимый внук сильно привязан к нему о детства. Таким образом, он вначале работал около трех лет писарем у ововго дела, войскового отармгаы - Бвхгож9-<5ия. А э аягуотв 1859 гола й.Алтнноарии снова аоввранаягся м
- 12 -
олужбу при Пограничной комиссии. В дальнейшей в поолужном описке Алтынсарина сказано: "В службу вступил 1 августа 1859 года младшим толмачем областного правления." *
В течение 1860-1879 г.г. И.Алтынсарин, кроме учительской работы, занимал ряд должностей в местном российском управлении - письмоводителем, переводчиком,, судьей, помощником начальника уезда и периодически, исполнял обязанности начальника уеада, В 1879 году И.Алтынсарин получил новое высокое назначение на должность й'ксйектора школ Торгайской области, в состав которой входили четыре; уезда -Илецкий /Актюбинский/, Иргизский и Николаевский /Кустанайский и Торгайокий/. Находясь в этой должности он много сделал для распространения просвещения среди молодого поколения казахского народа. После смерти И.Алтынсарина учителя, с которым он работал, (в своих пиоьмах к Ольминскому АД.) дакали ему самую высокую оценку и как инспектору, и как человеку. Смерть И.Алтынсарина была отмечена в ивотных газетах прочувственными статьями, в которых говорилось о нем, как о выдающемся деятеле России и
9
Казахстана. с
Казахское общество на рубеже XIX - началу XX в.в. по характеру и содержанию господствующих в нем общественных отношений оставалось патриархально-феодальным. Хотя в »тот период в сферах общественной жизни казахов и произошли некоторые изменения, но к целом они умещались в рамки отсталого оредневековья. Если они и изменяли патриархально-феодаль-
1. ЦГА Оренбургской облаоти ф.968. оп.1, д.186, л.217.
2. Оренбургский лиоток, 1889, № 31.
- 13 -
ные отношения, то не нарушая господствующего положения этих отношений. Основной формой хозяйствования населения оставалось кочевое скотоводство. И то время в среде немногочисленной образованной части общества господствовало мнение о том, что основным условием преодоления косности, забитости населения -это его просвещение. Эта часть интеллигенции выступала такие за постепенный переход кочевников и полукочевую оседлость, за создание на подобие центров культуры, за изменение структуры управления, особенно судебной. Среди них наиболее колоритной фигурой был Ибрай Алткнсарлн.
С 1860 года И.Алтынсария работал переводчиком в Оренбургском областном управлении, которое возглавлял В-В.Григорьев, весьма образованный деятель, профессор-ориенталиот. Этот период яизни Й.Алтынсарина, его общение, дружба о вин были знаменательными в смысле интеллектуального, политического самообразования. В одном из воспоминаний сказано: "Григорьев давал Алтыноарину книги, и он по целым утрам читал их, отрываясь лишь редкими^ случаями посещения киргизов или русских чиновников". 1 Кру? интересов Алтыноаряна расииряется. Он
Ч
устанавливает связь с видными востоковедами-учеными России. По словам профессора Е.Бекмаханова, 'наряду о вяроко- образованными и прогрессивно настроенными людьми, а именно извеот-ным лингвистом и этнографом В.В.Радловыи, миографом я фольклористом А.Е.Алекторовым Григорьев оказал прогрессивное влияние на формирование общественно-политических взглядов Й.Алтынсарина. 2_
ЬИл^инокий Н.И.Воспоминание об Й.Аныноарине.1981,Казань, 2.£екмаханов Е.Присоединение Казахстана к Роосии,1957,0.230.
- 14 -
Больший другой И.Алтыноарииа бил Н.И.Ильиинокий-крупний русский тирколог, арабиот, извесгний своей иисоионерокой деятельностью«, При царской релиыа и колонизаторской политике трудно било добиться улучшения школьного образования без определенного содействия со стороны царской администрации. В этом отношении Ильиинокий помог Алтынсарину частично наладить школьное дело в степи, поддераивая его в трудный мииуты. Н.И.йдьминский с 1859 года занимая додиноить чиновника по особым порученияа при Оренбургском губернской управлении. С первых же дней работы в Комиссии он прилагает большие усилия для изучения казахского языка и овладевает ии. Парная встреча И.Алтынсарина с Н.Ольминский состоялась в октябре 1859года. Вопомииая эту первую встречу с Алтынсаринии, Ильминский пишет: "Когда в 1859 году возвратившись из экспедиции для съемки Восточного берега Каспийского моря, где я был включен в качестве толмача, впервые увидел Ибрагииа Алтынсарина у В.В.Григорьева. Василий Васильевич познакомил нао, отрекомендовав мне го в самых лестных выражениях. И так я познакомился с Алтыноариным в рабочем кабинете В.В.Григорьева". 1 Так началась дружба между И.Алтынсариним и Шгьминским, занимавшая многие годы. Н.И.Ильминский по праву очитается первым биографом И.Алтынсарина. Его труд "Воопоминание об И.Алтыноарине" /Кавань,1891, Литотяпография В.М.Ключников/ имеет непереходя-иу» иоторичеоку» ценность.
На И.Алтыиоарина оказал оерьавное влияние друг и мудрый
советчик Василий Васильевич Катаринокий /1В46-1902/. Слвлуат
"1. Йяьммноций й. Йооломинания об Длтинпчрин«. 1891, Кчррнь,
О, Т. 5.
оказать педагогическая и просветительная деятельность Алига-сарина, слуаба в качества инспектора народных училищ Торгаа-ской области, плодотворность его деятельности на атях участках во иногоа были связаны с гшеяеи В.В.Катарииского, Он оказал огромное влияние на §сриированио мировоззрения, яедагогачео-ких взглядов И.Длтынсарина. *
Летом 1874 года был образован самостоятельный Оренбургский учебный округ, а вра ней учрездаатся новая должность инспектора татарских, баанарских и казахских ыкол» 51а ату должность с 20 сентября Х875 года назначается В.В.Кахаршгский и одновременно ему поручено курировать сосюяиио учебно-воспитательных работ в дух омах иколах. Посла переезда з Оренбург на должность инспектора пнородческвх паоЯ Ясгоринснйа начинает свою деятельность ао знакомства в состояшеа ргсбиих заведений округа а учительскими кадрами. Он яичко объезжает русско-казахские иколы Кустанайскогс, Тургайского, йргизскогоо Тургайского и Актюбинского уездов. В Тзргае он впервые встретился с Алтннсариным и не без поддерзка Катаринского И.Алтын-сарин в 1879 году назначается инспекторе« училищ ТургайскоЛ области. В.В.Катаринский всегда'поддерживал новые начинания и инициативы И.Алтынсарина в деле постановки а организации дела просвещения края. В частности, оя защитил и отстоял мысли и предложения Алтыисарина о преобразовании однокласоншс русско-казахских училищ в двухклассные, об открытии училищ для девочек-казашек, ремесленного училища в Торгае, учительского курса в Ороке с целью подготовки казахских учителей и
Г.Будилович A.C. Труды особого совещания по вопросам образования восточных инородцев.СПБ, 1905, с.38.
. -16 -
др. 1Ьс современник А.С.Будилович впоследствии напишет: "Как яв говори, в Торгайской степи новую учебную систему создал и дальше развивал В.Алтцасарив, ого всостороине поддерживали Н.Н.Ильыинский и крупный оргаиизатора ученый - В.В,Катарине-КИЙ* о 1
Близким другом Й.Алтынсаршга был и Я.П.Яковлев /1815-1850/s начальник Tjju'uüukuíu ^оада. Как егедехбльежаую! еов-реыенник;г8 будучи гуманиоток и имея огромный опыт, Я.П.Яковлев представлял в tes условиях идеал уездного начальника в Казахской степи. Доброта м мягкость с твердостью воли и независимость» сукдений, чисто русское добродушно и гостеприимство были отличительными чертами личности Яковлева. Трудолюбивый, бескорыстный, и вникающий в положение степных жителей Я.П.Яковлев снискал себе глубокое уважение и самую искреннюю любовь местного населения всего Торгайского уезда. В письме S июня 1661 года Й.Алтынсарин по атому поводу пишет А.А.Боб-ровникову "Поело долгого ожидания вчерашнего числа к нам приС новый начальник Яковлев". Й.Алтынсарин вское заручился его поддержкой при открытии первой школы в Торгае. Со своей стороны Яковлев поручает И.Алтыисзрину исполнять обязанность делопроизводителя, помощника уездного начальника, уездного судьи, а при овоем отсутствии втечение продолкитвль-иого времени, оотавлял его исполнять обязанности лаже начальника уезда„
Й.Алтынсарин принадлежал к числу замочлтплмют людпй, вышедших из сради казахского ипрпдг». он бил прппилпрг^м
1. Е'УДИПОВИЧ А. 0. ТруГН ОСОГ'ОГч г;»В'!!ЦПНИП "" РОПП'К'ТН расточных инсфолцчр. СП1?, I'«j\ о.7'».
нратичеоких преобразований в системе народного образования в казахской отепи и на практике использовал возможности внедрения разработанной им системы школьного дела в Казахстане. Последние десять лет своей жизни /1879-1889/ И.Алтынсарин занимал руководящие должности в сиотеме народного просвещения, был инспектором по народному образованию в Тургайской области. Именно на этом посту он и проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем, просветителем и крупным общественным деятелем.
Просветительская и общественная деятельность И.Алтынса-рина совпалась с тем периодом, когда проводилаоь судбеио-административная форма царизма в казахской степи. Он выступает рядом записок и публично с критической оценкой различных сторон этой реформы, Его взгляды изложены в статьях "Горе киргиза", "Иа степзй Торгайской волости", "Пр поводу голода киргизокой степи" и др. 1
Вторая глава. "Правовая жизнь казахского общеотва в оценке Ибрая АлтыноаринаЗ В данной главе диссертации рассматриваются взгляды И.Алтынсарина на правовую систему казахского общества, в частности, на судебную организацию, об обычном праве казахов и его отношение к политике царокой России в области оудоустройства и судопроизводства в Степном крае,
В 1868 году был издан царокий Указ "Временное положение" по управлению областями степного края, в оостав которого входили четыре облаоти- Торгайская, Уральская, Семипалатинская и Семиреченская. Реформа 1868 года прежде воего коснулаоь
1. ЦГА Республики Казахстан, ф.25, ол.1, Д.2022, л.188.
еудебно-адмивиотративиой сферы казахского оо^иогеа. Царское правительство стреиилооь приблизить политические институты степного управления к овоин колонизаторский интересам. Была введены царизмом две судебные системы: общеимперскио суди, действующие на ооновании общих законов империи и местные суды иди оуды Оиев, действующие на основании обычного права кавахов.
И.Алтыноарин выступал ва сохранение суда биев, как орта на понятного и наиболее соответствующего уровню развития, традиций казахского народа. По мнению И.Алтыноарина, несмотря на то, что оуд биев поставлен под строгий контроль царской администрации, по овоей структура и организации был более гибким, более приспособленным к условиям казахокого общества в отличие от общевмпераких судов. Суд биев производился в уотной форме, без вапиоей, публично и во всех случаях допуо-калаоь гласность судопроизводства. На практике большинство общеуголовных дел казахов рассматривалось не в общеимперских оудах, каким они были подсудны, а судах биев. В то же время И.Алтыноарин не обоолютивировал оуды биев, критиковал их отрицательные стороны. Он доказывал, что так навиваемое выборное начало, введенное царским правительством в системе меиной судебной влаоти, явилооь источником роота интриг и взаимных конфликтов между борющимися ва власть отдельными группами. Судебная реформа способствовала усилении расслоения кявч»4яйя и сЮоотрипа социапьную и»п»»:-.?»шост8,
ГСстим^нп-вкономичеок?" и обаястврнно-иолитическу») и"*приг ипяэх^чрго 'Ищ.^пгвч ирропмпжнп рзо^иатр^рать в
- 19 -
отрыве от обычно-правовой системы, которая имела большое общественно-политическое и управленческое значение. В то ае время в ней было немало архаичного, гто хорошо понимал И.Алтынсарин. Он отмечает не раз о необходимости пересмотра отдельных полозений обычно-правовых норм " в связи с народными обычаями, бытовыми условиями и взглядами киргизов за подобные дела". * В последствии свои взгляды на обычное
право казахов в развернутом виде Алтынсарин опубликовал в р
печати. с
И.Алтынсарин свои взгляды и суждения о обычно-правовых институтах излагал л своих статьях "Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства", "Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбурского ведомства". Он по праву считается одним из первых исследователей обычного права казахов.Дв одной из них он писал: "Когда единственным руководителем общественных отношений служили между киргизами обычаи и предания, бывали частые примеры, что друзья, пожелавшие укрепить свою дружбу узами родства, уславливались, что если жена одного из них родит сына, а у другого будет дочь, то соединят их законным бравом. Обычай этот в настоящее время выводится, что можно отнести к некоторому (едва, впрочем, сметному по отношению к таким предметам) влиянию соседних народов, но в большинстве случаев все-таки
1. Алтынсарин И. Собр. соч. т.2, с.37.
2. Алтынсарин И. Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбурского ведомства. Оренбургское стд. ИРШ, Казань, 18ТО.
соблюдается то во и по сегодняшнее время, без исключения,
каждый состоятельный киргиз, имея сына двух или трех дет,
старается высватать ему невесту из семейства лиц, непременно
" I
равных ему по состоянию и почету в роде. х По оценка П.Алтыысарина, эти ранние браки связаны с многоженством казахов, заключались помимо воли будущих супругов= Подобные и другие виды браков в казахской среде Алтынсариным расценивались отрицательно, как купля-продажа.
Когда в семействе умирал старший брат и у него оставалась жена, то она непременно переходила, как бы по наследству, в жены к родному брату умершего. Но если но окажется у последнего родных братьев, то вдову в порядке имущественного наследования отдавали замуж за какого-нибудь родственника. Таким образом, молодая женщина нередко доставалась шестидесяти-семидесятилотним старикам (это называется амангеротвом -А.Ж.). Алтыноарин осуждал такой обычай как пример полного пренебре-жениг человеческими правами казашки. По этому поводу он писал: "... В общем уоловии брака у киргизов не принимается в расчет ни равенство лет вдовы её мужем, ни желание её, ни другие подобные резоны. Всякие пооягательотва киргиза другого рода и отделения на такие права родственников влекут за собой непримеримую вражду, последствиями которой нередко бывали убийства." ^то так называемое амагеротво-жесыр дауы: посягательство на права в отношении вдовы считалось оскорблением, нанесенным роду обиженного, и потому преследовалось воеми его однородцами. Выступление обиженной стороны вызывало родовую X. Алтынсарин И. Собр.соч.т.2, с.14,Алма-Ата, 1976.
гразду. Последствием еЗ явились родовая баршта п даав зткрытая битва. Описывая обычаи, увязающие достоинство певши иазаики, Н.Алтынсарин, как а другие казахские прссзетл-еоли, выступал в защиту её прав.
Демократические взгляды И.Алтынсарина на аддяяистратив-яуо и судебные системы казахского общества отразились з его критическом отношении к чиновничьему управлении в степи. Оя настаивал на необходимости сохранения Самоуправления" а "собственного" суда народа, в го за время си был противником насильственного навязывания царским правительством чухой, незнакомой казахскому народу системы управления в суда. ^
Начиная со второй половины XIX зека,. карское правительство проявляет особый интерес я изучению обычного ярава казахов. Интерес к зтин вопросам обменяется двумя осноеишя причинами. Во-первых, процесс колонизации Казахстана окончательно завершился к концу 60-х годов XIX века» йо-»Торых, перед царским правительством встал зопроо об административной устройстве казахской степи, путя? гнедрения каперской системы управления. Только за 1876-1899 г.?. было опубликовано более 3500 книг и статей либо посвященных обычному праву, либо содержащих материал'о нем. ^ Среди проблем обычного права казахов самой актуальной была организация бийско-го суда. Использовать его в старых формах в изменившихся условиях было невозможно и нежелательно о точки зрения колониальных целей. 3 Царская администрация искала пути его
1. Алтынсарин'И. Собр. ооч.т.2, о,39, „„„
2. Зиманов С.З. Политический строй Казахстана кон.ХУШ перв. половина XIX века. Алма-Ата, 1960с 0.207.
3. ЦГА Республики Казахстан,ф,369,оп.2,д.б1, Л.1.
реформа, чтобы использовать в своих интересах. Эта цель диктовала цообходикость изучения народных обычаев, традиций, взглядов, уклада бизни, ибо без знания различных сторон не-возмоано было бы успешно проводить колониальную политику. К тому бо правительство готовило новую реформу. Была создана комиссий по подготовке её проекта. Основное внимание било сосредоточено на вопросах обычного права, организации бийс-кк- оудоз о их роли в обществе.
собрании и изучении Казахского обычного права внес свой вклад 17 И.Алтынсарии. Однако его цели но совпадали о целям»' органов Царского правительства,
В заключении изложены выводы и результаты, полученные в ходе исследования.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1. Педагогическая динаотия-Чутаевых. Алма-Ата, "Мектеп", 0,5 п.л.
2. Использование материалов XIX Всесоюзной партийной конференции в правовом воспитании. Алиа-Ата, 1989, ИПК при КазГУ, 0,1 п.л.
3. Судебно-правовые вопросы в трудах Ибрая Алтынсарина. Алиа-Ата, 1991, "Рауая"» "Домоу? 0,1 п.л.
<•. Взгляд И.Алтынсарана на судебную организацию в казахском общеотве. Аркалык, 1992, 0,1 п.л.